Информационная зависимость и диета: что делать с RSS-булимией. Информационная зависимость. Как избавиться от интернет-зависимости

Всемирная паутина уже давно окутала весь мир. Термин интернет-зависимость – это заболевание, признаки которого можно встретить на каждом шагу, оно «выдергивает» взрослых и подростков из привычного образа жизни в обществе. Специалисты бьют тревогу: с проблемой нужно бороться разными методами, иначе быть беде. Новая болезнь 21 века не заставила себя долго ждать.

Что такое интернет-зависимость

Определение новая болезнь 21 века не ново. Так называется зависимость от интернета или интернет-аддикция. Ее симптомы можно обнаружить и у себя. Проведите тест: отключите на два часа интернет. Что вы испытали? Злость, скуку, растерянность, навязчивую потребность проверить свою страницу? Любое из этих чувств говорит об одном: у вас современная интернет-болезнь. Нужна ли вам помощь? И да, и нет. Это зависит от того, насколько глубоко вы «увязли» в информационную сеть.

Виды

Психическое заболевание, вызванное всемирной сетью, имеет несколько форм зависимости. Их легко классифицировать на различные виды интернет-зависимости, каждый из которых имеет свою психологическую основу. Это:

  • Виртуальное общение. Огромное количество социальных сетей, чатов или блогов позволяет человеку общаться в любое время суток. Зависимый человек стремится завести сотни виртуальных друзей во время использования интернета, но при этом теряет реальных.
  • Понятие игромании. Онлайн игра, словно продолжение интернетных социальных сетей, разрешает окунаться в новый мир, виртуальную реальность или сказку. В таких играх одновременно принимают участие множество пользователей интернета в мире, что делает процесс еще более увлекательным, а психологическую зависимость еще сильнее.
  • Сексуальное влияние интернета. Человек, стремясь получить физическое удовлетворение, предпочитает смотреть фильмы и видео эротического и порнографического характера.

Причины

Психологи называют разные причины нарушения общения, которые приводят к компьютерной зависимости у взрослых или детей. Однако они сводятся к психологической проблеме – это неспособность выразить себя в социуме. Часто люди совершают необдуманные поступки, чтобы заполучить сотни тысяч лайков. Обычное общение при помощи социальных сетей переросло в самоутверждение за счет отзывов малознакомых людей.

Причиной возникновения игровой зависимости психологи называют скуку и возможность отгородиться от внешнего мира со своими заботами и проблемами. Что касается сексуальной зависимости от порнороликов, то здесь все просто. Это отсутствие постоянного полового партнера, невозможность раскрыться в сексуальном плане, другие расстройства психики.

Симптомы

Итак, как опознать зависимость у себя или своих близких? Существует множество симптомов, по которым можно судить, попал ли человек в коварные сети интернет-паутины или нет. Следующие признаки интернет-зависимости помогут вам распознать болезнь. Обратите внимание на внешность. Больной теряет трудоспособность, он становится похож на наркомана с бледной кожей, темными кругами, истощенным усталым взглядом.

Свободное время интернет-больной проводит в сети. Часто такое времяпровождение представляет собой бессмысленное «брожение» по социальным сетям, форумам и развлекательным сайтам. При этом запланированные полчаса перед сном плавно перерастают в целую ночь перед монитором. Если при этом пропадает сеть, человека начинает мучить скука, он становится раздражительным и нервным.

Человек, погруженный в виртуальный мир, забывает поесть, покупаться и даже сходить в туалет. Про сон иной раз не идет и речи. Если у него забрать «игрушку», он может стать агрессивным, зависимое поведение становится ярко-выраженным. Особенно интернет-аддикция поражает подростков. Живое семейное общение сходит на нет, друзья, родители родственники уходят на второй план. Таким людям требуется психологическая помощь.

Как избавиться от интернет-зависимости

Уже известно про наличие специальных клиник и пансионатов, где лечат наркозависимых и алкоголиков. Однако мало кто знает, что по всему миру были открыты и специальные учреждения, где лечат больных от компьютерной зависимости. В нашей стране их очень мало, и попасть туда нелегко, однако это не означает, что нужно отпускать руки. Побороть болезнь можно с помощью опытного психолога, консультаций у психотерапевта, поведенческой терапии, советов близких людей.

Лечение

Зависимость от мира интернета можно вылечить. Человеку, который проводит часами перед монитором, нужно помочь, применив разные способы лечения. Для этого не надо пить никаких медицинских препаратов, существуют другое лечение интернет-зависимости:

  • Путешествия. Необязательно лететь на другой конец света, можно просто выехать на выходные за город. Не забудьте при этом захватить палатку и оставить гаджеты дома.
  • Хобби. Помогите зависимому человеку найти себя в новом увлечении. Любимое дело поможет избавиться от проблемы.
  • Обучение. Учиться никогда не поздно. Вместо бесцельного «брожения» по просторам всемирной паутины, можно, например, начать изучать иностранный язык.
  • Спорт. Физические упражнения напомнят больному о том, что он живет в реальном мире. К тому же красивая фигура и крепкое здоровье никогда не бывают лишними.

Профилактика

Если один из методов лечения помог избавиться от этого психического заболевания, это не означает, что можно расслабиться. Любимое дело, общение с друзьями и достижение поставленной цели должны занимать все свободное время. Бывший больной начнет ценить каждую минуту жизни и жалеть о каждой секунде, проведенной впустую. Хорошая профилактика интернет-зависимости у подростков представляет собой активный образ жизни, включающий в себя спорт.

Последствия феномена интернет-зависимости

Прежде чем сесть за монитор, подумайте, чем это может грозить. Люди с диагнозом интернет-аддикции со временем теряют интерес к реальной жизни, а вместе с этим свой внешний вид и здоровье. Бессонные ночи, питание на скорую руку, забывчивость, ухудшение памяти – на все это можно закрыть глаза, ведь это ваша жизнь и вам решать, что с ней делать. Подумайте о своих близких, любимом человеке, детях, родителях – они страдают от таких психических расстройств.

Видео

Виртуальный мир является миром людей, в котором происходит постоянный обмен информацией, сетевое сообщество – мир пользователей и создателей и их взаимодействия. За последнее десятилетие интернет из технологии, доступной лишь узкому кругу специалистов, таких как инженеры и программисты, превратился в информационно-коммуникативную среду для круга людей, имеющих различный возраст, род занятий, сферу интересов.

В связи с быстрым развитием Интернет-технологий, специалисты отмечают необходимость рассмотрения влияния виртуальной коммуникации на личность пользователя.

