Информационная культура младшего школьника. Формирование информационной культуры школьников, осваивающих фгос. Формирования информационной культуры учащихся

В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в образовании. Основной задачей современной школы является – не «заставить выучить, а помочь развиться». Новая школа и новый учебный процесс обозначают необходимость внедрения новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Основными источниками информации являются: наблюдение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер, общение.

С самых первых уроков в школе ученики наблюдают за каким-либо объектом. Так, например, на уроке математики, выявляя сходство и различие божьих коровок, дети замечают, что у одной из них только 5 ножек, а у других – 6. Выясняется, сколько же ножек у божьей коровки, к какому классу животного мира она относится, у всех ли насекомых такое же количество ножек. Таким образом, получение информации произошло непосредственно на одном из фрагментов урока.

Также через наблюдение идёт извлечение информации при использовании абстрактных символов и графического изображения: формулы, математические свойства, переменная в математике, условные знаки на плане и карте, буква и обозначение звука, состав слова, схемы предложений в русском языке.

Например, на уроке русского языка после многократных наблюдений дети приходят к очень важному выводу: «На месте одного и того же безударного гласного звука при письме бывают разные буквы. Но правильная для слова только одна. Её нужно выбрать». Этот вывод ложится в основу определения понятия орфограмма. В употребление вводится соответствующий термин, который постепенно вытеснит выражение «опасное при письме место». Ребята узнают: «Место в слове, где при письме нужно выбирать букву, учёные назвали словом орфограмма». Так учащиеся получили информацию о новом понятии, которое впоследствии будут использовать в своей речи.

Установление причинно-следственных связей. Урок математики в 1 классе

Учитель: Рассмотрите выражения:

5 + 4 10 – 2
6 + 4 10 – 3
7 + 4 10 – 4

– Вычислите значения выражений.
– Объясните, что послужило причиной изменения значений выражений в каждом столбике (в первом – первые слагаемые увеличиваются на 1, соответственно увеличиваются значения сумм; во втором столбике вычитаемые увеличиваются на 1, соответственно уменьшаются значения разностей).

Итак, через наблюдение учащиеся устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом явлении, облике предмета, учатся сравнивать объекты, высказывать суждения об объекте наблюдения. При этом у детей развиваются умения вести рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении результатов наблюдений.

Не менее важным источником информации служит слово как символ понятия. Здесь я чаще всего провожу работу со словарями . Словарь выступает как орудие познания. С его помощью учащиеся получают новые знания. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением тех слов, которых не понимают, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения (щавель, морковь и т.д.). Моя задача на данном этапе – научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию. На уроках русского языка и чтения использую орфографический, толковый, фразеологический словари, словарь синонимов и антонимов.

Организация словарной работы предполагает также и проведение наблюдений над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Например, предложено:

1. Объясните значение выделенных слов: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.
2. Подберите синонимы к словам: друг, труд, боец, холод и др.
3. Составьте пару с противоположным значением к словам: справа, завтра, здравствуй и др.

Обращаю внимание детей на различные по происхождению группы слов, а также на сопоставление устаревших и сравнительно новых слов в нашем языке. Даю задания типа «Знаешь ли ты?»: 1.Знаете ли вы происхождение слова библиотека? Это слово пришло в русский язык из греческого языка, сложено оно из двух древнегреческих частей: библион – книга и тэке – хранилище книг. Можете ли вы теперь, зная происхождение слова библиотека, объяснить написание первой гласной в этом слове? 2. Подумайте, какое из слов появилось в нашей речи раньше, а какое – совсем недавно: информатика, арифметика, математика, риторика.

Работа с фразеологическим словарём позволяет учителю показать богатство русского языка. Вот примеры упражнений, которые можно предложить учащимся для наблюдения над фразеологизмами:

1. Объясните, когда так говорят: появился на горизонте, попутного ветра, воробью по колено, зелёная улица и др.
2. Попытайтесь объяснить смысл пословицы: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь .
3. Замените устойчивые словосочетания одним словом: яблоку негде упасть, обвести вокруг пальца, при царе Горохе и др. 4. Какую картину вы бы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды, медведь на ухо наступил?

В плане активизации и обогащения словарного запаса у учащихся при изучении слов из «Словаря» часто предлагаю игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее?».

Главная задача работы со словарём – не просто получать голую информацию, а воспитывать высокообразованного человека, любящего родной край, стремящегося познать прошлое и приобщиться к культуре своего народа.

Наиболее значимым источником информации в начальной школе, конечно же, является книга, а именно, книжный текст . Книга – основной источник знаний. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных ситуаций, учат разбираться и правильно их оценивать. Они рассказывают учащимся о Родине, о людях, об окружающем мире. Из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум, вооружают стойкостью, помогают преодолевать трудности. На уроке школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационную деятельность. Учебная информация готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:

  • создать положительную мотивацию на уроке;
  • обеспечить активную работу по смысловому анализу информации;
  • сформировать навыки осмысления учебной информации;
  • обогатить словарный запас ученика;
  • способствовать оптимальной организации внимания;
  • вооружить рациональными способами запоминания.

Среди множества приёмов работы с текстом можно выделить следующие:

  • чтение и анализ;
  • выписки определений, основных положений, понятий, выделение главной идеи;
  • комментированное чтение;
  • коллективный разбор текста;
  • формулирование вопросов к тексту, обобщённых выводов;
  • составление таблиц, схем;
  • подготовка сообщений, рефератов.

Неоценимое значение в формировании информационной культуры младшего школьника является также работа с детскими периодическими изданиями. Так, уже в первых числах сентября в первом классе совместно с библиотекарем школы проводим для родителей, а потом и для учащихся обзорную лекцию-знакомство с детскими журналами и газетами. Библиотекарь даёт рекомендации по работе с данными источниками информации.

Спланированы библиотечные уроки. Также проходит конференция с родителями первоклассников в городской детской библиотеке №2, где работники библиотеки знакомят взрослых с правилами работы с книгой, проводят обзор литературы на темы воспитания в семье, досуга ребёнка, учат тому, как родители могут помочь ребёнку в выборе той или иной литературы.

Таким образом, работа с книгой, текстом развивает у детей умения осуществлять библиографический поиск, давать оценку качества найденной информации, различать главное и второстепенное в тексте, выделять нужные фрагменты содержания.

Современное образование становится средством общего интеллектуального развития личности. Уже с первого класса мы вовлекаем детей в научно-исследовательскую деятельность, которая предусматривает извлечение информации из различных источников. Чаще всего это происходит на уроках естествознания. Ознакомление детей с окружающим миром идёт в основном на экскурсиях, во время наблюдений, в беседах, при проведении различных опытов, чтении научно-познавательных текстов. Так, работая по книге А.И. Савенкова «Я – исследователь», я познакомила детей с научными понятиями «учёный», «гипотеза», «исследование», «эксперимент». Вместе с родителями проводим простейшие наблюдения, учимся фиксировать результаты этих наблюдений в виде таблиц, графиков или диаграмм, работать с приборами (термометром, часами и др.), работать с энциклопедиями, научно-познавательной литературой, делать устные доклады, сообщения, выводы. Например, при изучении темы «Твоя семья» дети вместе с родителями проводят мини-исследование о родословной своей семьи. Или в теме «Твоя родина» – о национальных традициях.

