Какой формат лучше 1080i или 1080p

Большинство современных пользователей слышали такой термин как Full HD , но знаете ли вы, что он означает? Этот термин отражает разрешение экранов телевизоров или мониторов, фильмов, камер смартфонов и других продуктов. Причем оно является сегодня самым известными и распространенным, несмотря на появление новых и более качественных. Название появилось 10 лет назад – в 2007 году. Автором выступила компания Sony , которая ввела его, чтобы пользователю было очень просто отличить HD Ready (1280x 720 точек) от Full HD (1920x 1080 точек). Но давайте обо всем по порядку.

История Full HD

Давно уже ушли в прошлое те времена, когда, чтобы разглядеть пиксели на изображении не приходилось даже всматриваться. На смену стандартного разрешения телевизионного сигнала пришло телевидение высокой четкости.

Разрешение – отражает размеры, получаемой на экране картинки, измеряется в пикселях. От разрешения в большей мере зависит качество и детализация изображения. Чем оно выше, тем лучше.

Изначально высокую четкость представлял лишь стандарт HD (High Definition), под определение которого подходили все разрешения, начиная с 720х576 точек. Он вытеснил еще более старое SD -разрешение, входящее в состав стандартного телевидения, которое появилось еще в 40-х годах прошлого века вместе с запуском телевидения в массы.

Со временем все сошлись во мнении, что HD по стандарту составляет 1280х720 пикселей. Затем, в 2007 году, как более качественное продолжение разрешения HD появилось Full HD , которое располагало 1920х1080 пикселями, что в значительной мере сказалось на качестве. Как и предшественник, Full HD применяется в телевидении высокой четкости. Если при HD изображение состоит из 921 600 пикселей, то при Full HD это число выросло в разы – 2 073 600 пикселей. Прирост положительно сказался на детализации, благодаря чему зритель может рассмотреть все детали изображения.

Ко всему прочему, существует еще один вариант Full HD , который принято называть аморфным. Он представлен неквадратными пикселями, а разрешение составляет 1440×1080 пикселей. Иначе его называют HDV. Разрешение появилось довольно давно, в 2003 году, поэтому встречается оно во многой видеотехнике. Кстати, первые фильмы высокого разрешения, вышедшие на HD DVD и Blu-Ray, были представлены именно в HDV .

Сравнение HD и Full HD

Full HD , по сути, не является отдельным стандартом – это всего лишь маркетинговая бирка (логотип) для привлечения покупателей и разделения разных разрешений, принятая компанией Sony . Название было просто позаимствовано другими фирмами, чтобы пользователям было легче ориентироваться. Если видим логотип HD Readi – разрешение 1280х720, Full HD – 1920х1080.

Так как Full HD не играет роли стандарта, то его можно назвать улучшенным вариантом HD с большим числом пикселей. Для глаза пользователя главным отличием между разрешениями становится качество картинки. Благодаря увеличению количества пикселей матрицы экрана предлагает более четкую и проработанную картинку, нежели HD или SD . Поэтому Full HD -картинка содержит на порядок больше информации, чем предшествующие разрешения. Следуя многим исследованиям, разница в качестве информации может достигать 4-кратного размера.

Full HD может воспроизводить контент или отображать картинки других разрешений, будь то SD или HD . Матрицы как бы «дотягивают» более низкое разрешение до нужного. А вот HD -экран не способен отобразить картинку в Full HD . Нет, открыть-то вы ее сможете, но в соответствующем разрешении (HD ).

Немаловажной особенностью разрешения Full HD является использование двух возможных типов развертки.

  • Чересстрочная развертка. Метод развертки кадров, во время которого кадр разбивается на два поля. Составляются поля из строк, выбранных через одну. То есть вывод изображения происходит поэтапно. Обозначается буквой «i » (например, 1080i – разрешение с растровой разверткой). Наибольшую популярность этот метод получил в матрицах SD и HD .
  • Прогрессивная развертка. Метод построчной развертки, при которой кадр формируется сразу на экране. Обозначается буквой «p » (например, 1080p – Full HD -сигнал с прогрессивной разверткой). Этот метод развертки лишен ряда недостатков, от которых страдают экраны с чересстрочной. На порядок лучше отрисовываются границы быстродвижущихся объектов – исчезает эффект гребенки. Отсутствует дрожание кадра, в котором используются тонкие горизонтальные линии.

Если говорить о технике с этими разрешениями, то популярнее, конечно же, Full HD . Хотя и HD еще явно с рынка уходить не собирается. По-прежнему немало компаний регулярно представляет недорогие телевизоры с HD . Да и огромное количество смартфонов низшего ценового сегмента по-прежнему придерживается этого разрешения. Что касается популярных ТВ-приставок, то подавляющее число моделей выпускается с поддержкой Full HD , а то и вовсе 4К, что, конечно же, не мешает вам подключить подобное устройство к старому телевизору HD или вовсе SD , главное – найти необходимые кабеля.

