Энергетические каналы ида пингала сушумна. Энергетические каналы человека (нади). Ида, Пингала и Сушумна

Нади - энергетические реки нашего тела November 26th, 2015

Йога и каналы энергии нади

У индийского мудреца однажды спросили: «Где Бог?» И ответ его был одновременно простым и сложным: «Он живет в дыхании внутри каждого вдоха».


Чтобы понять всю глубину этого высказывания, нужно смотреть дальше, чем просто дыхание на физическом уровне (кислород, углекислый газ и другие вещества, которые мы вдыхаем и выдыхаем). За пределами каждого вдоха, но при этом внутри него, находится прана, жизненная энергия, которая является в буквальном смысле основой жизни.

Одна из целей занятий йогой - управление этой энергией, ее использование для нашего физического, умственного и духовного развития. Чтобы научиться перенаправлять прану, давайте обратимся к более глубоким уровням сознания и тонкого тела.

К счастью, этот внутренний мир уже был исследован до нас первыми последователями тантры, которые смогли визуально отобразить многочисленные способы циркуляции энергии внутри человеческого тела. Те, кто достиг совершенства в практике тантры смогли обнаружить систему энергетических каналов, правильное функционирование которой делает человека энергичным, целостным и просветленным .

Санскритское слово «нади» имеет корень «над», означающий «поток», «движение», «вибрация». В самом слове отражается природа нади: течь подобно воде, искать путь наименьшего сопротивления и подпитывать энергией все на своем пути. Нади - это наша энергетическая оросительная система; по сути дела , мы и существуем лишь благодаря каналам нади.

В литературе имеются разные сведения о количестве каналов нади. Согласно многим тантрическим текстам, в теле человека содержатся 72000 нади, которые направляют прану в каждую клеточку организма (по другим источникам, их 300000 и больше). Одни каналы широкие, с интенсивным потоком энергии, а другие подобны тонкой нити . Когда энергия в каналах течет свободно и беспрепятственно, мы здоровы и энергичны, но если она ослабевает или блокируется , мы начинаем болеть на ментальном и физическом уровне. Для усиления движения праны эффективны занятия хатха-йогой, которые помогают активизировать поток энергии и устранить препятствия, мешающие его свободному движению.

Поскольку нади нельзя увидеть в микроскоп (впрочем, как и чакры - психоэнергетические центры, и прану, и другие элементы тонкого тела), современная медицина не относится к ним серьезно. Но классическая йога основана на реальности тонкого тела, работа с которым так же ваажн , как и развитие физического тела. К сожалению, сейчас делается акцент именно на гимнастический аспект йоги.

Ночь и день

У йогов вызывают особый интерес три нади: первый из них - сушумна (самый главный восходящий канал) - большая «река», текущая от основания позвоночника к макушке и последовательно проходящая все семь чакр. По этому каналу поднимается энергия кундалини шакти («сила спящей змеи»), а вместе с ней и высшее духовное сознание, которое она питает. Ее движение начинается у муладхары (корневой чакры) и заканчивается в ее истинной обители - в чакре сахасрара («тысячелепестковом лотосе»), в макушке головы. На тонко-энергетическом уровне сушумна-нади - это путь к просветлению.


Второй канал называют ида-нади, а третий - пингала-нади. Эти два канала (ида - левосторонний, а пингала - правосторонний) движутся по спирали вокруг сушумны подобно двойной спирали ДНК, пересекаясь друг с другом на каждой чакре. Если представить себе кадуцей, символ современной медицины, он имеет некоторое визуальное сходство со взаимодействием иды, пингалы и сушумны. В итоге все три центра сходятся в аджна-чакре («чакре управления»), которая расположена посередине лба между бровями.

Канал ида начинается и заканчивается слева от сушумны. Его называют еще «лунным каналом»; он прохладен и отвечает за эмоции и прошлое, и соотносится больше с женскими качествами человека. Для обозначения тонкой вибрационной природы ида-нади используется белый цвет.

