Схема активных колонок sven 2.0. Улучшение звучания колонок Sven Stream

Шару любят все. Например в ремонтах она проявляется в виде сгоревших предохранителях, обрывах сетевых проводов, плохого контакта в разъёмах и так далее. В данной работе поломка тоже заключалась в копеечном резисторе, но пока до него доберёшься... Итак, обо всём по-порядку.

Знакомый друг принёс свои компьютерные колонки Sven Stream 2.0 формата, которые проработав около года просто перестали играть. Вот так вот пропал звук - и всё. Светодиод светится, из наушников на гнезде с передней панели музыка прослушивается, тембра и громкость работают, а из динамиков тишина. Мёртвая.


Немного о конструкция этих активных колонок: в них имеются 3 см ВЧ пищалка + 12,5 см СЧ-НЧ динамик. Корпус сделан из МДФ. В целом коробка достаточно неплохо собрана. Усилитель выполнен по схеме би-ампинга, где НЧ и ВЧ усиливаются отдельно друг от друга. Он состоит из платы самого усилителя мощности с блоком питания и отдельно темброблок (тоже активный). УМЗЧ собран на двух TDA7265, темброблок на NE5532 и двух TL084. Тембры регулируются в пределах ±5 дБ. На усилитель для наушников тембры не влияют. Неравномерность АЧХ составляет ±3,5 дБ в диапазоне от 65 до 20000 Гц. Мощность якобы 2х50 ватт, но мы то с вами знаем...


В общем разбираем корпус, откручивая 10 шурупов задней панели. На ней крепится радиатор и плата БП + УМЗЧ. Сверяясь с даташитом на TDA7265 измеряем двухполярное напряжение на указанных микросхемах. Там +-21В, что является нормой. Далее касаемся входов м/с и слушаем ту-же тишину. Сгорели? Вряд ли - радиатор чуть тёплый, что свидетельствует про определённое токопотребление дежурного режима, примерно 100 мА по паспорту. Сгоревшие микросхемы или кипели бы, или были совсем холодные.




А вот и разгадка пришла в голову - 5-й контакт управления звуком Mute. Он должен иметь нулевой потенциал, а на нём 19 вольт. Подаём через небольшой резистор массу и музыка тут-же зазвучала!



Разберёмся в чём дело. Там стоит система задержки подачи питания, чтоб не было щелчков из динамиков при включении. Сделан узел на транзисторе, конденсаторе и нескольких резисторах. Что из этого накрылось? Сначала конечно выпаиваем для проверки транзистор, потом электролит, но виновником торжества оказался почему-то резистор на 47 кОм, который показал бесконечное сопротивление. Это редкость.



Ставим похожий по номиналу советский (надо же их куда-то девать) и с чистой совестью и удовлетворением от успешной работы собираем всё назад. Колоночки работают, как новые. Те кто прочитали подумают: ну и к чему нам вникать в эти Sven Stream, у нас совсем другие. А к тому, что схемотехника и методика поиска неисправностей в таких китайских активных АС среднего ценового диапазона практически не отличается. Поэтому используя вышеописанный алгоритм, можно смело браться за ремонт любой компьютерной акустики. 14 июня 2011 в 19:15

Доработка китайской акустики (SVEN SPS-678)

  • DIY или Сделай сам

Привет, %username%. Сегодня я расскажу как немного апгрейдить твою компьютерную акустику. Сразу оговорюсь, что данное руководство не преследует цель сделать из твоей акустики B&W, а лишь в разумных пределах улучшить звучание при минимальных затратах времени и денег.

Итак, имеем такие вот колонки:

В чем проблема подобных девайсов?? А в том, что китайцы экономят совершенно на всем, в чем мы можем убедиться, взглянув на принципиальную схему усилителя, найденную на просторах сети:

Колонки имеют все практически идентичную схему, так что тебе, %username%, не должно составить труда разобраться.
можно скачать в полном размере.

