Как найти улетевший квадрокоптер, если он потерялся? Квадрокоптер: улетел и не вернулся

Дрон и, в частности, квадрокоптер с камерой видеонаблюдения — устройство, которое стало в последнее время сверх-популярным среди обычного гражданского населения. Беспилотники ( — БПЛА) используют как в профессиональных нуждах, так и для развлечения.

Дроны оснащены мощными камерами, которые легко различают и записывают не только людей и машины, а даже более мелкие детали, с высоты в несколько километров. Сегодня на рынке свободно продаются квадрокоптеры с камерами ночного видения, инфракрасными камерами, тепловыми камерами. Такие устройства могут различить человека по его тепловому следу хоть в кромешной тьме и даже внутри здания! Паранойя? Возможно, но есть поговорка «Нет ничего хуже, когда твоя паранойя оказывается отменно работающей интуицией!».

Поэтому кому интересно — вот несколько советов, которые помогут сохранить конфиденциальность в условиях наличия «глаз» вокруг и скрыться от назойливого наблюдения.

Примечание редакции : Автор оригинальной статьи — бывший военный, и логично, что при описании «советов» он использовал свой боевой опыт, поэтому некоторые советы для применения «на гражданке» могут показаться нелепыми, однако и они будут работать при умелом подходе… а уж в случае какой-то ЧС или войны… короче, надеемся на лучшее, готовимся к худшему!

Независимо от методик, чаще всего достаточно скрыть свой тепловой след, чтобы беспилотник вас не видел и не обращал внимания. Тем не менее, не надо полагаться только на этот вариант.

1. Маскировка в течение дня

При подозрении наблюдения держитесь в тени здания или деревьев. Используйте густой лес, в качестве естественного камуфляжа. Маскировочные сети хороши для скрытия техники или зданий. На данный момент весьма эффективен камуфляж A-TACS — установленная на квадрокоптере камера не может различить человека на фоне растительности уже с расстояния в несколько сотен метров.

2. Маскировка в темное время суток

Держитесь внутри зданий или под деревьями с густой листвой. Не используйте фонари или освещение на автомобилях, даже если вам кажется, что вы очень далеко от врага. Беспилотники с камерами легко замечают свет во время ночных миссий (ещё раз обращаем внимание, что автор — бывший военный, и он часто, случайно или умышленно, «забывает», что статья вроде как для гражданского применения ).

3. Тепловая маскировка

Используйте термоодеяла — они хорошо блокируют инфракрасное излучение. Если носить такое одеяло ночью в качестве пончо, можно довольно эффективно скрывать свой тепловой отпечаток. Летом же, в жару, в таком одеяле вас будет обнаружить ещё сложнее.

4. Плохая погода

Стихия — ваш друг. Беспилотники неэффективны во время шторма, сильного ветра, задымления, дождя, или подобных сложных природных явлений.

5. Не используйте беспроводную связь

Сотовые телефоны, GPS навигаторы, всё это поможет обнаружить ваше месторасположение, после чего беспилотник с камерой видеонаблюдения появится в считанные минуты.

6. Отражающие поверхности

Используйте отражающие элементы, или зеркала, на крыше зданий или транспортных средств. Это сильно сбивает с толку дроны.

7. Приманки

Используйте манекены высотой в полный человеческий рост. Квадрокоптер с камерой вряд ли отличит живого человека от манекена с большой высоты.

Кошмар владельцев квадрокоптеров добрался и до меня. :-)

Был на льду Ершовского залива Иркутского водохранилища. Решил поснимать вид на сверху своим . Все делал как сам . Калибровал компас, дождался определения 7 спутников, проверил стабильность полета.

Был ветер. Не такой уж и легкий, но доводилось летать и при более сильном. В ручном режиме коптер летал стабильно во всех направлениях. Было видно 9 спутников.

Отснял кадры и перешел, как обычно, в режим возврата домой (правым тумблером вниз: использую режим Naza). Коптер повернулся передом к месту взлета (это было видно по передаваемой картинке). Но почему-то расстояние до точки взлета стало не уменьшаться, а возрастать. Довольно шустро он начал удаляться от меня.

