Социальные роли. Виды социальных ролей. Население города и деревни

Лекция 23. Понятие социального статуса. Виды статусов

Родоначальниками статусно-ролевого теоретического подхода явились американские ученые Джордж Герберт Мид и Ральф Линтон. В центре него находятся два взаимосвязанных друг с другом понятия - статус и роль.

Социальный статус характеризует положение человека в обществе, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей . Обладание статусом позволяет индивиду ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. В любом обществе его представители могут занимать различные позиции: высокие и низкие. При этом каждого из них можно охарактеризовать «статусным набором» (преподаватель, например, это мужчина, отец, муж, кандидат наук, представитель среднего поколения, член ЛДПР). Это понятие ввел в социологическую науку американский социолог Роберт Мертон. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, он назвал статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Им, как правило, называют тот статус, который связан с должностью, местом работы или с местом жительства.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Например, господин Н. – мужчина средних лет, преподаватель, кандидат наук, заведующий кафедрой, член профсоюза, православный, муж, отец и т.д. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор . (Термин ввел Р. Мертон). Статусный набор совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом .

В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным , т.е. дифференцирующим конкретное общество.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными , что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий – выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей). Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо, следует различать основную, общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, а также в решающих жизненных сферах, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях. К примеру, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. Но эти статусы могут быть малозначительными в условиях неформальной компании друзей, здесь будет важнее лидерство.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы. С этим связана сложность выделения главного статуса человека, который определяет и самоопределяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, который выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющий свое место в обществе, в общественном мнении.

В наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых. манеру поведения и т.п. Главными статусами могут считаться те статусы, которых человек достигает сам, собственными действиями, например, профессиональный статус, образовательный статус и т.п.

Социальный статус – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Когда-то чернокожих в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому чернокожему – талантлив он или нет, добродетельный человек или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на задний план. Национальные – на передний. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример: предрассудки по отношению к женщинам. Бытует мнение, что с руководящей работой она справится хуже мужчины только потому, что она – женщина.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, т.е. неформальный авторитет.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т. п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т. е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр – прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина – прирожденный статус, характеризующий пол. Русский – прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Хирургическое вмешательство понадобилось потому, что две разновидности пола пришли в противоречие. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол – мужской или женский – следует в таких случаях считать прирожденным? Однозначный ответ до сих пор не найден.
В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди меняют. Когда родители – лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.



Уехав навсегда в другую страну, особенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты (тем более их дети) нередко забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жителей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась социально приобретенной.

Возраст – биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых – заботу о детях и стариках.
После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король – приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка», «кузен» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Кроме них существуют некровные родственники, т.н. законные родственники. После женитьбы все кровные родственники жены становятся родственниками мужа. У него появляется теща, тесть и т.д. Стать законным родственником можно посредством брака. Приобрести статус кровного родственника можно также посредством усыновления. Статусы падчерицы и пасынка (хотя их называют дочерью и сыном), статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его; иначе говоря, если усыновление происходит без согласия ребенка.
Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. Прирожденным является биологически унаследованный статус. Приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того, чтобы не возникало путаницы, социологи договорились называть и тот, и другой типы статуса одним словом – приписываемый статус.

Следовательно, приписываемым (или аскриптивным) является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как «школьник», «покупатель» и т.п.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» – статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная перестройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.
Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 80-х годов на предприятиях и в учреждениях были ликвидированы парткомы, тысячи людей вышли из рядов коммунистической партии.

Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве достигаемого статуса.

Несовпадение статусов (статусная несовместимость). Каждый из нас причастен ко множеству групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Зачастую престиж данного статуса поддерживается, в основном, только силой социальной инерции. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот, необоснованная заниженность других, утрачивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди коллекционеров марок, но коллеги по работе считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети даже посматривают на него свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, к которым он относится. Несовпадение статусов – это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтому несовпадение возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Дж. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец – дед). Согласно его учению, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями и может быть определена как ожидаемое поведение. Данный процесс взаимодействия означает, что люди в пределах исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей.