Вскрыв, ты должен увидеть примерно такую картину:

Что нам понадобится:

  • паяльник
  • припой
  • термоусадочная трубка
  • детали по вкусу:)
Блок питания
Начнем с блока питания. Трансформатор 2*13V 1.2A. Но как же так, %username%!!?? Ведь на коробочке написано, что колонки должны выдавать каждая по 18 Вт мощности, а с таким трансформатором получается всего P=U*I=15.6 Вт на 2 канала!!! Но здесь все на самом деле немного сложнее. Такой расчет будет верен для синусоидального сигнала, но реальный музыкальный сигнал намного сложнее, он достигает своих максимумов достаточно редко. Если взять средний уровень сигнала, то по сравнению с синусом, он в несколько раз меньше. Исчерпывающую информацию вы можете найти в этой статье.
Так что воспльзовавшись программой можно убедиться, что наш трансформатор почти вписывается в требования.
Выпрямитель.

Дальше у нас диодный мост D1-D4 из диодов 1N4007 . 1-амперные диоды, заменяем на диоды Шоттки, так как прямое падения напряжения на них меньше чем на кремниевых диодах. Я поставил 1N5819 . Подойдут любые диоды, лишь бы ток и обратное напряжение подходили под параметры схемы.
В среднем падение напряжения на кремниевых диодах составляет 0.5-0.6В, на моих экземплярах падения напряжения составило всего 150 мВ.

И не забываем очень жирно смазывать флюсом места пайки, тогда припой соберется в красивые блестящие шарики вокруг выводов. Если намазать мало, то он будет плохо приставать к контактам и растекаться во все стороны.

Конденсаторы фильтра
Здесь мастера из поднебесной тоже решили сэкономить и поставили всего 3300 мкФ в плечо. Маловато, надо увеличивать, только без фанатизма!!! Чем больше емкости ставишь, тем больший ток идет через диоды в момент заряда конденсаторов и они могут не выдержать.
Я поставил дополнительно еще по 4700 мкФ в плечо, оставив родные.


С блоком питания все.
Усилитель.
На входе стоят электролиты (С9, С10) - непорядок, так как он работает на переменном токе без смещения, что совсем не хорошо. В даташите на микросхему стоит конденсатор емкостью 1 мкФ, правда тоже электролит.
Идем в магазин и покупаем наш отечественный пленочный К73-17 емкостью 1 мкФ и ставим его. Так как он намного больше электролита, то на ноги лучше одеть термоусадку, чтобы ничего не замкнуло. Запаиваем:

Кроссовер
Если так можно назвать электролитический конденсатор 4.7 мкФ.
Тут есть два варианта:
  • просто ставим пленку
  • соображаем новый кроссовер
У нас стоит конденсатор на твиттере, который режет нижние частоты (фильтр 1 порядка), а на низкочастотный динамик идет весь диапазон. Можно было бы сделать кроссовер, но соотношение качество/трудоемкость получилось бы не в пользу качества. Поэтому выбираем первый вариант. И опять ставим пленочный конденсатор К73-17 4.7 мкФ:


Аналогичную операцию не забываем произвести и во второй колонке.
Темброблок
Тоже не блещет искусной разработкой, поэтому при желании можно его отключить, соединив провода со входа сразу с регулятором громкости (R9, R10). Но я пока решил оставить.
Звук
Тут все очень субъективно. Но мой взгляд стал заметно плотнее.
Но есть и объективные параметры:
  • увеличение емкостей в фильтре БП дает меньшие просадки и на высокой громкости не будет ощущения, что звук проваливается.
  • использование диодов Шотки немного увеличивает напряжение питания, позволяя разогнать микросхему до большей мощности (даташитное напряжение 22В)
  • пленочные конденсаторы вносят в разы меньшие искажения, чем электролитические
В заключении:
Итак, с минимальными финансовыми вложениями и затратами времени можно несколько улучшить звучание твоей акустической системы.

