Перспективы развития телевидения и кино. «перспективы развития цифрового телевидения в россии зависят от того, чью программу поддержит правительство россии: министерства связи или ртрс. Правильный выбор антенны

Цифровое телевидение - это новое поколение телевизионной техники, в которой передача, обработка и хранение телевизионного сигнала осуществляются в цифровой форме. По сравнению с аналоговым телевидением применение методов и средств цифрового ТВ обеспечивает ряд преимуществ. Они заключаются:

В существенном увеличении количества телевизионных программ, передаваемых в том же частотном диапазоне;

В повышении помехоустойчивости трактов передачи и записи телевизионных сигналов;

В повышении качества изображения и звука в телевизионных приёмниках с обычным стандартом разложения;

В возможности создания телевизионных систем с новыми стандартами разложения (телевидение высокой чёткости);

В возможности создания интерактивных телевизионных систем;

В передаче в телевизионном сигнале различной дополнительной информации, превращении телевизионного приёмника в многофункциональную информационную систему.

Перечисленные возможности обусловлены как самими принципами, присущими цифровому телевидению, так и наличием разнообразных алгоритмов, схемных решений и мощной технологической базы.

В мае 2004 года правительство РФ признало целесообразным внедрить в России европейскую систему цифрового телевизионного вещания (DVB - Digital Video Broadcasting). Сейчас в опытном режиме ведется цифровое вещание в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Министерство информационных технологий и связи объявило о намерении в ближайшие годы запретить импорт аналоговых телевизоров и прекратить их производство в России. Полный переход на цифровое ТВ планируется завершить к 2015 году.

Российские телевизионщики не стали первопроходцами в этой области, во многих странах уже идет массовый переход на «цифру». В октябре 2005 года американский Сенат одобрил законопроект, согласно которому в 2009 году аналоговое телевидение в США будет полностью заменено цифровым. Великобритания начала снижать долю аналогового оборудования еще в 1998 году, и сегодня цифровой сигнал способны принимать более 73% британских семей. В Японии цифровое вещание охватит все крупные города к концу 2006 года, и, согласно приказу министерства внутренних дел и коммуникаций, уже сейчас на все поступающие в продажу аналоговые телевизоры приклеивают специальные ярлыки, предупреждающие покупателей о том, что с июля 2011 года аналогового телерадиовещания на территории страны не будет.

Чем вызваны столь активные шаги по внедрению цифрового телевещания? Прежде всего, борьбой за зрителя. Цифровое телевидение дает гораздо более высокое качество картинки стандартной четкости и возможность вещания телепрограмм в формате высокой четкости с многоканальным звуком.

Играет роль и дефицит частот. Практически весь метровый и большая часть дециметрового диапазонов уже заняты. Не хватает частот государственным службам и компаниям, предоставляющим услуги беспроводной связи. Особенно остро эту проблему ощутили полиция и спасатели США во время терактов 11 сентября 2001 года и обрушившихся на страну ураганов.

Цифровая технология позволяет при той же полосе пропускания сигнала увеличить число транслируемых каналов в несколько раз. Это происходит благодаря сжатию информации, содержащейся в исходном видеосигнале. Конечно, в сжатом сигнале часть данных теряется, но особенности человеческого зрения и слуха не позволяют заметить изменения.

Для приема цифрового телевизионного сигнала нужен специальный телевизор, но подойдет и тот, что сейчас стоит дома, если он оснащен приставкой-декодером.

С приходом цифрового телевидения упростится обратная связь вещателей со зрителями. Уже сегодня на российских телеканалах наблюдается тенденция вовлекать зрителей в происходящее на экране. Им предлагают принимать участие в голосованиях, опросах, конкурсах, для чего следует позвонить по телефону, указанному на экране, или послать SMS-сообщение. В будущем послать сообщение можно будет с помощью одного лишь пульта управления, воспользовавшись обратным каналом - из тех, по которым сейчас осуществляется связь с Интернетом (кабель городской телефонной сети, линия ADSL, выделенная линия или сотовая связь). Можно получать дополнительную информацию, голосовать, приобретать товары и услуги и даже общаться с другими зрителями, не отрываясь от просмотра передач.

Уже сегодня клиенты операторов цифрового ТВ могут пользоваться всеми его благами. Остальным остается только подождать - совсем немного.

Все большее распространение в мире получает так называемоекомпьютеровидение - своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, чтоболее повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения - школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры - один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения. Но в электронные игры включаются не только дети. Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее возможности для «бизнес-график» - машинного проектирования, особенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией.

Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению.

К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс - принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб - систем передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с термином «видеотекст», означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется «телетекстом». Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией.

Недалек и тот день, когда можно будет «дозировать» объем сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания «Video Freedom» из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель сможет легко и просто контролировать содержание любой программы. Специальная система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий.

Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в стадии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критически относится к отдельным телепрограммам.

Современное развитие телевидения идет по пути все большей массовизации производства и индивидуализации потребления. Несомненно, учет специфики и возможностей каждого вида тележурналистики, а также потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией телеэкрана, - перспективный путь организации деятельности и планирования системы информации, распространяемой аудиовизуальными средствами.

