Что такое динамическая контрастность. Что такое яркость, контрастность и насыщенность и с чем их едят. Довольно высокое время отклика

Все прекрасно знаете, что фотоаппараты не идеальны и не всегда точно подбирают цвет (свет) на фото. Бывает, вспышка не успевает зарядиться и мы наблюдаем практически черный квадрат Малевича, бывает она сработает чересчур сильно и мы наблюдаем белый квадрат неизвестного художника с красными точками посередине (глазенки хомячка), а бывает что мы пытаемся не зависеть от вспышки, пробуем снять без нее, а фото получается желтовато-коричневатого мутного оттенка. Все это с легкость можно вылечить средствами Photoshop (безусловно, в разумных пределах! Конечно же, полностью черный или полностью засвеченный кадр восстановить не удастся).

Как правильно менять яркость, контрастность и насыщенность

Давайте начнем сначала с некратких, а затем кратких определений, чтобы понимать что же мы с вами меняем.

Что нам говорят по этой теме словари:

Яркость — световая характеристика тел. Отношение силы света, излучаемого поверхностью, к площади ее проекции на плоскости, перпендикулярной оси наблюдения.

Контрастность — различимость предмета наблюдения от окружающего его фона (монохроматическое излучение); цветовая контрастность - разновидность оптической контрастности, связанная с разницей цветовых оттенков.

Насыщенность — в физическом плане насыщенность цвета определяется характером распределения излучения в спектре видимого света.

Гхм… Неудобоваримые термины… Попробую сформулировать попроще и касательно данной темы:

Яркость — количество белого цвета на вашем фото. Чем выше вы ставите яркость, тем светлее становится кадр.

Контрастность — разница между разными, расположенными рядом цветами. Чем выше контрастность, тем более резко мы наблюдаем переход от одного цвета к другому (иногда контрастность срабатывает как повышение резкости).

Насыщенность — насколько сочно и ярко у вас выглядит тот или иной цвет. Можно увеличивать ее в нескромных пределах — тогда фото начинает даже «резать» глаз.

Можно, конечно, расписать по пунктам каждую из этих характеристик, но это было бы неправильно. Правильно комплексно менять все три настройки кадра. Как? Сейчас разберем…

Возьмем для рассмотрения вот такое вот темное, слабоконтрастное фото…

Команды эти прячутся в меню «Изображение», далее «Коррекция», затем «Яркость / Контрастность» и «Цветой тон / Насыщенность»:

и

При нажатии кнопки «Яркость / Контрастность» мы наблюдаем такое вот окошко:

При выборе «Цветой фон / Насыщенность» вот такое:

Для начала открываем «Яркость / Контрастность» и спокойно и умиротворенно двигаем оба ползунка вправо до требуемого значения яркости и контраста (все это делается чисто интуитивным образом и в каждом случае по-своему!). Не следует выставлять всегда точно такие же значения как на этом вот кадре:

Мне вот показалось что сначала нужно выставить яркость на +120, а контрастность на +30. Но всем заметно что цвета чересчур яркие и ненатуральные. Хорошо, что мы знаем где находится меню «Цветовой фон / Насыщенность», которая нам поможет это исправить:

Мне кажется, что если сбросить значение насыщенности на 13 пунктов получается неплохо. Вот, вроде бы, и все, но я всегда перестраховываюсь и еще разок захожу в «Яркость / Контрастность», проверяя, может что -то еще следует поменять для достижения наиболее красивого результата и реалистичного фото.

Контрастность изображения характеризует степень контраста в фотографии . Это безразмерная величина, количественно выражаемая отношением яркости самой светлой области изображения к самой темной.

Происходит от английского Contrast ratio - технический термин, используемый при определении отношения между самой сильной и самой слабой освещенностью контрольного экрана при проецировании на него белого и черного цветов.

Контрастность – одна из основных характеристик изображения, напрямую связанная с яркостью пикселей.

При увеличении контрастности изображения светлые участки (пиксели) становятся еще светлее, а темные темнее. В результате происходит перераспределение пикселей за счет среднего тонового диапазона. Часть из них переходит в света, а часть в тени.

При уменьшении контрастности изображения, наоборот происходит расширение среднего тонового диапазона за счет пограничных светов и теней. Темные пиксели становятся более светлыми, а светлые более темными и частично переходят в средние тона.

Высококонтрастное изображение вообще может не содержать средние тона. И, наоборот, малоконтрастное изображение будет иметь преимущественно серый цвет.

Есть немало изображений, снятых при неблагоприятных условиях освещения, имеющие блеклый, унылый вид. Такие изображения нуждаются в повышении контрастности.

Контрастность показывает, на сколько визуально различимы те или иные области (объекты, предметы) изображения. Она напрямую влияет на различимость деталей, четкость изображения .

Как определить контрастность изображения

Следует отметить, что контрастность изображения, величина субъективная. Одному человеку нравятся контрастные изображения, другому более мягкие тона.

По аналогии с оптическим контрастом, характеризующим различимость предмета от окружающего его фона, количественно контрастность изображения можно определить как отношение разности яркостей светлой и темной областей к светлой.

К = (В 1 – В 2) / В 1

Здесь К – контрастность изображения, В 1 - яркость самой светлой области, В 2 -яркость самой темной области.

Яркость отдельных точек изображения можно определить в фотошопе.

Если К=1, мы имеем абсолютный контраст. При К=0 контраст отсутствует. Изображение будет представлять собой серый фон. Детали будут неразличимы.

Правда это справедливо только для черно-белых изображений. Для них характерна яркосная контрастность.

