Конспект по истории образование славянских государств. Конспект и презентация к уроку истории "образование славянских государств"

Сегодня мы отправимся к соседям Византии и к нашим с вами предкам – древним славянам. Тема урока: Образование славянских государств .

1 . Истоки истории славян. К востоку от империи Каролингов и к северо-западу от Византии жили племена славян. Все они говорили на одном языке, и, как считают многие ученые, с этим связано их самоназвание: славяне, словене – владеющие словом, понятной речью. Самоназвание – название, которым себя называет народ, связанный каким-либо общим признаком. Мы уже сталкивались с этим понятием, вспомните, когда? Ромеи – жители Византии.

По мере продвижения по разным направлениям группы славянских племен обособлялись друг от друга, разделившись на три ветви: западных, восточных и южных. Давайте составим схему (с. 67 «По мере продвижения…»). Зап.: словаки, чехи, поляки, славяне полабские и поморские. Вост.: украинцы, белорусы, русские. Южн.: болгары, сербы, хорваты.

Теперь давайте познакомимся с общественным строем древних славян (учебник, с. 67 «Занятия…» до «…добычи»). У каких народов на протяжении раннего Средневековья наблюдались те же черты устройства, что и у славян (германцев, норманнов и венгров).

Как и известные уже нам народы, славяне начали создавать свои государства. Раньше всего, в конце 7 века возникает Болгарское государство. В 9 веке появляется Великая Моравия, Русь, в 10 веке – Чехия и Польша. На молодые славянские государства стремились оказать свое влияние их могущественные соседи – Франкская держава (позже Священная Римская империя) с одной стороны, Византия – с другой. Обе империи посылали в славянские земли миссионеров (религиозных проповедников). Славянам ничего не оставалось, как принять христианство. Вопрос был только в том, по какому образцу – западному или восточному. И это было очень важно, ведь от этого зависело, под чьим влиянием – Рима или Византии, окажутся славянские земли.

2 . Великая Моравия и миссия Кирилла и Мефодия. Одно из древнейших славянских государств – Великая Моравия, возникло в начале 9 века на реке Мораве. Первоначально оно было тесно связано с империей Каролингов, и даже приняло крещение по римскому обряду. Но, чтобы избежать полного подчинения франкам, моравский князь пошел на сближение с Византией. Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в вопросах веры. В Моравию были отправлены миссионеры братья Кирилл и Мефодий, которые хорошо знали язык славян.

В самом начале своей деятельности они столкнулись с проблемой. У славян не было своей письменности, а братьям было необходимо перевести на славянский язык Библию и богослужебные книги. Ни латинский, ни греческий алфавит для этой цели не годились, так как там нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. И братья придумали для славян особый алфавит, получивший название глаголица (рис. на с. 69). Глаголицей братья записали свой перевод Евангелия.

Но глаголица оказалась неудобной. Ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма создали другой алфавит и назвали его в честь учителя кириллицей (рис. на с. 70). Сравните написание букв? Какой кажется удобней? Постепенно кириллица вытеснила глаголицу и распространилась на территорию Болгарии, Сербии и Хорватии, вскоре она проникла и на Русь. Этим алфавитом до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, перевод Библии и просветительская деятельность имели огромное значение для всей славянской культуры. Хотя Кирилл и Мефодий никогда не бывали на Руси, их деятельность имела огромное значение для развития русской культуры, и не случайно о них подробно писал автор Повести временных лет, а древнерусские художники изображали их на миниатюрах (см. иллюстрации на с. 68).

3 . Болгарское царство. Поговорим об еще одном славянском государстве – Болгарском царстве. В 7 веке славян, живших по нижнему Дунаю, объединили под своей властью болгары – кочевники тюрского происхождения. Образовалось мощное государство известное под названием Первое Болгарское Царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян. Растворение победителей, тюркских кочевников-болгар, давших государству династию и название, в славянской массе - результат не только численного перевеса, но и культурного превосходства славян-земледельцев над кочевниками-скотоводами. Какие еще примеры такого рода нам уже известны? (это сопоставимо с растворением завоевателей-франков среди галло-римлян или норманнов среди французского населения Нормандии). Такой процесс называется ассимиляция – слияние двух народов, при котором один из них теряет свой язык и культуру .

