Полный путеводитель новичка по информационной архитектуре. Определитесь с IA, прежде чем проектировать навигацию. Взаимосвязь между информационной архитектурой и навигацией

Простыми словами, информационная архитектура – это структура всей, размещенной на вашем сайте или в приложении информации. Когда контент хорошо упорядочен, его легко понять, и по нему просто перемещаться. Подобно тому, как архитектор начинает с чертежей здания, а затем приступает к выбору цвета, дизайнеры должны начинать с создания информационной архитектуры.

По сути, любой цифровой продукт, веб-сайт или приложение – это просто набор информации. Создание информационной архитектуры состоит из организации этой информации таким образом, чтобы она стала максимально понятной.

Приложение или веб сайт с хорошей информационной архитектурой логичен. Это как и в строительстве – если мы обдумаем где будут расположены основные опоры, то получим прочный фундамент. А если у нас будет прочный фундамент, то можно не бояться, что в процессе постройки наше здание развалится.

Пример

Возьмем, для примера, Spotify. Можно разобрать UI, и посмотреть на лежащую в его основе информационную архитектуру.

Почему информационная архитектура так важна?

Если вам нужен чистый дизайн, то начните с чистой информационной архитектуры. Если мы как следует обдумаем этот этап, то упростим работу пользователю. Архитектуру приложения нужно рассматривать не как набор страниц и пикселей, а скорее, как набор абстрактных мыслей: существительных и глаголов. Ничего более.

Таким образом мы быстро поймем, что приложение или веб сайт – это всего лишь набор информации. То, как мы организуем эту информацию, определит то, как люди будут по ней перемещаться, и как они будут ее потреблять.

Процесс похож на составление мысли, предложения, или идеи. Расположение существительных и глаголов в предложении определяет то, как будет передана наша мысль.

В приложении всё точно так же. Приложение – это всего лишь набор существительных и глаголов. «Элементы» и «действия, которые я могу над ними произвести». Существительные имеют очень большое значение. Они составляют собой вселенную вашего приложения. Существительные могут быть такими:

  • Песни
  • Папки
  • Пользователи
  • Фотографии
  • Рестораны
  • Деньги
  • Друзья

С другой стороны, глаголы – это действия, которые пользователь может провести над существительными. Вот пера примеров:

То есть, в приложении, мы можем следовать определенному шаблону действий. Большая часть экранного пространства (почти 80%) посвящена «существительным», а меньшая его часть посвящена «глаголам».

Хорошая информационная архитектура универсальна

Со временем мы заметим, что хорошая информационная архитектура универсальна. Определенные принципы и паттерны всегда преобладают. Самое очевидное – элементы основной навигации вашего приложения должны состоять из самых важных действий. В случае со Spotify, это “Home”, “Browse”, “Search”, “Radio”, и “Your Library”. А какие действия важны в вашем приложении? Постарайтесь сократить их до 3-5 элементов.

Самое интересное начинается тогда, когда мы понимаем, что информация сама хочет делиться на схожие структуры. Например, когда мы углубляемся в информационную структуру приложения, мы продвигаемся от большого набора элементов, к какому-то конкретному одному.


Несмотря на то, что UI приложения изменился, его информационная архитектура осталась прежней

Образующиеся шаблоны

Когда мы создадим достаточное количество сайтов, приложений, и цифровых продуктов, мы начнем понимать, что эти информационные структуры, на каком-то уровне, ничем между собой не отличаются. Меняется только название информации. Структура, по сути, безразлична к содержащейся в ней информации.


Музыка…
такая же, как и фотографии…
которые ничем не отличаются от остального

Всё одно и то же!

Итак, мы начнем со структуры. Затем, по мере наполнения этих контейнеров информацией, мы можем начать настраивать ее отображение, чтобы дать пользователю понять, какая информация в них содержится. То есть, более визуальная информация, вроде фотографий, будет представлена иначе, чем информация, основанная на данных.

Советы по созданию хорошей, чистой информационной архитектуры

1. Внимательно относитесь к тому, что важно (и к тому, что нет)

Не бойтесь снизить важность каких-то элементов, если это приведет к увеличению важности других. Такой контраст важен, если вы стремитесь к ясности. Избавьтесь от информации где это возможно, и минимизируйте ее там, где невозможно.