При изучении нового материала учащимися охотнее воспринимается информация с помощью компьютерной презентации, урок становится более насыщенным, ярким, появляется возможность увеличения темпа. В отличие от традиционной лекции компьютерная имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе урока, – это изображения (слайды), видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления.

Так на уроках математики при изучении темы «Числа первого десятка» мною было использовано электронное учебное пособие «Зареалье», разработанное научно- производственным объединением в 1995г. Здесь детям предлагались различные задания, способствующие запоминанию цифр и установлению соответствия цифры и числа, усвоению нумерации чисел первого десятка, получению последующего и предыдущего чисел. Учащиеся работали в парах, когда один из них показывал на экране вариант ответа, а другой – курсором компьютера проверял выполненное задание. Также из данного пособия я брала материалы для уроков обучения грамоте.

Когда дети рассказали родителям о таких уроках, многие из родителей стали приносить и предлагать свои диски с обучающими и игровыми программами развивающего характера по разным предметам.
Данные пособия содержат огромный наглядный и познавательный материал.

Современные дети довольно умело пользуются компьютером. Они умеют извлекать информацию для подготовки какого-либо сообщения, реферата. Особенно широко используют компьютерную информацию на уроках чтения, когда рассказывают биографию писателей, сообщают о каких-либо исторических фактах; на уроках окружающего мир практически по всем изучаемым темам.

Использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе помогает мне развивать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, учит рационально использовать своё время.

Следующим источником информации является общение . В процессе общения происходит обмен информацией. Важнейшим показателем продуктивности учения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Познавательная активность – это потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свой подход к решению той или иной задачи, желание не только понять новое, но и найти способы их добычи, умение выслушивать суждение другого человека, способность высказать свою точку зрения. В развитии познавательной активности младших школьников неоценимую помощь оказывают коллективные занятия: беседа, диалог, работа в парах, в группах.

  • Белякова Е.Г.
  • Загвязинская Э.В.
  • Березенцева А.И.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ / ОСМЫСЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION SAFETY / INFORMATION RISKS / SENSIBLE INTERPRETATION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы - Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И.

Введение. Статья посвящена проблеме противостояния информационным рискам , транслируемым через сеть Интернет. В ситуации отсутствия внешних преград на пути вредоносных информационных потоков актуализируется необходимость формирования информационной культуры школьников; их способности осмысленного восприятия и критической оценки информации, почерпнутой в сети; выбора адекватных поведенческих моделей во время выхода в интернет-пространство. Цель предлагаемого вниманию исследования изучение состояния информационной безопасности школьников, выяснение роли внешних ограничений и возможностей внутриличностной фильтрации вредоносного интернет-контента в зависимости от возраста детей. Методология и методики. Методология исследования базируется на современных подходах к проблеме социализации личности. Для определения степени осведомленности учащихся, их родителей и педагогов в области информационной безопасности использовался адаптированный вариант опросника Фонда развития Интернет. Результаты и научная новизна. Теоретический анализ позволил установить соотношение основных запретительно-ограничительного и личностно-развивающего подходов к обеспечению информационной безопасности школьников с учетом закономерностей их взросления. Эмпирическая часть исследования показала снижение внешнего контроля пребывания ребенка в сети по мере его взросления на фоне преобладания ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи с объективными причинами ослабления внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности обоснована необходимость личностно-развивающего подхода к формированию информационной культуры детей начиная с раннего возраста. Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по реализации мер информационной безопасности школьников на разных ступенях обучения. Подчеркнута необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов и родителей учащихся.

Похожие темы научных работ по психологии, автор научной работы - Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И.,

  • Информационная безопасность школьников в сети Интернет: проблемы и пути решения

    2015 / Идрисова Алина Айдаровна
  • Формирование культуры информационной безопасности у студентов - будущих учителей - в процессе профессиональной подготовки

    2017 / Ерина Юлия Сергеевна, Кокаева Ирина Юрьевна
  • Структура, критерии, уровни и показатели сформированности культуры информационной безопасности школьников

    2016 / Дерендяева Наталия Степановна
  • Информационная культура как ресурс обеспечения безопасности личности в информационном обществе

    2014 / Пирогов Александр Иванович, Завальнев Вячеслав Игоревич
  • Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества

    2018 / Дубровина Ирина Владимировна

Information Culture and Information Safety of Schoolchildren

Introduction. The article is devoted to the problem of interaction between schoolchildren and possible informational risks transmitted on the Internet. Considering the lack of external filters on the way of harmful information streams, it is actually necessary to develop information culture of schoolchildren, their abilities to sensibly and critically interpret the information on the Internet, and choice of adequate behaviour models surfing the Web. The aim of the present research is to analyze the state of informational safety of schoolchildren while using the Internet; gaining an understanding of the role of external restrictions and opportunities of intrapersonal filtration of the harmful Internet content depending on children age. Methodology and research methods. The methodology of the research is based on modern methods aimed to consider the problem of personal socialization in modern information society. Thus, the Internet Initiatives Development Fund (IIDF) questionnaire let the authors define the level of awareness of recipients on the problem under consideration. Results and scientific novelty. The theoretical analysis helped the authors predict the correlation of basic methods in order to guarantee personal safety of schoolchildren taking into account the process of maturity as well as the decrease of external filters that may stop harmful content. Empirical part of the research has enabled to reveal decrease in external control of staying of a child in network in the process of growing up against the background of restrictive attitudes prevalence among teachers and parents. Therefore, the research supposed to improve information culture of schoolchildren from the earliest ages encouraging them to sensibly and correctly interpret the information on the Internet. Practical significance. The practical recommendations to parents and teachers in order to improve informational personal safety of schoolchildren are proposed. The relevancy of information and communication competence increase among teachers and parents is emphasized.

Текст научной работы на тему «Информационная культура и информационная безопасность школьников»

Образование и наука. Том 19, № 8. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 8. 2017

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.01 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Е. Г. Белякова

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.

E-mail: [email protected]

Э. В. Загвязинская1, А. И. Березенцева2

Гимназия российской культуры, Тюмень, Россия.

E-mail: [email protected]; [email protected] Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме противостояния информационным рискам, транслируемым через сеть Интернет. В ситуации отсутствия внешних преград на пути вредоносных информационных потоков актуализируется необходимость формирования информационной культуры школьников; их способности осмысленного восприятия и критической оценки информации, почерпнутой в сети; выбора адекватных поведенческих моделей во время выхода в интернет-пространство.

Цель предлагаемого вниманию исследования - изучение состояния информационной безопасности школьников, выяснение роли внешних ограничений и возможностей внутриличностной фильтрации вредоносного интернет-контента в зависимости от возраста детей.

Методология и методики. Методология исследования базируется на современных подходах к проблеме социализации личности. Для определения степени осведомленности учащихся, их родителей и педагогов в области информационной безопасности использовался адаптированный вариант опросника Фонда развития Интернет.

