Презентация на тему "память". Проф. Ю.И. Савченков Физиология памяти. История изучения памяти. Мозговые структуры памяти. Гипотезы хранения информации. По уровню управления памятью

Выполнила: Бавдин Саида Проверила: Алпысбаева К.КС.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА
Физиология памяти.
История изучения памяти.
Мозговые структуры памяти.
Гипотезы хранения
информации

ПАМЯТЬ

Биологическая память
– способность организма,
воспринимая воздействие извне, закреплять, сохранять и в
последующем воспроизводить вызванные изменения
функционального состояния и структуры.
ВРОЖДЕННАЯ
- генетическая - записана последовательностью нуклеотидов
ДНК. Лежит в основе безусловных рефлексов и инстинктов.
ПРИОБРЕТЕННАЯ
- иммунная - способность различать и запоминать чужеродные
белки.
- нейронная (нервная) - способность нервной системы хранить
и воспроизводить информацию.

Нервная память

*Нервная память
- это особая форма психического
отражения действительности,
заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем
воспроизведении информации в
головном мозге.
* В памяти закрепляются не
только отдельные
информационные элементы,
а целостные системы
знаний, позволяющие
живому организму
приобретать, хранить и
использовать обширный
запас сведений в целях
эффективного
приспособления к
окружающему миру.

Виды нервной памяти
-Генотипическая (врожденная)
- обеспечивает становление
безусловных рефлексов и
инстинктов
А) Процедурная память связана с усвоением
навыков (процедур)
-Фенотипическая
(приобретенная) - составляет
основу индивидуального опыта,
формируемого в процессе
научения
В) Декларативная память –
хранение любой информации
(кроме навыков): формул,
символов, содержания
прочитанного и т.п.

История изучения памяти
Парменид
Диоген
Память - организованная смесь света и
тьмы, тепла и холода. Забывание есть
результат «взбалтывания». Он считал,
что если эти состояния не «смешивать»,
то память будет прекрасной.
Память представляет собой процесс,
который определяется равномерным
распределением воздуха в
туловище. Забывание – это
изменение этого распределения.

Классификации видов памяти:
- по форме проявления:
1. Образная 2. Эмоциональная 3. Словесно-логическая
4. Моторная
- по продолжительности:
1.
Мгновенная 2. Кратковременная 3. Долговременная
- по способу реализации
1. Внутренняя
2. Произвольная и непроизвольная
3. Сознательная и латентная
- ПО ВИДАМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:
1. Зрительная
5. Осязательная
2. Слуховая 3. Обонятельная 4. Вкусовая

*Образная память - память на
представления; запоминание,
сохранение и воспроизведение
образов ранее воспринимавшихся
предметов и явлений
действительности.

Эмоциональная память память на пережитые чувства;
способность запоминать и
воспроизводить чувства.
Эмоциональная память
проявляется в закреплении и
последующем (непроизвольном)
воспроизведении тех или иных
эмоциональных состояний.

*Логическая память - память
на словесные сигналы,
обозначающие как внешние
объекты и события, так и
вызванные ими ощущения и
представления.

Моторная память

Запоминание движений,
их последовательности и
положения тела в
пространстве в ходе их
выполнения

Временные виды памяти

*Временные виды памяти
Иконическая или сенсорная память - до 500 мс
Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании
мгновенного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной
структуре. Многие ученые считают, что сенсорная память не является
особым видом памяти, это последействие ощущений после
выключения действия раздражителя.
Кратковременная память - до 10 минут. Это оперативная память,
обеспечивающая выполнение текущих поведенческих и
мыслительных операций.
Промежуточная память – часы, дни
Долговременная память месяцы и годы.
Это блоки обработки информации, характеризующиеся практически
неограниченными временем хранения и объемом хранимой
информации.

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

*ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ
1. ВОСПРИЯТИЕ
2. ПОВТОРЕНИЕ
3. ЗАПОМИНАНИЕ
4. ХРАНЕНИЕ
5. ЗАБЫВАНИЕ
6. УЗНАВАНИЕ
7. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Мозговые структуры памяти
Процессы памяти связывают с лобной, височной и
париетальной корой, мозжечком, базальными
ганглиями, лимбической системой (миндалиной,
гиппокампом)

Нейрохимическая (промежуточная) память

*Консолидация памяти – это перевод информации
с помощью биохимических процессов в
долговременную (нейроструктурную) память на
хранение.
*

Вещества, обладающие свойством
носителя памяти
Скотофофин, белок С-100, амелетин, белок 14-3-2,
фосфодипсин, NS-1, NS-2, а также РНК, ДНК,
многие нейропептиды, медиаторы и др.
Вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов
памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той
или иной информации, амнезию.
Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование
условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение
уже имеющейся информации.
Гамма-аминомаслянная кислота (ГАМК) и ее аналоги
существенно улучшают обучение, образование энграммы,
улучшают воспроизведение хранящейся информации.