Болгары приняли христианство по византийскому образцу, что было важно для развития древнеболгарской письменности и литературы. Кто-нибудь знает, почему? Римская церковь требовала, чтобы языком богослужения была латынь. Византия же вполне допускала, чтобы богослужения велись на национальном языке.

Болгарский правитель Симеон первым среди славянских правителей принял титул «царь» (от лат. «цезарь» - император). Как вы думаете, что отражают изменения в титуле? Как правило, усиление государства и власти его правителя. Действительно, Симеон заметно расширил границы своего царства. Болгария много воевала с Византией, с Русью (какой князь? Святослав), с венграми, с печенегами. В 1014 году Болгария надолго попала под власть Византии. На этом заканчивается история Первого Болгарского Царства.

4 . Чехия. После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на реке Влтаве, подчинило своей власти соседние племена. В 10 веке было образовано Чешское государство, правитель которого принял крещение по Римскому образцу. Это определило церковную и политическую зависимость Чехии от соседней Германии, а позже страна официально вошла в состав Священной Римской империи. Чешский князь получил от германского императора королевскую корону, и этот титул стал в Чехии переходить по наследству.

Название страны

5 . Польша. В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племен полян в районе города Гнезно. Правитель образовавшегося княжества принял христианство в римском варианте. В Польше появилось свое архиепископство, которое подчинялось напрямую Риму, а не Германии. В 1025 году князь Болеслав Храбрый принял королевский титул.

Т.о. с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

Д.З. §7, вопросы и задания. Таблица «Принятие христианства славянскими народами».

Как римляне называли древние славянские племена?

Что вам известно о жизни славян в первые века нашей эры?

1. Расселение славян. С древнейших времён в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе по соседству с германцами жили славяне. Во времена Великого переселения народов, в VI и VII веках, они продвинулись далеко на восток и на юг. Славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Чёрного моря на юге. Позднее многочисленные славянские племена разделились на три ветви: западные, южные и восточные.

Западные славяне — это чехи, поляки, словаки. К ним относились также полабские племена, жившие к востоку от Лабы, и поморские племена, расселившиеся на юго-восточном побережье Балтийского моря.

Некоторые славянские племена заселили часть Балканского полуострова, и здесь образовались южные славянские народы: болгары, сербы, хорваты и др.

Восточные славяне — это предки трёх родственных народов: русского, украинского и белорусского.

Три ветви славян.

Определите географическое положение территорий расселения каждой из групп славян. Какие славяне принимали участие во вторжении на Балканский полуостров? Почему?

Ручная мельница, топор, серп, глиняные сосуды славян

2. Занятия и образ жизни славян. Славяне издавна занимались земледелием, разведением скота и ремёслами. В середине первого тысячелетия нашей эры славяне делились на множество племён. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить, объявлять, поучать).

Во главе племён стояли военные вожди — князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племён. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

3. Болгарское государство. Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоёваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению. Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры перекочевали к Средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров.

Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоёванных ими славян, переняли их язык, но дали им своё имя. На севере соседями Болгарии были предки современных румын, а на юге Болгария граничила с Византийской империей. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство, но одновременно она вела с Византией войны; временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.

Болгарское государство в VII—X вв.

Как увеличилась территория Болгарского государства с VII по IX в.? Какие земли завоевал царь Симеон?

Чешская королевская корона. XI-XIV вв.

Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон (893—927). Образованный, энергичный и честолюбивый, Симеон около 30 лет вёл с Византией войны, не раз осаждал её столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населённых славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царём болгар и греков».

Византийский военный трактат VI—VII веков о славянах

(отрывок)

Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озёр. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют... Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах... Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться.

