Наследование в PHP

Это вторая часть нашего учебника по объектам в PHP. Первая часть находится тут: объекты в PHP .

Что такое наследование в PHP

С помощью наследования мы можем создавать классы, которые будут содержать в себе все свойства и методы родительского класса. То есть, дочерние классы наследуют свойства и методы класса родителя.

Дочерний класс является расширением родительского класса, так как кроме унаследованных свойств и методов он содержит собственные.

Наследование устанавливается использованием слова extends при создании класса.

Простой пример:

name, возраст: $this->age, "; } } class Son extends Dad // Son по американски — сын, наследник класса Dad (отец) { public $user = "Nicer", $password = "secretNic"; public function printUserInfo() { echo "логин: $this->user, пароль: $this->password."; } } $obj = new Son(); $obj->printInfo(); $obj->printUserInfo();

Как видите, мы работаем только с экзампларом дочернего класса Son, но получаем через него доступ к методу printInfo() родительского класса Dad. В этом смысл наследования в PHP.

Слово extends дословно переводится с английского как расширять. Так что записть " class Son extends Dad " очень легко понятна, а именно: "класс Son расширяет {класс} Dad".

Пример наследования классов

Прошлый урок мы закончили на примере класса:

id = $id; $this->type = "книга"; $this->name = "Война и мир"; $this->description = "Толстая книга из нескольких томов"; $this->price = "543.26"; } function printGoods() { echo " ID товара: $this->id. Тип товара: $this->type. Название: \"$this->name\". Описание: $this->description. Цена: $this->price."; } } $Goods = new Goods(124); $Goods->printGoods();

В этом примере у нас всё работает. Класс хранит информацию о товаре и может печатать её на экран методом printGoods(). Но проект будет развиваться, и информацию о каком-то товаре понадобиться представить в виде HTML-таблицы, а о каком-то отправить на почту. Один класс не должен делать всё это, для этих целей создаются разные классы.

Наследование в PHP id = $id; $this->type = "книга"; $this->name = "Война и мир"; $this->description = "Толстая книга из нескольких томов"; $this->price = "543.26"; } } class GoodsInfo extends Goods { function printGoods() { echo "ID товара: $this->id. Тип товара: $this->type. Название: \"$this->name\". Описание: $this->description. Цена: $this->price."; } } $Goods = new GoodsInfo(124); $Goods->printGoods();

В этом примере второй класс GoodsInfo объявлен с использование ключевого слова extends , что обозначает что он является наследником класса, имя которого указано далее, в нашем случае это класс Goods.

Класс GoodsInfo называется дочерним, а класс Goods родительским. Такие названия указывают на наследственную связь этих классов.

В дочернем классе GoodsInfo мы имеем доступ ко всем свойствам и методам родительского класса.

Так как в классе GoodsInfo нет своего конструктора, то автоматически запущен конструктор родителя. Если в дочернем классе есть конструктор, то родительский конструктор не будет запускаться.

Ещё раз напишу: фактически, дочерний класс представляет из себя расширение родительского класса. Ключевое слово extends , которым указывается родственная связь, так и переводится с английского - расширение.

То есть мы можем создать класс, который является хранилищем информации, и создать несколько дочерних классов, которые обрабатывают эту информацию, каждый класс при этом специализируется на свой задаче.

Уточнение типов объектов

Теперь вот ещё о чём следует написать, о проверке типов объектов.

Разобъём наши классы на два отдельных класса:

Наследование в PHP id = $id; $this->type = "книга"; $this->name = "Война и мир"; $this->description = "Толстая книга из нескольких томов"; $this->price = "543.26"; } } class GoodsInfo // Этот класс уже не дочерний { function printGoods($Goods) // метод должен получать объект { echo "ID товара: $Goods->id. Тип товара: $Goods->type. Название: \"$Goods->name\". Описание: $Goods->description. Цена: $Goods->price."; } } $Goods = new Goods(124); $GoodsInfo = new GoodsInfo(); $GoodsInfo->printGoods($Goods); ?>

Пример работает точно так же, но на что тут нужно обратить внимание. Во-первых, область видимости свойств класса Goods стала public , иначе мы не получим к ним доступ из класса GoodsInfo, так как это уже не дочерний класс, а область видимости protected делает свойства доступными только дочерним классам.

