Информационное общество и его признаки. Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все и

Особенности и проблемы информационного общества

Информационное общество – это ступень исторического развития, ведущая от постиндустриального общества к обществу знаний. По современным представлениям, информационное общество − это такое общество, в котором:

· производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности;

· информация признается наиболее значимым ресурсом;

· ИКТ становятся базовыми технологиями;

· информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой системно значимой средой обитания человека.

Основными отличительными признаками информационного общества являются:

· информационная экономика, для которой характерны новые организационные формы, а также более высокая скорость развития;

· высокая информационная культура и высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;

· возможность более успешного развития человека благодаря свободному доступу каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества; таким образом, увеличивается сфера свободы личности и область ее возможностей в освоении мира и взаимодействии с обществом.

Информационное построено на активном использовании ИКТ в производственной, социально-политической и индивидуальной сферах. Оно является открытым, или гражданским, обществом, политически открытым для глобальных процессов, и отличается высокими показателями общего уровня развития человеческого капитала, высоким комплексным показателем развития человека, или индексом человеческого развития .

На современной карте цивилизации наиболее успешны и развиты не те страны, которые обладают большими территориями или же населением, а прежде всего те, где хорошо развита наука, образование, инновационная сфера – в первую очередь, общества с динамично развивающейся экономикой, конкурентоспособной на международном уровне. Так, это не Бразилия, Индия или Россия, обладающие большими территориями. И не Китай: экономические успехи Китая пока идут за счет огромного количества экономически активного населения, наряду с существенными ограничениями потребностей населения, т.е. за счет дешевизны труда и объема производства, а не благодаря развитым наукоёмким и высокотехнологичным производствам).

Социолог Роберт Коэн отмечал следующие особенности современной эпохи: «Мы вправе допустить, что нынешние времена, по крайней мере, в двух важнейших отношениях отличаются от прошлого. Во-первых, определенный количественный рост достиг критической точки, за которой, как принято говорить, количество переходит в качество, рост вступает в некоторую новую фазу... Вторая жизненно важная характеристика нашего времени − это всемирный характер социальных и технических проблем»



Выделяют 7 значимых характеристик информационного общества.

1. Развитие сетевой экономики страны (производство, торговля, услуги) и ее интеграция в современную глобальную экономику.

2. Формирование и развитие инновационной системы страны, в которой значительную роль играет государство, определяющее инновационную политику страны.

3. Технологическое развитие страны, данная характеристика отражает развитие страны путем осуществления разработки новых технологий, внедрения их в производство и торговли технологиями. Для этого необходима информационная инфраструктура.

4. Наличие гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений.

5. Повышение уровня развития человека, в котором отражается уровень человеческого капитала, образования, здравоохранения и т.д.

6. Международная конкурентоспособность страны: страна должна иметь определенные конкурентные преимущества в производстве благ и услуг, как информационных, так и производственных.

7. Открытость экономики для глобальных процессов. Появление интернета ускорило обмен информацией в том числе глобальной, способствовало развитию сетевых структур, сетевого бизнеса.

Этапы становления информационного общества

На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений.

Начиная примерно с XVII века, развивается машинное производство и на первый план выходит проблема овладения энергией (ветряные мельницы и водяные колеса, паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, электрическая энергия, атомная энергия). В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации.
В развитии человеческого общества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

Что вы можете сказать о информационной революции?

Информационные революции.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.



Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

ü переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

ü миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

ü создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль- информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии - информационная технология.
Задание

· Запишите в заготовке для конспекта основные изобретения, с которыми связаны четыре информационные революции

История развития ЭВМ.

Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине 19 века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины 20 века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации, начался переход от индустриального общества к информационному.

Сообщение по истории развития ЭВМ

Характеристика Поколения
Первое Второе Третье Четвертое
Годы применения 1946-1960 1950-1964 1964-1970 1970-1990-e
Основной элемент Электронная лампа Транзистор Интегральная схема Большая интегральная схема
Количество ЭВМ в мире, шт Сотни Тысячи Сотни тысяч Десятки миллионов
Размеры Очень большие (ENIAC, UNIVAC, EDSAC) Значительно меньшие Миникомпьютеры Микрокомпьютеры
Быстродействие 1 (условно) 1 000 100 000
Носитель информации Перфорированная лента Магнитный диск, м. лента Диск Гибкий диск

Как можно охарактеризовать современное общество?

