Существует ли зависимость человека от гаджетов. Зависимость детей от гаджетов: что делать родителям? Как лечить зависимость от гаджетов у детей

Владей своими страстями - или они овладеют тобою.

Эпиктет

В плену у гаджетов

Мы просыпаемся по звонку будильника в телефоне, выходим в интернет раньше, чем успели умыться, и не мыслим своей жизни без компьютера. Технологии все больше проникают в нашу жизнь: с их помощью мы общаемся, учимся, работаем и развлекаемся. Однако парадокс заключается в том, что многочисленные гаджеты, будучи изобретенными для того, чтобы экономить время и облегчить коммуникации между людьми, зачастую имеют совершенно противоположный эффект. В развитых странах уже давно возникла и быстрыми темпами развивается зависимость людей от их гаджетов. Например, в США около 10% населения страдают зависимостью от смартфонов, и уже тысячи людей обратились в связи с этой проблемой за медицинской помощью.

Недавно в Нью-Йорке был проведен социологический опрос, в котором людей спрашивали: «Чтобы ответить на телефонный звонок, готовы ли вы прервать свидание, прием пищи и секс?» Оказалось, что 22% респондентов готовы прервать свидание, 49% - обед и 11% - отвлечься во время секса.

Если же говорить о России, то последние опросы, показывают неутешительную статистику: просмотр телевизора является первым по по пулярности способом проведения досуга россиян , оставив далеко позади общение с близкими, занятия спортом или другой активный отдых. Среди российских интернет-пользователей 36% признают, что проводят в интернете слишком много времени и отмечают, что при исчезновении всемирной сети, они приобрели бы кучу свободного времени и общение с реальными людьми. В целом 80% россиян отмечают негативные воздействия компьютера на здоровье человека: ухудшение зрения, боли в спине и негативное влияние на психику.

Как ее распознать?

Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя , наркотиков или идеализма.
Карл Густав Юнг

Гаджет-зависимость (англ. gadget addiction ) можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных гаджетов, от интернета, социальных сетей и онлайн-игр. По оценкам экспертов , вскоре в развитых странах гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, которые ей страдают, опередив курение и алкоголизм.

На первый взгляд зависимость от гаджетов кажется несопоставимой с наркоманией или курением, однако, как показывают научные исследования, в основе всех этих зависимостей лежит один и тот же механизм, связанный с синтезом «гормона удовольствия» - дофамина .

Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта: секса, приёма вкусной пищи, а также при при еме алкоголя, наркотиков и при использовании гаджетов. В дальнейшем, при совершении этих действий, организм будет регулярно вырабатывать все новые и новые дозы дофамина , вызывая чувство эйфории и поощряя человека снова и снова повторять то действие, которое приводит к его выработке.

Как показывают исследования, у подростков, страдающих зависимостью от социальных сетей , резкие выбросы дофамина происходят каждый раз, когда они обновляют страничку в социальных сетях или получают «лайк ». Именно поэтому если человек с «гаджет-зависимостью » на какое-то время вынужден расстаться со своим гаджетом, то у него развивается состояние «гаджет ломки», депрессия, раздражительность, постоянное чувство беспокойства, а в особенно тяжелых случаях могут появиться галлюцинации и панические атаки.

Помимо психологических проблем, гаджет-зависимость способствует и появлению ряда нежелательных физиологических последствий: сухость в глазах, падение зрения, боль в шее и спине, расстройства сна и гиподинамия, которая приводит к ожирению и резко возросшему риску сердечно-сосудистых заболеваний.

Психологи предлагают следующие критерии гаджет-зависимости:

  1. Вы неуютно чувствуете себя и нервничаете, если какого-то гаджета нет у вас под рукой, даже если реальной нужды в этом гаджете нет .
  2. Вы не можете оторваться от какого-то гаджета, вам сложно ограничивать время, отведенное на занятия с ним.
  3. Вы не можете удержаться от покупки нового гаджета, даже если реальной необходимости в нем нет.
  4. У вас случались конфликты с друзьями и близкими из-за того, что вы слишком много времени уделяете своему гаджету.
  5. Вы пользуетесь своим гаджетом при любой возможности, даже если в этом нет необходимости.
  6. У вас случались проблемы из-за того, что вы слишком много времени тратили на свой гаджет в ущерб действительно важным делам (работе, учебе ).

