Автоматическая установка Django (APS-пакет). Переиспользование Django приложений

Я знаю, что на самом деле нет единого правильного пути. Однако я обнаружил, что трудно создать структуру каталогов, которая работает хорошо и остается чистой для каждого разработчика и администратора. В большинстве проектов на github существует стандартная структура. Но он не показывает способ организовать другие файлы и все проекты на ПК.

Какой самый удобный способ организовать все эти каталоги на машине разработки? Как вы их называете, и как вы подключаете и развертываете это на сервере?

  • проекты (все проекты, над которыми вы работаете)
  • исходные файлы (само приложение)
  • рабочая копия репозитория (я использую git)
  • виртуальная среда (я предпочитаю разместить ее рядом с проектом)
  • статический корень (для скомпилированных статических файлов)
  • медиа-корень (для загруженных медиафайлов)
  • README
  • ЛИЦЕНЗИИ
  • документы
  • эскизы
  • (пример проекта, который использует приложение, предоставленное этим проектом)
  • (в случае использования sqlite)
  • все, что вам обычно нужно для успешной работы над проектом

Проблемы, которые я хочу решить:

4 ответов

Есть два типа Django-проектов, которые у меня есть в моем каталоге ~/projects/ , оба имеют немного другую структуру.:

  • Автономные сайты
  • Подключаемые приложения
Автономный веб-сайт

Чаще всего частные проекты, но не обязательно. Обычно это выглядит так:

~/projects/project_name/ docs/ # documentation scripts/ manage.py # installed to PATH via setup.py project_name/ # project dir (the one which django-admin.py creates) apps/ # project-specific applications accounts/ # most frequent app, with custom user model __init__.py ... settings/ # settings for different environments, see below __init__.py production.py development.py ... __init__.py # contains project version urls.py wsgi.py static/ # site-specific static files templates/ # site-specific templates tests/ # site-specific tests (mostly in-browser ones) tmp/ # excluded from git setup.py requirements.txt requirements_dev.txt pytest.ini ...

Настройки

Основные настройки - производственные. Другие файлы (например, staging.py , development.py) просто импортирует все из production.py и переопределяет только необходимые переменные.

Для каждой среды существуют отдельные файлы настроек, например. производство, развитие. Я некоторые проекты, которые я тестировал (для тестировщика), (как проверка перед окончательным развертыванием) и heroku (для развертывания в heroku).

Требования

Я скорее задаю требования в setup.py напрямую. Только те, которые необходимы для среда разработки/тестирования У меня есть requirements_dev.txt .

Некоторые службы (например, heroku) требуют наличия requirements.txt в корневом каталоге.

setup.py

Полезно при развертывании проекта с помощью setuptools . Он добавляет manage.py в PATH , поэтому я могу запустить manage.py напрямую (в любом месте).

Приложения для конкретных проектов

Я использовал эти приложения в каталоге project_name/apps/ и импортировал их используя относительный импорт.

Шаблоны/статические/локальные/тестовые файлы

Я помещал эти шаблоны и статические файлы в глобальные шаблоны/статический каталог, а не внутри каждого приложения. Эти файлы обычно редактируются людьми, которым не нужен код проекта структуры или питона вообще. Если вы являетесь разработчиком полного стека, работающим в одиночку или в небольшой команде вы можете создавать шаблоны для каждого приложения/статический каталог. Это действительно просто вопрос вкуса.

То же самое относится к языку, хотя иногда удобно создавать отдельный каталог локалей.

Тесты обычно лучше размещать внутри каждого приложения, но обычно их много интеграционные/функциональные тесты, которые тестируют больше приложений, работающих вместе, поэтому глобальные каталог тестов имеет смысл.

каталог Tmp

В корне проекта есть временная директория, исключенная из VCS. Он имел обыкновение хранить медиа/статические файлы и базу данных sqlite во время разработки. Все в tmp может быть удален в любое время без каких-либо проблем.

Virtualenv

Я предпочитаю virtualenvwrapper и поместить все venvs в каталог ~/.venvs но вы можете разместить его внутри tmp/ , чтобы сохранить его вместе.

Шаблон проекта

Я создал шаблон проекта для этой установки, django-start-template

Развертывание

Развертывание этого проекта выполняется следующим образом:

Source $VENV/bin/activate export DJANGO_SETTINGS_MODULE=project_name.settings.production git pull pip install -r requirements.txt # Update database, static files, locales manage.py syncdb --noinput manage.py migrate manage.py collectstatic --noinput manage.py makemessages -a manage.py compilemessages # restart wsgi touch project_name/wsgi.py

Вы можете использовать rsync вместо git , но все же вам нужно запустить пакет команд для обновления вашей среды.

Недавно я сделал приложение , которое позволяет мне запускать единую команду управления для обновления среды, но я использовал ее только для одного проекта, и я все еще экспериментирую с ней.

Эскизы и черновики

Черновик шаблонов, которые я размещаю внутри глобального каталога templates/ . Я думаю, можно создать папку sketches/ в корне проекта, но еще не использовали ее.

Подключаемое приложение

Эти приложения обычно готовятся к публикации как открытые. Я привел пример ниже django-forme

~/projects/django-app/ docs/ app/ tests/ example_project/ LICENCE MANIFEST.in README.md setup.py pytest.ini tox.ini .travis.yml ...

Название каталогов понятно (надеюсь). Я помещал тестовые файлы вне каталога приложения, но это действительно неважно. Важно предоставить README и setup.py , поэтому пакет легко устанавливается через pip .

Мой ответ основан на моем собственном опыте работы и в основном в книге Два совпадающих Django , которые я настоятельно рекомендую, и где вы можете найти более подробное объяснение из всего. Я просто отвечу на некоторые вопросы, и любые улучшения или исправления будут приветствоваться. Но для достижения той же цели могут быть более правильные исполнители.

Проекты
У меня есть основная папка в моем личном каталоге, где я просматриваю все объекты, на которых я работаю.

Исходные файлы
Я лично использую корень проекта django как корень репозитория моих проектов. Но в книге рекомендуется разделить обе вещи. Я думаю, что это лучший подход, поэтому я надеюсь, что я буду постепенно менять свои проекты.

Project_repository_folder/ .gitignore Makefile LICENSE.rst docs/ README.rst requirements.txt project_folder/ manage.py media/ app-1/ app-2/ ... app-n/ static/ templates/ project/ __init__.py settings/ __init__.py base.py dev.py local.py test.py production.py ulrs.py wsgi.py

Репозиторий
Git или Mercurial, по-видимому, являются самыми популярными системами управления версиями среди разработчиков Django. И самые популярные услуги хостинга для резервных копий GitHub и Bitbucket .

Виртуальная среда
Я использую virtualenv и virtualenvwrapper. После установки второго нужно настроить рабочий каталог. Mine находится в каталоге my/home/envs, так как это рекомендуется в руководстве по установке virtualenvwrapper. Но я не думаю, что самое главное, где оно размещено. Самое главное при работе с виртуальными средами - обновлять файл requirements.txt.

Pip freeze -l > requirements.txt

Статический корень
Папка проекта

Корень СМИ
Папка проекта

README
Корень репозитория

ЛИЦЕНЗИЯ
Корень репозитория

Документы
Корень репозитория. Эти пакеты python могут помочь вам упростить вашу документацию:

Эскизы

Примеры

База данных

Мне не нравится создавать новый каталог settings/ . Я просто добавляю файлы с именем settings_dev.py и settings_production.py , поэтому мне не нужно редактировать BASE_DIR . Приведенный ниже подход увеличивает структуру по умолчанию вместо изменения.

Mysite/ # Project conf/ locale/ en_US/ fr_FR/ it_IT/ mysite/ __init__.py settings.py settings_dev.py settings_production.py urls.py wsgi.py static/ admin/ css/ # Custom back end styles css/ # Project front end styles fonts/ images/ js/ sass/ staticfiles/ templates/ # Project templates includes/ footer.html header.html index.html myapp/ # Application core/ migrations/ __init__.py templates/ # Application templates myapp/ index.html static/ myapp/ js/ css/ images/ __init__.py admin.py apps.py forms.py models.py models_foo.py models_bar.py views.py templatetags/ # Application with custom context processors and template tags __init__.py context_processors.py templatetags/ __init__.py templatetag_extras.py gulpfile.js manage.py requirements.txt

Я уже очень давно слежу за развитием проекта DjangoCMS и честно скажу что он не всегда мне нравился. Но постепенно команда проекта исправила многие косяки и сделала эту CMS по-настоящему удобной, гибкой и функциональной. После этого я стал практически фанатом DjangoCMS и использую его в некоторых своих проектах (например этот блог). Сегодня я подробно расскажу что такое DjangoCMS , в каких случаях его удобно применять и покажу как с помощью него создать простой сайт. Надеюсь вы тоже полюбите этот инструмент:)

На данный момент основная проблема DjangoCMS - отсутствие нормальной документации. Первое что я нашёл на официальном сайте проекта , это инструкция как создать сайт с помощью DjangoCMS и развернуть его на облачной платформе Divio Cloud . Из этой инструкции конечно можно выцепить какое-то количество полезной информации, но я как разработчик, жду совсем другого, тем более что я не планирую использовать Divio Cloud , а хочу развернуть приложение на DjangoCMS где-нибудь у себя. Самое интересное, что существует официальная документация для разработчиков по DjangoCMS , но данную ссылку я нашёл в файле README.md из репозитория проекта на GitHub, в то время как на сайте её почему-то нет.