Современное общество характеризуют два процесса, влияющих друг на друга – это глобализация и новая информационная революция, которые формируют новое пространство, новую социальную реальность – кибер-организацию, где место константных связей личностей занимает технически или искусственно создаваемые виртуальные связи, которые поддерживаются с помощью специальных информационных технологий.

Smart-технологии, то есть новое поколение когнитивных революционных технологий не только меняет и трансформирует представление об информации, но и меняет саму природу общества. Древние греки различали два онтологических пространства: первое – пространство, которое независимо от человека, пространство природы и второе – это реальность, искусственно создаваемая человеком. Но на рубеже XVI-XVII в. происходит мировоззренческий перелом и антитеза естественного – искусственное исчезает.

Появление новых технологий, а также усиление роли виртуальной среды в константном мире создают и увеличивают возможность безрефлексивного виртуального существования, что повышает потребительское отношение к жизни. В рамках новых технологий важным является формирование мира, замыкающегося на себе паттерна, в котором взаимодействуют не личности, а интеллектуальные агенты, утрачивающие физические свойства.

Американский исследователь Маршалл Маклюэн в 1962 году в связи с развитием телевидения и иных способов передачи информации отметил факт изменения способа мышления (линейное мышление было подвержено трансформации и вытеснилось «мозаичным»), а также возрождение мифа как базового принципа сознания. Таким образом, Маклюэн отметил тот факт, что «средства общения» влияют на изменение способов социальной организации и мышления.

В 1994 году американский психолог и исследователь Кимберли Янг создала сайт, на котором разместила социологический опросник на тему Интернет-зависимости, который проработали более 500 человек. Исходя из полученных данных, больше половины опрошенных, по мнению исследователя, являлись аддиктами. В 1995 году американский психолог И. Голдберг сформулировал ряд диагностических критериев для определения Интернет-зависимости, который был построен на базе признаков патологической игровой зависимости (гемблинга). В 1996 году, Кимберли Янг написала хрестоматийную работу «диагноз – Интернет-зависимость», а также создала центр для лечения людей с этой аддикцией. Тем не менее, Интернет-зависимость не включена в список психологических заболеваний, что, однако, не препятствует созданию по всему миру различных центров и клиник, где люди могут пройти лечение от Интернет-аддикции.

Стоит отметить, что к концу ХХ века, Интернет-зависимость была практически легализована не как клиническое направление, а как отрасль исследований и сфера оказания людям психологической помощи. На данный момент под Интернет-зависимостью подразумевают как форму нехимических аддиктивных расстройств, которая подразумевает расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Чаще всего Интернет-зависимость рассматривается широко и в нее включаются:

В докладе за 2012 год, выпущенный компанией Symantec, слова «секс» и «порно» были четвертым и шестым наиболее популярными запросами, сделанными молодежью, от 13 до 18 лет. Когда это любопытство начинает питать мотивацию человека, превращая его в навязчивую идею, это начало зависимости.

Процесс информатизации общества, по своему существу является социальным процессом. Информационные технологии обеспечиваю увеличение скорости передачи и распространения информации и, в связи с этим, появляются новые формы социального взаимодействия. Можно отметить, что стремительное развитие информационных технологий вывело новую форму передачи данных, обмена информацией, хранения и воспроизведения данных на первый план, что связано с использованием электронных технологий виртуализации реальности.

В Интернете социальная сеть представляет собой площадку для взаимодействия людей группе или группах. Современные социальные сети имеют ряд дополнительных установок и возможностей, что отличает их от существовавших раньше инструментов общения.

Зависимость человека от сети выражена по принципу Метклафа, что подразумевает возрастание ценности сети пропорционально квадрату числа её пользователей. Таким образом, чем больше участников, чем больше они тратят времени на формирование общего пространства, тем полезнее и эффективнее пространство для каждого из них. Однако принцип Метклафа имеет обратную сторону, на которую указывал, в частности, Элай Паризер в своей книге «The Filter Bubble»: польза сетевого эффекта порабощает пользователя. Таким образом, человек попадает в зависимость от информации, находящейся в сети, а также настроенных там связей.

Ученые выделяют ряд причин нахождения человека в виртуальном мире: потребность в более раскованном общении, самовыражение, чувство безопасности. Происходящее отражает реалии современного общества, которое, с приходом Интернета перешло на новый этап развития. Таким образом, Интернет-зависимость или сетевую зависимость можно рассматривать не только как психическое или поведенческое расстройство, но и как глобальный социо-культурный феномен, сущностью которого является не столько отказ от взаимодействия в реальном мире, сколько расширение за счет виртуальной среды действительности, позволяя виртуальной реальности взаимодействовать с константным миром. Таким образом, пользователь предстает существом двух миров («личность» в константном мире и «профиль» в социальных сетях).

Психолог Ларри Розена, изучающий отрицательное воздействие технологий на человека, в своей книге «iБолезнь» (iDisorder) приводит результаты эксперимента. Студенты, которые откладывают ответы на SMS, учатся так же хорошо, как те, кто не получает SMS; а студенты, отсылающие много сообщений или сразу отвечающие на них, получают на два балла ниже, чем остальные.

Основатель наиболее популярной социальной сети в Интернет пространстве России vk.com Павел Дуров говорит о том, что: «Интернет играет не последнюю роль в инфантилизации личности. Сеть мешает сделать окончательный выбор. Мераб Мамардашвили называл это качество «эмбриональным состоянием души». Обилие вариантов создаёт ощущение бесконечности возможностей. Отсюда у современных людей рождается стратегия пробования - всё пробовать, ни на чем не останавливаясь: профессию, новости, собеседников, партнёров. Сетевой человек избегает форм, и в этом смысле он ближе к хаосу, чем к бытию» .

Из этого можно сделать вывод, что Интернет-зависимость и патологическое пристрастие к социальным сетям приводит к невозможности принятия окончательного решения, что негативно сказывается на социализации человека.

Интернет-зависимое поведение является социальной проблемой современного общества, и оказывает негативное воздействие на множество аспектов социальных связей. В связи с развитием социальных сетей, некоторые исследователи полагают, что для современного общества более актуальна сетевая зависимость. Информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, что приводит к тому, что они становятся определяющими в современном обществе.

Кочанов Андрей Михайлович

ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж №1"

преподаватель

Аннотация:

Информационная зависимость получила широкое распространение среди различных возрастных и социальных групп общества. Цель настоящей статьи - рассмотреть общие аспекты негативного влияния информационной зависимости на подготовку медицинских специалистов среднего звена.

Information dependence is widespread among different age and social groups . The purpose of this article - to consider the general aspects of the negative impact of information depending on the training of health professionals middle managers.

Ключевые слова:

информационная зависимость; интернет-зависимость; среднее профессиональное медицинское образование; педагогический процесс.

information addiction; internet addiction; secondary professional medical education; pedagogical process.