На цветном изображении объекты, имеющие одинаковую яркость, могут быть хорошо различимы за счет цветовой контрастности.

Для добавления комментариев вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

К выбору монитора, стоит подойти очень ответственно. Ведь именно он, служит основным объектом передачи информации от компьютера к пользователю. Определённо, никому не хотелось бы монитор с неравномерной подсветкой, битыми пикселями, неправильной цветопередачей и другими недостатками. Данный материал поможет разъяснить некоторые критерии, которые помогут понять что именно вам нужно от монитора.

Выбор хорошего монитора, обусловлен суммой таких характеристик как: тип используемой матрицы , равномерность подсветки , разрешение матрицы , контрастность (в том числе и динамическая), яркость , соотношение сторон , размер экрана , порты коммуникации и внешний вид . Так же, будут упомянуты те факторы, которые отрицательно влияют на здоровье глаз.

Для начала, стоит понять как возникает цветовое ощущение при взгляде на монитор.

RGB (Red ,Green ,Blue ) – количество цветовых градаций и разнообразий, видимых человеческому глазу, которые могут быть составлены из базовых цветов (красный, зелёный, синий). Так же, это все те основные цвета, которые человек может видеть. Пиксели монитора, состоят из красных, зелёных и синих пикселей, которые при определённой интенсивности яркости могут составлять более сложные цвета. Поэтому — чем более продвинута матрица монитора, тем больше она может отображать градаций цветов, и тем больше у неё возможных градаций для каждого из красного, зелёного и синего пикселей. От качества и типа матрицы зависит точность отображения цвета и уровень статичной контрастности.

Жидкокристаллические матрицы, состоят из не малого количества слоёв и бо льшого количества жидких кристаллов, которые могут выстраивать больше комбинаций, поворачиваясь каждый под разным углом, либо меняя своё положение в определённом ракурсе. Именно поэтому, более простые матрицы работают быстрее. Происходит это благодаря тому, что для занятия необходимой позиции, нужно совершить меньше действий и с меньшей точностью, чем более сложным матрицам.

Давайте разберём всё по порядку.

Тип ЖК матрицы.

Какой же тип матрицы выбрать?

Всё зависит от поставленных задач перед монитором, цены и ваших личных предпочтений.

Начнём самыми простыми и закончим более сложными.

(twisted nematic ) матрица .

Мониторы с данной матрицей – самые распространённые. Первые изобретённые ЖК мониторы, были основаны на технологии TN . Из 100 мониторов в мире, примерно 90 имеют TN матрицу. Являются самыми дешёвыми и простыми в производстве и потому самыми массовыми.

Способны передавать цвет в 18 -и или 24 -х битном диапазоне (6 или 8 бит на каждый канал RGB ), что хоть и является неплохим показателем в сравнении с первыми ЖК мониторами на TN , в наше время этого бывает недостаточно для качественной цветопередачи.

Мониторы матрице TN имеют следующие плюсы:

  • Высокая скорость отклика.

  • Низкая цена.

  • Высокий уровень яркости и возможность использования любых подсветок.

Меньшее время отклика матрицы – положительным образом влияет на картинку в динамичных сценах фильмов и игр, делая картинку менее смазанной и более реалистичной, что улучшает восприятие происходящего на экране. К тому же, при снижении частоты кадров ниже комфортного значения, это ощущается не так выражено как на более медленных матрицах. У медленных матриц, происходит накладывание обновлённого кадра на следующий. Это вызывает моргание и более явное «подтормаживание» картинки на экране.

Производство TN матриц обходится дёшево, потому они имеют более привлекательную конечную цену, чем другие матрицы.

Однако, мониторы с TN матрицей имеют следующие минусы:

  • Маленькие углы обзора. Искажения цвета вплоть до инверсии при взгляде под острым углом. Особенно выражено при взгляде снизу вверх.

  • Довольно плохой уровень контрастности.

  • Неправильная, неточная цветопередача.

Основанные на TN мониторы, можно считать более экологичными в сравнении с мониторами на других LCD матрицах. Они потребляют меньше всего электроэнергии, по причине использования слабомощных подсветок.

Так же, всё большее распространение получают мониторы с подсветкой на LED диодах, которыми оснащаются сейчас большинство TN мониторов. Существенных плюсов LED подсветка не даёт, кроме меньшего энергопотребления и большего срока службы подсветки монитора. Но не каждому она подходит. Бюджетные мониторы оснащаются дешёвыми низкочастотными ШИМ , которые допускают моргание подсветки , что неблагоприятно сказывается на глазах.

Приставка TN +film , указывает на то, что в данную матрицу добавлен ещё один слой, который позволяет немного расширить углы обзора и сделать чёрный цвет, «более чёрным» . Данный тип матрицы с дополнительным слоем, стал стандартом и в характеристиках обычно указывается просто TN .

(In Plane Switching) матрицы .

Данный вид матрицы был разработан компаниями NEC и Hitachi .

Основной целью – было избавление от недостатков TN матриц. Позднее, данная технология была заменена на S —IPS (Super —IPS ). Мониторы с данной технологией производят Dell , LG , Philips , Nec , ViewSonic, ASUS и Samsung (PLS ). Основное предназначение данных мониторов – работа с графикой, обработка фото и другие задачи, где требуется точная цветопередача, контрастность и соответствие стандартам sRGB и Adobe RGB . В основном, используются в сферах профессиональной работы с графикой 2D/3D, фото редакторам, мастерам пред печатной подготовки, но так же популярны среди тех, кто просто хочет радовать свой глаз качественной картинкой.