Понятие "информационное общество " появилось в середине 60-х годов XX века в Японии и США. Смысл его заключался в том, что большая часть населения развитых стран будет заниматься информационной деятельностью, а главным продуктом производства и основным товаром станет информация.

Назовите основные признаки информационного общества?

· Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

· Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

· Информация же является продуктом деятельности современного человека.

· Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

· Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

· Безопасность информационного общества, информации.

· Защита интеллектуальной собственности.

· Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

· Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

· По каким основным параметрам будем судить о степени развитости информационного общества и почему?

В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара он не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать и получить любую необходимую информацию - деловую и бытовую.

· Можно ли назвать российское общество информационным?

В современном обществоведении распространено мнение, что общество в своем развитии проходит три степени, или три волны: первая - аграрное общество; вторая - индустриальное; третья волна - постиндустриальное. Третья ступень общество переживает в наше время. Другое его название - "информационное общество". Это название появилось в начале 60-х pp. XX в., Когда в развитых странах наблюдался переход экономики к производству информации и услуг.

Благодаря возникновению новых технических средств и новых технологий информационное общество характеризуется рядом признаков: 1) повсеместное внедрение научного и информацийномистких технологий; 2) бурный рост индустрии знаний, в которую перемещается все больше и больше людей и ресурсов; 3) в сфере образования, науки, компьютерной деятельности, СМИ и т.д. производится более половины национального продукта; 4) радикальные изменения в соотношении рабочего и свободного времени и личных установках человека; 5) изменение мотиваций человека от чисто материальных ценностей и собственности с возможностями самовыражения и саморазвития, удовлетворение работой и жизнью; 6) использование информации не только для создания материальных и культурных благ, но и во многом для того, чтобы формировать у граждан определенные экономические, социальные и политические позиции; 7) формируется новый тип потребителя информации. Меняются приоритеты потребностей личности. Личность строит характер своего поведения на почве широкой информации, умении выбрать необходимую информацию. Характерной чертой современного человека является действия, базируются не на традиции в мышлении и практике, а на информации; 8) переосмысливается отношение к природе и всей окружающей среды, как к "языка развития производства. Все более важное значение приобретают экологические проблемы.

В современном информационном обществе возникают серьезные проблемы, которые следует учитывать и решать. В частности, утверждается, что техника вторгается во все сферы жизни человека. Появляется Иллюзия, что человек вскоре лишится многих видов традиционной деятельности, их как бы заменит машина, даже моральные, политические и социальные проблемы могут быть решены на основе машинных технологий.

Ошибочность такого подхода очевидна. Ведь следует определить, что у человека всегда есть и будет способность личной оценки, интерпретации информации. Личностный компонент является составной именно человеческого "Я". Человек кроме знаний, которые может хранить машина, обладает интуицией, верой, чувствами и другими свойствами, присущими только человеку. В перспективе рациональным, приемлемым должно быть достижение гармоничного единства между развитием знания и технологий, с одной стороны, и способностью к адекватному развития темпов приспособления человека к собственным результатов деятельности - с другой.

Экологические проблемы современной цивилизации

Переход человечества от использования примитивных орудий труда к техногенной цивилизации наряду с положительными привел к значительным негативным последствиям. В частности, он оказался деструктивным по отношению к природе. Экосистема (от гр. Oinos - дом, среда) планеты - атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера - потерпела разрушительного влияния человека.

Больше всего страдает атмосфера Земли. Разрушение атмосферы под влиянием различных технологических процессов катастрофически отражается на организме человека. Сегодня наука фиксирует более 3000 видов химических веществ, которые негативно влияют на развитие человека и приводят к значительным изменениям в организме.

Так, если в середине 40-х годов XX в. было зафиксировано 0,7% неполноценных детей среди новорожденных, как следствие влияния разного рода мутагенных процессов, то на рубеже тысячелетий эта цифра превышает 10%, что заставляет говорить об опасности для полноценного развития генофонда человечества.

По информации ООН, в атмосферу ежегодно выбрасывается 110 млн т оксида серы, 70 млн т оксида азота, 180 млн т оксида углерода, 90 млн т неочищенных ядовитых газов, 700 тыс. Т фреонов (соединений тяжелых металлов), 500 тыс. Т свинца и т.д. .