Есть одна вещь, за которую стоит отдельно похвалить команду Divio - грамотная поддержка в online-чате на сайте проекта DjangoCMS , куда можно задавать вопросы любой сложности! Многие вещи о которых не сказано в документации я узнал лично от ребят из Divio во время переписки с ними. Там есть и наши соотечественники которые отвечали по русски, за что им отдельный респект:)

Хватит лирики, приступаем к созданию собственного сайта на DjangoCMS !

Установка DjangoCMS

В начале необходимо создать и активировать виртуальное окружение для нашего проекта. Для этого выполните команду:

Virtualenv env source env/bin/activate

Если вы хотите использовать в своём проекте Python 3 , то первую команду нужно заменить на:

Virtualenv --python=/usr/bin/python3.5 env

Только не забудьте проверить правильность пути к интерпретатору Python 3 , так как у вас он может отличаться.

После того как виртуальное окружение создано и активировано нам нужно поставить установщик DjangoCMS - пакет djangocms-installer :

Pip install djangocms-installer

djangocms-installer ставит все необходимые пакеты для работы DjangoCMS . После этого ваше виртуальное окружение начинает поддерживать команду djangocms , которой мы скоро воспользуемся.

Создаём директорию для нашего проекта и переходим в неё:

Mkdir django_cms_project cd django_cms_project

И наконец создаём наше приложение на DjangoCMS с помощью команды:

Djangocms -f -p . django_cms_example

  • Флаг -f говорит о том что дополнительно будет установлен инструмент Django Filer , который отвечает за работу с файловой системой. Мне данный инструмент нравится и я рекомендую его использовать.
  • Флаг -p с точкой (-p . ) задаёт текущую директорию как родительскую для проекта.
  • djangocms_blog - название нашего приложения. Вы можете указать своё собственное.

В старых версиях установщик DjangoCMS задавал вопросы по конфигурированию приложения во время установки. В новой версии приложение конфигурируется автоматически, а так же создаётся суперпользователь с логином admin и паролем admin . После установки вы можете запустить приложение командой:

Python manage.py runserver

После выполнения команды откройте в браузере ссылку http://127.0.0.1:8000/ . Если всё сделано правильно, вы должны увидеть форму входа в панель администрирования Django :

Для входа просто введите логин admin и пароль admin . На этом процесс установки DjangoCMS можно считать завершённым.

Настройка

Откройте в своей любимой IDE (лично я предпочитаю PyCharm ) только что созданный проект. В моём случае файлы проекта располагаются в директории djangocms_blog_project . Структура созданного проекта должна быть примерно такой:

Как Вы видите, это обычный Django -проект, только с прикрученным DjangoCMS в настройках (файл settings.py ). В целом наш проект и так прекрасно запускается и работает, но Вы должны помнить что по умолчанию будет использоваться база данных SQLite , которая хорошо подходит для отладки, но совсем не подходит для работы в реальных условиях. Кроме этого DjangoCMS очень много информации хранит именно в базе: контент, меню, список страниц, настройки каждой страницы, посты и т.д. То есть при переходе на другую базу данных придётся делать миграцию и я рекомендую сразу использовать ту базу данных, дамп которой можно потом перенести на продакшен. Но это просто рекомендация, можно успешно отладить приложение, используя SQLite и фейковую информацию на страницах, а затем на новой базе собрать чистовой вариант уже на отлаженных шаблонах. Или же, как правильно заметил Dmytro Kyrychuk в комментариях, использовать команды manage.py dumpdata и loaddata (эти команды подробно описаны тут: https://docs.djangoproject.com/en/1.10/ref/django-admin/ ​) для того, чтобы сдампить одну базу в JSON и восстановить дамп уже на другой базе.

Так как мой проект демонстрационный, я оставляю настройки базы данных без изменений:

DATABASES = { "default": { "CONN_MAX_AGE": 0, "ENGINE": "django.db.backends.sqlite3", "HOST": "localhost", "NAME": "project.db", "PASSWORD": "", "PORT": "", "USER": "" } }

Других настроек на данном этапе не требуется.

Создание шаблонов

Прежде чем создавать страницы нашего сайта-блога нам нужны шаблоны на основе которых будут создаваться эти самые страницы. Наверняка вы захотите использовать собственный неповторимый дизайн чтоб было лучше чем у соседа, поэтому нам нужно в начале погрузиться в вёрстку. Шаблоны DjangoCMS это обычные файлы в формате .html с некоторым количеством шаблонных тегов Django и DjangoCMS . При создании нового проектаавтоматически генерируется 4 шаблона в папке templates (в моём случае djangocms_blog_project/djangocms_blog/templates) :

  • base.html - базовый шаблон, от которого наследуются все остальные шаблоны
  • fullwidth.html - шаблон полноразмерной страницы с контентом на всю ширину экрана
  • sidebar_left.html - страница с левым сайдбаром
  • sidebar_right.html - страница с правым сайдбаром

Кроме того, список шаблонов обязательно должен быть задан в settings.py в переменной CMS_TEMPLATES для того чтобы можно было выбрать нужный шаблон в интерфейсе при создании новой страницы сайта. По умолчанию у нас сконфигурировано 3 шаблона (все кроме base.html ):

CMS_TEMPLATES = (## Customize this ("fullwidth.html", "Fullwidth"), ("sidebar_left.html", "Sidebar Left"), ("sidebar_right.html", "Sidebar Right"))

Тут всё просто: нужно задать реальное название файла шаблона и произвольное название, которое будет отображаться в интерфейсе. Если вы создаёте новый шаблон, то в обязательном порядке вносите его в CMS_TEMPLATES , иначе вы не сможете им воспользоваться.

Давайте создадим первую страницу с использованием тех шаблонов, что у нас уже есть. После того как вы вошли в панель администрирования под логином admin (см. выше), должны увидеть вот такую страницу:

Выберите пункт Новая страница (Создать страницу рядом с текущей) и нажмите Далее . Откроется вот такое окно:

Заполните заголовок (Главная ), путь к странице (index ) и содержимое (Hello world! ), а затем нажмите кнопку Создать . Всё! Страница готова:

Теперь в верхнем меню выберите Страница > Шаблоны :

В выпадающем меню жирным шрифтом должен быть выделен текущий шаблон страницы, но так как мы его явно не задавали, то по умолчанию стоит значение Наследовать шаблон от ближайшего предка . В нашем случае ближайшим предком является шаблон fullwidth.html . Выберите его и вы увидите что ничего не изменилось в дизайне страницы.

Теперь предлагаю подробно разобрать код шаблона fullwidth.html , но так как он наследуется от base.html , то начнём с базового шаблона:

{% block title %}This is my new project home page{% endblock title %} .nav { padding-left: 0; } .nav li { display: inline; list-style-type: none; padding-right: 20px; } .container { width: 940px; margin: 0 auto } .content { float: left; width: 80%; } .sidebar { float: left; width: 20%; } {% render_block "css" %} {% cms_toolbar %} {% render_block "js" %}

Что тут происходит? Да ничего особенного. В первой строке мы загружаем шаблонные теги:

  • cms_tags - теги DjangoCMS (http://docs.django-cms.org/en/release-3.4.x/reference/templatetags.html)
  • menu_tags - теги для управления меню (http://docs.django-cms.org/en/release-3.4.x/reference/navigation.html)
  • sekizai_tags - теги django-sekizai (https://django-sekizai.readthedocs.io/en/latest/)

Так же у нас в шаблоне 2 блока, которые можно переопределить в дочерних шаблонах: {% block title %} и {% block content %} .