УДК 377.5

Трактовка информационной зависимости

Единого научного определения информационной зависимости (используются также термины «Интернет-зависимость», «инфомания» и др.) не существует, ввиду новизны описываемого феномена. В настоящее время под этим явлением принято понимать зависимость от процесса ввода и получения информации с помощью электронных технических средств и сети Интернет.

В 1994 году американский психолог Киберли Янг разработала опросник из 20 вопросов, направленный на выявление Интернет-зависимости, который используется специалистами до сих пор. Данный исследователь сравнивала Интернет-зависимость с «патологической азартностью» .

Впервые термин «Интернет-зависимость» был предложен и описан нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом в 1995 году. Им были выделены 2 основных симптома данного расстройства: стрессогенность при использовании Интернета, и нарушение физического, психологического, межличностного, экономического либо социального статуса личности .

В России данный феномен изучается с 2000 года. В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник докладов по интернет-зависимости . В него были включены и переводы полных текстов докладов основных отечественных и зарубежных исследователей этой проблемы.

Широкое распространение электронных средств коммуникации в 2000-е гг., когда характер межличностного общения претерпел существенные изменения, привело и к появлению термина «информационная зависимость». Она является более широким, по сравнению с Интернет-зависимостью, понятием и явлением, когда зависимость от ввода и получения информации может иметь место как при наличии, так и отсутствии доступа к сети «Интернет». В настоящее время ее часто относят к так называемым «современным вредным привычкам» (наряду с игроманией, шопингоманией и др. зависимостями).

С точки зрения медицинской психологии, общими для всех зависимостей являются психологический и физиологический компоненты, когда формирование и развитие зависимости сопровождается изменениями и (или) нарушениями со стороны эмоционально-волевой и поведенческой сферы человека с одной стороны, и его физиологических процессов с другой. Для «современных вредных привычек» характерным является выраженный психологический компонент зависимости, тогда как физиологический не выражен, или выражен слабо.

На практике, инфозависимым можно считать человека, имеющего доступ к современным средствам коммуникации (мобильный телефон, доступ в Интернет, программы для обмена информацией), который испытывает потребность постоянно вводить и получать информацию (текст, видео- и аудиофайлы, «смайлики» и т.п.), причем эта потребность может оказывать отрицательное действие на эффективность производственного процесса, обучения, а такжебыт, общение и здоровье.

Информационная зависимость и здоровье

С точки зрения современной медицины, при развитии информационной зависимости не формируется психическое расстройство, либо иная единица патологии (согласно действующей Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)), однако не исключается неблагоприятное воздействие на здоровье со стороны ряда органов и систем организма. Таким образом, информационную зависимость можно рассматривать как преморбидное (предшествующее заболеванию) расстройство. Это связано с тем, что остальные виды зависимостей (алкогольная, табачная, кофеиновая и пр.) сопровождаются отклонениями как с физиологической, так и с психологической точек зрения. Для информационной же зависимости в настоящее время выраженных физиологических отклонений не установлено, однако описаны различной степени выраженности социальная дезадаптация инекритичность восприятияпотока информации, нарастающие по мере развития зависимости.

Вместе с тем, рядом специалистовмедицины и психологии отрицается Интернет-зависимость как негативное явление . Они рассматривают стремление к современным средствам коммуникации и доступа к информации как естественное, и согласно проводимым ими исследованиям, работа в Интернете вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит) .

Распространенность и классификация

В настоящее время отсутствуют достоверные сведения о распространенности и выраженности информационной зависимости в глобальном масштабе. Это связано с отсутствием соответствующих исследований, так как нет ясности с вопросами о видах такой зависимости, способах диагностирования и воздействии на человека на физическом и психологическом уровнях.

Российский психолог Мария Дрепа в 2009 году предложила следующую рабочую классификацию Интернет-зависимости:

  • Веб-серфинг (поиск информации и стихийные путешествия по Интернету).
  • Пристрастие к виртуальному общению.
  • Игровая зависимость.
  • Навязчивая финансовая потребность.
  • Пристрастие к онлайн-просмотру фильмов.
  • Киберсексуальная зависимость .

Психолого-педагогические аспекты информационной зависимости

В соответствии с информационной модельюобучения объект преподавания представляет собойинформационную систему, в которой специфическим образом осуществляютсяввод и закрепление информации, ее сортировка и практическое применение, задействованы кратковременная и долгосрочная память, творческое мышление, происходит развитие интеллекта и всей личности .

Научный интерес представляет также изучение мотивации информационной зависимости у обучающегося. Студенческую среду принято считать благоприятной для развития любых зависимостей благодаря высокой активности жизнедеятельности, стремлению испытать новое, широкому кругу общения.

В качестве теоретического обоснования исследования структуры мотивов, побуждающих студентов к приобщению к современным источникам информации и развитию информационной зависимости, можно считать классический подход советского психолога А.Н. Леонтьева к проблеме мотивационной сферы, потребностей и мотивов. Созданная им модель структуры мотивационной сферы личности является, на наш взгляд, наиболее приемлемой для изучения мотивов, побуждающих студентов к развитию зависимостей. Мотивационную сферу А.Н. Леонтьев представлял как конфигурацию иерархизированных мотивационных линий или систем жизненных отношений, которая детерминирует деятельность и в своем наивысшем развитии не напоминает застывшую пирамиду, поскольку в ней присутствует постоянная конфликтность образующих ее мотивационных линий. Потребность А.Н. Леонтьев определял как состояние организма, вызванное его нуждой в тех или иных веществах, предметах, требующихся для поддержания существования личности. Потребность получает свою содержательную характеристику через предмет, который удовлетворяет эту потребность. Следовательно, потребность студента, склонного к формированию информационной зависимости, выявляется и характеризуется через предмет удовлетворения нужды, в качестве которого выступает информация. Мотив, по А.Н. Леонтьеву, объективен, это сам предмет, который побуждает и направляет деятельность, конкретизирует потребность и, естественно, удовлетворяет эту потребность. В этом случае доступная информация, как известный предмет предполагаемого удовлетворения субъективной потребности, следует понимать как мотив, конкретизирующий эту потребность.

Следует заметить, что обучающиеся и ранее не испытывали недостаткав информации — учебные пособия, библиотеки, педагоги являлись и являются носителями более чем достаточного объема информации. Учитывая, что в последние десятилетия изменилась структура носителей информации, принципы ее накопления и обмена, содержание и социальная значимость, можно сделать вывод о том, что решающим фактором формирования информационной зависимости у студентов является не наличие, а доступность и содержание информации.