Пингала-нади еще называют «солнечным каналом»; он начинается и заканчивается справа от сушумны. Этот канал теплый и стимулирующий, он контролирует все жизненно важные соматические процессы и соотносится с мужскими аспектами человеческой природы. Вибрационные качества пингала-нади обозначаются красным цветом.

Взаимодействие между ида-нади и пингала-нади можно сравнить с незримым парным танцем интуиции и разума, сознания и жизненной силы, левого и правого полушарий. В обычной повседневной жизни один из каналов нади всегда преобладает над другим. Каналы доминируют по очереди, но один из них обычно преобладает дольше и интенсивнее, чем другой. Свойства и проблемы характера, поведения и здоровья человека можно разбить на две группы: по типу ида-нади и по типу пингала-нади.

Люди с типом ида имеют «лунные» качества; они эмоциональны и заботливы, но им может не хватать упорства для прохождения интенсивной практики йоги. Такие люди могут обладать большим потенциалом, но они не проявят его в полной мере в земных делах или в духовном развитии, пока не разовьют свои качества пингала-нади. У людей пингала-типа больше развиты солнечные качества: они обладают задатками лидера, энергичностью и способностями к творчеству. Но если они не развивают свою ида-сторону, им может не хватать умиротворенности, способности к самосозерцанию и чувствительности, необходимых для духовного пробуждения.

Достижение баланса ида и пингала

Главная цель хатха-йоги - привести в равновесие энергию ида и пингала. Эта задача настолько важна, что само слово «хатха» символизирует этот баланс энергий. Его буквальное значение на санскрите - «мощный», но при этом оно состоит из двух слогов «ха» и «тха», которые являются семенными мантрами (биджа-мантрами) с тайным смыслом и силой. «Ха» обозначает солнечные качества, жизненную силу - пингала; «тха»- разум и лунные качества ида-нади. Уравновешивание солнца и луны, пингала и ида способствует пробуждению и подъему кундалини, а вместе с ней - и развитию высшего сознания. Более того, некоторые направления йоги считают, что до тех пор, пока есть преобладание одной из энергий - ида или пингала, канал сушумна остается закрытым, а энергия кундалини продолжает оставаться в спящем состоянии.

Самым эффективным методом уравновешивания ида и пингала является Нади Шодхана (буквальный перевод с санскрита - «очищение нади»), практика дыхания через нос с чередованием ноздрей. В основе этого метода лежит прямая связь ида-нади с левой ноздрей, а пингала-нади - с правой.

Отличный способ восстановления баланса между двумя нади - сделать несколько циклов пранаямы после практики асан, на тот случай, если во время асан вы непреднамеренно нарушили баланс энергий.

Практика Нади Шодхана - очищения энергетических каналов.

Примите удобную медитативную позу. Сожмите в кулак правую руку, затем отставьте в сторону безымянный палец и мизинец. Положите подушечку большого пальца на правую ноздрю, а подушечки безымянного пальца и мизинца - на левую. Зажмите безымянным пальцем и мизинцем левую ноздрю, а правой ноздрей сделайте полный выдох. Затем сделайте полный вдох, закройте правую ноздрю большим пальцем, откройте левую ноздрю и сделайте через нее полный выдох. После этого сделайте вдох, закройте левую ноздрю пальцами, откройте правую ноздрю и выдохните через нее. На этом заканчивается один цикл Нади Шодхана.

Помимо использования Нади Шодхана, для баланса ида и пингала можно делать некоторые асаны. В начале занятия сядьте и понаблюдайте за своим дыханием, чтобы определить, какая ноздря и, соответственно, нади является доминирующей. Если вам трудно это определить, сделайте несколько циклов дыхания с чередованием ноздрей - так вам будет сразу понятно, в какой стороне дыхание более свободное и в какой - затрудненное. Если доминирует левая ноздря, то «включена» энергия ида, и для активизации пингала-нади есть смысл сосредоточиться на энергичных, бодрящих асанах: прогибах назад, скручиваниях, перевернутых позах и асанах, выполняющихся стоя. Если доминирует правая ноздря, то рекомендуется заняться сидячими асанами и наклонами вперед: их спокойная, охлаждающая энергия усилит ида-нади.

