Лабораторная работа "Сборка электрической цепи и измерение сил тока в её различных участках"

Виды самостоятельной работы:

Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии.

Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 91-128,133-146,150-162

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 4-19, 94-129

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.117-138

Средства обучения:

Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика

Требования к знаниям:

механизм теплового излучения;

квантовую природу света, гипотезу Планка;

законы внешнего фотоэффекта;

уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света;

сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, состав атомного ядра;

экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;

сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;

физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;

механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;

развитие атомной энергетики и проблемы экологии;

сущность термоядерного синтеза;

достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.

Требования к умениям:

решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;

формулировать постулаты Бора;

объяснять свойства элементарных частиц;

решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;

рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;

решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Счетчик ионизирующих излучений.

Виды самостоятельной работы:

Составление опорного конспекта «Строение атома»

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 160-170, 185-220

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.348-362,367-412

Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.

Раздел 2. Химия с элементами экологии

Тема 2.1 Вода, растворы

Требования к знаниям:

    вода и её биологическая роль;

    роль воды в жизни клетки и организма;

    круговорот воды в природе;

    химические и физические свойства воды;

    растворение веществ в воде;

    водные ресурсы Земли;

    применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;

  • загрязнение вод, способы очистки;

    опреснение воды;

Требования к умениям:

    определение загрязнений в воде;

    определение жёсткости воды и способы её устранения;

    свойства воды;

    минеральные вещества.

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.

Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.

Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.

Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл., дистиллированная вода.

Лабораторная работа 4

Тема:

«Сборка электрической

цепи и измерение силы

тока в её различных

участках»


Теория без практики – это рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонущего.

Час работы научит

больше, чем день

объяснения.


Цель работы:

убедиться на опыте, что сила тока в раз­личных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Приборы и материалы:

источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр,

соединительные провода.


Теоретическое обоснование

1. Тренировочные задания и вопросы

А).Сила тока – это ________________________________________

Б)Единицы силы тока: ____________________________________

В)Амперметр – это _______________________________________

Г)Амперметр включают в цепь ____________________________

Д)Обозначение амперметра в схеме ______________________

Примечание:

вспомните полярность включения амперметра!



Техника БЕЗОПАСНОСТИ


ХОД РАБОТЫ

1.Внимательно рассмотрите шкалу амперметра,

определите цену её деления и пределы измерения:


2.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.

Запишите

показания

амперметра


3.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.

Запишите

показания

амперметра


4.Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.

Запишите

показания

амперметра


5. Оформите результаты в таблицу

опыта

опыта

Сила тока

Абсолютная погрешность отсчета

Относительная погрешность

Относительная погрешность

- половина цены деления измерительного прибора


6. Сравните показания амперметра и сделайте вывод.

Вывод: __________________________

_________________________________

Лабораторная работа № 3

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках

Цель работы : 1. Овладеть приемами сборки электрической цепи, составленной из после-довательно соединенных элементов. 2. убедиться на опыте, что сила тока в раз-личных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Приборы и материалы: источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода, металлический планшет.

    Сила тока - это…………………………………………………………………………………………

    Единицы силы тока: ……………………………………………………………………………

    Амперметр - это…………………………………………………………………………………………

    Амперметр включают в цепь………………………………………………………………..

    Обозначение амперметра в схеме………источника …………ключа…………лампочки…………

    Начертите схемы трех электрических цепей


Ход работы:

1. Рассмотрите источник электропитания и определите полярность его выходных гнезд.

2. Рассмотрите панель с выключателем и определите:
-гнезда для подключения проводов;

Какому положению подвижной пластины ключа соответству-ет его условное обозначение на схемах.

3. Рассмотрите панель с лампой и укажите на ней гнезда для подключения проводов.

4. Рассмотрите соединительный провод и определите:
-для чего задняя часть штекера имеет отверстие;

Для чего металлический стержень штекера имеет прорезь.

5. Рассмотрите амперметр и определите:

Какая из клемм прибора соединяется с положительным полюсом источника электропитания;

Какую максимальную силу тока можно им измерить

Какова цена деления его шкалы.

6. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 1. Соберите эту электрическую цепь. Сборку удобнее начинать от положительного по-люса источника питания. Замкните ключ. По отклонению стрелки амперметра и свечению лампочки убедитесь в том, что собранная цепь работает.

7. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой1.

8. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 2. Соберите эту электрическую цепь. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой 2.

9. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 3. Соберите эту электрическую цепь. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой 3.

10. Укажите, чем отличаются схемы друг от друга. Сравните значения силы тока, полученные в трех опытах, и сде-лайте вывод о величине силы тока в различных участках последовательной цепи.


Лабораторная работа №4

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых сопротивлений, и сравнить его с напряжением на конце каждого сопротивления.

Приборы и материалы : проволочные резисторы r 1 и R 2 , вольтметр, ключ, соединительные провода, металлический планшет, источник тока (можно использовать батарейку 4,5 В)

Тренировочные задания и вопросы

1. Электрическое напряжение - это……………………………………………………………

2. Формула:……………………………………………………………………………………………..

3. Единица электрического напряжения:…………………………………………………………..

4. 1 кВ =………В; 1 мВ =………В; 0,5 кВ =………..В; 100 мВ =………В;

5. Как называется прибор, с помощью которого измеря-ется напряжение?.............................

6. Как включается вольтметр в цепь? …………………………………………………………………………….

7. Обозначение вольтметра в схеме: ……………………………….

8. Как обозначают в электрической схеме?

источник тока………………ключ………………лампочку ………………резистор …………………

Ход работы

1. Соберите электрическую цепь по схеме (рис 1). Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 1 (рис2) . Запишите показания вольтметра:U 1 =………..


2. Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 2 (рис3). Запишите показания вольтметра: U 2 =………..

3. Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 1 и R 2 (рис4) . Запишите показания вольтметра: U =…………..


4. Вычислите U 1 + U 2 = ……… и сравните эту величину с U . Сделайте вывод.

Вывод:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дополнительно:

а) Измерьте напряжение на источнике тока при замкнутой цепи, сравните с U, сделайте вывод.

б) Измерьте напряжение на источнике тока при разомкнутой цепи, сравните с надписью на батарейке, сделайте вывод. (Это задание выполняется, если ученики работают с батарейкой)

Лабораторная работа №7

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

Цель работы . : изучение метода измерения мощности и работы тока в электрической лам-пе с помощью амперметра, вольтметра и секундомера

Оборудование: источник электропитания, лампа, переменный резистор, амперметр, вольтметр, ключ, часы с секундной стрелкой, соединительные прово-да, металлический планшет.

Тренировочные задания и вопросы

    Напишите формулу работы электрического тока:……………………………………

    В каких единицах измеряется работа тока?..........................................................................

    Выразите работу через единицы измерения физических величин, входящих в формулу:

1Дж= …………………………….

    Мощность электрического тока - это……………………………………………………..

    Формула мощности:………………………………………………………….

    Единицы измерения мощности……………………………………………..

    Запишите через Дж:

1 Вт с =……….. 1 гВт -ч =……………

1 Вт ч =………. 1 кВт ч =…………..

Ход работы


Номер опыта

10. Дополнительно.

Виды самостоятельной работы:

Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии.

Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 91-128,133-146,150-162

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 4-19, 94-129

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.117-138

Средства обучения:

Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика

Требования к знаниям:

механизм теплового излучения;

квантовую природу света, гипотезу Планка;

законы внешнего фотоэффекта;

уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света;

сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, состав атомного ядра;

экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;

сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;

физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;

механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;

развитие атомной энергетики и проблемы экологии;

сущность термоядерного синтеза;

достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.

Требования к умениям:

решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;

формулировать постулаты Бора;

объяснять свойства элементарных частиц;

решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;

рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;

решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Счетчик ионизирующих излучений.

Виды самостоятельной работы:

Составление опорного конспекта «Строение атома»

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 160-170, 185-220

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.348-362,367-412

Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.

Раздел 2. Химия с элементами экологии

Тема 2.1 Вода, растворы

Требования к знаниям:

    вода и её биологическая роль;

    роль воды в жизни клетки и организма;

    круговорот воды в природе;

    химические и физические свойства воды;

    растворение веществ в воде;

    водные ресурсы Земли;

    применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;

  • загрязнение вод, способы очистки;

    опреснение воды;

Требования к умениям:

    определение загрязнений в воде;

    определение жёсткости воды и способы её устранения;

    свойства воды;

    минеральные вещества.

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.

Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.

Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.

Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл, дистиллированная вода.

Цель: научиться пользоваться амперметром для измерения силы тока в цепи.

Задание№1

Повторение: выберите правильный ответ

1. Электрическим током называют:

А. Движение электронов по проводнику

Б. Упорядочное движение электронов по проводнику

В. Упорядочное движение электрических зарядов по проводнику

2. Какие превращения происходят в гальванических элементах, элементах Вольта, аккумуляторах?

А. Внутренняя энергия превращается в электрическую

Б. Химическая энергия превращается в электрическую

В. Электрическая энергия превращается в механическую

3. Для получения электрического тока в проводнике необходимо:

А. Создать в нем электрические заряды

Б. Разделить в нем электрические заряды

В. Создать в нем электрическое поле

4. За направление электрического тока в цени принято направление:

А.От отрицательного полюса источника к положительному

Б.От положительного полюса источника к отрицательному

В.По которому перемещаются электроны в проводнике

5.Что представляет собой электрический ток в металлах и какое действие тока на проводник используется в электрических лампах?

А.Упорядочное движение электрических зарядов, химическое

Б. Упорядочное движение положительно и отрицательно заряженных ионов, магнитное

В. Упорядочное движение электронов, тепловое

6. Прибор для измерения силы тока называется:

А.Барометр

Б. Гальванометр

В. Амперметр

7. Формула для определения силы тока:

8. Выразите 0, 025 А в миллиамперметрах

Задание№2

Выполните тренировочные вопросы и задания лабораторной работы, продолжив предложения:

  • Сила тока - это:
  • Единицы силы тока:
  • Амперметр- это:
  • Амперметр включают в цепь:

Задание№3

Познакомьтесь с лабораторным амперметром и заполните таблицу.

Помните! Амперметр нельзя подключать напрямую к источнику тока, так как при этом через него идет непомерно большой ток, который выводит его из строя.

Динамическая пауза "Отгадать слова"

  • РЕМАП (единица физической величины)
  • ЛУНОК (единица физической величины)
  • РОЗОЛТИЯ (тело, которое сделано из диэлектрика)
  • СЛЕКЭРПООКТ (физический прибор)
  • НОРТКЕЛЭ (частица, обладающая самым маленьким зарядом в природе)

Задание №4

Согласно описанию лабораторной работы, начертить схемы, собрать цепи, измерить силу тока и записать показания амперметра.

Задание №5

Нарисовать схему цепей, измерить силу тока и показания амперметра записать в таблицу.

Задание№7

Запишите домашнее задание:

  • 10-15 баллов - параграф 38, упражнение 15
  • 15-20 баллов - параграф 38, упражнение 15, творческие работы "Молния - это тоже электричество", "Электричество опасно"
  • 20-25 баллов - параграф 38, упражнение 15, В.И.Лукашик № 12629 (а, б, в, г), 1263
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то