Также обратите внимание, что область видимости была определена для метода printGoods() в классе GoodsInfo, это тоже можно делать.

Метод printGoods() на вход должен получать только объект класса Goods, и нам очень желательно проверить это. Проверим мы это так:

Public function printGoods(Goods $Goods) // метод должен получать объект { echo " ID товара: $Goods->id. Тип товара: $Goods->type. Название: \"$Goods->name\". Описание: $Goods->description. Цена: $Goods->price. "; }

Строка printGoods(Goods $Goods) , сначала идёт имя класса, которому должен соответствовать объект-аргумент, а потом уже аргумент. Если методу будет передан аргумент элементарного типа (string , integer , float , boolean) или объект другого типа, то будет сгенерирована ошибка.

Использование такого приёма очень правильно с точки зрения безопасности сценариев.

Таким образом можно проверять типы объектов и массивы, вот синтаксис для проверки массивов:

public function printGoods(array $Goods) {...}

А строки и другие элементарные типы нужно проверять специальными функциями.

Также можно требовать, чтобы аргумент был или определённого типа, либо нулевым значением (NULL).

public function printGoods(array $Goods=null) {...}

Область видимости в PHP

Теперь можно закрыть тему области видимости свойств и методов. Есть три ключевых слова, для определения разной области видимости.

  • public - доступно всем.
  • protected - доступно этому классу и дочерним, а также их объектам.
  • private - недоступно даже дочерним классам.

Это всё про области видимости.

Работа с наследованием в PHP

Из дочернего класса можно обратиться к методу родительского класса. Для этого используется дескриптор (по английски - родитель).

Наследование в PHP id = $id; $this->type = "книга"; $this->name = "Война и мир"; $this->description = "Толстая книга из нескольких томов"; $this->price = "543.26"; } } class GoodsInfo extends Goods { protected $discount = "скидка"; function __construct($id) { parent::__construct($id); $this->discount = 10; // скидка в процентах } function discountGoods() { echo "Размер скидки: ".($this->price * ($this->discount / 100)); } } $Goods = new GoodsInfo(124); $Goods->discountGoods();

Обратите внимание, что для доступа к родительскому классу мы использовали двойное двоеточие " :: ". Обращаясь к методу к контексте класса используем " :: ", а в контексте объекта используем " -> ".

Ключевое слово parent в PHP используется при переопределении методов в дочерних классах, подробнее вы можете прочитать по ссылке.

К методу класса можно обратиться напрямую, используя двойное двоеточие " :: ". Вот пример синтакиса:

Наследование в PHP

Сначала пишем имя класса, потом двойное двоеточие, потом метод.

Резюме

Итак, мы изучили механизм наследования. Конечно, ещё много придётся изучать, данная информация лишь вводная.

Продолжим, следующий урок:

В PHP ООП наследование является фундаментальным принципом. Наследование влияет на то, как объекты соотносятся друг с другом. С его помощью мы можем создавать объекты, которые чем-то похожи, а в некоторых аспектах отличаются друг от друга.

Благодаря ему не нужно заново определять методы, мы просто наследуем их от суперкласса, а затем добавляем в подкласс еще несколько методов по необходимости и используем его.

При наследовании один класс используется в качестве базового класса или суперкласса. Мы также можем расширить вспомогательный, дочерний или производный от этого суперкласса класс. Подкласс наследует все открытые и защищенные функции-члены (методы ) суперкласса. Если вы не переопределите наследуемые методы, они сохранят свой первоначальный функционал. Но мы можем переопределить их и задать их функционал в соответствии с конкретными требованиями.

Допустим, у нас есть класс с именем person . Он имеет несколько атрибутов или свойств. Теперь, если мы наследуем класс worker от базового класса person, мы можем сказать, что worker является person . worker будет иметь все свойства person, а также дополнительные свойства. person — это суперкласс, а worker — это подкласс. person и worker будут иметь общие характеристики и методы.

При определении класса worker мы наследуем его от класса person. В результате нам не нужно снова определять свойства и методы класса, все наследуется по умолчанию. Это экономит время, нам не приходится снова писать один и тот же код.