Подобно «статусному» Р.Мертон выделяет и ролевой набор, т.е. совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например, преподаватель может выполнять роли обучающего, воспитателя, исследователя, экзаменатора и т.д. При этом возникает вопрос: какие роли для человека являются лично значимыми, какие – ничего не значащими, а от каких он просто пытается дистанцироваться? Все это может приводить к возникновению ролевого конфликта, который обуславливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса.

Вариант 1

При выполнении заданий с выбором ответа этой части об~ ведите кружком номер


А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

1) ликвидация последствий стихийного бедствия

2) загрязнение реки промышленными отходами

3) высадка на пустыре деревьев и кустарников

4) административное ограничение охоты на оленей

А2. Антон - жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как

1) индивида

2) гражданина

3) личность

4) профессионала

A3. Верны ли следующие суждения о познавательной де­ятельности человека?

А. Целью познания является получение информации об ок­ружающем мире и самом человеке.

Б. В процессе познания человек использует органы чувств и интеллект.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Пианист сел за рояль и зазвучали дивные звуки. Его иг­ра вызвала бурю эмоций слушателей: они переживали тоску по родине, открывали, подчиняясь музыке, новые земли, любили, надеялись. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере

2) религии

4) искусства

А5. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учебы профессионально разраба­тывать компьютерные игры. На какой ступени образования на­ходится Иван?

1) основное общее

2) среднее профессиональное

3) полное (среднее)

4) высшее профессиональное

А. Мораль опирается на представления человека о прекрас­ном и безобразном.

Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе воспита­ния.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что свойственно командной экономической системе?

1) многообразие форм собственности

2) свобода предпринимательской деятельности

3) преобладание сельского хозяйства

4) централизованное ценообразование

А8. С апреля по октябрь население приморского региона Z занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на мор­ском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Одна­ко в период с ноября па март среди местного населения наблю­дается значительная безработица. К какому типу относится без­работица в регионе Z?

1) застойная

2) структурная

3) временная

4) сезонная

А9. Государство выполняет различные функции в экономи­ческой жизни общества. Так, оно является производителем об­щественных благ. Какой из приведенных ниже примеров иллю­стрирует эту функцию?



1) правительство изменило порядок налогообложения фирм

2) в рамках государственной программы развития здравоох­
ранения открылись три новых больницы

3) центральный банк отозвал лицензии двух коммерческих
банков

4) правительство и центральный банк осуществили комп­
лекс антиинфляционных мер

АЮ. Верны ли следующие суждения о затратах производ­ства?

А. Часть факторов производства, которую предприниматель вынужден приобретать по рыночным ценам, составляет внешние затраты фирмы.

Б. Стоимость факторов производства, не зависящая от коли­чества производимой продукции, составляет переменные затраты фирмы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

АН. Что отличает семью от других малых групп?

1) совместное проведение досуга

2) сходный социальный статус

3) наличие групповых правил и норм

4) совместное ведение хозяйства

А12. А. работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много вре­мени А. тратит на общение с родителями своих учащихся. В дей­ствиях А. проявляется

1) социальная роль

2) социальный конфликт

3) социальная структура

4) социальная политика

А13. Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этнические группы выделены по национальному признаку. Б. Разновидностями этнических групп являются племена и народности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. К функциям политических партий в демократическом обществе относится

1) разработка и принятие законов

2) предложение программ развития общества

3) управление предприятиями

4) осуществление судопроизводства

А15. Главой государства Z является наследственный прави­тель. Он издает законы, руководит деятельностью правительст­ва, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма правления страны Z?



1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) президентская республика

4) абсолютная монархия

А16. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопро­сам.

Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голо­сование за кандидатуры или партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17. Гражданин приобрел для домашнего пользования сти­ральную машину. Сервисная служба магазина доставила, уста­новила и подключила машину, а также передала гражданину га­рантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права

1) административного

2) гражданского

3) трудового

4) конституционного

А18. Органом законодательной власти в РФ является

1) Федеральное Собрание

2) Правительство РФ

3) Совет Безопасности

4) Общественная Палата

А1Я. Неправительственная экологическая организация про­вела в парках города акцию по очистке территории от мусора. Активисты организации смогли привлечь к участию в акции го­рожан разных возрастов и профессий. В этом примере отрази­лось функционирование

1) органов местного самоуправления

2) государственного аппарата

3) гражданского общества

4) муниципальных органов власти

А20. Верны ли следующие суждения о преступлении?