Кроме этого у нас есть:

  • тег ответственный за отображение тулбара DjangoCMS - {% cms_toolbar %}
  • теги django-sekizai , которые отвечают за размещение блоков со ссылками на css и js в определённых частях страницы - {% render_block "css" %} и {% render_block "js" %}
  • тег, ответственный за отображение меню - {% show_menu 0 100 100 100 %}

Всё остальное вы и так знаете. Переходим к шаблону fullwidth.html :

{% extends "base.html" %} {% load cms_tags %} {% block title %}{% page_attribute "page_title" %}{% endblock title %} {% block content %} {% placeholder "content" %} {% endblock content %}

По факту перед нами стандартный шаблон Django отнаследованный от base.html . Из интересного тут 2 тега DjangoCMS :

  • тег {% page_attribute "page_title" %} - отображает атрибут страницы page_title в блоке title . Данный атрибут задаётся при создании страницы и является её заголовком. Все атрибуты можно просмотреть в документации .
  • тег {% placeholder "content" %} - это очень важный тег, который задаёт изменяемую часть страницы в блоке content . Количество плейсхолдеров на странице может быть неограниченным, главное чтоб название каждого плейсхолдера было уникальным. В панели администратора DjangoCMS можно менять содержимое любого плейсхолдера на своё усмотрение, например туда можно добавить текст, ссылку, картинку и т.д., а можно всё сразу и в любых комбинациях:)

Вот вы уже имеете некоторое представление о шаблонах DjangoCMS . Приведённые выше шаблоны я полностью изменю и доработаю, так как хочу чтобы сайт имел красивый дизайн. Это всё реализуется очень просто, но прежде чем менять шаблоны, давайте заглянем в панель администрирования DjangoCMS , для того чтобы лучше разобраться с плейсхолдерами. Нажмите кнопку Структура на верхней панели и вы увидите вот такую страницу:

Содержимое - это наш плейсхолдер content из шаблона fullwidth.html . Он содержит один единственный плагин, который отображает строчку Hello world! . Вы можете в любой момент отредактировать содержимое плагина, а так же добавлять другие плагины в плейсхолдер и даже создавать свои собственные плагины (об этом я расскажу в другой статье).

Для наглядности добавим ещё один плагин в плейсхолдер content . Для этого нажмите кнопку + и в появившемся окне выберите из списка плагин Google Map :

В открывшемся окне задайте название карты (поле MAP TITLE ), а так же широту и долготу своего города (поля LATITUDE и LONGITUDE ). В качестве названия у меня просто слово Карта , широта 55.751244 , долгота 37.618423 :

В верхней панели появилась синяя кнопка Опубликовать изменения страницы . Нажмите её и вы увидите обновлённую главную страницу с картой:

Вот так легко и просто можно управлять содержимым страницы в DjangoCMS .

Теперь я покажу как кардинально изменить дизайн сайта. Больше всего мне нравится в DjangoCMS то что можно взять практически любой html -шаблон и с минимальными изменениями встроить его в свой проект. В качестве примера я нашёл в интернете бесплатный адаптивный шаблон, свёрстанный с помощью CSS -фреймворка Bootstrap .

Для начала изменим содержимое базового шаблона base.html :

{% load cms_tags menu_tags sekizai_tags %} {% render_block "css" %} {% cms_toolbar %} Меню Меню Алексей Кутепов

{% block header %} {% placeholder "title" %} {% placeholder "sub_title" %} {% endblock header %} {% block content %}{% endblock content %} {% render_block "js" %}

Я не буду подробно разбирать этот код, так как статья про DjangoCMS , а не про вёрстку. Тем более вы можете использовать любой другой шаблон вместо этого или создать свой собственный. Данный шаблон я брал "как есть" и дополнил его тегами Django и DjangoCMS , о которых мы сейчас и поговорим.

Как всегда в самом начале мы должны загрузить все необходимые шаблонные теги:

{% load cms_tags menu_tags sekizai_tags %}

{% block title %}Сайт Алексея Кутепова{% endblock title %}

{% render_block "css" %}

Обратите внимание на переменную {{ STATIC_URL }} - в место него Django автоматически подставляет путь до папки со статикой. Так же в конце присутствует тег {% render_block "css" %} , который на данном этапе бесполезен, но при усложнении шаблона может здорово помочь: вместо этого тега можно динамически подставлять таблицы стилей в зависимости от определённых условий.

После тега нужно не забыть поставить шаблонный тег {% cms_toolbar %} , так как он отвечает за отображение верхней панели инструментов в режиме редактирования сайта. Как вы могли убедиться, мы её используем довольно часто и без неё у нас просто не будет возможности вносить изменения.

Меню Меню Алексей Кутепов

В шаблоне предусмотрен красивый хедер с фоновым изображением. Код, который отвечает за отображение хедера я заключил в блок header для того чтобы его можно было переопределить в дочерних шаблонах. Кроме того, в хедере у нас есть заголовок и подзаголовок, вместо которых я добавил плейсхолдеры title и sub_title , для того чтобы их можно было динамически изменять. При загрузке фонового изображения обязательно используется переменная {{ STATIC_URL }} :

{% block header %} {% placeholder "title" %} {% placeholder "sub_title" %} {% endblock header %}

После хедера идёт блок content , с которым вы знакомы по предыдущему шаблону:

{% block content %}{% endblock content %}

Далее идёт футер, в котором я использовал новый шаблонный тег - . Основное отличие тега static_placeholder от placeholder заключается в том что содержимое static_placeholder наследуется дочерними шаблонами. В данном случае нам достаточно один раз задать значение {% static_placeholder "copyright" %} на главной странице и оно автоматически будет отображаться на других страницах нашего сайта:

В самом конце мы загружаем все необходимые скрипты из папки со статикой:

{% render_block "js" %}

Теперь чтобы новый шаблон отобразился корректно, нужно поместить все зависимости в папку django_cms_project/django_cms_example/static/ , для этого просто скопируйте их из репозитория данного проекта на GitHub .

Перезагрузите сервер и обновите страницу в браузере. Если вы всё сделали правильно, то должны увидеть сайт уже в обновлённом дизайне:

Пока ещё не вся информация отображается на странице, так как мы ещё не заполнили новые плейсхолдеры. Нажмите синюю кнопку Редактировать страницу на верхней панели, а затем на кнопку Структура . Как вы видите, в структуре страницы появились 3 новых плейсхолдера: Title (у меня система перевела название этого плейсхолдера на русский язык как Заголовок ), Sub_Title и Copyright .

Теперь нужно заполнить эти плейсхолдеры какой-либо информацией, для этого нажмите на кнопку + возле каждого из новых плейсхолдеров, в открывшемся окне выберите плагин Текст , после этого откроется редактор. Нажмите кнопку Источник в панели инструментов редактора и введите любой текст.

Кроме того у нас ещё есть плейсхолдер content (Содержимое ), который мы заполняли ранее. Удалите из него плагин Google Map и откройте на редактирование плагин Текст . Затем нажмите кнопку Источник в редакторе и введите произвольный текст, заключённый в теги:

Произвольный текст

Я заполнил плейсхолдеры вот так:

Отлично! Теперь нас есть полноценная первая страница сайта. Давайте для примера создадим новый шаблон и сделаем ещё одну страницу. Предположим нам нужен особенный шаблон для раздела с контактами на сайте. Для этой цели создайте в папке templates файл contacts.html с таким содержимым:

{% extends "base.html" %} {% load cms_tags %} {% block title %}{% page_attribute "page_title" %}{% endblock title %} {% block header %} {% placeholder "title" %} {% placeholder "sub_title" %} {% endblock header %} {% block content %} Контакты
{% placeholder "email" %} {% placeholder "skype" %}
{% placeholder "phone" %}
Я в социальных сетях
{% placeholder "vk" %}
{% placeholder "facebook" %}
{% placeholder "linkedin" %}
{% placeholder "github" %}
{% endblock content %}

В этом коде нет ничего нового, я просто сверстал список контактов и добавил для каждого контакта свой плейсхолдер. Ещё я для красоты переопределил блок header . Теперь нужно добавить этот шаблон в settings.py :

CMS_TEMPLATES = (## Customize this ("fullwidth.html", "Fullwidth"), ("sidebar_left.html", "Sidebar Left"), ("sidebar_right.html", "Sidebar Right"), ("contacts.html", "Contacts"))

Теперь перезагрузите сервер и создайте новую страницу, выбрав в верхней панели Страница > Создать страницу > Новая страница :

Заполните все поля в появившемся окне и нажмите кнопку Сохранить и продолжить редактирование :

В новом окне нажмите кнопку Расширенные настройки и выберите шаблон Contacts из выпадающего списка:

Нажмите синюю кнопку Сохранить и вы будете автоматически перенаправлены в раздел Структура новой страницы. Необходимо заполнить все плейсхолдеры используя плагины Текст и Ссылка :

Основные поля:

  • DISPLAY NAME - отображаемое название ссылки
  • EXTERNAL LINK - используется в том случае, если ссылка идёт на внешний ресурс
  • INTERNAL LINK - позволяет ссылаться на внутренние страницы сайта
  • Link settings - в этом разделе для нас интерес представляют поля, которые позволяют сформировать ссылку для электронной почты и телефона

Как видите, сложного ничего нет. Плагин простой, удобный в использовании и довольно функциональный. Я уверен что вы без труда сможете им пользоваться.