Таким образом, психологической основой склонности к развитию информационной зависимости является структура мотивов, побуждающих индивида к поиску и обмену информацией определенного содержания на фоне технической доступности к ней. Выяснение же побуждающих стимулов, приводящих к информационной зависимости, возникающих в структуре личности студента, нуждается в дальнейшем изучении в рамках комплексногорассмотрения современного человека.

Наличие информационной зависимости в выраженной степени, как и любой зависимости, означает, что продуктивность обучения у обучающегося снижается, т. к. у него ухудшается концентрация на учебном материале, деятельности преподавателя, потому что сознание постоянно находится в состоянии готовности отреагировать на новую информацию, появляющуюся благодаря техническому обеспечению, вместо того чтобы посвятить себя выполнению текущей учебной задачи. Кроме того, снижается общая эффективность умственной деятельности, так как мозг пытается решить сразу несколько задач, что удается далеко не всем.

Доступность процесса ввода и получения информации позволяет избегать затруднительного процесса осмысления и формулирования мыслей, достижения необходимой глубины при исследовании, самоанализа и поиска ошибок в информации и т.п. что не способствует развитию системного, аналитического мышления, а наоборот, делает мышление и речь упрощенными, бессистемными и лишенными завершенности («клиповое мышление») .

Особенности обучения медицинским специальностям в системе среднего профессионального образования имеют свои особенности:

  • тесная связь между общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами (модулями);
  • ориентированность при подготовке специалиста на практическую деятельность (работа с пациентами);
  • высокая ответственность за жизнь и здоровье пациентов;
  • высокие требования к культуре общения и поведения (медицинская этика и деонтология);
  • значительная доля производственной практики на базе лечебно-профилактических организаций и др.

Таким образом, информационная зависимость студента может являться сдерживающим фактором педагогического процесса по подготовке специалиста. Она способна не только серьезно нарушить процесс его подготовки, но и вызывать задержку развития и деформацию личности. Медицинские работники среднего звена, страдающие информационной зависимостью, могут быть низкоэффективны и профессионально деформированы.

Распространенность информационной зависимос среди студентов-медиков среднего звена

Ранее считалось, что информационная зависимость наиболее распространена среди взрослых категорий пользователей современных средств коммуникации, однако в настоящее время доступность электронных средств общения, простота в их использовании и широкий спектр жизненных интересов, на которые они оказывают влияние, сделали информационную зависимость «достоянием» почти всех возрастных и социальных групп.

С целью оценки распространенности информационной зависимости студентов, обучающихся в Филиале №3 ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1» (бывшее Медицинское училище №19) было проведено анонимное анкетирование среди студентов 1-го и 4-го курсов двухотделений («Сестринское дело»и«Лабораторная диагностика»). Анкетирование проходило в ноябре 2015 г., в нем приняли участие 154 студента: 78 студентов 1-го курса и 76 студентов 4-го курса.

При составлении анкеты за основу был взят опросник по выявлению Интернет-зависимости, разработанный К. Янг (1994), и адаптированный для более широкого понятия «информационная зависимость» (вместо сети Интернет введены все источники информации, вопросы об их количестве, возрасте приобщения к ним).

Вопрос о наличии электронных средств коммуникации в анкету не включался — изначально предполагалось их наличие у участников анкетирования.

Средний возраст, когда ребенок обзаводился личным мобильным телефоном, составил 7 лет, получил постоянный доступ к интернету — 8 лет. 92% опрошенных ответили, что располагают 2-мя и более электронными средствами коммуникации.

62% (70% на 1-м курсе и 54% на 4-м курсе) считают, что их привычка постоянно проверять текстовые сообщения и электронные письма настолько глубоко вошла в их образ жизни, что даже дома, во время занятий, в дороге или на отдыхе они испытывают настойчивую потребность внимательно просматривать и вводить сообщения, на которые не требуется немедленного реагирования. 51% (59% на 1-м курсе и 43% на 4-м курсе) из них всегда немедленно отвечают на письма, а 21% (26% на 1-м курсе и 16% на 4-м курсе), чтобы ответить на послание, всегда оставляют основное занятие, каким бы оно не было.

Выводы

Хотя современные технологии обладают огромными преимуществами, их чрезмерное и безответственное использование может нанести вред не только умственным способностям человека, но и его социальной роли и активности.

Широкое распространение информационной заивисимости в подростковой среде способно нанести значительный ущерб системе подготовки медицинских работников среднего звена, особенно, вследствие специфики медицинской профессии.

Влияние информационной зависимости на личность и образовательный процесс нуждается в дальнейшем изучении.

Библиографический список:


1. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010.
2. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. // Сост. и ред. А.Е. Войскунской - М.: Акрополь, 2009.
3. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. // Гуманитарная экспертиза- 2009. № 2. - Махачкала, с.189-193.
4. «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». Материалы симпозиума. - 2009 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/conference/internet/2009.
5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - 2004 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/.
6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
7. Янг К. Пойманные в Сеть. - 1997 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.netaddiction.com

Рецензии:

5.01.2016, 16:19 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия : Некоторые постулаты весьма спорны. В общем и целом, статья имеет прикладной характер и может быть интересна широкому кругу читателей. Рекомендуется к печати.


5.01.2016, 16:29 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия : Интересная статья с позиции информационной зависимости студенческой молодежи к использованию средств коммуникации. Статья наверняка была бы интереснее, если б автор приводил больше фактов негативного влияния средств коммуникации на здоровье молодого человека. Рекомендую к печати.

Кочанов Андрей Михайлович :
Спасибо за рецензию, к сожалению, фактор настолько новый, что в статье освещено максимально возможное из систематизированных описания негативного влияния информзависимости на обучающихся.


7.01.2016, 3:08 Кропотова Наталья Анатольевна
Рецензия : Андрей Михайлович, тема несомненно актуальна. 1. Следует провести корректировку текста (имеются печатки, орфографические ошибки, т.д.) 2. Казалось бы, Вы только приблизились к негативным факторам ("Информационная зависимость и здоровье" второй абзац), но их не приводите и не упоминаете дальше, а следующее предложение говорит об обратном. 3. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР...... 1979 год информационные технологии только начали развиваться в Советском Союзе. Может есть современник???? Если нет, то гипотетически можно ссылаться на теоретические выкладки. 4. Требуется вычитка и правка текста. Статья рекомендуется к печати.

07.01.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Кочанов Андрей Михайлович :
Спасибо за рецензию! 1. В Word текст был оформлен, однако при перекодировании на сайте действительно выглядит с опечатками, возможности редакции опубликованного текста к сожалению нет. 2. Разъясните, пожалуйста, Ваше замечание п.2. я его не понял. 3. В отсылке к трудам Леонтьева говорится о том, что он дает общие психологические трактовки мотиваций, и что это применимо к любым зависимостям.