4K наступает на пятки

Уже через пять лет после появления Full HD , в 2012 году, производители начали представлять первую технику с поддержкой 4К UHD , что обеспечивало более высокую детализацию и разрешение, превосходящее почти в четыре раза – 3840×2160 точек. До недавних пор Full HD не о чем было беспокоиться в плане популярности, учитывая стоимость оборудования, дававшего доступ к телевидению сверхвысокой четкости (). Однако в последнее время начало активно отвоевывать значительную долю рынка. На этом сказалось и падение цены на технику 4K , и появление контента в этом разрешении.

4К с новыми технологиями действительно по многим фронтам превосходит Full HD , предлагая более глубокую и детализированную картинку, новые форматы воспроизведения. С уверенностью можно сказать, что новому разрешению удастся со временем вытеснить предшественника, но произойдет это не сегодня и не завтра. Достаточно посмотреть на ЭЛТ-телевизоры, которые, несмотря на появление более современных моделей с высоким разрешением и большими дисплеями, все еще не исчезли.

Возникает логичный вопрос: а стоит ли немного переплатить за 4K Ultra HD или отдать предпочтение проверенному Full HD ? Однозначно ответить сложно, но, если вы приобретаете телевизор не на год или два, то следует рассматривать 4К, которое только набирает обороты. Если же сомневаетесь в надобности разрекламированного 4К, а бюджет позволяет довольно часто менять технику, то все еще можно присмотреть отличную модель с Full HD . Однако при выборе телевизора следует учитывать целый ряд факторов, а не гнаться лишь за высоким разрешением.

Телевизоры и ТВ-приставки с поддержкой Full HD


фото: Xiaomi Mi TV 3S

Выбор телевизоров с Full HD настолько велик, что запутаться не составит труда. Появившиеся решения с 4К, заставили производителей в значительной мере снизить цены на модели телевизоров с предшествующими разрешениями. Поэтому за относительно небольшие деньги можно подобрать качественный телевизор, который по-прежнему буде радовать качественной картинкой. К примеру, небольшие варианты до 22 дюймов можно купить до 10000 рублей. До 20000 рублей без проблем можно найти массу хороших моделей с диагоналями 40-42 дюйма. А в районе 30000-40000 рублей можно подобрать даже 50-дюймовые решения.

Под управлением ОС Android , хотя сегодня и получают поддержку 4К, но лучшим спросом пользуются именно у владельцев телевизоров Full HD , которые не имеют встроенного Smart TV . Подобные устройства играют роль медиаплееров, выводя на экран телевизора контент в максимально возможном качестве. Нередко покупатели даже отказываются от дорогих моделей телевизоров со Smart TV , покупая отдельно приставку, что в значительной мере получается выгоднее. В среднем ТВ Бокс с поддержкой Full HD обойдется в 1500-2000 рублей. Если планируете в будущем приобрести телевизор с 4К, то можно присмотреться и к ТВ-приставкам с соответствующим разрешением. Они стоят чуть дороже, зато после не придется вновь покупать TV Box , чтобы смотреть контент в высоком разрешении.

Итог

Full HD, как бы быстро не развивались технологии, остается все еще качественным и актуальным разрешением. О нем не забывают и производители, регулярно отмечаясь новыми моделями телевизоров. Если не гонитесь за самым высоким качеством и дополнительными «фишками», то вам по-прежнему будет достаточно устройства в таком формате.


720p и 1080i – это оба формата видео высокой четкости, но именно на этом заканчивается сходство. Между ними могут быть существенные различия, которые могут повлиять на телевизор, который вы покупаете, и на ваш просмотр телевизора.

720p составляет 1280 пикселей по горизонтали и 720 по вертикали. Эта компоновка дает 720 горизонтальных линий или строк пикселей, которые постепенно передаются на телевизор или другое устройство отображения, или каждая строка отправляется за другой (откуда и берется «р»).

Другими словами, все изображение (720 строк или строк пикселей) отправляется каждые 60-е число секунды (или два раза каждые 30-е секунды).

Кроме того, следует отметить, что большинство телевизоров, которые имеют маркировку 720p телевизоров, на самом деле имеют собственное разрешение пикселей 1366×768, что технически равно 768p. Однако, как правило, они рекламируются как телевизоры с разрешением 720p. Эти телевизоры будут принимать сигналы 720p и 1080i. То, что должен сделать телевизор, – это процесс (масштабирование) любого входящего разрешения до его естественного разрешения экрана 1366×768 пикселей.

Кроме того, поскольку LCD, , и DLP телевизоры могут отображаться только прогрессивно сканированные изображения, они не могут отображать собственный сигнал 1080i.