Значительный ущерб организму человека наносит ядовитый табачный дым, который в 4 раза вреднее, чем выхлопные газы автомобиля. Подсчитано, что табачный дым загрязняет воздух в сотни тысяч раз больше, чем любой металлургический или химический комбинат. Курильщик вдыхает воздух, загрязнение которого в сотни раз превышает предельно допустимые пределы. Ведь этот дым содержит около 200 особенно ядовитых веществ.

По данным Всемирной организации здравоохранения, от болезней, вызванных курением, ежегодно умирает 1500000 человек, а расходы на лечение болезней, связанных с курением, составляют 100 млрд долл. ежегодно.

В жизни человека важную роль играет гидросфера. Вода является главной составляющей строения любого биологического организма, источником кислорода. Но отношение к ней не лучше, чем к другим элементам окружающей среды. Мировому океану отводится роль гигантского свалки большей части промышленных и радиационных отходов. Особенно ужасные показатели загрязнения его нефтью. По данным ученых, нефтяной пленкой покрыто почти 1/4 поверхности Мирового океана.

Острой является проблема обеспечения человечества пресной водой. Часть запасов пресной воды в Мировом океане очень незначительна - всего около 4%. Но 70% пресной воды находится во льдах Антарктиды, Гренландии и на горных вершинах. Около 30% запасов составляют подземные воды. На реки и озера приходится лишь 0,02% всей пресной воды. Резко возрастает потребление воды. Подсчитано, что в древние времена расхода воды на душу населения составляли 12-18 литров в сутки, а сегодня - 200-400 литров. Значительно возрастает использование воды в промышленности.

Опасность для здоровья представляет чрезвычайное загрязнения воды. Миллионы людей планеты употребляют воду, насыщенную вредными для организма веществами, что приводит к различного рода тяжелых заболеваний.

Все отчетливее проявляется негативное влияние научно-технического прогресса на грунт. Пополняется нехарактерными для него физическими, химическими и биологическими составляющими. Загрязнители через растительные или животные продукты питания попадают в организм человека.

Опасной по своим последствиям является эрозия почв, то есть разрушение верхних, наиболее плодородных слоев почвы. Нерациональная хозяйственная деятельность привела к тому, что ежегодно из сельскохозяйственного оборота выбывает 3% обрабатываемой земли, то есть 50-70 тыс. Км2 пашни.

Техногенная цивилизация привела к пренебрежительного, даже преступного отношения общества к биосфере, то есть к миру активной жизни, которое составляет нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В течение активного материально-экономического развития общество уничтожило 70% лесов.

В течение года с планеты исчезает около 11 млн га лесов. Роль лесов в природе чрезвычайно важна. Ведь, несмотря, что леса занимают всего 7% земной поверхности, в них сосредоточено 60% имеющихся видов растений. Биомасса лесов составляет 90% всей биомассы суши. В связи с массовой вырубкой лесов резко выросли темпы вымирания целых видов животных. Под угрозой уничтожения находится 1200 видов. За год вымирает на планете в среднем 25-ЗО видов, в том числе и один вид или подвид позвоночных животных.

Из приведенных примеров ясно, что общество деструктивно влияет на природу, несмотря на ее важную роль как необходимого и постоянной условия развития человеческого сообщества. Но следует понимать, что страдает не только природа. Любые изменения во внешнем мире немедленно отражаются на самом человеке:

здоровье, психическом состоянии, полноценности образа жизни. Итак, в эпоху техногенной цивилизации отчетливо проявляется экологический кризис, который негативно влияет на судьбу человека, общества в целом.

Ученые предлагают некоторые пути предотвращения экологической катастрофы. их можно свести к следующим основным направлениям деятельности:

1. Неотложная разработка и воплощение в жизнь мероприятий по перевоспитанию современных и будущих поколений с целью переориентации относительно общечеловеческих ценностей, в частности, роли природы в жизни человека.