Основные плюсы IPS матриц:

  • Лучшая в мире цветопередача среди TFT LCD панелей.

  • Высокие углы обзора.

  • Хороший уровень статичной контрастности и точности передачи оттенков.

Данные матрицы (большинство), умеют воспроизводить цветность в 24 бит а (по 8 бит на каждый RGB канал) без ASCR . Конечно, не 32 бита как у ЭЛТ мониторов, но довольно близко к идеалу. К тому же, многие IPS матрицы (P-IPS , некоторые S-IPS ), уже умеют передавать цветность 30 битов , однако стоят они значительно дороже и не предназначены для компьютерных игр.

Из минусов IPS можно отметить:

  • Более высокая цена.

  • Обычно более крупные габариты и вес, в сравнении с мониторами на TN матрице. Большее энергопотребление.

  • Низкая скорость отклика пикселей, но лучше чем у *VA матриц.

  • На данных матрицах, чаще чем на остальных встречаются такие неприятные моменты как glow , «мокрая тряпка » и высокий input-lag .

Мониторы на IPS матрице имеют высокую цену в силу сложности технологии их производства.

Бывает много разновидностей и названий, созданных отдельными производителями матриц.

Чтобы не запутаться, мы опишем самые современные виды IPS матриц :

AS — IPS – улучшенная версия S —IPS матрицы, в которой частично была устранена проблема плохой контрастности.

H — IPS – ещё значительнее улучшена контрастность и убрана засветка фиолетовым цветом при взгляде на монитор сбоку. С её выходом в 2006 году, сейчас практически заменила мониторы с S —IPS матрицей. Может иметь как 6 бит, так 8 и 10 бит на канал. От 16.7 млн. до 1 млрд. цветов .

e — IPS – разновидность H-IPS , но более дешёвая в производстве матрица, которая обеспечивает стандартный для IPS цветовой охват в 24 бита (по 8 на RGB -канал). Матрица специально высветлена, что даёт возможность использования LED подсветок и менее мощных CCFL . Нацелена на средний и бюджетный сектор рынка. Подходит практически для любых целей.

P — IPS – самая продвинутая IPS матрица до 2011 года, продолжение развития H-IPS (но по сути, маркетинговое имя от ASUS). Имеет цветовой охват 30 бит (10 бит на каждый канал RGB и достигается скорее всего, посредством 8 бит+FRC), лучшую скорость отклика в сравнении с S-IPS , расширенный уровень контрастности и лучшие углы обзора в своём классе. Не рекомендуется для использования в играх с низкой сменой частоты кадров. Подтормаживания становятся более выраженными накладываясь на скорость отклика, что вызывает моргания и замыленность.

UH-IPS — сравнима с e-IPS . Тоже высветлена для использования совместно с LED подсветками. При этом немного пострадал чёрный цвет.

S-IPS II — аналогична по параметрам с UH-IPS .

PLS — вариация IPS от компании Samsung. В отличии от IPS , есть возможность размещать пиксели более плотно, но при этом страдает контрастность (не очень удачная для этого конструкция пикселей). Контрастность не выше 600:1 — самый низкий показатель среди LCD матриц. Даже у TN матриц данный показатель выше. Матрицы PLS могут использовать любой вид подсветки. По характеристикам, более предпочтительны чем MVAPVA матрицы.

AH-IPS (с 2011) наиболее предпочтительная технология IPS . Максимальный цветовой охват AH-IPS на 2014 год не превышает 8 бит+FRC , что в сумме даёт 1.07 млрд. цветов в самых продвинутых матрицах. Применяются технологии, которые позволяют производить матрицы с высокими разрешениями. Лучшая передача цвета в классе (сильно зависит от производителя и назначения матрицы). Был достигнут небольшой прорыв и в углах обзора, благодаря которому, AH-IPS матрицы вышли практически в один ряд с плазменными панелями. Улучшена свето-пропускаемость IPS матрицы, а значит и максимальная яркость вкупе с уменьшенной потребностью в мощной подсветке, что благотворно влияет на энергопотребление экрана в целом. В сравнении с S-IPS улучшена контрастность. Для геймеров, да и в общую копилку, можно добавить и значительно улучшенное время отклика, которое теперь практически сравнимо с .

(Multi-domainPatterned Vertical Alignment) матрицы (*VA).

Технология была разработана корпорацией Fujitsu .

Является неким компромиссом между TN и IPS матрицами. Цена мониторов на MVA /PVA так же варьируется в пределах цен на TN и IPS матрицы.

Плюсы VA матриц:

  • Высокие углы обзора.

  • Самая высокая контрастность среди TFT LCD матриц. Достигается благодаря пикселю, который состоит из двух частей, каждой из которых можно управлять отдельно.

  • Глубокий чёрный цвет.

Минусы VA матриц:

  • Довольно высокое время отклика.

  • Искажение оттенков и резкое уменьшение контрастности в тёмных участках картинки при перпендикулярном взгляде на монитор.

Принципиальной разницы между PVA и MVA нет.

PVA — является фирменной технологией корпорации Samsung . На самом деле это на 90% та же MVA , но с изменённым расположением электродов и кристаллов. Явных преимуществ PVA над MVA не имеет.

Если вы жалеете денег на высококачественную матрицу на IPS технологии, возможно оптимальным вариантом для вас, будет монитор на xVA матрицах.

Или же можно посмотреть в сторону e-IPS матрицы, которая очень схожа по характеристикам с MVA /PVA . Хотя e-IPS всё же предпочтительней, так как обладает лучшим временем отклика и не имеет проблем с потерей контрастности при прямом взгляде.

Какую же матрицу для монитора выбрать?