По сути, контролировать энергии ида и пингала можно в каждом занятии йогой : в перерыве между позами понаблюдайте над тем, какая энергия преобладает в вашем дыхании. Также наблюдайте за своим настроением; вы заметите, что его перемены тоже тесно связаны с преобладающей энергией нади.

Вы активны и взволнованы (пингала-нади) или спокойны и внимательны (ида-нади)? Путем такого наблюдения вы поймете, какие позы активируют тот или иной вид энергии нади, и какие из них наиболее эффективны для вас в достижении физического и эмоционального равновесия. Со временем вы сможете лучше разбираться в своем состоянии, добьетесь прогресса в практике йоги и создадите основу для духовного роста.

Из всего состава тел многомерной анатомии человека наиболее изучены наукой физическое и эфирное тела.

Основной вклад в изучение структурных элементов эфирного тела внесли индо-тибетская, китайская, японская ветви восточной медицины, западноевропейская медицинская электропунктура (основоположник Р. Фолль). Эфирное тело со всеми его образованиями, как и весь тонкоматериальный каркас, окружающий физическое тело, представляет собой чрезвычайно сложный объект. Естественно, каждая эзотерическая традиция описывает его как бы с разных сторон и ни одна полностью, что, по-видимому, и невозможно.

Автор сделала попытку это огромное количество разрозненных описаний свести к более или менее стандартизированной общей схеме, максимально приблизив ее к схеме практической реализации, необходимой для р/э исследования. Для этой цели нам необходимо четко представить основные структурные элементы, из которых состоит эфирное тело, а затем модель взаимодействия их между собой. Сама практика р/э работы над эфирным телом представлена в , .

Если панорамно представить эфирное тело, контур которого точно повторяет контуры физического тела, то прежде всего мы увидим густую сеть каналов, пронизывающих буквально все эфирное тело. Их насчитывается по разным источникам от 64000 до 72000. Они были обнаружены интравер-тными методами (ясновидение, яснослышание и др.), подробно изучались индо-тибетской медициной, где им было присвоено название «нади» (поток). Открытие новых мелких каналов и поиски методов воздействия на них с лечебной целью продолжаются до сих пор (корейская ветвь - Су Джок).

Можно ли увидеть какие-то топографические закономерности в ходе этих каналов? Оказывается можно. Для этого нам нужно рассмотреть спинной мозг в разрезе. Если рассмотреть поперечное сечение спинного мозга на разных уровнях, мы обнаружим серое вещество, в поперечном сечении похожее по форме на лотос, а восходящие и нисходящие пути нервных волокон соответствуют как раз ходу мелких каналов (нади), циркулирующая энергия которых контролирует физиологические функции определенных частей тела . Циркулирующая по каналам (нади) энергия считается в индо-тибетской эзотерической традиции первичной космической энергией, имеющей две составляющие: жизненная энергия прана и ментальная энергия манас-шахти - энергия управления (информационная). Жизненная энергия прана, контролирующая все жизненные процессы в организме, имеет разные названия: ЧИ или ЦИ у китайцев, КИ - у японцев. В переводе на язык современной физиологии жизненная энергия выступает в роли регулятора молекулярных процессов в физическом теле. Напомним, что биоэнергетика живой клетки (свободная энергия, выделяемая при гидролизе АТФ) в западноевропейской науке так и рассматривается как результат молекулярных процессов; жизненная энергия (прана, ЧИ, ЦИ, КИ) регулирует эти молекулярные процессы.

В сети огромного числа каналов (нади), по которым циркулирует жизненная энергия, выделяют три важнейших: Сушумну, Иду, Пингалу .