1. На основании текста перечислите занятия древних славян. Насколько высоко было развито их хозяйство? 2. Что может сообщить документ об обществе и управлении славянских племён в то время? 3. Сопоставьте текст документа и учебника, как в дальнейшем сложилась судьба славянских народов и их отношения с Византией?

Страница рукописи на глаголице. Болгария. X в.

Между тем долгие войны истощили страну. После смерти Симеона Болгария ослабела, от неё отделилась Сербия.

В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослеплённых воинов умер от сердечного приступа.

Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию, лишив её независимости более чем на полтора столетия.

4. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Be ликоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией.

Один из моравских князей заключил против неё союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

Первыми славянскими просветителями стали учёные монахи — болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий около 10 лет управлял одной из византийских областей. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

Кирилл и Мефодий

Почему Кирилл и Мефодий изображены с нимбами над головой?

Какие буквы со свитка сохранились в русском алфавите?

В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу как миссионеры. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевёл на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь.

После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали развитию болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Длительная борьба с королями Германии ослабила Великоморавскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть её земель. Великоморавская держава распалась.

5. Образование славянских государств. В последней четверти IX века образовалось государство восточных славян с центром в Киеве, сильное Древнерусское государство. Крестившиеся по византийскому обряду, древние русичи многое переняли из этой страны.

Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половине X века польский князь Мешко I (960—992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству.

Образование славянских государств в IX—XI вв.

Назовите государства, образовавшиеся на территориях западных, восточных и южных славян. Какие из указанных на карте народов не принадлежат к славянам?

Страница средневековой славянской рукописной книги

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992—1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков — крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу — была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, он ходил походом на Киев, вёл долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашён королём Польши. В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

1. На какие ветви делятся славянские народы? Потомки какой из них преимущественно проживают в нашей стране? 2. В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры? 3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств? 4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив вопросы, которые необходимо изложить. 5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами? 6. Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запиши те её.

1.Что общего было в истории образования и начале существования славянских государств? 2. Докажите, что для чешского князя и для польского правителя Болеслава I Храброго было важно провозглашение их королями. 3. Как повлияло на судьбу славянских народов принятие ими христианства? 4. Расскажите об отношениях Болгарии и Византии: а) с точки зрения средневекового болгарина; б) с точки зрения византийца. По итогам работы обсудите в классе, почему современники могут иметь разные взгляды на одно и то же событие или явление истории

Подведём итоги

Вы узнали, что:

Восточная Римская империя (Византия) не была разорена варварами и сохранила власть императоров, развитую науку и культуру;

Наивысшего развития Византия достигла в VI веке при императоре Юстиниане;

Архитектура Византии прославилась храмами различных типов, самым знаменитым был храм Святой Софии в Константинополе;

В VII—X веках были образованы первые славянские государства;

Византия оказала огромное культурное влияние на славянские страны;

В IX веке у славян появилась собственная письменность, созданная просветителями Кириллом и Мефодием.

Вопросы и задания к главе II

1. Какую роль в истории Византийской империи сыграл император Юстиниан? 2. В чём проявлялось влияние античных традиций на византийское образование и науку? 3. Какие достижения Византии в раннем Средневековье вы считаете самыми важными? 4. В истории каких славянских государств контакты с Византией в эпоху раннего Средневековья занимают особое место и почему? 5. Расположите в хронологической последовательности события истории Византии и славян в VI-XI веках: а) провозглашение Болеслава королем Польши; б) реформы императора Юстиниана; в) создание славянской письменности Кириллом и Мефодием; г) возникновение Восточной Римской империи. 6. Что прославило культуру Византии (выберите правильные ответы): а) Ахенская капелла; б) храм Святой Софии; в) изобретение «греческого огня»; г) «Дворцовая академия»?

