У какого полуострова находится панамский канал. Панамский канал. Все, что вам нужно знать об инженерном чуде, и как его посетить. Технические особенности сооружения

Место нахождения: Панама
Открытие: 12 июня 1920 года
Длина: 81,6 м
Пропускная способность: 48 судов в сутки
Координаты: 9°06"09.5"N 79°41"14.1"W

На сегодняшний день Панамский канал, который соединяет Карибское море, Атлантический и Тихий океаны, до сих пор считается одной из самых величайших и, несомненно, самых сложных строек за всю историю существования человечества.

Мост двух Америк

Его длина относительно невелика: всего 81 километр и 600 метров. 65 километров проходят еще и по суше, а 16,5 километров по дну Лимонской и Панамской бухт . Все эти цифры интересны социологам, геологам, ихтиологам и, в какой-то мере, историкам. Однако Панамский канал - это настоящий переворот в экономике и судоходстве на всей нашей огромной планете. Стоит только представить себе, насколько сократился путь для судов, которые следуют из крупнейшего мегаполиса в мире Нью-Йорка до Сан-Франциско. До сдачи в эксплуатацию жизненно необходимого канала судам приходилось преодолевать расстояние почти в 23 000 километров между двумя городами. Благодаря построенному человечеством каналу этот отрезок пути сократился всего до 9 500 километров.

Канал расположен в Панаме , что в переводе с индейского языка на русский звучит, как «место, где водится много рыбы». Панама удивительное по своей красоте государство, а Панамский канал - одна из ее главных достопримечательностей, своеобразный памятник упорству и героизму людей, принимавших участие в его строительстве. В 2012 году на страницах популярнейшей не только в США , но и во всем мире газеты The New York Times, появился список мест, которые рекомендуется в обязательном порядке посетить людям, увлекающимся путешествиями и туризмом. Интересно то, что этот небольшой, к слову, список возглавляла Панама.

Строительство Панамского канала

Как уже говорилось выше, канал, который соединяет в удобном для судоходства месте два великих океана, был необходим. Это прекрасно понимали не только наши современники, но и люди, жившие еще в далеком 16 веке. Именно тогда Алессандро Маласпина был предложен, уникальный в своем роде, проект строительства Панамского канала. Такая идея вызвала прилив ярости короля Испании Филиппа II, который был ревностным католиком. «То, что создал на Земле Бог, то, что он посчитал нужным соединить, мы просто не имеем права разрывать!», - сказал король и в специальном документе утвердил запрет не только на строительство, но даже и на разработки любых подобных проектов.

Документы, которые дошли до наших дней, позволяют историкам сделать определенный вывод: первое строительство Панамского канала стартовало в 1879 году и… обернулось страшной катастрофой . Катастрофой для человечества и катастрофой для экономики. Кошмаром, получившим название в конце 19-го века «строительство Панамского канала», руководил Фердинанд Лессепс, который уже успел прославиться на строительстве Суэцкого канала.

Громкое имя руководителя строительства не вызывало у общества и влиятельных бизнесменов того времени даже малейших сомнений в успехе предприятия. В Париже была официально зарегистрирована компания, получившая название «Всеобщая компания межокеанского канала». Ее акции пользовались стабильно высоким спросом и стоили, даже по современным меркам, чрезвычайно дорого, что не помешало их приобрести более чем 800 000 человек. В этом не было ничего удивительного, все свято верили в успех грандиозного строительства. Кстати, в одном из журналов Forbes, богатый инвестор дал короткое интервью, в котором признался, что если бы он жил в то время, изучив все возможные риски, он бы без единого сомнения вложил бы большую часть средств в строительство Панамского канала.

Прошло девять долгих лет с начала строительства, было затрачено более чем 300 000 000 долларов, что для того периода времени считалось просто-таки колоссальной суммой, а работы не были закончены даже на треть. Бюджет был превышен, проект Фердинанда Лессепса был в корне неправильным. Его неточные расчеты привели не только к банкротству компании, но и унесли жизни более 20 000 человек. «Люди умирают один за другим, их поражает желтая лихорадка и малярия, врачи не могут справиться с эпидемией, рабочие бегут со строительства, как от проклятого Богом места», - писал в своих донесениях один из главных инженеров. Фердинанд Лессепс был обвинен в крупнейшей афере и арестован. Естественно, этот гениальный архитектор, допустивший массу недочетов, не желал обогатиться таким образом, поэтому, не выдержав такого удара судьбы, лишился рассудка.