Результаты и научная новизна. Теоретический анализ позволил установить соотношение основных - запретительно-ограничительного и личнос-тно-развивающего - подходов к обеспечению информационной безопасности

школьников с учетом закономерностей их взросления. Эмпирическая часть исследования показала снижение внешнего контроля пребывания ребенка в сети по мере его взросления на фоне преобладания ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи с объективными причинами ослабления внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности обоснована необходимость личностно-развивающего подхода к формированию информационной культуры детей начиная с раннего возраста.

Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по реализации мер информационной безопасности школьников на разных ступенях обучения. Подчеркнута необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов и родителей учащихся.

Ключевые слова: информационная культура, информационная безопасность личности, информационные риски, осмысленное восприятие информации

Благодарности: выражаем благодарность анонимным рецензентам, ознакомившимся со статьей.

Для цитирования: Белякова Е. Г., Загвязинская Э. В., Березенцева А. И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 147-162. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

INFORMATION CULTURE AND INFORMATION SAFETY OF SCHOOLCHILDREN

University of Tyumen, Tyumen, Russia.

E-mail: [email protected]

E. V. Zagvyazinskaya1, A. I. Berezentseva2

Grammar School of the Russian Culture, Tyumen, Russia.

E-mail: [email protected]; [email protected]

Abstract. Introduction. The article is devoted to the problem of interaction between schoolchildren and possible informational risks transmitted on the Internet. Considering the lack of external filters on the way of harmful information streams, it is actually necessary to develop information culture of schoolchildren, their abilities to sensibly and critically interpret the information on the Internet, and choice of adequate behaviour models surfing the Web.

The aim of the present research is to analyze the state of informational safety of schoolchildren while using the Internet; gaining an understanding of the role of external restrictions and opportunities of intrapersonal filtration of the harmful Internet content depending on children age.

Methodology and research methods. The methodology of the research is based on modern methods aimed to consider the problem of personal socialization in modern information society. Thus, the Internet Initiatives Development Fund (IIDF) questionnaire let the authors define the level of awareness of recipients on the problem under consideration.

Results and scientific novelty. The theoretical analysis helped the authors predict the correlation of basic methods in order to guarantee personal safety of schoolchildren taking into account the process of maturity as well as the decrease of external filters that may stop harmful content. Empirical part of the research has enabled to reveal decrease in external control of staying of a child in network in the process of growing up against the background of restrictive attitudes prevalence among teachers and parents. Therefore, the research supposed to improve information culture of schoolchildren from the earliest ages encouraging them to sensibly and correctly interpret the information on the Internet.

Practical significance. The practical recommendations to parents and teachers in order to improve informational personal safety of schoolchildren are proposed. The relevancy of information and communication competence increase among teachers and parents is emphasized.

Keywords: information culture, information safety, information risks, sensible interpretation of information

Acknowledgements: The authors express their gratitude to anonymous reviewers of the article.

For citation: Belyakova E. G., Zagvyazinskaya E. V., Berezentseva A. I. Information culture and information safety of schoolchildren. The Education and Science Journal. 2017; 8 (19): 147-162. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

Введение

Основная проблема, обсуждаемая в данной статье, - особенности социализации современных детей и подростков в условиях стремительно нарастающих информационных потоков, прежде всего в электронном пространстве. Сеть Интернет, ставшая естественной коммуникационной средой для подрастающего поколения, оказывает безусловное влияние на мировоззрение и поведение школьников. Данная среда наполнена полезной информацией и одновременно выступает каналом трансляции рисков социализации. К актуальным рискам относятся, например, получившие

распространение в социальных сетях «сообщества смерти», активно провоцирующие суицидальные действия; тематические группы, стимулирующие различного рода аддикции; широко представленный в Интернете вредоносный контент, способный нанести ущерб психоэмоциональному здоровью, нравственному и интеллектуальному развитию детей и подростков. Перечисленные риски становятся более реальными на фоне сравнительно низкого родительского и педагогического контроля, осуществление которого, как и обеспечение профилактики рисков, затрудняется тем, что современные дети и подростки значительно превосходят взрослых в своей цифровой компетентности. В сложившейся ситуации важно найти продуктивные подходы для обеспечения благоприятной социализации школьников и по возможности нивелировать риски информационной среды, угрожающие развитию личности.

Для достижения обозначенных целей и уточнения факторов, определяющих безопасность социализации школьников в информационной среде, нами были проанализированы соответствующие тематике современные отечественные и зарубежные исследования и предпринята попытка выяснить соотношение ограничительного и личностно-развива-ющего подходов к проблеме обеспечения информационной безопасности учащихся.

Обзор литературы

Эпоха информационного общества создала новые беспрецедентные возможности для человека - его развития и образования, трудовой деятельности, информационного обмена, социальной коммуникации и сотрудничества. Вместе с тем наметились тенденции, которые сложно оценить как положительные. Первая из них заключается в виртуализации социальных практик, перемещении определяющих личность сфер из реальной формы бытия в цифровую . Это явление расценивается учеными как особый вызов и экзистенциальный риск, поскольку современный человек удовлетворяет многие свои потребности, связанные с коммуникацией, образованием, творчеством, семьей, благодаря виртуальной среде. Перенос ценностей в виртуальную среду приводит к зависимости от нее и одновременному ослаблению реальных социальных связей.

Вторая важная тенденция состоит в том, что параллельно с виртуализацией социальной среды происходит виртуализация социальных угроз и рисков, которые практически беспрепятственно существуют в Интернете и активно воздействуют на различные категории его пользователей .

Для интернет-зависимых людей невозможность войти в виртуальное пространство является источником сильнейшего дискомфорта. Установлено, что более высокие уровни онлайн-активности напрямую коррелируют с более высокими онлайн-рисками .

Дети и подростки - представители «цифрового поколения» - являются активными пользователями Интернет и крайне часто проявляют при этом беспечность, будучи убеждены в безопасности своих личных компьютеров и мобильных устройств . На основе проведенных исследований выяснено, что дети младшего школьного возраста весьма чувствительны к негативному интернет-контенту ; а в подростковом возрасте доступная, но далеко не всегда полезная и позитивная интернет-информация, виртуальные развлечения, контакты в интернет-сообществах и т. п. могут послужить причинами девиантного поведения . В связи с этим срочно требуются разработки методов и способов самосохранения в информационном пространстве, владение которыми должно стать жизненно важным компонентом информационной культуры современного человека.

Проблема осознанного и безопасного использования электронных ресурсов в настоящее время разрабатывается в нескольких направлениях. В зарубежных и отечественных исследованиях описаны и типологизи-рованы информационные риски в сети Интернет. S. Livingstone относит к ним буллинг, воздействие изображений сексуального характера, сек-стинг, встречи с онлайн-контактами в реальном мире, интернет-зависимость и азартные игры (гэмблинг), груминг . Согласно классификации N. Giant, существуют три основных категории рисков: контент, контакты и коммерция. Наиболее распространенными их формами являются физические угрозы, сексуальное насилие, буллинг и домогательство, кража личных данных, противозаконное поведение, воздействие нежелательного контента, аддикция пребывания в сети, нарушение авторских прав, вирусы и спам. Эти риски могут быть связаны с применением различных информационно-коммуникационных ресурсов и технологических средств, включая посещение веб-сайтов и онлайн-чатов, социальных сетей, с мгновенными сообщениями, онлайн-игровыми сайтами, использованием мобильных телефонов, цифровых медиа- и игровых консолей .