В тех случаях, когда сигнал 1080i обнаружен, телевизор должен масштабировать изображение 1080i до 720p или 768p (если это 720p или 768p TV), 1080p (если это 1080p TV) или даже (если это Это 4-кратный телевизор Ultra HD).

В результате качество изображения, которое вы видите на экране, зависит от того, насколько хорошо работает видеопроцессор телевизора. Если процессор телевизора делает хорошую работу, изображение будет иметь гладкие края.

Однако наиболее верный признак того, что процессор не выполняет хорошую работу, – это поиск каких-либо неровных краев объектов на изображении. Это будет более заметно на входящих 1080i-сигналах, поскольку процессору телевизоров требуется только масштабировать разрешение до 1080p или до 720p (или 768p), но также выполнять задачу под названием «деинтерлейсинг».

Деинтерлейсинг требует, чтобы процессор телевизора сочетал нечетные и четные строки или строки пикселей входящего изображения с чересстрочной разверткой 1080i в одно прогрессивное изображение, которое должно отображаться, по меньшей мере, каждые 60-е секунды.

Если телевизор с плоским экраном рекламируется как «1080i» телевизор, это действительно означает, что, хотя он может вводить сигнал 1080i – он должен масштабировать изображение 1080i до 720p для отображения на экране. Телевизоры 1080p, с другой стороны, просто рекламируются как телевизоры с разрешением 1080p или full HD, а любые входящие сигналы 720p или 1080i масштабируются до 1080p для отображения на экране.

В конечном счете, независимо от того, вводит ли сигнал 1080i на телевизоре с разрешением 720p или 1080p, то, что вы в конечном итоге увидите на экране, является результатом многих факторов помимо разрешения.

Вильям Ф. Шрейбер,
Массачусетский технологический институт

Перевод с английского: Корпорация D&K, 2003

В III в. н.э манихейцы (персидская религиозная секта) разделили мир на два состояния: духовное противопоставили материальному. С тех пор мы следуем модели дуализма манихейцев практически в каждом аспекте своего существования: любовь противопоставляем сексу, искусство коммерции, пишем "ЕЩЕ" - читаем "ИСЧО". Даже технические умы не свободны от этого. Мы с не меньшим увлечением играем в дуализм: Beta vs. VHS, аналоговые форматы противопоставляются цифровым, DVD сравнивается с DivХ.

Под влиянием плюрализма, свойственного цифровым телевизионным стандартам, включающим 18 различных телевизионных форматов, двойственность манихейцев принимает совершенно новые формы. Наиболее очевидная из них - это сравнение HDTV и SDTV или телевидения высокой четкости с телевидением стандартной четкости. Вы, скорее всего, уже поняли, что стандартное разрешение - это эвфемизм, и что высокое разрешение для широкоэкранных домашних кинотеатров последних моделей - именно то, что надо. Однако технические возможности позволяют говорить о двух различных подходах к созданию HDTV изображения, и на этой почве возникает новое технологическое разграничение: разрешение 1080i против 720p.

Комитет передовых телевизионных систем (ATSC), родивший 18-главое чудовище, заявляет, что оба разрешения отвечают требованиям, предъявляемым к телевидению высокой четкости (HDTV). Эту точку зрения разделяет и Ассоциация производителей бытовой электроники, влиятельная профессиональная группа, представляющая изготовителей аудио-видеопродукции для телевидения и других применений. Однако по разным причинам остальные участники полемики вокруг высокого разрешения (HD) занимают противоположные позиции.

Большинство производителей телевизионной продукции, имевших четкую позицию к моменту написания этой работы, выбрали воспроизведение HDTV с разрешением 1080i. Среди них CBS, NBC, HBO и Гарри Сомерфильд (Harry Somerfield), технический редактор этого журнала. Тем не менее, все остальные утверждают, что разрешение 1080i заметно хуже и, что изображение в формате 720p лучше выглядит, более соответствует новым технологиям отображения и, следовательно, предпочтительнее для будущего цифрового ТВ. По эту сторону разделительной полосы находятся ABC, Fox, компьютерная индустрия, а также телевизионный гуру Джо Кейн (Joe Kane) из Научного института визуализации изображения. В то же время отдельные специалисты заявляют, что при отображении на реально существующем оборудовании различия между форматами столь незначительны, что сама по себе полемика является деструктивным развлечением.

true2Мы же никогда не уклоняемся от дискуссий, поэтому давайте сравним разрешение 1080i с 720p. Кто же все-таки прав? Какая из двух картинок выглядит лучше? И имеет ли, вообще, полемика смысл? Взглянем на цифры.