Эта история первого строительства Панамского канала навсегда останется в истории темным пятном. Теперь крупнейшие финансовые махинации, «пирамиды», часто называют «панамой» , что напоминает о самой крупнейшей афере конца 19-го века, которая не должна была ею стать.

Все же, Панамский канал, как уже писалось выше, был необходим. И это прекрасно понимали власти Соединенных Штатов Америки. Они проанализировали все ошибки в расчетах автора предыдущего проекта и задумались над тем, как уберечь рабочих от эпидемий. К слову, именно благодаря новому строительству Панамского канала, два научных сотрудника сделали открытие: желтой лихорадкой человек заболевает при укусе комара, который является носителем возбудителя этой страшной болезни. Комаров нужно было уничтожить любой ценой: недалеко от строительства выжигались целые леса, с корнем вырывали даже мелкие кустарники, выкашивали траву и осушались болота, в которых размножались комары. Результат был достигнут: 1500 человек свели практически на «нет» популяцию комаров и рабочим больше не угрожали малярия и желтая лихорадка.

Новый проект был разработан в кратчайшие сроки Джоном Фрэнком Стивенсом, предложившим использовать для канала искусственные озера и специальные шлюзы, которые бы регулировали уровень воды. Уже в 1904 году стартовало новое строительство Панамского канала, которое длилось почти 10 лет. Обошлось оно США в 400 миллионов долларов. Правда, и это строительство стоило жизни почти 6 000 рабочих. Однако грандиозный проект был воплощен в жизнь, и 13 октября 1913 года в Белом Доме президент нажал на специальную кнопку, после чего произошел колоссальный взрыв: за 4 000 километров от резиденции Томаса Вудро Вильсона 20 тонн динамита разнесли последнюю преграду, расположенную у города Гамбоа. Воды Тихого и Атлантического океанов были наконец-то соединены Панамским каналом.

Говоря об истории строительства Панамского канала невозможно не упомянуть о том, что США, вложившие огромные деньги в реализацию грандиозного проекта, решили подстраховаться. Панама была благодаря усилиям Соединенных Штатов отделена от Колумбии и получила независимость. За такую помощь власти страны, несущей в мир демократию, попросили совсем «немного»: вечное владение землей, водным пространством и дном Панамского канала. Что, собственно, они и получили.

Панамский канал - это водная артерия, по которой ежедневно проходят роскошные яхты и грузовые корабли. К слову, его размеры позволяют пройти судну в Атлантический океан из Тихого или в обратном направлении, шириной до 32,3 метра. Максимальная длина судна не должна превышать 294 метра . Над каналом высятся три моста, а наблюдать за передвижением по нему судов можно из окна автомобиля или поезда: вдоль всего канала проходит железная дорога и автомобильная трасса.

Казалось бы, Панамский канал открывает практически безграничные возможности, однако количество судов, планирующих проплыть по нему, невероятно велико. Зачастую бывает, что дожидаться своей очереди приходится больше недели. Рекордное количество кораблей, которые за сутки прошли по Панамскому каналу, составляет «всего» 65. Судно, будь это даже небольшая яхта, не имеет права двигаться по каналу самостоятельно, его тянут специально предназначенные для этого поезда, получившие прозвище среди моряков «мулы».

Естественно, за такую роскошь, как переход из одного океана в другой всего за 9 (!) часов, приходится платить. И платить, надо сказать, немало. Для каждого судна, в зависимости от его размеров и тоннажа, установлена специальная «такса». Кроме этого, есть люди, которые ценят время дороже купюр: для них существуют специальные аукционы. Тот, кто заплатит наибольшую сумму, сможет, миную очередь, пройти по каналу. Например, в 2006 году перед входом в Панамский канал выстроилась огромная очередь из 90 судов. Состоялся аукцион, на котором победил танкер под названием Erikoussa. Видимо, он очень спешил перевезти свой груз, так как не пожалел заплатить за внеочередной проход по Панамскому каналу почти 220 400 долларов США, хотя, подожди он неделю-другую, ему пришлось бы выложить всего 13 400 долларов.


