Как преодолеть зависимость от интернета. Информационная зависимость - лечение. Медицинская фирма "Тонус", Нальчик. Профилактика интернет-зависимости и способы избавления от нее

При всех плюсах, которые предоставляет интернет, он обнаруживает и свои отрицательные стороны, одна из которых – зависимость от него. Казалось бы, ничего страшного, что пользователь проводит здесь много времени, нет, однако такое мнение в последнее время опровергается научными исследованиями, экспериментами и наблюдениями, сделанными в повседневной жизни.

Что такое интернет-зависимость?

Еще не так давно утверждение, что интернет-зависимость - это диагноз болезни, вызвал бы саркастическую улыбку или недоумение, но сегодня это стало суровой реальностью. Причем это заболевание начинает приобретать все признаки эпидемии, так как распространяется с огромной скоростью и грозит поглотить страны и континенты, обратив их жителей в послушных ее служителей. К сожалению, нередки и трагические случаи, связанные с общением в интернете через сообщества, наносящие вред психо-эмоциональному и физическому здоровью. Особенно подвержены влиянию интернет сообществ подростки.

Виды интернет-зависимости

Всемирная паутина широко раскинула свои сети, в которые попадаются все новые жертвы ее коварных соблазнов, при этом возраст зависимых снижается с каждым годом. «Болезнь интернетом» распространилась до такой степени, что сегодня специалисты стали выделять типы интернет-зависимости, которые имеют свои признаки и последствия для пораженных этим странным заболеванием.


Признаки интернет-зависимости

Человека, пораженного «вирусом интернет-зависимости » узнать очень легко. Как правило, эти люди полностью погружены в виртуальную реальность, поэтому их меньше всего интересует, как они выглядят в глазах окружающих. Им не интересно мнение других, они равнодушны к замечаниям, не реагируют на скандалы, от которых уходят, не обращая внимания на тех, кто находится рядом с ними. Специалисты определили симптомы интернет-зависимости:

  • постоянное увеличение времени нахождения в интернете, доходящее до 24 часов;
  • постоянная проверка почты;
  • увеличение средств, используемых на оплату интернет.

Причины интернет-зависимости

Если зависимость уже налицо, избавиться от нее можно только при содействии специалиста: потребуется лечение интернет-зависимости, при этом родственники и сам «больной» должны осознавать важность этого процесса. Но чтобы исцеление было эффективным, необходимо выявить причины возникновения зависимости от интернета. Их немало, и большинство из них имеют глубокие истоки:

  • неуверенность в себе, заложенная слишком требовательными родителями, желавшими видеть своего ребенка «самым-самым», который не оправдал их надежд;
  • трудность в общении, вызванная особенностями характера или состоянием здоровья;
  • крайняя неудовлетворенность своей реальной жизнью;
  • отсутствие контакта и понимания внутри семьи;
  • вредные привычки и пристрастия, осуждаемые родными и близкими.

Интернет-зависимость у подростков

Одной из наиболее распространенных и трудноизлечимых является интернет-зависимость подростков. Анализ причин, приводящих к зависимости подростков от интернета, чаще всего, кроется в межличностных отношениях в семье и сообществе сверстников. Нередко родители сами подталкивают еще маленького ребенка к «болезни интернетом». Подарок в виде компьютера, планшета, ноутбука или айфона – первый шаг в виртуальную реальность, двери в которую приоткрывают близкие люди.

И если сначала все начинается с безобидных, как кажется, игр, которые подкупают своей графикой и спецэффектами, то со временем круг интересов подрастающих детей расширяется. Чаще всего, вход родителям в их виртуальный мир закрыт. Интернет-зависимость подростков возникает разными путями:

  • отсутствием внимания и любви родителей;
  • страхами и фобиями, сформированными на фоне низкой самооценки, возникшей в результате общения с одноклассниками, ровесниками, живущими по соседству;
  • желанием найти понимание, любовь, сочувствие;
  • стремлением познакомиться с необычными людьми, наполнить свою жизнь неординарными поступками, нередко расходящимися с общепринятой моралью.

К чему приводит интернет-зависимость?

Многочасовые путешествия по разным сайтам и сообществам оказывают пагубное влияние на физическое и зависимого. Чем дольше он находится в паутине, тем сложнее ему отличить реальность от виртуального состояния. Тяга к другой жизни в сети не проходит бесследно для любого человека, но у каждого последствия интернет-зависимости выглядят по-разному:

  • неряшливость, отсутствие внимания не только к своему внешнему виду, но даже личной гигиене;
  • подчеркнутое равнодушие к мнению родных и близких, их проблемам и просьбам, домашним делам;
  • повышенная агрессия, особенно, если родные пытаются запретить или сократить время общения с компьютером;
  • сужение круга реальных знакомых, отказ от общения с ними.

Помимо психологического отказа от реальной жизни, интернет-зависимость приводит и к нарушениям состояния физического здоровья заболевшего. Чаще всего, отмечается снижение зрения, зрительная утомляемость, рези в глазах, сухость, а позднее резко падает острота зрения. Однако этим проблемы со здоровьем не ограничиваются, добавляются и некоторые другие:

  • снижение иммунитета;
  • бессонница;
  • повторяющиеся головные боли;
  • усиливающиеся боли в спине.

Интернет-зависимость и одиночество

Удивительно, но одиночество может быть и причиной, и следствием зависимости от интернета. В первом случае, ощущение отверженности, загнанности, затравленности родственниками или сверстниками порождают желание спрятаться, найти тех, кто поймет, примет человека таким, какой он есть. В этой ситуации вынужденный отказ от общения с реальными людьми и интернет-зависимость становится спасением от травли и отчаяния, вызванного унижениями, нелюбовью и невниманием.

В другом случае, одиночество становится следствием ухода пользователя от реальности: он поглощен виртуальной жизнью, с друзьями и знакомыми ему становится неинтересно - они не понимают и не поддерживают его образа жизни и разговоров, которые касаются только интернета. Проблема интернет-зависимости в обоих случаях здесь становится в «полный рост», потому что человек все более отрывается от существующих реалий и погружается в мир фантазий и придуманной им жизни.


Как избежать интернет-зависимости?

Словно болото, зависимость от интернета затягивает тех, кто не может ему противостоять, но избежать ее тоже можно, без использования специальных средств и приемов. Удивительно, но именно интернет-зависимость среди молодежи занимает одно из первых мест. При этом замечено, что компьютерным недугом не страдают те, чья жизнь насыщена и разнообразна, наполнена делами и встречами, интересными поездками и хорошими книгами.

Как избавиться от интернет-зависимости?

Жизнь в наш скоростной век, ежедневно меняющийся, полный соблазнов, обмана, лжи и обрушивающий на человека потоки информации, порой, ненужной и даже вредной, для многих оказалась слишком тяжелым испытанием. Кроме того, точное название данное интернет: «всемирная мировая паутина» - вполне оправдывает действия владельцев сайтов и .

Они не только предлагают необходимую для работы и жизни информацию, которой можно, в случае необходимости, воспользоваться. Словно пауки, они затягивают в свои сети слабых духом, не нашедших своего места в жизни, ищущих друзей, единомышленников и любителей приключений и острых ощущений. Недаром эксперты в один голос утверждают, что интернет-зависимость проблема - современного общества.