Считая пиксели
Производить подсчеты, выводить формулы предпочитают защитники разрешения 1080i. Обратимся к строкам развертки: число 1080 больше, чем 720, не так ли? Поэтому в данном случае предпочтительнее оказывается метод подсчета "пикселей" (точек, составляющих изображение).

Совершим простейшие арифметические действия: умножим число текущих вертикальных пикселей в каждом формате на число горизонтальных пикселей. В формате 1080i: 1080?1920 = 2,073,600 точек. В формате 720p: 720?1280 = 921,600 точек. После подсчета пикселей выясняется, что в формате 1080i точек оказывается более чем в 2 раза больше по сравнению с форматом 720p и, следовательно, он более чем в 2 раза четче.

Смотрим на часы
Однако цифры - это еще не все. Существует отличие, опирающееся на значения символов "i" и "p". 1080i - это "чересстрочный" формат, а 720p - "прогрессивный". В каждом формате используется особый способ превращения ряда статичных изображений в движущуюся картинку. При чересстрочной развертке неподвижное изображение или "кадр" создается за счет сканирования двух наборов чередующихся строк или "полей" (полукадров). При прогрессивной развертке кадр создается за один прогон.

Если развертка изображения в обоих форматах осуществляются с одинаковой скоростью, т.е. в секунду происходит равное число прогонов, преимущество прогрессивной развертки становится очевидным, так как сканируется полное изображение (кадр), а не половина изображения (поле). В рамках этой развертки выводится меньше точек и строк, но развивается удвоенная скорость.

Итак, теперь встал вопрос хронометража. Как разъясняет компания ABC (Эй-Би-Си) на своем сайте в разделе FAQ (часто задаваемые вопросы и ответы на них): "Сравнивать число строк разрешения в изображениях с прогрессивной и чересстрочной разверткой не совсем корректно. В период времени, требуемый в формате 720p для вывода изображения в 720 строк, в формате 1080i выводится изображение только в 540 строк. И за то время, пока в формате 1080i выводится изображение в 1080 строк, в формате 720p заканчивается вывод 1440-й строки".

Как подчеркнул представитель фирмы Sony Фил Эбрем (Phil Abram), сравнение справедливо только в том случае, если хронометраж (скорость обновления изображений) остается постоянным. Действительно, этот факт может служить доказательством. По мнению Джо Кейна (Joe Kane), в то время как в телевидении стандартной четкости допускаются различные темпы обновления изображения, в первом поколении цифрового оборудования изображение обновляется посредством трассировки новых полей или кадров поперек экрана один раз в каждую шестидесятую (1/60) долю секунды. Любое изображение, передаваемое медленнее, будет вновь преобразовано оборудованием, для того чтобы помешать медленно движущимся кадрам вызвать видимое мерцание изображения.

Пространственное разрешение против временного
Истина состоит в том, что изображения в обоих форматах, 1080i и 720p, выглядят лучше в разных условиях. Формат 1080i предназначен для воссоздания мелких деталей в неподвижных кадрах и изображениях при незначительном движении или полном его отсутствии. Этот формат лучше всего подходит для "пространственного разрешения". Независимо от того, как долго приходится создавать картинку, она будет содержать больше строк, больше точек. Система отлично функционирует до тех пор, пока отсутствует движение. Помните, как два поля (полукадра) создают кадр? Если объекты перемещаются, траектория движения между чередующимися полями изменяется. Это вызывает "артефакты движения" (помехи изображения) или видимое искажение похожие ступенчатый рисунок на диагональном контуре.

Формат 720p имеет преимущества в воспроизведении движения. Он не вносит видимых искажений независимо от скорости движущихся объектов, поэтому обладает лучшим "временным разрешением". Однако при остановке часов неподвижные кадры не будут выглядеть четко, потому что в распоряжении формата 720p находится меньшее число точек и строк.

Противопоставляя в соответствии с дуализмом манихейцев статичные и движущиеся изображения, определим, какие из них воздействуют на характеристики картинки в большей степени? По Кейну (Kane) производительность формата 1080i постоянно варьируется между 540 и 1080 строками в зависимости от объема движения в изображении на каждый данный момент. "Основная идея телевидения состоит в получении движущихся изображений. Соответственно, когда есть движение, обычное разрешение, как правило, всегда оказывается значительно ниже 1080. Маловероятно, чтобы изображение достигло когда-либо разрешения 1080. Вычисления, берущие за основу средние значения параметров движения, подразумевают, что вертикальное разрешение достигает приблизительно 635 строк. Эти цифры не соответствуют средней величине, так как фактическое разрешение определяется количеством движения. При этом формат 720p постоянно располагает массивом в 720 строк. Я полагаю, что формат 720p в настоящее время - наилучшее направление развития отрасли".