Панамский канал – главная и самая известная . Трудно представить себе человека, который никогда не слышал это название. Ведь многие едут в именно для того, чтобы посетить знаменитый канал. Наша статья поможет вам совершить заочную на Панамский канал и познакомиться с историей его создания.

Здесь вы найдете ответы на главные вопросы: где находится Панамский канал, какие океаны он соединяет. Также вы узнаете, какова глубина Панамского канала, и какую страну он пересекает.

Общие сведения

Панамский канал – искусственно созданный судоходный путь, расположенный на Панамском перешейке на территории Панамы. Соединяет он Атлантический и Тихий океаны. Географические координаты Панамского канала: 9 градусов северной широты и 79 градусов западной долготы. Роль знаменитой судоходной артерии переоценить сложно, а значение Панамского канала достаточно велико – это важнейший водный транспортный узел государства на международном уровне. Некоторые его протоки имеют самую высокую пропускную способность в мире.

Историческая справка

Грандиозный проект по строительству Панамского канала был реализован не сразу. Несмотря на то, что идея соединить водным переходом два океана возникла задолго до начала его возведения, технически это стало возможно только в конце XIX века. После первой неудачной попытки создания канала в 1879 году огромное количество акционеров было разорено, а тысячи строителей погибли от малярии. Руководители проекта были уличены в преступных деяниях. В 1902 году за строительство Панамского канала серьезно взялись американцы, и на этот раз довели дело до конца.

В работах которые длились 10 лет, участвовало более 70 000 человек. Годом официального открытия Панамского канала считается 1914. В августе этого года через канал торжественно прошел первый корабль, «Кристобаль». Крупный оползень, сошедший той же осенью, нарушил переправу по Панамскому каналу, однако после реконструкции 1915 года на втором торжественном открытии канала движение полностью восстановилось.

Основные характеристики канала

Воплотив в жизнь масштабный проект, американцы показали настоящие чудеса инженерии: длина Панамского канала равна 81,6 км, причем 65 км из них проложено по суше. Общая ширина канала достигает 150 м, глубина – всего 12 м. Через Панамский канал ежегодно проходит примерно 14 000 судов различных типов – это и частные яхты, и крупные танкеры, и контейнеровозы. Из-за большой загруженности канала очередь на прохождение по нему продают на аукционах.

Движение по транспортному коридору осуществляется с юго-востока на северо-запад. Структуру Панамского канала определяют несколько групп (Гатун, Педро Мигель и Мирафлорес) и два искусственных водоема. Все здешние шлюзы двусторонние, что обусловливает безопасное движение встречных судов.

Знаменитый канал Панамы, с одной стороны, соединил два океана, а с другой – разделил два материка. Это испытали на себе жители и , оказавшись изолированными от остальной территории государства. Проблему решили, начав в 1959 году строительство моста через Панамский канал, известного как . С 1962 года функционирует сплошная автомобильная линия, которая соединила два континента. Ранее эта связь обеспечивалась посредством разводных мостов.

Перспективы Панамского канала

Главная достопримечательность Панамы, несмотря на свой солидный возраст, до сих пор пользуется огромным спросом. Однако объемы мирового судоходства постоянно растут, и Панамский канал сталкивается с очередными проблемами – всё чаще стали образовываться «морские пробки». Поэтому сегодня встает вопрос о строительстве второго канала. Планируется проложить аналогичный канал в Никарагуа, который станет отличной альтернативой Панамскому каналу. К тому же этому способствуют природные условия.

Как добраться до Панамского канала?

Из города Панама до местной достопримечательности проще всего добираться на такси. Из центра города до места назначения поездка на такси будет стоить не больше 10$. А вот обратно, как ни странно, лучше возвращаться на автобусе компании MetroBus. За 0,25$ можно доехать до , а затем на метро до города.