Должна формироваться отношение к природе не как к сырьевой базе, энергетических источников, не как к объекту материального использования вообще. Следует вспомнить трепетное отношение предыдущих поколений (примерно до XIX в.) К природе как к колыбели человечества, как к источнику духовного воодушевления. Необходимо, чтобы каждый человек осознал духовное, а не материальное значение природы. Преподнести природу в ранг общечеловеческих ценностей - первоочередная задача воспитания человека. Каждый должен чувствовать свою личную ответственность за состояние окружающей природной среды и делать все возможное для его сохранения.

2. Научный поиск принципиально новых форм материально-технической деятельности общества. Это должны быть такие формы, которые бы максимально способствовали нормализации отношений между человеком и природой. Речь идет прежде всего о разработке и внедрении "чистых" и безопасных источников энергии (гелиоэнергетики, биоэнергетики, ветровой, вторичной энергетики и т.д.), компьютерно-информационной техники, цифровой связи, робототехники, дальнейшую разработку и переработку безопасных искусственных материалов.

3. Дальнейшая разработка и внедрение в жизнь законодательной, правовой базы относительно сохранения природной среды. Особенно важно, чтобы законы и "действовали". В Украине принят закон об охране окружающей среды. Но, к сожалению, соблюдение его части носит формальный характер, что нередко приводит к экологическим катастрофам. Необходим усиленный законодательный и общественный контроль, чтобы любое нарушение экологической системы имело своим следствием привлечения виновных к уголовно-правовой ответственности.

Экзаменационный зачет по дисциплине «Информационное право»

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ЕГО СТРУКТУРА, ПРИЗНАКИ.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято

производством, переработкой и реализаций информации, особенно высшей ее формы­ знаний.

Структура(?)

Индивид, сообщество и информационные правоотношения.

Признаки ИО:

Увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

Возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего

(а) эффективное информационное взаимодействие людей,

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам и

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции;

Все большее влияние на общество средств массовой информации

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций

Проблема отбора качественной и достоверной информации

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует

опасность разрыва между «информационной элитой» (люди, которые разрабатывают информационные

технологии) и потребителями.

1. Формирование информационного и технологического рынка наряду с традиционными реальными рынками (например, рынком труда, сырья), перевод информационных ресурсов в реальные ресурсы государства.

2. Переориентация экономик наиболее развитых в информационном отношении стран на максимальное задействование непроизводственного сектора.

3. Широкое распространение надежных и относительно недорогих персональных компьютеров, дополнительного программно-аппаратного обеспечения к ним, наличие мощной, разветвленной, высоконадежной и широко доступной сети связи, позволяющей передавать большой диапазон сообщений различных типов в реальном времени.



4. Многократное увеличение информационных ресурсов и услуг, доступных для общественного и личного использования.

5. Наличие высокой правовой культуры в обществе и правового государства.

6. Увеличение зависимости функционирования социально-экономических и государственных институтов от устойчивости различных инфраструктур, прежде всего информационных.

7. Формирование единого мирового информационного пространства и углубляющаяся взаимозависимость. Объективной исторической закономерностью является то, что мир неуклонно движется к глобальному информационному пространству.

8. Сохранение единого информационного пространства страны.

9. Повышение требований к обеспечению информационной безопасности. Создание эффективной правовой базы для реализации и защиты личности, общества и государства в информационной сфере при обеспечении их баланса.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан ОГВ, ОМСУ, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах).

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ И ПРАВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции - повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию , связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас.в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа - информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет - (строительного материала» информационного общества.

1.Информационное общество

1.1Информация - стр.2

1.2Информационные революции - стр.3

1.3Понятие информационного общества - стр.5

1.4Особенности и характеристика - стр.7

2.Пример информационного общества – Интернет – стр.8

3.Формирование информационного общества (США и Европа) - стр.9

4.Список литературы - стр.12

1.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

    1 Информация.

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею.

Информация – это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

Информация – это фундаментальное научное понятие. Оно широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Можно выделить три подхода к определению понятия « Информация»: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный. Антропоцентрический подход состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые могут быть получены и усвоены, т.е. преобразованы в знания (например, такой подход применяется в российском законодательстве). Техноцентрический подход заключается в том, что информацию представляют как данные, которые не во всех случаях можно считать информацией (например, в Интернете одни и те же данные, передаваемые сервером, могут интерпретироваться клиентом как разная информация в зависимости от того, какими аппаратно-программными методами он располагает и как они настроены). Недетерминированный подход состоит в отказе от определения информации на том основании, что это понятие является фундаментальным.