Впрочем, не переживайте слишком за временное разрешение. Как подчеркивает Эд Милбоурн (Ed Milbourn), управляющий перспективным телевизионным планированием фирмы Thomson: "Кинофильмы имеют ужасное временное разрешение". Они снимаются со скоростью всего лишь 24 кадра в секунду, а это медленнее, чем в 1080i и 720p! Чтобы минимизировать дрожание изображения, киномеханики открывают обтюратор дважды за один кадр. Тем не менее, 35 мм фильм является стандартом для всех телевизионщиков, а характеристика "как в кино" самой высокой похвалой.

Согласно Милбоурну, книжное определение истинного телевидения высокой четкости включает: разрешение примерно в два раза превышающее разрешение современного аналогового стандарта NTSC, широкоэкранное изображение, цифровой звук. Этим требованиям отвечают оба формата и 1080i, и 720p.

Как насчет дисплея?
Легко говорить о теоретических границах технических решений. А что же существенного можно добавить о технических решениях в наших домашних кинотеатрах и телевизионных сетях? Здесь, все развивается также непредсказуемо как на скачках. Хотя с производственных позиций выигрышным кажется все-таки формат 1080i, во всяком случае, сейчас.

Вторя остальным сторонникам формата 720p, Кейн (Kane) утверждает, что прогрессивная развертка больше подходит для дисплеев, в конструкции которых используется технология DLP, плазменных дисплеев и устройств нового поколения. В действительности, говорит Кейн (Kane), телевизоры с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ) "более эффективны при передаче прогрессивной развертки, так как яркость изображения увеличивается. Если для преобразования сигнала NTSC в прогрессивную развертку использовать удвоение строк, на большинстве дисплеев можно добиться 40-процентного увеличения светоотдачи без искажения сигнала. А это серьезное количество светового излучения. Вот почему я поддерживаю прогрессивную развертку".

Однако формат 720p непрактичен для доступных по средствам телевизионных устройств, базирующихся на ЭЛТ, утверждает представитель фирмы Sony Фил Эбрем (Phil Abram). "Противопоставление чересстрочной и прогрессивной развертки связано с горизонтальной частотой сканирования. То есть с тем, насколько быстро вы можете перемещать электронный пучок через экран кинескопа. Чересстрочная развертка, объясняет он, "дает вам разрыв", так как поле не включает каждую вторую строку, передавая только половину изображения. "Если вы начинаете работать на 60 полных кадров в секунду в формате 720p, электроника, аппаратные блоки, электронная пушка, экранирование и все остальное взлетают в цене".

Он говорит, что хорошим решением будет отображать разрешение или 1080i или 480p, преобразуя все остальные сигналы в один из этих форматов. "Указанные горизонтальные частоты сканирования лежат недалеко друг от друга. Вы можете сосредоточиться на них и создать эффективную по затратам установку". Некоторые изготовители, хотя далеко не все, заняты этим.

В период написания данной работы, фирма Toshiba представила 71- и 65-дюймовые мультиформатные проекторы (рирпроекция), которые работают в обоих форматах: соответствующем высокому разрешению - 1080i и в соответствующем стандартному разрешению - 480p. Последнее может использоваться в новых DVD плеерах со специальным профессиональным прогрессивным выходным сигналом (ColorStream Pro). Однако формат 720p будет преобразован в формат 1080i, и аналоговый сигнал NTSC в формат 480p. Подобным образом работает широкоэкранный 56-дюймовый проектор от фирмы Panasonic. Она также предлагает две модели для телевидения стандартной четкости (SDTV). Mitsubishi представила семь аппаратов, широкоэкранных и стандартных одновременно, воспроизводящих формат 1080i как формат 1080i и преобразующих аналоговый сигнал NTSC, формат 720p и формат 480p в собственный уникальный формат развертки 960i. "Третьим лишним" оказалась фирма Pioneer, 50-дюймовый газоплазменный аппарат которой отображает прогрессивную развертку 768 x 1280, незначительно превосходящую стандартный вертикальный резерв формата 720р. Все сигналы, включая формат 720p, преобразуются до вертикального разрешения 768 строк.

Когда вы будете читать эти строки, появится еще больше альтернативных вариантов. Хотя газоплазменные и жидкокристаллические дисплеи "прогрессивны от рождения", как говорит Эбрем (Abram), получение полного разрешения в формате 1080i или формате 720p есть "результат того, каким количеством пикселей располагает отдельно взятый дисплей. Следовательно, основная проблема в выходном сигнале и габаритах устройств. А они чрезвычайно дороги в любом формате". Нетрудно догадаться, почему плазменный аппарат фирмы Pioneer стоит $25,000. Но даже в подобных ситуациях, добавляет он, "я всегда удивляюсь тому, что делают инженеры, имеющие правильную мотивировку и цели".