Многих интересует вопрос: где Панамский канал расположен? Он находится в Центральной Америке, отделяя Североамериканский континент от Южноамериканского. Он представляет собой водный искусственный проток, соединяющий Панамский залив в Тихом океане и Карибское море в Атлантическом. Координаты Панамского канала соответствуют субэкваториальной зоне Западного полушария.

Характеристики сооружения

Панамский канал соединяет 2 океана - Тихий и Атлантический - узкой водной полосой. Он расположен в тропической зоне северного полушария. Географические координаты Панамского канала: 9°12´ северной широты и 79°77´ западной долготы. 14 августа 2014 года было отмечено столетие со дня официального пуска этого гигантского технического сооружения.

Длина Панамского канала составляет 81,6 км. Из них 65,2 пролегает по суше, а оставшиеся километры - по дну бухт. Ширина Панамского канала - 150 метров, а ширина шлюзов - 33 метра. Глубина воды в канале - 12 метров.

Пропускная способность умеренная. Это объясняется малой шириной Панамского канала. В сутки по нему могут проплыть до 48 судов. Но пройти через него может любое судно, в том числе танкеры. При строительстве судов учитывается ширина канала, которая определяет лимит их ширины. За год по нему проходит примерно 14 000 кораблей, перевозящих в общей сложности 280 млн тонн грузов. Это составляет 1/20 часть от суммарной величины всех океанских перевозок. Такой плотный поток приводит к перегрузке канала судами.

Цена за проход судна очень высока и может доходить до 400 000 долларов.

Время движения судов по каналу составляет более четырех часов при среднем значении 9 часов.

Описываемый канал не единственный в своем роде. Панамский и Суэцкий каналы довольно схожи между собой, являясь исключительно искусственными сооружениями.

Географические особенности Панамы

Решающую роль в экономике Панамы является обслуживание транзитных судов. Это важный источник дохода этого государства. Как самостоятельная страна Панама образовалась в 1903 году, после отсоединения от Колумбии.

Панама расположена на самой узкой части Центрально американского перешейка. По его центру проходит узкий горный хребет, с обоих сторон от которого находятся низменности. В районе Панамского канала наблюдается обширное понижение, а максимальная высота составляет всего 87 метров над уровнем моря.

Климат Панамы делится на 2 типа. В той части, которая обращена к Карибскому морю, он влажный тропический, с нерезко выраженным влажным сезоном и отсутствием сухого. Количество осадков составляет около 3000 мм в год. Со стороны Тихого океана сумма осадков значительно меньше, а сухой сезон выражен довольно четко.

Ресурсы Панамы

В Панаме большие площади покрыты лесами. На севере это влажные вечнозеленые леса, а на юге - полулистопадные, с участками редколесий. Из-за подсечно-огневого земледелия появился риск обмеления рек и нарушения работы Панамского канала.

Среди полезных ископаемых наибольшее значение имеют месторождения нефти и меди. Большую роль в экономике играет рыболовство и сельское хозяйство.

История канала

Впервые строительство Панамского канала стали обсуждать еще в 16 веке. Тогда от строительства отказались по теологическим соображениям. Лишь в 19 веке, на фоне быстрого роста океанских грузопотоков, было начато реальное строительство. Однако проект оказался мало соответствующим географическим реалиям тех мест, где велась стройка. Строители тысячами погибали от тропических болезней, а сами работы шли тяжелее, чем должно было быть по проекту, что привело к перерасходу средств уже на начальном этапе строительства. Результатам явились судебные дела и массовые протесты общественности во Франции, рабочие которой и строили канал.

Среди обвиняемых был и создатель знаменитой Эйфелевой башни - А. Г. Эйфель. Из-за всех этих неудач в 1889 году строительные работы были остановлены. Акции Панамского канала обесценились.

После 1900 года за строительство взялись американцы. Для этого они решили заключить договор с Колумбией о передаче права на пользование полоской земли, где должен был строиться канал. Договор был подписан, но колумбийский парламент его не утвердил. Тогда США путем организации сепаратистского движения отделили от Колумбии кусок территории, которая стала называться республикой Панама. После этого уже с властями этой новой республики был подписан договор о передаче прав на пользование данным участком территории.