Пути избавления от нее во многом зависят от степени запущенности заболевания, желания освободиться от нее и правильно назначенного лечения. А оно может содержать разные методы и приемы, в том числе, кажущиеся, на первый взгляд, если не абсурдными, то – малоэффективными, но в комплексе все они дадут положительный результат. Начать можно с самых простых и понятных:

  • ежедневно планировать свой день, уделяя работе в интернете минимум времени;
  • вспомнить о родных и близких и уделять время для помощи им и посещениям, если они живут не рядом;
  • ввести в свою жизнь занятия спортом и посещения фитнес-клуба, бассейна, тренажерного зала, работу на свежем воздухе.

У меня в блоге достаточно много публикаций на эту тему,эта статья более полно отражает картину проблемы интернет зависимости в современном обществе,как обычно прошу не стеснятся и оставлять комментарии.

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи. Интернет облегчает выбор и покупку необходимых товаров и услуг, а также позволяет сэкономить на их приобретении…

Ну да ладно, перечислять все достоинства и блага сего царства безграничных возможностей я не стану, вы и так их знаете, в этой статье хотелось бы поговорить об одном негативном последствии сопровождающем распространение интернета по миру – об интернет-зависимости.

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Чем опасна интернет-зависимость

Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет-зависимости не иначе как с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые исследования на тему интернет-зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.

Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам - быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.


Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти - не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома… То есть описанные ранее как преимущества, все эти удобства при длительном и безальтернативном их использовании превращаются в проблему. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет-зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном (избавиться от бессонницы без помощи специалиста для него уже не представляется возможным) и приемом пищи. Некоторых нездоровая привязанность к информационным технологиям доводит даже до самоубийства.

Кроме психических и мыслительных расстройств интеренет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. Проводя чудовищно много времени у экранов мониторов, мы портим свое зрение (более подробно об этом можете узнать из статьи – «Ухудшение зрения при работе за компьютером»), у многих появляется тунельный синдром запястья. Интернет зависимость, которая сопровождается сидячим образом жизни, приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т.д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т.д.) и многим другим заболеваниям.

Интернет-зависимость может стать причиной нарушения отношений в семье (между родителями и детьми, а также между супругами). Кому понравится, что ребенок или вторая половинка днюет и ночует возле компьютера? Так ухудшаются отношения между родными и близкими людьми, и даже разрушаются семьи. Интернет-зависимость - проблема современного общества!

Надеюсь, я привел достаточно причин для того, чтобы вы хотя бы задумались о своем пристрастии к интернету? Если вы и без того уже давно заметили за собой непреодолимую тягу постоянно находиться в онлайне, вам безусловно пригодятся советы о том, как избавиться от интернет-зависимости. Однако о лечении и профилактике интернет-зависимости следует говорить после ее диагностирования. Поэтому для тех, кто еще пока сомневается, болен он или нет, наш «рассказ» о формах и симптомах этой чумы XXI века.

Формы, виды и причины возникновения интернет-зависимости

Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологами и исследователями проблем интернет-зависимости выделяются пять основных видов этой неудержимой тяги к онлайн погружениям.

Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты.


К данной группе риска зависимых от интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. Исследователи, изучающие феномен интернет-зависимости, выяснили что люди, не попадающие в «сети» интернета так же, как и в них попавшие, общаются со знакомыми и друзьями в онлайне (хотя основная их цель нахождения в «паутине» - это поиск информации), но это общение в основном ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов. Интернет же зависимые люди стремятся социализироваться за счет новых знакомств.

В большей степени это конечно относится к людям подросткового возраста, и не только потому, что они выросли в эпоху интернета. Причина возникновения интернет-зависимость у подростков – это период гормональной перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, завязывать новые знакомства, налаживать контакты с противоположным полом (конечно, это касается не всех, но многих).


Общение в интернете предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний, и не выходя за границы этих образов, осуществлять насколько необходимую и желаемую, настолько и невозможную в реальности коммуникативную активность. Это является основной причиной интернет-зависимости у подростков, а провоцирующим фактором, стимулирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна.

Еще одной причиной появления интернет зависимости, тесно связанной с предыдущей, является невозможность самовыражения. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания.

Хочется немного забежать вперед и сказать, что медикаментозное лечение интернет-зависимости должно проводиться одновременно с работой над повышением уровня уверенности в себе и развитием навыков общения (у нас на сайте множество статей, которые могут вам в этом помочь).

Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.

Навязчивый веб-серфинг предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам… В итоге это бессмысленное блуждание и непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке.

Следующий вид интернет-зависимости – игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр.

Почему люди начинают играть в онлайн игры? Кто-то стремится заполнить пустое место, образовавшееся в его жизни, кто-то просто от скуки. А есть люди, которые пытаются добиться превосходства, не тратя на это больших усилий. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре «Танчики» - вполне даже возможно.


Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей (например, в таких РПГ играх как World of Warkraft) и добиться мнимого превосходства. Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть дни напролет и в процессе этой гонки становятся интернет-зависимыми.

Кстати, этот побуждающий фактор интернет-зависимости (стремление стать лучшим, стать первым) может находить выражение не только в онлай-игрушках. Например, в тех же соцсетях, на сайтах и форумах, где пользователи сравниваются по рейтингу (какие-то баллы и уровни за активность, виртуальные деньги, количество друзей и т.д.). Чем больше у тебя балов, тем выше ты располагаешься в рейтинге. Конечно, виртуальное превосходство в отличие от реального не дает полной удовлетворенности, но зато добиться его значительно легче.

Вернемся к играм (хотя погоню за рейтингами можно тоже в какой-то степени прировнять к игре). Еще одной причиной, почему интернет зависимость становиться проблемой современного общества по мнению Эрин Хоффман, одного из разработчиков онлайн игр, является прокрастинация. Вот как она объясняет, в чем кроется причина этого пристрастия: «Когда мы обсуждаем зависимость от интернета и в частности от сетевых игр – мы говорим не о том, что люди делают, а о том, чего они не делают, замещая бездельничество зависимым поведением». То есть человек постепенно втягивается и становится зомби по причине того, что попросту не хотел делать нелюбимую работу, выполнять свои обязанности, решать сложные вопросы и принимать непростые решения? Может быть, почему нет. Но, наверное, главная причина появления данного вида интернет-зависимости кроется в непомерных аппетитах воротил игровой индустрии и в том, что игры сделаны специальным образом, принуждающим вас судорожно играть даже в то время, когда процесс не доставляет вам настоящего удовольствия.

Не единичны случаи, когда длительная игра приводила к трагическим последствиям. Например, многочасовой онлайн-сеанс игры в World of Warcraft, в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти. А в 2011 году американская домохозяйка, увлекшись игрой в ту же Warcraft, забыла про свою трехлетнюю дочку, которая умерла от недоедания и обезвоживания.

Вот что говорит еще один из разработчиков онлайн-игр Дэвида Вонг (этот человек, работающий на Microsoft и защитивший диссертацию по особенностям работы человеческого мозг, знает как сделать людей разного возраста интернет-зависимыми): «Всякая зависимость возникает из трех составляющих – активности, времени и поощрения, и есть бесчисленное количество приемов, используя которые, эти три фактора возможно объединить друг с другом для того, чтобы игрок показывал тот образец поведения, который задумал разработчик».

Интернет-зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги.