ТЕОРИИ ПАМЯТИ

*ТЕОРИИ ПАМЯТИ
Описывают способы формирования
энграмм памяти, т. е. изменений в
мозговых структурах, которые
обеспечивают сохранение и
воспроизведение ранее воспринятого
образа или знания.

Энграммы памяти
Это физические, химические и
морфологические изменения в нервных
структурах, которые сохраняются некоторое
время и оказывают существенное влияние
на формирование нервного импульса,
циркуляцию его и обеспечивают такие
изменения постсинаптических мембран,
которые приводят к воспроизведению ранее
воспринятого образа.

Теория Дональда Хебба
Долговременная память базируется на структурных изменениях,
возникающих в результате модификации синапсов.
Повторное возбуждение нейронов приводит к тому, что в них возникают
долговременные изменения, связанные с ростом синаптических
соединений и увеличением площади их контакта между
пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной.
После установления таких связей эти нейроны образуют
клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы
одного относящегося к нему нейрона, приводит в
возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный
механизм хранения и извлечения информации из
памяти.

Генетическая теория
Хидена:
под влиянием электрического поля,
создаваемого серией импульсов,
информация кодируется и записывается
в структуре полинуклеотидной цепи
молекулы белка (РНК).
При этом каждый сигнал фиксируется в
виде специфического отпечатка в
структуре молекулы РНК, которая
становится чувствительной к
специфическому узору импульсного
потока, тем самым она как бы узнает тот
афферентный сигнал, который
закодирован в этом импульсном рисунке.

Биологическая память – способность организма, воспринимая воздействие извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызванные изменения функционального состояния и структуры. ВРОЖДЕННАЯ - генетическая - записана последовательностью нуклеотидов ДНК. Лежит в основе безусловных рефлексов и инстинктов. ПРИОБРЕТЕННАЯ - иммунная - способность различать и запоминать чужеродные белки. - нейронная (нервная) - способность нервной системы хранить и воспроизводить информацию.


* В памяти закрепляются не только отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие живому организму приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру. это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в головном мозге.




Виды нервной памяти -Генотипическая (врожденная) - обеспечивает становление безусловных рефлексов и инстинктов -Фенотипическая (приобретенная) - составляет основу индивидуального опыта, формируемого в процессе научения В) Декларативная память – хранение любой информации (кроме навыков): формул, символов, содержания прочитанного и т.п. А) Процедурная память - связана с усвоением навыков (процедур)


История изучения памяти Парменид Память - организованная смесь света и тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат «взбалтывания». Он считал, что если эти состояния не «смешивать», то память будет прекрасной. Диоген Память представляет собой процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в туловище. Забывание – это изменение этого распределения.


История изучения памяти Платон (V – IV вв. до н.э.) Гипотеза «восковой доски» «…Память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Отпечатки сохраняются до тех пор, пока время не сотрет их, и поверхность вновь не станет чистой…» Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.


Гален (129201) История изучения памяти Память и психические процессы есть проявление действия «животных» жидкостей. Эти жидкости вырабатываются в мозге, именно там локализуется память. Воздух всасывается в мозг и здесь смешивается с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позволяя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.


История изучения памяти Дэвид Гартли () Основоположник вибрационной гипотезы памяти. «… В мозге существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и продолжительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими было до этого…» Г. Эббингаус () Первым стал экспериментально изучать память


Классификации видов памяти: - по форме проявления: 1. Образная 2. Эмоциональная 3. Словесно-логическая 4. Моторная - по продолжительности: 1. Мгновенная 2. Кратковременная 3. Долговременная - по способу реализации 1. Внутренняя 2. Произвольная и непроизвольная 3. Сознательная и латентная - - ПО ВИДАМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ: 1. Зрительная 2. Слуховая 3. Обонятельная 4. Вкусовая 5. Осязательная










* Временные виды памяти Иконическая или сенсорная память - до 500 мс Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании мгновенного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной структуре. Многие ученые считают, что сенсорная память не является особым видом памяти, это последействие ощущений после выключения действия раздражителя. Кратковременная память до 10 минут. Это оперативная память, обеспечивающая выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций. Промежуточная память – часы, дни Долговременная память месяцы и годы. Это блоки обработки информации, характеризующиеся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.