Если хотя бы несколько из этих пунктов правдивы в вашем отношении, то есть повод задуматься и начать серьезно относиться к тому, сколько времени вы проводите «в компании» цифровых игрушек. В случае же если для человека верны большинство из этих утверждений, можно уже с уверенностью говорить о существовании гаджет-зависимости.

Как побороть зависимость от гаджетов

природа любой зависимости заключается в том, чтобы желать все больше и больше, а не меньше и меньше».

Аллен Карр

Эксперт в области информационных технологий, официальный представитель Google и автор бестселлера «Цифровая диета» Дэниел Сиберг пр едлагает четырех ступенчатый план, который поможет в избавлении от гаджет-зависимости .

Шаг первый. Честно признайтесь себе в том, какие последствия для вашего психического и физического здоровья несет «гаджет-зависимость». Как и в случае со многими другими зависимостями, первый шаг к избавлению от них начинается с того, что вы признаете само существование этой проблемы.

Шаг второй. Максимально ограничьте присутствие в своей жизни гаджетов. Понятно, что это куда проще сказать, нежели сделать и потому Дэниел Сиберг пр едлагает ряд простых правил, которым нужно следовать. Не используйте гаджеты по инерции. Прежде чем ваша рука потянется к смартфону, чтобы в сотый раз обновить страничку фейсбука, спросите себя, зачем вы это делаете? Действительно ли вам так важно узнать, случилось ли что-то новое за то время пока вы спали/ели/моргнули, или вы делаете это не думая , просто в силу привычки? Объявите спальню территорией свободной от гаджетов (единственное исключение - телефон, используемый только в качестве будильника). Это поможет вам быстрее засыпать. А кроме того , синеватый свет электронных гаджетов нарушает выработку гормона сна - мелатонина, которые отвечает не только за крепкий и здоровый сон, но также и за ваш иммунитет, молодость и здоровье .

Старайтесь «избегать соблазнов». Например, если вы обедаете, разговариваете с друзьями или работаете за компьютером, не выкладывайте свой телефон на стол - оставьте его в кармане или сумке. Таким образом, у вас будет меньше поводов для того, чтобы вертеть его в руках, а звонок вы в любом случае услышите. Составьте свое расписание «цифрового детокса » - назначьте время, когда вы отключаете все гаджеты. Это может быть час в день, либо же какой-нибудь день недели. Главное, чтобы вы научились контролировать и ограничивать использование гаджетов.

Шаг третий. Сфокусируйтесь на тех аспектах своей жизни, которыми вы пренебрегали ранее. Уделите внимание своим друзьям и близким, займитесь спортом, возьмите в руки книгу, в конце концов, просто выйдите погулять на улицу. Ведь тот же самый дофамин , который вынуждает вас снова и снова брать в руки любимый гаджет, может вырабатываться и от физической активности, и от прогулок по лесу, и от хорошей музыки. Ваша цель - заменить вредную зависимость полезной.

Шаг четвертый . Постепенно возвращайте в свою жизнь гаджеты, тщательно дозируя время их использования. Ведь основная задача современного человека это не отказаться от новых технологий, а сделать так, чтобы они служили ему лишь во благо.

В век компьютерных технологий проблема зависимости детей от гаджетов становится как никогда острой. Многие, наверное, не раз наблюдали картину, когда родители суют ребенку смартфон, чтобы от него «отделаться». «Вот тебе, умник, мультики, и отстань от родителей! » - это так знакомо, не правда ли?

Дети быстро привыкают. Пока гаджет в руках, не издают ни звука, но стоит его отнять - сразу в крик. А потом родители удивляются, почему с детьми невозможно найти общий язык и почему у них не складываются отношения в реальной жизни.

Зависимость от гаджетов

Навыки общения закладываются в нас с самого детства. По мнению педиатров, возраст от 0 до 3 лет очень важен для развития зрения, формирования речевого аппарата и обогащения словарного запаса малышей. Детям до 3 лет особенно важно как можно больше разговаривать с родителями и сверстниками, а не с маминым смартфоном.