Онлайн-казино, которых сегодня в интернете великое множество, заманивая десятки тысяч новых пользователей ежедневно, воссоздают соблазнительный и реалистичный мир традиционных казино. Симптомы интернет-зависимости этого вида, а также ее причины и последствия сродни тем, что и у обычной игромании (игры на деньги). Разве что есть какие-то незначительные нюансы. А вот доступность, а соответственно и вовлеченность во много раз превосходит показатели обычных игровых заведений.

В недавно опубликованном докладе Американской Ассоциации Психологов, которая была посвящена проблеме интернет зависимости, связанной с азартными играми говорится, что данное пристрастие затягивает людей значительно сильнее, нежели казино или обычные игровые автоматы. Также там было отмечено, что в группу риска попадают в первую очередь подростки, среди них зависимость от игр на деньги в интернете встречается намного чаще.

Еще одной разновидностью интернет-зависимости является так называемое киберсексуальное влечение – это навязчивая тяга к просмотру порнофильмов в сети и занятию киберсексом.


При кажущейся на первый взгляд безобидности, сексуальная интернет зависимость является серьезнейшей проблемой, стоящей на пути обеспечения социально-психологической безопасности как отдельного человека, так общества в целом. Сегодня множество семейных пар распадаются или стоят на грани распада из-за наклонности одного из супругов удовлетворять свои сексуальные потребности с помощью интернета. У людей, страдающих этой зависимостью, остается мало времени для обычного общения, так постепенно происходит эмоциональный разрыв в отношениях с реальными людьми - семья, дети, друзья, работа и учеба уходят на задний план.

Недавно популярная английская газета The Daily Mail опубликовала мнение ряда ученых, в котором говорилось, что онлайн-порнография породила молодое поколение, неспособное возбуждаться в ходе обычных сексуальных контактов. Итогом публикации стал вывод о том, что импотенция молодеет и уже не является проблемой только мужчин среднего и пожилого возраста.

Причинами этой интернет зависимости являются сексуальная неудовлетворенность (как у начинающих половую жизнь подростков, так и людей всех возрастов), ухудшение сексуальных отношений с партнерами, нехватка общения и разногласия в семье, а особенности Интернета (доступность, анонимность, вседозволенность, отсутствие обязательств и необходимости психологически подстраиваться под партнера) только способствуют возникновению зависимости от этого влечения.

Перечень основных видов зависимостей от интернета можно расширить, добавив туда: хакерство; непроизвольную тягу к покупкам вещей на интернет-аукционах и в онлай-магазинах; бесконечное скачивание с торрент трекеров видео и аудио материалов в целях создания собственной базы и т.д.

Стадии развития интернет-зависимости

На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Например, одни люди знания, полученные в Сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся тут же в интернете, используя корыстные цели (в хорошем смысле), хотят прославиться или зарабатывают деньги, третьи же поднимают себе рейтинги в соцсетях (репутацию на сайтах и форумах и т.п.) или попросту самовыражаются. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.

Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

Симптомы интернет-зависимости

Основными признаками, определяющими интернет-зависимость, можно считать следующие:

Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.

Вас за уши не оттащить от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу.

Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.

Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области.

Вы теряете чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.

Во время интернет-серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.

Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на них бесцельно и механически.

Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких.

На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.

Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие - негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.

Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете. И это является явным признаком интернет зависимости. Самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.

Лечение интернет-зависимости

Неудивительно, что лечение интернет-зависимости стало частью дохода психологов и психиатров, ведь людей с нездоровой тягой к «всемирной паутине» становится все больше и больше. Зависимостью от интернета страдают как мужчины, так и женщины, как молодые (в большей степени), так и взрослые граждане, и их число с каждым годом только растет. Неспособность самостоятельно избавиться от интернет зависимости приводит не подозревавших о столь негативных последствиях онлайн-жизни пользователей в медицинские учреждения, где их лечат от психических расстройств, ставших проявлением привязанности к интернету, а не от интернет-зависимости, так как диагноза «интернет-зависимость» во всемирной практике пока не существует.

Впервые термин «интернет-зависимость» был использован американским психиатром Айвеном Голдбергом в 1994 году. В это понятие Голдберг вкладывал не медицинский смысл, как если бы речь шла о зависимости от наркотиков или алкоголя, а такое поведение, которое сопровождается низким уровнем самоконтроля, стрессом и угрожает вытеснить нормальную жизнь. Термин прижился, хоть был введен психиатром изначально в виде хохмы.

Однако, если международное сообщество еще до конца не осознало масштаб бедствия, в некоторых странах интернет-зависимость официально признается заболеванием и ее лечение проводится порой весьма радикальными методами. Так, например, в Китае, где первая клиника для лечения интернет-зависимости появилась еще в 2005 году, пациентам назначают электрошок – устройство, подающее на тело напряжение в тридцать вольт.

При обращении в клинику китайские специалисты вначале проводят диагностику на предмет наличия у человека зависимости. Далее назначается медикаментозное лечение, иглотерапия и в обязательном порядке физические нагрузки. В подобных клиниках для пациентов установлен строгий распорядок: в течение 10-15 дней (именно столько в среднем длится лечение) человек встает в шесть утра, занимается спортом, поет хвалебные песни, пьет антидепрессанты и получает разряды электротока. Также в Китае существуют специальные лагеря казарменного типа для подростков менее 18 лет. Туда их привозят родители на срок до полугода. Все это время зависимые от интернета подростки находятся на территории центров, изучают стройподготовку и также, как и взрослые, лечатся разрядами электричества.

Такое лечение интернет зависимости не находит понимание в мире, и даже некоторые местные врачи против применения электрошока, особенно если это касается лечения детей: «Такие методы слишком жестокие и наоборот наносят детям глубокую психологическую травму, тем не менее, они используются повсеместно. Сегодня в Китае существует множество клиник по лечению интернет зависимости. Большая их часть практически никем не контролируется и является не профессиональными», - говорит известный китайский психолог из Пекина Тао Хункай.

В Финляндии к зависимым от интернета относятся поснисходительней, даже предоставляют отсрочку от призыва в армию: «Для подростков, днями и ночами играющих в онлайн-игры и имеющих вместо настоящих друзей только странички в фэйсбуке служба в армии может стать большим потрясением», - говорит один из военачальников Финляндии, Йирки Кивелы.

Первым в мире центром поддержки интернет-зависимых стал центр, созданный самым известным и авторитетным исследователем в данной области - Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета (Брэтфорд), автором переведенной на многие языки книги - «Пойманные в Сеть». Созданный ею в 1995 году Центр (Center for On-Line Addiction - Netaddiction.com) оказывает консультации не только обычным людям, но и корпорациям, образовательным учреждениям и психиатрическим клиникам.

В России лечение интернет зависимости тоже проводится, но список клиник, занимающихся реабилитацией таких больных, ограничивается пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Дело все в том, что лечиться идут единицы. Потому что большинство зависимых либо себя таковыми не считают, либо пытаются самостоятельно бороться со своим пристрастием. Вот что по этому поводу говорит Константин Блохин, психиатр клиники «Психическое здоровье» - «Пусть в клинике я работаю не очень долго, не помню ни одного обращения зависимых от интернета людей». Также врач поясняет, что при подобном диагнозе применяются такие же методы, как и при лечении наркомании - психотерапия, активные физические упражнения и рефлексотерапия.

«Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия. Если первое подразумевает лечение без медикаментов, то второе – прием психотропных средств (антидепрессанты и противотревожные препараты) и использование капельниц» - говорит Дмитрий Федотов, психиатр клиники СПО Центр.