А. Преступление влечет за собой административную ответ­ственность.

Б. Преступлением называют противоправное деяние, создаю­щее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) от­вет необходимо записать в месте, указанном в тексте зада­ния.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и религии и отличия науки от религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) объяснение природных и общественных явлений

2) вера в сверхъестественные силы

3) быстрое изменение содержания знаний, отказ от устаревших
теорий

4) влияние на формирование мировоззрения человека


В2. В стране Z социологической службой был проведен оп­рос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы храните свои сбережения?»

Результаты опроса представлены в диаграмме.



Проанализируйте данные диаграммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сде­лать на основе диаграммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.-

1) Хранят свои деньги на банковском счете и покупают цен­
ные бумаги менее половины опрошенных граждан.

2) Вложения в недвижимость менее популярны среди опро­
шенных, чем открытие банковских счетов.

3) Хранят деньги дома около трети опрошенных граждан.

4) Дает деньги в долг друзьям больше опрошенных, чем
приобретает драгоценности.

5) Вкладывает средства в приобретение драгоценностей на­
именьшее число опрошенных.

ВЗ. Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.



одного, относятся к основам конституционного строя России.

1) Демократия, 2) ценность прав человека, 3) федератив­ное устройство, 4) однопартийная система, 5) разделение властей.

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: j_______________________________ .

85. Укажите правильную последовательность действий изби­
рателя в период проведения выборов в органы государственной
власти.

1) знакомство с программами кандидатов

2) участие в опросе на выходе с избирательного участка

3) получение при необходимости открепительного талона

4) заполнение избирательного бюллетеня

Для ответов на задания этой части (С1 -

Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.

Язык, культура, нравственность, весь духовньш капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, бе­рется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, ка­кая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необ­ходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в об­ществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого де­рева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержа­ние самой личности. Общность - это духовное питание, ко­торым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное до­стояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из лю­дей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фунда­мент и источник сил - единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена сила­ми и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социаль­ная (общественная) жизнь - внутренняя форма человеческой жизни.

СЗ. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста, опреде­лите сущность каждого уровня.

С4. Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведче­ские знания дайте три объяснения.

С5. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на эт"от процесс семьи и ближай­шего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Сб. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в про­шлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объясне­ния) в защиту своей позиции.

Вариант 2

ЧАСТЫ

///?« выполнении заданий с выбором ответа этой части об­ведите кружкам номер правильного ответа в экзаменационной работе.


А1. Что свойственно обществу традиционного типа?

1) преобладание сельского хозяйства в экономике

2) высокий уровень развития промышленности

3) распространение компьютерных технологий

4) интенсивное развитие науки и техники

А2. Десятиклассник Иван интересуется математикой. Он много занимается, принимает участие в математических олим­пиадах школьников, хотя пока ему не удавалось занять призо­вое место. Как можно назвать качества Ивана, проявляющиеся в этой деятельности?

1) задатки

2) способности

4) гениальность

A3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира?

А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее раз­витыми странами мира.

Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Отражение действительности в художественных образах свойственно

2) искусству

4) религии

является резуль-

А5. Вывод: «Все познается в сравнении» татом

1) обобщения жизненного опыта

2) научного исследования

3) интуитивной догадки

4) религиозной веры

А6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Главным контролером человека в вопросах морали явля­ется его совесть.

Б. Соблюдение моральных норм является проявлением сво­боды человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Фирма Р. производит чистку ковров. К капиталу фирмы относятся (-ится)

1) ковры, которые чистит фирма

2) руководство фирмы

3) оборудование и чистящие средства

4) налоговые отчисления

А8. Рынок спортивного инвентаря в стране Z поделен между пятью крупнейшими фирмами-производителями, продукция других фирм не представлена. Какой тип рыночной конкурен­ции отразился в данном примере?