На основании анализа запросов линии помощи «Дети онлайн» выделены четыре категории онлайн-рисков - коммуникационные, технические, контентные и потребительские риски, соответствующие четырем основным сферам деятельности в Интернете. В отдельную категорию вошли риски интернет-зависимости . В последние годы отмечается рост числа преступлений с использованием сети - нарушение частной жизни, личной

и семейной тайны, промышленный шпионаж. Одним из новых рисков является терроризм, в распространении которого особую роль играют масс-медиа в Интернете .

В образовательной среде также присутствуют информационные риски, которые систематизированы и соотнесены с направлениями деятельности в образовательном учреждении .

Позиции зарубежных и отечественных исследователей относительно того, как противостоять информационным рискам, объединяет мысль о необходимости развития информационной культуры, медиа-культуры, способностей личности осознанно и безопасно находиться в интернет-среде . Вместе с тем отмечается, что запреты и отгораживание от «неправильной» информации малоэффективны. Необходимы профилактические программы обучения интернет-безопасности, ориентированные на разные аудитории и возрастные категории пользователей и учитывающие вновь возникающие информационные риски и угрозы. Опыт подобных программ, широко представленных в европейских странах , начинает складываться и в отечественной практике. Показательно, что организация профилактической работы в настоящее время ориентирована и на дошкольников .

Можно выделить два взаимодополняющих подхода к обеспечению информационной безопасности личности детей и подростков - личностно-развивающий и ограничительно-запретительный , «баланс» которых в процессе социализации изменяется. Если дети младшего возраста не в состоянии самостоятельно установить ограничители на пути вредоносного контента, то с расширением пространства личной автономии в подростковый и юношеский периоды, по мере развития ИКТ-компетентности и интеллекта внешние ограничения преодолеваются сравнительно легко и все большее значение приобретают внутренние ресурсы личности для поддержания своей безопасности в информационной среде .

Материалы и методы

Цель предпринятого нами эмпирического исследования состояла в выявлении степени осведомленности учащихся начальных, средних и старших классов, педагогов и родителей о проблемах информационной безопасности в сети Интернет, в том числе в выяснении их отношения к информационным рискам и способам обеспечения информационной безопасности.

В опросе приняли участие 164 школьника начальных, средних и старших классов, 58 родителей и 37 педагогов. Исследование проводилось в ап-

реле-мае 2017 г. на базе Гимназии российской культуры г. Тюмени. Анкетирование осуществлялось с помощью опросника, разработанного Фондом развития Интернет совместно с факультетом психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова . Поскольку в выборке наших респондентов были учащиеся начальной школы, для них был разработан специальный адаптированный к возрастным особенностям вариант анкеты, который прошел предварительную экспертизу. В этом варианте опросника были не только изменены формулировки вопросов и ответов для большей доступности их содержания, но и исключены вопросы, способные спровоцировать интерес детей к возможно новому для них вредоносному контенту.

Обработка результатов сочетала частотный и качественный анализ ответов на открытые вопросы.

Результаты исследования

Полученные нами данные подтверждают установленные ранее в аналогичных опросах факты высокой онлайн-активности школьников разных возрастов. Все школьники, принявшие участие в исследовании, в своих ответах отметили, что использовали Интернет в течение года ежедневно. В будние дни 69,3% младших школьников проводит в сети менее часа, 43,8% подростков - от 3 до 12 часов, около половины старшеклассников - от 3 до 5 часов. Время пребывания в сети увеличивается в выходные дни: 23% младших школьников, около 43% подростков и 50% старшеклассников тратят на виртуальные развлечения и отдых в сети от 3 до 12 часов. Распространенным видом деятельности в сети для всех учащихся является поиск разнообразной интересной информации, в том числе учебной (41% младших школьников, 41,2% подростков, 35,4% старшеклассников) .

Самый вредоносный контент, по мнению учащихся (30% младших школьников, 24,3% подростков, 17,9% старшеклассников), вирусы. Старшеклассники довольно часто сталкиваются с буллингом (23,1%).

В случае оскорбительного отношения школьники чаще всего выбирают стратегию игнорирования, избегают дальнейших контактов, актив-

но используют «черный список» (47% младших школьников, 54,5% подростков, 36,8% старшеклассников). 11,8% детей начальных классов в таких ситуациях обращаются за помощью к родителям. 35,3% младших школьников, 40% подростков, 23,1% старшеклассников готовы обсуждать с родителями возможность встречи с новым другом из социальной сети, спрашивать у них совета или разрешения. 23,5% учащихся начальных классов готовы пойти на встречу вместе с родителями, в то время как 20% подростков и 15,4% старшеклассников могут рассказать о встрече лишь своим друзьям либо пойти на встречу в одиночку. Осторожное отношение к виртуальным знакомствам (способность отказаться от встречи и от дружбы) выявлено у 23,5% младших школьников, 30% подростков и 15,4% старшеклассников. 7,7% учащихся старшего звена вообще избегают виртуальных знакомств.

Многие учащиеся высоко оценивают свои умения отбирать подходящие сайты, «чистить» компьютер от вирусов, использовать «черные списки» и противостоять мошенничеству.

По данным опроса учащихся, среди родителей далеко не все (20,3% -начальная школа, 14,6% - среднее звено, 30,5% - старшие классы) проявляют интерес к занятиям ребенка в сети, контролируя и направляя его активность. Часть взрослых ограничивает время, проводимое ребенком в Интернете (13% - в начальной школе, 18,7 - в среднем звене, 13% -в старших классах). Некоторые добавляют страничку собственного ребенка в «друзья» в социальных сетях, чтобы быть в курсе его интересов и круга общения (11,1% - начальная школа, 16,7% - среднее звено, 17,5% -старшеклассники).

В большинстве ситуаций родители оказывают детям необходимую помощь и поддержку в решении проблем, возникших в сети, - объясняют, как поступить, помогают выйти из затруднительных ситуаций. Тем не менее 28,6% старшеклассников сталкивались с бездействием и беспомощностью взрослых и были вынуждены самостоятельно разбираться с возникшими проблемами. Беспокойство вызывают далеко не редкие случаи, когда взрослые оказывались не в курсе возникших у ребенка проблем -16,7% родителей детей младших классах, 19% родителей в среднем звене, 21,4% родителей старшеклассников.

Для обеспечения информационной безопасности родители беседуют с детьми о правилах использования Интернета (25% - в младших классах, 35% - в средних, 55,6% - в старших). 31,8% родителей учащихся начальной школы и 30% среднего звена дополнительно ограничивают время ин-

тернет-активности детей. Кроме того, 22,7% учащихся начальной школы используют Интернет только под присмотром родителей.