Щелкаю правым тумблером вверх (режим ручного управления с GPS), но коптер не реагирует (он всегда как-то заторможено на это реагирует), а через некоторое время пропадает и сигнал. Последняя картинка, что передал коптер:

По ней видно, что коптер уже умотал за мыс лесопитомника и стремительно уходил в сторону Иркутска. А камера (т.е. перед коптера) все так же повернута к месту взлета.

Прыгаю в машину, по льду объезжаю мыс и пытаюсь поймать сигнал. Сигнал сперва то появлялся, то исчезал (установка соединения с этим коптером через Wi-Fi очень-очень медленная), но новой картинки не было. Потом сигнал исчез совсем.

Проехался по льду почти до Якоби и обратно, смотрел коптер насколько мог. Естественно, так сходу его найти на такой площади было нереально. Мне нужно было уезжать, поэтому мысленно попрощался с квадрокоптером и покинул лед. Нда, весело!

Немного позже в спокойной обстановке посмотрел спутниковые снимки. Исходил из предположений:
1. Раз коптер улетал, хоть и не туда, значит моторы работали нормально, он не рухнул сразу вниз.
2. Коптер улетал без изменения азимута.
3. Аккумулятор не бесконечный, заряда было мало, коптер должен был совершить автоматическую посадку.

Примерно определил место последней переданной картинки. Задал направление, отметил в мобильном телефоне точки. И решил вернуться на лед, поставить машину и пешком идти искать коптер в снегу на льду Иркутского водохранилища.

В этот же день через несколько часов вернулся и пошел искать, хоть особой надежды и не было: коптер маленький и белый, возможная площадь большая. Да и не факт, что он куда-нибудь на деревья не упал. Жалко, что бинокль остался в другой машине.


(где-то там может быть коптер)

Снег был с настом, но неглубокий. Пешком можно было идти. Выбрал направление и выдвинулся. Когда пошел, то заметил, что выбранное направление совпадает с направлением ветра.

Безрезультатно прошел около 1 км, решил пройти еще немного и возвращаться, но по другой дуге. И вдруг вижу вдали подозрительный предмет:-)

Подбегаю ближе. Ура, это мой блудный коптер!

Все предположения подтвердились. Хотя это дикое везение и удача, что вышел практически точно на коптер. Как видно по его положению (лучи с красными метками обозначают перед), он так и улетал задом наперед. Сам коптер успешно совершил посадку в снег без внешних повреждений. Его не успело замести снегом.

Составил примерную схему на основе спутникового снимка bing (он весенний, поэтому более соответствует виду сверху):

Коптер успел улететь от места взлета примерно на 2.5 км. Улетал он задом наперед строго по ветру. Я не понимаю причину такого поведения! Его сдуло, его моторы не могли противостоять ветру? Но перед этим он отлично летал во всех направлениях в ручном (GPS) режиме! И уносить его начало только после перехода в режим возврата. И улетал он на максимальной скорости. Представляется мне, что это какая-то софтварная недоработка. Продукция DJI вообще склонна к самостоятельным безвозвратным улетам.

Сам квадрокоптер цел. Включается и работает. Но летать еще не пробовал. Что-то после таких фокусов доверие к нему здорово подорвано.

P.S. Еще напомню про существование функции "Find My PHANTOM...", которая почему-то расположена в разделе Settings мобильного приложения DJI VISION. Хоть она показывает только карту Google, но при наличии связи может помочь найти улетевший коптер. Но в моем случае функция была бесполезна - там показывалась позиция, с которой передана последняя картинка.

09.08.2016 09:41

Давайте поговорим о том, как найти квадрокоптер , который мог во время полета потеряться по ряду причин. Исчезновение летательного аппарата может произойти, если произошел программный сбой и не были записаны стартовые координаты. Также в устройстве дрона может произойти аппаратная поломка, которая повлечет за собой невозможность возврата полетного устройства на базу по причине разрядки автономного источника питания. Современные Innovations и другие летательный аппараты бренда, в частности Phantom, Matrice, Spreading Wings и Inspire имеется встроенный GPS-модуль. Данное устройство позволяет не только записать данные о точке вылета, но и полностью контролировать пилоту местоположение многороторной беспилотной платформы.