2. Думайте об информации, как об «информационных пакетах»

Подумайте, какие элементы можно соединить. Например, информации о пользователе самое место в разделе его профиля.

3. Не бойтесь пересматривать и менять что-то в своей информационной архитектуре

По мере роста вашего приложения или сайта, перепроверяйте его информационную архитектуру на предмет возможных улучшений. Многие команды часто этим пренебрегают, думая что-то вроде «мы бы и хотели почистить информационную архитектуру нашего приложения, но у нас нет ресурсов на его полный редизайн». Думайте иначе. Ведь есть что-то, что можно с легкостью сделать для улучшения информационной архитектуры вашего продукта, тем самым улучшив его юзабилити.

Перевод статьи Джейкоба Руиза

    Информационная технология - Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под … Википедия

    архитектура - (architecture): Набор элементов конструкции или описательных представлений, необходимый для такого описания объекта, чтобы он мог быть создан в соответствии с требованиями (с нужным качеством), а также обслуживаться в течение всего срока его… …

    Архитектура программного обеспечения - (англ. software architecture) это структура программы или вычислительной системы, которая включает программные компоненты, видимые снаружи свойства этих компонентов, а также отношения между ними. Этот термин также относится к… … Википедия

    Архитектура Балашихи - своими самыми ранними сохранившимися памятниками восходит к XVIII веку. К ним относятся православные храмы с некрополями и усадебные комплексы, находящиеся в настоящее время на территории города Балашиха, а также его городского округа (Московская … Википедия

    Архитектура и достопримечательности Перми - Архитектура и достопримечательности Перми. Содержание 1 Планировка и благоустройство 1.1 Первые планы города … Википедия

    Информационная модель - (изделия) – совокупность данных и отношений между ними, описывающая различные свойства реального изделия, интересующие разработчика модели и потенциального или реального пользователя. [ГОСТ 2.053 2006] Рубрика термина: Технологии Рубрики… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Информационная безопасность (учебная программа) - У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… … Википедия

    Системная архитектура - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. В стандарте AN … Википедия

    Корпоративная информационная система - (КИС) управленческая идеология, объединяющая бизнес стратегию и информационные технологии. Корпоративная информационная система это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной… … Википедия

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033-1-2011: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции - Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033 1 2011: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции оригинал документа: 3.2 архитектура (architecture): Базовая организация системы,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • , Питер Морвиль, Луис Розенфельд. Третье издание знаменитой книги Питера Морвиля и Луиса Розенфельда "Информационная архитектура в Интернете" станет незаменимым источником информации для всех, чья деятельность связана с… Купить за 989 руб
  • Информационная архитектура в Интернете , Розенфельд Л.. Третье издание знаменитой книги Питера Морвиля и Луиса Розенфельда "Информационная архитектура в Интернете" станет незаменимым источником информации для всех, чья деятельность связана с…

До этого момента мы с вами концентрировались на том, как понять и спланировать UX-дизайн. А с сегодняшнего дня мы приступаем к практике. Проектирование реального решения всегда начинается с разбора структуры объекта проектирования. Начнем со введения в тему:

Что такое информационная архитектура?

Если вы раньше не сталкивались с понятием “структура информации”, то начните с этой презентации: Understanding Information Architecture .

Информационная архитектура (ИА, IA) может быть как достаточно простой (в случае небольшого проекта), так и невероятно сложной (если вы работаете над масштабным проектом).

Информационная архитектура невидима. Чтобы с ней работать, нужно нарисовать карту сайта. Вот простой пример:

В этом примере показан вебсайт из 6 страниц: домашняя страница, 2 секции главного меню и 3 подсекции. Линии показывают, как страницы соединены между собой посредством навигации (меню и кнопки).

  • На заметку: Если у вас миллион пользователей, это не значит, что у вас миллион страниц с профилем. У вас одна страница с профилем, в которой отображается профиль любого пользователя.

Такая организация страниц - в виде семейного древа - называется “иерархической” или “древовидной”. Большинство сайтов и приложений структурированы подобным способом (но он далеко не единственный).