Прежде чем начать строить канал, американцы решили избавиться от малярийных комаров. Для этого в Панаму была направлена экспедиция из 1500 человек, которые занялись осушением болот и уничтожением комариных личинок пестицидами. В результате опасность лихорадки была снижена до приемлемого по тем стандартам уровня.

Строительство было начато в 1904 году по новому, более реалистичному, проекту, который оказался успешным. Помимо самого канала, были созданы шлюзы и искусственные озера, необходимые для преодоления разности высот. Было задействовано 70 тысяч рабочих и потрачено 400 млрд долларов, а время работ растянулось на 10 лет. Почти каждый десятый рабочий в ходе строительства погиб.

В 1913 году был официально взорван последний перешеек. Для этого кабель в 4 тысячи километров длиной был протянут оттуда в кабинет президента США Томаса Вильсона, где была установлена кнопка. На другом конце было 20000 кг динамита. На церемонию в Белый дом съехались различные высокопоставленные персоны. Открытие Панамского канала состоялось год спустя. Однако различные проблемы помешали работе канала, и только в 1920 году он стал устойчиво выполнять свои функции.

С 2000 года Панамский канал перешел в собственность Панамы.

Преимущества канала

Проект канала стал одним из самых масштабных за всю историю человечества. Его влияние на судоходство в мире, и, особенно, в Западном полушарии, очень велико. Это делает его одним из важнейших объектов геополитики. Раньше судам приходилось огибать весь Южноамериканский континент. После открытия канала длина морского пути из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократилась с 22,5 до 9,5 тысячи км.

Технические особенности сооружения

Из-за особенностей расположения Панамского перешейка канал направлен с юго-востока (Панамская бухта Тихого океана) на северо-запад (к Карибскому морю Атлантического океана). Высота поверхности канала достигает 25,9 метра над уровнем моря. Поэтому для его заполнения были созданы искусственные озера и шлюзы. Всего было создано 2 озера и 2 группы шлюзов. В качестве дополнительного источника водоснабжения используется еще одно искусственное озеро - Алахуэла.

У канала имеются два прохода, предназначенные для движения судов в обе стороны. Только на собственном плаву корабли не способны пройти его целиком. Для транспортировки судов через шлюзы применяются специальные электровозы, использующие железнодорожные пути. Они называются мулами.

Чтобы беспрепятственно проплыть по каналу корабль должен соответствовать определенным габаритам. Планки установлены для верхних значений таких показателей, как длина, высота, ширина и глубина подводной части судна.

Всего канал пересекают 2 моста. Вдоль него между городами Колон и Панама идет автомобильная и железная дорога.

Расчет платежей за проход судна

Сборами платежей занимается администрация Панамского канала, которая является государственной собственностью республики Панама. Величина платы определяется согласно установленным тарифам.

Для контейнеровозов оплата производится исходя из объема судна. Единицей объема служит TEU, который равен вместительности обычного двадцатифутового контейнера. За 1 TEU необходимо уплатить около 50 долларов.

Для других видов судов ставка рассчитывается по величине их водоизмещения, выраженного в тоннах воды. За одну тонну необходимо уплатить около трех долларов.

Для небольших судов величина сбора определяется их длинной. Например, для судов с длиной менее 15 метров сумма составляет 500 $, а при длине более 30 м - 2500 долларов (для справки: 1 доллар - это 57 российских рублей).

Современная модернизация канала

В последнее время активно проводятся работы по увеличению пропускной способности канала. Это связано с ростом глобального товарооборота, в котором решающую роль играет Китай. Именно он и явился инициатором новых строительных работ. Модернизация была начата в 2008, а завершена в середине 2016. На все работы ушло свыше 5 миллиардов долларов, однако расходы быстро окупятся.

Благодаря большей пропускной способности канал теперь может обслуживать супертанкеры, вместительностью до 170 тысяч тонн. Максимальное количество судов, способное пройти по Панамскому каналу за год увеличилось до 18,8 тысяч.

Символично, что первым судном, прошедшим по реконструированному каналу, стал китайский контейнеровоз. Расширенные возможности этого сооружения позволят перевозить до 1 млн баррелей венесуэльской нефти в Китай за сутки.