1) совершенная конкуренция

2) монополия

3) неполная конкуренция

4) олигополия

А9. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоив­шая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц - до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким эконо­мическим явлением столкнулась гражданка А.?

1) конкуренция

2) инфляция

3) перепроизводство

4) безработица

А10. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойствен высо­кий уровень развития товарно-денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает дирек­тивное распределение факторов производства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

социальных групп выделена

All. Какая из перечисленных по экономическому признаку?

1) москвичи

2) инженеры

3) мусульмане

4) землевладельцы

А12. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отка­зано. Что могло послужить причиной отказа?

1) недолгий срок знакомства

2) отсутствие у них жилья

3) недееспособность юноши

4) несогласие родителей на брак

А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Социальный статус - это положение человека в общест­ве, дающее ему права и обязанности. Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Что отличает государство от других политических орга­низаций?

1) разработка программ развития общества

2) представление интересов отдельных групп общества

3) выдвижение политических лидеров

4) исключительное право принимать правовые нормы

А15. Государство Z разделено на провинции по территори­альному признаку. Главы провинций назначаются правительст­вом государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государственного устройства стра­ны Z?

1) монархия

2) унитарное государство

3) федеративное государство

4) республика

А16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения-властей состоит в том, что выделя­ются три ветви власти со строго определенными функ­циями.

Б. Принцип разделения властей предполагает наличие систе­мы «сдержек и противовесов».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17. Гражданское право регулирует

1) имущественные и личные неимущественные отношения

2) отношения граждан с органами исполнительной власти

3) права и обязанности членов семьи

4) порядок предоставления трудовых услуг

А18. Президент РФ

1) руководит внешней политикой

2) разрабатывает государственный бюджет

3) управляет федеральной собственностью

4) разрабатывает и принимает законы

А19. Антон припарковал свой автомобиль на газоне под ок­нами своей квартиры. Какое правонарушение он совершил?

1) уголовное

2) административное

3) дисциплинарное

4) гражданское

А20. Верны ли следующие суждения о правовом государ­стве?

А. Правовое государство предполагает взаимную ответствен­ность государства и личности.

Б. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.


В1. В приведенном списке указаны черты сходства большой и малой социальных групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таб­лицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) обязательные личные контакты между членами группы

2) наличие у людей сходных социальных признаков

3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность
группы

4) количество членов группы


В2. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из участ­ников политической жизни страны вы доверяете больше всего?»

Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сде­лать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа циф­ры, под которыми они указаны.

1) Правоохранительные органы вызывают наименьшее дове­
рие опрошенных граждан.

2) Лидерам политических партий и депутатам парламента
доверяют большинство опрошенных граждан.

3) Главе государства опрошенные граждане доверяют боль­
ше, чем другим участникам политической жизни.

4) Главе правительства опрошенные граждане доверяют
больше, чем депутатам парламента.

5) Лидерам политических партий доверяют около трети оп­
рошенных граждан.

ВЗ. Установите соответствие между ситуацией и отраслью права, которая призвана ее регулировать. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

A) гражданин нарвал на городской
клумбе цветов для своей девушки

Б) гражданин приобрел в магазине ме­бельный гарнитур

B) гражданка была оштрафована
контролером за безбилетный про­
езд в автобусе

Г) группа граждан ночью ограбила случайного прохожего

Д) гражданка открыла счет в коммер­ческом банке


Отрасль права

1) гражданское

2) административное

3) уголовное


А Б В Г д

84. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением
одного, относятся к институтам, осуществляющим социализа­
цию индивида.

1) Семья, 2) природа, 3) система образования, 4) государство, 5) церковь.

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ:___________________________ -

85. К. - гражданин России, руководитель крупной компа­
нии. Установите правильную последовательность прохождения
им ступеней образования.

1) окончание основной школы

2) получение высшего профессионального образования

3) обучение в средней (полной) школе

4) посещение занятий по подготовке к начальной школе

5) защита диссертации и получение ученой степени
Ответ:

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.