Теперь вернёмся к нашей новой странице. После заполнения всех плейсхолдеров необходимо нажать синюю кнопку Опубликовать страницу немедленно в верхней панели инструментов. Все внесённые изменения на странице будут сохранены, сама страница опубликована и в главном меню сайта появится новый пункт Контакты . Вот что должно получиться в итоге:

У нас получился небольшой и красивый сайт, но так как данный проект демонстрационный, тут можно ещё много чего доработать. Теперь вы знаете основы работы с DjangoCMS и уже можете создать свой собственный сайт на основе данного фреймворка.

В этой статье я затронул только малую часть возможностей DjangoCMS , поэтому будет продолжение, где я расскажу о плагинах, сторонних дополнениях и кастомизации функционала сайта.

Какая оптимальная структура для ваших Django приложений, настроек и других ассоциированных директорий?

Когда вышла Django 1.4 она включала обновленую структуру проекта, которая прошла долгий путь, чтобы стать основной, но здесь, собраны некоторые улучшения, чтобы сделать структуру лучше.

Подобный вопрос нам задают постоянно, поэтому я хочу потратить немного времени и рассказать все наше отношение к этому, чтобы всех клиентов можно было отправлять к этому документу. Эта заметка написана для Django 1.7.1, но может быть легко применена для всех Django версий выше 1.4.

Почему данная структура лучше
  • Позволяет вам держать, пересобирать и переисопльзовать индивидальные Django приложения для использования в других проектах. Ведь не всегда создаваемое приложение делается реиспользуемым, но в будущем, может вырасти в такое. Построение проекта описываемым способом, позволяет писать реиспользуемые приложения сразу же, а не только, когда потребуется.
  • Поощряет разработку реиспользуемых приложений
  • Индивидуальных настройки для каждого окружения. Никаких больше “if DEBUG ==True” в едином монолитном файле настроек. Это позволяет легко видеть, какие настройки общие и что переопределяется на каждом окружении.
  • Индивидульный список pip зависимостей для каждого окружения.
  • Шаблоны проекта и статические файлы, если требуется, могут переопределять значения по умолчанию уровня приложений.
  • Небольшие более детальные тестовые файлы, которые легче для чтения и понимания.
  • Предположим, у вас есть 2 приложения blog и users и 2 окружения dev и prod , значит, ваш проект должен иметь следующий вид:

    myproject/ manage.py myproject/ __init__.py urls.py wsgi.py settings/ __init__.py base.py dev.py prod.py blog/ __init__.py models.py managers.py views.py urls.py templates/ blog/ base.html list.html detail.html static/ … tests/ __init__.py test_models.py test_managers.py test_views.py users/ __init__.py models.py views.py urls.py templates/ users/ base.html list.html detail.html static/ … tests/ __init__.py test_models.py test_views.py static/ css/ … js/ … templates/ base.html index.html requirements/ base.txt dev.txt test.txt prod.txt

    Продолжение этой статьи расскажет, как привести свой проект к такой структуре и почему она лучше.

    Текущая структура по умолчанию

    Мы начнем с создания нового проекта с именем foo , да, я знаю, что это очень креативное название. Мы предполагаем здесь, что дальше проект будет расположен на домене foo.com , но почему название проекта должно точно повторять домен, ведь проект всеравно будет жить и без всяких подобных требований.

    Если вы запустите свой проект с помощью команды django-admin.py startproject foo , вы получите следующую структуру:

    foo/ manage.py foo/ __init__.py settings.py urls.py wsgi.py

    Эта схема очень хороша для старта. У нас есть корневая директория foo , которая содержит наш manage.py и директорию проекта foo/foo . Эту директорию можно добавить в свою систему контроля версия, например в git.

    Вы можете подумать, что директория foo/foo начало проекта, где все кроме этого это Django приложения или вспомогательные файлы относящиеся к проекту.

    Исправляем настройки

    Наша первая миссия, это исправить ваш плохой файл настроек. Мы показали данную архитектуру нашим клиентам и были впечатлены, как мало людей знают, что такое можно реализовать. Я виню в этом тот факт, что каждый знает, что файл настроек это просто Python код, но они не думают о нем, как о Python коде.

    И так, давайте исправим наши настройки. Для нашего проекта foo реализуем схему с 4 окружениями: dev, stage, jenkins, и production. Давайте дадим каждому окружения свой собственный файл. Процесс для этого следующий:

  • В foo/foo создадим директорию settings и пустой файл __init__.py внутри нее.
  • Перенесем foo/foo/settings.py в foo/foo/settings/base.py
  • Создадим индивидуальные файлы dev.py , stage.py , jenkins.py , и production.py в foo/foo/settings/ . Каждый из этих файлов должен содержать следующее
  • from base import *

    Так, почему это важно? Для локальной разработки вам требуется DEBUG =True , но вы также, можете случайно выкатить это и в продакшен, поэтому просто откройте foo/foo/settings/production.py и после первой строки импорта вставьте DEBUG =False . Теперь, ваш продакшен сайт защищен от такой случайности.

    Что еще вы можете настроить? Достаточно очевидно, что для каждого окружения вы захотите иметь различные базы данных, например на разных хостах. Для этого, просто внесите эти настройки в соответствубщие файлы настроек.

    Использование этих настроек

    Использование этих настроект очень легкое и не зависит от того, какой метод вы предпочитаете. Для использования настроек определенного окружения, вы должны всего лишь:

    export DJANGO_SETTINGS_MODULE = “foo.settings.jenkins”

    И бум, вы теперь используете jenkins настройки.

    Или вы можете предпочесть передачу настроек через коммандную строку:

    ./manage.py migrate -settings= foo.settings.production

    Или используя gunicorn:

    gunicorn -w 4 -b 127.0.0.1:8001 -settings= foo.settings.dev

    Что еще должно быть настроено?

    Другая часто используемая уловка с Django настройками, это изменить тип некоторых настроек с tuple на list. Для примера, INSTALLED_APPS изменить с:

    INSTALLED_APPS = ( … )

    INSTALLED_APPS = [ … ]

    В foo/settings/base.py мы теперь можем проще добавлять и удалять приложения основываясь на конкретном файле настроек для текущего окружения. Для примера, возможно вам требуется модуль django-debug-toolbar установленным только в dev окружении.

    Этот трюк также часто используется с настройками TEMPLATE_DIRS и MIDDLEWARE_CLASSES .

    Еще один часто используемый трюк, это разбить ваши приложения на 2 списка, первый это глобальные зависимости, второй - специфичные для данного проекта. Как, например, здесь:

    PREREQ_APPS = [ ‘ django . contrib . auth ’ , ‘ django . contrib . contenttypes ’ , … ‘ debug_toolbar ’ , ‘ imagekit ’ , ‘ haystack ’ , ] PROJECT_APPS = [ ‘ homepage ’ , ‘ users ’ , ‘ blog ’ , ] INSTALLED_APPS = PREREQ_APPS + PROJECT_APPS

    Почему это часто используется? Во первых, это помогает лучше различать Django core компоненты, сторонние приложения и внутренние, специфичные для данного проекта. Тем не менее, PROJECT_APPS часто управляет списком специфичных пакетов, для вещей таких как: тестирование и покрытие кода тестами. Вы имеет список с вашими приложениями, поэтому можете легко и автоматизированно убедиться, что все тесты были запущены только для них, а не для каких-то посторонних модулей.

    Исправляем зависимости

    Большинство проектов содержат лишь один файл requirements.txt , который ставит зависимости примерно так:

    pip install -r requirements.txt

    Этого достаточно для маленьких проектов, но малоизвестная возможность requirements файлов это использование ключа -f для включения других файлов:

    R base.txt pytest == 2.5.2 coverage == 3.7.1

    Я признаю, что это не огромная выгода, но это позволяет разделить зависимости на каждое окружение. Но для успокоения совести скажу, что это позволяет увеличить скорость установки пакетов, ведь вам не требуется стаивть на продакшен инсталяции пакеты, которые не будут использоваться.

    Тестовые файлы

    Почему мы разделяем тесты так сильно? Главная причина, если вы пишете достаточное количество тестов в одном файле tests.py для каждого приложения, то в конце концов он станет огромным и не поддерживаемым. Это плохо для читабельности, но также это простой факт, что вы тратите много времени на пролистывание текста.