© DepositPhotos

Американская академия педиатрии заявляет, что дети в возрасте 0–2 лет вообще не должны подвергаться воздействию электронных устройств. А в возрасте от 3 до 5 лет должны пользоваться гаджетами не более одного, с 6 до 18 лет - двух часов в день.

В то же время статистика утверждает, что современные дети проводят перед экраном в среднем в несколько раз больше времени, 6–7 (!) часов в день. Большинство американских детей ежедневно пользуются мобильными устройствами с двух лет, а с 7–8 лет уже имеют постоянный доступ к интернету.

© DepositPhotos

Мобильные устройства значительно увеличили доступность современных технологий для маленьких детей. Поэтому педиатр Крис Роуэн настаивает на том, чтобы запретить использование мобильных электронных устройств детьми в возрасте до 12 лет. Вот 10 главных причин для такого решения.

  1. Зависимость от гаджетов
    Чем больше родители проверяют почту, прокручивают ленту новостей, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями.

    В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, интернета и телевидения. Уже сейчас зависимость детей от гаджетов приобрела черты эпидемии. Каждый одиннадцатый ребенок в возрасте 8–18 лет - «цифровой наркоман».

    © DepositPhotos

  2. Вредное излучение
    В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B («возможно, канцерогенных для человека» факторов).

    Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система всё еще развиваются.

    © DepositPhotos

  3. Влияние на развитие мозга
    Мозг младенца втрое увеличивается в размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием.

    Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, как показывают исследования, чревато когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции и самодисциплине.

    © DepositPhotos

  4. Отставание в развитии
    Сидение за планшетом или телефоном, а значит, недостаток движения может привести к задержке физического и умственного развития. Эта проблема стала очевидна в США, где каждый третий ребенок поступает в школу, имея отставание в развитии, что ярко отражается на его успеваемости.

    Физическая активность, в свою очередь, улучшает внимание и способность к познанию и усвоению нового. Ученые утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.

    © DepositPhotos

  5. Ожирение
    Увлечение просмотром телевизора и компьютерные игры - примеры непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые неконтролируемо и постоянно пользуются портативными электронными устройствами, ожирение встречается на 30 % чаще.

    Каждый четвертый молодой канадец и каждый третий американский подросток страдают от лишнего веса, причем среди них в 30 % случаев будет диагностирован диабет.

    Вдобавок к этому подростки, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, что серьезно сокращает продолжительность их жизни. Ученые бьют в колокола, призывая всех родителей следить за весом детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.

    © DepositPhotos

  6. Проблемы со сном
    Статистика по США говорит о том, что 60 % родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а в трех из четырех семей детям разрешают брать электронные устройства даже с собой в кровать.

    Синее свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует нормальному засыпанию, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпу. Ученые по вредности для организма сравнивают недостаток сна с недоеданием: и то, и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на успехах в школе.

    © DepositPhotos

  7. Психологические расстройства
    Интернет-зависание часто приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности (то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями).

    К сведению, один из шести канадских детей имеет какое-либо психическое заболевание, что зачастую лечится лишь сильными психотропными препаратами.

    © DepositPhotos

  8. Агрессивность
    Жестокость на телевидении и в компьютерных играх находит свое отражение в реальной жизни. Ребенок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности.

    И множество исследователей приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект - агрессия может проявиться далеко не сразу.

    © DepositPhotos

  9. Цифровая деменция
    Научные наблюдения доказывают, что влияние гаджетов на детей в возрасте 1–3 лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить.
  10. Отдаление от реальности
    Чрезмерное использование детьми электронных технологий не только влияет на их психику и способность к эмпатии, но и делает их более уязвимыми в условиях реальной жизни, которую они, по большому счету, не знают.

    То есть время, проведенное в виртуальном мире, часто не учит их ничему полезному, а знание электронных устройств не обеспечивает успех в будущем, потому что технологии постоянно совершенствуются, и успевать за ними будет всё сложнее.

    © DepositPhotos

Так что же делать родителям? Может быть, просто забрать у ребенка все гаджеты, телевизор и запретить выходить в интернет? Так только хуже. Ребенок будет злиться на родителей, и они станут в его глазах врагами.