Товар - это продукт труда, произведенный с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар - это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.


Существование товара связано с последовательным прохож­дением четырех стадий. Для начала товар должен быть произве­ден. Производство - это процесс создания материальных и не­материальных благ, необходимых для удовлетворения каких-ли­бо общественных потребностей.

Следующая стадия - распределение. Как правило, в произ­водстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в соз­данном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.

Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним зада­чу, чем большее количество продукции он производит, тем вы­ше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.

С другой стороны, собственник фирмы может сам не рабо­тать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному ка­питалу.

Третья стадия движения товара - обмен. С целью обмена товар передается на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие по­требности, быть полезным для покупателя, то есть обладать по­требительной стоимостью; свойство обмениваться на другой то­вар или деньги в определенном количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.

Завершающая стадия - потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.

Приобретая товар для личного потребления, покупатель оп­ределяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесет товар его покупателю, определяет сумму, которую по­купатель готов за нее заплатить.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.

СЗ. Используя содержание текста, заполните таблицу:

С4. Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.

С5. Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермарке­та, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы) распределения отразились в данном примере? При­ведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) решить эту за­дачу.

Сб. В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Вариант 3

При выполнении заданий с выбором ответа этой части об­ведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.


А1. Совокупность социально значимых качеств человека ученые обозначают понятием

1) индивид

2) личность

3) индивидуальность

А2. В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компью­терные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном уп­равлении. К какому типу относится данное общество?

1) аграрное

2) индустриальное

3) традиционное

4) постиндустриальное

A3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом называют всех людей, ныне живущих на Земле.

Б. Обществом называют исторические периоды развития че­ловечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Науке свойственно

1) стремление к объяснению событий и явлений

2) обращение к сверхъестественным силам

3) образное отражение действительности

4) использование обрядов и ритуалов

А7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?

1) производство косметических средств

2) прогнозирование цен на энергоносители

3) продажа объектов недвижимости

4) постепенное обесценивание денег

А8. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других фирм в стране Z осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги. Какое экономическое явление отразилось в данном примере?

2) безработица

3) инфляция

4) монополия

А9. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили органи­зации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа

2) средство обмена

3) средство накопления

4) мировые деньги

АЮ. Верны ли следующие суждения t>6 экономических сис­темах?

А. В рыночной экономической системе преобладает центра­лизованное распределение ресурсов.

Б. В командной (плановой) экономике необходимый мини­мум жизненных благ гарантирован государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

All. К этническим группам относится

1) племя 3) каста

2) сословие 4) класс

А12. Мать троих несовершеннолетних детей А. обратилась в органы ЗАГСа для расторжения брака со своим супругом, яв­ляющимся отцом ее детей. Какое обстоятельство делает возмож­ной подобную процедуру развода?

1) согласие обоих супругов на расторжение брака

2) пятилетнее тюремное заключение супруга А.

3) отсутствие у супругов взаимных имущественных претензий

4) согласие супругов в определении места проживания детей

А13. Верны ли следующие суждения о социальных конфлик-

А. Социальные конфликты отражают противоречия в инте­ресах различных социальных групп.

Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Для какого политического режима характерны свобод­ные выборы в органы государственной власти, уважение прав человека?

2) тоталитарного

3) демократического

4) диктаторского

А15. Организация Р. распространила свою власть на неко­торую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопо­рядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организа­ция - это

1) государство

2) политическая партия

3) общественная организация

4) ведомство

А16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политической властью обладает только государство. Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17. Что отличает Конституцию от других ^законов государ­ства?

1) высшая юридическая сила

2) обеспечение принудительной силой государства

3) обязательность исполнения

4) письменная форма

А18. Высшим органом исполнительной власти в РФ является

1) Федеральное Собрание

2) Генеральная прокуратура

3) Государственная Дума

4) Правительство РФ

А19. Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ре­бенка нарушено в данной ситуации?

1) право на жизнь

2) право знать своих родителей

3) право жить и воспитываться в семье

4) право на социальное обеспечение

А20. Верны ли следующие суждения о гражданском обще­стве?