Вот ООП PHP пример:

class Person { public $name; public $age; public function getName() { return $this->name; } } class worker extends Person { public $worker_id; public $record_date; public getWorkerId() { return $this->worker_id; } public getWorkerName() { return $this->getName();// getName() уже содержится в Person } }

В этом коде класс Person является базовым классом, а класс Worker — подклассом. Класс Worker может использовать метод getName() . Он был доступен в классе Person . Но так как класс Worker унаследовал его, то он может использовать этот метод.

Наследование является одним из способов, с помощью которых все свойства суперкласса наследуются подклассом, но свойства подклассов не наследуются в суперкласс. Наследование более ярко демонстрирует ООП PHP в действии. Так как это помогает расширить класс свойствами, унаследованными от родительского класса.

Переопределение функции при наследовании

Переопределение означает, что функции имеют одинаковые имена, но разный функционал. При наследовании в PHP , если дочерний класс определяет функцию с тем же именем, что и в родительском классе, она имеет приоритет над этой функцией. Это означает, что если функция наследуется от родительского класса, она может быть изменена в соответствии с конкретными требованиями:

name; } } class Animals extends LivingThings { var $name="Animals"; } class Horse extends Animals { var $name="Horse"; } $myclass = new Horse() ; $Horse->disp(); // Этот код выведет Horse ?>

Наследование в PHP и модификаторы доступа

В основах ООП PHP модификаторы доступа используются для контроля доступа из-за пределов класса к свойствам и методам-членам. Видимость данных и методов является очень важным аспектом, и для ограничения доступа к членам класса используются три модификатора доступа. Когда свойство или метод объявляются как статические, они могут быть вне конкретного класса.

Открытые члены

Этот тип присваивается свойствам или методам по умолчанию, даже если вы не используете идентификатор доступа public перед именем. Свойство или метод, объявленные как public , доступны в классе, в котором они были объявлены, из любого другого класса или из любого из его подклассов. Следовательно, никаких ограничений на доступ к ним нет.

Частные члены

Когда член объявлен, как privat , он доступен только в классе, в котором он был объявлен. Он не доступен из подклассов или из-за пределов класса.

Защищенные члены

В ООП PHP , когда свойство или метод объявляются защищенными, это означает, что они доступны в классе, в котором они были объявлены, а также из его подклассов. Но они не доступны вне пределов этого класса. Любое свойство или метод могут быть защищены с помощью ключевого слова protected , размещенного перед его именем.

Перевод статьи «PHP inheritance » был подготовлен дружной командой проекта .

В этом уроке мы поговорим о наследовании в ООП и о том, как оно работает в PHP. С помощью наследования можно сделать классы намного сильнее и гибче, а также сэкономить уйму времени на написание скриптов.

Мы рассмотрим следующее:

  • Концепцию наследования, и почему его полезно использовать;
  • Как один PHP класс может наследоваться от другого;
  • Как один из “детей” класса может перегружать функциональность методов своего “родителя”;
  • Работа с методами и классами final;
  • Использование абстрактных классов;
  • Работа с интерфейсами.

Готовы? Тогда вперед!

Как осуществляется наследование?

Наследование базируется на понятиях класс-родитель и класс-наследник. Используя определенный синтаксис, вы можете создать класс, который будет наследовать другой класс (становится его наследником).

На заметку: классы-родители также называют базовыми классами или супер-классами. Классы-наследники, в свою очередь, можно назвать дочерними классами или подклассами.

Когда вы создаете дочерний класс, он наследует все поля и методы своего базового класса. В дочерний класс можно добавлять дополнительные поля и методы, тем самым расширяя функциональность класса-родителя.

К примеру, в веб-приложении форума есть класс Member, у которого есть методы createPost(), editProfile(), showProfile() и др. Так как администраторы форума также являются его членами, то вы можете создать класс Administrator - дочерний класса Member. Класс Administrator наследует все поля и методы класса Member, а значит, объект класса Administrator будет вести себя точно так же, как объект Member.

Вы можете расширить функциональность класса Administrator, добавив в него такие методы, как createForum(), deleteForm() и banMember(). А если хотите назначать роли еще и администраторам, то добавьте в данный дочерний класс поле, например, $adminLevel.

Действуя таким образом, вы не захламляете класс Member методами и полями, которые не подходят для обычных участников форума, а только для администраторов. Вам также не придется копировать и вставлять методы и поля из класса Member в дочерний класс. Так что наследование подойдет вам как нельзя лучше.