© DepositPhotos

Гаджеты - необходимая часть современной жизни. Нужно позволить ребенку учиться пользоваться смартфоном, но не слишком рано. Не стоит пихать телефон в руки годовалому ребенку лишь бы отвлечь его внимание. В годик ребенку можно показать столько интересного в привычном нам окружающем мире, для этого вовсе не нужны смартфоны.

Забирать смартфон не стоит, но ограничить время, которое ребенок проводит у экрана, всё-таки необходимо. Педиатры советуют выработать четкие правила пользования гаджетами для всей семьи.

Например, определить пространства, свободные от гаджетов, - кухню, гостиную или машину. Желательно договориться, что за обеденным столом телефонам не место.

© DepositPhotos

Хорошо бы настоять на том, что час перед сном дети ничего не смотрят. Чтобы добиться большего эффекта, можно проявить солидарность и ввести ограничения и для себя (может быть, это будет полезно и родителям?).

Нынешнее время технологий и Интернета отбирает у ребенка очень много времени на вещи, которые его совсем не развивают: социальные сети, бесконечные мультики и игры. Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя .

В родительских чатах мессенджера Viber часто творится настоящее сумасшествие. Родителям приходится читать 100500 эсэмэсок в день, большая часть из которых не по теме. Мать четверых школьников рассказывает, .

Николай Ладуба обожает активно проводить время, занимается пешим туризмом. Он большой поклонник фантастики. Сыну Николая всего 7 лет, но он разделяет папины увлечения: что может быть лучше, чем уютно устроиться и смотреть всей семьей сериал «Звездный путь»? Наш автор ко всем вопросам подходит обстоятельно, об этом говорит качество его статей. Любимая книга Николая - «Черный принц» Айрис Мердок.

Повсеместное распространение технологий, бесконечное усовершенствование смартфонов и увеличение скоростей мобильного интернета несёт много положительного. Но всё хорошо в меру. Чрезмерное увлечение погоней за лайками, онлайн-играми и веб-сёрфингом по ночам может привести к недугам, как физическим так и психическим. Мы подготовили список с описаниями самых распространённых проблем, в котором, возможно, вы найдёте и свои симптомы.

Физические заболевания


Синдром BlackBerry

Это заболевание, получившее свое неофициальное название благодаря смартфонам BlackBerry с QWERTY-клавиатурой, вызывается постоянным использованием больших пальцев для набора текстов на мобильниках.


Симптомы проявляются в сильных пульсирующих болях и судорогах в больших пальцах рук. Статистики по этому заболеванию нет, но медики говорят, что число таких случаев растёт. Грозят эти неприятности и тем, кто чересчур усердствует в играх на консолях. Значит, предупреждения о риске повреждения пальцев, о которых говорится в инструкциях к игровым приставкам, не так уж и бессмысленны.

Угревая сыпь и дерматит

Согласно исследованиям микробиологов, наши гаджеты являются рассадниками микробов и бактерий. Их количество настолько велико, что даже сиденье унитаза оказалось чище, чем корпус среднестатистического мобильного телефона. Ни для кого не секрет, что болезнетворные микроорганизмы в свою очередь вызывают различные неприятности, самое безобидное из которых - угри на лице.

Те, кто предпочитают долгое время держать ноутбуки на коленях, рискуют заполучить на теле неприятную сыпь, которую медики называют эритема аб-игне. Хронический дерматит появляется вследствие длительного теплового воздействия (выше 50 по Цельсию) и сопровождается эластозом дермы. В некоторых случаях пациент испытывает зуд и жжение. Заболевание было более распространено среди пожилых людей, долго сидящих у отопительных приборов, но последнее время всё чаще от него страдают молодые люди с портативными компьютерами.

Боли в спине и шее

84 % пользователей в возрасте от 18 до 24 лет жаловались на боли в спине и шее; за это же время ими было отправлено более 8 триллионов текстовых сообщений. Чувствуете связь? За последние три года количество пациентов с проблемами в позвоночнике увеличилось на 12 % и продолжает расти.