Информатика как дисциплина определяет методологические принципы информационного моделирования окружающей действительности и манипулирования такими моделями с помощью средств вычислительной техники. Она занимается исследованием информации, ее свойств, критериев и структур в естественных и искусственных информационных коммуникациях, предусматривает изучение принципов, моделей, алгоритмов хранения, преобразования, анализа и синтеза информации, а также их программную и априорную реализацию.

1.2.Информационные революции.

В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций , связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана и с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина шестнадцатого века) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец девятнадцатого века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции – повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина двадцатого века) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию , связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результата революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

1. 3.Понятие информационного общества.

Все это трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа - информационного общества . Это общество все еще не понятно для многих. Социальная система и право как один из регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей «наступления» на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет- «строительного материала» информационного общества.

Возникновение термина «информационное общество» связывают с программой США по созданию Национальной сети для исследования и образования в 1991 г NREN (National Research and Education Network), которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure).

Европейское сообщество в декабре 1993 г. в ответ разработало ряд проектов по созданию Европейского информационного общества IS (Information Society). В декабре 1994 г. было создано Бюро по проектам информационного общества ISPO (Information Society Project Office). К осени 1998 г. ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center), задача которого – выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Реализация проектов информатизации общества осуществляется на уровне правительств, входящих в ISPO стран.

В июле 2000 г. в Окинаве страны «Восьмерки» приняли документ «Хартия глобального информационного общества», в котором приведены основные принципы вхождения государств в такое общество. «Восьмерка» провозгласила важнейшие положения, которые должны применять страны при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. В «Хартии глобального информационного общества» выделяют четыре раздела:

использование возможностей цифровых технологий;

преодоление электронно - цифрового разрыва;

содействие всеобщему участию;

дальнейшее развитие.

Что же такое информационное общество ? В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество- разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

1. 4.Осбенности и характеристика

Информационное общество- общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

Массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов;

Подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т. п.);

Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

Практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, чаты по интересам в Интернет);

Трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;

Отсутствие географических и геополитических границ государств – участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

2.Пример информационного общества - Интернет.

Типичный пример информационной структуры такого информационного общества Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

Существует две оценки объемов информационного наполнения Интернет. По одним данным (контролируемый Интернет) на начало 2000 г. в Интернете насчитывалось более 1 млрд. документов на 4 млн. серверов, по другим данным («невидимый» или «глубокий» Интернет) в нем содержится более 550 млрд. документов. В целом же объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.

    Формирование информационного общества (на примере США и Европы)

США и Европа идут в информационное общество несколько разными путями.

США были своего рода пионером в формировании основ практического становления информационной инфраструктуры – технологической основы информационного общества. В 1993 г. Правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Forse).

В специально подготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.

Доклады рабочих групп, призванных изучать связанные с этими процессами проблемы, посвящены гуманитарным темам – здравоохранению, образованию, сохранению неприкосновенности личной жизни и информации, охране прав интеллектуальной собственности и т. п. С учетом глобального характера происходящих под взаимодействием информационных и телекоммуникационных технологий инициатива из национальной постепенно перерастает в глобальную.

В Европе также уделяется серьезное внимание формированию информационного общества. Разработана стратегия вхождения Европы в информационное общество, подготовлены и реализуются рекомендации по вхождению в него.

Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума – проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе, культурное измерение и будущее СМИ, устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

Если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться к условиям информационного общества, то ее ждет потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, а также социальное отчуждение внутри европейского сообщества.

Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальной политики в деле построения информационного общества, причем эта политика воспринимается не как дань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых, технологических позиций.

Если рассматривать проблему формирования информационного общества в целом, то специфика современного момента выражается в том, что дальнейший прогресс информационных и телекоммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.

Информационное ” является одним из ключевых моментов...

  • Современная социально-экономическая система в теории информационного общества как общества социальных сетей

    Курсовая работа >> Социология

    ... понятиями «информационное общество» (information society), и «информациональное общество» (informational society) и «информационная экономика» и «информациональная экономика» соответственно. Термин «информационное общество» ...

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то