14.01.2016, 22:38 Шабага Степан Богданович
Рецензия : Отметим актуальность статьи и ее информативность. Возможно, некоторые утверждения носят частично субъективный характер, но все равно вфзфвают интерес к проблеме исследования. Рекомендуется к публикации

17.01.2016, 14:25 Белых Александр Сергеевич
Рецензия : При устранении опечаток статья может быть опубликована.

16.02.2016, 13:10 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия : При устранении опечаток статья может быть опубликована. Представляет интерес, даже независимо от слишком высокой терминологической перегруженности.

У меня в блоге достаточно много публикаций на эту тему,эта статья более полно отражает картину проблемы интернет зависимости в современном обществе,как обычно прошу не стеснятся и оставлять комментарии.

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи. Интернет облегчает выбор и покупку необходимых товаров и услуг, а также позволяет сэкономить на их приобретении…

Ну да ладно, перечислять все достоинства и блага сего царства безграничных возможностей я не стану, вы и так их знаете, в этой статье хотелось бы поговорить об одном негативном последствии сопровождающем распространение интернета по миру – об интернет-зависимости.

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Чем опасна интернет-зависимость

Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет-зависимости не иначе как с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые исследования на тему интернет-зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.

Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам - быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.


Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти - не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома… То есть описанные ранее как преимущества, все эти удобства при длительном и безальтернативном их использовании превращаются в проблему. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет-зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном (избавиться от бессонницы без помощи специалиста для него уже не представляется возможным) и приемом пищи. Некоторых нездоровая привязанность к информационным технологиям доводит даже до самоубийства.

Кроме психических и мыслительных расстройств интеренет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. Проводя чудовищно много времени у экранов мониторов, мы портим свое зрение (более подробно об этом можете узнать из статьи – «Ухудшение зрения при работе за компьютером»), у многих появляется тунельный синдром запястья. Интернет зависимость, которая сопровождается сидячим образом жизни, приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т.д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т.д.) и многим другим заболеваниям.

Интернет-зависимость может стать причиной нарушения отношений в семье (между родителями и детьми, а также между супругами). Кому понравится, что ребенок или вторая половинка днюет и ночует возле компьютера? Так ухудшаются отношения между родными и близкими людьми, и даже разрушаются семьи. Интернет-зависимость - проблема современного общества!

Надеюсь, я привел достаточно причин для того, чтобы вы хотя бы задумались о своем пристрастии к интернету? Если вы и без того уже давно заметили за собой непреодолимую тягу постоянно находиться в онлайне, вам безусловно пригодятся советы о том, как избавиться от интернет-зависимости. Однако о лечении и профилактике интернет-зависимости следует говорить после ее диагностирования. Поэтому для тех, кто еще пока сомневается, болен он или нет, наш «рассказ» о формах и симптомах этой чумы XXI века.

Формы, виды и причины возникновения интернет-зависимости

Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологами и исследователями проблем интернет-зависимости выделяются пять основных видов этой неудержимой тяги к онлайн погружениям.

Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты.


К данной группе риска зависимых от интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. Исследователи, изучающие феномен интернет-зависимости, выяснили что люди, не попадающие в «сети» интернета так же, как и в них попавшие, общаются со знакомыми и друзьями в онлайне (хотя основная их цель нахождения в «паутине» - это поиск информации), но это общение в основном ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов. Интернет же зависимые люди стремятся социализироваться за счет новых знакомств.

В большей степени это конечно относится к людям подросткового возраста, и не только потому, что они выросли в эпоху интернета. Причина возникновения интернет-зависимость у подростков – это период гормональной перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, завязывать новые знакомства, налаживать контакты с противоположным полом (конечно, это касается не всех, но многих).


Общение в интернете предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний, и не выходя за границы этих образов, осуществлять насколько необходимую и желаемую, настолько и невозможную в реальности коммуникативную активность. Это является основной причиной интернет-зависимости у подростков, а провоцирующим фактором, стимулирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна.

Еще одной причиной появления интернет зависимости, тесно связанной с предыдущей, является невозможность самовыражения. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания.

Хочется немного забежать вперед и сказать, что медикаментозное лечение интернет-зависимости должно проводиться одновременно с работой над повышением уровня уверенности в себе и развитием навыков общения (у нас на сайте множество статей, которые могут вам в этом помочь).

Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.

Навязчивый веб-серфинг предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам… В итоге это бессмысленное блуждание и непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке.

Следующий вид интернет-зависимости – игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр.

Почему люди начинают играть в онлайн игры? Кто-то стремится заполнить пустое место, образовавшееся в его жизни, кто-то просто от скуки. А есть люди, которые пытаются добиться превосходства, не тратя на это больших усилий. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре «Танчики» - вполне даже возможно.


Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей (например, в таких РПГ играх как World of Warkraft) и добиться мнимого превосходства. Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть дни напролет и в процессе этой гонки становятся интернет-зависимыми.

Кстати, этот побуждающий фактор интернет-зависимости (стремление стать лучшим, стать первым) может находить выражение не только в онлай-игрушках. Например, в тех же соцсетях, на сайтах и форумах, где пользователи сравниваются по рейтингу (какие-то баллы и уровни за активность, виртуальные деньги, количество друзей и т.д.). Чем больше у тебя балов, тем выше ты располагаешься в рейтинге. Конечно, виртуальное превосходство в отличие от реального не дает полной удовлетворенности, но зато добиться его значительно легче.

Вернемся к играм (хотя погоню за рейтингами можно тоже в какой-то степени прировнять к игре). Еще одной причиной, почему интернет зависимость становиться проблемой современного общества по мнению Эрин Хоффман, одного из разработчиков онлайн игр, является прокрастинация. Вот как она объясняет, в чем кроется причина этого пристрастия: «Когда мы обсуждаем зависимость от интернета и в частности от сетевых игр – мы говорим не о том, что люди делают, а о том, чего они не делают, замещая бездельничество зависимым поведением». То есть человек постепенно втягивается и становится зомби по причине того, что попросту не хотел делать нелюбимую работу, выполнять свои обязанности, решать сложные вопросы и принимать непростые решения? Может быть, почему нет. Но, наверное, главная причина появления данного вида интернет-зависимости кроется в непомерных аппетитах воротил игровой индустрии и в том, что игры сделаны специальным образом, принуждающим вас судорожно играть даже в то время, когда процесс не доставляет вам настоящего удовольствия.

Не единичны случаи, когда длительная игра приводила к трагическим последствиям. Например, многочасовой онлайн-сеанс игры в World of Warcraft, в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти. А в 2011 году американская домохозяйка, увлекшись игрой в ту же Warcraft, забыла про свою трехлетнюю дочку, которая умерла от недоедания и обезвоживания.