На заметку: вы можете создать столько дочерних классов, сколько вам понадобится, от одного единственного супер-класса, и в каждый из них можно добавлять всё новые и новые методы и поля.

Создание дочерних классов

Итак, как же создать класс, который станет наследником другого класса, в PHP? Для этого существует ключевое слово extends:

Class ParentClass { // описание полей и методов } class ChildClass extends ParentClass { // описание дополнительных полей и методов }

Мы создали класс ParentClass, а затем класса ChildClass, который наследуется от ParentClass. ChildClass наследует все поля и методы класса ParentClass, и в него также могут быть добавлены свои поля и методы.

А теперь - пример. Создадим класс Member для воображаемого веб-форума, а затем класс Administrator - дочерний от Member:

Class Member { public $username = ""; private $loggedIn = false; public function login() { $this->loggedIn = true; } public function logout() { $this->loggedIn = false; } public function isLoggedIn() { return $this->loggedIn; } } class Administrator extends Member { public function createForum($forumName) { echo "$this->username created a new forum: $forumName
"; } public function banMember($member) { echo "$this->username banned the member: $member->username
"; } }

Как видите, класс Member содержит поле public $username и поле private $loggedIn, а также методы для входа-выхода из форума и метод для определения того, зашел ли пользователь или нет.

  • createForum($forumName) для создания нового форума с названием $forumName;
  • banMember($member) для бана пользователя $member.

На заметку: естественно, эти методы ничего не делают, так как форум наш - воображаемый. В них на страницу просто выводятся какие-то сообщения.

Давайте посмотрим на наши классы в действии. Создадим по одному объекту обоих классов, а затем вызовем некоторые из их методов:

// создаем участника форума и логиним его $member = new Member(); $member->username = "Fred"; $member->login(); echo $member->username . " is " . ($member->
"; // создаем администратора и логиним его $admin = new Administrator(); $admin->username = "Mary"; $admin->login(); echo $admin->username . " is " . ($member->isLoggedIn() ? "logged in" : "logged out") . "
"; // отобразит "Mary created a new forum: Teddy Bears" $admin->createForum("Teddy Bears"); // отобразит "Mary banned the member: Fred" $admin->banMember($member);

На странице отобразится:

Fred is logged in Mary is logged in Mary created a new forum: Teddy Bears Mary banned the member: Fred

Вот, как это работает:

  1. Сначала мы создали объект класса Member, задали имя пользователя “Fred”, залогинили его и отобразили на странице сообщение о том, что он вошел на форум.
  2. Затем создаем объект класса Administrator. Так как данный класс наследуется от Member, мы можем пользоваться всеми методами и полями этого класса для объектов класса Administrator. Мы даем имя администратору - Mary - и логиним ее, после чего отображаем сообщение о том, что она вошла.
  3. Теперь вызываем метод класса Administrator createForum(), передав в него название форума - “Teddy Bears”.
  4. Наконец, вызываем метод banMember() от объекта - админа, передав имя пользователя Fred.

В этом и заключается суть наследования в ООП. Дальше в уроке мы рассмотрим различные способы манипулирования наследованием, включая перегрузку, классы и методы final, абстрактные классы и интерфейсы.

Перегрузка родительских методов

Как вы уже увидели, при создании дочернего класса, он наследует все поля и методы своего родительского класса. Тем не менее, может возникнуть необходимость изменить функциональность методов супер-класса в дочернем классе.

На примере с форумом: когда админ логинится, это происходит абсолютно так же, как и для обычного пользователя, но вы, возможно, захотите записывать логи в определенный файл, в целях безопасности.

Перегрузкой метода login() в дочернем классе, вы можете изменить данный метод по своему усмотрению.

Чтобы перегрузить метод супер-класса в дочернем классе, просто создайте в нем метод с таким же названием. Тогда при вызове метода для объектов дочернего класса, будет вызываться именно перегруженный метод, а не метод супер-класса:

Class ParentClass { public function myMethod() { // (действия) } } class ChildClass extends ParentClass { public function myMethod() { // вызывется для объекта класса ChildClass // вместо метода супер-класса MyMethod() } }

Давайте перегрузим метод login() для класса Administrator так, чтобы в файл записывались логи:

Class Member { public $username = ""; private $loggedIn = false; public function login() { $this->loggedIn = true; } public function logout() { $this->loggedIn = false; } } class Administrator extends Member { public function login() { $this->loggedIn = true; echo "Log entry: $this->username logged in
"; } } // создаем нового пользователя и логиним его $member = new Member(); $member->username = "Fred"; $member->login(); $member->logout(); // создаем нового администратора и логиним его $admin = new Administrator(); $admin->username = "Mary"; $admin->login(); // отобразит "Log entry: Mary logged in" $admin->logout();

Как видите, мы перегрузили метод login() класса Administrator, чтобы он отображал сообщения, как в файлах - логах.