Ловим эфирный цифровой сигнал. 20 каналов бесплатно

Недавно в Шексне побывали Евгений Голубев, ведущий инженер технического отдела Вологодского областного радиотелевизионного передающего центра, и Олег Осипов, ведущий инженер отдела развития и автоматизации Вологодского областного радиотелевизионного передающего центра. Журналисты Екатерина Марова и Алексей Долгов пригласили их в студию "Шекснинской волны", чтобы расспросить о том, как шекснинцам приобщиться к цифровому эфирному телевидению.

Что такое цифровое эфирное ТВ

На территории Вологодской области активно ведется строительство сети цифрового эфирного телевизионного вещания. Запущено более 20 передающих станций первого мультиплекса. Как говорится, о чем идет речь?
Олег Осипов:
- Современное цифровое вещание есть и спутниковое, есть и кабельное. Но в данном случае речь идет об эфирном цифровом вещании, которое может приниматься бесплатно. Напомню, что также бесплатно у нас принимается аналоговое телевидение. Оно сохраняется до 2018 года, к тому времени на территории России будет создана сеть цифрового эфирного вещания. В рамках исполнения Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" завершается строительство сети цифрового эфирного вещания в Вологодской области. На территории региона тестовое вещание первого мультиплекса цифрового эфирного ТВ уже осуществляют 33 радиотелевизионных передающих станции из 36 запланированных системным проектом. Цифровое вещание отличается от аналогового тем, что на одной частоте может передаваться до десяти телевизионных каналов с очень хорошим качеством. Надо отметить, что цифровой сигнал менее подвержен помехам - он или есть, или его нет. Десять телевизионных общероссийских обязательных каналов, а также три радиоканала входят в первый мультиплекс. Во втором мультиплексе также десять каналов. И это тоже бесплатные общероссийские каналы.

Откуда дровишки, извините, сигнал?

На машине можно прекрасно ездить, даже не зная, что прячется под капотом. Смотреть телевизор также можно, не задумываясь о том, каким образом получается "картинка". Но если этот вопрос вас мучает, то вот вам объяснение "чуда" Евгением Голубевым:
- В Москве от телестудий по оптическому кабелю цифровой сигнал подается в центр мультиплексирования, откуда уже пакет программ передается на спутник. В различных городах России на радиотелевизионных передающих центрах есть приемные спутниковые станции, которые данный сигнал принимают и затем направляют на передатчик в том или ином населенном пункте, и далее сигнал до вашего домашнего телевизора транслируется уже эфирным способом. В каждом крупном городе Вологодской области есть вышка, есть вышки по районам. В последние время готовятся к вводу в строй девять новых станций именно под цифровое телевидение. В Шекснинском районе нет вышки, потому что здесь стабильный прием цифрового ТВ с череповецкой станции. Кроме того, Шекснинский район частично перекрывается с вышки, установленной в деревне Починок Вологодского района, это недалеко от Кипелова.

Разница между спутниковым и эфирным цифровым ТВ

Как правило, спутниковое ТВ платное, за исключением нескольких общероссийских каналов. На качество сигнала влияют погодные условия - сильные снегопады, дождь. Комплект оборудования - ресивер и антенна-тарелка - стоят несколько дороже, чем комплект оборудования для эфирного цифрового ТВ. Спутниковое телевидение можно принимать в любом месте земного шара, где есть покрытие со спутника. А эфирное цифровое ТВ можно смотреть там, где есть покрытие с наземной передающей станции. Плюс кабельного телевидения - огромный выбор каналов, более сотни, но за это надо заплатить.

Как заполучить эфирную цифру к себе домой

Для приема цифрового телевидения необходим телевизор со встроенным тюнером стандарта DVB-T2 или приставка DVB-T2. К телевизору или приставке подключается антенна дециметрового диапазона. В зависимости от удаленности от радиотелевизионного передающего центра антенны могут быть как комнатные, так и уличные, а, возможно, и уличные антенны с усилителем. По стандарту высота подвеса антенны должна быть не менее 10 метров.
Алексей Долгов:
- Два года назад я купил для моей бабушки, которая живет на первом участке, антенну дециметрового диапазона и приставку. Телевизор довольно старенький, тем не менее, показывает 20 каналов цифрового эфирного ТВ в хорошем качестве. Антенна установлена на крыше двухэтажного дома. Комплект оборудования обошелся примерно в 3 тысячи рублей.
Евгений Голубев:
- Какую лучше ставить антенну - комнатную и уличную - можно определить, только исходя из каждого конкретного случая. К примеру, за Вологдой есть дачные кооперативы, где достаточно комнатной антенны, поскольку равнинная местность. При неровностях рельефа нужна уличная антенна, возможно, с усилителем.
Олег Осипов:
- Совет для тех, кто собирается принимать цифровое эфирное ТВ: на приставке есть индикатор мощности сигнала, и при установке антенны надо ориентироваться на него. Хочу сказать, что после 2018 года аналоговое телевидение будет повсеместно отключено, и всем, кто желает смотреть цифровое эфирное ТВ, надо будет приобрести либо телевизор со встроенным цифровым тюнером, либо приставку к своему телевизору и антенну при отсутствии на доме антенн коллективного пользования.