В рисовании карты сайта нет никаких “правил”, но вот вам несколько ценных указаний:

  • То, что карта выглядит простой, не означает, что она несет в себе какой-то смысл.
  • Пусть она будет четкой и читаемой.
  • Мы обычно рисуем сверху-вниз, а не справа-налево.
  • Не нужно делать карту сайта гламурненькой. Это технический документ, а не показ мод.

Горизонтальная или вертикальная, а не обе сразу.

Вообще-то говоря, карта вашего сайта будет либо “плоской” (flat) - тогда будет больше секций в меню, зато понадобится меньше кликов, чтобы добраться до самого низа - либо “глубокой” (deep), что означает более простое меню, но требует больше кликов на пути к цели.

Заметьте, что в этом примере и в той, и в другой структуре представлено одинаковое количество страниц. То есть они равны по объему, но не по виду.

Сайтам, на которых много продуктов, например Wal-Mart, чаще всего подходит “глубокая” архитектура, иначе размеры меню будут выходить за все рамки. Сайты вроде YouTube, где все строится вокруг пользователей и видео-роликов, обычно “плоские”.

Если ваш сайт и глубокий , и плоский одновременно , это плохо. Вам не помешает . Ну или пусть в основе сайта лежит хороший механизм поиска.

Распространенный миф: Возможно вы слышали от кого-то, что до любого интересующего объекта “всегда должно быть три клика”. Этот кто-то скорее всего изучал UX в 90-е и больше не возвращался к этой теме. А вам нужно концентрироваться на пользователе, а не на дурацких “правилах”. Главное, чтобы люди всегда понимали, где они находятся и что могут сделать. Если ваша навигация простая и четкая, то количество кликов значения не имеет.

Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать - нажмите зеленую кнопку Recommend

И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только - скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Большинство обывателей, заказчиков и даже некоторые из начинающих веб-разработчиков уверены, что любой сайт начинается с веб-дизайна. На самом деле, это не совсем так. Равно тому, как в основе любого здания, от лачуги до небоскрёба, лежит архитектура (даже если строитель её не разрабатывал), в основе любого сайта, начиная от самого простого, — в 3-4 странички, — и заканчивая внушительными веб-площадками, лежит информационная архитектура. Ни одно серьёзное здание не строится без проекта, поэтому правильно исходить из того, что хорошо продуманная информационная архитектура сайта должна моделироваться с самого начала.

Облегчённым представлением архитектуры сайта зачастую является т.н. «блок-схема» сайта, фигурирующая почти в каждом ТЗ (техническое задание на создание сайта) в виде маркированного списка. Однако здесь мне бы хотелось поговорить об информационной архитектуре сайта, представляемую посредством диаграмм, которые более демонстративно показывают не только иерархию страниц сайта, но и взаимодействие с пользователем/посетителем сайта. В статье приведены основные графические символы для построения диаграмм сайта (т.н. чертежей сайта) и их обозначения. Статья снабжена примером чертежа сайта из личной практики.

Статья будет полезна начинающим веб-разработчикам для визуального моделирования архитектуры сайта с применением специальных графических символов. Статья может быть интересна заказчикам веб-услуг для улучшенного представления информационной архитектуры сайта и её моделирования.

Информационная архитектура сайта. Значение и использование

Информационная архитектура (часто сокращается до «ИА») - сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.

Довольно часто информационную архитектуру сайта связывают с Юзабилити (англ. usability, системой знаний об удобстве пользования сайтом). Так, в определении The Information Architecture Institute мы видим:

Информационная архитектура - искусство и наука организации и предметизации веб-сайтов, интранет-сетей, онлайн-сообществ и программного обеспечения, преследующая целью обеспечение удобства использования (usability).