Затем мы создали обычного пользователя (Fred) и администратора (Mary). При вызове метода login() от Фреда вызывается метод Member::login(). А когда мы вызываем метод от администратора Mary, вызовется метод Administrator::login(), так как PHP видит, что мы перегрузили этот метод для данного класса. На странице отобразится строка "Log entry: Mary logged in".

С другой стороны, мы не перегрузили метод logout() в дочернем классе, поэтому Member:logout() вызывается и для админов и для обычных пользователей.

Вызов метода супер-класса из дочернего класса

Когда вы перегружаете метод в дочернем классе, вам обычно не требуется изменять его полностью. Вам нужно будет использовать функциональность метода супер-класса и добавить кое-что в метод дочернего класса.

В примере, приведенном в прошлом параграфе, мы перегрузили метод login(). Но мы продублировали часть метода Member::login() в Administrator::login():

Class Administrator extends Member { public function login() { $this->loggedIn = true; echo "Log entry: $this->username logged in
"; } }

Вместо того, чтобы дублировать код, лучше вызвать метод Member::login() из Administrator::login().

Чтобы получить доступ к методу супер-класса из класса дочернего, воспользуйтесь ключевым словом parent:

Parent::myMethod();

Давайте теперь перепишем метод login() в дочернем классе так, чтобы из него вызывался тот же метод из класса-родителя, а затем добавим в него что-то новое:

Class Administrator extends Member { public function login() { parent::login(); echo "Log entry: $this->username logged in
"; } }

Это не только сокращает код, но также обеспечивает легкость его будущих корректировок. Если вам позже понадобится изменить способ, по которому логинится любой пользователь, вам потребуется подкорректировать метод login() только в классе Member, и в классе Administrator будет вызываться уже измененный метод.

Предотвращение наследования с помощью методов и классов final

В большинстве случаев, давать возможность классам расширять свою функциональность посредством наследования - хорошая практика. Это ведь часть силы ООП.

Однако бывает такое, что перегрузка методов супер-классов может привести к неполадкам, снизить безопасность, усложнить код. В этих случаях, было бы полезно запретить наследование метода или даже всего класса.

Чтобы запретить дочерним классам перегружать методы супер-класса, добавьте перед его описанием ключевое слово final. Например, вы можете запретить перегрузку метода login() класса Member по причинам усиления безопасности:

Class Member { public $username = ""; private $loggedIn = false; public final function login() { $this->loggedIn = true; } public function logout() { $this->loggedIn = false; } public function isLoggedIn() { return $this->loggedIn; } }

Если кто-то попытается наследовать класс и перегрузить данный метод:

Class NaughtyMember extends Member { public function login() { $this->loggedIn = true; // сделать что-то плохое } }

… PHP выведет сообщение об ошибке:

Fatal error: Cannot override final method Member::login()

Вы можете также запретить наследование от всего класса:

Final class Member { // от этого класса нельзя вообще наследовать }

Любая попытка создать дочерний класс данного класса, не увенчается успехом:

Fatal error: Class NaughtyMember may not inherit from final class (Member)

На заметку: несмотря на то что это больше касается Java, нежели PHP, приводит преимущества использования методов и классов final.

Работа с абстрактными классами

Абстрактный класс - это такой класс, который не может быть реализован, то есть, вы не сможете создать объект класса, если он абстрактный. Вместо этого вы создаете дочерние классы от него и спокойно создаете объекты от этих дочерних классов. Абстрактные классы представляют собой шаблоны для создания классов.

Абстрактный класс содержит один или несколько абстрактных методов. Когда вы создаете абстрактный метод в абстрактном классе, вы не добавляете в этот метод ничего. Вместо этого он должен быть описан в любом дочернем классе.

На заметку: как только вы создали хотя бы один абстрактный метод в классе, вы должны объявить этот класс как абстрактный.

