Лабораторная работа "Сборка электрической цепи и измерение сил тока в её различных участках"
Виды самостоятельной работы:
Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии.
Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.
Литература:
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 91-128,133-146,150-162
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 4-19, 94-129
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.117-138
Средства обучения:
Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика
Требования к знаниям:
механизм теплового излучения;
квантовую природу света, гипотезу Планка;
законы внешнего фотоэффекта;
уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света;
сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, состав атомного ядра;
экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;
сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;
физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;
механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;
развитие атомной энергетики и проблемы экологии;
сущность термоядерного синтеза;
достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.
Требования к умениям:
решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;
формулировать постулаты Бора;
объяснять свойства элементарных частиц;
решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;
рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;
решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Счетчик ионизирующих излучений.
Виды самостоятельной работы:
Составление опорного конспекта «Строение атома»
Литература:
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 160-170, 185-220
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.348-362,367-412
Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.
Раздел 2. Химия с элементами экологии
Тема 2.1 Вода, растворы
Требования к знаниям:
загрязнение вод, способы очистки;
опреснение воды;
вода и её биологическая роль;
роль воды в жизни клетки и организма;
круговорот воды в природе;
химические и физические свойства воды;
растворение веществ в воде;
водные ресурсы Земли;
применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;
Требования к умениям:
определение загрязнений в воде;
определение жёсткости воды и способы её устранения;
свойства воды;
минеральные вещества.
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.
Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.
Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.
Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.
Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл., дистиллированная вода.
Лабораторная работа 4
Тема:
«Сборка электрической
цепи и измерение силы
тока в её различных
участках»
Теория без практики – это рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонущего.
Час работы научит
больше, чем день
объяснения.
Цель работы:
убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединённых участках цепи одинакова.
Приборы и материалы:
источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр,
соединительные провода.
Теоретическое обоснование
1. Тренировочные задания и вопросы
А).Сила тока – это ________________________________________
Б)Единицы силы тока: ____________________________________
В)Амперметр – это _______________________________________
Г)Амперметр включают в цепь ____________________________
Д)Обозначение амперметра в схеме ______________________
Примечание:
вспомните полярность включения амперметра!
Техника БЕЗОПАСНОСТИ
ХОД РАБОТЫ
1.Внимательно рассмотрите шкалу амперметра,
определите цену её деления и пределы измерения:
2.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.
Запишите
показания
амперметра
3.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.
Запишите
показания
амперметра
4.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.
Запишите
показания
амперметра
5. Оформите результаты в таблицу
опыта
опыта
Сила тока
Абсолютная погрешность отсчета
Относительная погрешность
Относительная погрешность
- половина цены деления измерительного прибора
6. Сравните показания амперметра и сделайте вывод.
Вывод: __________________________
_________________________________
Лабораторная работа № 3
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках
Цель работы : 1. Овладеть приемами сборки электрической цепи, составленной из после-довательно соединенных элементов. 2. убедиться на опыте, что сила тока в раз-личных последовательно соединённых участках цепи одинакова.
Приборы и материалы: источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода, металлический планшет.
Сила тока - это…………………………………………………………………………………………
Единицы силы тока: ……………………………………………………………………………
Амперметр - это…………………………………………………………………………………………
Амперметр включают в цепь………………………………………………………………..
Обозначение амперметра в схеме………источника …………ключа…………лампочки…………
Начертите схемы трех электрических цепей
Ход работы:
1. Рассмотрите источник электропитания и определите полярность его выходных гнезд.
2. Рассмотрите панель с выключателем и определите:
-гнезда для подключения проводов;
Какому положению подвижной пластины ключа соответству-ет его условное обозначение на схемах.
3. Рассмотрите панель с лампой и укажите на ней гнезда для подключения проводов.
4. Рассмотрите соединительный провод и определите:
-для чего задняя часть штекера имеет отверстие;
Для чего металлический стержень штекера имеет прорезь.
5. Рассмотрите амперметр и определите:
Какая из клемм прибора соединяется с положительным полюсом источника электропитания;
Какую максимальную силу тока можно им измерить
Какова цена деления его шкалы.
6. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 1. Соберите эту электрическую цепь. Сборку удобнее начинать от положительного по-люса источника питания. Замкните ключ. По отклонению стрелки амперметра и свечению лампочки убедитесь в том, что собранная цепь работает.
7. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой1.
8. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 2. Соберите эту электрическую цепь. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой 2.
9. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 3. Соберите эту электрическую цепь. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой 3.
10. Укажите, чем отличаются схемы друг от друга. Сравните значения силы тока, полученные в трех опытах, и сде-лайте вывод о величине силы тока в различных участках последовательной цепи.
Лабораторная работа №4
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых сопротивлений, и сравнить его с напряжением на конце каждого сопротивления.
Приборы и материалы : проволочные резисторы r 1 и R 2 , вольтметр, ключ, соединительные провода, металлический планшет, источник тока (можно использовать батарейку 4,5 В)
Тренировочные задания и вопросы
1. Электрическое напряжение - это……………………………………………………………
2. Формула:……………………………………………………………………………………………..
3. Единица электрического напряжения:…………………………………………………………..
4. 1 кВ =………В; 1 мВ =………В; 0,5 кВ =………..В; 100 мВ =………В;
5. Как называется прибор, с помощью которого измеря-ется напряжение?.............................
6. Как включается вольтметр в цепь? …………………………………………………………………………….
7. Обозначение вольтметра в схеме: ……………………………….
8. Как обозначают в электрической схеме?
источник тока………………ключ………………лампочку ………………резистор …………………
Ход работы
1. Соберите электрическую цепь по схеме (рис 1). Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 1 (рис2) . Запишите показания вольтметра:U
1
=………..
2. Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 2 (рис3). Запишите показания вольтметра: U 2 =………..
3. Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 1 и R 2 (рис4) . Запишите показания вольтметра: U =…………..
4. Вычислите U 1 + U 2 = ……… и сравните эту величину с U . Сделайте вывод.
Вывод:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Дополнительно:
а) Измерьте напряжение на источнике тока при замкнутой цепи, сравните с U, сделайте вывод.
б) Измерьте напряжение на источнике тока при разомкнутой цепи, сравните с надписью на батарейке, сделайте вывод. (Это задание выполняется, если ученики работают с батарейкой)
Лабораторная работа №7
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Цель работы . : изучение метода измерения мощности и работы тока в электрической лам-пе с помощью амперметра, вольтметра и секундомера
Оборудование: источник электропитания, лампа, переменный резистор, амперметр, вольтметр, ключ, часы с секундной стрелкой, соединительные прово-да, металлический планшет.
Тренировочные задания и вопросы
Напишите формулу работы электрического тока:……………………………………
В каких единицах измеряется работа тока?..........................................................................
Выразите работу через единицы измерения физических величин, входящих в формулу:
1Дж= …………………………….
Мощность электрического тока - это……………………………………………………..
Формула мощности:………………………………………………………….
Единицы измерения мощности……………………………………………..
Запишите через Дж:
1 Вт с =……….. 1 гВт -ч =……………
1 Вт ч =………. 1 кВт ч =…………..
Ход работы
Номер опыта | |||||
10. Дополнительно.
Виды самостоятельной работы:
Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии.
Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.
Литература:
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 91-128,133-146,150-162
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 4-19, 94-129
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.117-138
Средства обучения:
Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика
Требования к знаниям:
механизм теплового излучения;
квантовую природу света, гипотезу Планка;
законы внешнего фотоэффекта;
уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света;
сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, состав атомного ядра;
экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;
сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;
физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;
механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;
развитие атомной энергетики и проблемы экологии;
сущность термоядерного синтеза;
достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.
Требования к умениям:
решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;
формулировать постулаты Бора;
объяснять свойства элементарных частиц;
решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;
рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;
решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Счетчик ионизирующих излучений.
Виды самостоятельной работы:
Составление опорного конспекта «Строение атома»
Литература:
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 160-170, 185-220
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.348-362,367-412
Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.
Раздел 2. Химия с элементами экологии
Тема 2.1 Вода, растворы
Требования к знаниям:
загрязнение вод, способы очистки;
опреснение воды;
вода и её биологическая роль;
роль воды в жизни клетки и организма;
круговорот воды в природе;
химические и физические свойства воды;
растворение веществ в воде;
водные ресурсы Земли;
применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;
Требования к умениям:
определение загрязнений в воде;
определение жёсткости воды и способы её устранения;
свойства воды;
минеральные вещества.
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.
Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.
Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.
Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.
Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл, дистиллированная вода.
Цель: научиться пользоваться амперметром для измерения силы тока в цепи.
Задание№1
Повторение: выберите правильный ответ
1. Электрическим током называют:
А. Движение электронов по проводнику
Б. Упорядочное движение электронов по проводнику
В. Упорядочное движение электрических зарядов по проводнику
2. Какие превращения происходят в гальванических элементах, элементах Вольта, аккумуляторах?
А. Внутренняя энергия превращается в электрическую
Б. Химическая энергия превращается в электрическую
В. Электрическая энергия превращается в механическую
3. Для получения электрического тока в проводнике необходимо:
А. Создать в нем электрические заряды
Б. Разделить в нем электрические заряды
В. Создать в нем электрическое поле
4. За направление электрического тока в цени принято направление:
А.От отрицательного полюса источника к положительному
Б.От положительного полюса источника к отрицательному
В.По которому перемещаются электроны в проводнике
5.Что представляет собой электрический ток в металлах и какое действие тока на проводник используется в электрических лампах?
А.Упорядочное движение электрических зарядов, химическое
Б. Упорядочное движение положительно и отрицательно заряженных ионов, магнитное
В. Упорядочное движение электронов, тепловое
6. Прибор для измерения силы тока называется:
А.Барометр
Б. Гальванометр
В. Амперметр
7. Формула для определения силы тока:
8. Выразите 0, 025 А в миллиамперметрах
Задание№2
Выполните тренировочные вопросы и задания лабораторной работы, продолжив предложения:
- Сила тока - это:
- Единицы силы тока:
- Амперметр- это:
- Амперметр включают в цепь:
Задание№3
Познакомьтесь с лабораторным амперметром и заполните таблицу.
Помните! Амперметр нельзя подключать напрямую к источнику тока, так как при этом через него идет непомерно большой ток, который выводит его из строя.
Динамическая пауза "Отгадать слова"
- РЕМАП (единица физической величины)
- ЛУНОК (единица физической величины)
- РОЗОЛТИЯ (тело, которое сделано из диэлектрика)
- СЛЕКЭРПООКТ (физический прибор)
- НОРТКЕЛЭ (частица, обладающая самым маленьким зарядом в природе)
Задание №4
Согласно описанию лабораторной работы, начертить схемы, собрать цепи, измерить силу тока и записать показания амперметра.
Задание №5
Нарисовать схему цепей, измерить силу тока и показания амперметра записать в таблицу.
Задание№7
Запишите домашнее задание:
- 10-15 баллов - параграф 38, упражнение 15
- 15-20 баллов - параграф 38, упражнение 15, творческие работы "Молния - это тоже электричество", "Электричество опасно"
- 20-25 баллов - параграф 38, упражнение 15, В.И.Лукашик № 12629 (а, б, в, г), 1263