    В итоге, вы уменьшите количество мердж конфликтов при работе в команде, что является положительной чертой. Маленькие файлы - ваши друзья.

    Ссылки (URLs)

    Для маленьких проектов заманчиво определять все ссылки в одном файле foo/urls.py для сохранения их в одном месте. Как бы то ни было, если ваша цель это ясность и реиспользование, вы должны определять ссылки в каждом приложении и загружать их в корневом файле. Вместо:

    urlpatterns = patterns (‘’ , url (r ’ ^ $’ , HomePageView . as_view (), name = ‘ home ’ ), url (r ’ ^ blog / $’ , BlogList . as_view (), name = ‘ blog_list ’ ), url (r ’ ^ blog / (? P < pk > \d + ) / $’ , BlogDetail . as_view (), name = ‘ blog_detail ’ ), … url (r ’ ^ user / list / $’ , UserList . as_view (), name = ‘ user_list ’ ), url (r ’ ^ user / (? P < username > \w + ) / $’ , UserDetail . as_view (), name = ‘ user_detail ’ ), )

    вы должны использовать:

    urlpatterns = patterns (‘’ , url (r ’ ^ $’ , HomePageView . as_view (), name = ‘ home ’ ), url (r ’ ^ blog / ‘ , include (‘ blog . urls ’ )), url (r ’ ^ user / ‘ , include (‘ user . urls ’ )), )

    Шаблоны и статические файлы

    Использование templates/ и static/ директорий на каждое приложение дает способность к реиспользованию этого приложения в другом проекте как есть, без изменений.

    В этом случае, приложение предоставляет шаблоны по умолчанию, а также различные вспомогательные файлы, такие как специальные Javascript файлы и поставляется все это в одном пакете.

    Также, это дает нам возможность переопределить шаблоны на каждый проект базируясь на директории foo/templates/ . При добавлении шаблона templates/blog/detail.html мы перезаписываем или скрываем шаблон по умолчанию blog/templates/blog/detail.html .

    Переиспользование Django приложений

    Допустим, вы используете предлагаемую структуру проекта некоторое время, однажды, вы поймете, что ваш новый проект нуждается в блоге и один из ваших проектов прекрасно к этому подходит. Вы скопируете файлы в … НЕ ПРАВИЛЬНО! Теперь вы имеете две копии приложения. Исправления ошибок или новые функции в одном, будут вручную переноситься между проектами если предположить, что вы всегда помните про это.

    Вместо этого, сделайте новый репозиторий для вашего блога и вставьте в него директорию foo/blog/ . И настройте, чтобы ваш существующий проект foo и новый проект, для установки блога через pip.

    Они смогут использовать различные версии приложения, если это важно, или использовать всегда последнюю версию для получения всех исправлений и новых функций, как и разработчик. Вы все еще можете переопределять шаблоны и статические файлы в каждом проекте отдельно.

    Дополнительные ресурсы

    Наши друзья Дэнни и Аудрей из CartWheel Web напомнили нам про Cookie Cutter и специальный cookiecutter-django от Дэнни, мощная утилита для создания начального проекта, быстро и повторяемо.

    Кроме того, если вы ищете все про Django уловки и рекомендации, вы не можете пройти мимо книги Two Scoops of Django: Best Practices For Django 1.6 которую мы рекомендуем всем нашим клиентам.

    Обратная связь

    Мы надеемся, вы нашли данное улучшение архитектуры проекта полезным. Если вы нашли какой-то баг или имеет предложение иил просто хотите пообщаться, пишите нам. Спасибо за прочтение.

    • Перевод

    В этом руководстве мы рассмотрим основные ошибки Django-разработчиков и узнаем, как их избежать. Статья может быть полезна даже опытным разработчикам, потому что и они совершают такие ошибки, как поддержка неподъёмно больших настроек или конфликтов имён в статических ресурсах.


    Django - бесплатный сетевой open source Python-фреймворк, помогающий решать распространённые в разработке проблемы. Он позволяет создавать гибкие, хорошо структурированные приложения. В Django уже из коробки есть много современных возможностей. Например, для меня такие фичи, как Admin, инструмент Object Relational Mapping (ORM), Routing и Templating, делают Django первым кандидатом при выборе инструментария для разработки. Создание приложения требует много сил, и, наслаждаясь своим делом, как и любой разработчик, я хочу тратить как можно меньше времени на рутинные задачи. Django сильно в этом помогает, не заставляя жертвовать гибкостью приложения.


    Киллер-фича Django - мощный конфигурируемый админский интерфейс, который автоматически (автомагически?) генерируется на основе схемы вашей модели и моделей админки. Чувствуешь себя прямо-таки волшебником. С помощью интерфейса Admin пользователь может конфигурировать много вещей, в их числе - список управления доступом (access control list, ACL), разрешения и действия на уровне строк (row-level), фильтры, порядки сортировки (orders), виджеты, формы, дополнительные URL-хелперы и многое другое. Я считаю, что админка нужна каждому приложению. Это лишь вопрос времени, когда такая панель понадобится вашему основному приложению. В Django она создаётся быстро и удобно.


    Также в Django есть мощная ORM, из коробки работающая со всеми главными базами данных. Она «ленива»: в отличие от других ORM, обращается к БД только по мере необходимости. В ней есть поддержка основных SQL-инструкций (и функций), которые вы можете использовать из своего исходного Python-кода наряду со всеми остальными возможностями языка.
    В Django очень гибкий и мощный шаблонизатор (templating engine). Доступны многие стандартные фильтры и метки (tags), также можно создавать свои собственные. Django поддерживает другие движки как собственные шаблоны, предоставляет API для лёгкой интеграции с другими движками посредством стандартных shortcut-функций для обработки шаблонов.


    Фреймворк имеет и много других важных возможностей вроде URL-роутера, который парсит входящие запросы и генерирует новые URL на основе схемы роутинга. В целом Django приятен в работе, и, когда вам понадобится помощь, просто почитайте документацию .

    Ошибка № 1. Использование для проектных зависимостей глобального окружения Python

    Не используйте глобальное окружение Python для зависимостей вашего проекта, потому что это может привести к возникновению конфликтов зависимостей. Python не умеет работать с несколькими версиями пакетов одновременно. Это станет проблемой, если разным проектам нужны разные, несовместимые версии одного пакета.


    Обычно такую ошибку допускают новички в Python- и Django-разработке, не знающие об особенностях изоляции окружения Python.


    Есть много способов изолировать окружение, наиболее часто встречаются такие:

    • virtualenv : пакет Python, генерирующий папку с окружением. Содержит скрипт для (де)активации окружения и управления установленными в нём пакетами. Это мой любимый и самый простой метод. Обычно я создаю окружение поближе к папке проекта.
    • virtualenvwrapper : пакет Python, глобально устанавливающий набор инструментов для создания/удаления/активации и т. д. виртуальных окружений и предоставляющий доступ к этому набору. Все окружения хранятся в одной папке (её можно переписать с помощью переменной WORKON_HOME). Я не вижу преимуществ в использовании virtualenvwrapper вместо virtualenv .
    • Виртуальные машины : нет лучшей изоляции, чем целая виртуальная машина, выделенная под ваше приложение. Есть масса доступных инструментов, например VirtualBox (бесплатный), VMware , Parallels и Proxmox (мой фаворит, есть бесплатная версия). В сочетании с инструментом автоматизации виртуальных машин вроде Vagrant это может оказаться очень мощным решением.
    • Контейнеры : в последние годы я почти в каждом проекте использую Docker , особенно в новых проектах, начинаемых с нуля. Docker - невероятный инструмент с множеством возможностей. Для его автоматизации доступна куча сторонних инструментов. В Docker есть кеширование уровней (layer caching), позволяющее крайне быстро пересоздавать контейнеры. В них я использую глобальное окружение Python, потому что каждый контейнер имеет собственную файловую систему и проекты изолируются на высоком уровне. Docker позволяет новым членам команды быстрее начинать работу над проектом, особенно если у них есть опыт работы с этой технологией.
    Ошибка № 2. Отсутствие привязки зависимостей в файле requirements.txt

    Каждый новый проект Python должен начинаться с файла requirements.txt и нового изолированного окружения. Обычно вы с помощью pip/easy_install устанавливаете все пакеты, не забывая о requirements.txt . Обычно проще (возможно , правильнее) развёртывать проекты на серверах или на машинах членов команды.


