Коридоры развития ребенка таблица девочки. Развитие ребёнка до года по месяцам — этапы развития, умения и навыки

Центильные таблицы. Таблицы роста, веса, окружности головы, охвата грудной клетки.

Что такое центильные таблицы?

Центиль – показатель определенного параметра, в нашем примере роста, который имеет определенное число обследуемых.

По центильным таблицам, можно определить, как развивается ребенок. Грубо говоря, взяли 100 детей в возрасте 1 года, измерили их рост. Половина детей – 50% были ростом 75 см, они попали в средний столбик (коридор) таблицы с пометкой 50 процентов или «среднее значение», те, кто отличались более низким или высоким ростом от большинства попадали в столбики слева и справа от центра. Ниже ростом влево, выше ростом вправо. В самые крайние столбики, попали самые низкорослы, и самые вытянутые на свой возраст, в сравнении с остальными. Самые крайние столбики это 3-5% от общего числа измеряемых детей.

Маркировка таблиц может быть различна, таблицы могут быть представлены в виде графиков (примеры указаны ниже), но суть одинакова, по центру среднее значение (половина, большинство), по краям области очень низких величин или очень высоких величин.

Как пользоваться центильными таблицами? Вроде бы все ясно, вы в крайнем столбике слева, значит, ваш рост ниже среднего и вы относитесь к 3% населения с таким же ростом в данной возрастной категории. Вы в первом от середины столбике вправо, значит ваш рост чуть выше нормы, вас таких 25% населения.

Как же оценить по центильным таблицам развитие, рост, вес?

Самое простое – это посмотреть в пределах скольких колонок (коридоров) находятся показатели. То есть, определить пропорциональность развития – пропорциональность антропометрических данных.

Определяют показатели роста, веса, окружности головы и грудной клетки и смотрят, к каким колонкам они принадлежат. Если все показатели находятся в пределах одного коридора или разница не более одной колонки, можно говорить о гармоничном развитии. Если разница между параметрами две колонки говорят о диспропорциональном или дисгармоничном развитии, и три и более колонок – резко дисгармоничное развитие.

Можно ли по центильным таблицам поставить диагноз?

Центильные таблицы – это условно-нормативные значения.

Например, если вы попали в область очень высоких величин или будет выявлено дисгармоничное развитие, ваш лечащий врач может, направить вас на дополнительные консультации.

Что делать, если показатели выше нормы, или диспропорциональны? Не паниковать. Если это заболевание, то оно будет выявлено при дальнейшем обследовании. Но это вполне может быть вариант нормы. Посмотрите на приведенные в статье таблицы и графики, измерения, проведенные в разных странах и на разных группах людей отличаются. И это естественно, ведь среднестатистический западноевропеец выше среднестатистического китайца. Поэтому, поинтересуйтесь, какими таблицами (чье производство) при оценке параметров пользуетесь. Второе, это наследственность, от которой не убежишь, если у папы и мамы большая голова относительно туловища, то не стоит падать в обморок, если педиатр заметит и у их ребенка диспропорциональное развитие, с большой относительно туловища головой. Просто помните – отклонение от нормы относительно стандартных графиков, это не диагноз, это лишь повод обратить внимание.

А что касается такого параметра, как вес у грудничков, вес у детей – если ровно в 3 месяца ребенок набрал на 200 грамм больше или меньше положенной по графику нормы, это не повод принимать меры. Ребенок растет скачками, на протяжении месяца у него разный аппетит и настроение. В разные периоды он, по-разному усваивает часто новую для него пищу и приспосабливается к условиям среды. Исходя из этого, ждать определенного показателя к определенному моменту измерения – неправильно. Главные критерий для грудничка, это поведение и сон, здоровый вид, соответствующий рост и.. нормальный стул и сравнение антропометрических показателей с предыдущими. А 100 граммов веса особой роли не играют.

рост-возраст девочки от рождения


Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор , в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор (или центильный интервал) , в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Грубо говоря, нормой считаются 3 средних столбца, но не это главное. Важно, чтобы резко не менялся центильный коридор. К примеру, если в 2 месяца вес ребенка на 6, а в 3 месяца - на 3 или наоборот, есть большая вероятность проблем со здоровьем и малышу необходимо обследование.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина - 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса - 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди - 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы - 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка - умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили - это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор - это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 - это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) - есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

  • длина тела - 60 см, средний показатель (коридор 5);
  • вес - 5600 г, средний показатель (коридор 4);
  • окружность груди - 39 см, средний показатель (коридор 5);
  • окружность головы - 40 см, средний показатель (коридор 4).