В то же время, приравнивать архитектуру сайта единственно к юзабилити не совсем правильно. Существует мнение (и я склонна его придерживаться), что «специалисты юзабилити не всегда достаточно хорошо понимают, как часто меняются требования пользователя к одной и той же информации, а также то, как эти различные требования влияют на скорость поиска» (Луи Розенфельд, (Louis Rosenfeld), соавтор высоко оценённого труда Information Architecture for the World Wide Web; цитата взята из интервью). Тут следует уточнить, что под поиском информации и скоростью этого поиска, Луи Розенфельд (по крайней мере, я это так понимаю) подразумевает не столько «поиск по сайту» с использованием одноимённого сервиса сайта, сколько названия пунктов меню, страниц и пр., которые должны соответствовать ожиданиям и требованиям посетителя. Наравне с принципами юзабилити, информационная архитектура должна включать маркетинговые цели, с выделением более значимых и «выгодных» областей сайта. Роль информационной архитектуры неотрывно связана с постановкой бизнес-задач.

В моём понимании, Информационная архитектура сайта — искусство и наука организации, предметизации и систематизации веб-сайтов, служащая для маркетинговой эффективности сайта и включающая в своих целях удобство пользования (usability).

Информационная архитектура. Создаём чертежи сайта

Удобнее всего представлять информационную архитектуру и способы взаимодействия пользователя с сайтом посредством создания диаграмм. Что дают чертежи сайта (диаграммы)? Несомненно, основным преимуществом чертежей сайта является наглядность структуры сайта и взаимодействия с пользователем/посетителем сайта. Практическое значение чертежи сайта приобретают в поле ликвидации языкового барьера (терминологического), а, как следствие, — в повышении эффективности работы с сайтом (в связке бизнес-задач) и генерировании решений по улучшению взаимодействий с пользователем.

В диаграммах информационной архитектуры принято использовать ряд графических символов. Ниже представлен перечень таких условных обозначений (графических символов), с помощью которых осуществляется создание диаграмм сайта. Подробнее об их значении и употреблении можно прочитать на websam.com, статья Графическая нотация для документирования информационной архитектуры и взаимодействий пользователя с веб-сайтом . Веб-дизайнерам/веб-разработчикам — для дополнительного изучения рекомендую также ознакомиться с книгой Кристины Кристина Уодтке (Christina Wodtke), одной из ведущих информационных архитекторов в мире, «Информационная архитектура: чертежи сайта» (создание диаграмм в конце книги).

Основные графические символы для моделирования информационных систем:

Ниже представлен фрагмент информационной архитектуры сайта Столичной Судоходной компании (CCK=SHIP.RU):

Всем привет!

Как и обещала, сегодня мы продолжим разговор об оценке графического интерфейса, но на этот раз займемся информационной архитектурой.
Еще раз хочу подчеркнуть: то, что предыдущая статья посвящена визуальному дизайну, а эта – информационной архитектуре, ни в коем случае не означает, что в таком порядке нужно оценивать интерфейс. Как правило, на практике все эти проверки нельзя явно отделить друг от друга, но для начала, чтобы упростить понимание, мы разберемся по отдельности с каждым компонентом.
Все, о чем пойдет речь дальше, в большей степени касается веб-приложений, однако отдельные советы относятся и к другим информационным системам.

Итак, что же такое информационная архитектура? Определение, которое нравится мне больше всего, гласит:

«Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные ».

Если отбросить все лишние подробности, остается два главных аспекта:

- Организация информации;
- Обеспечение навигации по ней.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с сайтами, на которых не могли найти то, что вам нужно (хотя подозревали, что оно где-то есть)? Или с сайтами, на которых информации было настолько много в одном месте, что вы совершенно терялись в ее обилии? Если да, добро пожаловать в клуб.

Мы постараемся определить, как можно обнаружить проблемы, связанные с информационной архитектурой, и как их поправить. А чтобы не быть голословными, мы возьмем пример из реальной жизни и прочувствуем, что же такое эта самая информационная архитектура на практике.

Пример: за деревьями леса не видно

В качестве примера я хочу привести сайт БГУИР bsuir.by (да-да, его только ленивый не ругал).

При оценке информационной архитектуры в первую очередь нужно определиться, каким целям служит ваша система, и составить список задач, которые с помощью нее пользователи будут выполнять.

Для чего большинство студентов заходит на сайт университета? Как правило, за следующим:

Посмотреть расписание занятий и экзаменов;
- Узнать о важных событиях и новостях в жизни университета;
- Посмотреть информацию о преподавателях (как зовут, какая кафедра, где искать);
- Уточнить какие-то организационные вопросы (куда и в каком формате подавать те или иные документы).