Вот что говорит еще один из разработчиков онлайн-игр Дэвида Вонг (этот человек, работающий на Microsoft и защитивший диссертацию по особенностям работы человеческого мозг, знает как сделать людей разного возраста интернет-зависимыми): «Всякая зависимость возникает из трех составляющих – активности, времени и поощрения, и есть бесчисленное количество приемов, используя которые, эти три фактора возможно объединить друг с другом для того, чтобы игрок показывал тот образец поведения, который задумал разработчик».

Интернет-зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги.


Онлайн-казино, которых сегодня в интернете великое множество, заманивая десятки тысяч новых пользователей ежедневно, воссоздают соблазнительный и реалистичный мир традиционных казино. Симптомы интернет-зависимости этого вида, а также ее причины и последствия сродни тем, что и у обычной игромании (игры на деньги). Разве что есть какие-то незначительные нюансы. А вот доступность, а соответственно и вовлеченность во много раз превосходит показатели обычных игровых заведений.

В недавно опубликованном докладе Американской Ассоциации Психологов, которая была посвящена проблеме интернет зависимости, связанной с азартными играми говорится, что данное пристрастие затягивает людей значительно сильнее, нежели казино или обычные игровые автоматы. Также там было отмечено, что в группу риска попадают в первую очередь подростки, среди них зависимость от игр на деньги в интернете встречается намного чаще.

Еще одной разновидностью интернет-зависимости является так называемое киберсексуальное влечение – это навязчивая тяга к просмотру порнофильмов в сети и занятию киберсексом.


При кажущейся на первый взгляд безобидности, сексуальная интернет зависимость является серьезнейшей проблемой, стоящей на пути обеспечения социально-психологической безопасности как отдельного человека, так общества в целом. Сегодня множество семейных пар распадаются или стоят на грани распада из-за наклонности одного из супругов удовлетворять свои сексуальные потребности с помощью интернета. У людей, страдающих этой зависимостью, остается мало времени для обычного общения, так постепенно происходит эмоциональный разрыв в отношениях с реальными людьми - семья, дети, друзья, работа и учеба уходят на задний план.

Недавно популярная английская газета The Daily Mail опубликовала мнение ряда ученых, в котором говорилось, что онлайн-порнография породила молодое поколение, неспособное возбуждаться в ходе обычных сексуальных контактов. Итогом публикации стал вывод о том, что импотенция молодеет и уже не является проблемой только мужчин среднего и пожилого возраста.

Причинами этой интернет зависимости являются сексуальная неудовлетворенность (как у начинающих половую жизнь подростков, так и людей всех возрастов), ухудшение сексуальных отношений с партнерами, нехватка общения и разногласия в семье, а особенности Интернета (доступность, анонимность, вседозволенность, отсутствие обязательств и необходимости психологически подстраиваться под партнера) только способствуют возникновению зависимости от этого влечения.

Перечень основных видов зависимостей от интернета можно расширить, добавив туда: хакерство; непроизвольную тягу к покупкам вещей на интернет-аукционах и в онлай-магазинах; бесконечное скачивание с торрент трекеров видео и аудио материалов в целях создания собственной базы и т.д.

Стадии развития интернет-зависимости

На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Например, одни люди знания, полученные в Сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся тут же в интернете, используя корыстные цели (в хорошем смысле), хотят прославиться или зарабатывают деньги, третьи же поднимают себе рейтинги в соцсетях (репутацию на сайтах и форумах и т.п.) или попросту самовыражаются. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.

Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

Симптомы интернет-зависимости

Основными признаками, определяющими интернет-зависимость, можно считать следующие:

Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.

Вас за уши не оттащить от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу.

Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.

Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области.

Вы теряете чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.

Во время интернет-серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.

Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на них бесцельно и механически.

Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких.

На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.

Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие - негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.

Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете. И это является явным признаком интернет зависимости. Самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.

Лечение интернет-зависимости

Неудивительно, что лечение интернет-зависимости стало частью дохода психологов и психиатров, ведь людей с нездоровой тягой к «всемирной паутине» становится все больше и больше. Зависимостью от интернета страдают как мужчины, так и женщины, как молодые (в большей степени), так и взрослые граждане, и их число с каждым годом только растет. Неспособность самостоятельно избавиться от интернет зависимости приводит не подозревавших о столь негативных последствиях онлайн-жизни пользователей в медицинские учреждения, где их лечат от психических расстройств, ставших проявлением привязанности к интернету, а не от интернет-зависимости, так как диагноза «интернет-зависимость» во всемирной практике пока не существует.

Впервые термин «интернет-зависимость» был использован американским психиатром Айвеном Голдбергом в 1994 году. В это понятие Голдберг вкладывал не медицинский смысл, как если бы речь шла о зависимости от наркотиков или алкоголя, а такое поведение, которое сопровождается низким уровнем самоконтроля, стрессом и угрожает вытеснить нормальную жизнь. Термин прижился, хоть был введен психиатром изначально в виде хохмы.

Однако, если международное сообщество еще до конца не осознало масштаб бедствия, в некоторых странах интернет-зависимость официально признается заболеванием и ее лечение проводится порой весьма радикальными методами. Так, например, в Китае, где первая клиника для лечения интернет-зависимости появилась еще в 2005 году, пациентам назначают электрошок – устройство, подающее на тело напряжение в тридцать вольт.

При обращении в клинику китайские специалисты вначале проводят диагностику на предмет наличия у человека зависимости. Далее назначается медикаментозное лечение, иглотерапия и в обязательном порядке физические нагрузки. В подобных клиниках для пациентов установлен строгий распорядок: в течение 10-15 дней (именно столько в среднем длится лечение) человек встает в шесть утра, занимается спортом, поет хвалебные песни, пьет антидепрессанты и получает разряды электротока. Также в Китае существуют специальные лагеря казарменного типа для подростков менее 18 лет. Туда их привозят родители на срок до полугода. Все это время зависимые от интернета подростки находятся на территории центров, изучают стройподготовку и также, как и взрослые, лечатся разрядами электричества.

Такое лечение интернет зависимости не находит понимание в мире, и даже некоторые местные врачи против применения электрошока, особенно если это касается лечения детей: «Такие методы слишком жестокие и наоборот наносят детям глубокую психологическую травму, тем не менее, они используются повсеместно. Сегодня в Китае существует множество клиник по лечению интернет зависимости. Большая их часть практически никем не контролируется и является не профессиональными», - говорит известный китайский психолог из Пекина Тао Хункай.