    Также важно в файле requirements.txt выполнять привязку (pin) конкретных версий ваших зависимостей. Обычно разные версии пакета предоставляют разные модули, функции и параметры функций. Даже в младших версиях изменения зависимостей могут оказаться такими, что это сломает ваш пакет. Это очень серьёзная проблема, если у вас живой проект и вы планируете регулярно его развёртывать, так как без системы управления версиями ваша сборочная система всегда будет устанавливать последнюю доступную версию пакета.


    В production всегда выполняйте привязку пакетов! Я для этого использую очень хороший инструмент pip-tools . Он предоставляет набор команд, помогающих управлять зависимостями. Инструмент автоматически генерирует requirements.txt , в котором привязаны не просто ваши зависимости, а вообще всё дерево, т. е. и зависимости ваших зависимостей.


    Иногда нужно обновить какие-то пакеты в списке зависимостей (например, только фреймворк или утилиту). Если вы прибегаете к pip freeze, то не знаете, какие зависимости используются какими пакетами, и поэтому не можете их обновить. Инструмент pip-tools автоматически привязывает пакеты в соответствии с привязанными вами зависимостями, и поэтому он автоматически решает, какие пакеты нужно обновить. А благодаря используемым комментариям в requirements.txt вы всегда знаете, какой пакет пришёл из какой зависимости.


    Если быть ещё более осторожным, то можно делать бекап исходных файлов ваших зависимостей. Храните копию в своей файловой системе, Git-папке, S3-папке, FTP, SFTP - где угодно, лишь бы под рукой. Бывают ситуации, когда исключение из списка относительно небольшого пакета ломает большое количество пакетов в npm . Pip позволяет скачивать все необходимые зависимости в виде исходных файлов. Почитайте об этом подробнее, выполнив команду pip help download .

    Ошибка № 3. Использование старомодных Python-функций вместо представлений-классов (Class-based Views)

    Иногда целесообразно использовать в файле приложения views.py маленькие Python-функции, особенно для тестовых или утилитарных представлений. Но обычно в приложениях нужно использовать представления на основе классов (CBV).


    CBV - это представления общего назначения, предоставляющие абстрактные классы, реализующие распространённые задачи веб-разработки. CBV созданы профессионалами и покрывают большинство востребованных моделей поведения. У них есть прекрасно структурированный API, и CBV подарят вам возможность наслаждаться всеми преимуществами ООП. Ваш код будет чище и читабельнее. Забудьте о трудностях использования стандартных функций представления (view functions) Django для создания списков, CRUD-операций, обработки форм и т. д. Можно просто расширять подходящий CBV под ваше представление и переопределять (override) функции или свойства класса, конфигурирующие поведение представления (обычно функция возвращает свойство, и вы можете добавить в неё любую логику, которая способна превратить ваш код в спагетти, если вместо CBV вы прибегнете к функциям представления).


    Например, можно использовать в проекте разные миксины, которые переопределяют основные модели поведения CBV: создание контекстов представлений, проверка авторизации на уровне строк (on the row level), автосоздание путей шаблонов на основе структур приложения, интегрирование умного кеширования и многое другое.


    Я создал пакет Django Template Names , который стандартизирует имена шаблонов для ваших представлений на основе имени приложения и имени класса представления. Я пользуюсь им каждый день и экономлю кучу времени при выборе имён. Просто вставьте миксин в свой CBV - class Detail(TemplateNames, DetailView): - и он начнёт работать! Конечно, можете переопределить мои функции и добавить мобильные адаптивные шаблоны, другие шаблоны для user-agent’ов или что-нибудь ещё.

    Ошибка № 4. Написание «толстых» (fat) представлений и «тонких» (skinny) моделей

    Если у вас логика приложения перенесена из модели в представления, это означает, что в представлениях находится код, принадлежащий модели. То есть представления становятся «толстыми», а модель - «тонкой».


    А нужно писать «толстые» модели и «тонкие» представления.


    Разбейте логику по маленьким методам в модели. Это позволит использовать их многократно и из многочисленных источников (админский пользовательский интерфейс, пользовательский интерфейс фронтенда, конечные точки API, многочисленные представления). Это займёт всего несколько строк кода, и вам не придётся копипастить кучу строк. Когда в следующий раз будете писать функциональность отправки письма пользователю, расширьте модель с помощью email-функции, а не пишите логику в контроллере.


    Это сделает ваш код более удобным для модульного тестирования, потому что вы сможете протестировать логику электронной почты в одном месте, а не делать это в каждом контроллере. Подробнее об этой проблеме почитайте в Django Best Practices . Решение простое: пишите «толстые» модели и «тонкие» представления. Начните это делать уже в следующем проекте или рефакторьте текущий.

    Ошибка № 5. Огромный, неповоротливый файл настроек

    Даже в новом файле настроек Django-проекта этих настроек содержится множество. А в реальных проектах файл разрастается до 700+ строк, которые трудно сопровождать, особенно когда окружениям разработки, продакшена и стейджинга нужны разные конфигурации.


    Вы можете вручную разделить конфигурационный файл и создать отдельные загрузчики, но я хочу порекомендовать отличный, хорошо протестированный Python-пакет Django Split Settings , соавтором которого я являюсь.


    Пакет предоставляет две функции - optional и include , которые поддерживают подстановки (wildcards) для путей и импортируют ваши конфигурационные файлы в тот же контекст. Благодаря этому можно просто создавать конфигурации с помощью объявления конфигурационных записей в ранее загруженных файлах. Пакет никак не влияет на производительность Django и может применяться в любых проектах.


    Вот пример минимальной конфигурации:


    from split_settings.tools import optional, include include("components/base.py", "components/database.py", "components/*.py", # the project different envs settings optional("envs/devel/*.py"), optional("envs/production/*.py"), optional("envs/staging/*.py"), # for any local settings optional(‘local_settings.py"),) Ошибка № 6. Приложение всё-в-одном, плохая структура приложения и некорректное размещение ресурсов

    Любой Django-проект состоит из нескольких приложений. В терминологии Django приложение - это Python-проект, содержащий как минимум файлы __init__.py и models.py . В последних версиях Django models.py больше не нужен, достаточно только __init__.py .


    Django-приложения могут содержать Python-модули, характерные для Django модули (представления, URL’ы, модели, админскую панель, формы, метки шаблонов и т. д.), статичные файлы, шаблоны, миграции базы данных, команды управления, модульные тесты и пр. Нужно разбивать своё монолитное приложение на маленькие многократно используемые приложения с простой логикой.


    У вас должна быть возможность полностью описать назначение приложения одним-двумя короткими предложениями. Например: «Позволяет пользователю зарегистрировать и активировать по почте свой аккаунт».



    • Статичные файлы: project/apps/appname/static/appname/
    • Метки шаблона: project/apps/appname/templatetags/appname.py
    • Файлы шаблона: project/apps/appname/templates/appname/

    Всегда добавляйте имена приложений в виде префиксов в названия подпапок, потому что все статические папки объединяются в одну. И если два или более приложений имеют файл js/core.js , то последнее приложение в settings.INSTALLED_APPLICATIONS переопределит все предыдущие. Однажды я столкнулся с таким багом в своём проекте и потратил около шести часов на отладку, пока не сообразил, что другой разработчик переопределил мой static/admin/js/core.js , потому члены команды реализовали кастомную админскую SPA-панель и дали своим файлам такие же имена.


    Вот пример структуры для портального приложения, содержащего много ресурсов и Python-модулей.


    root@c5b96c395cfb:/test# tree project/apps/portal/ project/apps/portal/ ├── __init__.py ├── admin.py ├── apps.py ├── management │ ├── __init__.py │ └── commands │ ├── __init__.py │ └── update_portal_feeds.py ├── migrations │ └── __init__.py ├── models.py ├── static │ └── portal │ ├── css │ ├── img │ └── js ├── templates │ └── portal │ └── index.html ├── templatetags │ ├── __init__.py │ └── portal.py ├── tests.py ├── urls.py └── views.py 11 directories, 14 files

    Благодаря такой структуре вы можете в любой момент экспортировать приложение в другой Python-пакет и снова его использовать. Можете даже опубликовать его в PyPi в качестве open source пакета или переместить в другую папку. У вас получится примерно такая структура проекта:


    root@c5b96c395cfb:/test# tree -L 3 . ├── deploy │ ├── chef │ └── docker │ ├── devel │ └── production ├── docs ├── logs ├── manage.py ├── media ├── project │ ├── __init__.py │ ├── apps │ │ ├── auth │ │ ├── blog │ │ ├── faq │ │ ├── pages │ │ ├── portal │ │ └── users │ ├── conf │ ├── settings.py │ ├── static │ ├── templates │ ├── urls.py │ └── wsgi.py └── static └── admin ├── css ├── fonts ├── img └── js 25 directories, 5 files

    Конечно, реальный проект будет сложнее, но такая структура упрощает и делает более прозрачными многие аспекты.