Как найти квадрокоптер, если отказали все бортовые поисковые системы и модули, отвечающие за безопасную эксплуатацию летательных аппаратов? Чтобы избежать этой крайне неприятной ситуации, необходимо перед каждым запуском дрона выполнять аппаратную проверку либо установить трекер, о котором мы поговорим чуть позже. Разберем простые правила использования летательных платформ, которые помогут избежать потерь дорогостоящего оборудования. Прежде всего, перед запуском коптера, пилоту необходимо убедиться в работоспособности компаса и выполнить калибровку. Эта процедура не займет более 2 минут, зато позволит уверенно запускать платформу даже на неизвестной местности.


Также необходимо взять за правило выполнять проверку записи коптером стартовых координат. Аппараты DJI дадут знать пилоту о готовности к вылету, сигнализируя горящими индикаторами, а если произойдет сбой, оператор сможет вовремя исправить ситуацию. Следующее, о чем пилоту необходимо позаботиться, безусловно, является контроль уровня заряда автономного источника питания. Начинающим пилотам не лишним будет проверить при запуске работу функции принудительного возврата дрона домой.

Как найти квадрокоптер при помощи трекера


Установка GPS-трекера на борту многороторной платформы позволит существенно улучшить уровень безопасности устройства, а также уверенно запускать ее, не боясь о потере. На трекере экономить не стоит, поскольку дешевые модели являются абсолютно бесполезным модулем на дроне. Как показывает практика, точность передачи данных у таких устройств очень низкая, ведь погрешность может колебаться в пределах нескольких километров. Что и говорить, если порой, находясь в двух шагах от дрона, бывает очень сложно найти его. При выборе трекеров обязательно нужно поинтересоваться у продавца, какой точностью поиска обладает модуль, а также совместим ли он с контроллерами беспилотных аппаратов.


Трекер легко устанавливается на борту дрона и его можно закрепить при помощи клея. Для его работы необходимо установить «симку» в слот модуля, на которую пилот может осуществить звонок в случае исчезновения платформы. В этом случае вопрос о том, как найти квадрокоптер потеряет свою актуальность, поскольку при звонке пилот получит сообщение с точными координатами местоположения полетного устройства. Пилоту останется лишь направиться в точку приземления аппарата и забрать его. Согласитесь, это очень удобно, тем более что не придется тратить много времени, чтобы найти «пропажу». Квадрокоптеры DJI, например, Фантомы или Инспайр в случае возникновения аварийной ситуации автоматически вернутся на базу, при условии, что пилот выполнил проверку записи нулевых координат.

Сколько бы полезной электроники не напихивали производители внутрь корпуса дрона, практика показывает, что количество жалоб типа «Мой квадрокоптер улетел, помогите!» не уменьшается.

Наверное, не только начинающий, но и опытный пилот в той или иной мере ощущает волнение за своего летающего друга, когда тот скрывался из виду, и облегченно вздыхает, при появлении его на горизонте: «Фу, прилетел!»

Как обезопасить себя от неприятных ситуаций, связанных с потерей дрона в полете и как действовать, если казус случился, попробуем разобраться далее.


Квадрокоптер бессовестно улетел: с чего начинать поиски, как искать?

Если ваш дрон летает далеко, но не оснащен оборудованием для отслеживания, то, как минимум, нужно принять превентивные меры:

    Укажите свой номер телефона прямо на корпусе дрона или вложите в него записку с контактами и с просьбой вернуть коптер за вознаграждение. Поверьте, этот нехитрый прием спасает часто – есть еще добрые, а главное, честные люди.

    Сделайте свой коптер уникальным – пометьте его каким-то образом, чтобы в случае потери можно было идентифицировать его среди сотни других. Такой прием поможет вам отыскать друга, например, на сайте продажи б/у дронов.