Передача сигнала, производительность и взгляд в будущее
Формат 1080i неудобен для использования в качестве цифрового формата, так как при передаче сигнала в его рамках возникают значительные трудности, что отмечается на сайте компании ABC (Эй-Би-Си) в разделе FAQ (часто задаваемых вопросах и ответах на них). "Изображение в формате 1080 x 1920 (1080i) ... невозможно до размеров, подходящих для 6 МГц канала, без возникновения нежелательных артефактов (помех изображения). Поэтому было рекомендовано подвергнуть 1920 пикселей выборке до 1440, чтобы уменьшить помехи при компрессии. По этой причине производители шифраторов приняли решение не учитывать приблизительно 25% изображения во время эфирной трансляции. Такой компромисс не требуется при использовании формата 720p. Большая часть оригинальной информации об изображении сохраняется в трансляционной сети". Джон Мэлоун (John Malone) из кабельного гиганта TCI заявил даже, что он не будет добровольно передавать сигнал 1080i, названный им "искривлением спектра". При этом, добавил он, проблем с форматом 720p не было.

true3Однако независимо от их слабых и сильных сторон, ни формат 1080i, ни формат 720p не являются последним словом в цифровом телевидении. Как разъяснялось в предыдущем разделе, стандарт ATSC дает спецификацию формату 1080p, объединяющему высокое пространственное разрешение формата 1080i с высоким временным разрешением формата 720p. Он требует еще большей компрессии при передаче, чем формат 1080i (при допущении, что частота съемки останется прежней). На сегодня очень небольшое количество потребителей, располагающих домашними кинотеатрами предыдущих моделей, смогут позволить себе почти невозможно дорогой и высококачественный дисплей необходимый для этого формата. Также нереально его использование сейчас или в ближайшем будущем для трансляции или отображения телевизионной картинки на улице. Однако, как утверждает Кейн (Kane), этот формат идеален с точки зрения производительности и архивирования файлов. И дебютирует он в следующем году на съезде Национальной ассоциации телевещателей. Мы можем верить Кейну - его просили прийти с демоверсиями дисплеев.

РЕЗЮМЕ
Аргумент, что чересстрочная развертка 1080I (1080x1920, 30 кадров/сек.) дает изображение лучшего качества, чем прогрессивная развертка 720P (720x1280, 60 кадров/сек.), так как первая имеет в два раза больше элементов изображения (пикселей) на кадр, есть самый последний ошибочный довод. Предлагается он теми, кто годами продвигает систему NHK 1125/60 в качестве мирового стандарта производства. Все приводимые выше аргументы были отвергнуты как ложные, а этот данный аргумент - просто последняя попытка навязать устаревшую технологию американской индустрии телевещания. На самом деле, вертикальное разрешение, действительно достигаемое в формате 1080I, ниже, чем в формате 720P. В то же время горизонтальное разрешение значительно меньше 1920 пикселей, что было ясно продемонстрировано в ходе объективных испытаний, проведенных ATTC. Экспертные оценки, выставленные ATEL, показали, что воспринимаемое качество изображения двух систем сопоставимо.

2 миллиона против 1 миллиона
Как было сказано выше, чересстрочный сигнал из 1080 строк на кадр располагает лишь половиной от этого числа линий в качестве фактического вертикального разрешения. В тоже время прогрессивный сигнал из 720 строк на кадр имеет фактическое вертикальное разрешение близкое к 720 линиям. В упомянутых выше тестах ATTC реально измеренное вертикальное разрешение формата 720P было выше, чем у формата 1080I. Что касается горизонтального разрешения, то 1920 действительно значительно выше, чем 1280. Если бы такая цифра была достигнута, можно было бы ожидать, что воспринимаемая четкость изображения формата I окажется выше, чем у формата P. Однако все оказалось не так просто. Индивидуально воспринимаемая четкость, измеренная ATEL, была почти одинаковой. (Предмет исследования не был выбран специально для иллюстрации искажений при чересстрочной развертке.) Разумеется, изображение формата 1080I не распалось на 1920 пикселей по горизонтали. По всей вероятности, это было вызвано самой камерой или фильтрацией ее сигнала. Необходимо отметить, что при пропускной способности 30 МГц, использованной в тестах, разрешение ограничено примерно 1550 горизонтальными пикселями.

Дополнительные данные по настоящей публикации были выявлены в Японии и на последней выставке NAB. В Японии Ассоциация радиотехнических отраслей промышленности и торговой деятельности (the Association of Radio Industries and Businesses - ARIB) уже сменила 1080x1920 на 1080x1440, так как более высокое разрешение вызывает искажения кодировки (блокирование). Последнее, в зависимости от объекта передачи, можно ослабить или устранить за счет некоторого снижения горизонтального разрешения. Поступали также сообщения от NAB о блокирующих искажениях в материале, закодированном в формате 1080I, что происходит, несомненно, по той же причине. В прошлом декабре фирма Sony ходатайствовала перед ATSC о смене формата 1080x1920 на формат 1080x1440. С другой стороны, на NAB"е не поступало сообщений о помехах компрессии с форматом 720P.