Эфирное ТВ и наша область

Алексей Долгов:
- Олег Борисович, расскажите подробнее о том, как развивается сеть эфирного цифрового телевидения в нашей области?
- На сегодня 95 % вологжан имеют возможность смотреть 10 программ цифрового эфирного ТВ. В течение декабря этого года к ним присоединятся жители Усть-Кубинского района, а также двух грязовецких станций - Грязовец и Вохтога.
Олег Осипов рассказал о перспективах развития:
- Как уже было сказано, запущено тестовое вещание первого мультиплекса, то есть десяти обязательных общероссийских телеканалов. Далее планируется развитие цифрового эфирного ТВ: в Вологде и Череповце уже включен второй мультиплекс, и жители этих городов (это 67 % населения области) могут бесплатно принимать 20 телевизионных программ. Кстати сказать, в Шекснинском районе второй мультиплекс также принимается с череповецкой и вологодской вышек. Возможно, что в недалеком будущем появится и третий мультиплекс, куда войдут местные телевизионные каналы, которые не вошли ни в первый, ни во второй мультиплексы. Еще одна задача на перспективу - транслирование передач в качестве HD, то есть в формате высокой четкости, что актуально для телевизоров с большой диагональю экрана, начиная примерно с 32 дюймов.

ТВ будущего. Какое оно?

Всегда хочется представить, а что будет через десять лет, через сто. Какие метаморфозы ждут наш любимый "ящик"?
- Будем ли мы в скором времени смотреть передачи в 3D-формате, то есть будет ли картинка трехмерной? - адресую я свой вопрос Евгению Голубеву.
- Пока кино в 3D-формате можно посмотреть в кинотеатре или в домашнем кинотеатре. Как вы знаете, для этого нужен телевизор, показывающий в 3D-формате, фильм в 3D-формате на компакт-диске и специальные очки. Про трехмерное телевидение речи пока не идет. Пока стандарт DVB-T2 является эталонным. Возможно, что в будущем будет вещание в формате HD, но улучшение качества повлечет за собой сокращение каналов в мультиплексе. Цель новых стандартов - дать возможность телезрителю смотреть четкую и красивую картинку на большом экране. Из самых разных теленовшеств можно назвать теле-гид, когда можно посмотреть информацию о программе, которая идет по ТВ, а также расписание телепередач. Телезрители уже оценили возможность с помощью теле-гида записать нужную программу и посмотреть ее в удобное для себя время. И тревожная новость для любителей щелкать кнопками пульта, лежа на диване: ваша жизнь усложнится - появились телевизоры, каналы на которых переключаются взмахом руки. А ведь бывает так лень, что и пальцем пошевелить не хочется…

Совет специалиста

Ведущий инженер технического отдела Вологодского областного радиотелевизионного передающего центра Евгений Голубев дал несколько советов для тех, кто желает получать бесплатные каналы цифрового эфирного ТВ:
- В настоящее время практически все производители выпускают телевизоры со встроенным цифровым тюнером. Словом, вы уже сами смотрите, какая диагональ экрана вам нужна, какие дополнительные функции. Что касается приставок, то мы тестировали продукцию ряда фирм и остались удовлетворены результатом. Выбор приставок очень большой и постоянно совершенствуется.
При выборе оборудования для приема цифрового эфирного ТВ вам может помочь продавец-консультант в магазине. По вопросам приема цифрового эфирного телевидения вы можете обратиться в областной консультационный центр 8 921 238 97 00 или в единый информационный центр в Москве 8-800-220-20-02.

Первый мультиплекс цифрового эфирного телевидения: Первый канал; Россия-1; Россия-2; НТВ; Петербург-5 канал; Россия-К; Россия-24; Карусель; Общественное телевидение России; ТВ-Центр.
Второй мультиплекс цифрового эфирного телевидения: РЕН ТВ; СПАС ТВ; СТС; Домашний; ТВ-3; Спорт плюс; Звезда; Мир; ТНТ; Муз ТВ.

Цифровое телевидение

Современные ТВ-стандарты (NTCS, SECAM, PAL) существуют уже несколько десятилетий и, казалось бы, должны совершенствоваться, но поскольку это системы аналоговые (т.е. зритель видит электрический аналог изображения), дальнейшее развитие их ограничено. Дело в том, что на каждом участке преобразования и передачи аналогового сигнала происходят искажения, которые, накладываясь друг на друга, ухудшают качество телевизионного изображения. Например, работающий недалеко от телеприемника мощный электромотор может создать существенные помехи на экране.

Аналоговый сигнал непрерывен, и для преобразования в цифровой вид его разбивают на отдельные отсчеты, отстоящие друг от друга на одинаковый интервал времени (дискретизация сигнала). При цифровом кодировании сигнала специальное кодирующее устройство - кодер - способно отсортировать чистый сигнал от промышленных и атмосферных помех, поэтому стабильность параметров ТВ-системы возрастает, правда, объем информации о яркости и цветности сигнала резко увеличивается. Именно поэтому совсем недавно передача цифрового сигнала представлялась неосуществимой, хотя ключ к разгадке этой сложнейшей задачи был заложен в трудах американского инженера Клода Шенона (1916-2001) еще в 1948 г1. В предложенной им теории информации была обоснована избыточность источника сообщений.

Кждй трдлбвй стднт мжт сдть тхнк СМ, дл бздльнк эт слжн.

Если Вам это удалось, можно сделать вывод, что гласные звуки являются избыточной информацией.

Кстати, один из первых алфавитов - угаритский (II тыс. до н. э.) - обходился без гласных букв. Заметим, что в данном случае мы сжимали аналоговую информацию. Сейчас представим себе, что журналист снимает парящую в небе птицу: она движется, но если мы мысленно разобьем это изображение на мельчайшие точки, окажется, что большая часть информации не изменяется (вспомним древних философов - «летящая стрела покоится»). В самом деле, цвет птицы постоянен; если небо безоблачное, трудно отличить один участок фона от другого, и только во время взмахов крыльями изменится информация о геометрических точках изображения.