Если в вашем городе нет специализированных медицинских учреждений, занимающихся лечением интернет зависимости (хотя в большинстве случаях поможет и квалифицированный психолог) или же вы просто считаете, что можете сбросить с себя оковы интернет-рабства самостоятельно, вам надо знать с чего начать. Советы о методах избавления от интернет зависимости будут полезны и для профилактики этой нездоровой привязанности.

Социальные ролики об интернет-зависимости

Профилактика интернет-зависимости и способы избавления от нее

Чтобы начать бороться с интернет зависимостью, прежде всего необходимо признать, что проблема существует и понять, что избавиться от нее вам никто не поможет (уж если вы решили, что к помощи психолога прибегать не будете, рассчитывайте только на себя).

Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью - вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Чаще выезжайте на природу, встречайтесь с друзьями, посещайте различные мероприятия, вспомните о давно забытом хобби, начните заниматься спортом, прочтите интересную книгу и т.д. Вы хотите перестать проводить в онлайн режиме так много времени? Тогда перестаньте! Вы же точно этого хотите, правда?

Если сейчас вы вообще не представляете своей жизни без социальных сетей, вам будет трудно сразу от этого отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в них, а дальше, постепенно сворачивая активность, вы сможете свести до минимума свое там присутствие. Что касается людей то и дело проверяющих почту, здесь можно посоветовать установить для ее проверки определенные часы и строго следовать этому расписанию.

Бороться с интернет зависимостью, как и со всякой другой зависимостью, некоторые психологи считают бессмысленным занятием. По их мнению, работа с навязчивыми пристрастиями заключается не в борьбе как таковой, а в решении проблем существования - формировании новых связей, новых интересов, в конце концов, в поиске смысла жизни.

Говоря о причинах интернет-зависимости, мы выяснили, что часто люди «сбегают» в сеть от какой-то неудовлетворенности и проблем. Поэтому просто ограничить время в интернете будет мало, одновременно бороться надо и с причинами возникновения этих проблем. Взять, к примеру, сексуальную интернет-зависимость. Если человек погружается в сексуальное онлайн-рабство (женщины в основном выбирают виртуальный секс, а просмотр порно это уже прерогатива мужчин) по причине отсутствия партнера, следовательно, ему надо найти вторую половинку. Если вам не хватает общения, хватит седеть на форумах, ищите его в реальной жизни. Если вы человек застенчивый, начните бороться со своей застенчивостью, запишитесь на курсы ораторского мастерства.

Вы используете интернет для работы, но замечаете, что постепенно забываете о делах и переключаетесь на бестолковое времяпровождение? Начните засекать и анализировать время, проведенное в интернете. Подсчитайте сколько приблизительно минут или часов вы тратите на что-то важное и необходимое. Пусть это время будет вашим дневным минимумом. Каждый день, заходя в интернет, старайтесь уложиться в этот временной отрезок. Это даст вам возможность распределить рабочее время наиболее эффективно. Также в целях продуктивности деятельности и профилактики интернет зависимости рекомендую составлять список сайтов (можно в уме) которые надо посетить и тем нуждающихся в рассмотрении.

На многих сайтах советы, повествующие о том, как избавиться от интернет-зависимости содержат, на мой взгляд, довольно-таки странные рекомендации: «Попросите своего близкого или знакомого «запаролить» вашу страничку в соцсети или мессенджере и пусть он разрешает вам заходить туда лишь раз в неделю», «Попросите провайдера запретить вам доступ на сайты, где вы теряете попросту время». Если вам эти советы подходят и не кажутся странными, то используйте и их.

В нелегком процессе избавления от интернет зависимости важна поддержка близких людей. Чем больше семейного общения, которое будет заменять вам избыточное интернет употребление, тем лучше. И не стоит оправдывать свою немощность и неудачные попытки бороться с интернет-зависимостью тем, что все большее количество людей попадают в эти в «сети» и в этом нет ничего страшного. Старайтесь выплыть, даже если все вокруг тонут.

Дополнительные советы:

Составьте список с перечнем оснований, из-за которых вам стоит отказаться от чрезмерного использования интернета.

Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер.

Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так вы сможете отвлечься от онлайн режима.

Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.

Скопируйте в отдельный фай или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую, например, это может быть статья о том, как правильно отдыхать после работы. Так вы сократите визиты в Интернет, и у вас будет меньше соблазн рыскать по сети.

Если вы решили избавиться от интернет-зависимости, вам следует отрегулировать режим вашего сна.

На самом деле интернет несет огромную пользу, а эта статья является лишь предостережением, так что не следует делать выводы, будто Сеть безоговорочно опасна и вредна. Воспитайте в себе культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач. Используйте Всемирную сеть для приобретения необходимых и важных навыков (например, для изучения английского языка или для обучения быстрой печати и т.п.) и получения информации имеющей практическое значение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Трансформация социальной среды диктует формирование нового состояния общества, которое на этапе современного цивилизационного развития переходит в информационную стадию. Эта стадия характеризуется существенным влиянием на индивида потока информации. Компьютеризация всех сфер жизни, совершенствование средств связи, появление новых видов источников информации повышают возможности ее распространения и, вместе с тем, увеличивают нагрузку на человека. Процесс информатизации в России наметился в начале 1980-х годов, что обусловило смещение аксиологического акцента в формировании личности. Отражением этого процесса стало заметное возрастание информационных потребностей населения, что заставило большее число социально значимых отраслей переориентироваться на их удовлетворение. Вместе с тем возрастают угрозы и риски связанные с проникновением информатизации во все сферы жизни и деятельности. Анализируя современное состояние информационного пространства можно сделать вывод, что оно зачастую трансформируется в источник негативного воздействия, становясь опасным для личности, приводя к появлению информационной зависимости.

Объект исследования - зависимое поведение личности.

Предмет исследования - информационная зависимость личности.

Цель исследования - выявить особенности проявления информационной зависимости, особенности ее диагностики и коррекции.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

Изучить сущность понятия «информационная зависимость»;

Изучить особенности ее возникновения, стадии формирования, методы диагностики и коррекции.

1. Понятие, механизм возникновения и варианты информационной зависимости

личность информационный стадия зависимость

Словарь русского языка определяет зависимость как подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.

В психологии зависимость можно понимать, как невозможность обходиться без чего-либо, несвободу от определенного состояния, переживания, действия, другого человека.

Зависимость - особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой личности, в той или иной степени утратой свободы воли, свободы выбора - ключевого ее качества, выделяющего человека из прочей одушевленной твари.

Сам термин зависимость (dependence) в 1964 году ввел Экспертный Комитет ВОЗ для замены аддикции и привыкания. Термин может использоваться как в общем плане, так и в применении ко всем психоактивным веществам. Зависимость относится как к физическим, так и психологическим элементам. Хотя первоначально в DSM-IIIR термин определялся лишь как «группа познавательных, поведенческих и психологических симптомов, которые определяют, что человек имеет ослабленный контроль за потреблением психоактивного вещества и продолжает потреблять это вещество несмотря на неблагоприятные последствия» .

Одним из разновидностей зависимости является информационная зависимость.

В различных словарях понятие «информация» трактуется неоднозначно. Лингвистический словарь - «информация» происходит от латинского слова «informatio», означающего в переводе «разъяснение, сведение, осведомление». В словаре иностранных слов - «сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи». Толковый словарь С. И. Ожегова определяет информационную зависимость как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. Большой энциклопедический словарь - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.) .