Когда от абстрактного класса наследуется обычный класс, он должен реализовать все абстрактные методы класса-родителя. В противном случае, PHP сгенерирует ошибку. Так, абстрактный класс создает “правила поведения” для своих дочерних классов.

На заметку: вы можете добавлять в абстрактный класс и не абстрактные методы. Они будут обыкновенным образом наследоваться дочерними классами.

Давайте рассмотрим пример. Скажем, мы создаем веб-сайт, в котором есть как участники форума, так и покупатели онлай-магазина, который является частью нашего сайта. Так как и участники форума и покупатели - люди, мы можем создать абстрактный класс Person, в котором будут какие-то поля и методы, общие для всех пользователей сайта:

Abstract class Person { private $firstName = ""; private $lastName = ""; public function setName($firstName, $lastName) { $this->firstName = $firstName; $this->lastName = $lastName; } public function getName() { return "$this->firstName $this->lastName"; } abstract public function showWelcomeMessage(); }

Как видите, мы создали абстрактный класс, добавив в его описание ключевое слово abstract. В этом классе есть несколько свойств, общих для всех людей, - $frstName и $lastName - а также методы для инициализации и чтения значений этих полей.

В классе также есть абстрактный метод showWelcomeMessage(). Этот метод выводит приветствие, когда пользователь входит на сайт. Опять же, мы добавляем ключевое слово abstract в описание данного метода, чтобы сделать его абстрактным. Так как он абстрактный, в нем нет ни строчки кода, это просто его объявление. Тем не менее, любой дочерний класс обязан добавить и описать метод showWelcomeMessage().

Теперь давайте создадим пару классов от абстрактного класса Person:

  1. класс Member для участников форума;
  2. класс Shopper для покупателей онлайн-магазина.

Class Member extends Person { public function showWelcomeMessage() { echo "Hi " . $this->getName() . ", welcome to the forums!
"; } public function newTopic($subject) { echo "Creating new topic: $subject
"; } } class Shopper extends Person { public function showWelcomeMessage() { echo "Hi " . $this->getName() . ", welcome to our online store!
"; } public function addToCart($item) { echo "Adding $item to cart
"; } }

Как видите, каждый из них описывает метод showWelcomeMessage() из абстрактного супер-класса. Они имплементированы по-разному: в классе Member отображается сообщение "welcome to the forums", а в классе Shopper - "welcome to our online store", но это нормально. Главное то, что они оба описали данный метод.

Если бы один из них, например, Shopper, не описал метод, PHP выдал бы ошибку:

Наряду с имплементацией абстрактного метода, в каждом классе есть свои обычные методы. В Member есть метод newTopic() для создания новой темы в форуме, а в Shopper - метод addToCart() для добавления товаров в корзину.

Теперь мы можем создавать участников форума и покупателей на нашем сайте. Мы можем вызывать методы newTopic() и addToCart() от этих объектов, а также getName() и setName(), так как они наследуются от супер-класса Person.

Более того, зная, что классы Member и Shopper наследуются от Person, мы можем спокойно вызывать метод showWelcomeMessage() для обоих классов, так как он точно реализован и в том и в другом. Мы в этом уверены, так как знаем, что он был объявлен как абстрактный метод в классе Person.

Вот пример:

$aMember = new Member(); $aMember->setName("John", "Smith"); $aMember->showWelcomeMessage(); $aMember->newTopic("Teddy bears are great"); $aShopper = new Shopper(); $aShopper->setName("Mary", "Jones"); $aShopper->showWelcomeMessage(); $aShopper->addToCart("Ornate Table Lamp");

На странице отобразится:

Hi John Smith, welcome to the forums! Creating new topic: Teddy bears are great Hi Mary Jones, welcome to our online store! Adding Ornate Table Lamp to cart

Создание и использование интерфейсов

Интерфейсы во многом схожи с абстрактными классами. Интерфейс - это шаблон, который задает поведение одного или более классов.

Вот основные отличия между интерфейсами и абстрактными классами:

  1. Ни один метод не может быть описан в интерфейсе. Они все абстрактны. В абстрактном классе могут быть и не абстрактные методы.
  2. Интерфейс не может содержать полей - только методы.
  3. Класс имплементирует интерфейс, и класс наследует или расширяет другой класс.
  4. Класс может имплементировать несколько интерфейсов одновременно. Этот же класс может наследовать другой класс. Но у дочернего класса может быть только один супер-класс (абстрактный или нет).