Бели же каждая минимальная точка на экране (пиксел) будет описана сочетанием цифр, например, 1100, а количество таких точек равно десяти, можно составить цифровую цепочку:

1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100, а можно ее записать короче, т.е. сжать, пользуясь элементарными приемами арифметики: 1100x10.

Отсюда следует вывод, что цифровую информацию можно довольно эффективно сжимать, применяя не только простейшие арифметические действия, но и сложнейшие математические алгоритмы, которые, разумеется, оставим за границами данного издания. Итак, при передаче цифрового сигнала нет необходимости в передаче изображения целиком кадр за кадром (как в кино), можно передавать только разностную (изменяющуюся) информацию. Благодаря современным методам компрессии цифровых данных полоса пропускания видеосигнала значительно сузилась, и на месте одного аналогового канала могут располагаться несколько цифровых.

В США в 1996 г. был принят стандарт цифрового ТВ - ATSC, отдельные телецентры начали вещание в цифровом формате, а с 2006 г. предполагается прекратить аналоговое ТВ-вещание, с оговоркой, что пока 85% зрительской аудитории не будут готовы принимать цифровой сигнал, аналоговое вещание сохранится. Главная проблема внедрения «цифры» заключается в том, что основное количество телеприемников у населения всего мира - аналоговые. Либо их надо заменить на цифровые (за счет телезрителя), либо снабдить население специальными приставками, которые смогут принятый цифровой сигнал преобразовывать в аналоговый (по аналогичному пути пошла российская компания «НТВ-Плюс»). Современный цифровой телеприемник - довольно дорогое устройство, поэтому в переходный период, скорее всего, будет предусмотрена техническая возможность приема цифрового сигнала обычным телевизором.

Телевидение высокой четкости (ТВЧ)

Преимущества цифрового кодирования в телевидении очевидны: даже при приеме «цифры» на обычный телевизор качество изображения повышается из-за отсутствия искажений на различных этапах телевизионного тракта. При этом развертка луча остается чересстрочной и разрешающая способность экрана не возрастает. Для существен-

ного повышения качества телеизображения необходимо ввести новые стандарты для формирования и приема видеосигнала, такой системой является телевидение высокой четкости (ТВЧ). Американский стандарт (ATSC) рассчитан на просмотр передачи как на телеэкране, так и на мониторе компьютера. При этом высокое качество картинки можно получить лишь на экране специального широкоформатного телевизора с 1080 активными строками, чересстрочной разверткой.

Согласно ATSC-стандарту, каждый ТВ-приемник должен декодировать любой из многочисленных (а всего их 18 разновидностей) ATSC-форматов и выводить его точно в соответствии с возможностями конкретного подключенного приемника.

Внешне цифровой приемник ТВЧ отличается от аналогового более широким экраном: если соотношение сторон обычного телевизора составляет 4:3 (ширина к высоте), то в цифровом варианте - 16:9. Качество телевизионного изображения заметно повышается за счет двукратного увеличения строк разложения и прогрессивной развертки (впрочем, развертка может быть и чересстрочной). При прогрессивной развертке яркость экрана может быть повышена на 40%. Количество воспроизводимых деталей на экране возрастает в несколько раз. В новой системе расширена частота сигнала яркости и цветоразностных сигналов, поэтому оптимизирована цветопередача. Многоканальная система передачи звука позволяет добиться эффекта присутствия, так как аудиоинформация поступает к зрителю с разных сторон.

Внедрение ТВЧ требует дорогостоящей модернизации аппаратно-студийного комплекса, но практика вещания в США показала, что уже сегодня число программ ТВЧ в общем времени цифрового ТВ постоянно растет.

Телевизионные экраны

В настоящее время наиболее распространенными являются модели с электронно-лучевыми трубками, они хорошо воспроизводят оттенки цветов, но имеют существенное мерцание и довольно большие габариты по глубине. Громоздкость обусловлена тем, что расстояние от электронной пушки до экрана должно быть пропорционально его размерам. Некоторые компании приступили к выпуску мониторов с искривленной траекторией пучка электронов в ЭЛТ. Возможно, это позволит значительно приблизить пушку к экрану, тем самым почти вдвое уменьшить глубину трубки. Мерцание экрана имеет вредное воздействие на зрение, поэтому их рекомендуют смотреть в сочетании с «гигиеническим светом» (рассеянным дневным или лампами накаливания, значительно превосходящими частоту мерцания экрана). Кроме того, зритель находится в поле действия токов сверхвысокой частоты (СВЧ).

Следующее поколение экранов основано на изменении прозрачности жидких кристаллов под воздействием электрического поля. Такие мониторы называют жидкокристаллическими. Они имеют малый вес и габариты по толщине, но главное, полностью исключают влияние СВЧ и мерцания. При этом они имеют существенные недостатки: цветопередача уступает данному параметру экранов с электронно-лучевыми трубками, а зритель, смотрящий на монитор не под прямым углом, видит ухудшенное изображение. Маленький угол обзора создает проблемы для увеличения размера экрана. Тем не менее технология совершенствуется, и диагональ современных жидкокристаллических мониторов перевалила за один метр.