Для защиты детей от влияния вредной информационной продукции некоторые родители прибегают к техническим или программным ограничениям доступа: 18,6% - в начальных классах, 22,2% - в среднем звене, 18,8% - на старшей ступени. Ограничивают информацию, не соответствующую возрасту детей, 20,3% родителей учащиеся младших классов, 26% - учащихся среднего звена, 18,8% - старшеклассников. В дополнение к этому родители учащихся младших и средних классов (15,3% и 14,8% соответственно) ограничивают общение с незнакомыми людьми, которые намного старше ребенка. 18,8% родителей старшеклассников уделяют внимание конфиденциальности личной информации и персональных данных. Нашлись среди респондентов и такие, кто вводит запрет на контакты с малознакомыми людьми без разрешения или в отсутствие взрослого: 22% - в младших классах, 18,5% - в среднем звене, 12,5% - на старшей ступени.

Большинство родителей имеет представление о неблагоприятных факторах воздействия ИКТ на ребенка: 81,2% - в начальной школе, 77,8% - в средней, 80% - в старшей. Оценивая время, проводимое детьми за монитором компьютера, родители указали следующие цифры: 94,2% в начальной школе и 100% в среднем звене - от нескольких минут до 3 часов, в старших классах - от 1 до 5 часов. Отметим, что ответы младших школьников и подростков и их родителей на один и тот же вопрос существенно различаются, что, на наш взгляд, говорит о том, что родители явно недооценивают уровень онлайн-активности своих детей.

Многие родители знакомы с понятием интернет-зависимости и игровой зависимости: 76,5% - в младших классах, 60% - в средних, 83,3% - в старших. Среди признаков этого явления родители указывали очевидную потребность ребенка проводить свободное время за компьютером, в социальных сетях, играя в компьютерные игры; патологическую привязанность к виртуальному миру со снижением интереса к реальному живому общению; потерю контроля над временем пребывания перед монитором; раздражительность при отсутствии доступа в сеть, протесты и истерики в случае запретов и ограничений на использование Интернета. Вместе с тем 17,6% родителей учащихся начальной школы, 40% - среднего звена и 16,7% родителей старшеклассников заявили, что никогда не сталкивались с этими явлениями.

Многие родители используют для обеспечения информационной безопасности программные средства на домашнем компьютере: 41,2% -в младших классах, 30% - в средних, 60% - в старших. Однако значитель-

ная часть взрослых респондентов все же пренебрегает техникой безопасности: 47,1%, 70% и 40% соответственно. Вероятно, достаточно большая часть родителей все еще недооценивает степень опасности информационного воздействия на неокрепшую психику детей и подростков. При этом некоторые из респондентов указали, что компьютер и Интернет отрицательно сказываются на отношениях с ребенком: 16,7% - в младших классах, 10% - в средних. Согласно полученным ответам, чаще всего разногласия и ссоры в семье случаются из-за спорных вопросов длительности пребывания в Интернете; некоторые из родителей указали на то, что у них вызывает тревогу появление замкнутости и скрытности у ребенка. Между тем 66,7% родителей младших школьников, 90% родителей подростков и 83,3% - старшеклассников, наоборот, убеждены, что использование ребенком компьютера и ресурсов Интернета не оказывает никакого влияния на взаимоотношения внутри семьи.

Ежедневно контролируют использование Интернета детьми 88,2% родителей в начальной школе, 60% - в средней, 50% - в старшей. 84,2% родителей учащихся младших классов постоянно следят за посещаемыми детьми сайтами; однако в среднем звене только это делают лишь 40%, а 10% совсем не занимаются подобным контролем; в старших классах данный контроль производят эпизодически 50% родителей, редко - 16,7%, никогда - 33,3%.

Таким образом, в большинстве случаев родители в состоянии оценить, сколько ребенок проводит времени в сети, но часто не в состоянии проверить, чем он там занят. Качественный анализ данных анкет родителей дал также информацию о наличии отдельных электронных почтовых ящиков у родителей и детей: выяснилось, что часто у взрослых нет доступа к корреспонденции ребенка, так как пароль им неизвестен. Многие родители имеют возможность просматривать страничку ребенка в социальных сетях, но делают это редко, эпизодически. При этом беседы о возможных угрозах, исходящих от социальных сетей, компьютерных игр, вредоносных сайтов, родители с детьми проводят регулярно.

Судя по анкетам учащихся, педагоги нередко помогают им в поиске необходимой информации (так ответили 33,3% в старших классах), объясняют пользу и вред некоторых веб-сайтов (30,5% - в начальных классах, 29,4% - в средних), дают советы о безопасном использовании Интернета (23,5% - в среднем звене, 13,3% - в старших классах), о правилах общения в сети (17,4% - в начальной школе, 17,6% - в среднем звене, 20% -на старшей ступени).

Качественный анализ позволил выявить также представления педагогов об основных способах обеспечения безопасности учащихся в сети Интернет, к которым учителя отнесли совместную работу школы и семьи для предупреждения негативного информационного воздействия на личность ребенка, формирование информационной грамотности, устойчивости, критического мышления.

Для обеспечения информационной безопасности учеников 57,1% педагогов используют средства фильтрации трафика, 28,6% лично контролируют время и тип занятий в сети. Учителя продемонстрировали неплохие знания о широком наборе средств защиты школьника от негативного влияния информационной продукции и умение применять на практике эти средства, к которым, в частности, относятся техническое или программное ограничение доступа (указали 33,3% респондентов), ограничения в зависимости от возраста ребенка (16,8%), запрет на контакты с малознакомыми людьми без разрешения или в отсутствии взрослого человека (25%). Осведомлены об интернет-зависимости и игровой зависимости 60% учителей. Однако 80% педагогов обозначили, что не используют программные средства для обеспечения информационной безопасности учащихся. Получается, что при хорошем владении основами информационной безопасности педагоги далеко не всегда задействуют полный арсенал средств для ее осуществления.

Обсуждение и заключение

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о том, каким должно быть соотношение личностно-развивающего и ограничительно-запретительного подходов к обеспечению информационной безопасности школьников с учетом закономерностей их взросления.

Эмпирическая часть нашего исследования подтвердила, что, чем старше учащиеся, тем больше времени они проводят в сети Интернет, и все меньше - под надзором взрослых, несмотря на преобладание ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи со снижением внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности чрезвычайно важно как можно более раннее формирование критического мышления детей и обучение их основам безопасного использования электронных ресурсов. Прививать детям навыки информационной культуры, учить их способам противостояния информационным рискам, критическому и осмысленному оцениванию информации, получаемой через Интернет, нужно начиная с младшего школьного или даже дошкольного возраста.

Поскольку подростки и старшие школьники по объективным причинам более автономны в информационном пространстве, соотношение внешнего контроля и предоставления свободы в действиях и выборе ребенка по мере его взросления должно меняться. Участие родителей и педагогов в виртуальной жизни взрослеющего школьника, а соответственно, и помощь в противостоянии информационным (и социальным) рискам не только возможны, но необходимы, однако для этого нужны новые формы педагогического взаимодействия. Пристальное внимание следует уделять работе с подростками, так как бесконтрольное пребывание в сети в данном возрастном периоде особенно опасно: возросшая у учащихся среднего звена потребность в общении, их желание самоутвердиться, завоевать авторитет среди сверстников порой толкает их на необдуманные, безрассудные поступки. Поэтому взрослые обязаны налаживать доверительные отношения с подростками, выстраивать с ними конструктивные варианты диалога, находить компромиссные решения спорных вопросов. Кроме того, необходима системная работа по повышению цифровой компетентности педагогов и родителей, приведения их знаний, умений и навыков обращения с электронными ресурсами в соответствие с уровнем развития детей.