А. Гражданское общество представляет собой совокупность

негосударственных отношений и организаций граждан в

различных сферах. Б. Гражданское общество требует высокого уровня правовой

культуры граждан, осознания ими своей ответственности

за принимаемые решения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

При выполнении заданий с кратким ответам (В1-В5) от­вет необходимо записать в месте, указанном в тексте зада­ния.

В1. В приведенном списке указаны сходные проявления за­датков и таланта человека и отличия проявлений задатков от та­ланта. Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядко­вые номера черт отличия.

1) способности человека

2) получение принципиально новых результатов деятель­
ности

3) успешность в какой-либо деятельности

4) нахождение нестандартных способов деятельности


В2. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какой профиль обучения вы выберете в старшей школе?»

Результаты опроса представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сде­лать на основе таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Социально-экономический профиль выбрало больше де­
вочек, чем мальчиков.

2) Социально-гуманитарный профиль наиболее популярен
среди обеих групп опрошенных.

3) Социально-экономический, математический и естествен­
но-научный профиль выбирает приблизительно одинако­
вое количество мальчиков.

4) Математический профиль более популярен у девочек, чем
естественно-научный.

5) Социально-гуманитарный профиль выбрало менее двух
третей опрошенных девочек.


ВЗ. Установите соответствие между примером и структур­ным элементом налога. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Пример

A) гражданин

Б) заработная плата

B) автомобиль
Г) 13%

Д) наследуемое имущество


Структурный элемент налога

Объект налога

Субъект налога

Ставка налога


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д

84. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением
одного, относятся к малым социальным группам.

1) Семья, 2) рок-группа, 3) бригада скорой помощи, 4) фут­больные фанаты, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Ответ:________________________________ .

85. Установите правильную последовательность этапов фор­
мирования Правительства согласно Конституции РФ.

1) Представление Президентом кандидатуры Председателя
Правительства в Государственной Думе.

2) Консультации Председателя Правительства с Президен­
том о структуре и составе Правительства.

3) Консультации кандидата на пост Председателя Правитель­
ства с партийными фракциями в Государственной Думе.

4) Вступление нового Президента в должность.

5) Указ Президента о назначении членов Правительства.
Ответ.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью



Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе

Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей . Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.

Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Социализация индивида

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

- в сфере деятельности - расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

- в сфере общения - обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

- в сфере самосознания - формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Раздел 4: Политика

Понятие власти

1.Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла»)

Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти - ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются:


· всеобщность - проникает буквально все человеческие отношения.

· инклюзивность - соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.


2. Структура власти

1) субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;

2) приказ субъекта власти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;

3) объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть

4) подчинение объекта власти приказу;

5) общественные нормы , устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.

3. Особенности политической власти от видов власти в других сферах общества (экономической, социальной, духов­но-информационной):


1) легальность (формально-юридическая законность) в использовании силы («монополия на законное насилие» по М. Веберу);

2) верховенство (суверенность) , обязательность решений власти для общества и, соответственно, других видов власти;

3) публичность , т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам) и безличность (обращение от имени всего общества в форме права-закона);

4) моноцентричность , т.е. наличие единого центра принятия решений;

5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).


4. Понимание политической власти, вытекающее из разного понимания политики

5. Компоненты политической власти

Понятие социальной роли тесно связано с той функцией, которую человек выполняет в обществе, с его правами и обязанностями перед окружающими. Обществознание за всё время своего существования обогатилось несколькими определениями. Одни соотносят эту концепцию с общественным положением, что сближает со статусом. Другие предполагают, что это ожидаемое поведение.

Приведём примеры социальных ролей, так будет легче понять, о чём именно идёт речь. Допустим, есть школа. Кто в ней находится? Учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уметь его объяснять, готовиться к каждому уроку, быть требовательным. У него есть определённые задачи, и он выполняет свою функцию. И от того, насколько хорошо у него это получается, зависит социальный статус и социальная роль личности.