Наиболее дорогостоящими являются плазменные экраны. Они лишены мерцания, имеют минимальный размер по глубине, картинка имеет одинаковую четкостъ по всему рабочему полю, плюс ко всему они легко масштабируются. Плазменными панели называются потому, что на каждый пиксел экрана подается высокое напряжение, под воздействием которого газ (ксенон) переходит в состояние холодной плазмы. Новые ТВ-приемники, скорее всего, будут комплектоваться всеми вышеназванными типами экранов но главное, они должны быть универсальными и пригодными для использования во всех странах мира.

Объемное телевидение

С теоретической точки зрения добиться эффекта объемного изображения довольно просто: достаточно взять две телекамеры, расположить их объективы в точках, соответствующих расстоянию между глазами человека, а далее обеспечить раздельное видение снятых изображений правым и левым глазом, так как рельефное видение мира человек получает благодаря рассматриванию предметов двумя глазами (бинокулярное зрение). Если смотреть на предмет одним глазом (монокулярным зрением), удаленность предметов друг от друга определяется менее точно.

В нашей стране теоретические разработки в области стереотелевидения начались еще в 1949 г. под руководством профессора П. В. Шмакова в Ленинграде, и уже в 1950 г. была создана стереоскопическая установка. Разработки цветного стереотелевидения связаны с расширением спектра частот канала передачи: так как цветная видеоинформация передается тремя сигналами (одним яркости и двумя цветоразностными), то для стереоизображения необходимо использовать шесть сигналов (по три для каждого глаза). Чтобы сузить частотный спектр, наши ученые стали передавать видеоинформацию для одного из глаз в черно-белом изображении, а для другого - в цветном, при этом зритель видел полноценную цветную картинку, так как мозг определял суммарное качество по лучшему изображению.

Для раздельного рассматривания информации правым и левым глазом можно воспользоваться специальными очками с цветными фильтрами (анаглифная сепарация) или использовать оптический растр. Простота использования очков небесспорна с медицинской точки зрения: глаза сильно утомляются, так как хрусталик глаза не может перефокусироваться с ближних предметов на дальние. Применение оптического растра существенно усложняет создание телеприемника.

В начале 1980-х гг. в Германии и Японии проводились экспериментальные стереоскопические передачи с анаглифной сепарацией, позднее в США была опробована растровая система. На пути внедрения стереотелевидения стоят немало проблем, но одна из существенных та же, что и на заре внедрения цветного ТВ, - возможность принимать видеоизображение на имеющиеся у населения приемники.

Заслуживают внимания разработки в области трехмерного телевидения путем внедрения рядом с сигналами цветности сигнала дальности (RGBD - D от англ. distance). Инфракрасный лазерный луч при съемке «замеряет» дальность до каждого предмета.

Специалистами разных стран проводятся исследования в применении многоракурсного и голографического телевидения, некоторые из них даже полагают, что при помощи ТВ в будущем возможно будет передавать не только визуальную объемную информацию, но и запахи, так как известно, что пахнущие вещества воздействуют на обонятельный эпителий, и его поверхность становится электроотрицательной по отношению к остальной ткани. Если действительно наш мозг определяет запахи из-за воздействия электрических разрядов на отдельные рецепторы клеток, то с технической точки зрения передача запаха осуществима: ведь телевидение стало возможным благодаря преобразованию света в электрические сигналы, а радио - преобразованию звука в электрические сигналы.

Стратегию развития отрасли до 2025 года представил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин .

NATEXPO стала ежегодным мероприятием, которое собирает профессионалов отрасли. Одновременно с ней на Шаболовке открывается еще одна выставка - вместе они логично продолжают друг друга и показывают все достижения современных телевизионных технологий: как мировых технических трендов, так и отечественного импортозамещения.

Алексей Волин / Фото: Виктор Вытольский

На юбилейном конгрессе нужно думать о перспективах и прокладывать мост в будущее. Самое главное - в Российской Федерации состоялось цифровое телевидение. Оно значительно шире и больше, чем просто первый и второй мультиплексы, и присутствует и в кабеле, и на спутнике, и в IP, и в OTT. Без цифры телевидения сегодня не существует.

В России подходит к завершению Федеральная целевая программа по созданию инфраструктуры цифрового эфирного телевидения, включающая в себя работу первого и второго мультиплексов. На сегодняшний день более 92% населения РФ могут принимать каналы первого мультиплекса, и свыше 60% - второго. При этом технологическая готовность к запуску второго мультиплекса на самом деле значительно выше, а такие цифры появились только из-за договоренности, что каналы второго мультиплекса пока не будут работать в городах с населением меньше 50 тысяч человек. Однако с 1 января 2019 года министерство ожидает полноценного включения каналов второго мультиплекса на всех передатчиках цифрового телевидения с охватом 98,5% населения РФ. Это те условия, на которые вещатели подписались, приняв участие в конкурсе на второй мультиплекс.

В 2018 году в городах с населением менее 100 тысяч человек государство прекратит финансирование передачи телевизионного аналогового сигнала, при помощи которого распространяются обязательные общедоступные каналы. Тем не менее Министерство связи и массовых коммуникаций не является сторонником идеи насильственного отключения аналогового вещания. Процесс перехода на цифру должен идти постепенно. До тех пор, пока в отрасли будут желающие и имеющие возможность оплачивать аналоговое вещание, оно сохранится. Процесс отключения аналога на крупных федеральных каналах должен быть понятен населению: с этим связано большое количество разъяснительной работы, в которую должны быть вовлечены и сами каналы.