Зависит от ваших требований.

TN

TN подходит для:

  • Игры
  • Интернет сёрфинг
  • Экономного пользователя
  • Офисные программы

TN не подходит для:

  • Просмотр фильмов (плохие углы обзора + невнятный чёрный + плохая цветопередача)
  • Работа с цветом и фото
  • Профессиональные программы и пред печатная подготовка

IPS

IPS подходит для:

  • Просмотр фильмов
  • Профессиональные программы и предпечатная подготовка
  • Работа с цветом и фото
  • Игры (+-; только для E-IPS, S-IPS II, UH-IPS)
  • Интернет сёрфинг
  • Офисные программы

IPS не подходит для:

  • Игры (для P-IPS, S-IPS)

*VA

PVA/MVA подходит для:

  • Просмотр фильмов
  • Профессиональные программы и пред печатная подготовка
  • Работа с цветом и фото
  • Интернет сёрфинг
  • Офисные программы

PVA/MVA не подходит для:

  • Игры (слишком низкая скорость отклика)

Разрешение монитора, диагональ и соотношение сторон.

Несомненно, чем больше разрешение, тем чётче и плавнее картинка. Видно больше мелких деталей и меньше видны пиксели. Всё становится мельче, однако это не всегда проблема. Практически в любой операционной системе, можно настраивать масштаб и размеры всех элементов начиная размером шрифта, заканчивая размерами значков и выпадающих меню.

Другое дело, если у вас проблемы со зрением или вы не хотите ничего настраивать, то не рекомендуется использовать очень мелкий пиксель. Оптимальная диагональ для FullHD (1920х1080) 23 24 дюйма. Для 1920х1200 24 дюйма, для 1680х1050 22 дюйма, 2560х1440 27 дюймов. Соблюдая данные пропорции, у вас не должно возникнуть никаких проблем с чтением, просмотром изображений и мелких элементов управления интерфейсом.

Самые ходовые и распространённые соотношения сторон – 4:3 , 16:10 , 16:9 .

4:3

В данный момент соотношение сторон в виде «квадрат» (4:3 ) выводится с рынка ввиду своей не удобности и не универсальности. Данный формат, не удобен в первую очередь для просмотра фильмов, так как фильмы имеют широкий формат 21.5/9 , который максимально близок к 16:9 . При просмотре, появляются большие чёрные полосы сверху и снизу, при этом изображение становится гораздо меньше по размеру. При использовании 4:3 также ухудшается видимый обзор в играх, что не позволяет видеть больше. К тому же, формат не является естественным для углов обзора человека.

16:9

Данный формат удобен тем, что он больше стандартизирован под HD фильмы, да и мониторы данного формата, зачастую имеют разрешение FullHD (1920х1080 ) или HDready (1366x 768 ).

Это удобно, ведь фильмы можно просматривать практически во весь экран. Полоски все же остаются, так как современные фильмы имеют стандарт 21.5/9 . Так же, на таком мониторе очень удобно работать с документами в нескольких окнах или программах со сложными интерфейсами.

16:10

Данный вид мониторов, так же практичен как и 16:9 мониторы, но при этом не такой широкий. Подойдёт для тех, у кого ещё не было широкоформатных мониторов, однако предназначен он для профессионалов. Профессиональные мониторы, в основном имеют именно такой формат. Большинство профессиональных программ «заточены» именно под формат 16:10. Он достаточно широк для работы с текстом, кодом, построения 3D/2D графики в нескольких окнах. К тому же, на таких мониторах также удобно играть, смотреть фильмы, делать офисную работу, как и на 16:9 мониторах. При этом они более привычны для углов обзора человека и его можно взять, как компромисс между 4:3 и 16:9 .

Яркость и Контрастность.

Высокая контрастность нужна для того, чтобы лучше отображать чёрный цвет, оттенки и полутона. Это важно при работе с монитором в светлое время суток, так как низкая контрастность – пагубно сказывается на изображении при наличии какого-либо источника света помимо монитора (хотя здесь больше влияет яркость). Хорошим показателем является статическая контрастность — 1000:1 и выше. Вычисляется отношением максимальной яркости (белый цвет) к минимальной (чёрный цвет).

Также, существует система измерения динамической контрастности .

Динамическая контрастность – это автоматическая подстройка ламп монитора монитора, под определённые параметры которые выводятся в данный момент на экран.

Допустим в фильме появилась тёмная сцена, лампы монитора начинают гореть ярче, что увеличивает контрастность и различимость сцены. Однако, данная система работает не мгновенно, да и частенько неправильно из-за того, что не всегда вся сцена на экране имеет тёмные тона. Если будут светлые участки, они будут сильно засвечиваться. Хорошим показателем на момент 2012 года является показатель 10000000:1

Но не стоит обращать на динамическую контрастность никакого внимания. Очень редко когда она приносит ощутимую пользу или вообще адекватно работает. К тому же все эти громадные цифры не показывают реальную картину.

Почему на мониторе с показатель динамической контрастности всегда значительно выше чем на мониторе с ?

Потому что LED подсветка может мгновенно включаться и отключаться. Измерение начинается с полностью выключенной подсветкой, соответственно показатель будет огромным, плюс добавить сюда высокую яркость светодиодов и белый фон как конечную точку. CCFL подсветке требуется более 1 секунды чтобы включиться, поэтому измерение происходит с включенной заранее подсветкой на чёрном фоне.

В первую очередь стоит обращать на статическую контрастность, а не на динамическую. Как бы вам не нравились такие огромные значения в характеристиках. Это всего лишь маркетингивый ход .