Особенностью современной реконструкции стало углубление дна и установка более широких шлюзов.

Планы на будущее

Постоянный рост товарооборота между странами и увеличение числа судов со временем приведет к необходимости строительства дополнительных путей для прохода через перешеек. Существуют планы по строительству еще одного канала, но уже через территорию Никарагуа. Такие проекты появлялись в далеком 17 веке, но не были реализованы. Сейчас же совсем иная ситуация.

Так, в 2013 году власти Никарагуа одобрили проект по прокладке на своей территории канала, который может стать альтернативой и даже конкурентом Панамскому. Расходы на строительство здесь будут гораздо выше - целых 40 миллиардов долларов. Несмотря на это, в 2014 году данный проект утвердили.

Заключение

Таким образом, Панамский канал - это одно из крупнейших в истории человечества гидротехнических сооружений. История проектов этого сооружения насчитывает несколько столетий. И хотя канал был построен силами Соединенных Штатов, сейчас решающую роль в его дальнейшей судьбе играет Китай. В ближайшем будущем возможна прокладка еще одного трансамериканского канала для судоходства.

Уже древние египтяне построили судоходный канал, который соединял Нил с Красным морем. Виконт Фердинанд Мари де Лессепс (1805 — 1894) был французским предпринимателем, политиком и дипломатом. В 1833 году он был консулом в Каире, в 1848 — 1849 годах — послом в Мадриде. В 1869 году стал членом Французской академии наук. Был организатором постройки Суэцкого канала, а в 1875 году во время конференции Парижского географического общества изложил концепцию своего нового проекта — строительства Панамского канала.

В 1854 году, когда Саид-паша стал вице-королём Египта, он выдал Лессепсу концессию на строительство Суэцкого канала. Лессепс обдумал каждую деталь, связанную с открытием Суэцкого канала, и сумел грамотно обставить это как невиданное торжество. Не обошлось без праздничных фейерверков, танцев и музыки; по случаю этого события итальянскому композитору Джузеппе Верди была заказана опера (правда, композитор подвёл, и премьера «Аиды» состоялась только в 1871 году).

В церемонии открытия участвовали 6000 приглашённых гостей, среди которых было много коронованных особ со всего мира. По каналу прошла целая флотилия во главе с французской яхтой «L’Aigle», на борту которой были французская императрица Евгения, правитель Египта, императоры России и Австрии, короли Пруссии и Голландии.

Суэцкий канал канал на карте

Суэцкий канал принято считать условной границей между Африкой и Азией. При его строительстве старались максимально использовать естественные водоёмы — озёра Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. У южного входа в канал находится город Суэц, а на севере, на берегу Средиземного моря — Порт-Саид.

Суэцкий канал со спутника

По Суэцкому каналу в основном перевозят нефть, железную руду, сырьё для выплавки цветных металлов, а также зерно и древесину. Несмотря на то, что этот водный путь идёт по бесплодной пустыне, у туристов он пользуется большой популярностью.

Панамский канал пересекает Панамский перешеек — узкую полоску суши, которая соединяет Северную Америку с Южной. У входа в канал со стороны Тихого океана (Панамского залива) находится город Панама, а со стороны Атлантического океана — порт Колон.

Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, в своё время стал одним из самых амбициозных проектов. После завершения многолетнего строительства длина водного коридора составила 65 км. Город Панама был основан испанцами в 1519 году как гавань для судов, доставлявших золото из Перу. Путь, по которому переправлялись драгоценности, шёл сначала вдоль западных берегов Южной Америки до самого узкого места на перешейке, разъединявшего два океана. Здесь сокровища перегружали на мулов и с берегов Тихого океана везли побережье Атлантики. На конвои с золотом часто нападали пираты, а в 1671 году Генри Морган осмелился напасть на город, захватил его и сжёг дотла. Испания восстановила Панаму, но уже в другом месте. Сегодня Панамский канал — одна из туристических достопримечательностей.