Если с расписанием еще более-менее (хотя на главной странице никаких новостей о том, что оно появилось или обновилось не отображается, а для магистрантов оно запрятано так, что еще поискать нужно), то по всем остальным пунктам ситуация печальная. События и «горячие» новости публикуются на главной, что замечательно. Однако важные объявления появляются только в глубоко запрятанных разделах (отдельно для факультетов, кафедр и магистратуры). С преподавателями еще печальнее: если нерадивый студент не может вспомнить факультет или кафедру, ему придется последовательно облазить все страницы. А если он к тому же помнит только название предмета, вообще считай пропало. Поиск в этом случае ему не помощник: навскидку при попытке искать троих преподавателей с моей любимой кафедры (замечу, не самых малоизвестных – у каждого еще и список публикаций, в которых повторяются их ФИО) поиск мне выдал «Ничего не найдено… ». И это при том, что я искала по полному сочетанию ФИО!

Если знать, где искать, все эти люди находятся за 4 клика. А если не знать, их просто не существует на сайте.

UPD : Как оказалось, недавно на сайте bsuir.by появился поиск по преподавателю . Его еще предстоит серьезно дорабатывать, но в целом тенденция не может не радовать.

Что касается документов… В том или ином виде ссылки на документы «размазаны» по разным частям меню. И ни одна из ссылок не подсказывает студенту, что он на правильном пути. Документы сгруппированы по типу (приказы, планирование (!), положения и т.п.), а не по целевой аудитории. Ну и, разумеется, поиск результатов не дает.

Ситуацию могло бы спасти, если бы в меню был отдельный пункт «Студентам», куда бы были вынесены все наиболее востребованные для студентов разделы (кстати говоря, определить, какие это разделы, можно с помощью карточной сортировки, о которой стоит посмотреть презентацию ). Или нормально функционирующий поиск. А пока на сайте нет ни того, ни другого, он лучше подходит для иллюстрирования проблем с информационной архитектурой, чем для использования.

А как надо?

Теперь, когда вы ощутили масштаб трагедии, предлагаю познакомиться с несколькими нехитрыми советами, которые позволят вам проверить, насколько удачно организована информация в вашей системе. В соответствии с данным выше определением, автор которого, если мне не изменяет память, Луис Розенфельд, мы рассмотрим ИА в двух аспектах: навигация и организация информации.

1. Оцениваем навигацию

Неважно, как много полезных «фич» вы прикрутили к вашей системе: если пользователь не может их обнаружить, это равносильно их отсутствию. Поэтому понятная система навигации – это одно из обязательных условий для удобства системы.

На что следует обращать внимание:

1) Навигационное меню. Практически на любом сайте оно присутствует в том или ином виде. Если говорить о требованиях, которым оно должно соответствовать, можно выделить следующее:

Не изобретайте велосипед. Если на большинстве сайтов меню размещено сверху либо слева, это не потому, что никто не додумался поместить его снизу или справа. Пользователям привычно именно такое расположение, и именно в этих местах они будут его искать.

Расположение меню не должно изменяться при переходе от одной странице к другой.

Располагайте наиболее часто используемые пункты ближе к началу.

Навигационное меню должно быть визуально отделено от всего остального.

Выделяйте выбранный пункт меню.

Для тех, кто хочет узнать немного больше, советую почитать гайдлайны http://usability.gov/guidelines/index.html (раздел Navigation ).

2) В системе должен быть поиск . Возможно, я сейчас скажу очевидные для всех вещи, но, тем не менее: огромный процент пользователей перемещается в пределах сайтов и между ними, используя систему поиска. Для вас, скорее всего, привычнее открыть браузер, набрать желаемый сайт и перейти к нему. Однако большое число людей делают иначе: они открывают поисковую систему, например, Google, и набирают сайт прямо там, переходя к нему из результатов поиска.

На сайте же многие вообще не обращают внимание на навигационное меню и все перемещения осуществляют при помощи поиска. Поэтому если такой пользователь не видит на сайте поиска и по беглому взгляду на меню не понимает, где находится то, что ему нужно, велика вероятность того, что сайт будет покинут, даже если на самом деле там есть все необходимое.