Суммируя, можно сказать, что формальное разрешение 1080x1920 на практике не достигнуто. Разрешение формата 1080I не выше формата 720P, зато обладает всеми хорошо известными искажениями, соответствующими чересстрочной развертке. Качественного преимущества в использовании формата 1080I не существует, также как не существует веских причин отказа от использования прогрессивной развертки.

Заключение
В данной статье было показано, что утверждение о более высоком разрешении в формате 1080I относительно формата 720Р является ошибочным. Разрешение, фактически достигаемое в чересстрочных системах, значительно ниже формального 1080x1920. Снижение вертикального разрешения связано с необходимостью уменьшения дрожания строк, которое будет присутствовать в противном случае. Снижение горизонтального разрешения есть отчасти результат трудностей работы с видеокамерой, а отчасти результат ограничений системы компрессии MPEG. Эти ограничения являются ее неотъемлемыми частями. Их невозможно устранить в рамках установленной трансляционной скорости передачи данных. Когда-то эти вопросы полностью не осознавались, но сейчас такие времена прошли. На настоящий момент существует множество фактов, которые доказывают, что никаких преимуществ в использовании чересстрочной развертки при трансляции сигналов цифрового телевидения нет, за исключением выгоды для изготовителей профессионального оборудования с чересстрочной разверткой. То обстоятельство, что некоторые защитники чересстрочной развертки по-прежнему пытаются продвинуть эту устаревшую технологию, показывает, что их точка зрения основывается не на реальных фактах. Она почти несомненно обязана своим существованием исключительно их отчаянным попыткам добиться, чтобы уже разработанное 1125-строчное профессиональное оборудование использовалась для трансляции сигнала HDTV (телевидения высокой четкости).

N.B. Цифры 720x1280 относятся к структуре видимого телевизионного кадра. Аналоговые системы, такие как NTSC, имеют большее целое число строк (525) в сравнении с 480 строками видимого кадра. Исходная система NHK имела 1125 полных строк, из которых 1035 формировали видимое изображение.

N.B. Эти заметки представляют личное мнение автора, который не имеет финансового интереса в результатах обсуждаемых здесь вопросов.

1080p или 1080i - что лучше?

При выборе HDTV, вам придется столкнуться с выбором между разрешением 1080p или 1080i. Эта статья призвана объяснить и помочь вам решить, что лучше – 1080i или 1080р и определиться Вам в покупке нового телевизора. Оговоримся сразу, если покупать, то только Full HD 1080p.

Наиболее часто встречающиеся форматы HD - это 720p, 1080i и 1080p. Эти цифры указывают на то, насколько высоко разрешение, и в каком формате изображение выводится на экран (‘i’ означает чересстрочный, ‘p’ - прогрессивный). 1080p – это самая «продвинутая» на сегодняшний день форма технологии High Definition.

Чтобы понять, что лучше – 1080р или 1080i, для начала нужно знать о различиях между этими двумя технологиями. Когда речь заходит о выборе телевизора, на что обращают внимание в первую очередь? Основные характеристики это качество и стоимость. Качество изображения определяется по типу разрешения. Давайте посмотрим, как эти два видео режима различаются с точки зрения построения изображения и разрешения.

Что лучше – 1080i или 1080р?

Для начала разберемся, что значит эта цифра – 1080. На самом деле это сокращение от 1920 x 1080 – разрешения экрана. Здесь 1920 количество пикселей по горизонтали, 1080 это число пикселей по вертикали. Пиксель маленький элемент изображения на экрана и чем больше пикселей, тем лучше качество изображения. И 1080i, и 1080p равны по разрешению, но они различаются по используемой технологии сканирования. Давайте подробно рассмотрим разницу в технологиях сканирования между 1080p и 1080i.

Разница в технологии сканирования.

Различие в суффиксах “i” и “p” выливается в разницу между технологиями построения изображения. “i” обозначает чересстрочную развертку и “p” – прогрессивную развертку. Сканирование – это метод, с помощью которого изображение становится видимым на экране. В ЭЛТ-мониторах, сканирование осуществляется пучком электронов, вылетающих из электронно-лучевой трубки. Чересстрочная развертка в телевизорах является довольно старым методом сканирования по сравнению с прогрессивным сканированием. В чересстрочной развертке изображение строится через строку: четными и нечетными строками. При прогрессивной развертке все строки сканируются последовательно. Эта разница в сканирования приводит к значительной разнице в качестве изображения, особенно на ЭЛТ-мониторах.

Качество изображения.