* 1. Первичная электрофизиологическая память * 2. Вторичная электрофизиологическая память * 3. Нейрохимическая память * 4. Нейроструктурная память - на первом этапе – электрофизиологические процессы, - на втором этапе – биохимические реакции, - на третьем – структурные изменения в нейронах и синапсах ЦНС


* Объем кратковременной памяти - 7±2 единицы * Длительность хранения информации – до 10 мин. В основе– циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным путям. Механизм - КСП (кратковременная синаптическая потенциация, улучшение проводимости в синапсах в результате повторяющегося прохождения возбуждения по ним). Формирование КСП связан с накоплением Са ++ в пресинаптических аппаратах нейронов, что облегчает выброс достаточного количества медиаторов в синаптическую щель


* Основой является длительная циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям – т.н. долговременная синаптическая потенциация (ДСП) * Длительность хранения информации – до часов (Пример структуры ЦНС, обеспечивающей такой вид памяти – лимбическая система мозга)


Долговременная потенциация происходит с участием глутаматных (NMDG) рецепторов, избирательно связывающихся с N-метил-D-глутаматом. Глутаматные рецепторов обладают уникальным свойством – до 10 часов находиться в рабочем состоянии после их активации. Применение стимула вызывает выделение большого количества глютаминовой кислоты и активацию любых глютаматных рецепторов, достаточную для возникновения поведенческого ответа. Параллельно происходит запуск процесса долговременной синаптической потенциации.


Механизм долговременной потенциации В исходном состоянии в синапсе, способном к долговременной потенциации, NMDG-рецепторы инактивированы, так как их канал перекрыт ионом Mg++ (магниевая пробка). ПД инициирует выход ионов Mg++ из каналов собственных NMDG-рецепторов, что приводит их в рабочее состояние. Возврат пробок в каналы NMDG-рецепторов осуществляется медленно, и все это время синапс остается в состоянии готовности к проведению информации. Система долговременной потенциации чувствительна к электрошоку, токсинам, травматическим повреждениям мозга. Электрический разряд нарушает работу глютаматных каналов с Мg-пробкой. Это является причиной ретроградной амнезии.


* Длительность хранения - от нескольких минут до нескольких дней * Объем – не изучен, очень индивидуален, но заметно больше, чем кратковременная память (человек может сразу пересказать содержание только что прочитанной книги) * Механизм – имеются достаточно убедительные доказательства того, что на стадии консолидации, т.е. закрепления информации, участие биохимических процессов (активация синтеза медиаторов, глутамата, нейропептидов, дофамина, вазопрессина и т.п.) более разнообразно, чем в электрофизиологической стадии. Например, стрихнин, кофеин, тетразол стимулируют с запоминание. * Локализация – гиппокамп, височные доли коры




Вещества, обладающие свойством носителя памяти Скотофофин, белок С-100, амелетин, белок, фосфодипсин, NS-1, NS-2, а также РНК, ДНК, многие нейропептиды, медиаторы и др. Вазопрессин окситоцин Вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той или иной информации, амнезию. Эндорфины и энкефалины Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение уже имеющейся информации. Гамма-аминомаслянная кислота Гамма-аминомаслянная кислота (ГАМК) и ее аналоги существенно улучшают обучение, образование энграммы, улучшают воспроизведение хранящейся информации.


Молекула РНК, являясь носителем информации в центральной нервной системе, способна передавать память на конкретные события. Опыты Мак-Коннелла на планариях по "переносу памяти"


* Основа – структурные изменения в нервных клетках: растут площадь, толщина постсинаптических мембран, разрастаются отростки дендритов и аксонов, образуются новые синапсы * Длительность хранения – вся жизнь * Макромолекулярные процессы – изменения в структуре РНК и ДНК




Энграммы памяти Это физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на формирование нервного импульса, циркуляцию его и обеспечивают такие изменения постсинаптических мембран, которые приводят к воспроизведению ранее воспринятого образа.


Долговременная память базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации синапсов. Повторное возбуждение нейронов приводит к тому, что в них возникают долговременные изменения, связанные с ростом синаптических соединений и увеличением площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной. Теория Дональда Хебба После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы одного относящегося к нему нейрона, приводит в возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный механизм хранения и извлечения информации из памяти.


Генетическая теория Генетическая теория Хидена: под влиянием электрического поля, создаваемого серией импульсов, информация кодируется и записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы белка (РНК). При этом каждый сигнал фиксируется в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК, которая становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном рисунке.




Роль конвергенции в процессах обучения и памяти. Широкое вовлечение корково-подкорковых структур в механизмы формирования энграммы основано на достоверно установленных фактах конвергенции разномодальных импульсов на одном нейроне (П.К. Анохин). Впервые гипотеза конвергентного принципа замыкания ассоциативной связи была сформулирована Дж. Экклсом в 1968 г. Почти все корковые и подкорковые отделы головного мозга могут участвовать в запоминании, т.е. следы памяти не накапливаются в одной четко определенной его области. Различные процессы памяти требуют неодинаковых мозговых структур, и каждый процесс затрагивает лишь строго определенную популяцию нейронов, не влияя на соседние нервные клетки.




1. Закон осмысления. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, легче, подробнее) оно сохраняется в памяти. Пользоваться этим законом - значит максимально приблизить процессы восприятия, запоминания к процессу мышления. 2. Закон интереса Легко запоминается интересное. Основа формирования интереса - цель. Когда мы видим, что это может понадобиться для будущей работы, становится интересно. 3. Закон деятельности. С одной стороны, если знания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрее усваиваются, а с другой стороны, мы особенно хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и постепенно забываем ту информацию, которая нами не используется.