В дальнейшем необходимо создавать технологическую платформу цифрового телевизионного вещания: мы переходим к комбинации сред и средств передачи и приема сигнала. Они включают в себя эфирное и неэфирное вещание, а также самые разнообразные телевизионные устройства.

После, уже на международном уровне, нужно разрабатывать стандарты и технологии того, что М.И. Кривошеев называет всемирный вещательный роуминг. По мнению экспертов, это позволит в любом месте, где бы человек ни находился, иметь возможность принимать тот телевизионный канал, который интересен пользователю. Это можно осуществить, в первую очередь, при помощи технологий OTT и IPTV. Это очень важно и с точки зрения тех каналов, которые сегодня не находят себе места в третьем, четвертом, пятом и последующих мультиплексах, так как при таком развитии технологий мультиплексы отойдут на второй план.

Виртуальная реальность и интерактивность: модель телевидения будущего

Волин заметил, что по мнению ряда экспертов, сегодняшний отказ телевидения от 3D-модели является временным: технология оказалась несостоятельной из-за отсутствия правильного и нужного контента.

Так это или нет, сказать трудно, но, скорее всего, главным направлением в развитии телевидения станет его сращивание с виртуальной реальностью, которая все больше и больше будет проникать на каналы. Именно поэтому мы говорим не столько о чистом телевидении, сколько о развитии видеоинформационных систем, создающихся на его базе.


XX Международный конгресс НАТ / Фото: Виктор Вытольский

Ещё одна из современных тенденций, в том числе и с точки зрения международных рекомендаций и стандартов, - спрос на интерактивность. Она обеспечивает развитие в таких направлениях, как кабель, OTT и IPTV.

Отдельно хочется отметить разработки в сфере объемного звука. Если в плане развития изображения мы достигли уровня, когда зритель не ощущает явных изменений к лучшему, то объемный звук в состоянии ощутимо повлиять на его восприятие.

Таким образом, модель будущего - это телевидение высокой и ультравысокой четкости с объемным звуком, интерактивное, с добавлением виртуальной реальности и всемирным вещательным роумингом. К ней должна стремиться вся телеиндустрия в ближайшие пять-семь лет.

Телевидение как флагман развития


XX Международный конгресс НАТ / Фото: Виктор Вытольский

Волин вспомнил слова патриарха отечественного телевидения Марка Иосифовича Кривошеева, который высказал идею, что сегодня России необходима всеобъемлющая цифровая система, которая охватывала бы все элементы цифровой инфраструктуры - интернет, операторов связи, кабель, электронные кинотеатры и ОТТ-сервисы. Однако ключевая роль в этой системе будет принадлежать телевидению в силу трех причин.

Телевидение полностью готово к цифре.

Телевидение - главный заказчик и распространитель востребованного контента.

У телевидения самая большая инфраструктура распространения. Пять с лишним тысяч телевизионных цифровых станций - это тот хребет, на котором может развиваться дальнейшая цифровая система страны.

Актуальные достижения: вещательное оборудование, сверхвысокая четкость и HBBTV

О ходе реализации ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы» и о перспективах цифрового эфирного вещания рассказал генеральный директор ФГУП РТРС .

В ходе строительства сети цифрового эфирного телевидения на территории нашей страны произведено около 80% оборудования. Если собрать всю проектную документацию и разместить ее на полках, то общая их протяженность составит два километра. Уже построено почти 4 400 объектов первого мультиплекса, то есть более 88% от общего количества. Почти 93% жителей страны могут смотреть 10 цифровых каналов. Строительство сети первого мультиплекса полностью завершено в 55 субъектах РФ. Во втором мультиплексе построено 2737 объектов, то есть более половины от общего числа станций. Построенные объекты охватывают почти 85% населения. Правда, вещают из них только 204 объекта в городах с населением свыше 50 тысяч.


Андрей Романченко, генеральный директор ФГУП РТРС / Фото: Виктор Вытольский

К 2021 году РТРС в соответствии с указом президента начнет поэтапный перевод цифрового эфирного телевидения на стандарт высокой четкости. Уже сейчас разрабатывается следующий этап - вещание в стандарте сверхвысокой четкости. По прогнозам аналитиков, к 2018 году база 4К-телевизоров в российских домохозяйствах составит несколько миллионов.

При использовании высокоэффективного кодека HEVC H.265 на одном частотном канале можно разместить один 4К-телеканал с расширенным цветовым охватом и объемным звуком, причем на этой частоте остается место для передачи видео высокой четкости на мобильные устройства.

В настоящее время с Останкинской башни производится тестовое вещание телеканала 4К в стандарте DVB-T2 на 58 ТВК. Сигнал можно принимать в радиусе до 30 километров. Для приема нужен телевизор с поддержкой стандартов UHDTV, HEVC (H.265) и DVB-T2.

Компания Dolby помогла сформировать для всех видеоматериалов многоканальный звук в формате Dolby Digital Plus.

Сейчас РТРС подбирает оптимальные параметры компрессии видеосигнала сверхвысокой четкости и проводит эксперименты по улучшению других характеристик - числа звуковых каналов, расширения динамического диапазона и цветового охвата.