Творческие работы и проекты

Творческий проект «Византийская мозаика». Используя художественные альбомы, интернет-ресурсы, найдите образцы византийской мозаики, вылепите особенности этой техники, приёмы, с помощью которых достигался изобразительный эффект. Подготовьте презентацию но данной теме.

Информационный проект «Создание славянской азбуки». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию о Кирилле и Мефодии, истории создания ими славянской письменности, её родстве с другими алфавитными системами, о двух древних азбуках глаголице и кириллице. Проиллюстрируйте свой текст образцами глаголического и кириллического письма. Логически расположите собранный материал и оформите работу.



Образование славянских государств

Предмет: история

Учитель: Войналович М.Н.

Ожидаемый результат (каждый ученик):

    Имеет представление, какие государства образовались из славянских племен;

    Умеет устанавливать причины, по которым образовались славянские государства.

Познавательные:

Извлекать информацию из текста, картографического источника и слова учителя.

Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему.

Коммуникативные:

Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев.

Личностные:

Оценивать на основе общечеловеческих и ценностей ценность религии для формирования государства

Оборудование: презентация, карта, раздаточный материал.

Ход урока:

Орг форма/этап

Действия учителя

Действия ученика

ИОФ/ Мотивация

Слово учителя: К востоку от империи Каролингов и к северо-западу от Византии жили племена. Все они говорили на одном языке, и, как считают многие ученые, с этим связано их самоназвание: …… (пауза)

славяне, словене – владеющие словом, понятной речью. Задание: заполнить пропуски в схеме: По мере продвижения по разным направлениям группы славянских племен обособлялись друг от друга, разделившись на три ветви: западных, восточных и южных. Зап.: словаки, чехи, поляки, славяне полабские и поморские. Вост.: украинцы, белорусы, русские. Южн.: болгары, сербы, хорваты.

Как и известные нам уже народы славяне начали создавать свои государства. Сформулируйте тему урока

Ставим задачу на урок и записываем ее в «голову» рыбы.

Работает по карте, ищет, о каких племенах идет речь

Проверяет, правильно ли он определил название. Записывает в рабочий лист, делает отметку о выполнении сбоку.

Заполняет схему

Славяне

Западные восточные южные

словаки украинцы болгары

чехи белорусы сербы

поляки русские хорваты

полабские

и поморские

Записывает число, «классная работа» в тетради, записывает тему урока.

Работает на рабочем листе. Делает отметку о выполнении.

Извлекать информацию из картографического источника и слова учителя.

Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему.

ПОФ/изучение нового материала

Используя текст, заполнить «косточки» рыбы. (коррекция выполняемой работы).

Обсуждение

Работает с текстом учебника.

Извлекать информацию из текста.

ИОФ/закрепление

Выполнить тест

Осуществляет контроль взаимопроверки.

Работает по тесту, проверяет работу соседа, выставляет отметку за урок.

Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев.

Домашнее задание

Пар.7, вопросы, заполнить таблицу «Распространение христианства в славянских государствах»

Записывает домашнее задание.

Подведение итогов, рефлексия

Обобщение всего сказанного: с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

Делится мнением о проделанной работе

Оценивать на основе общечеловеческих и ценностей ценность религии для формирования государства

Рабочий лист ученика _______________________________________________________

______________________

__________________________ ________________________ _____________________

словаки украинцы болгары

чехи белорусы сербы

поляки русские хорваты

полабские и поморские

Инструкция по заполнению фишбоурн:

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначен основной вопрос урока. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках нужно отметить причины возникновения изучаемого вопроса. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

А) преимущественно в Азии;

Б)

В) преимущественно в Африке;

Б) Польша, Чехия, Словаки;

Г) все вышеперечисленное.

    Где преимущественно расселились славяне?

А) преимущественно в Азии;

Б) преимущественно в Восточной Европе;

В) преимущественно в Африке;

Г) преимущественно в Америке.

2. Какие современные страны принадлежат к ареалу расселения славян?