Информационная зависимость, по мнению Л. В. Баевой, - зависимость от непрерывного (чрезмерно частого) потребления информации из любых доступных человеку источников (в современном информационном пространстве данным источником выступает сеть Интернет) .

Д. Белл считает, что информационная зависимость - патологическое использование средств массовой информации можно определить как технологическую (поведенческую) зависимость, представляющую собой чрезмерное взаимодействие между человеком и СМИ. Данный вид зависимостей можно подразделить на пассивные (например, просмотр телепрограмм) и активные (например, поиск в интернете) .

Е. В. Змановская под информационной зависимостью понимает навязчиво-зависимое поведение, ведущее к нарушению адаптации и сопровождающееся развитием интенсивных эмоций, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации .

Чаще всего жертвами информационной зависимости становятся личности, которые чрезмерно увлечены использованием гаджетов, не отдавая себе отчет в том, что это может привести к негативным последствиям. Часть молодых людей не видит угрозы в чрезмерном увлечении информационными технологиями, поскольку считает это «духом времени», «современной жизнью» и «модным увлечением», однако уже через некоторое время интенсивного и неконтролируемого использования информационных гаджетов могут наблюдаться расстройство сна, резкие изменения в настроении, отсутствие аппетита, повышенная возбудимость и нервозность, навязчивая необходимость проверить почту или иной интернет-ресурс и др.

Зависимость от информации возникает благодаря взаимодействию двух факторов. С одной стороны, поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, очень велик; всю эту информацию невозможно усвоить, не говоря уже о том, чтобы ее проанализировать. С другой стороны, вместо того, чтобы оградить себя от излишка информации, мы привыкаем жить в этом информационном пространстве. Возникает потребность в постоянном получении информации - есть информационная зависимость .

Проведя анализ исследований, представленных в психолого-педагогической литературе, мы сделали вывод о том, что можно выделить четыре группы факторов риска формирования информационной зависимости.

Первая группа факторов - когнитивные. Несформированность у учащихся представлений и знаний о негативном влиянии зависимости на процессы физического, социального и психического развития создает благоприятную почву для формирования отклонений в поведении, приводящих к зависимости.

Вторая группа факторов - социально-психологические. В рамках этих факторов выделяют сниженность социально-психологической адаптации, непринятие других представителей общества, повышенную интернальность, как характерные социально-психологические особенности человека, находящегося в группе риска формирования зависимости. Эти особенности человека приводят к формированию неверной стратегии поведения, заключающейся в уходе от решения важных жизненных задач, вследствие чего происходит систематическое избыточное обращение к СМИ как к компенсирующему фактору, что является благоприятным условием для формирования и развития информационной зависимости.

Личностные факторы образуют третью группу факторов риска формирования информационной зависимости. Формированию и развитию зависимости способствует ряд психологических факторов: нарушение самоконтроля, ригидность, стойкие аффективные нарушения (высокая эмоциональная нестабильность, негативная эмоциональная импульсивность), инфантилизм, неустойчивая самооценка .

Распространенными примерами информационной зависимости выступают неконтролируемые поиски информации без необходимости, чрезмерное увлечение онлайн-играми, общение в социальных сетях и др.

О. Ю. Калиниченко не выделяет информационную зависимость в разряд заболеваний, так как она обладает широкой симптоматикой и под нее могут попасть люди, попросту работающие с информацией. Однако автору удалось систематизировать виды информационных зависимостей, основными из которых являются следующие.

Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к сети Интернет и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Компьютерная зависимость - зависимость от работы на компьютере. При этом человеку совершенно все равно, какую работу выполнять - играть, слушать музыку и т. д.

Коммуникативная зависимость (мобильная зависимость) - зависимость от использования мобильного телефона.

Киберсексуальная зависимость - зависимость от интимных знакомств в сети, пристрастие к случайным знакомствам и откровенным сайтам, картинкам,

Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по сети Интернет, поиск любой доступной информации, бессмысленный переход по ссылкам от одной страницы к другую.

Пристрастие к виртуальному общению - большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, социальных сетях, избыточность знакомых и друзей в Сети .

Таким образом, информационная зависимость представляет собой навязчиво-зависимое поведение, ведущее к нарушению адаптации и сопровождающееся развитием интенсивных эмоций, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации. На основании анализа литературных источников мы выделили три группы факторов риска формирования информационной зависимости: когнитивные, социально-психологические, личностные.

2. Стадии формирования и специфика проявления информационной зависимости

Формирование информационной зависимости осуществляется длительно. Несмотря на самые разнообразные отклонения, она подчиняется определенному ритму. Важной особенностью процесса формирования информационной зависимости является стадийность: они состоят из ряда стадий, имеют ярко выраженный цикличный характер. Стадии следуют одна за другой, и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая.

Стадия - это относительно самостоятельный этап взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью, необходимая для достижения общего результата. Каждая стадия прежде всего характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в формировании зависимого поведения. На каждой стадии специфичны взаимодействия человека с искусственной средой, проявлением синдромов .

Признаки и стадии развития различных зависимостей схожи по этиологии и патогенезу, они обладают общими чертами и механизмами проявления, которые следует рассматривать во взаимодействии биологических, психологических и социальных процессов. Этот факт дает все основания для изучения стадий формирования и специфики проявления информационной зависимости с опорой на научные труды в области исследования различных видов зависимости .

В развитии информационной зависимости имеются общие закономерности. Выделяют три стадии этого процесса.

Первая стадия. Характеризуется началом взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью. Это проявляется перестройкой психики человека и развитием пристрастия к новой реальности. При этом искусственная реальность воспринимается как более приятная, чем своя собственная. Стадия включает два синдрома. Каждый синдром - это группа взаимосвязанных признаков.

Синдром измененной реактивности на первой стадии проявляется тем, что человек все проще и безболезненнее переживает уход от самого себя. Пребывание в чуждой реальности сопровождается все меньшими и меньшими побочными эффектами. Человек «привыкает» быть вне самого себя без негативных последствий. У него возрастает способность переносить нефизиологическое состояние все дольше, сильнее, чаще, регулярнее. Возрастание «дозы» чуждой реальности называется изменением толерантности. Возрастание частоты бегства в такую реальность называется изменением формы потребления .

Информационная зависимость на первой стадии включает два основных проявления. Первое - психическая потребность в искусственной реальности. Второе - возникновение представления, что только в иной реальности самочувствие может быть комфортным, приятным. Появляется способность к достижению состояния психического комфорта вне своей реальности и она приобретает форму влечения .

Можно выделить два типа информационной зависимости: позитивный и негативный. При позитивном типе в искусственной реальности привлекает, прежде всего, нечто приятное, стимулирующее, улучшающее настроение. Позитивная информационная зависимость наблюдается только на первой стадии. При негативном типе не так важно найти нечто хорошее, значительно важнее убежать от плохой, собственной реальности .

Таким образом, первая стадия представляет собой этап приспособления человека к новым условиям. Он определяется постоянным выходом из своей реальности в искусственно-созданную.