    Ошибка № 7. STATICFILES_DIRS и STATIC_ROOT смущают новичков в Django-разработке

    Статичные файлы - это ресурсы (assets), которые не меняются по мере использования приложения. Например, JavaScript, CSS, изображения, шрифты и т. д. В Django они «накапливаются» в публичной директории в ходе развёртывания.


    В режиме разработки - python manage.py runserver - Django ищет статичные файлы с помощью настройки STATICFILES_FINDERS . По умолчанию он пытается найти запрошенный файл в папках, перечисленных в STATICFILES_DIRS . Если не находит, то ищет с помощью django.contrib.staticfiles.finders.AppDirectoriesFinder , которая проверяет папку static каждого установленного в проекте приложения. Такая схема позволяет писать многократно используемые приложения, поставляемые со своими собственными статичными файлами.


    В production вы раздаёте статичные данные посредством отдельного веб-сервера, например nginx. Он ничего не знает о структуре приложений проекта Django или о том, по каким папкам распределены ваши статичные файлы. К счастью, Django предоставляет нам команду управления сбором статичных данных (collect static management command) - python manage.py collectstatic , которая проходит по STATICFILES_FINDERS и копирует все статичные файлы из папок static приложений, а также из папок, перечисленных в STATICFILES_DIRS , в заданную вами в STATIC_ROOT директорию. Это позволяет разрешать (resolution) ресурсы в виде статичных данных с помощью той же логики, что и у Django-сервера в режиме разработки, и собирать в одном месте для веб-сервера все статичные файлы.


    Не забудьте выполнить collectstatic в вашем production-окружении!

    Ошибка № 8. Использование в production STATICFILES_STORAGE по умолчанию и загрузчиков Django-шаблонов

    Давайте поговорим об управлении ресурсами (asset) production-окружения. Мы можем обеспечить наилучший UX, если воспользуемся политикой «у ресурсов не истекает срок действия» (assets never expire) (подробнее о ней можно почитать ). Это означает, что все наши статичные файлы должны быть закешированы браузерами на недели, месяцы или даже годы. Иными словами, пользователи должны лишь единожды скачивать ресурсы!


    Классная идея, и её можно реализовать всего в несколько строк в nginx-конфигурации для нашей папки со статичными файлами. Но что насчёт проверки актуальности кеша? Если пользователь лишь один раз скачивает наш ресурс, то что делать в том случае, если вы обновите логотип, шрифты, JavaScript или цвет текста в меню? Для решения этой задачи вам нужно при каждом развёртывании генерировать уникальные URL’ы и имена для каждого статичного файла!


    Для этого можно использовать ManifestStaticFilesStorage в качестве STATICFILES_STORAGE (будьте осторожны, хеширование включается только в режиме DEBUG=false) и выполнить команду collectstatic . Это приведёт к снижению количества запросов ресурсов у вашего production-сайта и сделает его отрисовку гораздо быстрее.


    Клёвая фича Django - закешированный загрузчик шаблона. Он не перезагружается и парсит файлы шаблона при каждой его отрисовке. Парсинг шаблона - очень дорогая операция, она требует много вычислительных ресурсов. По умолчанию Django-шаблоны парсятся при каждом запросе, а это плохо, особенно в production, где за короткий промежуток времени могут обрабатываться тысячи запросов.


    В разделе конфигурации cached.Loader можно найти хороший пример и подробности решения проблемы. Не используйте загрузчик в режиме разработки, потому что он не перезагружает отпарсенные шаблоны из файловой системы. Вам понадобится перезапускать свой проект, используя python manage.py startapp , при каждом изменении шаблона. При разработке это может раздражать, зато идеально для production-окружения.

    Ошибка № 9. Чистый Python для утилит или скриптов

    У Django есть отличная фича - команды управления . Используйте их вместо изобретения велосипеда в виде написания скриптов на чистом Python для утилит вашего проекта.


    Также обратите внимание на пакет Django Extensions , представляющий собой коллекцию кастомных расширений для Django. Возможно, кто-то уже реализовал ваши команды! Существует много распространённых целевых команд.

    Ошибка № 10. Велосипедостроение

    Для Django и Python есть тысячи готовых решений. Обратитесь к поисковикам, прежде чем писать что-то, что вовсе не уникально. Вероятно, уже есть подходящее решение.


    Не надо усложнять. Сначала - гуглим! Установите найденный качественный пакет, сконфигурируйте, расширьте и интегрируйте в свой проект. И если есть возможность, внесите свой вклад в open source.


    Вот вам для начала список моих собственных пакетов для Django:

    • Django Macros URL : с помощью макросов облегчает написание (и чтение) URL-паттернов в Django-приложениях.
    • Django Templates Names : маленький миксин, помогает легко стандартизировать имена ваших CBV-шаблонов.
    • Django Split Settings : позволяет распределить Django-настройки по нескольким файлам и директориям. Легко переопределяет и модифицирует настройки. Использует подстановки (wildcards) в путях файлов и помечает файлы настроек как опциональные.

    Don’t repeat yourself (DRY)!


    Я сторонник DRY-концепции, поэтому создал Django skeleton - удобный инструмент с рядом приятных функций уже из коробки:

    • Docker-образы для разработки/production, управляемые docker-compose, что позволяет легко оркестрировать списком контейнеров.
    • Простой Fabric-скрипт для развёртывания в production.
    • Конфигурация для пакета Django Split Settings с настройками базы и локальных источников.
    • Интегрированный в проект Webpack - при выполнении команды collectstatic Django соберёт только папку dist.
    • Сконфигурированы все основные Django-настройки и фичи вроде кешируемых в production Django-шаблонов, хешированных статичных файлов, интегрированного тулбара для отладки, журналирования и т. д.

    Это готовый к использованию Django-скелет для вашего следующего проекта, создаваемого с нуля. Надеюсь, он сэкономит вам кучу времени. Webpack имеет минимальную базовую конфигурацию, но также в него с помощью SASS установлены заранее сконфигурированные для обработки файлы.scss.

    Теги:

    • python
    • django
    • никто не читает теги
    Добавить метки

    Сборка пакетов имеет решающее значение для успешной реализации проекта с открытым исходным кодом. Ключевой составляющей правильной сборки является управление версиями. Так как проект имеет открытый исходный код, вы можете захотеть опубликовать пакет, чтобы реализовать все преимущества, предоставляемые сообществом разработчиков программ с открытым исходным кодом. В различных платформах или языках используются разные механизмы сборки пакетов, однако данная статья посвящена именно Python и его экосистеме сборки пакетов. В статье обсуждаются механизмы сборки пакетов, обеспечивающие основу для развития, а также приводится достаточно примеров, на основании которых можно сразу же приступать к действию.

    Почему сборка пакетов так важна?

    Помимо того, что это просто хороший тон, существуют еще три практические причины для поставки программного обеспечения в виде пакетов:

    • простота использования;
    • стабильность (при управлении версиями);
    • распространение.

    При выборе приложения простота его установки учитывается пользователями далеко не в последнюю очередь, поэтому следует максимально упростить этот процесс. Сборка пакетов позволяет сделать программное обеспечение более доступным и простым в установке. Если установка не сложная, значит, пользователям будет проще приступить к работе с вашим программным обеспечением. Повысить доступность своего пакета при его публикации в каталоге пакетов Python (Python Package Index — PyPI) можно посредством таких утилит как pip или easy_install . (См. для получения дополнительной информации по данным средствам.)

    Кроме того, управление версиями пакетов позволяет пользователям «закрепить» свои проекты, использующее ваше программное обеспечение, за его определенной версией. Например, закрепление за Pinax версии 0.9a2.dev1017 будет выглядеть таким образом:

    Pinax==0.9a2.dev1017

    Это принудительно свяжет проект с Pinax версии 0.9a2.dev1017.

    Управление версиями обеспечивает лучшую устойчивость при внесении изменений в программное обеспечение в будущем, в результате которых могут возникнуть конфликты в интерфейсах. В итоге ваши пользователи точно знают, что они получают, и им легче отслеживать различия в разных версиях. К тому же, разработчикам проектов точно известно, над чем они работают.

    Наиболее популярным методом публикации пакетов на PyPI (или на вашем собственном дистрибутивном сервере) является создание дистрибутива исходного кода для его свободной загрузки. Дистрибутив исходного кода — это стандартный способ сборки кода вашего проекта в качестве распространяемого модуля. Можно также создавать бинарные дистрибутивы, но для целей открытого использования имеет смысл также распространять свой код. Создавая дистрибутивы исходного кода, вы облегчаете пользователям процесс нахождения программного обеспечения в сети Интернет с помощью автоматизированных средств, а также его загрузки и установки. Этот процесс помогает не только в разработке на локальных системах, но и в развертывании вашего программного обеспечения.