Таким образом, требуется соблюдение баланса ограничительного и личностно-развивающего подходов к обеспечению безопасности школьников в виртуальном пространстве в зависимости от их возраста. Второй подход по мере взросления ребенка должен усиливаться.

Обсуждаемая проблема в перспективе не только не потеряет своей актуальности, но и станет еще более острой, поскольку развитие ИКТ-тех-нологий и распространение их во всех социокультурных сферах в ближайшее время будут только усиливаться. В этих условиях увеличивается ответственность школы, педагогов, родителей, задача которых начиная с самых ранних этапов социализации создать условия для формирования у детей и подростков базовых ценностей, которые будут способствовать самостоятельному сопротивлению информационным рискам.

Список использованных источников

1. Баева Л. В. Экзистенциальные риски информационной эпохи // Информационное общество [Электрон. ресурс]. 2013. № 3. С. 18-28. Режим доступа: http://www.emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/e63962ee99dc45ac44257c120042ef7c

2. Владимирова Т. В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» // Вопросы безопасности [Электрон. ресурс]. 2013. № 4. С. 7895. Режим доступа: http:// www.e-notabene.ru/nb/article_596.html

3. Livingstone S. et al. In their own words: What bothers children online? // European Journal of Communication. 2014. Т. 29. № 3. С. 271-288.

4. Furnell S. Jumping security hurdles. Computer Fraud & Security. 2010. № 6. P. 10-14.

5. Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49-58.

6. Солдатова Г. У. и др. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты Всероссийского исследования [Электрон. ресурс]. Москва: Фонд развития Интернет, 2013. 144 с. Режим доступа: http:// www.ifap.ru/library/book536.pdf

7. Livingstone S. et al. Children"s online activities: risks and safety: the UK evidence base. 2012. Available at: http://eprints.kingston.ac.uk/23635/1/ UKCCIS_Report_ 19_6_12. pdf

8. Giant N. E-safety for the I-generation: Combating the Misuse and Abuse of Technology in Schools. London: Jessica Kingsley Publishers, 2013.

9. Солдатова Г., Шляпников В., Журина М. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи Дети онлайн / / Консультативная психология и психотерапия [Электрон. ресурс]. 2015. Т. 23, № 3. С. 50-66. Режим доступа: http: / / www.psyjournals.ru/mpj/2015/n3/soldatova.shtml

10. Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А., Шилко Р. С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 48-59.

11. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса / / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 427-431.

12. Прихожан А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. 2010. № 3. С. 135-141.

13. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе», Москва, 24-27 апреля 2013 г. / сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова, под ред. И. В. Жилавской. Москва: МЦБС, 2014. 212 с.

14. Scott J. Children and the internet: An exploration of Year 5 pupils" online experiences and perceptions of risk / / Fields: journal of Huddersfield student research. 2016. Т. 2. № . 1. P. e21.

15. Rahim N. H. A. et al. A systematic review of approaches to assessing cybersecurity awareness. Kybernetes. 2015. Т. 44. № . 4. P. 606-622.

16. Михалева Г. В. Современная британская стратегия информационной безопасности детей и молодежи / / Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). С. 33-36.

17. Edwards S. et al. Developing a measure to understand young children"s Internet cognition and cyber-safety awareness: a pilot test // Early years. 2016. Т. 36. № . 3. P. 322-335.

18. Петрова В. А. Проблема информационной безопасности личности в современной педагогической науке и образовательной практике // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (169). С. 120-125.

19. Livingstone, Sonia and Millwood Hargrave, Andrea Harmful to children?: drawing conclusions from empirical research on media effects. In: Carls-son, Ulla, (ed.) Regulation, Awareness, Empowerment: Young People and Harmful Media Content in the Digital Age. Nordicom, Goteborg, Sweden. 2006. Р. 21-48. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/1013/

20. Zotova A. S., Mantulenko V. V., Kraskova N. I., Kislov A. G. & Rowland Z. New Values as the Basis for Innovation. International Journal of Economic Perspectives. 2016; 10 (3): 94-100. Available at: http://www.econ-soci-ety. org/ ijep_contents_ 10.3.php#

1. Baeva L. V. Existential risks of the information age. Informatsionnoye obshchest-vo = Information Society . 2013; 3: 18-28. Available from: http:// www. emag. iis.ru/ arc/ infosoc/ emag. nsf/ BPA/ e63962ee99dc45ac44257c120042ef7 c (In Russ.)

2. Vladimirova Т. V. To the social nature of the concept of «information security». Voprosy bezopasnosti = Security Issues . 2013; 4: 7895. Available from: http:// www.e-notabene.ru/nb/article_596.html (In Russ.)

3. Livingstone S. et al. In their own words: What bothers children online? European Journal of Communication. 2014; 29 (3): 271-288.

4. Furnell S. Jumping security hurdles. Computer Fraud & Security. 2010; 6: 10-14.

5. Lazhintseva E. M., Bochaver A. A. The Internet as a new environment for the deviant behavior of a teenager. Voprosy psikhologii = Questions of Psychology. 2015; 4: 49-58. (In Russ.)

6. Soldatova G. U. et al. Cifrovaja kompetentnost" rossijskih podrostkov i roditelej: rezul"taty vserossijskogo issledovanija = Digital competence of Russian teenagers and parents: The results of the all-Russian research . Moscow: Fond razvitiya Internet; 2013 . 144 p. Available from: http://www.ifap.ru/library/book536.pdf. (In Russ.)

7. Livingstone S. et al. Children"s online activities: risks and safety: The UK evidence base . UK: CATS; 2012 . Available from: http: / / eprints.kingston. ac.uk/23635/1/ UKCCIS_Report_ 19_6_12. pdf

8. Giant N. E-safety for the I-generation: Combating the misuse and abuse of technology in schools. London: Jessica Kingsley Publishers; 2013.

9. Soldatova G., Shlyapnikov V., Zhurina M. Evolution of online risks: results of five-year work of the help line Children online. Konsul"tativnaya psikholo-giya i psikhoterapiya = Consultative Psychology and Psychotherapy . 2015; 23 (3): 50-66. Available from: http://www.psyjournals.ru/mpj/ 2015/n3/soldatova.shtml (In Russ.)

10. Zinchenko Yu. P., Shaigerova L. A., Shilko R. S. Psychological security of the individual and society in the modern information space. Natsional"nyy psikhologicheskiy zhurnal = The National Psychological Journal. 2011; 2: 48-59. (In Russ.)

11. Privalov A. N., Bogatyreva Yu. I. The main threats to information security of subjects of the educational process. Izvestiya Tul"skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki = Izvestiya of the Tula State University. Humanitarian Sciences. 2012; 3: 427-431. (In Russ.)