4. Закон ярких впечатлений 5. Закон готовности к запоминанию. Если у человека есть мотивация к запоминанию той или иной информации, то её усвоение происходит без всяких проблем. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека.


7. Закон одновременных впечатлений. Он основан на следующем: если Вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум одновременных (смежных) впечатлений. 6. Закон усиления первоначального впечатления. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее.


8. Закон последовательных впечатлений. Если Вы должны запомнить что-то целиком и близко к тексту, никогда не учите частями - только все вместе. Заучивание кусками - порочный способ запоминания. 9. Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация - чтобы быть запомненной - должна "отстояться".


1) Настрой на предполагаемое время хранения информации. Когда вам необходимо запомнить надолго, дайте себе мысленную установку: помнить долго (а еще лучше конкретно: полгода, 3 месяца, всю жизнь и т. п.). 10. Закон настроек и установок. 2) Настройка на сложность материала. Перед запоминанием сложного материала имеет смысл настроиться на сложность материала. Это можно сделать при помощи его предварительного просмотра. Он заключается в беглом просмотре материала (3-5 секунд на страницу), подлежащего изучению. 3) Настройка на содержание материала. Зная, о чем приблизительно пойдет речь, ваш мозг будет более рационально усваивать материал. Чтобы настроиться на сложность и содержание информации, просмотрите предварительно материал, который вам предстоит запомнить. 4) Настройка на условия, в которых будет происходить воспроизведение. Если вам предстоит использовать запоминаемый материал на экзамене, выступлении, презентации и т.д., попробуйте представить, как вы излагаете этот материал.


11. Закон предшествующих знаний. Чем больше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминается вся новая информации по ней. 12. Закон взаимовлияния следов памяти Если сразу после запоминания какой-либо информации вы приступите к запоминанию другой, то последующее запоминание негативно отразится на первом. Это произойдет потому, что ваша память, занятая переработкой уже воспринятой информации, столкнется с задачей фиксации новой информации, и переработка информации пострадает. Ученые называют это явление законом ретроактивного торможения. Именно из-за ретроактивного торможения эффективными оказываются занятия «на ночь» ведь после них вы ложитесь спать, и новая информация не поступает. Таким образом вам удается снизить эффект ретроактивного торможения.


13. Закон временного слоя. Все, что происходит с нами в одно и то же время, находится как бы в одной плоскости: впечатления, получаемые в близкие по времени промежутки, оказываются в одной группе. Например, запах может вызвать яркое воспоминание об обстоятельствах того времени, когда вы его впервые почувствовали. Мелодия может воскресить в памяти лицо человека, с которым вы были рядом, когда впервые ее услышали, и черты которого давно уже забыли. Это своего рода естественные временные ассоциации. События, факты, впечатления регистрируются вместе с окружающей их обстановкой, создают неразрывную группу, вступают в ассоциативную связь. Достаточно оживить один из компонентов этой группы, и вся она может стать доступной воспроизведению. Поэтому, чтобы вспомнить утерянную информацию, нужно прежде всего попытаться оживить временной слой, поискать факты, которые доступны вспоминанию и при этом сцеплены с утерянными во временном слое.





Память относится к числу фундаментальных свойств живого и является важнейшей характеристикой психической жизни человека, обеспечивающей единство и целостность человеческой личности.

Благодаря памяти человек и животные легко ориентируются в окружающей среде, адаптируются к ней и избегают действий, способных нанести вред их здоровью. Другими словами, формируя и сохраняя следы отражения действительности, живые системы используют эти следы во взаимодействии со средой.

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают, они оставляют след (энграмму), сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эн- грамма - след памяти, сформированный в результате обучения.

Память - это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Таким образом, можно определить память как совокупность процессов запоминания, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его онтогенеза.

Процессы памяти. Память включат в себя следующие основные процессы: запоминание -> сохранение -> воспроизведение.

Запоминание - это образование и закрепление в головном мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей. При этом происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным ; в свою очередь, произвольное запоминание делится на механическое (зазубривание) и осмысленное. Одно из важнейших условий запоминания - повторение. Для улучшения запоминания необходимо выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Сохранение - удержание в памяти. Определяется степенью участия материала в деятельности личности, т.е. важностью для человека.

Воспроизведение - извлечение информации из памяти. При этом происходит актуализация закрепленного материала путем извлечения его из долговременной памяти и передача в оперативную. Воспроизведение объекта при повторном восприятии называется узнаванием. Воспроизведение образов прошлого, определенных во времени и пространстве и эмоционально окрашенных, называется воспоминанием.

Виды памяти. Существует несколько видов памяти, которые классифицируются в зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности, характера целей деятельности и продолжительностью сохранения и закрепления материала (табл. 13.5 1).