Помимо облегчения навигации для пользователя, поисковые запросы можно анализировать впоследствии, для того, чтобы исследовать ваших пользователей. Это позволит выявить неожиданные проблемы с юзабилити и просто лучше понять свою аудиторию.

3) Поиск должен не только присутствовать, но и приносить пользу . Наличие поиска может компенсировать некоторые проблемы с навигацией, но только если поиск не является бесполезным рудиментом. Попробуйте в вашей системе поискать разделы, которые могут понадобиться пользователю (например, «регистрация» или «тарифный план») и посмотрите, какие результаты выдает поиск.

Еще одно замечание по поводу поиска: не стоит добавлять функцию «Искать в вебе»: не сомневайтесь, если пользователю захочется поискать нечто не на вашем сайте, а в вебе, он сделает это, использовав для этого свой любимый поисковик. Реализация такого поиска на сайте приводит к тому, что пользователи (зачастую – неожиданно для себя) перенаправляются на другие страницы, не говоря уже и о дополнительных багах.

И последнее: не забывайте показывать на странице результатов, по каким критериям поиск был выполнен.

4) Большинство пользователей приходят на сайты не через главную страницу . Это важно иметь в виду и стремиться к тому, чтобы на любой странице можно было понять, куда пользователь попал и куда может пойти.

Из этого пункта закономерно вытекает следующий:

5) На каждой странице должно быть ее название . Представьте, что вы оказались в незнакомом городе, у вас есть карта, но на домах отсутствуют номера и названия улиц. Неприятная ситуация, не так ли?

6) Главная страница (Landing Page) требует особого внимания . Главная страница – это та самая одежка, по которой встречают. Прежде всего, она должна давать пользователю информацию о том, куда он попал, что может здесь делать и куда отправиться. Если с первого взгляда на страницу пользователь не может ответить на вопрос «куда я попал» (или как вариант «оно мне надо?»), он для вас потерян. Другие полезные советы по домашним страницам можно почерпнуть и .

7) Ссылки должны быть заметными, понятными и предсказуемыми . Это означает, что пользователь должен с первого взгляда понимать, что перед ним: кликабельная ссылка или статический текст. В этом смысле лучше старых добрых синих ссылок ничего не придумано. Разумеется, можно использовать и другие цвета. Главное, чтобы ссылки можно было отличить от текста, а посещенные ссылки – от непосещенных.
Для понятности стоит добавить всплывающую подсказку. Что касается предсказуемости: если ссылка делает что-то отличное от перевода пользователя на другую страницу (например, инициирует скачивание файла), обязательно предупредите пользователя об этом.

8) Не стоит недооценивать второстепенную навигацию . Результаты некоторых исследований говорят о том, что пользователи часто используют второстепенную навигацию более активно, чем меню, особенно, если ссылки выглядят «заманчиво» и обещают отправить пользователя в увлекательное путешествие. Мораль такая: даже если вам кажется, что навигационного меню вполне достаточно, не поскупитесь на то, чтобы залинковать разные части сайта друг с другом и разместить ссылки прямо в контенте.

2. Информационная архитектура

В первой части статьи мы в основном обсуждали вопросы поиска и навигации. Сейчас мы переключимся на непосредственное представление и структурирование информации.

Итак, на что следует обращать внимание:

1) Формулировка текста . Здесь я руководствуюсь одним принципом. Представьте, что проектируете не программу, а поведение другого человека, и ваш пользователь будет взаимодействовать с ним. Как бы выражался «нормальный» человек? Едва ли он говорил бы фразочки в духе: «Отправка данных на сервер инициализирована ». Эффект, которого нужно добиться — вежливый собеседник, консультант, но никак не ментор или «умник».