Сушумна - центральный канал, проходящий вдоль позвоночника, представляет собой полую трубку, внутри которой есть еще три концентрические трубки, каждая последовательно тоньше предыдущей . Это строение для нас очень важно для дальнейших р/э исследований степени засорения этих каналов и определения степени их нормального функционирования. Этот проход, или тоннель из тонкой энергии, связывает сферу бессознательного со сверхсознанием. Как это происходит?

Чтобы понять этот процесс, необходимо рассмотреть совместную работу каналов Сушумны, Иды и Пингалы (проходящих параллельно Сушумне) и энергетических центров (чакр), расположенных вдоль позвоночника. Ида и Пингала, начинаясь, так же как и Сушумна, у основания позвоночника, поднимаются вверх в виде переплетающихся спиралей и заканчиваются: Ида - в левой ноздре, Пингала - в правой . Ида представляет собой отрицательно поляризованный по отношению к Сушумне поток Инь энергии (лунный, пассивный, женский). Пингала - положительно поляризованный поток Ян энергии (солнечный, жизненный, активный, мужской). На физическом уровне каналы Ида и Пингала контролируют физиологические функции вегетативной нервной системы (ВНС), ее два отдела: симпатический отдел (Ян), управляющий всеми процессами возбуждения в организме, и парасимпатический отдел (Инь), управляющий всеми процессами торможения в организме.

Сушумна контролирует физиологические функции центральной нервной системы (ЦНС).

Среди символических фигур, которыми пользовались для толкования структуры человека , особое значение имеет кадуцей (это греческое слово означает «посох вестника»). Символ кадуцея известен с глубокой древности, но только истинные Посвященные знали его сокровенное значение. Только они владели наукой о кадуцее, наукой Древа Жизни, и умели пользоваться ею в своей жизни.

Этот символ включает в себя изображение двух змей, обвивших посох. Две змеи представляют два потока космической жизни: любовь и ненависть. Эти вибрационные потоки обвивают мировую ось, приводя в движение весь мир, поскольку начало любого движения есть притяжение или отталкивание. Однако и сам человек является живым кадуцеем. Если рассмотреть кадуцей в аспекте применимости к человеческому организму, то получим, что посох - это позвоночный столб, а две змеи представляют собой два потока (канала), положительный и отрицательный, по которым энергия циркулирует вдоль позвоночника. Энергетические каналы называются нади. Слово нади происходит от санскритского корня над - «движение». Нади - это каналы, по которым движется жизненная сила прана и передается знание.

Физическое тело пронизано бесчисленными нади. К нади относятся и грубые физические нервы, и вены, артерии и лимфатические узлы, известные современной медицине, но мы будем говорить только о тонких нади. Есть очень тонкая связь между нади и умом, телом и умом, умом и праной, между праной и кундалини шакти. Огромное значение в йогической практике уделяется очищению ума, тела и нади. Очищение нади - важнейший процесс на начальных ступенях йоги, ибо засоренность каналов мешает правильному функционированию праны и препятствует поднятию кундалини. Очищение осуществляется медитацией, пранаямой, мантрами, правильной диетой и другими способами в зависимости от типа нади. В йогической практике используется главным образом четырнадцать основных нади, важнейшими из которых считаются ида, пингала и сушумна. Главным каналом из трех является сушумна; ей подчинены все остальные.