Как и абстрактный класс, интерфейс объявляет несколько методов, которые должны быть реализованы в любом классе, который имплементирует данный интерфейс. Синтаксис выглядит так:

Interface MyInterface { public function aMethod(); public function anotherMethod(); }

Чтобы создать класс, который имплементирует тот или иной интерфейс, напишите так:

Class MyClass implements MyInterface { public function aMethod() { // (имплементация метода) } public function anotherMethod() { // (имплементация метода) } }

Интерфейсы полезны в случаях, когда нужно создать несколько несвязанных между собой классов, у которых будет общая функциональность.

Например, веб-форум может содержать класс Member для участников форума и класс Topic для тем, создаваемых участниками форума. В отношении наследования, эти классы скорее всего не будут зависеть друг от друга, так как они выполняют совершенно разные функции.

Тем не менее, давайте предположим, что нам нужно будет доставать их и записывать в базу данных как объекты класса Member, так и объекты Topic. Для этого мы создадим интерфейс Persistable, в котором будут методы для сохранения объектов в БД и извлечения их оттуда:

Interface Persistable { public function save(); public function load(); public function delete(); }

Теперь давайте создадим класс Member и имплементируем для него интерфейс Persistable. Это значит, что в интерфейсе должны быть методы save(), load() и delete():

Class Member implements Persistable { private $username; private $location; private $homepage; public function __construct($username, $location, $homepage) { $this->username = $username; $this->location = $location; $this->homepage = $homepage; } public function getUsername() { return $this->username; } public function getLocation() { return $this->location; } public function getHomepage() { return $this->homepage; } public function save() { echo "Saving member to database
"; } public function load() { echo "Loading member from database
"; } public function delete () { echo "Deleting member from database
"; } }

Наш класс Topic также будет имплементировать данный интерфейс, поэтому в нем тоже должны быть эти три метода:

Class Topic implements Persistable { private $subject; private $author; private $createdTime; public function __construct($subject, $author) { $this->subject = $subject; $this->author = $author; $this->createdTime = time(); } public function showHeader() { $createdTimeString = date("l jS M Y h:i:s A", $this->createdTime); $authorName = $this->author->getUsername(); echo "$this->subject (created on $createdTimeString by $authorName)
"; } public function save() { echo "Saving topic to database
"; } public function load() { echo "Loading topic from database
"; } public function delete () { echo "Deleting topic from database
"; } }

На заметку: так как у нас форум - воображаемый, вместо взаимодействия с базой данных в методах save(), load() и delete() просто выводятся сообщения.

Теперь можем создать объекты классов Member и Topic, а затем вызвать их методы getUsername() и showHeader(). Более того, зная, что эти классы имплементируют интерфейс Persistable, мы можем вызывать такие методы, как save(), load() или delete():

$aMember = new Member("fred", "Chicago", "http://example.com/"); echo $aMember->getUsername() . " lives in " . $aMember->getLocation() ."
"; $aMember->save(); $aTopic = new Topic("Teddy Bears are Great", $aMember); $aTopic->showHeader(); $aTopic->save();

На странице отобразится:

Fred lives in Chicago Saving member to database Teddy Bears are Great (created on Wednesday 25th May 2011 02:19:14 AM by fred) Saving topic to database

Как видите, интерфейсы могут соединить классы, которые никак не относятся друг к другу, для определенных целей, например, записи в базу данных объектов класса. Не забудьте, что один класс может имплементировать несколько интерфейсов:

Class MyClass implements anInterface, anotherInterface { ... }

На заметку: интерфейсы - это мощное свойство ООП, и о них можно еще много чего сказать. Узнать о них больше можно в PHP документации.

Заключение

В этом уроке вы ознакомились с одним из самых мощных свойств ООП - наследованием. Вы узнали:

  1. Как работает наследование, и как его использовать для расширения классов;
  2. Как создавать дочерние классы в PHP;
  3. Почему вам может понадобиться перегружать методы в дочерних классах;
  4. Как получить доступ к методам супер-класса;
  5. Всё о методах и классах final, и почему полезно их использовать;
  6. Концепцию абстрактных классов для создания шаблонов дочерних классов;
  7. Как использовать интерфейсы, чтобы задать общую функциональность несвзянным между собой классам.