Современные представления о механизмах памяти. Основными в концепции временной организации являются понятия о кратковременной и долговременной памяти. Подразумевается, что при фиксации происходит смена одной формы существования энграммы на другую. Представления о кратковременной и долговременной форме существования следа базируется на предположении о разных нейрофизиологических, молекулярных, биохимических и морфофункциональных основах энграммы на разных стадиях ее существования.

Временная организация следа памяти - это последовательность развития качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. Основные понятия, которыми оперируют теории, созданные в рамках концепции временной организации памяти, следующие: консолидация - процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы, и реверберация - механизм, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации - интервал времени, необходимый для перехода следа памяти и кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование энграммы.

Таблица 13.5

Виды памяти

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности

Вид памяти

Определение

Примеры

Двигательная

Запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи

Игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах. Развита у спортсменов, танцоров

Эмоциональная (впервые ввел К.С. Станиславский)

Прочно сохраняет пережитые человеком чувства

Сочувствие другим людям. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе

Смысловая (словесная)

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов

Запоминание стихотворений, рассказов, очерков. Развита у артистов, певцов

Образная

Позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку

Запоминание лиц людей, картин природы, музыкальных мелодий. Развита у музыкантов, писателей, художников

1 См.: Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов АЛ. Указ. соч.

Выделяют четыре вида (уровня) памяти, различающихся длительностью хранения информации:

сенсорная (.мгновенная) память - процесс, осуществляемый в основном на уровне рецепторов. Это первый этап обработки поступившей извне информации, в результате которой организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. В данном процессе особую роль выполняет ретикулярная формация, выделяющая в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Следы в сенсорной памяти сохраняются очень короткое время - от 0,1 до 0,5 с. За это время решается вопрос, насколько важна поступившая информация, как ее обрабатывать и сохранять. Если поступившие сигналы не привлекли внимания высших отделов мозга, то в течение указанного времени следы стираются, и память заполняется новыми сигналами.

Главная особенность сенсорной памяти - ее практически неограниченная емкость. Запечатлевается (хотя бы кратковременно) все, что фиксируется рецепторами. Это обеспечивает возможность эффективного функционирования других видов памяти путем выбора, фиксации и переработки важной с точки зрения существования организма информации. Следы сенсорной памяти стираются по экспоненте с постоянной времени около 150 мс, а сам след сохраняется (во всяком случае, для зрительной - иконической - памяти) немногим более 500 мс;

кратковременная память. Информация из сенсорной памяти, которая привлекла внимание высших отделов мозга, переводится в кратковременную память. В нее попадает только та информация, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека и привлекает его внимание.

Применение в лечебных целях электрошока сыграло большую роль в выяснении механизмов памяти. Наблюдения за динамикой ретроградной амнезии, возникающей после электрошока, значительно расширили имевшиеся клинические данные и привели к созданию одной из первых гипотез о механизме краткосрочной памяти - гипотезе реверберации. В ее основу были положены анатомические данные, полученные еще Лоренте де Но (1934), о наличии в ткани головного мозга замкнутых цепочек нейронов. Считалось, что по таким цепочкам или кольцам, образованным коллатералями одного и того же нейрона, возбуждение может циркулировать в течение нескольких минут. Этого времени, как предполагали, достаточно для синаптических процессов, переводящих динамический код импульсной активности в структурные изменения постсинаптических мембран. Циркуляцией импульсов по замкнутым нейронным контурам объясняли также происхождение спонтанной ритмической электрической активности головного мозга. Таким образом, элект- рофизиологическим выражением процессов краткосрочной памяти согласно проведенной гипотезе служила спонтанная ритмическая активность нейронов, нарушение которой во время травмы или электрошока и вызывало развитие амнезии.

В дальнейшем были получены экспериментальные данные, противоречащие гипотезе реверберации. Так, было показано полное восстановление памяти после электрошока методом напоминания, восстановление памяти действием второго электрошока и даже самопроизвольное восстановление выработанного у животных обучения.

Таким образом, предпочтение в последнее время отдается гипотезам, в которых память рассматривается как единый процесс. Согласно одной из них, введение информации в мозг сопровождается возникновением энграммы, которая сама по себе недолговечна и закрепляется лишь при достаточной интенсивности процессов, вызванных воздействием сопутствующих неспецифических реакций (ориентировочных, эмоциональных). Закрепление осуществляется через соответствующие биохимические сдвиги, определяемые в основном гормональным фоном, в особенности АКТГ.

Длительность кратковременной памяти составляет 20 с. Объем исчисляется в пределах 7±2 ед., т.е. без применения специальных мнемонических приемов человек способен запомнить в среднем, например, семь цифр, семь букв, семь названий предметов и т.п. Примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Действительно, многие люди не в состоянии мысленно перемножить двузначные числа; часто они объясняют это тем, что «не сильны» в математике, на самом же деле им мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающих кратковременную память.

Ее особенностью является то, что вновь поступающая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потере последней. Она забывается и не попадает в долговременное хранилище. Такой процесс называется замещением. В частности, это происходит, когда человек имеет дело с информацией, которая предъявляется ему сразу в большом количестве и непрерывно.

Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно путем сознательного повторения этого материала, проговаривая его. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается долговременный след. Таким образом, можно произвольно управлять кратковременной памятью. Информация, хранящаяся в кратковременной памяти, может быть нарушена в меньшей степени, чем в мгновенной памяти, за счет большей длительности ее сохранения и более существенной переработки;

оперативная (промежуточная) память - рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного

интервала времени.

Считается, что промежуточная память обладает значительно большей емкостью, чем кратковременная, и сохраняет информацию в течение нескольких часов без повторения. Однако емкость промежуточной памяти также ограниченна. Предполагается, что очищение ее регистра происходит во время сна, когда кратковременная память не занята поступающей внешней информацией. Обработка и перевод информации из промежуточной памяти в долговременную осуществляются в два этапа: 1) логическая обработка информации - происходит в период медленного сна (дельта-сна); 2) пересылка обработанной информации в долговременную память - осуществляется в период быстрого сна (на ЭЭГ в это время фиксируется активность, соответствующая состоянию бодрствования). Эта гипотеза, базирующаяся на солидном экспериментальном материале, требует дальнейшей проработки и проверки.

Промежуточная память непосредственно включена в процесс удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом воспринимаемые параметры в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. После использования информация может исчезать из оперативной памяти;

долговременная память. Из информации, которая находится в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в долговременной памяти. Для переноса следов, формирующихся в кратковременной памяти, в долговременную требуется от 15 мин до 1 ч. Это время называется периодом консолидации.

Объем долговременной памяти и время хранения считаются практически неограниченными. Сюда же поступает при некоторых условиях часть сенсорной информации без предварительной обработки,

0 чем говорилось выше. Преобразованная информация, по-види- мому, более доступна для извлечения и воспроизведения, что определяется ее ценностью и психологической установкой субъекта в момент извлечения информации из долгосрочной памяти.

С нейрофизиологической точки зрения основу долгосрочной памяти составляют пластические процессы в синаптическом аппарате и теле нейрона. Под пластичностью подразумевается длительное изменение свойств нейрона, влияющих на передачу сигнала. Постсинаптическая пластичность химического синапса включает пейсмейкерный и мембранный механизмы. У некоторых нейронов наблюдаются эндогенные колебания потенциала амплитудой 10-20 мВ и частотой от

1 до 2,5 Гц. Такие потенциалы получили название пейсмейкерных. Они генетически заданы, но весьма чувствительны к сдвигам мембранного потенциала и генерируются определенными участками мембраны нейрона. Под действием внешнего потенциала одни пейсмейкерные локусы могут усиливать, а другие - уменьшать свой ответ. Эти изменения сохраняются в течение длительного времени.

Основу мембранных механизмов постсинаптической пластичности составляет изменение чувствительности и количества так называемого рецептивного белка постсинаптической мембраны. Чувствительность рецептивного белка изменяется под действием медиаторов, гормонов и нейропептидов, которые переводят белок из неактивной формы в активную. Длительное сохранение таких изменений приводит к тому, что следующая порция медиатора оказывает более сильное действие на проводимость мембраны нейрона. Количество рецептивного белка изменяется путем экспрессии определенных локусов ДНК ядра клетки через воздействие на ядро проникших внутрь клетки комплексов лиганд-рецепторов или вторичных посредников, например цАМФ, и образования специфических РНК.

Следовательно, при образовании долговременной памяти временные последовательности превращаются в структурно-пространственные, и такая память вне момента ее образования и извлечения представляется не процессом, а структурой. В этом причина ее устойчивости к многочисленным внешним воздействиям и существенное отличие от сенсорной и кратковременной форм памяти, которые по своей сути являются процессами.

Однако нельзя забывать о том, что сама клетка и ее структуры и образованные группами клеток ансамбли, сети и т.п. имеют весьма лабильную организацию. Так, непрерывно обновляются белки клеточных мембран, составные части ферментов и т.д. Поэтому устойчивость долговременной памяти зависит от устойчивости динамики биохимических внутриклеточных и межклеточных процессов.

Рассмотренные четыре вида памяти работают как единая система. Их совместную, взаимосвязанную деятельность можно рассматривать как последовательные этапы фиксации энграммы.

Виды нарушения памяти. Причин нарушения памяти множество. Они возникают при различных неблагоприятных влияниях на ЦНС. Те или иные расстройства памяти были выявлены благодаря клиническим наблюдениям за больными с различными черепно-мозговыми травмами, перенесшими заболевания мозга, при хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях ЦНС, нарушениях в психической сфере. Дисмнезиями называют различные виды ослабления памяти, часто наблюдаемые при развитии различных психических нарушений.

На основании изучения особенностей расстройств памяти больных с различными повреждениями мозга различают амнезии, агнозии и апраксии.