В какой-то момент я решил заапгрейдить свои настольные колонки. Преемник фанерно-пластиковых серых коробочек должен быть достаточно качественным (ради этого апгрейд и затеивается), но дешевым (музыку я слушаю в основном фоном во время работы). Кроме того, они должны нормально помещаться на столе. По результатам гугления, чтения форумов и обзоров были выбраны Sven Stream. В силу требования дешевизны было очевидно что в колонках сэкономят на всем чем только можно. Из этого следовала мысль что даже небольшие и дешевые улучшения могут ощутимо улучшить звук. Ну и кроме этого было интересно поиграться в ковыряние усилителя.

Вот что из этого вышло…

Звук колонок не особо впечатлял, если не сказать хуже. Они, конечно, ощутимо переигрывали своих пластиково-фанерных предшественников, но только лишь более четко выраженным тыц-тыц и бум-бум. Звук был невнятный, средние частоты были сурово завалены (практически отсутствовали). Вобщем, стандартные поддельные китайские колонки - играют, но не радуют.

Конструкция колонок: 3см пищалка + 12,5см динамик. Корпус сделан из мдф. В целом коробка достаточно неплохо собрана. Усилитель собран по модной схеме би-ампинга т.е. НЧ и ВЧ усиливаются отдельно друг от друга. Физически он состоит из двух плат - (усилитель мощности + блок питания) и (тембрблок). Усилитель мощности собран на двух TDA7265, тембрблок на NE5532 и двух TL084.

Требования к возможным улучшениям были достаточно простые - дешевизна и простота. Дешевизна - т.к нет смысла дешевые колонки улучшать задорого, проще сразу купить дорогие, но это не входит в начальные планы. Простота - это ограничение диктуется банальным отсутсвием скилла «схемотехника».

Гугление интернетов выявило следующие направления улучшений:

2) «Утепление» колонок.
3) Замена операционных усилителей на более качественные.
4) Замена усилителей мощности на более качественные. Первая же попытка показала что в силу конструкции колонок получается уж совсем колхоз и я вернул все назад.
5) Добавление стабилизатора в блок питания. Это дело я честно провалил. Собрать толковый стабилизатор не получилось, а от того что получилось толк был, но мало. В конечном итоге все осталось без изменений.

Попутно, кроме свобственно улучшения звучания, стало интересно провести что-то вроде микро-исследования на тему «влияние проводов из бескислородного серебра отлитых в полночь компонентов на звучание АС», т.е. как и насколько замена каждого элемента влияет на слышимый результат.

Вся работа заняла где-то 4-5 вечеров, если собраться то можно собрать все за один день.

1) Навеска доп. конденсаторов: шунтирование питания усилителей + допайка в БП.
Дешево - 50р на конденсаторы. Просто - по даташитам (можно найти здесь) на усилители определяются ноги на которые подается питание и эти ноги соединяются с землей через конденсаторы 0.1 мкФ. Кроме того паралельно каждому конденсатору в блоке питания (это два самых здоровых во всей сборке) соблюдая полярность напаиваются еще два так чтоб суммарная емкость напаянного + родного составляла 10000 мкФ. Суммарно я напаял 9 конденсаторов.
Результат - очень хороший, для затраченных денег просто потрясающий. Тыц-тыц и бум-бум стали очень похожи на ВЧ и НЧ. Пропасть в СЧ уменьшилась до просто провала. Что интересно - шунтирование питания усилителей мощности дало бОльший эффект, чем шунтирование операционников в тембрблоке. Вобщем, звучать стало сильно лучше, хотя радовать пока еще не начало.

2) «Утепление» колонок.
Дешево - ~90р. 40р за деревянную рейку и где-то 50р за синтепон. Просто - отрезаются куски рейки и наклеиваются на стенки колонок. После просушки на стенки наклеивается синтепон, кроме мест расположения усилителей.
Смысл действа - подавить возможные вибрации и резонансы корпуса колонок, таким образом убрав призвуки и корпуса. Альтернативный вариант - вставить распорки. Достигается тот же эффект, но клееный мдф может просто треснуть/расклеиться, если не сразу то в скором времени.
Результат - вобщем есть. Корпуса стали звучать глуше, если по ним постучать, звук вроде стал немного почище и чуть тише (хотя может просто не такой гулкий). Т.е. эффект есть, но далеко не такой кардинальный как от конденсаторов.