Панамский канал на карте

Специально для туристов построили смотровую террасу, откуда можно наблюдать за манёврами океанских судов, когда эти гиганты входят в русло канала. Панамский канал пролёг среди живописных зелёных холмов. Суда, намеревающиеся пересечь Панамский канал со стороны Атлантики, входят в шлюзы и поднимаются на 26 метров до уровня искусственного озера Гатун. Все шлюзовые камеры парные и устроены так, что корабли, пришедшие с противоположных сторон, могут плыть по каналу одновременно. В августе 1914 года по 65-километровому панамскому коридору прошёл первый корабль (вместе с прибрежной частью Панамского залива и залива Лимон длина канала составляет 81,6 км).

Панамский канал со спутника

Соединяя , Атлантический океан и Панамский залив (исп. Golfo De Panamа) Тихого океана, до сего дня считается одним из величайших сооружений за всю историю человечества. Этот канал является уникальным — одним из крупнейших и непревзойденных по сложности строительных проектов, значение которого в мировой экономике сложно переоценить.

Возведение канала было неимоверно драматичным и длительным процессом. На его строительство были затрачены колоссальные денежные суммы и многие тысячи человеческих жизней. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие мирового мореходства. Благодаря сооружению этой водной артерии, морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско, например, сократился с 23 тыс. км до 10 тыс. км.

Идея объединения океанов

Мореплавателям не давала покоя особенность географического расположения 2-х гигантских водоемов – Атлантический и Тихий океаны были разделены лишь тонкой полоской суши, ширина которой в наиболее узком месте составляла всего 50 км. Австралийские торговцы, доставлявшие в Англию и Европу свои товары, не только хотели сократить время нахождения в пути, но и беспокоились за целостность своих грузов: зловещий (исп. Cabo de Hornos) славился своими отвратительными погодными условиями. Однако, чтобы попасть из одного океана в другой, кораблям приходилось огибать Южноамериканский континент, совершая обходной путь, составляющий более 20 тыс. км, на который уходили месяцы. По мере расширения торговли, мореплаватели все более нуждались в канале, рассекающем узкий перешеек, который дал бы возможность судам значительно сократить дорогу.

Однако, это было непосильной задачей для человечества в XVI столетии. Но именно тогда люди стали всерьез задумываться о сооружении канала, и даже занялись исследованием территорий перешейка. В историю вошло имя испанского купца, мореплавателя и конкистадора, (исп. Vasco Nuñez de Balboa; ок.1475 — 1517), который первым из европейцев в XVI в. (29 сентября 1513 г.) пересек Панамский перешеек, достиг вод Тихого океана и основал поселение на берегу Дарьенского залива (исп. Golfo del Dariеn; находится в юго-западной части Карибского моря, у берегов и Панамы).

В поисках баснословных богатств, он со своим отрядом искателей счастья прошел через джунгли, дойдя до северо-западного берега Золотой Кастилии (исп. Оro de Сastilla; так испанцы называли Центральную Америку и Панамский перешеек) и, взойдя на гору, увидел бескрайние тихоокеанские воды, которые он назвал Южным морем. Итак, Панамский перешеек был внесен на географические карты благодаря именно тому походу, а идея объединения двух великих океанов с тех пор обрела конкретные черты.

Уже в XVI столетии прогрессивные люди прекрасно понимали, что необходим канал между двумя океанами. Именно в то время Алессандро Маласпина (итал. Alessandro Malaspina; итальянский мореплаватель и географ), обследовав Панамский перешеек, предложил уникальный проект строительства Панамского канала.

Испанский монарх Филипп II, ревностный католик, был в ярости: «То, что создано на Земле Богом, что он посчитал нужным соединить, мы не имеем права разрывать! » Король документально утвердил запрет как на строительство, так и на разработки подобных проектов.

Первое строительство Панамского канала

Дошедшие до наших дней документы позволяют ученым сделать вывод: стартовавшее в 1879 г. строительство Панамского канала обернулось ужасной катастрофой – и для человечества, и для экономики. «Трагическим» строительством в конце XIX в. руководил Фердинанд Лессепс (франц. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; 1805 — 1894 гг.), французский дипломат и юрист, руководитель и автор проекта строительства Суэцкого канала (соединяющего Красное и Средиземное моря).