Андрей Романченко, генеральный директор ФГУП РТРС / Фото: Юлия Шиманская

В целях инновационного развития РТРС изучает возможности гибридного широкополосного телевидения HBBTV. Среди основных услуг, какие можно организовать на базе HBBTV, можно выделить:

  • расширенный программный гид;
  • интерактивный портал;
  • события трансляции;
  • обращение к архиву событий;
  • дополнительный потоковый контент, связанный с основной трансляцией, например, видео с нескольких камер во время спортивной трансляции;
  • реклама;
  • интерактивное взаимодействие со зрителями - игры, викторины, опросы и т.п;
  • услуга отложенного просмотра;
  • повторный старт программы.

Об обязательном общедоступном канале

Об обязательном общедоступном телеканале субъекта Российской Федерации рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Вадим Субботин .

Сегодня кабельное телевидение - это полностью сформировавшаяся, занявшая прочные позиции модель вещания. В этой связи обязательный общедоступный телеканал субъекта РФ укрепит позиции региональных вещателей, сделает их ближе к потребителям. В соответствии с поправками, внесенными в закон о СМИ и о связи в текущем году, он займет место на 21-ой кнопке у всех операторов кабельного телевидения региона. Встает вопрос о его выборе, и это одна из самых интересных тем на данный момент.


В соответствии с законом, в каждом субъекте РФ выбирается один обязательный общедоступный региональный телеканал из числа тех, чей контент не менее, чем на 75%, состоит из национальной продукции. Национальной продукцией считают ту, которая произведена гражданами РФ, либо российскими юридическими лицами, либо в соответствии с международными договорами РФ. Трансляция таких телеканалов должна осуществляться на территории проживания не менее 50% населения субъекта РФ.

На сегодняшний день определен порядок подтверждения национальной продукции на соответствие статьям 31, 32 закона о СМИ. Постановление правительства РФ о порядке выбора обязательного общедоступного телеканала субъекта РФ уже подписал Дмитрий Медведев. Выбор телеканала в каждом субъекте РФ планируется осуществлять на заседании федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию. Порядок рассмотрения заявлений и принятия решения будет аналогичен тому, как сейчас проводится конкурс на право осуществления радиовещания - естественно, с учётом специфики и требований.

Для участия в отборе вещатель в течение 30 дней может направить заявление с необходимыми документами, в числе которых - запись эфира за семь суток (168 часов), сведения о производителях контента, в том числе подтверждающие производство продукции гражданами России. В заявке также нужно указать информацию о доле населения, имеющего возможность принимать трансляцию на территории субъекта.

Впервые в России экспериментальное цифровое вещание по европейскому стандарту DVB-T началось 2 июля 2000 года в Нижнем Новгороде. С тех пор цифровое наземное телевизионное вещание, о необходимости и перспективах которого последнее время говорят все чаще, постепенно, но уверенно прокладывает в эфире свой путь. `Новости СМИ` решили поподробнее осветить эту тему и рассказать о том, что же ждет нашу страну с приходом в нее цифровой эры.

К 2015 году Россия должна перейти на систему трансляции телесигнала в цифровом формате. Программа `Развитие телерадиовещания в Российской Федерации` (2007-2015 годы), которая сейчас готовится на государственном уровне, подразумевает, что к 2015 году аналоговое вещание будет завершено. Цифровой станет вся общенациональная система эфирного вещания. `Переход на вещание в цифровом формате - общемировая тенденция развития телекоммуникаций. Цифровые алгоритмы обработки сигналов позволяют решать прикладные задачи, расширять спектр предоставляемых сервисов и услуг, улучшать качество телевизионного изображения и звука`, - отмечает генеральный директор ЗАО `КОСМОС-ТВ` Александр Теппер.

Для России вопрос внедрения цифрового наземного телевещания является действительно важным и актуальным. И это связано не только с тем, что весь мир переходит на `цифру`, но и с необходимостью решения внутренних проблем, связанных с перспективами развития отечественного телевидения.

Основным отличием принципов построения сетей телевизионного вещания в России от зарубежных стран является преобладание аналогового эфирного вещания на фоне незначительного распространения и медленного развития платных систем кабельного и спутникового телевидения. Однако традиционное аналоговое телевидение практически исчерпало свои возможности. По данным специалистов в нашей стране до 80% передатчиков практически полностью износились, и в недалеком будущем может начаться массовое отключение телевещания в регионах. Однако производить замену устаревших аналоговых передатчиков на аналогичные бессмысленно. Более правильным будет установить цифровое оборудование, причем не только с передающей, но и с принимающей стороны, т.е. со стороны потребителей. Другой, не менее важной причиной, подталкивающей к скорейшему внедрению цифровых телевизионных технологий, является `загрязнение` эфира. С развитием новых видов связи значительно вырос уровень помех, и решением этой проблемы может стать оцифровка передач. Все говорит о том, что телевидению необходим новый качественный скачок. И внедрение системы цифрового наземного вещания кажется одним из наиболее вероятных решений накопившихся проблем.

`Когда мы говорим о цифровом телевидении, мы в первую очередь говорим о том, что просто поменяется технология доставки сигнала. Ничего другого существенного не произойдет с точки зрения зрителя, практически ничего вообще не изменится. Телевизор как работал, так он и будет работать, - считает директор международного вещания Первого канала Алексей Ефимов. - Здесь вопрос только в том, что поменяется технический способ доставки сигнала. Главное, что принесет нам цифровое телевидение - это то, что увеличится емкость, которая способна будет транслировать гораздо большее количество телеканалов. В зависимости от того, какая технология будет выбрана, каналов станет в десятки раз больше, чем сейчас.
Это вполне закономерный процесс, потому что если мы посмотрим на западные страны, то на сегодня мы уже можем видеть, что в штатах сотни телевизионных каналов, а в России их еще по пальцам сосчитать можно. Это будет план - с одной стороны изменение технологий, с другой стороны - увеличение количества каналов, которые будут доступны зрителю. Вот, что будет ожидать нас в эпоху цифрового телевидения`.