В Финляндии к зависимым от интернета относятся поснисходительней, даже предоставляют отсрочку от призыва в армию: «Для подростков, днями и ночами играющих в онлайн-игры и имеющих вместо настоящих друзей только странички в фэйсбуке служба в армии может стать большим потрясением», - говорит один из военачальников Финляндии, Йирки Кивелы.

Первым в мире центром поддержки интернет-зависимых стал центр, созданный самым известным и авторитетным исследователем в данной области - Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета (Брэтфорд), автором переведенной на многие языки книги - «Пойманные в Сеть». Созданный ею в 1995 году Центр (Center for On-Line Addiction - Netaddiction.com) оказывает консультации не только обычным людям, но и корпорациям, образовательным учреждениям и психиатрическим клиникам.

В России лечение интернет зависимости тоже проводится, но список клиник, занимающихся реабилитацией таких больных, ограничивается пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Дело все в том, что лечиться идут единицы. Потому что большинство зависимых либо себя таковыми не считают, либо пытаются самостоятельно бороться со своим пристрастием. Вот что по этому поводу говорит Константин Блохин, психиатр клиники «Психическое здоровье» - «Пусть в клинике я работаю не очень долго, не помню ни одного обращения зависимых от интернета людей». Также врач поясняет, что при подобном диагнозе применяются такие же методы, как и при лечении наркомании - психотерапия, активные физические упражнения и рефлексотерапия.

«Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия. Если первое подразумевает лечение без медикаментов, то второе – прием психотропных средств (антидепрессанты и противотревожные препараты) и использование капельниц» - говорит Дмитрий Федотов, психиатр клиники СПО Центр.

Если в вашем городе нет специализированных медицинских учреждений, занимающихся лечением интернет зависимости (хотя в большинстве случаях поможет и квалифицированный психолог) или же вы просто считаете, что можете сбросить с себя оковы интернет-рабства самостоятельно, вам надо знать с чего начать. Советы о методах избавления от интернет зависимости будут полезны и для профилактики этой нездоровой привязанности.

Социальные ролики об интернет-зависимости

Профилактика интернет-зависимости и способы избавления от нее

Чтобы начать бороться с интернет зависимостью, прежде всего необходимо признать, что проблема существует и понять, что избавиться от нее вам никто не поможет (уж если вы решили, что к помощи психолога прибегать не будете, рассчитывайте только на себя).

Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью - вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Чаще выезжайте на природу, встречайтесь с друзьями, посещайте различные мероприятия, вспомните о давно забытом хобби, начните заниматься спортом, прочтите интересную книгу и т.д. Вы хотите перестать проводить в онлайн режиме так много времени? Тогда перестаньте! Вы же точно этого хотите, правда?

Если сейчас вы вообще не представляете своей жизни без социальных сетей, вам будет трудно сразу от этого отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в них, а дальше, постепенно сворачивая активность, вы сможете свести до минимума свое там присутствие. Что касается людей то и дело проверяющих почту, здесь можно посоветовать установить для ее проверки определенные часы и строго следовать этому расписанию.

Бороться с интернет зависимостью, как и со всякой другой зависимостью, некоторые психологи считают бессмысленным занятием. По их мнению, работа с навязчивыми пристрастиями заключается не в борьбе как таковой, а в решении проблем существования - формировании новых связей, новых интересов, в конце концов, в поиске смысла жизни.

Говоря о причинах интернет-зависимости, мы выяснили, что часто люди «сбегают» в сеть от какой-то неудовлетворенности и проблем. Поэтому просто ограничить время в интернете будет мало, одновременно бороться надо и с причинами возникновения этих проблем. Взять, к примеру, сексуальную интернет-зависимость. Если человек погружается в сексуальное онлайн-рабство (женщины в основном выбирают виртуальный секс, а просмотр порно это уже прерогатива мужчин) по причине отсутствия партнера, следовательно, ему надо найти вторую половинку. Если вам не хватает общения, хватит седеть на форумах, ищите его в реальной жизни. Если вы человек застенчивый, начните бороться со своей застенчивостью, запишитесь на курсы ораторского мастерства.

Вы используете интернет для работы, но замечаете, что постепенно забываете о делах и переключаетесь на бестолковое времяпровождение? Начните засекать и анализировать время, проведенное в интернете. Подсчитайте сколько приблизительно минут или часов вы тратите на что-то важное и необходимое. Пусть это время будет вашим дневным минимумом. Каждый день, заходя в интернет, старайтесь уложиться в этот временной отрезок. Это даст вам возможность распределить рабочее время наиболее эффективно. Также в целях продуктивности деятельности и профилактики интернет зависимости рекомендую составлять список сайтов (можно в уме) которые надо посетить и тем нуждающихся в рассмотрении.

На многих сайтах советы, повествующие о том, как избавиться от интернет-зависимости содержат, на мой взгляд, довольно-таки странные рекомендации: «Попросите своего близкого или знакомого «запаролить» вашу страничку в соцсети или мессенджере и пусть он разрешает вам заходить туда лишь раз в неделю», «Попросите провайдера запретить вам доступ на сайты, где вы теряете попросту время». Если вам эти советы подходят и не кажутся странными, то используйте и их.

В нелегком процессе избавления от интернет зависимости важна поддержка близких людей. Чем больше семейного общения, которое будет заменять вам избыточное интернет употребление, тем лучше. И не стоит оправдывать свою немощность и неудачные попытки бороться с интернет-зависимостью тем, что все большее количество людей попадают в эти в «сети» и в этом нет ничего страшного. Старайтесь выплыть, даже если все вокруг тонут.

Дополнительные советы:

Составьте список с перечнем оснований, из-за которых вам стоит отказаться от чрезмерного использования интернета.

Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер.

Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так вы сможете отвлечься от онлайн режима.

Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.

Скопируйте в отдельный фай или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую, например, это может быть статья о том, как правильно отдыхать после работы. Так вы сократите визиты в Интернет, и у вас будет меньше соблазн рыскать по сети.

Если вы решили избавиться от интернет-зависимости, вам следует отрегулировать режим вашего сна.

На самом деле интернет несет огромную пользу, а эта статья является лишь предостережением, так что не следует делать выводы, будто Сеть безоговорочно опасна и вредна. Воспитайте в себе культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач. Используйте Всемирную сеть для приобретения необходимых и важных навыков (например, для изучения английского языка или для обучения быстрой печати и т.п.) и получения информации имеющей практическое значение.

Я начала им пользоваться два года назад, когда у меня появился iPad , и с тех пор открываю его каждый день. Сейчас у меня отложено для чтения 695 статей, каждый день я вычёркиваю пару десятков, но их становится только больше.