12. Prikhozhan A. M. Information security and the development of the information culture of the individual. Mir psikhologii = World of Psychology. 2010; 3: 135-141. (In Russ.)

13. Medijno-informacionnaja gramotnost" v Rossii: doroga v budushhee: sbor-nik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Media - i informaci-onnaja gramotnost" v informacionnom obshhestve» = Media and Information Literacy in Russia: The Road to the Future. Collection of Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Media and Information Literacy in the Information Society»; 2013 Apr 24-27; Moscow. Comp. E. I. Kuzmin, I. V. Zhilavskaya, D. D. Ig-natova, ed. by I. V. Zhilavskaya. Moscow: mtsbs; 2014. 212 p. (In Russ.)

14. Scott J. Children and the internet: An exploration of Year 5 pupils" online experiences and perceptions of risk. Fields: Journal of Huddersfield Student Research 2016; 2 (1): e21.

15. Rahim N. H. A. et al. A systematic review of approaches to assessing cybersecurity awareness. Kybernetes. 2015; 44 (4): 606-622.

16. Mikhaleva G. V. Modern British strategy of information security of children and youth. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2013; 22 (313): 33-36. (In Russ.)

17. Edwards S. et al. Developing a measure to understand young children"s Internet cognition and cyber-safety awareness: a pilot test. Early Years. 2016; 36 (3): 322-335.

18. Petrova V. A. The problem of information security of an individual in modern pedagogical science and educational practice. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2016; 4 (169): 120-125. (In Russ.)

19. Livingstone S., Millwood H. A. Harmful to children?: Drawing conclusions from empirical research on media effects. In: Carlsson, Ulla, (ed.) Regulation, Awareness, Empowerment: Young People and Harmful Media Content in the Digital Age . Nordicom, Goteborg, Sweden; 2006 . p. 2148. Available from: http://eprints.lse.ac.uk/1013/

20. Zotova A. S., Mantulenko V. V., Kraskova N. I., Kislov A. G. & Rowland Z. New values as the basis for innovation. International Journal of Economic Perspectives . 2016; 10 (3): 94-100. Available from: http://www.econ-so-ciety. org/ ijep_contents_ 10.3.php#

Белякова Евгения Гелиевна - доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета; ORCID ID 00000003-3867-9912, Researcher ID K-2466-2017; Тюмень, Россия. E-mail: b-evge-nia@yandex. ru

Загвязинская Эвелина Владимировна - кандидат биологических наук, директор Гимназии российской культуры, Тюмень, Россия. E-mail: grktmn@mail. ru

Березенцева Анна Ивановна - кандидат педагогических наук, педагог-психолог Гимназии российской культуры, Тюмень, Россия. E-mail: bereza-psy@yandex. ru

Е. Г. Белякова - обзор исследований по проблеме, концептуальная часть исследования.

Э. В. Загвязинская - организация исследования, разработка рекомендаций.

А. И. Березенцева - проведение эмпирического исследования, обработка и систематизация результатов.

Статья поступила в редакцию 25.06.2017; принята в печать 13.09.2017.

Information about the authors:

Evgenia G. Belyakova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academic Department of Methodology and Theory of Social and Pedagogical Studies, University of Tyumen, Tyumen, Russia. ORCID ID 0000-0003-3867-9912, Researcher ID K-2466-2017. E-mail: [email protected]

Evelina V. Zagvyazinskaya - Candidate of Biological Sciences, Director of the Grammar School of the Russian Culture of Tyumen, Tyumen, Russia. E-mail: grktmn@mail. ru

Anna I. Berezentseva - Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher-Psychologist, Grammar School of the Russian Culture of Tyumen, Tyumen, Russia. E-mail: [email protected]

Contribution of the authors:

Evgenia G. Belyakova - research review on the problem, the conceptual part of the study.

Evelina V. Zagvyazinskaya - organization of the research, development of recommendations.

Впервые понятие «информационная грамотность» был введён в США в 1977 г. и использовался в программе по реформированию высшего образования. В дальнейшем этот термин использовала Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой «информационно грамотным человеком может быть названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать». В дальнейшем этот термин получил широкое распространение не только в США, но и других англоязычных странах.

Связанные вместе две концепции информационной грамотности и образования в течение всей жизни в значительной степени должны способствовать:

 повышению качества и полезности образования;

 расширению спектра самостоятельного выбора;

 эффективному участию в общественной, культурной и политической жизни, определению и осуществлению профессиональных целей и замыслов.

Таким образом, информационная грамотность должна представлять собой комплекс навыков и умений, которые человек приобретает во время обучения. Также в Руководстве приведены стандарты по информационной грамотности, разработанные ИФЛА, которые сгруппированы по трём основным компонентам :

1. Получение информации – пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.

2. Оценивание информации – пользователь оценивает информацию

критически и компетентно.

3. Использование информации – пользователь применяет информацию точно и творчески.

Критерии оценки информационной грамотности, перечисленные в данном стандарте, предназначены для организации обучения в этой области. Руководство предусматривает широкие возможности для адаптации и гибкого использования международного стандарта при разработке национальных стандартов, что позволит в дальнейшем развить и трансформировать понятие «информационная грамотность» с учётом российских государственных и культурных приоритетов.

На основе международной концепции информационной грамотности российские учёные разработали программу информационной культуры с учетом национальных и культурных образовательных традиций. Для большинства российских специалистов присуще понимание «информационной грамотности» как составной части более ёмкого и широкого понятия «информационная культура», которое позволяет не только приобретать определённые навыки, но и мировоззрение. Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» говорит об их значительном сходстве, так как они характеризуют взаимодействие человека и информации.

Нам представляется наиболее полным следующее определение: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе».


Умение использовать информацию – залог успеха в обучении на протяжении всей жизни. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом разнообразных творческих способностей человека, таких как способность создавать собственные информационные продукты на основе самостоятельно найденной, критически оценённой и преобразованной информацией, умение вести информационный диалог и многое другое. Именно студенты наиболее часто работают с информацией, и от сформированности информационного мировоззрения зависит их дальнейшая успешная социализация. В студенческой аудитории информационная культура рассматривается как ключевая профессиональная компетенция.

Информационная культура студента состоит из следующих компонентов:

 коммуникативная культура (культура общения);

 лексическая культура (языковая);

 читательская культура (культура чтения);

 библиографическая культура (культура информационно-библиографического поиска);

 интеллектуальная культура (культура мышления).