3) Замена оу на более качественные.
Не так уж дешево - 5 микросхем по ~200р каждая (а то и дороже, в зависимости от модели оу) + панельки под них 11р за получше или 5р за похуже.
Сложнее чем все предыдущие - сначала надо выпаять родные операционники, желательно не спалив их при этом. Кроме того, в колонках применены счетверенные оу, что усложняет замену т.к все оу с хорошими отзывами - сдвоенные и значит нужен переходник. В близлежащих магазинах удалось добыть только часть оу в корпусах dip, остальное пришлось купить в soic. Здесь можно заказать нормальные переходники, но ждать конца праздиков было не охота и я заколхозил несколько штук.

Результат - это просто песня!:) Самое качественное изменение, если делать какой-то один твик то однозначно этот. Хоть обзор на хоботе и рассказывает про 0.003% искажений - играют родные операционники просто отстойно. На замену родным TL084 и NE5532 были куплены OPA2134 и AD826, и как оказалось любая из них на две головы переигрывает родные. OPA предполагался на замену NE, а AD вместо TL. NE стоял в регуляторе громкости и больше чем TL влиял на качество звучания, хотя и замена TL тоже ощутимо улучшило звук. На практике оказалось что у OPA в регуляторе громкости, по сравнению с AD, меньше НЧ и больше высоких частот(хотя они похуже). Звучание AD в целом мне понравилось больше. Таким образом, OPA перекочевал в ВЧ часть одного из каналов, а громкость и все остальное работает на AD. Неодинаковость звучания практически не заметна.

Что не удалось победить так это 50Гц фон. Надо, видимо, копать глубже.

Итог: после проведенных работ звучание колонок начало натурально радовать. Стало интересно слушать классику - ее наконец стало слышно:) Затраты сотавили приблизительно 1/3 стоимости колонок, что на мой взгляд вполне приемлимо. Кроме этого ощутимо выросло понимание происходящего в колонках/усилителях, а расширение кругозора всегда доставляет:)

Доработка, в том или ином виде, рекомендуется для любой недорогой акустики. Основная причина - комбинация как правило неплохих головок с откровенно неважными фильтрами, проводами, не оптимальным типом и количеством поглотителя внутри или даже его отсутствием, неправильно настроенным фазоинвертором, недостаточно крепким корпусом. В частности, потенциал акустики Sven серии 830 достаточно большой и совершенно не раскрыт в выпускаемых изделиях, а все негативные моменты звучанияв основном связаны с указанными заводскими недоработками.
В основных моментах доработки Sven 830, о которых я и поведу речь, она несложна и подсилу любому, кто держал в руках клей и паяльник.

Для доработки модели Sven-830S потребуется:
1). Рулон ваты около 200гр.
2). 6 пар войлочных стелек 44-го размера(либо эквивалентый обьем войлока толщиной до 6-7 мм)
3). Клей "Момент" или аналогичный
4). 2 конденсатора НЕ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКИХ (подробнее скажу о них ниже) емкостью 4,7мкФ
5). 2 резистора 21-23 Ом.
6). Желательно 2 катушки с воздушным сердечником, диам. провода 1-1,5 мм, индуктивность 0,8 мгн.
7). 1 метр акустического провода сечением около 2,5 мм
8). Желателен прозрачный силиконовый герметик
9). Прочее (паяльник, ножницы и т.д)
10). Около 6 часов свободного времени

Вначале готовим место. Первая операция - перепайка фильтра. Плата фильтра расположена сзади, крепится за крышку с разьемами изнутри. При снятии задней крышки с разьемами защитную сетку снимать нельзя - повредится ВЧ головка.