Амнезии - нарушения памяти на события. Посттравматическая ретроградная амнезия - невозможность вспомнить события, предшествующие возникшей амнезии (в результате травмы, алкогольной интоксикации и т.д.). При этом, как правило, страдает информация, уже закрепленная в долговременной памяти. Потеря памяти при этом виде амнезии может распространяться как на недавние, так и на отдаленные события. Иногда посттравматическая амнезия сопровождается потерей памяти и на последующий период выхода из бессознательного состояния. Это так называемая антероградная амнезия , для которой характерна потеря способности усвоения новой информации (при этом виде амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную). Описанные формы амнезии возникают не только после физической, но и после сильной психоэмоциональной травмы.

Корсаковский синдром - больные теряют способность фиксировать текущие события, тогда как память на отдаленные события у них сохраняется. Характерные симптомы - потеря ориентации во времени и пространстве, неспособность запоминать хронологию событий. Корсаковский синдром - явление, весьма характерное для больных 3-й стадией алкоголизма.

Прогрессирующие амнезии - обусловлены сосудистыми болезнями мозга и его атрофией. К ним относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства памяти, связанные с атеросклерозом. Потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а по мере развития заболевания распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти как на предшествующие события, так и к невозможности запоминания новой информации.

Агнозии - нарушения восприятия. Агнозии приводят к избирательному нарушению какой-либо специфической памяти - зрительной, слуховой, тактильной. Например, при зрительной агнозии человек, видя предмет, не может узнать его; при слуховой агнозии не узнаются известные ранее мелодии и различные звуки; тактильная агнозия нарушает способность с закрытыми глазами определить хорошо знакомые предметы.

Апраксии - нарушения программирования движений. Невозможность выполнять такие стереотипно привычные движения, как одевание, приготовление пищи, умывание и т.д., хотя способность к движению и мышечная сила сохраняются.

План

Процессы памяти

Виды памяти

Временная организация памяти

Механизмы памяти

Морфологический субстрат памяти

Виды и структурные основы мышления

Память – сохранение информации о раздражители после прекращения его действия.

И.М.Сеченов: «Память – это

краеугольный камень психического развития… Это сила, сплачивающая, склеивающая всякое предыдущее со всяким последующим…Деятельность памяти охватывает все психические процессы. »

Нейрогенная память

Наследуемая (генетитческая) – безусловные рефлексы, инстинкты

Ненаследуемая (приобретенная, индивидуальная) - основа жизненного опыта- это способность нервной

системы воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нейронах, хранить эту информацию и по мере необходимости воспроизводить.

Процессы памяти

Восприятие и запечатление (фиксация)

информации – может быть произвольным и

непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение, фиксируются эффективнее

Сохранение информации – центральное

звено в системе памяти. По мере поступления новой информации происходит трансформация раннее поступившей.

Воспроизведение - наиболее уязвимый процесс

Формы воспроизведения информации

Узнавание – извлечение информации из памяти в результате сличения одного раздражителя с раннее действующим. Не требует активного поиска

Припоминание – активный выбор информации, хранящийся в памяти.

Воспроизведение , как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным

Виды памяти по форме проявления

Образная (модально-специфическая):

1. Зрительная

2. Слуховая

3. Тактильная

4. Моторная

Словесно – логическая

Эмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально значимые события

Эмоциональная память

Истинная – способность воспроизводить эмоциональное состояние

Абстрагированная – воспроизведение эмоционально значимого события без чувственной окраски

Черты эмоциональной памяти:

Быстрота формирования

Надмодальность – независимость от конкретных сенсорных воздействий

По уровню управления памятью:

1. Непроизвольная

2. Произвольная

По способу запоминания:

1. Неосмысленная (непосредственная, механическая) –запоминание без

использования специальных приемов

2. Опосредованная– использование

вспомогательных средств для запоминания (элемент логической смысловой памяти)

Произвольная мнестическая деятельность

Включает стадии мотива, программирования, использования различных способов и приемов запоминания,

контроля и коррекцию результата

Память это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга, направленных на сохранение прошлого опыта в целях использования его в дальнейшей деятельности (способность приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию о ранее воздействовавшем событии).

Память тесно связана с обучением. Обучение – способность приобретать опыт и формировать поведенческие акты, основываясь на этом опыте. Память и обучение являются основой для адаптации поведения к окружающей среде. Процесс памяти включает 4 стадии: восприятие, запечатление и запоминание информации; сохранение информации; воспроизведение необходимой информации; забывание. Память в зависимости от типа сохраняемой информации подразделяется на не декларативную (рефлексивную или безотчетную) и декларативную (объяснимую, узнаваемую).

Декларативная память бывает:

  1. Мгновенная или иконическая память (кратковременный сенсорный отпечаток) – не зависит от нашей воли.
  2. Кратковременная продолжается от нескольких секунд до нескольких минут. Это непосредственная или прямая память. Не требует существенных затрат энергии
  3. Промежуточная долговременная память — от нескольких минут до нескольких недель.
  4. Долговременная память; её разновидностью является память пожизненная.