Виной всему ноутбуки, планшеты и смартфоны. Дело в том, что при работе с компьютером, стоящим на столе, человек смотрит вперёд, а мобильные устройства заставляют нас направлять взгляд вниз. «Важно, чтобы мы признали потенциальное воздействие устройств на наши тела и научились уменьшать его», заявляют специалисты из Британской ассоциации хиропрактиков.

Ухудшение зрения
и слуха

Когда мы слишком много времени проводим перед дисплеем, наше зрение становится более размытым из-за большой нагрузки на зрительный нерв. Читать или играть на мобильных устройствах не следует в условиях тряски - например, в транспорте. Также лучше выставлять шрифт того размера, который для вас наиболее комфортен, - это поможет уменьшить нагрузку на глаза.

Те, кто часто и громко слушает музыку в наушниках, рискуют своим слухом. Стоит запомнить, что звук свыше 90 дБ может приводить к поражению клеток, которые находятся во внутреннем ухе, что в итоге может обратиться сенсоневральной тугоухостью.

Головные боли
и нарушение сна

Практически все современные гаджеты производят электромагнитное излучение; волны проходят через наше тело и нарушают нормальное клеточное функционирование и биологические процессы. Электромагнитные волны могут вызвать головную боль, бессонницу и даже расстройства имунной системы. Медики настоятельно рекомендуют не оставлять на ночь мобильные устройства на прикроватных столиках, особенно в близости от головы человека.

Киберболезнь

После выхода новой версии iOS в этом году многие пользователи стали жаловаться на то, что параллакс, быстро передвигающиеся по экрану иконки и эффект увеличения при открытии/закрытии приложений вызывают тошноту и головокружение. Симптомы сравниваются с неприятными ощущениями при чтении книги в машине. Происходит это потому, что зрительный аппарат заставляет мозг думать, что вы двигаетесь, но это противоречит восприятию вашего вестибулярного аппарата. Киберболезнь была известна и раньше. Похожие симптомы наблюдаются и у тех, кто играл в видеоигры, особенно используя гарнитуру виртуальной реальности наподобие Oculus Rift.

Психические расстройства


Нарциссические расстройства

Многие психологи предполагают, что всеобщая одержимость гаджетами ведёт к целой эпидемии психических расстройств, которые в англоязычных публикациях квалифицируются как iDisorders. Недавнее исследование показало, что самые заядлые пользователи социальных сетей демонстрируют признаки нарциссического расстройства личности, выраженное в чересчур завышенном ощущении собственной важности, постоянной нужде говорить о себе и потребности в чужом одобрении и восхищении. Другими словами, у людей вырабатывается зависимость от лайков, отсутствие которых в свою очередь вызывает стресс. Однако за гиперуверенностью в себе и зацикленностью на своём профайле скрывается хрупкая самооценка и множество комплексов.

Обсессивно-компульсивные расстройства

Увеличение использования смартфонов также приводит нас к симптомам обсессивно-компульсивных расстройств.


Они могут выражаться в чрезмерном страхе отсутствующих сообщений, (боязни лишиться доступа к телефону), боязни отсутствия сети, а также одержимостью доставать свой смартфон из кармана каждые 5 минут, чтобы проверить «Инстаграм» или «Фейсбук».

Синдром фантомно вибрирующего телефона

Около 90 % пользователей мобильных телефонов сталкиваются с фантомными вибрациями, то есть они ощущают, что их аппарат вибрировал в кармане или сумочке, хотя тот не подавал никаких сигналов. Согласно исследованиям, 13 % испытывают это ощущение минимум раз в день, в то время как большая часть сталкивается с этим в среднем раз в две недели. Подобный феномен схож по своей сути с синдромом мнимого звонка, когда пользователь якобы слышит свой рингтон или сигнал о пришедшем сообщении.

Зависимость

Компульсивное использование сети, которое всё чаще распространяется среди пользователей, может помешать повседневной жизни. Когда человек чувствуют себя более комфортно с друзьями онлайн, чем с реальными людьми, или не может перестать играть в онлайн-игры, довольно очевидно, что пора что-то менять. К расстройствам такого рода традиционно относят чрезмерное увлечение порно или виртуальными романтическими отношениями, постоянное просиживание в интернет-магазинах или неутолимую жажду к бессмысленному веб-сёрфингу.