Вторая стадия. Она наступает, когда привыкание к существованию в чуждой реальности складывается полностью. Теперь существовать комфортно человек может только в искусственной реальности, а, возвращаясь «в себя», он испытывает исключительно дискомфорт, причем не только психологический, но и физический. Появляется физическая потребность уйти в искусственную реальность. Это проявляется тем, что при выходе из искусственной реальности через какое-то время человек ощущает необходимость снова вернуться в состояние «вне себя». Это время, как правило, измеряется часами и отличается для различных форм зависимости и давности процесса. Первоначально это ощущается в виде психического дискомфорта, но затем возникает и физический дискомфорт. Это связано с тем, что организму для существования становится необходимым пребывание в искусственной реальности .

Вторая стадия информационной зависимости связана с формированием стойкого состояния - физической зависимостью между комфортным состоянием организма и пребыванием в искусственной реальности.

Во второй стадии отмечается дальнейшее развитие синдромов первой стадии. Синдром измененной реактивности изменяется - постепенно искусственная реальность перестает быть настолько приятной, комфортной, как раньше. Изменяется восприятие самой искусственной реальности, оно становится более «загрязненным», искаженным. Снижается эйфория. Все защитные механизмы, которые раньше боролись за психику человеку, окончательно ломаются. Даже длительные и глубокие «уходы» в искусственную реальность не вызывают никакой защитной реакции отторжения .

Вне искусственной реальности человек не способен к концентрации воли на действии, к сосредоточению внимания. У человека «нет сил» нечто делать, и нет направления для деятельности. Он агрессивен, раздражителен. Подобная неудовлетворенность обычной действительностью маскирует психическую потребность, влечение к искусственной реальности .

Третья стадия. Это время полного психологического и физического истощения. Собственное существование не продуктивно, человек не испытывает никакой радости от жизни: ничто не интересует, ничего не хочется, исчезают импульсы, потребности.

На этой стадии форма восприятия искусственной реальности продолжает изменяться. Человек воспринимает ее не как приятную, комфортную, а как единственно возможную для выживания, обеспечивающую хоть какую-то жизнь. Снижается толерантность. Человеку не нужно глубоко уходить в искусственную реальность, поскольку он не слишком четко осознает обычную жизнь. Сама искусственная реальность уже перестает вызывать настолько интенсивное влечение как раньше. У человека нет сил на активный поиск этой реальности. Даже будучи лишенным возможности пребывать в искусственной реальности, человек не испытывает столь выраженных признаков отмены - абстиненции, как раньше. Роль пребывания в искусственной реальности сводится к «подстегиванию» истощенных систем, обеспечивающих хоть какую-то жизнедеятельность. В поисках прежних комфортных состояний «прихода» и «кайфа» человек может искать новые формы зависимости.

В третьей стадии зависимости помимо признаков синдрома зависимости, имеющихся в первой и второй стадиях, определяются признаки психических расстройств и стойкие нарушения со стороны тела. Повышение толерантности сменяется снижением .

Таким образом, в формировании информационной зависимости выделяют три стадии: начало взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью; физическая зависимость между комфортным состоянием организма и пребыванием в искусственной реальности; время полного психологического и физического истощения. Разбиение процесса формирования информационной зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена зависимого поведения, т. к. предполагает типологизацию аддиктов, что в свою очередь является необходимым условием при помощи людям, страдающим от информационной зависимости.

3 Диагностика, профилактика и коррекция информационной зависимости

В настоящее время резко увеличилось число телезависимых и интернет-зависимых личностей, проявляющих патологическую склонность к проведению времени за просмотром телевизора и в сети интернет, нуждающихся в диагностике, профилактике и психокоррекции.

К личностным особенностям людей, которые могут войти в «группу риска» можно отнести следующие черты:

Эмоциональная неустойчивость;

Конформность, склонность подчиняться другим;

Низкий самоконтроль;

Подверженность чувствам;

Робость, несмелость;

Напряженность и повышенная тревожность;

Низкий уровень спонтанности и агрессии .

Исходя из этого, можно предложить углубленную диагностику, направленную на изучение черт личности информационно-зависимых лиц:

Изучение особенностей характера, темперамента, акцентуаций характера, самооценки, уровня притязаний, тревожности;

Определение уровня интеллектуального развития;

Склонность к другим видам зависимости (или их наличие).

Проведенная психологическая диагностика позволит выявить то или иное психическое свойство, состояние, его выраженность, уровень развития и степень отклонения от нормы. Для этого используют различные тесты, опросники, проективные методики, различные шкалы самооценки.

На основе этих факторов строится дальнейшая работа. Для надежного психологического «диагноза» необходимы не только экспериментальные исследования и тесты, но и наблюдение в реальных жизненных ситуациях или специально смоделированных ситуациях, информация о себе от самого обследуемого (самооценка, ценности, отношение к жизни, наличие целей и т. п.).

В индивидуальной беседе с самим обследуемым и с его родственниками, друзьями, знакомыми можно выяснить, насколько человек вовлечен в зависимость, на какой стадии он находится. Правильная диагностика информационной зависимости также зависит и об осведомленности учителей, психологов, родителей, социальных работников о симптомах информационной зависимости. К ним относятся:

Нежелание отвлекаться от игры, интернета, компьютера;

Раздражение, злость, агрессия при вынужденном отвлечении;

Различные материальные вложения в интернет, игры;

Постоянное обновление программ;

Пренебрежение домашними делами, учебой, здоровьем;

Притупление физиологических потребностей (сон, пища, гигиена, сексуальные контакты);

Злоупотребление кофе, чаем, психостимуляторами;

Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, гаджетами, пребывания в интернете .

Максимально надежный и объективный диагноз обеспечивается комплексным обследованием и сопоставлением всей собранной информации.

Конечным результатом диагностики является объективное, надежное психологическое заключение, которое отражает целостную картину психического развития личности. Диагностика требует понимания того, что психологический диагноз также зависит от конкретной социальной ситуации, в которой находится человек, потому необходимо корректно давать окончательный результат, помня о том, что ситуация может измениться.

Зная все эти моменты, можно грамотно и правильно построить профилактическую и психо-коррекционную работу зависимого поведения. В любом случае психологическая работа должна строиться на доверии, открытости, принятии и понимании клиента. В противном случае, человек не пойдет на контакт, и работа будет мало продуктивна.

Вопросы профилактики информационной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции информационной зависимости online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения информационных аддиктов.

Потому так важна в данном вопросе профилактическая работа. Особое значение приобретают адекватные формы и методы работы. От того насколько верно они будут подобраны, зависит успех профилактической и коррекционной работы. К наиболее эффективным формам профилактической работы можно отнести - тренинговые занятия, анкеты, семинары, проекты, ролевые игры .

Любая профилактическая программа ведется в нескольких направлениях, включая определенные виды деятельности:

Выявление людей, склонных к информационной аддикции, а также другим видам аддиктивного поведения. Особенно важно это сделать в период подросткового возраста, в течение которого подростки могут быстро стать аддиктами в силу возрастных особенностей, незрелости личности;

Тесное взаимодействие и работа с семьей;

Знакомство родителей, членов семьи с информацией о причинах, последствиях, путях выхода из информационной зависимости;

Формирование у человека навыков анализ поступающей информации, критичной оценки, умения принимать правильные решения;

Обязательно - предоставление человеку альтернативных видов деятельности;

Комплексная работа с людьми, которые склонны к аддиктивным формам поведения (определение «группы риска», оказание помощи при возникающих проблемах, ведущих к информационной зависимости);

Взаимодействие с другими организациями и структурами, которые проводят профилактическую и реабилитационную работу.