СУШУМНА
Сушумна нади расположена внутри позвоночного столба, на месте, соответствующему внутреннему спинномозговому каналу. Сушумна исходит из муладхара чакры и поднимается к двенадцатилепестковому лотосу в «околоплоднике» тысячелепесткового лотоса, сахасрары чакры. Эта нади разделяется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до аджны чакры,расположенной на уровне межбровья,и присоединяется к брахма-рандхре. Другая ветвь идет по задней стороне черепа и присоединяется к брахма-рандхре. Это пустое пространство также называется брахмара-гупха (пещерой шмелей) и андха-купа (глухой колодец, илидесятые врата). У новорожденного можно почувствовать пульсацию в темечке, после шести месяцев это мягкое место закрывается. И его можно открыть впоследствии только с помощью особой практики лайа-йоги, свара-йоги, крийа- йоги или нада-йоги. В священных писаниях говорится, что если йогин покидает свое тело через десятые врата, он освобождается от цикла рождения и смерти. Некоторые йогины следуют особой практике, подготавливая десятые врата таким образом, чтобы их последнее дыхание перенесло душу через эти врата к освобождению. Настоящий ученик, желающий освобождения, будет работать с задней ветвью сушумны. Другая особенность сушумны состоит в том, что она не связана со временем. Если йог с помощью медитации утверждается в аджне чакре и поднимает прану в область брахма-рандхры, он пребывает вне времени. Смерть не может коснуться его. Но телесного бессмертия достичь труднее, чем освобождения. Перед смертью у всех человеческих существ работает сушумна-дыхание, отчего обе ноздри работают одновременно. Говорится, что смерть невозможна, если ида и пингала работают вместе. У обычного человека проход в сушумну закрыт. Когда человек практикует йогу, проход открывается. Это отверстие - врата к освобождению. Кундалини поднимается к сахасраре по самому тонкому каналу сушумны. Согласно тантрическому тексту «Лалита Сахасранама», сушумна состоит из четырех оболочек. Внутри огненно-красной тамасичной сушумны находится сияющая раджасичная ваджра нади. Внутри важдра нади находится палевая нектароподобная саттвичная читра, или читрини нади. Первая - огненноподобная, вторая - как Солнце, третья - как Луна. Вход в читра нади называется брахма-двара «врата Брахмана». Через нее кундалини шакти восходит к высшей обители - манас чакре, лалане чакре или сома чакре, где встречаются Шива и Шакти. Внутри читра нади проходит брахма нади, путь пробужденной кундалини. Муладхара чакра - место слияния трех главных нади - называется юкта тривени. Начиная с муладхары, они встречаются в каждой чакре. В аджне чакре нади сплетаются и образуют «узел», называемый мукта тривени (мукта - «освобождение»). При разделении потоков ида заканчивается в левой ноздре, а пингала - в правой. Читра и ваджра нади относятся к мановаха-нади. Сушумну также называют Сарасвати нади и Брахма нади. Однако это неправильное отождествление, ибо сушумна является таким каналом, в котором есть и другие тонкие нади, и сарасвати представляет собой дополнительную нади сушумны, протекающую у нее по левой стороне.

ИДА
Ида нади - это левый канал. Ида представляет собой лунный поток, она женственна по природе, питающая и очищающая. Поэтому ее также называют Ганга. В свара-йоге (йоге звука) она символизирует «левое дыхание», то есть дыхание, протекающее главным образом через левую ноздрю. Согласно тантрам, левое считается магнетическим, женственным, эмоциональным по природе. В практике пранаямы, за исключением сурья бхедана пранаямы, вдох (пурака) начинается с левой ноздри. Это возбуждает иду нади, ибо ида начинается от левого яичка и заканчивается в левой ноздре. Особое дыхание через левую ноздрю приводит в возбуждение иду нади, и она своим влиянием очищает элементы тела.Рекомендуется выполнять действия, ведущие к улучшению благосостояния, в то время, когда функционирует ида. В системе сурья-йоги практикующий обычно поддерживает левую ноздрю открытой в течение дня, чтобы сбалансировать солнечную энергию, поступающую в дневные часы. Ида нади саттвична по природе, и поддерживая ее работающей в течение дня (время преобладания раджасичной энергии), можно увеличить саттву, тем самым, обретая благость, гармонию и умиротворение. Ида приносит мозгу энергию. Она расположена на левой стороне меру данды, и ее неправильно отождествлять с цепью ганглий, связанных нервными окончаниями со спинным мозгом.