Синдром дефицита внимания
и гиперактивности

Другой часто встречающийся диагноз среди зависимых от гаджетов пользователей (особенно юного возраста) зовётся синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Постоянное использование мобильных устройств вносит изменения в мозг. Избыток информации, потребляемой каждый день в интернете, приводит к невозможности её охватить, выделить нечто важное. Усвоение информации становится всё более фрагментарным и обрывочным. Это приводит к тому, что в повседневной жизни пользователь страдает от рассеянного внимания и неспособности к концентрации на одном занятии в течение длительного времени.

Шизоидные расстройства

Чрезмерное увлечение интернетом, онлайн-играми и социальными сетями связано с развитием симптомов шизоидных расстройств личности, представляющих собой уход от эмоционально насыщенных взаимоотношений, замыкания в себе и своих фантазиях. В сущности, молодые люди часто «с головой» погружаются в игровое пространство и виртуальные миры, полностью отрываясь от реальности. «Некоторые исследования показывают, что использование интернета помогает укрепить социальные связи, но моё исследование доказывает обратное: медиа и технологии в значительной мере связаны с социальным уходом и изоляцией», - говорит американский профессор Ларри Роузен, утверждая, что, чем больше человек сидит в интернете, тем выше у него риск проявления шизоидных симптомов.

Снижение умственных способностей

Гаджеты также способны привести к ограниченной атрофии головного мозга. Многие американские преподаватели всерьёз обеспокоены тем, как постоянная потребность учеников заглядывать в «Википедию» по любому мало-мальски затруднительному вопросу, снижает способность их к обучаемости. Так же, как и водители, которые привыкли полагаться на GPS-навигаторы, перестают думать о маршруте и теряют навыки ориентации в пространстве.

Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гадже

Суть эксперимента:

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной.

Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.


Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

Готовили еду, ели;

Делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

Смотрели в окно или шатались по квартире;

Вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши - не в счет);

Складывали головоломки или конструктор «Лего»;

Рисовали или пытались рисовать;

Мылись;

Убирались в комнате или квартире;

Играли с собакой или кошкой;

Занимались на тренажерах или делали гимнастику;

Записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

Играли на гитаре, пианино (один - на флейте);

Трое писали стихи или прозу;

Один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

Одна девочка вышивала по канве;

Один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

Один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

Одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик - в зоопарк;

Одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.


Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.


Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Стоит над этим подумать...

Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".

А ваши дети смогут провести хотя бы один день без электронных устройств?

Мы ведь сами приучаем к зависимости у своих детей...

Электронные устройства в жизни ребенка сегодня заняли время и пространство, которые раньше были всецело в распоряжении родителей. Дети подсели на гаджеты, и теперь у них нет времени для других занятий.

Несмотря на наличие этой проблемы, многие родители по-прежнему регулярно покупают и приносят в дом все новые и новые электронные устройства, поддаваясь на просьбы и требования своих чад. Но должны ли мы баловать детей, покупая им новейшие гаджеты? Как минимизировать угрозу зависимости от электронных игрушек?

Чаще всего родители задают приблизительно такие вопросы: «Мой сын любит видеоигры и всегда хочет получить свежие игры как можно скорее. Также он подвергается давлению со стороны сверстников, что еще больше усиливает его желание обладать самыми современными гаджетами. Я чувствую, что порчу его, покупая ему все гаджеты, которые он хочет. Должен ли я идти на поводу у ребенка, когда появляется что-то новое и им овладевает желание немедленно это получить?»

Да, сегодня дети очень требовательны и все больше интересных гаджетов доступны для приобретения. Мобильные телефоны, видеоигры, айпады, компьютеры, музыкальные системы совершенствуются ежечасно. Иногда к тому времени, когда вы решитесь приобрести, наконец, гаджет, он уже успеет устареть. Так насколько мы должны баловать наших детей?

Почему родители покупают детям гаджеты?