Этот совет пересекается со следующим:

2) Не используйте незнакомую для пользователя терминологию . Мы все погрязли в айтишный мир и уже порой не замечаем, как используем словечки вроде «майлстоун», «маппинг», «драфт» и иже с ними. Однако – внимание – большинство наших пользователей – не такие, как мы. Они слабо себе представляют, что такое сервер. А слово «клиент» у них ассоциируются с человеком.
Поэтому вам нужно позаботиться о том, чтобы им было комфортно. Распрощайтесь с айтишным и любым другим жаргоном. Говорите на языке вашего пользователя, если хотите, чтобы он вас услышал.

3) Избегайте огромных полотен текста . Как советовал Стив Круг: «Избавьтесь от половины слов на каждой странице, затем уберите еще половину из того, что осталось ». У пользователей нет лишнего времени, чтобы заниматься чтением многострочной маркетинговой информации, выискивая для себя полезные сведения. Делайте текст сканируемым: разделяйте его на части, выделяйте ключевые моменты, используйте списки.

4) Избегайте неопределенных названий кнопок . «ОК» — это один из самых неудачных вариантов. Кнопка, как и любой другой элемент, инициирующий какое-либо действие системы, должна однозначно называть это действие. Это может быть, например, «Удалить», или «Отправить».

5) Всегда минимизируйте количество информации, запрашиваемой у пользователя . Не заставляйте пользователя предоставлять персональную информацию, которая не нужна для решения его задачи. Если вы собираете такую информацию, всегда аргументируйте, для чего именно она вам нужна и как будет использоваться.

6) Единообразие . Этот принцип работает и здесь. Все подписи к полям, всплывающие подсказки, инструкции, сообщения об ошибках должны быть написаны в едином стиле и появляться в одинаковых местах.

7) Иконки требуют особого внимания .
- не полагайтесь на иконки как единственный источник информации, всегда дублируйте его текстом (хотя бы во всплывающих подсказках).

Используйте привычные для пользователя обозначения. Например, иконка «Зеленый плюс» для многих ассоциируется с действием «Добавление объекта». Если вы такой иконкой обозначите, например, сохранение, это может запутать пользователя.

Следите за тем, чтобы иконки были выполнены в едином стиле. Если у вас нет дизайнера, который их разрабатывает самостоятельно, этого можно добиться, используя иконки из одного набора.

Избегайте использования слишком большого количества мелких элементов в иконках.

Иконка должна визуально выделяться на фоне всего остального.

8) Располагая элементы в списках, начинайте с наиболее часто используемых элементов . Или, на худой конец, используйте алфавитный порядок. Иначе с таким списком будет очень неудобно работать.

9) Группируйте по смыслу поля на формах . Особенно, если формы длинные. Это в разы облегчит заполнение.

Информационный дизайн

Конечно, нельзя говорить об информационной архитектуре, не упомянув информационный дизайн . Если ИА занимается содержанием, ИД ответственен за форму, в которой информация будет представлена. Разумеется, ИД заслуживает отдельной статьи, однако здесь я попытаюсь кратко перечислить основные положения:

1) Расположение подписей к полям . Согласно исследованию сайта UXMatters , наиболее удачный вариант расположение названия поля – непосредственно над ним. Следующий за этим вариант – слева от поля с выравниванием по правому краю.

4) Чем важнее элемент по смыслу, тем заметнее он должен быть на странице . Правило простое и, казалось бы, лежащее на поверхности. Однако, увы, зачастую оно игнорируется. В попытках приукрасить все элементы дизайнеры делают их визуально одинаково притягивающими взгляд, в итоге ни один из элементов по существу не выделяется, и важная информация теряется среди второстепенной. Это пересекается со следующим пунктом:

5) Уменьшайте визуальный шум. Просматривая макет графического интерфейса, не поленитесь в сотый раз подумать: «Действительно ли здесь нужен этот элемент, или можно обойтись и без него?» и смело отсекайте все лишнее.

На этом на сегодня и закончим. Статья получилась объемной, и я чувствую, что многое осталось за ее рамками. Так что буду рада продолжить обсуждение на форуме.
В следующей статье мы перейдем к оценке динамической составляющей – взаимодействия, и будем говорить уже не о макетах, но о прототипах и готовых системах.

7. Онлайн-инструмент для проведения карточной сортировки: http://websort.net/

10. Подборка статей о кнопках http://uxmovement.com/category/buttons/

Предыдущие статьи

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то