ПИНГАЛА
Пингала нади - это правый канал. Она также называется Ямуной. Этот канал мужской по природе и является обителью разрушающей энергии. Пингала также очищающая, но ее очищение огненное. В свара-йоге пингала представлена как «правое» дыхание, то есть протекающее через правую ноздрю. Правое - это электрическое, мужское, вербальное и рациональное по природе. Пингала нади придает активность телу. Сурья бхедана пранаяма - это дыхание, увеличивающее выносливость, жизненную силу и солнечную энергию. Эта пранаяма - исключение в йогической практике, так как в ней вдох начинается через правую ноздрю. В свара йоге утверждается, что пингала нади делает мужское «чисто мужским», а ида делает женское «чисто женским».Дыхание через правую ноздрю рекомендуется для физической деятельности, дискуссий, споров, состязаний. Для поддержания гармонии в организме свара-йога предписывает держать открытой правую ноздрю в ночное тамасичное время, когда солнечная энергия менее влиятельна. Активизируя иду днем, а пингалу ночью, можно увеличить жизненную силу и продолжительность жизни. Пингала более активна в период уменьшающейся Луны.

ПЯТАЯ
чакра, шейный центр, находится в основании шеи. Он управляет шеей, горлом и голосовыми связками. Когда эта чакра пробуждается, мы обнаруживаем качества глубокого покоя и чувство расширения сознания.

Мы говорим о ШЕСТОЙ чакре, как об имеющей два “полюса”. Один полюс — располагается в точке между бровями, в духовном глазе. Это место
просвещения, интуиции, радости и .

Другой полюс располагается в медулле облонгате, у основания мозга. Он регулирует дыхание, и это первичная точка входа праны (жизненной силы) в тело. Это также местоположение личности, маленького “я”, и, следовательно, этот полюс связывается с качеством отдачи себя

Фактически, каждая чакра имеет два полюса, подобно магниту. Но полюса шестой чакры такие четкие, что мы можем думать о них как о двух различных чакрах.

СЕДЬМАЯ чакра, или коронная, располагается на макушке головы. Это — место единения с Божественным, слияние маленького “я” с высшим “Я”, окончательная цель всего духовного поиска.

Учил, что для достижения этой цели,
мы должны сначала собрать всю нашу жизненную силу в духовный глаз, поэтому все дальнейшие рекомендации по раскрытию чакр будут акцентироваться на усилении магнетизма в точке между бровями.

Каждая чакра работает с конкретной вибрацией энергии, вибрацией, которая может выражаться или положительно или негативно. Под “положительно” и “негативно” следует понимать не как “хорошо” и “плохо”, а как о положительном и отрицательном полюсе магнита. Различие является просто вопросом направленности.

Положительное направление помогает нам осознать нашу истинную природу, как детей Бога. Отрицательное направление уводит нас прочь от этого, заставляя все более идентифицироваться с вещами этого мира».

Аудио из видео про чакры с небольшим дополнением:

У каждой из чакр есть эмоционально-психологическая составляющая, и также каждая из чакр связана с определённой стихией.

Больше представления о свойствах чакр можно получить из этой таблицы:

Все направления йоги, начиная с настоящей все истинные духовные пути так или иначе работают над тем, чтобы активизировать положительные качества чакр и перенаправить текущую из них энергию внутрь и вверх.
В современном западном мире множество занимающихся йогой людей, особенно в направлениях кундалини йоги и Крийя йоги практикуют множество механических физических и дыхательных упражнений с целью раскрытия чакр и поднятия кундалини.

Как говорил великий Йог Вивикананда:

«Занимайтесь йогой в любом случае, даже если вы погибните на этом пути, то данное стремление позволит вам вновь родиться в хороших для практики условиях и вы продолжите уже более мудро».

Однако, чтобы не делать долгую паузу на мучительные годы роста сознания в младенческие годы, лучше сразу всё сделать правильно.

А правильным является максимально осторожный подход к работе с чакрами.