Яркость монитора – не самый важный параметр. Тем более это палочка о двух концах. Поэтому можно сказать кратко – хорошим показателем яркости является значение 300кд/м2.

А почему палочка о двух концах – будет сказано чуть ниже, в части «Монитор и Зрение» .

Порты коммуникации.

Совершая выбор монитора, не стоит в этом пункте надеяться на производителя. Самой частой ошибкой бывает – покупка монитора с аналоговым входом и разрешением экрана выше чем 1680х1050 . Проблема в том, что данный устаревающий интерфейс, не всегда способен в условиях квартиры и сопутствующих не идеальных условий в плане помех, обеспечить нужную скорость передачи данных для разрешений выше, чем 1680х1050 . На экране появляются мутности и нечёткости, что может испортить впечатление от монитора. * очень мягко говоря



На борту монитора обязательно должен быть порт или . Наличие DVI и D-Sub это стандарт для современного монитора. Неплохо, так же иметь порт HDMI , иногда может и пригодиться для просмотра HD-видео ресивера или внешнего проигрывателя. Если есть , но нет DVI — всё в порядке. DVI и HDMI совместимы через переходник.

Типы подсветок мониторов. Монитор и его влияние зрение .

Что же можно посоветовать, чтобы глаза меньше уставали от монитора?

Яркость подсветки – один из самых важных факторов, который влияет на усталость ваших глаз. Чтобы уменьшить утомляемость — уменьшите яркость до минимального комфортного значения.

Есть другая проблема и присуща она мониторам с . А именно — если снижать яркость, может появиться видимое мерцание , которое ещё больше влияет на утомляемость глаз, чем высокая яркость. Связано это с особенностью регулировки подсветки с использованием . В бюджетных мониторах применяются более дешёвые, низкочастотные ШИМ , которые создают мерцания диодов. Скорость затухания света в диоде значительно выше чем в лампах , именно поэтому у LED подсветки это более заметно . В таких мониторах лучше соблюсти золотую середину между минимальной яркостью и началом видимого мерцания светодиодов.

Если вы имеете какие то проблемы с утомляемостью глаз , то лучше поискать монитор с CCFL подсветкой, либо LED монитор с поддержкой 120 Гц . В 3D мониторах, используются боле высокочастотные ШИМ регуляторы, чем на обычных. Это касается как LED подсветок, так и CCFL .

Так же, чтобы глаза меньше уставали, можно настроить монитор на более мягкие и тёплые тона. Это поможет вам работать за компьютером больше времени и поможет глазам лучше «переключаться» на реальный мир.

Не стоит забывать, что монитор должен быть строго на уровне глаз и стоять устойчиво, не раскачиваясь из стороны в сторону.

Есть миф , что более качественные матрицы дают меньшую усталость для глаз. Это не так, матрицы никоим образом не могут на это влиять. На утомляемость влияет лишь интенсивность и качество реализации подсветки монитора.

Выводы.

Повторим ещё раз самые главные характеристики, на которые стоит обращать внимание при выборе монитора для себя.

Одной из самых главных характеристик телевизора при выборе является значение контрастности изображения на экране телеприемника. Если вы выбираете телевизор по качеству картинки, то обязательно обратите внимание на значение контрастности у разных моделей.

По определению контрастность равна отношению яркости в самой светлой точке экрана к яркости точки, где самое тёмное изображение. Другими словами уровень белого делим на уровень черного и получаем контрастность. Только вот значения этих уровней можно получить только при специальной проверке телевизора с применением специализированных приборов. Поэтому простому пользователю приходится верить или производителям или различным обзорам на сайтах, где тестируют телевизоры. Кому больше доверять и как проверяют контрастность, и поговорим дальше.

Мы сказали, что контрастность одна из самых важных характеристик телевизора. Поэтому производители стараются максимально повысить это значение для улучшения продаж. Производитель может в лаборатории измерить яркость пикселя, при подаче сигнала, который никогда в реальных условиях не используется. Затем измерить яркость этого пикселя при отсутствии сигнала, что невозможно при обычном просмотре. После этого высчитывается значение контрастности. И вот значения, измеренные в таких условиях, и попадают в паспорт изделия. Из-за этого и видим сегодня, что значения контрастности многих телевизоров просто зашкаливают. Все это возможно, потому что в мире нет обязательных правил по измерению контрастности дисплеев.


большая контрастность

Разделяют статическую (естественную) и динамическую контрастность . Естественная контрастность зависит только от возможностей дисплея, а динамическая получается в результате применения дополнительных технологий.

Статическая контрастность измеряется по яркости точек в одном сюжете (самой яркой и самой темной). При измерении динамической контрастности используются технологии для её завышения. Сам телевизор при воспроизведении видео регулирует контрастность в зависимости от сюжета, который в данный момент показан на экране. То есть регулируется подсветка в жк матрице. При показе яркого сюжета световой поток от подсветки увеличивается. А когда сюжет меняется на темный (ночь, темная комната и т.д.), то и подсветка начинает уменьшать свой световой поток. Получается, что на ярких сценах из-за увеличения света от подсветки значение уровня черного плохое, а на темных сценах уровень черного хорош, но световой поток уменьшится. Нам это тяжело заметить, потому что на ярких сценах и подсвеченный черный кажется полностью черным. А на темных сценах яркость светлых объектов кажется достаточной. Такая особенность человеческого зрения.

Такая схема управления подсветкой увеличивает контрастность, хотя и не настолько как заявляют производители. И действительно многие телевизоры с динамической контрастностью выигрывают по качеству изображения у аппаратов, которые не имеют такой схемы регулировки.