Запоминание и извлечение информации из долговременной памяти относительно трудная задача.

Различают виды памяти:

  1. Двигательная память — способность запоминать и воспроизводить систему двигательных актов
  2. Образная память – воспринимать и воспроизводить образы

а) Зрительная

б) Слуховая

в) Осязательная

г) Обонятельная

д) Вкусовая

  1. Эмоциональная – запечатление пережитых чувств и событий
  2. Вербальная память – словесно-логическая (семантическая ), лежащая в основе интеллекта

Консолидация памяти подразумевает переход кратковременной памяти в долговременную и представляет закрепление полученных знаний. Кратковременная память не требует консолидации. Минимальный срок для консолидации 5 – 10 мин. Для прочной консолидации требуется приблизительно один час. После этого срока различные воздействия не стирают информацию из коры головного мозга. Для прочной консолидации необходимо повторение информации

Закон Павлова – Лешли

или закон действия массы: чем большая часть коры головного мозга разрушена, тем хуже сохраняется память о приобретенных различных навыках. В коре головного мозга не существует центров памяти. За хранение и воспроизведение информации ответственна вся кора. Кора головного мозга является органом долговременной памяти

В сохранении информации принимают участие и другие отделы мозга. Так гиппокамп переводит кратковременную память в долговременную. Эти процессы осуществляются совместно с миндалиной. Такую же функцию несут прилегающие к гиппокампу части медиальной височной коры. Таламус прямо и опосредованно связан с гиппокампом. Через гиппокамп таламус способствует консолидации долговременной памяти в коре. При повреждении дорсомедиального ядра таламуса исчезает возможность запоминания нового словесного материала. Удаление разных зон мозжечка может ликвидировать не только следы обучения, но и блокировать образование новых двигательных условных рефлексов. Разрушение глубинных мозжечковых ядер устраняет следы памяти об обучении движениям. Лимбическая система придаёт памяти эмоциональную окраску. Человек помнит не только те или иные события, но и те переживания, которые их сопровождали. Лобные доли являются одними из важнейших нервных структур, ответственных за кратковременную и долговременную память

МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.

Минимальная память связана с синаптической передачей и обусловлена выбросом медиатора. Она сохраняется до тех пор, пока медиатор действует. Эта форма памяти может быть нарушена введением ингибиторов медиатора. Минимальная память может быть объяснена движением импульса возбуждения по системе замкнутых нейронов.

Общие биохимические механизмы кратковременной и долговременной памяти заключаются в том, что в синапсах освобождаются долгоживущие пептиды (комедиаторы), синтезируются специфические для нервной системы белки и пептиды активируются специфические протеазы, изменяющие структуру белка в синапсах. В синапсах интенсивно протекают процессы фосфорилирования и дефосфорилирования белков ионных каналов, благодаря чему процесс возбуждения сохраняется длительное время. Различие же в том, что кратковременную память блокируют ферменты АТФ-азы, гипоксия, углекислый газ, вещества, влияющие на состояние рецепторов, синапсов и их взаимодействия с медиаторами. Формированию долговременной памяти препятствуют ингибиторы синтеза белка и РНК (пуромицин, циклооксигексимид и другие). При долговременной памяти синтезируются новые белки и нуклеиновые кислоты с новой структурой.

Для возникновения долговременной памяти необходим относительно сильный стимул. При этом возбуждаются и высвобождаются самые различные гормоны и нейромедиаторы , которые через системы вторичных посредников (цАМФ, протеинкиназа А и др.) действуют на ядро, запуская гены (главный из них С-fos), ответственные за память, благодаря чему в цитоплазме синапса запускается синтез новых белков. Затем белок из цитоплазмы поступает в ядро и там вступает во взаимодействие с рецепторными участками ДНК , содержащимися в десятках тысяч генов. И в каждой нервной клетке этот набор в зависимости от её состояния будет различным, что и определяет бесконечность памяти.

Механизмы пожизненной памяти

  1. Необходимы устойчивые системы для постоянного обновления специфических белков.
  2. Ген, ответственный за синтез белка, может быть заблокирован репрессором . В результате воздействий репрессор отдаляется и ген начинает синтезировать белок. После прекращения воздействия ген вновь блокируется репрессором. Но если вновь синтезированный белок свяжет репрессор, то синтез вновь образуемого белка не прекращается.
  3. Могут образоваться антитела к репрессору, и тогда синтез вновь образуемого белка, хранящего информацию, будет пожизненным.

ЗАБЫВАНИЕ.

Забывается то, в чём нет постоянной необходимости и потребности. Из сознания в подсознание вытесняются травмирующие нас события. Это защитный механизм. Чем больше времени проходит с момента получения информации, тем она легче забывается. Пожилые люди легко воспроизводят старые события, но не помнят, что произошло недавно. Это закон РИБО или закон обратного хода памяти (ретроградная память)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то