Эфирно-астральнео тело, чакры и кундалини — это реестр в компьютере. Ребенок может бить по клавишам, компьютер зависнет, но, перезапустив его, мы сможем продолжить на нём работать. Физическое тело может стерпеть пьянки, гулянки и вредные продукты, просто вместо 150-ти лет проживёт 70, но если неосторожно заменить в реестре 0 на 1, компьютер может уже и не перезапуститься. В мире йоги достаточно людей повредило своим физическим телам неправильной хатха-йогой, но что гораздо хуже: в мире йоги и эзотерики достаточно тех, кто столкнулся с более с , некоторые оказались в сумасшедшем доме, другие раньше срока покинули тело.

Самой лучшей гарантией безопасности на духовном пути является , с которым человек старается усилить сонастройку. Это должен быть уже реализованный Мастер, к которому вы, как ученик, испытываете и доверие.

Без вышеназванного условия применять техники по очищению и раскрытию чакр я не рекомендую, даже если это десять раз модно и все современные «йоги» так делают.

Для тех же, у кого есть истинная устремленность к Богу и преданность гуру, какие-то специальные техники по раскрытию чакр могут и не понадобиться, и концентрация на Боге, на гуру — это самая мощная техника йоги по очищению чакр, по их активизации и по поднятию кундалини.

На какой бы стадии своего духовного пути вы не находились, вам всегда пригодиться как можно более ясная , как можно боле глубокая и мощная , притягивающая . Как раз этим составляющим успеха и надо уделить как можно больше внимания.

Лучше сделать акцентом проработку , это может выглядеть и дольше, но даст гораздо более надежные и безопасные гарантии по раскрытию и очищению чакр.

Будьте мудры, мой дорогой читатель, и до встречи в реальности йоги.

Очень хорошая медитация, лучше объясняющая тему чакр:

И так же о чакрах и свойствах чакр очень интересно рассказывает в этом видео:

| Ида и пингала

Ида и Пингала

«Из 72 000 нади тела, две - ида и пингала, важные, остальные бесполезные. Лишь сушумна содержит Самбхави-Шакти». Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.18)


Существует четырнадцать главных нади, связанных с Кундалини, расположенной в центре. Их названия — ида, пингала, сарасвати, варуни, пуша, хастиджихва, яшасвини, вишвадхари, куху, шанкхини, паясвини, аламбуша и гандхари.


Из них считается поддерживающей вселенную и ведущей к Освобождению. Расположенная в задней части ануса, она связана с позвоночником и простирается до макушки головы, будучи невидимой, тонкой и сияющей. Слева от сушумны находится ида, а справа — пингала .


Луна движется в иде, а солнце — в пингале. Луна имеет природу тамаса, а солнце — раджаса. Солнце источает яд, а луна — нектар. Они направляют время, а сушумна поглощает его.

Позади и рядом с сушумной находятся сарасвати и куху соответствен но. Между яшасвини и куху находится варуни. Между пушей и сарасвати находится паясвини. Между гандхари и сарасвати находится яшасвини. В центре пупка — аламбуша.

Перед сушумной находится куху, который простирается на длину генитального органа. Выше и ниже Кундалини находится варуни, который простирается повсюду. Яшасвини, которая прекрасна, доходит до больших пальцев ног.

Пингала идет вверх к правой ноздре. Паясвини идет к правому уху. Сарасвати идет к верхней части языка, шанкхини — к левому уху, а гандхари начинается позади иды и идет к левому глазу. Аламбуша идет вверх и вниз из корня ануса.


От этих четырнадцати нади простираются другие малые нади; от них, в свою очередь, простираются другие нади, а от них все остальные; так это следует понимать. Как лист фикуса и других деревьев пронизан тончайшими волокнами, так и это тело пронизано нади».
«Шандилья упанишада» (1.15)

Человеческое тело опутывает тонкая сеть невидимых энергетических каналов — нади. Корень «над» означает «поток». Нади пронизывают и питают праной физическое тело от пальцев ног до макушки. Согласно «Хатха-йога-прадипике» и «Горакша паддхати» число нади семьдесят две тысячи. Главные из них — ида, пингала и сушумна.


Сушумна, ида, пингала, гандхари, хастиджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, называют каналами «десяти ворот». Они относятся к каналам астрального тела (манаваха-нади).