Если вы работающая мать, то наверняка более снисходительны к ребенку. Работающие матери, как правило, испытывают чувство вины из-за своего постоянного отсутствия дома и более склонны уступать детям в их требованиях. Также в семьях, где оба родителя работают, как правило, больше доход, и есть деньги, чтобы побаловать ребенка. Вначале это может показаться вовсе не обременительным, но имейте в виду, что по мере взросления ребенок будет хотеть все больше подарков и обходиться они будут дороже.

Поэтому вы должны спросить себя, действительно ли ваш сын нуждается в новом гаджете? Будет ли сумма, которую вы потратите на его покупку, приемлема для вас? Именно вы должны решить, будет ли у вашего ребенка последняя версия видеоигры или новейшее электронное устройство. Если вы решите не покупать новый гаджет, вам нужно поговорить с ребенком о причинах вашего решения. Сравните стоимость этого гаджета с доходом бедного человека. Объясните, сколько он стоит и что на эти деньги можно купить. Предложите, в конце концов, ребенку купить желаемое на собственные сбережения.

Как родителям справиться с давлением сверстников?

Если именно давление со стороны сверстников руководит желанием вашего ребенка непременно иметь новый гаджет, вам нужно вместе обсудить это. Вполне естественно, что ваш сын (ваша дочь) нуждается в признании сверстниками, и поэтому будет придерживаться принятой в его окружении модели поведения. В идеале компания должна оказывать положительное влияние на ребенка, считаясь с его (ее) мнением и влияя на принятие им (ею) решений не больше, чем его (ее) собственные резоны.

Подросток, опять же в идеале, должен выбрать своих друзей мудро. Но это может быть трудно. Поэтому ваш ребенок в переходном возрасте будет, как никогда, нуждаться в вашей любви и поддержке. Психологи отмечают, что дети, которые имеют либо низкую самооценку, либо низкий уровень доверия к родителям, гораздо чаще поддаются давлению со стороны сверстников. Поэтому вам нужно очень постараться выстроить ваши отношения так, чтобы укрепить в ребенке уверенность в собственных силах и вашей поддержке его решений и действий.

Также очень полезно, если его интересы простираются за пределы его окружения — класса и дворовой компании. Это может быть кружок, группа или секция в другом районе или местности.

Как гаджеты влияют на детей?

Иногда родители не замечают, какое влияние электронные устройства оказывают на развитие их ребенка. Бывает, что малыш или подросток уделяет все свободное время именно гаджетам, игнорируя другие занятия, причем часто в ущерб собственным интересам. В таких случаях, если электронные устройства у детей забирают, то они чувствуют себя обделенными, становятся беспокойными и раздражительными. Значит, привычка играть вызывает изменения в поведении ребенка, который иногда предпочитает быть одиноким, но с гаджетом.

Так возможно ли контролировать этот процесс и повлиять на него, не допуская появления зависимости от гаджета?

Как контролировать использование гаджетов ребенком?

Следите за состоянием своего ребенка, пока не стало слишком поздно. Удовлетворяйте иногда прихоти детей, но для вашего решения должны быть веские основания.

Также строго нужно контролировать количество часов, которое ребенок тратит на гаджеты, — это время должно быть установлено вами.
По возможности нивелируйте влияние сверстников на желания вашего ребенка. Для этого обеим родителям необходимо уделять достаточно времени и внимания ребенку, чтобы у него не возникло чувство изоляции или ненужности. Попробуйте помочь подростку завести новых друзей, особенно если те, что есть сейчас, увлечены исключительно гаджетами. Например, возьмите его (ее) в поход или на пикник — пусть насладится красотой природы, переживет совместные трудности в новой компании.
Понятно, что все это потребует от вас времени и терпения, так что успокойтесь и хорошенько все продумайте.

Вы можете воспользоваться приведенными советами, чтобы добиться ситуации, когда ребенок не захочет тратить свое драгоценное время на общение с бездушными гаджетами. Но у каждого взрослого наверняка найдутся в запасе вещи, которыми можно увлечь собственного ребенка, чтобы оторвать его, наконец, от электронных игрушек.
Привлеките его к участию в ваших любимых занятиях или заинтересуйтесь сами тем, что интересует его (ее), чтобы ваше внимание, время и силы были направлены на то, что увлекает всю семью, делая ее дружнее и сплоченнее.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то