Но все равно дисплеи с высокой естественной контрастностью будут цениться выше. Это можно продемонстрировать, если вывести на экран картинку, где будет изображен белый текст на черном фоне. У экрана с высокой статической контрастностью текст действительно будет белым, а фон будет черным. А вот дисплей с высокой динамической контрастностью если и покажет черный фон, то буквы будут уже серыми. Поэтому и при воспроизведении обычного видео на экране с повышенной естественной контрастностью картинка буде максимально приближена к реальному изображению. Например, на фоне вечернего неба будут яркие уличные фонари. А на фоне дневного яркого неба черная машина действительно будет черной. Такое изображение мы видим в кинотеатрах.

Максимально реальным, по контрастности , изображение было на экранах кинескопных телевизоров. Но с приходом эры HDTV эти телеприемники уступили свое место на рынке другим аппаратам. Сегодня значения высокой естественной контрастности достигаются при использовании домашних проекторов LCOS. Первое место среди этих устройств занимают аппараты фирмы JVC со своей версией D-ILA. Далее можно отметить Sony с технологией SXRD. На третье место уже можно поставить плазменные телевизоры.

Производители жк телевизоров внедрили в последние годы несколько технологий для достижения того уровня контрастности, которая возможна в других моделях. Наилучшие результаты в повышении контрастности дает применение светодиодной подсветки с локальным затемнением. При этом невозможно регулировать подсветку каждого пикселя и не происходит управление каждым светодиодом в отдельности, но все равно результат получается хорошим. Но производители отказались от самого эффективного вида подсветки, когда светодиоды расположены по всей площади экрана. Такое производство оказалось дорогим. Сегодня в основном используется так называемая боковая подсветка. Здесь светодиоды располагаются сверху и снизу. Для боковой подсветки так же разработаны схемы локального затемнения. Телевизоры с такой подсветкой показывают достаточно хорошие результаты по значению контрастности.

Во время выбора телевизора в магазине оценить качество контрастности дисплея тяжело . Мешает внешнее яркое освещение, экраны могут иметь разное покрытие: антибликовое или глянцевое. В паспорте не всегда написано правдивое значение контрастности, потому что производители его измеряют в лабораториях и при подаче на экран специальных сигналов. Даже прочитав несколько обзоров в Интернете не всегда понятно, какое настоящее значение контрастности. Ведь каждый меряет его по-своему.

Есть несколько методик измерения контрастности . Подают на вход сначала черное поле и замеряют яркость, а затем – белое поле и замеряют яркость. Получается хорошая контрастность, но при реальном просмотре никогда не будет полностью белой или полностью черной картинки. При это еще и при показе обычного видеосигнала в телевизоре включается видеообработка, которая так же вносит свои изменения. Более правдивые показания дает тест по методу ANSI, когда на экран подается шахматное поле с белыми и черными полями. Это больше соответствует обычному изображению. Но при этом белые поля будут влиять на измерения значения яркости черных полей. Так что единого правильного метода измерения контрастности нет.

Так что рекомендации по выбору телевизора с хорошей контрастностью остаются те же. Если вы будете смотреть в основном кино в затененной комнате, то лучше всего подойдет плазма. В освещенной комнате хорошие результаты покажет LCD телевизор со светодиодной подсветкой из-за своей большой яркости. Между этими моделями можно поставить жк телевизор при наличии запаса по светоотдачи. И нужно запомнить главное, любой телевизор нуждается в правильной настройке. Отрегулируйте правильно яркость и контрастность аппарата для получения максимально качественного изображения.

Дополнительно:

Говоря о контрастности проектора, прежде всего следует разделять контрастность самого устройства и контрастность изображения .

К примеру, для тестирования проектора мне нужно измерить контрастность самого устройства, а при построении домашнего кинотеатра нужно знать контрастность изображения, которая складывается не только из контрастности проектора. В общем, есть несколько способов измерять контрастность, и различия между ними не всегда очевидны и интуитивны.

Что такое контрастность?

Снова затянутое введение...

Говоря об изображении, контрастность - это отношение яркости белого к яркости черного.

Если уж быть педантичным, то «яркость» изображения (измеряется в фут-ламбертах или нитах) замеряется с экрана, а есть еще световой поток (люмены) или освещенность (люксы), при измерении которых измерительный прибор направлен на проектор.

Все эти параметры можно использовать для определения контрастности, но у каждого своя специфика, о которой чуть позже.

Главное пока - понимать принцип, что мы делим «самое яркое» на «самое темное» - и получаем контрастность. Высокая контрастность означает высокую максимальную яркость при «глубоком уровне черного». Низкая контрастность - это когда черный цвет похож на серый, а белый при этом недостаточно ярок.

Особенности нашего зрения таковы, что существует некий полный диапазон яркостей, воспринимаемый глазом с адаптацией, а есть диапазон яркостей, воспринимаемый без адаптации. К примеру, есть такая история, что пираты якобы использовали глазную повязку для того, чтобы, ворвавшись в трюм, иметь один глаз, уже подготовленный к темным условиям. Другими словами, глаз совершенно точно не способен одновременно охватить диапазон яркостей, который включал бы темноту трюма и яркое карибское солнце на палубе - нужна адаптация.

Для создания контрастной сцены у проектора, нам, слава богу, не обязательно слеплять зрителя, хотя это и предполагается стандартами HDR/UltraHD. Для привычного всем SDR вполне достаточно повторить тот диапазон яркостей, который воспринимался бы глазом, как «контрастный» без адаптации. Тут стоит напомнить, что SDR предполагает, что 100% белый - это цвет, на фоне которого вы в данный момент читаете этот текст, а не ослепляющий свет какого-нибудь прожектора или солнца пустыни в лицо зрителю.