Так выглядит фильтр изначально:

Нам предстоит заменить электролит в цепи ВЧ головки, варистор (рядом) и желательно - катушку индуктивности на НЧ головку.
Электролит в 830S номиналом 3,3 мкФ, при замене ставим конденсатор номинала 4,7 мкф. У 830S имеет место явный провал АЧХ в районе 4 КГц, номинал 4,7 мкф подобран мной экспериментально и позволяет не изменять номинал катушки или вообще ее не трогать. В принципе подойдет любой приличный конденсатор этого номинала (акустический электролитический, фольгованный, пленочный, т.д) но если есть возможность - стоит взять хороший акустический конденсатор известных фирм (Visaton MKT, еще лучше - полипропиленовый MKP). Я слушал 830S и с k73/k78 и с различными Visaton и с MCap. Разница заметна, поэтому крайне советую все же приличный полипропиленовый (пленочный) акустический конденсатор. Однако и k73/k78 уже всяко лучше установленного изначально электролита. Оптимальный конденсатор для Свен 830 - Visaton MKP (черные прямоугольные).

Кроме электролита, в ВЧ цепи последовательно с ВЧ-головкой включен варистор. Назначение его, по-видимому, защита ВЧ головки от перегрузки, плюс он является своеобразным ограничителем уровня ВЧ, т.к имеет собственное сопротивление (около 2 Ом в случае 830S). На звук эта штука влияет не лучшем образом, его необходимо выкинуть. Вместо него включаем ПАРАЛЛЕЛЬНО ВЧ головке резистор 21-23 Ом. Достаточно резистора мощностью 2 Вт. Параллельное включение в данном случае лучше, такой вариант улучшает равномерность АЧХ на ВЧ. Как вариант, вместо него можно включить последовательно с ВЧ головкой резистор 1,5 Ом, такой вариант дает более воздушные, но менее прозрачные ВЧ.
Советую заменить катушку в цепи НЧ-головки на катушку с воздушным сердечником. Использовать стоит катушку с диаметром провода от 1 до 1,5 мм, индуктивность 0,7 - 0,8 мгн. Это улучшит чистоту и качество низких частот в целом.

Теперь стоит заменить провода, как минимум - на НЧ головку. Использовать надо только акустический провод, сечением не меньше 1,5 мм, но можно из недорогих. К ВЧ головке можно подвести акустический провод 1,0-1,5 мм. При сборке советую панель с разьемами посадить на герметик, несмотря на имеющуюся прокладку.

После переделки фильтр примет такой вид (мой второй вариант с Visaton MKT и стандартной индуктивностью):

Внутри видим следующую картину (мой первый вариант с конденсаторами k73):

Далее берем 6 стелек (по 6 для каждой колонки), аккуратно режем их и плотнее приклеиваем внутрь корпуса на стенки. Оклеивать желательно все стенки, по минимуму допуская пустые места. Помимо этого советую вырезать и выкинуть пластиковую сетку внутри трубы фазоинвертора, а так же удлинить саму трубу на 1 см с помощью картона
После проклейки стельками берем вату, предварительно разделенную на 2 равные части, ее надо распушить и положить внутрь, равномерно вдоль стенок корпуса и сверху - в области ВЧ головки - побольше. Причем - положить так, чтобы отверстие фазоинвертора осталось не только открытым сейчас, но и открытым позже, а вата не преграждала путь воздуху от тыльной стороны диффузора НЧ головки в фазик.

В итоге должно получится что-то вроде такого:

Все. Обильно кладем герметик на посадочные места динамиков, подсоединяем и ставим их на место.
Дальше включаем и слушаем результат....

После доработки Свен зазвучал по-новому: верха перестали звенеть, стали мягкими и аккуратными, практически ушло бубнение, выровнялась середина и обогатился звук в целом. Получилась довольно ровно звучащая и весьма музыкальная акустика.