    Во время дальних полетов время от времени сохраняйте скриншоты экрана планшета или смартфона. Это поможет определить последнее местонахождение дрона.

    Контролируйте заряд аккумулятора. Не рискуйте дальними полетами без уверенности в «полном баке».

    Установите GPS-трекер. С таким датчиком вы точно будете знать, где сел или упал коптер. Но учтите, что если сеть не ловит – толку от него мало.


Если дрон улетел из поля зрения и пропал, действуйте следующим образом:

    Определите, если есть такая возможность, последнюю точку, где был коптер и вероятную зону его местонахождения.

    Сделайте поправку на скорость и направление ветра и установите величину заряда АКБ в момент потери сигнала. Определите примерно сторону и возможную дальность дистанции, на которую удалился беглец.

    Хорошо если удастся собрать команду друзей, готовых помочь в поиске. Прочешите местность, которую определили в предыдущем пункте, как возможное местонахождение.

    Отслеживайте объявления о продаже квадрокоптеров на сайтах б/у вещей. Если кто-то нашел и решил продать вашего друга, то заранее нанесенные на нем пометки здорово помогут при идентификации.


Что поможет найти дрон: функция GPS , но и она – не панацея

Большинство современных дронов, которые рассчитаны на дальние полеты и аэросъемку, оснащены GPS-датчиками. Эта функция позволяет умному аппарату записывать точные геоданные о точке старта и определять свои координаты в пространстве, а затем передавать их на пульт дистанционного управления.

GPS-функция – это опция, которая запускается в режиме «Возврат домой» (RTH, Return To Home), но квадрик при этом ориентируется не просто на пульт ДУ (как это происходит у моделей без GPS), а летит именно на точку взлета, координаты которой он зафиксировал в памяти.


«Возврат домой» срабатывает автоматически в случаях когда:

    потерян сигнал с пульта ДУ,

    заряд аккумулятора близится к критически низкому.

Активировать функцию можно и принудительно, если дрону грозит опасность или если пилот не уверен в своих действиях.

Как найти квадрокоптер, если он улетел? Периодически такой вопрос посещает любого внешнего пилота, так как дроны улетают не только от новичков, но и от профи. Потеря сигнала управления, сбои в работе бортового программного обеспечения и погодные условия - вот главные причины возникновения подобных ситуаций.

Почему ваш беспилотник может улететь

Основные причины, которые приводят к потере дрона:

  • не срабатывает кнопка RTH;
  • сильные порывы ветра;
  • проблемы с аккумуляторной батареей;
  • потеря связи из-за большого расстояния между передатчиком и приемником;
  • ошибки при пилотировании (в т.ч. и в режиме FPV).

Кнопку RTH имеют ПДУ почти всех современных БПЛА. Ее нажатие запускает режим автоматического возвращения в исходную точку. Причины ее отказа всегда одни и те же - обрыв провода, коррозия места пайки и т.д. Это может произойти с любым дроном, но чаще всего такие случаи происходят с моделями бюджетного класса от малоизвестных производителей.

Так как погода не всегда благоприятствует запуску БПЛА, стоит заранее ознакомиться с метеорологическим прогнозом на предполагаемый день полетов. Хотя большинство современных моделей обладают приличной прочностью, но их двигатели (особенно коллекторные) чаще всего не могут ничего противопоставить порывам даже среднего ветра. Такие порывы могут не только вынести летательный аппарат за пределы диапазона, контролируемого аппаратурой управления, но и ударить его о дерево, забросить в кусты, высокую траву, снег.

Проблемы с АКБ преследуют не очень организованных пилотов. О низком заряде бортового аккумулятора БПЛА сообщит мерцанием маршрутных огней и сигналом тревоги, издаваемым динамиком ПДУ. У оператора остается несколько минут на возврат и приземление свой машины. Если пилот не отреагирует на сигналы, дрон попытается долететь к месту старта самостоятельно или сесть в точке проявления проблем. Последний случай и может привести к потере коптера.