Я мельком поинтересовался вопросом относительно чувствительности глаза. Есть мнение, что без адаптации глаз воспринимает, говоря языком фотографов, «от 10 до 14 стопов», что по идее должно соответствовать контрастности (отношение яркого к темному) от 1024:1 до 16384:1 (правда я не знаю, в каких именно условиях).

1024:1 обычно - не проблема для DLP проектора для дома начального уровня, ну а 16000 и более - это точно топовый сегмент, хотя и далеко не предел возможностей проекторов. В общем, в создании контрастной картинки ничего запредельного нет.

Но сразу важное замечание. Если уж я, как бы, предлагаю «запретить глазу использовать адаптацию», то пусть и у проектора указанные уровни контрастности тоже будут «честными», или «нативными». Противоположность «нативной» - «динамическая» контрастность, которая достигается с помощью таких методов, как автоматическая диафрагма. Другими словами, динамическую контрастность мы не можем увидеть на одном изображении, а только последовательно - сначала на темной, потом на белой сцене. А «нативную» контрастность мы должны быть в состоянии увидеть на одной сцене.

Глубина черного

Если говорить об эффектах контрастности, то для начала можно отдельно упомянуть об эффекте яркости и глубине черного. Понятно, что яркость нужна, чтобы вы поверили, что находитесь на солнечном пляже, или что вода действительно бросает вам в лицо отблески. Особенно высокая яркость важна для того, чтобы нарисовать солнечную погоду...

Проблема в том, что при наличии яркого объекта глаз отстроится по нему и будет менее разборчив к черному. На яркой сцене даже «плохой черный» будет выглядеть черным, причем не только из-за адаптации глаза, но и психологически:

Получается, что мы берем два проектора с контрастностью, например, 2000:1. У одного будет глубокий черный, у другого - нет, но будет лишняя яркость. То есть, об уровне черного цвета стоит говорить отдельно от контрастности.

Это наводит на мысль, что у обладателя чрезмерно яркого проектора есть два простейших варианта: получать удовольствие от высокой яркости, жертвуя черным, либо снизить яркость, улучшая черный. Для классического HD контента существует рекомендованная яркость для изображения, которая в большинстве случаев достигается при световом потоке в 1000 люмен и меньше (в соответствующем режиме изображения). Если, предположим, проектор дает в точном режиме 2000 люмен, а размер экрана у вас 90 дюймов (то есть небольшой), то наверняка стоит озаботиться снижением яркости. У бюджетных проекторов одним из вариантов является режим лампы (нормальный/эко), а у топовых моделей для этого предусмотрена ручная настройка диафрагмы, либо точная регулировка яркости источника света - у «лазерников». Если вы - обладатель бюджетного проектора и желаете снизить яркость, то можно посмотреть в сторону серых экранов, либо даже попробовать прикрутить к объективу ND (нейтральный) фильтр. Впрочем, никаких точных рекомендаций дать не смогу.

ANSI контрастность

Переходим к измерениям.

ANSI контрастность измеряется с экрана проектора , то есть речь идет именно о его яркости . Чтобы измерить контрастность методом ANSI, на экран выводится тестовое изображение в виде шахматной доски (черные и белые квадраты). На данный параметр огромное влияние оказывают ряд факторов помимо способностей проектора:

  • свойства экранного полотна;
  • удаленность от стен и размер комнаты;
  • отсутствие фонового освещения;
  • качество затемнения стен и потолка и пр.

В связи с этим важно понимать, что ANSI контрастность используется для оценки не проектора, а домашнего кинотеатра , то есть, системы проектор + экран + комната.

Первое, что бросается в глаза при попытке отобразить черно-белую клетку в неподготовленном помещении - это то, что свет от белых клеток, отражаясь от потолка, возвращается на черные клетки, существенно ухудшая уровень черного и уровень контрастности. В большинстве фильмов именно одновременная глубина черного и яркость белого дают реалистичность картинки и эффект погружения, создают на качественном контенте впечатление объема, трехмерности. Поэтому ANSI контрастность - это именно то, что нужно для оценки домашнего кинотеатра.

Тем не менее, сравнивать проекторы с помощью ANSI контрастности сложно. Если автор сравнения готов поручиться, что все условия измерений останутся неизменны на протяжении тех лет, на протяжении которых он будет делать обзоры, то (наверно) можно и поверить на слово. Тем не менее, ANSI контрастность по версии одного обзорщика будет сложно сравнить с ANSI контрастностью другого обзорщика.

Почему же данный параметр настолько популярен при тестировании проекторов? Ответ в том, что он полностью исключает фактор динамической контрастности. Измеряя контрастность с помощью рисунка в виде шахматной доски, мы не даем проектору никакого шанса задействовать автоматическую диафрагму, которая способна увеличить контрастность в 100 и более раз, затемняя черный. Проекторы с лазерным источником света, к примеру, позволяют в любой момент полностью отключить свет, производя идеально черный цвет. Но это будет бесполезно при тесте на ANSI контрастность.

Full On/Off контрастность (полного включения/выключения)

Если ANSI - контрастность «одновременная», то Full On/Off - «последовательная», то есть, черный и белый измеряются по очереди . Это исключает влияние белого на черный и практически в любой темной комнате мы можем довольно точно измерить яркость черного и определить контрастность самого проектора , если измерительный прибор направлен на проектор (хотя существенной разницы по сравнению с измерением отраженного от экрана света быть тоже не должно).