Доработка Sven 830B

Общие рекомендации такие:
- Корпус. Так же - войлок и вата, единственное в случае 830B не помешает распорка внутри корпуса - рейка между боковыми стенками корпуса посередине. Стоит так же удлинить на пару сантиметров фазоинвертор.
- Фильтр. У 830B фильтр второго порядка, здесь варистор выкидываем тоже, а вот дальше возможны варианты. Можно просто поменять детали (конденсаторы, катушки) на тот же номинал, только качественные - но так решим только часть проблем. А можно перестроить фильтр. Я бы изменил его схему - но тут творчество каждого согласно его предпочтениям в звуке. Провода - то же самое, что в 830S.

Идея переделки акустики SVEN возникла почти сразу после покупки. С самого начала эти АС SVEN излучали заметный фон с ярко выраженными гармониками в всей области слышимых звуковых частот.

Для подтверждения сложной, огибающей данного фона был подключен к выходу усилителя акустика SVEN цифровой анализатор . Природой фона оказалось крайне плохое экранирование схемы, плохая трассировка печатной платы: разработчики не нашли точку «земля», а также не стабильный блок питания. Все эти факторы порождали целый ансамбль гармоник на выходе усилителя. Стоит уделить внимание и самому усилителю. Часто можно слышать такие жаргонизмы как то микросхемный звук или, что более узко, TDA-шный. С ними я не согласен, но отмечу, что некоторые действительно «портят» входной сигнал. В акустике SVEN стоят как раз такие — TDA2030. Может это связанно с ее массовым производством в разных странах и видимо нередким случаем подделки этих дешевых и распространенных микросхем. Новая плата на TA8205 и напряжения LD1084 Так вот звук этих колонок SVEN оставляет желать лучшего. Если говорить аудиофильскими терминами, то звук не достаточно детальный и прозрачный. Да они дешевые, да они маленькие и сами динамические головки простые… Но одержимый их изменить, я добился более качественного звучания. Для новой схемы в номинации «лучшая схема» участвовали следующие микросхемы: — TA7270; — TA7250; — TA8205.

Хочу отметить, что мне знакомы некоторые другие микросхемы фирмы TOSHIBA и все они обладают стабильными характеристиками и высоким качеством усиления. С выхода перечисленных была снята амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Все как одна показали ровную линейную АЧХ.

Плата управления усилителем

Мой выбор был сделан в пользу TA8205, представляющая собой усилитель Hi-Fi. Номиналы некоторых элементов схемы включения этой микросхемы были изменены. Учитывая сильный сигнал с выхода компьютера (АС SVEN как настольные для работы с компьютером), я занизил чувствительность усилителя и настроил его на «мягкий» режим включения. Также усилитель оснащен схемой управления. Идея этой схемы заключается в «мягком» включении усилителя при наличии входного сигнала и отключение его через минуту при его отсутствии. работает стабильно.

Новая плата на TA8205 и стабилизатор напряжения LD1084

Отмечу, что усилитель оснащен стабилизатором напряжения, не имеет на выходе гармонических помех и полностью соответствует техническим характеристиками, заложенным производителем. А так же греется он заметно слабее родного на TDA2030. На слух фон представляет собой белый шум, слышимый в полной тишине, если приложить ухо к самой защитной сетке SVEN. Переделанные колонки SVEN теперь не раздражают своим фоном, а при музыки чувствуется положительная разница с первоначальным вариантом в области средних и высоких частот. Низкие частоты воспроизводятся на слух также, что обусловлено объемом акустических систем. Микросхема фирмы TOSHIBA снова себя оправдала, а значит и усилия, потравленные на переделку акустики. Источником звука была встроенная аудио карта и айфон 4s с ЦАП фирмы . Александр Палей (спец. корр. «Звукомания»)

Я надеюсь, статья «ПЕРЕДЕЛКА КОМПЬЮТЕРНОЙ АКУСТИКИ SVEN »» была интересной и помогла кому-то. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то