Нужно отметить, что дети, их родители не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение. Без поддержки и понимания семьи работа может быть очень затруднена. Без взаимной работы психолога и членов семьи сложно выработать у человека собственную позицию, умение избирать приоритеты, принимать решения, определять значимость своих поступков, брать на себя ответственность, в конечном итоге, изменить свою жизнь, найти свое дело и преодолеть свою зависимость.

Психолог может помочь родителям, членам семьи осознать важность и необходимость специальной работы с зависимым человеком. Для этого можно использовать индивидуальную работу, проводить семинары, тематические встречи, объяснять, что увлечение средствами массовой информации - это не просто слабость, а может стать серьезным заболеванием.

В профилактике информационной зависимости полезно использовать некоторые стратегические варианты - формирование позитивной Я-концепции, социально-ценностных поведенческих норм, учить правилам эффективного общения.

Вторичная профилактика основана на познании личности информационных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития информационной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента. Кроме того, профилактика информационной зависимости заключается в разумном и грамотном использовании информационных технологий по существу, а также в формировании у человека информационной культуры .

В настоящее время не существует универсального, общепринятого способа избавления от информационной зависимости. Однако поскольку аддикты имеют проблемы в межличностном взаимодействии и социальной адаптации, предпочтительнее групповые формы работы. Несмотря на то, что каждый случай информационной зависимости по-своему уникален, существуют и проблемы, общие для всех или большинства аддиктов, что делает групповые занятия еще более необходимыми.

Исходя из основных, наиболее распространенных проблем аддиктов, коррекционная работа идет в следующих направлениях:

1) формирование устойчивой и позитивной самооценки, уверенности в себе;

2) развитие коммуникативных навыков и восстановление межличностных отношений: ориентация на благоприятные межличностные отношения; адекватное восприятие критики; умение слушать и понимать собеседников; эмпатийность, искренность; развитие способности устанавливать доверительные контакты; строить долговременные дружеские отношения с людьми; терпимость к другим людям;

3) самопознание:

Способность к самоанализу;

Знание своих слабых и сильных сторон и умение компенсировать и использовать их соответственно;

Способность к критическому восприятию действительности;

Умение прогнозировать;

Развитие рефлексии;

4) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции:

Осознанное целеполагание;

Ответственность;

Умение решать свои проблемы самостоятельно, не перекладывая их решение на других;

5) социально-психологическая адаптация: повышение стрессоустойчивости, активности .

Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи средств массовой информации не расценивают признаки, характеризующие риск развития информационной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной зависимости.

Итак, для диагностирования зависимости целесообразно проводить изучение черт личности информационно-зависимых лиц. Правильная диагностика информационно-зависимого поведения также зависит и об осведомленности учителей, психологов, родителей, социальных работников о симптомах информационной зависимости. Максимально надежный и объективный диагноз обеспечивается комплексным обследованием и сопоставлением всей собранной информации. При коррекции и профилактики информационной зависимости особое значение приобретают адекватные формы и методы работы. От того насколько верно они будут подобраны, зависит успех профилактической и коррекционной работы. К наиболее эффективным формам профилактической работы можно отнести - тренинговые занятия, анкеты, семинары, проекты, ролевые игры.

Заключение

Одна из прелестей времени, в котором мы живем, - это доступность информации. Мы узнаем о новостях в считанные минуты, в любой момент можем найти практически любую нужную нам информацию. Но и в любой момент эта прелесть может обернуться и большой проблемой: у многих людей в наше время развивается зависимость от информации.

Она возникает благодаря взаимодействию двух факторов. С одной стороны, поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, очень велик. Всю эту информацию невозможно усвоить, не говоря уже о том, чтобы проанализировать. С другой стороны, вместо того, чтобы оградить себя от излишка информации, мы привыкаем жить в этом информационном пространстве. Возникает потребность в постоянном получении информации информационная зависимость, которая вызывает изменения в психологическом и физическом состоянии людей.

Для диагностирования зависимости целесообразно проводить изучение черт личности информационно-зависимых лиц.

На основе современных подходов к профилактике зависимого поведения, были выделены четыре направления профилактики информационной зависимости и ее ожидаемые результаты: информационное (формирование и развитие знаний по проблеме информационной зависимости); социально-психологическое (формирование и развитие социальной компетентности); личностное (развитие эмоциональной сферы); тренинговое (формирование ценностно-смысловых ориентиров личности).

Коррекционная работа при данной форме зависимости трудоемкий, длительный и напряженный процесс, однако работы в этом направлении должны пользоваться приоритетном, поскольку вред от нее трудно переоценить.

Список использованных источников

1. Абдрашитова, Т. А. Девиантное поведение молодежи и эффективность психологического консультирования / Т. А. Абдрашитова // Вестник университета «Кайнар». - 2005. - № 2-3. - С. 66-70.

2. Арымбаева, К. А. Социально-педагогический подход к пониманию девиантного поведения / К. А. Арымбаева // Поиск. Серия гуманитарных наук. - 2006. - № 4. - С. 296-307.

3. Баева, Л. В. Информационная эпоха: метаморфоза классических ценностей: монография / Л. В. Баева. - Астрахань: Астраханский университет, 2008. - 217 с.

4. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. - М. : Прогресс, 1986. -
С. 330- 342.

5. Войскунский, А. Е. Психология и Интернет / А. Е. Войскунский. - М. : Акрополь, 2010. - 439 с.

6. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. - М. : Московский психосоциальный институт, 2003. - 240 с.

7. Гурьева, Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л. П. Гурьева Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 5-16.

8. Дрепа, М. И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента / М. И. Дрепа // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 75-81.

9. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - СПб. : Речь, 2007. - 190 с.

10. Жилов, В. С. Основные проблемы интернет-зависимого поведения / В. С. Жилов // Известия РГПУ. им. А.И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 361-365

11. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие / Е. В. Змановская. - М. : Академия, 2003. - 288 с.

12. Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М. С. Иванов // Психология зависимости. - Минск: Нова, 2004. - С. 205-223.

13. Калиниченко, О. Ю. Аддиктивное поведение: определение, модели, факторы риска / О. Ю. Калиниченко, В. Л. Малыгин // Вестник новых медицинских технологий. - 2005. - № 3. - С. 36-38.

14. Лебедько, В. А. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них / В. А. Лебедько. - М. : МГУ, 2005. - 56 с.

15. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга - М. : Класс, 2000. - 240 с.

16. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

17. Самойлик, А. А. Интернет-зависимость - актуальная проблема современного общества / А. А. Самойлик // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 2. - Т. 2. - С. 126-128.

18. Ушакова, Е. С. Интернет-зависимость как проблема современного общества / Е. С. Ушакова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. -2014. - № 1. - С. 44-51.

19. Фадеева, С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / С. В. Фадеева // Народное образование. - 2011. - № 8. - С. 276-280.

20. Чухрова, М. Г. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения / М. Г. Чухрова, А. В. Ермолаева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 231-233.

21. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбольт. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Компьютерная зависимость как социально-педагогическая и социально-психологическая проблема. Специфика компьютерных игр, факторы, способствующие развитию зависимого поведения. Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Понятие и особенности формирования зависимого поведения. Интернет зависимость как форма аддиктивного поведения личности. Двигательная рекреация как средство профилактики зависимого поведения. Социально-психологический портрет компьютерного аддикта.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Понятие зависимости. Характеристика мобильной зависимости. Виды и симптомы мобильной зависимости. Зависимость в обновлении мобильника. Нужда в общении. Зависимость обусловленная "Престижем". Причины возникновения зависимости и способы избавления от нее.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Гэмблинг как вид информационной, нехимической, психологической зависимости. Типология игровых аддиктов, мотивационные основы и стадии зависимости. Система психотерапевтических методов лечения игромании и формирование адекватных социальных установок.