Принципиальное значение при использовании данного метода является то, активированы ли у проектора автоматическая диафрагма или аналогичные методы усиления динамической контрастности (лампой, лазером). Если они включены, то черный цвет может оказаться в 100 и более раз темнее, и мы измерим динамическую контрастность . Если все это выключено, то мы получим нативную («честную») контрастность. В любом случае, мы должны быть на 100% уверены в том, используется ли «улучшение черного».

Какая контрастность указывается производителем?

Скорее всего, динамическая. Если нативная, то цифры покажутся слишком низкими. К примеру, когда у дорогого проектора указывается контрастность в 2000:1, то это, скорее всего, нативная контрастность.

Динамическая диафрагма полезна, если качественно реализована. Она также полезна производителю, поскольку позволяет указать в спецификациях любую контрастность. Что касается, собственно, правильности работы диафрагмы, то тут много неопределенности. К примеру, на какой яркости она начинает срабатывать? Или будет ли она включаться, если на экране есть очень маленький яркий участок? Есть масса нюансов, и диафрагмы дорогих проекторов обычно работают более незаметно и аккуратно.

Нативная контрастность проектора сильно зависит от режима цветопередачи. Наивысший показатель контрастности достигается обычно в самом ярком режиме, поскольку цветокоррекция и калибровка неизбежно снижают максимальную яркость , но яркость черного остается прежней.

Вот пример: в ярком режиме белый чуть зеленоват и, чтобы создать точный режим для просмотра кино, мы снижаем яркость зеленого, что дает нам в итоге правильный оттенок белого (нейтральный, бесцветный). В итоге яркость белого снизилась за счет потери лишнего зеленого, а яркость черного осталась прежней (сколько матрица проектора пропускала лишнего света, столько и пропускает). В итоге, режим, вроде как, предназначен для кино, а контрастность оказалась ниже, чем в ярком режиме, предназначенном для освещенного помещения.

Освещенное помещение

Помещения без подготовленных поверхностей существенно сказываются на уровне черного, но любой внешний свет его просто убивает. В связи с этим, если в помещении возможна засветка, производимый самим проектором черный (глубина черного) становится тем менее значим, чем ярче свет, а максимальная яркость - более значима. В итоге, у офисных и школьных проекторов, если они эксплуатируются при свете, все встает «с ног на голову». Контрастность проектора уже не важна (поскольку измеряется в темноте), а важна яркость, которая повысит уровень реальной ANSI контрастности.

Иногда под контрастностью в таких условиях понимается разборчивость (например текста). Минимальный уровень контрастности, дающий относительную разборчивость составляет примерно 4:1, хотя адекватным можно назвать изображение с контрастностью 7:1 или 10:1. У офисных проекторов особую важность имеет качество цветопередачи в наиболее ярких режимах, поскольку плохая цветопередача на максимальной яркости может вынудить пользователя переключиться в менее яркий режим, теряя контрастность/разборчивость.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что в освещенных помещениях черный можно считать потерянным, это не мешает создать красивое и красочное яркое изображение с акцентом на освещенные предметы.

Влияние экрана

Существует несколько способов, которыми экран может влиять на уровень черного. Говоря о самых бюджетных решениях, мы вряд ли уйдем далеко от выбора между обычным матовым и серым экраном. Последний в равной степени поглощает «белый» и «черный», в связи с чем пригоден только для того, чтобы убрать лишнюю яркость. В результате черный становится темнее, а белый… - тоже темнее. Если проектор обладает не очень высокой контрастностью, то этом может быть подходящим вариантом, если вы хотите использовать его в темном помещении.

Следующий уровень - экраны с отражательной способностью. В отличие от обычных матовых экранов, рассеивающих свет во все стороны равномерно, эти экраны обладают еще и небольшим «зеркальным эффектом», или «глянцевым эффектом» в том смысле, что отражают падающий на поверхность свет более направленно, по принципу «угол падения равен углу отражения». Поэтому угол обзора у этих экранов ниже, как и равномерность яркости. Зато падающий сбоку нежелательный свет они стремятся отразить не на зрителя, а «куда-то еще», вследствие чего уровень черного улучшается (особенно - в не идеальных с точки зрения домашнего кинотеатра помещениях). В качестве расплаты за это, зрители должны располагаться в более узкой зоне.

На переднем крае технологий - многослойные ALR (Ambient Light Rejection) экраны. Они более эффективно «съедают» боковую засветку, хотя и стоят существенно дороже - это явно не решение для бюджетного домашнего кинотеатра. Как правило, суть также сводится к тому, чтобы отразить или поглотить падающий сбоку свет и усилить свет, падающий со стороны проектора.

демонстрация эффекта от ALR экранного полотна CineGrey 5D

Гамма-коррекция

Гамма-коррекция - это то, что происходит с яркостью проектора между черным и белым. Другими словами, кривая отклика проектора на сигнал. Например, какой процент от максимальной яркости проектор выдаст, если на него подается команда «показать 10% яркости»? Ответ: не 10%.

В освещенном помещении требуется более резкий рост яркости у темных оттенков (теней), чтобы они были различимы и не сливались. Если использовать проектор, настроенный для освещенного помещения, в темноте, то детализация темных объектов окажется чрезмерно подчеркнутой, а изображение будет выглядеть неконтрастным . Для того, чтобы картинка выглядела контрастной и натуральной, гамма-коррекция должна быть настроена правильно. Подробнее про гамму можно почитать .

Заключение

Хотел лишь сказать, что тема является обширной и эта статья будет обновляться. Но пока это все. Спасибо за внимание!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то