Солнечный и лунный потоки () находятся справа и слева от центрального канала. Поднимаясь из , они пересекаются с сушумной в точках чакр, соединяясь в (в месте, именуемом «мукта-тривени»). От аджна-чакры идут к ноздрям и заканчиваются там (см. рисунок).

«Слева — ида. Обвиваясь вокруг сушумны, она идет к правой ноздре.

Справа — пингала. Обвивая вокруг сушумну, она идет к левой ноздре».

«Шива Самхита» (2.25 — 26)

«Три потока встречаются у рта брахмарандры. Омовением в этом месте йогин достигает Освобождения». «Шива Самхита» (5.131)

Насколько ветры двигаются по боковым каналам, настолько человек ограничен телом, пространством и временем.

«Солнечная энергия пронизывает солнечную нади, а лунная — лунную нади. Тот, кто овладел этим процессом, властвует над тремя мирами».

«Шива Свародайя» (67)

Каналы ида и пингала являются проекциями двух фундаментальных энергий вселенной в человеческом теле.

«Чандра или лунный поток олицетворяет женский принцип, а сурья или солнечный поток — мужской принцип. Знайте, что луна — это Шакти, а солнце — Шива. Когда активна ида, лучше совершать спокойную работу».

«Шива Свародайя» (60)

Левый канал является воплощением женской энергии луны, правый воплощает собой мужскую энергию солнца.

«Когда активна пингала, совершайте грубую и тяжелую работу, но когда активна сушумна, благоприятно совершать действия, ведущие к бхакти (преданности) и мукти (Освобождению)».

«Шива Свародайя» (61)

Во время активной пингалы следует выполнять практики с опорой на усилие. Когда активна ида, благоприятна практика самоотдачи, устранения усилия, безусильного созерцания.

«В течение первых трех дней двух светлых недель активизируются лунные потоки нади. Затем происходит чередование, и в первые три дня темных двух недель активизируются солнечные потоки нади. И опять чередование. Вам необходимо знать время возрастания свары». «Шива Свародайя» (62)

Работа левого и правого каналов строго связана с лунными фазами.

Ида

«Левая нади подобна нектару, питающему целый мир. Поток левой нади дарит сиддхи». «Шива Свародайя» (57, 58)


Ида — это канал силы ума (манас-шакти).


Тусклого цвета, подобного луне, ида начинается в левом яичке и заканчивается в правой ноздре. Женский лунный канал ида очищает и насыщает тело животворной энергией, поэтому во всех пранаямах (кроме сурья-бхеды-пранаямы) вдох всегда начинают с левой ноздри. Нектар белой бинду, падающий вниз из сома-чакры, разделяется на две части. Первая идет по лунному каналу, вторая — по центральному каналу, солнце (красная капля) в пупке поглощает этот нектар.

Согласно свара-шастрам, йогин в светлое время суток должен держать иду активной для равновесия с пингалой . По левому каналу движется мягкая саттвичная кармическая прана, поэтому во время активности иды благоприятно занятие созерцанием. Ида активна на растущей луне во время восхода и заката в течение девяти дней. Божество иды — Луна.

Пингала

«Правая нади, обладающая свойством движения, всегда творит мир».

«Шива Свародайя» (57)

Пингала — это канал активной энергии (прана-шакти). Пингала красного цвета, подобного солнцу, содержит в себе яд, грубую нечистую энергию (клеша-прану). Божество правого канала — Солнце.


Йогин должен сохранять пингалу активной ночью для долголетия и здоровья. Пингала — активный раджасический канал. Пингала проявляется как манаваха-нади и пранаваха-нади.

Пингала
доминирует на убывающей луне девять дней во время восхода и заката.


Корень пингалы — в , она выходит с правой стороны и поднимается по спирали вверх вдоль позвоночника, пересекаясь с идой в чакрах и заканчиваясь в корне левой ноздри. Управляет правой стороной тела.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то