В моём Google Reader никогда не было надписи, выглядящей не как 1000+ items . Прошлые выходные я провела, сортируя подписки, чтобы, в частности, сделать отдельный пакет , и оставила скудный минимум (отказавшись от жж, бьюти-блогов и русских новостей): девяносто три.

Плюс Facebook .

Это проблема. Чтобы с ней справиться, я логично рассудила, что мне нужно обязательно что-нибудь по этой теме прочитать .

По ключевому запросу information overload на Amazon.com предлагается 9760 книг (когда я смотрела в первый раз, было 9552). Я прочитала три. Так я выяснила, что Клэй Джонсон, автор The Information Diet: A Case for Conscious Consumption , считает, что чтение бульварной прессы, блогов с лулзами и котиками и обновление социальных сетей - это диета из дешёвого фаст-фуда. И это информационное переедание приводит к интеллектуальному ожирению.

Если вы чаще раза в час обновляете ленту, проверяете очередь в RSS или открываете почту, вы стимулируете выработку допамина и подкрепляете свою зависимость от новой информации - даже если вы читаете только издания, авторы которых ходят за Пулитцеровскими премиями как за хлебом. О допамине и бесконтрольном нажатии кнопки «Обновить» отлично и часто пишет жж-автор gutta_honey . Если вкратце, в конце концов качество потребляемой информации становится не очень важно. Достаточно увидеть новые заголовки, и тексты в открытых «табах» никогда не будут прочитаны до конца. Если вы не будете читать сотню новых заголовков в день, вы будете испытывать тревогу, ощущение, что вы что-то пропускаете, и буквально физический зуд.

Чем чаще вы переключаетесь, тем тем сложнее сфокусироваться на одной задаче, статье или книге. Вам знакомы теории организации дел типа Agile или Pomodorо ? Раньше мне было стыдно, но довольно быстро выяснилось, что не только мне отрезки в двадцать пять минут работы кажутся вечностью .

Средний офисный сотрудник способен уделить одной вкладке браузера три минуты. В день он потребляет в 3 раза больше информации, чем сотрудник его уровня в 1960-м году. От этих данных отталкиваются редакции интернет-СМИ, сокращая материалы и пичкая их видео и картинками.

Гиперподключённость заставляет человека жонглировать информацией. В области активного внимания он может удерживать 7-9 предметов - это физиологическая норма, с которой придётся считаться. Пытаясь одновременно читать и усваивать больше, вы понимаете и запоминаете меньше. Даже если вы просмотрите сотню профессиональных статей в день, но не обработаете их, смысл от них окажется равным пролистыванию глянца в очереди у парикмахера. (Хотя нет, тревоги и напряжения будет больше.)

Чтобы слезть, нужна информационная диета. По структуре она похожа на обычную:

  • оценка («дневник информационного питания»);
  • удаление всего лишнего;
  • сортировка оставшегося;
  • и правильная его обработка.
С первыми двумя этапами проще всего справиться программными методами: на сайте есть целая подборка программ, отслеживающих время и блокирующих отвлекающие факторы, окна и уведомления. Это отдельная сложная тема, которую я сама до конца не освоила, так что с инструментами пока подождём.

Структурировать чтение и работу со статьями - задача более личная и творческая. Я начала с этого пост и свою новую жизнь. Что я решила делать? По пунктам:

Во-первых, сутки лежать под одеялом без интернета и выжить.

Во-вторых, проанализировать список всех подписок на RSS, сообществ в жж и почтовых рассылок - и отписаться от безусловных «поглотителей времени». Женских сообществ, непрофессиональных и туповатых блогов, лент новостных роботов, vanity search. Тем, кто боится ломки, авторы руководств предлагают заходить на развлекательные ресурсы точечно и осознанно пару раз в день на пять-десять минут, по таймеру. Я торчу дольше, зато успешно забыла большинство адресов, специально не сохранив архив старых, раздутых лент.

Потом удалить в настройках всех гаджетов все push-уведомления, отключить отображение числа непрочитанных сообщений (это страшно важно) в RSS, почте и ToDo-листах, плюс настроить , автоматически сбрасывающих несрочные и неважные письма в скрытые папки.

Оставшиеся источники - переименовать, присвоить им категории и теги, разобрать по папкам и тут же обработать. В идеале нужно каждый день полностью разбирать обновившиеся подписки: помечать как прочитанное то, что вам не нужно прямо сейчас (то есть, будьте честны с собой, не понадобится никогда), удалять и закрывать браузер, переходя к чтению.

На этот счёт есть несколько мнений - в частности, я на днях добавила в список на потом для вдумчивого перечитывания старый пост из блога «Тысячазнаковбезпробелов » о том, как его автор обрабатывает RSS - там в комментариях ещё несколько полезных ссылок. Мне обновлённые, но не посчитанные подписки не мешают, я могу от них отвлечься и не вычитывать весь интернет до конца.

Авторы руководств по «цифровым диетам» советуют отключить интернет в электронной книге сразу после синхронизации. Я переключаю планшет в «авиарежим» и даже не стала вставлять в него SIM-карту - если я знаю, что свежая почта в паре кликов, сфокусироваться дольше трёх абзацев бывает сложно.


Я знаю, что вы спросите: это Fork and Cream Sauce , её можно купить за $17 .

В идеальном конце каждая прочитанная статья или глава книги должна превратиться в задачу, стать новым проектом или следующим действием в проекте, который уже давно открыт. Для этого нужно прочитать и освоить системы организации GTD , Action Method , you name it - все они предполагают сбор, организацию и хранение информации на расстоянии вытянутой руки (в моём случае, понятно, в Evernote ). В этом, собственно, ключ успеха: начиная читать любую статью, вы должны понимать, зачем она вам понадобилась, какую пользу вы можете из неё извлечь, и как то, что вы прочитали, может изменить вашу жизнь к лучшему. С одной стороны, распухшие RSS-подписки рискуют превратиться в такой же чудовищный ToDo-лист. С другой - это поможет не глядя пометить как прочитанное десятки и сотни бессмысленных разборов оскаровских нарядов и устаревших отчётов с зимних политических акций.

Я никогда не сбрасывала 30 кг, у меня не было проблем с алкоголем, я жаворонок, я легко бросила курить - и вот расплата. Моя информационная зависимость похожа на кокаиновую, только без похудения и богемных друзей. Пойду последовательно, с первой до последней страницы читать книжку «Сила воли: как развить и укрепить » Келли Макгонигал, которую мне по дружбе прислали из издательства «Манн, Иванов и Фербер». Задача на ближайшую неделю: чистить зубы до того, как проверю ленты.


Мне 33 года, я живу в Хобарте (Тасмания), работаю в финансовом UX, езжу на скутере, закончила Master of Interactive Multimedia в UTS, Sydney. Люблю котов и кошек.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то