Известное имя руководителя строительства послужило гарантией успеха затевавшегося предприятия. В столице Франции была официально зарегистрирована «Всеобщая компания межокеанского канала» (фр. «La Compagnie Universelle du canal interocеanique de Panamа»; 1880-1889 гг.), акции которой стоили чрезвычайно дорого, но пользовались необычайно высоким спросом — их приобрели около 1 млн. человек, твердо веривших в успех грандиозного строительства.

По истечении 9 лет с начала стройки, когда были затрачены колоссальные суммы (более 300 млн $), работы не были завершены даже на ¹⁄3. Расчеты проекта Лессепса оказались в корне неверными, что привело к банкротству компании и к многочисленным человеческим жертвам: от эпидемий малярии и желтой лихорадки умерло более 20 тыс. рабочих. Люди убегали со строительства, как от Богом проклятого места. Обвиненный в гигантской финансовой афере, Фердинанд Лессепс был арестован. Хотя гениальный архитектор и допустил массу серьезных ошибок, скорей всего он не планировал таким образом обогатиться. Не выдержав жестокого удара судьбы, Лессепс лишился рассудка.

Этот инцидент навсегда останется темным пятном в истории человечества, с тех пор крупнейшие экономические махинации и финансовые «пирамиды» часто называют «панамой».

Второе строительство канала

Но Панамский канал был необходим человечеству, власти США это прекрасно понимали. Проанализировав все недочеты предыдущего проекта, они всерьез задумались над причиной эпидемий. Кстати, благодаря новому строительству Панамского канала, было сделано научное открытие: носителем возбудителя страшной болезни — желтой лихорадки является комар. Чтобы уничтожить комаров, в зоне строительства выжигались целые леса, выкашивались травы и осушались болота. В результате, популяция комаров, практически сведенная на «нет», больше не угрожала рабочим малярией и желтой лихорадкой.

Далее, в кратчайшие сроки был разработан новый проект Дж. Фрэнком Стивенсом (англ. John Frank Stevens; американский инженер, главный инженер строительства Панамского канала в 1906-1908 гг.), который предложил для регулирования уровня воды в канале использовать искусственные озера и специальные шлюзы.

Новое строительство канала стартовало в 1904 г., оно длилось почти 10 лет и обошлось США почти в 400 млн $. И это грандиозное предприятие стоило жизни почти 6 тыс. рабочих. Однако, на этот раз колоссальный проект был воплощен в жизнь: 13 октября 1913 г. хозяин Белого Дома нажал на специальную кнопку, что привело к мощному взрыву: за 4 тыс. км от резиденции Томаса Уильсона (англ. Thomas Woodrow Wilson; 28 президент США в 1913-1921 гг.) более 20 тн динамита разрушили последнюю перемычку (расположенную у города Гамбоа) – наконец, воды двух титанов, Атлантического и Тихого океанов, были соединены водным путем.

Официальное открытие Панамского канала произошло 15 августа 1914 г. Первым судном, всего за несколько часов прошедшим по каналу из Атлантики в Тихий океан, стал американский пароход «Анкон» (SS Ancon).

Касательно истории сооружения Панамского канала, надо заметить, что США, вложившие колоссальные средства в осуществление проекта века, хорошо подстраховались, приложив все усилия для отделения Панамы от Колумбии. За помощь в обретении независимости, власти страны отдали США в вечное владение совсем «немного»: землю, дно и водное пространство Панамского канала.

Современность

Сегодня Панамский канал принадлежит Панаме и играет важную роль в морских перевозках. Построенное 100 лет назад шлюзовое сооружение отвечает самым современным требованиям.

Средняя плата, взимаемая с судна, проходящего по каналу, составляет около 13 тыс. $.

Длина канала сравнительно невелика — 81,6 км (из них 65,2 км пролегает по суше, а 16,4 км — по дну Панамской и Лимонской бухт), общая ширина составляет 150 м, а глубина – 12 м. Сооружение включает в себя 2 искусственных озера и 2 сложные системы шлюзов. Пересекать канал не так-то просто в связи с тем, что разница между уровнями Мирового Океана и Панамского канала составляет 26 м. Судно проходит через канал в среднем за 9 ч. Над каналом возвышаются 3 моста, а вдоль всего водного пути проходят автотрасса и железная дорога.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то