Вместе с тем учитель может быть более требовательным, жёстким или же мягким, добродушным. Одни ограничиваются исключительно преподаванием своего предмета, другие начинают более активно участвовать в жизни своих подопечных. Кто-то принимает подарки от родителей, другие – категорически нет. Всё это оттенки одной и той же роли.

Что входит в понятие социальная роль?

Социальные роли необходимы обществу, поскольку они позволяют взаимодействовать нам с большим количеством людей без получения огромной массы информации о том, кто они такие. Когда мы видим перед собой врача, почтальона, полицейского, то у нас возникают определённые ожидания. И когда они оправдываются, это способствует порядку.

При этом у одного и того же человека может быть большое количество разных ролей: в семье – отца, мужа, в дружеской компании – рубахи-парня, на работе – начальника отдела охраны и т. п. Причём чем больше у индивидуума возможности переключиться, тем богаче и разнообразнее у него жизнь.

Особенно заметно многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, когда человек пытается понять, что ему близко. Он может довольно долго разбираться в том, как связаны они друг с другом, со статусом, престижем, с реакцией общества, с семейным комфортом и т. д. По мере того, как у подростка формируется более зрелое и отчётливое осознание того, что ему нужно, он начинает взрослеть.

И при этом в юношеском возрасте происходит переход от одной роли к другой. А в определённом промежутке он как бы застывает на грани. Тинейджер успевает выйти из состояния ребёнка, но не войти ещё полностью в жизнь взрослого. Что часто воспринимается довольно негативно.

Теория социальных ролей

Известный исследователь в социологии, американец Мертон первым обратил внимание на то, что любой социальный статус предполагает не одну, а целый набор социальных ролей. Это и легло в основу соответствующей теории.

Сейчас в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Считается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. А вот если у того небольшое количество ролей или же лишь одна, то в этом случае речь идёт о патологии. Или, как минимум, о сильной изоляции от общества.

Чем ролевой набор отличается от множества ролей? Тем, что первый относится только к одному социальному статусу. А вот второе более разрозненно. Вообще социологическими фокус-группами до сих пор проводятся исследования на тему того, как изменение одной позиции влияет на статус в семье, насколько, почему.

Учёные сейчас активно проверяют, верны ли следующие суждения: социальная роль мужчины на работе никак не сказывается на его положении в семье. Как можно догадаться, полученные ответы тоже тщательно анализируют, чтобы разобраться в причинах.

Виды социальных ролей

Итак, какие виды социальных ролей вообще бывают? Существует деление, связанное с представлениями. Это ожидаемая роль, то есть то, на что настроились в семье, на работе и т. п. Второй тип – субъективная социальная роль личности. Грубо говоря, то, что каждый ждёт от себя самого, внутренние установки. И, наконец, играемая роль, характеристика того, что получилось.

Однако классификация социальных ролей этим не ограничивается. Они делятся на предписанные (женщина, дочь, русская) и на достигаемые (студентка, юрист, профессор). Также различают типы социальных формальных и неформальных ролей. В первом случае всё строго регламентировано: военный, чиновник, судья. Во втором – душа компании, волк-одиночка, лучший друг – очень много негласного, причём часто возникает стихийно.

Стоит учитывать, что на каждую роль влияет социальная установка и то, как носитель понимает поставленные перед ним задачи. Продавец в Великобритании и в Иране на рынке – это две большие разницы.

Понятие социальной роли в развитии

Учтите, что сегодня многое довольно активно меняется. Так, социальная роль женщины в современном обществе в семье, на работе и т. п. стала совершенно другой по сравнению с тем, что было ещё 100 лет назад. И это же касается мужчин, подростков, представителей самых разных групп. То, что в наши дни относят к разрешённым вариантам поведения, ещё несколько десятков лет тому назад могло бы жестоко оскорбить окружающих.

Зачем нужно отслеживать эту динамику? Чтобы понимать, в каком мире мы живём, куда движемся, с какими типами социальных ролей придётся иметь дело в будущем. Учёные уже сейчас собирают мнения, например, верны ли следующие суждения: брак как институт отжил своё, детей физически нельзя наказывать, животные имеют права на уголовную защиту от насилия.