Значение центилей и соответствие нормам - таблица

показатель коридоров центили область величин встречается у здоровых детей рекомендации оценка развития
1 и ниже до 3 очень низкая в 3% случаев низкое
1–2 3–10 низкая в 7% случаев Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов. гармоничное, ниже среднего
2–3 10–25 ниже среднего в 15% случаев Не нуждается в дополнительных обследованиях гармоничное, соответствующее возрасту
3–6 25–75 средняя в 50% случаев
6–7 75–90 выше среднего в 15% случаев
7–8 90–97 высокая в 7% случаев Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья. гармоничное, опережающее возраст
8 и за пределами коридора выше 97 очень высокая в 3% случаев Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. опережающее возраст

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ - рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ - рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ - рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ - рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт .

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек - фотогалерея

Рост и вес девочек Окружность груди и головы девочек Пропорциональность роста и веса девочек

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним.Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

Таблица 2

Характеристика коридоров центильной шкалы

Область или «коридор»

Характеристика области

Встречаемость, тактика врача

Область «очень низких величин»

(до 3 центиля)

Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование

Область «низких величин»

(от 3 до 10 центиля)

Область «величин ниже среднего»

(от 10 до 25 центиля)

15 % здоровых детей

Область «средних величин»

(от 25 до 75 центиля)

50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы

Область «величин выше среднего»

(от 75 до 90 центиля)

15 % здоровых детей

Область «величин высоких»

(от 90 до 97 центиля)

7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование

Область «очень высоких величин»

(от 97 центиля)

Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

Определение соматотипа

проводится согласно сумме коридоров (длинна тела+Окр груди+масса тела).

3 соматотипа:

  1. микросоматический — ФР ниже среднего (сумма до 10)
  2. мезосоматический — ФР среднее (сумма от 11 до 15)
  3. макросоматический — ФР выше среднего (от 16 до 21)

Определение гармоничности

  1. Гармоничное — если разность коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1.
  2. Дисгармоничное — разность 2.
  3. Резко дисгармоничное — превышает 3.

Например:

Девочка Е., 7 лет. Рост -127 см — коридор 4, Масса тела — 27 кг — 4 коридор, Окр груди — 60 см — 4 коридор, их сумма равна 12 — макросоматический соматотип. Гармоничное развитие.

Оценка массы тела

Если в 3-5 коридор — норма. 1 и 2 коридор — дефицит массы. 6 и 7 коридор — избыток массы.

Заключение по центильным таблицам разберем на нашем примере:

Девочка е., дата измерения: 01.01.2017г. Возраст 7 лет. Рост — 127см(4), Масса тела — 27 кг(4), Окр груди — 60 см(4), Окр головы- 54см(4).
Мезосоматический тип, с нормальной массой, гармоничное развитие.

Эмпирические формулы и таблицы

Масса доношенного новорожденного ребенка — 2700-4000 г, длина — 46-56 см, окружность головы — 34-36см, окружность груди — 32-34 см.

В первые 4 дня происходит физиологическая потеря массы тела, в норме не превышает 6% от массы при рождении, происходит за счет преобладания катаболических процессов, дефицита жидкости, потерь воды с дыханием, через кожу, с меконием, мочой. К 7 дню происходит восстановление потерянной массы.

Прибавка массы тела и роста у детей первого года жизни определяем по таблице Кисляковской.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни

Окружность головы: в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 1,5см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Окружность груди: в 6 месяцев составляет 45 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 2см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года

Длина тела от 1 до 10 лет:

  • Длина тела ребенка 4 лет — 100 см.
  • На каждый год до 4 лет по формуле 100 — 8(4-n)
  • Длина тела свыше 4 лет то 100 + 6(n — 4)

Длина тела от 11 до 15 лет:

  • Длина тела ребенка в 8 лет — 130 см.
  • На каждый год до 8 лет вычитается по 7 см.
  • На каждый год свыше 68 лет прибавляется по 5 см.

Масса тела от 2 до 11 лет:

  • 10,5 + 2 (n -1), где 10,5 кг средняя масса ребенка в 1 год.
  • Масса тела в 5 лет — 19 кг.
  • На каждый год до 5 лет вычитается по 2 кг.
  • На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 3 кг.

Масса тела от 12 до 15 лет: 5n — 20

Окружность груди от 2 до 15 лет:

  • В 10 лет — 63 см.
  • До 10 лет: 63 — 1,5 (10-n)
  • Старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10)

Окружность головы от 2 до 15 лет:

  • в 5 лет — 50 см
  • на каждый год до 5 лет вычитаем по 1 см
  • на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.

Оценка ФР недоношенных детей на первом году жизни

Используется таблицы сигмального и перцентильного типа.

По вертикали — показатели массы,дины, окружности головы и груди, по горизонтали — его гестационный возраст. Если точка пересечения этих линий располагается между кривыми Р25-50-75, по показатель соответствует норме, если Р10 — 25 и 75-90 — то показатели выше и ниже среднего.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то