Если вы прошли все уроки из данной серии, то вы уже сможете писать сложные приложения на ООП. Поздравляю!

В следующем и последнем уроке я покажу вам супер-полезные ООП свойства, которые есть в PHP.

А пока удачного кодирования!

Наследование - это один из "трёх китов " ООП , который позволяет создавать дочерние классы на основе родительских (супер-классов ), забрав у них свойства, методы и конструкторы. Хочется заметить, что наследование классов в PHP встречается только уже в серьёзных проектах. Вдобавок, новички наследование редко используют вообще, но тем не менее. Когда я делал свой движок для сайта (а он достаточно большой), то использовал наследование классов в PHP на полную катушку. И о том, как это делается, я и напишу в этой статье.

Давайте для начала создадим какой-нибудь несложный класс, например, класс, отвечающий за объект "Автомобиль " (в файле "car.php "):

class Car {
public $x;
public $y;
public function __construct($x, $y) {
$this->x = $x;
$this->y = $y;
}
public function move ($x, $y) {
$this->sound();
echo "Движение автомобиля из координат ($this->x, $this->y) в координаты ($x, $y)
";
$this->x = $x;
$this->y = $y;
}
public function sound() {
echo "Звук движения автомобиля
";
}
}
?>

В классе "Car " мы определили два свойства, отвечающие за текущие координаты местоположения автомобиля. Создали конструктор, который позволяет назначить начальные координаты. Затем создали метод move() , позволяющий начать движение в координаты, переданные в параметрах метода. Внутри этого метода мы вызываем метод sound() , который запускает звук движения. Вот такой придуманный класс.

Теперь создадим класс, отвечающий за "Легковой автомобиль " (в файле "auto.php "):

require_once "car.php";
class Auto extends Car {
public function move($x, $y) {
$this->sound();
echo "Движение легкового автомобиля из координат ($this->x, $this->y) в координаты ($x, $y)
";
$this->x = $x;
$this->y = $y;
}
public function sound() {
echo "Звук движения легкового автомобиля
";
}
}
?>

В самом начале мы подключаем наш класс "Car ". Затем мы начинаем создавать класс "Auto ", который является наследником для класса "Car " ("class Auto extends Car "). Ввиду того, что класс "Auto " уже забирает все свойства, методы и конструкторы, то нам нет необходимости их описывать заново. Однако, методы move() и sound() должны иметь другую реализацию, поэтому мы пишем другой код этих методов.

И, напоследок, создадим скрипт, который создаст объект "Car " и "Auto " и воспользуемся их методами и свойствами:

require_once "auto.php";
$car = new Car(10, 20);
echo $car->x;
echo "
";
echo $car->y;
echo "
";
$car->move(15, 5);
$auto = new Auto(5, 10);
echo $auto->x;
echo "
";
echo $auto->y;
echo "
";
$auto->move(0, 0);
?>

Вначале всё просто: мы создаём объект "Car ", выводим его свойства, используем его метод move() . А вот затем мы создаём объект "Auto ". Ввиду того, что мы не определяли своего конструктора в этом классе, то он берётся из родительского. Затем выводим свойства, которые мы, кстати, также не определяли, и они тоже берутся из родительского класса. А потом используем метод move() . И, разумеется, берётся реализация не из класса "Car ", а из класса "Auto ", который отвечает у нас за легковой автомобиль.

Однако, данный пример является несовершенным, точнее, даже очень грязным, ввиду наличия дублирования (повторяющийся код). И логики в том, что у нас существует "Автомобиль " и "Легковой автомобиль " тоже нет. Вы можете представить себе "Автомобиль "? Уверен, что у каждого из Вас будут совершенно разные образы. А вот "Легковой автомобиль " - это уже более точное определение (хотя тоже далеко от окончательно точного). И в ООП для неточных, абстрактных понятий, существует возможность создавать абстрактные классы , о которых мы поговорим в следующей статье. И Вы увидите, что код данного примера станет на порядок чище.

Кстати, даю домашнее задание: создать класс, отвечающий за "Грузовой автомобиль " (по аналогии с "Легковым автомобилем "), и который будет наследоваться от класса "Автомобиль ".

А наследование классов в PHP на этом не заканчивается, и уже в следующей статье мы продолжим эту тему.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то