А)Россия, Белоруссия, Украина;

Б) Польша, Чехия, Словаки;

В)Болгария, Сербия, Черногория;

Г) все вышеперечисленное.

3. На какие «ветви» разделились славяне?

А) Западные, восточные и северные;

Б) Северные, восточные и южные;

В) Западные, южные и восточные;

Г) Западные, северные и южные.

4. Какая ещё сила претендовала на контроль над славянскими народами?

__________________________________________________________________

Цели: (сл. 2) - познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни

Дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.

Охарактеризовать правление славянских князей;

Развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию

Оборудование: компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме: « Культура Византии»

1. В VII - VIII веке государственным языком Византии был:

А) римский

Б) греческий

В) латинской

2. В государственных и частных школах обучали:

А) чтению, письму, счёту, церковному пению

Б) счёту, музицированию, письму

В) чтению, письму, танцам, счёту

3. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:

А) Лев Математик

Б) Пифагор

В) Аристотель

4. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):

А) введена медицинская практика

Б) создано первое медицинское училище

В) созданы пособия для обучающихся

5. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:

А) порохом

Б) зажигательной смесью

В) « греческим огнём»

6. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:

А) отсутствии декоративного украшения

Б) проведения службы вне помещения

В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.

7. Притвор - это

А) помещение у западного, главного входа

Б) вытянутая, основная часть храма

В) место, куда могли входить только священнослужители

8. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:

А) храм в Афинах

Б) храм Святой Софии

В) храм Пантеон

9. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:

А) мозаикой

Б) фресками

В) иконой

10. Канон - это…

А) сборник законов

Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать

В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен.

11. Какая византийская икона была привезена на Русь?

А) « Троица»

Б) « Владимирская Богоматерь»

В) « Мадонна»

12. На какой народ особенно сильно повлияла византийская культура?

А) славяне

Б) хорваты

В) болгары

1- б, 2 - а, 3- а, 4 - б, 5 -в, 6- в, 7 - а. 8 - б, 9 - а, 10 - в, 11- б. 12 - а.

3. Сообщение темы и целей урока.(сл. 3)

План урока.

Расселение славян.
Занятия и образ жизни славян.
Болгарское государство.
Великоморавская держава.
Образование Чехии и Польши

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

(сл. 4) С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

На западе - от реки Эльбы

На востоке - до среднего течения реки Днепр

На севере - от Балтийского моря

На юге - от Дуная и Чёрного моря

(сл.5) В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви:

Западные славяне

Южные славяне

Восточные славяне

Поляки
Словаки
полабские племена, жившие к востоку от Лабы,
поморские племена расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

Болгары
Сербы
Хорваты
и другие.
заселившие часть Балканского полуострова

предки трех родственных народов:
Русского
Украинского
Белорусского.

Территория расселения какой группы славян самая большая?

Занятие и образ жизни славян.

Давайте вспомним основные занятия германцев и норманнов

германцы

норманны

Скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, ремесло

Военные походы, рыболовство, охота на китов, земледелие только долинах рек.

А чем занимались славяне?

(сл. 6) Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь),скотоводство (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.

(сл. 7) В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела).

(сл. 8) Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

Из «Стратегикона» (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим…

Болгарское государство.

(сл. 9) Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению.

Возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. НА севере соседями болгар были предки современных румын, на юге - Византийская империя. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань

Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу.

(сл. 11) Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков».

(сл. 12) Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия — кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам, попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны... Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю.

(сл. 13) В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест.

(сл. 14) Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

Великоморавская держава.

(сл. 15) В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов

(сл. 16) Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками

(сл. 17) Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

(сл. 18) Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи — болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

(сл. 19) В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей.

(сл. 20) После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы.

Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

(сл. 21) Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Великоморавская держава распалась..

2) работа по учебнику:

Стр. 72 - 73 - Образование Чехии и Польши.

(сл. 22) В IX веке образовалось государство восточных славян — Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.

(сл. 23) Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.