Что касается количества каналов, то их будет много, они будут конкурировать между собой, но каждый из них будет конкурировать в определенной своей нише. Естественно, будут общефедеральные каналы, предназначенные для всех, такие, как сейчас есть, - `Первый`, `Россия`, `НТВ`. Кроме этого будет конкуренция между так называемыми тематическими каналами, которые посвящены какому-то определенному направлению интересов зрителей - автомобильные каналы, погодные каналы, каналы кино.

Цифровое DVB-T вещание имеет ряд несомненных преимуществ. Во-первых, это экономия частотных и энергетических ресурсов. Появляется возможность передавать на одной частоте более четырех телевизионных каналов и, следовательно, освободить новые частоты для новых СМИ. Во-вторых, это построение одночастотных вещательных сетей (SFN), что, как показывает мировой опыт, способствует расширению аудитории телезрителей и охвату больших территорий без потери качества передаваемых программ. В-третьих, это развитие новых технологий, реализация идеи многоцелевого интерактивного телевидения, создание единой цифровой платформы передачи данных и т.д. Цифровое телевидение - это единая сеть, которая позволяет наслаждаться не только прекрасной картинкой и качественным звуком, но пользоваться услугами интерактивного телевидения, а также подключаться ко всем службам, работающим через кабельные соединения, к примеру, к интернету, к охранной и пожарной сигнализации.

`Переход на новые технологии - это закономерный эволюционный процесс, - говорит Алексей Ефимов. - Технические специалисты могут сказать, что цифровое ТВ - это качество, но, на самом деле, для рядового зрителя этот параметр будет практически незаметен, потому что обыкновенным глазом мы с вами больших отличий не увидим между картинкой аналогового телевидения и цифрового.

С другой стороны, появятся каналы высокого разрешения, так называемые High Definition. Вот здесь будет видна разница, конечно же.
Для каналов переход на `цифру` будет означать сокращение затрат на услуги связи, поскольку цифровая технология передачи сигнала гораздо менее затратная. Расходы уменьшатся в несколько раз по сравнению с аналоговым ТВ, это очень существенно для экономики каналов. Ну и, конечно же, каналы получают возможность дополнительных сервисов - таких, как скрытые субтитры, электронная программа передач, телетекст. Это все позволяет цифровая технология`.

Но, несмотря на все преимущества цифрового наземного вещания и желания не отстать от других, невозможно в одночасье перейти от `аналога` к `цифре`, выключив одно вещание и включив другое. Это сложный процесс, не только с технической и экономической точек зрения, но и с точки зрения общественного восприятия, процесс, требующий разумных подходов и тактически верных решений.

По прогнозам аналитиков из агенства Informa, число абонентов цифрового телевидения во всем мире к 2011 году достигнет 500 млн. К тому времени около 60% населения по-прежнему будут принимать аналоговый телевизионный сигнал. Сейчас же цифровое телевидение уверенно набирает обороты. Уже насчитывается около 183 млн. подписчиков, сообщает BBC News. Сигналы цифрового ТВ передаются посредством кабельных широкополосных сетей, спутникового и эфирного вещания. По данным статистики, за 2006 год количество абонентов выросло на 40 млн., а в 2007 году их станет еще на 46 млн. больше. И в первую очередь за счет жителей Северной Америки и Западной Европы. Китай также вносит свою лепту в развитие цифрового телевидения. Преуспевают в этой области США, Индия и Япония. Около 60% от общего количества `цифровых` домов находятся именно в этих четырех странах.

Великобритания числится в списке лидеров по темпам роста клиентов цифрового ТВ среди европейских стран. Уже сейчас там около 72% домов оборудованы цифровыми телевизионными приемниками. Что интересно, в следующем году в некоторых британских городах аналоговое телевидение будет полностью отключено. Процесс полного перехода на цифровое ТВ в этой стране планируется закончить в 2012 году, сообщают аналитики.

Не секрет, что цифровой формат вещания приносит телезрителю улучшение качества картинки и звука, надежную защиту от помех, значительное увеличением количества каналов. С цифровым ТВ приходят и некоторые полезные сервисы, например, TV on demand (ТВ по заказу). HDTV также прекрасно вписывается в рамки вещания в цифровом формате. В области телевидения высокой четкости США на шаг впереди остальных стран. В Европе внедрение ТВ высокой четкости идет гораздо меньшими темпами. Однако после трансляций матчей последнего чемпионата мира по футболу в HDTV интерес европейцев к новому формату значительно вырос.

Если говорить о распространении услуг HDTV в нашей стране, то по разным оценкам доступ к ним, как в коммерческом, так и в тестовом режиме, имеют от 3 до 5 тысяч абонентов, преимущественно это абоненты спутникового ТВ. По прогнозам участников рынка, к 2007 году в Европе будет насчитываться 7% подключенных к HDTV абонентов от общего числа подписчиков платного ТВ, а к концу 2008 года - 12%. У России есть все шансы достичь этих же показателей. Практически все кабельные сети, вещающие в цифровом стандарте DVB-T, способны без особых технических проблем передавать программы HDTV.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то