  • 8.Кабинет информатики. Оборудование. Назначение. Санитарно-гигиенические нормы.
  • 12.Десятибалльная система оценки учебных достижений учащихся по информатике.
  • 13.Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий. Примеры тестовых заданий по информатике.
  • 23.Методика изучения содержательной линии "Информация. Информационные процессы".
  • 16.Методика введения понятия «алгоритм». Свойства алгоритмов. Формы записи алгоритмов.
  • 17.Методика изучения понятия "величина" в базовом курсе информатики. Величины, изучаемые в школьном курсе информатики, их основные характеристики.
  • 20.Запись алгоритмической конструкции повторение на языке программирования. Методика изучения оператора while. Примеры задач.
  • 19.Запись алгоритмической конструкции повторение на языке программирования. Методика изучения оператора for. Примеры задач.
  • 21.Запись алгоритмической конструкции ветвление на языке программирования. Методика изучения оператора if. Примеры задач.
  • 22.Изучение структур данных. Методика изучения массивов и сопутствующие данной теме задачи.
  • 32..Методика изучения электронных таблиц Excel. Окно Excel. Структура таблицы. Ввод и редактирование чисел, текстов. Формат представления данных. Относительная и абсолютная адресация.
  • 39..Формирование представлений школьников о локальных и глобальных компьютерных сетях в школьном курсе информатики 11-ти летней школы.
  • 40..Формирование представлений школьников о компьютерной сети Internet и ее основных службах. Служба www. Электронная почта.
  • 1.. История введения курса оивт в среднюю школу
  • 7..Электронные средства обучения. Их классификация.
  • 14.. Информационная культура школьника. Формирование информационной культуры школьников на современном этапе развития общества.
  • 10.. Образовательный стандарт.
  • 13..Технологии контроля знаний, умений, навыков учащихся по информатике. Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий
  • 33..Методика изучения электронных таблиц Excel. Функции в Excel. Ввод и редактирование формул.
  • 36..Методика изучения субд Access. Основные элементы интерфейса. Создание таблиц, ввод и редактирование данных. Связывание таблиц.
  • 18..Методика изучения символьных и строковых величин и сопутствующие данной теме задачи.
  • 30..Методика изучения текстового процессора Microsoft Word. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
  • Создание таблицы
  • Автоматическое форматирование таблицы
  • 31..Методика изучения электронных таблиц. Требования школьной программы. Типовые задачи обработки информации при помощи электр. Таблиц. Основные понятия. Подбор упражнений при изучении эт.
  • 32.. Методика изучения электронных таблиц (эт) Excel. Окно Excel. Структура таблицы. Ввод и редактирование чисел, текстов. Формат представления данных. Относительная и абсолютная адресация.
  • 24-25..Методика изучения темы «Хранение и защита информации». Формирование представлений школьников о назначении программ-архиваторов, видах вредоносных программ и способах защиты от них.
  • 37..Методика изучения субд Access. Построение запросов.
  • 11..Телекоммуникации
  • 38..Методика изучения субд Access. Создание отчетов и форм.
  • 11.. Телекоммуникации. Примеры.
  • 17..Технологии контроля знаний, умений, навыков учащихся по информатике. Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий
  • 30.. Методика изучения текстового процессора Microsoft Word. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
  • Создание таблицы
  • Автоматическое форматирование таблицы
  • 48. Методика изучения основ анимации в базовом курсе информатики. (Macromedia flash)
  • 11.. Образовательный проект в комп. Среде. Телекоммуникационные проекты
  • 13.Технология контроля зун уч-ся по информатике. Тесты: общая характеристика. Виды тестовых заданий.
  • 27..Методика изучения основ анимации. Основные понятия. Требования школьной программы. Подбор упражнений.
  • 15. Методика изучения темы «комп. Презентации» Требования.
  • 14.. Информационная культура школьника. Формирование информационной культуры школьников на современном этапе развития общества.

    Организация особой информационной среды и включение специального обучения основам информационной культуры в учебную деятельность должна помочь школьникам стать информационно культурными (компетентными), обеспечить их необходимыми навыками работы с информацией и умениями использовать эту информацию в собственных интересах.

    Под информационной культурой подразумевается следующее: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленная на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной деятельности.

    Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания.

    10.. Образовательный стандарт.

    Область применения:

    образовательный стандарт определяет обязательные требования к целям, задачам и объема содержания учения на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения предмета Информатика, а также к знаниям и умениям учащихся.

    Образовательный стандарт обязателен для применения в общеобразовательных учреждениях, учр-ях обеспечивающих получение профессионально технического и среднего специального образования, высших учебных заведениях педагогич направленности, учр-ия повышения квалификации и переподготовка в сфере образования.

    3 Общая характеристика образовательной области «Информатика "

    3.1 Роль и место учебного предмета в структуре содержания общего, базового образования. В настоящее время информатика приобретает статус фундаментальной науки, поэтому в нац. сист. образования должно осуществляться непрерывное формирование подрастающего поколения, мировоззрение информационного общества, через воспитание и развитие инфор-ой культуры.

    Информатика формирует целостное мировоззрение, характеризующееся осознание мира как единой системы энергоинформационных процессов.

    Значимость учебного предмета информатика обусловлена все более повышающимся уровнем развития инфор-ой технологией и их влиянием на личность и современном обществом.

    Изучение информатики направленно на практическую подготовку и психологическую адаптацию учащихся в жизни современном инфор-нном обществе, обеспечивание возможности учащихся, применить полученные навыки в жизни.

    Учебный предмет информатика имеет междисциплинарный интегрированный характер.

    Интегративность определяется фундаментальностью информатики и ее ролью в индетификации информатизации образоват-го процесса.

    Межпредметные связи учебного предмета инф-ки раскрываются через выполнение математ-их расчетов, исследование физических, биологических и иных процессов, создание и обработку электронных документов.

    3.2 Цели и задачи освоения образовательной области

    Осн. цели : 1) формирование и представление об инф-ке как науке и ее роли в развитии общества; 2)формирование компьютерной грамотности основ инфор-нной культуры; 3) развитие логического и алгоритмического мышления; 4) практическая подготовка учащихся к жизни в информационной культуры; 5) приобретение умения работы с различными видами информации, планирование и организации собственной информа-нной деятельности и анализа ее результата; 6) формирование навыков в творческой, индивидуальной и коллективной работе; 7) воспитание чувство ответственности за соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией и компьют. техникой.

    Для достижения основных целей при освоении образовательной области должны решаться следующие задачи : 1) формирование основ научного мировоззрения, включая формирование знаний и представлений об информации и информационных процессах в живой природе, технике, обществе, знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении содержания и характера деятельности человека, формирование знаний об основных принципах работы компьютера и способах передачи информации; 2) развитие мышления учащихся, которое предполагает развитие теоретического, творческого мышления, формирование алгоритмического, пооперационного стиля мышления, направленного на выбор оптимальных решений; 3) подготовка учащихся к практической деятельности и продолжению образования, включая формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле, формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

    3.3 Структура освоения образовательной области "Информатика" в школе

    Освоение образовательной области осуществляется в три этапа: 1 этап - пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первоначальное знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ и простейших компьютерных тренажеров.

    2 этап - базовый, представляет собой ядро образовательной области. Обеспечивает обязательную общеобразовательную подготовку учащихся по информатике в базовой школе. Этап представлен предметом "Информатика", который содержательно направлен на овладение учащимися основами информационной технологии решения задач и формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в различных областях деятельности.

    Курс "Информатика" может изучаться на базовом и повышенном уровнях. Изучение информатики на повышенном уровне предполагает освоение базового уровня и углубление знаний в конкретных областях использования информатики.

    3 этап - продолжение образования в области информатики на повышенном и углубленном уровнях. Образовательная область "Информатика" на этом этапе представлена курсами по выбору или факультативными курсами, дифференцированными по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки учащихся.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то