(сл. 24) Во второй половине X века польский князь Мешко I (960—992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединение польских земель, Мешко заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора.

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992—1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков — крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу — была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти

(сл. 26) Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши.

В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Давайте сделаем вывод и запишем его в таблицу:

Болгарское государство

к VII веку образовалось болгарское государство
князь Борис в 865 г. принимает христианство
князь Симеон в начале X века принял титул « царя болгар и греков»
в начале XI века Византия

подчинила себе Болгарию

к началу 9 -10 вв. образовалось Чешское государство
зависимость от германского короля
в 1085 г. чешский князь принял титул короля

в 10 веке образовалось древнепольское государство
в 960-992 гг. правил Мешко I - первый польский князь, проводивший политику объединения
966 г. - принятие католичества
Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель
К середине 11 века начинается феодальная раздробленность

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 73

6. Домашнее задание:

Параграф 8, вопросы, записи, рабочая тетрадь

Похожие образовательные материалы:

) южные славяне (сербы, хорваты, македонцы, болгары и др. славяне Балканского полуострова); 2) западные славяне (поляки и чехи); 3) восточные славяне (русские, белорусы и украинцы) – в основном они, именно русские, живут в России. Вопрос 2. В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры? Ответ. Кирилл и Мефодий крестили Великую Моравию. Но главное, они создали славянскую азбуку перевели первые книги на славянский язык, а также научили грамоте и богословию первых славян, их ученики понесли знания за пределы Великой Моравии (они были просто оттуда изгнаны). Вопрос 3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств? Ответ. Первым по-настоящему славянским государством была Великая Моравия (Аварское и Болгарские государства появились раньше, но это были государства кочевников, которым славяне подчинялись). А больше всего славянских государств возникло в IX веке (Приморская Хорватия, Древняя Русь, Великая Моравия). Вопрос 4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив Вопросы, которые необходимо изложить. Ответ. В рассказе нужно выделить: место и время жизни деятеля и то, почему его запомнили потомки. 1) Симеон жил в Болгарии в конце IX и в начале Х веков. Он был самым великим правителем первого Болгарского государства, успешно воевал с Византией, не раз осаждал её столицу. Подчинил себе многие славянские племена. 2) Мешко I – правитель Польского государства Х века. Он принял христианство и крестил свой народ. 3) Болеслав I Храбрый правил Польшей после своего отца Мешко I в конце Х и в XI веках, он объединил больше польских земель, нежели его отец. Вопрос 5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами? Ответ. Связи: 1) болгары нападали на Византию и в итоге были ею на некоторое время покорены; 2) другие южные славяне долго находились под властью Византии; 3) хорваты долго находились под властью франков; 4) Великая Моравия и другие западные славяне конфликтовали с германцами; 5) Древнерусское государство имело тесные контакты со Скандинавией, возможно, даже было создано скандинавами; 6) дружины Древнерусского государства ходили походами на Византию; 7) Древнерусское государство активно торговало с арабами. Вопрос 6. Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запишите её. Ответ. Главная мысль параграфа – пути разных славянских групп рано разошлись, их история разнообразна. Его план: 1) расселение славян а) разделение славян на ветви б) западные славяне в) южные славяне г) восточные славяне 2) занятия и образ жизни славян а) основные занятия славян в мирное время б) система управления славянских племён в) набеги на соседей г) роль добычи в жизни славян 3) Болгарское государство а) завоевание славян болгарами б) создание Болгарского государства в) князь Симеон г) взаимоотношения с Византией д) уничтожение Болгарского государства 4) Великоморавская держава и создатели славянской письменности а) создание Великоморавской державы б) крещение Великой Моравии в) деятельность Кирилла и Мефодия г) особенности славянского алфавита д) судьба наследия Кирилла и Мефодия 5) Образование славянских государств а) образование Древнерусского государства б) образование Чешского государства в) образование Польского государства г) окончательное объединение Польши

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то