Давайте сравним 1080i и 1080р по качеству изображения. Одна из проблем с 1080i в мерцающей картинке, которая приводит к размытию изображения. Телевизоры с прогрессивной разверткой не страдают такими недостатками. Однако, в современных телевизорах эти различия не столь значительны.

Видео и игры.

Превосходство прогрессивной технологии сканирования становится еще более очевидным, когда вы используете HDTV с 1080р для игр или видео-приложений. Быстро меняющаяся графика в играх лучше отображается на телевизорах с технологией 1080p, из-за преимуществ, присущих прогрессивной технологии сканирования.

1080p или 1080i - что лучше? 1080P !

1080i и 1080p – в целом одинаковые, но есть различия.

1080i и 1080p являются форматами изображения высокой четкости для телевизоров. Сигналы 1080i и 1080p фактически содержат одну и ту же информацию. И 1080i и 1080p представляют разрешение 1920×1080 пикселей. Разница между 1080i и 1080p заключается в том, как сигнал отправляется с исходного компонента или отображается на экране HDTV.

В 1080i каждый кадр видео посылается или отображается в альтернативных полях. Поля в 1080i состоят из 540 рядов пикселей или строк пикселей, идущих сверху вниз, с нечетными полями, отображаемыми первыми, и четными полями, отображаемыми вторым. Вместе оба поля создают полный кадр, состоящий из всех 1080-пиксельных строк или строк, каждые 30 секунд.

В 1080p каждый кадр видео отправляется или отображается постепенно. Это означает, что как нечетные, так и четные поля которые составляют полный кадр, отображаются вместе. В результате получается более гладкое изображение.

Различия

1080p также может отображаться (в зависимости от используемой обработки видео) в формате 1080p / 60 (наиболее распространенный), 1080p / 30 или в формате 1080p / 24.

1080p / 60 представляет один и тот же кадр, повторяемый дважды каждые 30-е число секунды. (Улучшенная частота кадров видео.)

1080p / 30 – это один и тот же кадр, отображаемый каждые 30 секунд. (Стандартная живая или записанная частота кадров видео).

1080p / 24 – это тот же кадр, который отображается каждые 24 секунды (стандартная частота кадров кинофильма).

Обработка 1080p может быть сделана, например, на DVD-плеере с расширенным масштабированием, проигрывателе Disc или медиа-стримере, или это может быть сделано с помощью самого HDTV.

В зависимости от используемых видеопроцессоров может быть или не быть различия в том, что телевизор выполняет этап окончательной обработки преобразования 1080i в 1080p.

Например, если телевизор использует сторонние процессоры, например, в LG, Sony, Samsung, Panasonic и наборы Vizio, например, могут быть равны процессорам, используемым во многих исходных компонентах, – таким образом, результаты, отображаемые на экране, должны быть эквивалентными или очень близкими. Любые различия могут быть заметнее на больших экранах.

1080p и Blu-ray проигрыватели

Кроме того, имейте в виду, что при использовании Blu-ray фактическая информация на самом диске находится в формате 1080p / 24 (Примечание. Некоторые экземпляры содержимого размещаются на диске Blu-ray в форматах 720p / 30 или 1080i / 30, но это исключения, а не правило). Большинство проигрывателей дисков Blu-ray имеют возможность вывода 1080p / 24 на совместимый телевизор в этой родной форме. Почти все проигрыватели дисков Blu-ray совместимы с разрешением 1080p / 30 и 1080/24.

Примеры обработки:

Первый пример – LG BH100 комбинированный проигрыватель / HD-DVD (больше не выпускается). Поскольку на момент выпуска не все телевизоры высокой четкости могут отображать 1080p / 24, когда LG BH100 подключен к HDTV, который не имеет входных и выходных сигналов 1080p / 24, но имеет только входные возможности 1080p / 60/30 или 1080i , LG BH100 автоматически отправляет свой сигнал 1080p / 24 с диска на свой видеопроцессор, который затем выдает сигнал 1080i / 60.

Другими словами, этот проигрыватель может выводить только сигнал 1080p, если телевизор совместим с разрешением 1080p / 24.

Другим примером обработки 1080p является Blu-ray плеер Samsung BD-P1000 (который больше не выпускается) – то, что он делает, еще сложнее. Этот проигрыватель Blu-ray считывает сигнал 1080p / 24 с диска, затем фактически перекладывает сигнал на 1080i, а затем преобразует свой собственный встроенный сигнал 1080i, чтобы создать сигнал 1080p / 60 для вывода на вход 1080p. Однако, если обнаруживает, что HDTV не может вводить сигнал 1080p, Samsung BD-P1000 просто берет свой собственный встроенный сигнал 1080i и пропускает этот сигнал до HDTV, позволяя HDTV выполнять любую дополнительную обработку.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то