    презентация , добавлен 18.09.2010

    Факторы, влияющие на социальное поведение личности. Особенности и типы интернет-зависимого поведения. Исследование взаимосвязи высокой потребности в общении и повышенного уровня тревожности у студентов с формированием у них зависимости от интернета.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2012

    Разновидности зависимости, причины и механизмы ее возникновения, последствия. Особенности алкогольной зависимости, действие наркотического опьянения на организм человека. Синдромы при алкогольной и наркотической зависимостях, аддиктивное поведение.

    доклад , добавлен 03.09.2011

    Современные концепции зависимого поведения. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения. Факторы предрасположенности к аддикциям. Формы девиантного поведения. Оказание помощи при возникающих проблемах, ведущих к Интернет-зависимости.

    реферат , добавлен 05.05.2015

    Общая характеристика зависимого поведения. Типы психологических зависимостей. Факторы развития зависимостей у студентов. Этапы становления зависимости. Профилактика зависимого поведения. Исследование склонности к разным зависимостям у студентов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2008

    Соотношение понятий "зависимость" и "аддикция" в психологии, медицине, социологии, философии. Психологические особенности подросткового возраста. Основные подходы к проблеме зависимого (аддитивного) поведения. Формы зависимого поведения у подростков.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Характеристика понятия "социальные сети", механизм их работы. Признаки проявления зависимости от социальных сетей. Телефонные мании, мобильная зависимость и гаджет-аддикция. Влияние компьютерной зависимости на человека и способы избавления от нее.

Информационная зависимость и перенасыщенность: две стороны медали

В настоящее время информация играет огромную роль в жизни людей. Для некоторых, например бизнесменов, она является основой рабочей деятельности.

Повышенная потребность в информации, а также информационное поле, в котором живет человек, порождают множество проблем. С одной стороны, входящий поток информации, который обрушивается на человека, настолько велик, что с ним временами тяжело справиться. С другой – привычка жить в нем порождает потребность в ее получении – так возникает информационная зависимость.

Речь сейчас не идет об интернет–аддикции, когда человек испытывает потребность находиться в онлайне, а о зависимости от потребления информации, причем в любом виде – бумажном, электронном, аудио или видео (хотя следует отметить, что такая зависимость возникла именно в эпоху Интернета с его огромным информационным потоком).

Проблема сегодня состоит в том, что человеку доступно слишком много информации. Он не в состоянии воспринять всю доступную ему – объем знаний в современном мире действительно огромен.

Объем знаний все время увеличивается, а современные средства делают их доступными, и у человека возникла неизвестная еще 30–40 лет назад проблема отбора необходимой информации.

Большой объем сведений, доступных конкретному человеку, привел к потере их ценности, а также к возникновению новых умений и навыков. Современный человек должен не столько воспринимать информацию и превращать ее в знания, сколько работать с ней– упорядочивать, отсеивать лишнее и классифицировать.

Специалисты даже изобрели термин – «информационная компетентность», означающий умение упорядочивать входящий информационный поток и выделять главное.

Перед человеком сегодня стоит еще одна задача – информационный поиск. Интернет, журналы, газеты, видео–и аудиопродукция – этот поток превышает способности человека воспринимать и обрабатывать данные. Чрезвычайно сложным становится сам поиск, а также сортировка информации по принципу ее полезности.

Информационное поле, в котором живут люди в XXI веке, породило множество новых проблем. Одной из них – информационной зависимости – не уделяется достаточного внимания, однако она довольно серьезна и может негативно повлиять на человека в будущем.

Люди, страдающие информационной зависимостью, не могут находиться вне информационного поля: в их мозг должны постоянно поступать новые данные – в любом виде. Постоянное получение информации – это их наркотик. В дороге читается пресса, в обеденный перерыв – новостные сайты, в выходной день дома – блоги (сетевые дневники) или смотрится телевизор, в машине прослушивается аудиокнига. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого – человек пытается использовать время максимально эффективно. Однако такое обращение с информационным потоком со временем может привести к негативным последствиям.

Люди, которые привыкли потреблять информацию, не ощущают проблемы – они считают, что так живут все и это нормально. Отрицание проблемы – это один из признаков ее наличия.

Результатом этого является притупление восприятия информации – информация не остается в голове, не превращается в знания, а значит, и опыт, не вызывает реакции в виде мыслей.

Мозг, который привык только получать, теряет способность к другим видам мыслительной деятельности – анализу и творческой работе. Подобные ситуации приводят к усталости, в частности являются одной из причин возникновения синдрома хронической усталости, о котором будет рассказано позже.

Жизнь часто сама делает человека невольным потребителем информации: водители включают радио без согласия пассажиров, в спортивных залах или супермаркетах постоянно звучит музыка или рекламные объявления, а мозг потребляет, фиксирует и откладывает эти сведения в память помимо воли человека.

У большинства людей дома часто работает в фоновом режиме радио или телевизор, что означает постоянное принудительное информационное вторжение, поэтому, если вы не можете находиться в тишине, лучше включить спокойную музыку.

Вернемся к электронной информации и Интернету. Сколько раз, просматривая веб–страницу, вы находили интересный заголовок и переходили по ссылке или начинали читать статью об очередном исследовании сексуальности или сплетни об известных людях? Задумайтесь, сколько действительно полезной и нужной информации содержится в таких статьях. Сколько новостных сайтов и блогов вы читаете ежедневно? Теперь оцените потраченное на них время и полученную необходимую информацию. Вряд ли они сопоставимы. При этом следует помнить, что даже от чтения заголовков в мозгу фиксируется информационный мусор.

Такая информация является не просто ненужной. На ее потребление тратится много времени, часто – рабочего. Доступность сведений и электронных развлечений (онлайновых игр или чатов) приводит к тому, что человек теряет на них время, а потом обнаруживает, что не успевает выполнить основную работу. Время отдыха так же уходит на подобные вещи. Вернувшись домой после рабочего дня, можно просидеть весь вечер в Интернете, читая новости, блоги и форумы. После этого не стоит удивляться плохому сну и самочувствию утром.

Решать эту проблему следует комплексно.

Прежде всего стоит оценить важность информационного потока и необходимость потребляемых сведений. Нужно оградить себя от лишних информационных воздействий:

♦ пересмотреть фоновые шумы – телевизор, радио;

♦ купить плеер и записать хорошую музыку;

♦ произвести ревизию RSS–потоков и почтовых рассылок.

Полезно периодически устраивать информационную тишину, например провести один день без чтения новостей, а находясь в Интернете, заниматься только работой.

Еще один чрезвычайно полезный и связанный с управлением информацией навык – это информационный поиск. Сегодня Интернет представляет собой универсальный справочник, который содержит практически любые сведения, однако возможностями Сети нужно уметь пользоваться. Стоит изучить принципы поиска в Интернете, почитать страницы помощи, и поиск станет профессиональным и быстрым.



Это же касается других видов информационной деятельности. Овладев современными технологиями работы с электронной информацией, можно работать гораздо эффективнее и не испытывать стресса, в том числе от информационной перегруженности.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то