Утрата связи наиболее распространенная опасность, которая может стать кошмаром для внешнего пилота. Спасти дрон может только присутствие в его функциональном наборе режима RTH по потере связи.

Некоторые операторы слишком доверяют своей реакции. Они рассчитывают увернуться от препятствия, внезапно возникшего на пути управляемого ими летательного аппарата, не успевают и роняют машину на землю. Эта авария наиболее опасна, так как может происходить на значительной дистанции, что осложнит поиск упавшего устройства.

Как искать дрон

Прежде всего, в ходе полета стоит следить за показаниями системы OSD (если таковая есть) на экране пульта или смартфона. Из них можно узнать последние координаты летательного аппарата, направление его перемещения, пройденное им расстояние и прочую актуальную информацию о полете. Эти данные очень важны и способны существенно помочь в проведении поисковой операции.

Ниже приводится список идей, которые помогут вам ответить на главный вопрос: «Как найти дрон?».

  1. Во-первых, для поиска можно использовать еще один БПЛА. Такой поисковик должен иметь на борту простейшую камеру и стоить дешевле временно утраченного беспилотника.
  2. Во-вторых, следует внимательно проверить кроны окружающих деревьев и кустов. Размах лопастей и яркая окраска корпуса дают хорошие шансы обнаружить потерявшуюся машину.
  3. Если аккумулятор упавшей машины не разрядился окончательно, пилот может заняться поиском огней, присутствующих в полетной зоне. Упавшая машина способна сообщить о себе сигналами бортового освещения.
  4. Еще одна идея заключается в использовании кнопки RTH на пульте управления. Пилот берет пульт и направляется в предполагаемую зону падения, периодически нажимая на эту кнопку. Если летательный аппарат просто утратил связь с оператором, то эти действия должны помочь.
  5. И последнее. Никогда не выключайте свой контроллер. Как только вы приблизитесь к БПЛА, ПДУ попробует самостоятельно восстановить соединение с ним. Этот способ является наиболее эффективным и многократно проверенным.

Мы считаем, что если пилот проявит некоторое упорство, он, в конечном счете, найдет свой потерянный дрон.

Как найти улетевший дрон по координатам GPS

Поиск дрона значительно облегчает установка на нем специального отслеживающего устройства - трекера.

Эти приборы имеют несколько разновидностей:

  • GPS трекеры;
  • RF трекеры;
  • Bluetooth метки.

Главным преимуществом GPS трекеров является их универсальность. Прибор поддерживает связь с космической спутниковой группировкой, принимает данные о координатах своего положения и через каналы мобильной связи передает их на сотовый телефон пилота.

Эти устройства имеют значительный ценовой разброс: от 30-40 до нескольких сотен долларов. Если вы приобретаете модель низшей ценовой категории, произведенную в Китае, стоит внимательно прочитать описание: вы можете приобрести трекер, способный определить только координаты ближайшей вышки мобильной связи.

RF трекеры транслируют радиоволны, которые принимаются устройствами обнаружения. По этой причине они работают даже в отдаленных районах с не очень развитой инфраструктурой. Единственным недостатком такой системы является ее малая дальность - порядка 2-3 км.

В последние годы появилась серия отслеживающих устройств, поддерживающих технологию Bluetooth. Использование этих устройств является наименее дорогим вариантом, но их предельная дальность оставляет желать лучшего.

Данной проблематике посвящена еще одна статья нашего сайта - . В ней говорится о принципах работы современных GPS трекеров, раскрывается их преимущества перед другими устройствами, а также приводится небольшая инструкция, регламентирующая подготовку трекера к работе. Кроме того, в статье есть описания двух конкретных моделей, приведены их параметры и цена.

Заключение

Независимо от того, в каких целях вы используете свой беспилотник, любые полеты всегда связаны с некоторым риском. Мы считаем, что стоит доплатить несколько десятков долларов, приобрести трекер и летать спокойно. Естественно, это соображение не распространяется на машины бюджетного класса.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то