Что показывают такие тенденции? Анализируя мнение многих, можно увидеть потребности социума. И понять, куда именно мы придём, потому что существующий социальный запрос рано или поздно будет удовлетворён. В настоящем обществоведы констатируют возрастающее значение права в жизни большинства.

К примеру, многие молодожёны, заполняя анкету, верны ли следующие суждения, указали что они действительно подписали брачный контракт. То, что ещё лет 15 тому назад казалось шокирующей подробностью из мира олигархов, теперь коснулось представителей среднего класса.

Разновидности социальных статусов

Поскольку вопрос социальной роли очень тесно связан со статусом, нужно хотя бы кратко разобраться с этим понятием. И верны ли следующие суждения: роль и статус – это одно и то же или очень близкие понятия? Как вы сможете увидеть в ближайшее время, речь о разных понятиях.

Итак, рассматривают личный статус, тот, который человек получает в первичной группе, и социальный, он приобретает его позднее, добиваясь чего-то своим умом, поведением, работой. Также социологи выделяют основной, базовый статус, с которым многие люди себя ассоциируют в первую очередь, и временные, побочные. Они возникают на короткие сроки ситуативно.

Необходимо отметить, что роли и статусы в обществе неравнозначны друг другу. Существует определённая иерархия, обусловленная системой ценностей и значимостью обладателя того или иного статуса, тем, насколько он важен для социума, на сколько и на что способен повлиять.

Всё это непосредственное касается вопроса престижа. И чем большее значение имеет тот или иной статус, тем сильнее старается человек при выполнении определённой роли, как правило.

Статусный набор. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусных набором (совокупностью всех статусов данного индивида).

Оказывается, не только художник или психолог, но и социолог может изобразить точный портрет человека. У художника для изображения точной копии человека есть кисть и краски, у социолога -- анкета и статусы. Перечислив все статусы человека, мы получим его статусный портрет. Этот портрет -- практическая вопия реального человека, но выраженная на языке социологии.

Изменение статуса называется социальной мобильностью. Она бывает вертикальной (переход индивида из одной страты в другую) и горизонтальной (в рамках одной страты).

Примеры горизонтальной: развод и повторный брак, смена рабочим места труда при сохранении профессионального статуса, переход верующего из одной конфессии в другую. Приме-ры вертикальной: переход рабочего в разряд бригадира, защита ученым диссертации, избрание политика на выборную должность, превращение оппозиционной партии в правящую или наоборот.

Вертикальная может выступать в двух видах:

индивидуальное проникновение;

коллективный подъем или спуск социальной группы в системе отношений с другими группами.

Например, социальное положение христианских епископов в Римской империи до 325 г. было довольно низким. После принятия христианства в качестве официальной религии группа высших церковных иерархов поднялась на самую вершину социальной пирамиды. Каналами (лестницей) вертикальной мобильности могут быть школа и другие учебные заведения, церковь, армия и др.

Статусы, определяемые положением индивида в группе:

1) социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Профессионально - должностной статус - базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

2) Личный статус - положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества.

3) Главный статус - статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего - статус, связанный с работой, профессией, для женщин - домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора:

1) Приписываемый статус - социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).

Естественный статус - существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).

Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр - прирожденный, характеризующий расу; мужчина - прирожденный, описывающий пол; русский - прирожденный, показывающий национальность).

  • 2) Достигаемый (приобретённый) статус - социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению.
  • 3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека: инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения.

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.

Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным.

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи, взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус -- это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это -- потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором -- реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека -- в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник -- студент -- молодой специалист -- бизнесмен -- президент компании -- пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранениястатусного набора.

Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу -- важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль -- это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента -- способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», -- пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение -- социализация -- начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение, т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями, которые воплощены в социальных нормах, сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, -- прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптивными). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознаютсвои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан -- выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это -- одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус -- позиция индивида в социальной структуре общества, которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус -- наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол -- мужской или женский -- следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус -- это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» -- это обретенные статусы.

Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ, или имидж, -- совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них -- этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных социальных групп, он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то