    Таким образом, облегчая для пользователей процесс интегрирования и установки вашего программного обеспечения, применяя эффективное управление версиями, обеспечивающее надежные методы закрепления за версиями, и публикуя свои пакеты для их более широкого распространения, вы увеличиваете шансы на успех своего проекта и на получение более широкого признания. Более широкое распространение вашего кода может привести к увеличению числа участников, вносящих вклад в развитие кода — т. е. к достижению той цели, которую ставит перед собой каждый разработчик программ с открытым исходным кодом.

    Анатомия файла setup.py

    Одно из предназначений сценария setup.py — это исполнение сборки пакетов вашего программного обеспечения и загрузки его на дистрибутивные серверы. На различных популярных репозиториях Python вы можете найти сценарии setup.py различного содержания. В данной статье рассмотрены основные из них. См. раздел для получения дополнительной информации.

    Файл setup.py может использоваться для различных целей, но ниже мы приводим вариант, который позволяет выполнить следующие команды:

    python setup.py register python setup.py sdist upload

    Первая команда, register , получает информацию, которую выдает функция setup() сценария setup.py, и создает запись в PyPI для вашего пакета. Она ничего не загружает, вместо этого она создает метаданные о вашем проекте с тем, чтобы впоследствии вы могли выгрузить и разместить там свои версии ПО. Следующие две команды связаны: sdist upload создает дистрибутив исходного кода, а затем выгружает его в PyPI. Тем не менее, существуют несколько необходимых условий, таких как настройка собственного конфигурационного файла.pypirc и собственно запись содержимого в файл setup.py.

    Прежде всего, сконфигурируйте файл.pypirc. Он должен находиться в основном каталоге, который может быть разным в зависимости от используемой операционной системы. В операционных системах UNIX®, Linux® и Mac OS Xзайти в этот каталог можно, набрав cd ~/ . Содержимое файла должно включать ваши учетные данные PyPI, как показано в.

    Листинг 1. Типовой файл.pypirc index-servers = pypi username:xxxxxxxxxxxxx password:xxxxxxxxxxxxx

    Далее переходите в PyPI и зарегистрируйтесь для создания учетной записи (не волнуйтесь — это бесплатно). Введите такое же имя пользователя и пароль, что и в файле.pypirc каталога PyPI, и убедитесь, что файл называется именно ~/.pypirc .

    Теперь при написании своего сценария setup.py вам необходимо решить, что будет отображаться на индексной странице PyPI, и определиться с названием проекта. Начнем с копирования шаблона для setup.py, который я использую для проектов (см. ). Пропустив импортирование и функции, взгляните на нижнюю часть шаблона и подумайте, что вам нужно изменить с учетом особенностей вашего проекта. См. для получения ссылки на полный сценарий.

    Листинг 2. Шаблон setup.py PACKAGE = "" NAME = "" DESCRIPTION = "" AUTHOR = "" AUTHOR_EMAIL = "" URL = "" VERSION = __import__(PACKAGE).__version__ setup(name=NAME, version=VERSION, description=DESCRIPTION, long_description=read("README.rst"), author=AUTHOR, author_email=AUTHOR_EMAIL, license="BSD", url=URL, packages=find_packages(exclude=["tests.*", "tests"]), package_data=find_package_data(PACKAGE, only_in_packages=False), classifiers=[ "Development Status:: 3 - Alpha", "Environment:: Web Environment", "Intended Audience:: Developers", "License:: OSI Approved:: BSD License", "Operating System:: OS Independent", "Programming Language:: Python", "Framework:: Django", ], zip_safe=False,)

    Во-первых, следует помнить, что этот шаблон подразумевает наличие в вашем проекте двух различных файлов. Первый используется для длинного описания (long_description). Он считывает содержимое файла README.rst, находящегося в той же директории, что и setup.py, и передает это содержимое как строку в параметр long_description . Этот файл заполняет целевую страницу в PyPI, поэтому желательно дать в нем краткое описание проекта и привести несколько примеров его использования. Второй файл — файл пакетов __init__.py . Мы не приводим здесь его развернутого описания, однако когда строка, которая определяет переменную VERSION, импортирует ваш пакет, Python требуется файл __init__.py, поэтому в данном модуле следует определить переменную с названием __version__ . Пока достаточно записать это строкой:

    # __init__.py __version__ = "0.1"

    Теперь взглянем на остальные исходные параметры.

    • PACKAGE — это пакет Python в вашем проекте. Это папка верхнего уровня, содержащая модуль __init__.py, который должен находиться в той же директории, что и файл setup.py, например: /- |- README.rst |- setup.py |- dogs |- __init__.py |- catcher.py

      Итак, в данном случае вашим пакетом будет dogs .

    • Параметр NAME обычно схож или совпадает с названием пакета PACKAGE, но вы можете задать любое имя в зависимости от ваших предпочтений. NAME — это параметр, по которому пользователи будут ссылаться на ваше программное обеспечение, имя, под которым ваше программное обеспечение будет отображаться в PyPI и, что более важно, под которым пользователи будут его устанавливать (например, pip install NAME).
    • DESCRIPTION — краткое описание вашего проекта. Одного предложения будет достаточно.
    • AUTHOR и AUTHOR_EMAIL — это соответственно: ваше имя и адрес электронной почты. Эта информация не обязательна, но указать свой адрес электронной почты для пользователей, которые пожелают обратиться к вам с вопросами по проекту, это правило хорошего тона.
    • URL — это URL-адрес проекта. Этот параметр может быть как Web-сайтом проекта или репозиторием Github, так и любым другим URL-адресом. Эта информация также не обязательна.

    Возможно, вы пожелаете указать лицензионные условия и классификаторы. Более детальная информация о создании файла setup.py приведена в документации по Python. (См. .)

    Управление версиями

    Управление версиями само по себе является обширной темой, однако его следует упомянуть в контексте сборки пакетов, так как нельзя провести правильную сборку пакетов без надлежащего управления версиями. Управление версиями — это форма общения с вашими пользователями, также с его помощью пользователи могут создавать более стабильные и надежные приложения. При помощи управления версиями вы сообщаете своим пользователям о внесенных изменениях и указываете точные рамки, где были произведены эти изменения.

    Стандарт по управлению версиями пакетов Python можно найти в PEP-386 (Предложение по развитию Python) (см. .) В нем прописаны правила практического характера. Даже если вы не читали, не поняли или даже не согласны с PEP, все же разумнее придерживаться установленных в нем правил, так как именно они все чаще применяются при создании разработчиками приложений Python.

    Кроме того, управление версиями необходимо не только для разработки стабильных версий, загружаемых в PyPI, но также полезно для разработки версий с суффиксом devNN . Как правило, размещение разрабатываемых версий в PyPI не поощряется, но можно сделать их общедоступными посредством настройки собственного общедоступного (или закрытого) дистрибутивного сервера. В этом случае пользователи, которые желают воспользоваться последней версией, могут указать это в своем pip -файле requirements.txt. Ниже приведено несколько примеров управления версиями:

    1.0.1 # 1.0.1 final release 1.0.2a # 1.0.2 Alpha (for Alpha, after Dev releases) 1.0.2a.dev5 # 1.0.2 Alpha, Dev release #5 Публикация

    Пользователям не удастся отыскать и установить ваше программное обеспечение, если оно не будет опубликовано. Обычно пакеты публикуются в PyPI. Настроив свой конфигурационный файл.pypirc и передав команду upload в setup.py, вы передадите пакет в PyPI. Как правило, эта операция производится совместно с созданием дистрибутива исходного кода:

    python setup.py sdist upload

    В случае использования собственного дистрибутивного сервера, добавьте раздел для авторизации в своем файле.pypirc для этого нового местоположения и укажите ссылку на него при выгрузке:

    python setup.py sdist upload -r mydist Настройка собственного дистрибутивного сервера

    Главной причиной использования собственного дистрибутивного сервера для проектов с открытым исходным кодом является потребность в публикации разрабатываемых версий, так как PyPI может содержать только стабильные приложения. Например, возможно вы захотите:

    pip install MyPackage

    Установить последнюю стабильную версию в PyPI. Но если вы позднее добавите разрабатываемые версии, то эта команда остановит выполнение и установит последнюю версию, т. е. разрабатываемую версию. Как правило, полезно всегда закреплять проекты за определенной версией, но это делают не все пользователи. Поэтому следует убедиться в том, что, если номер версии не указан, по умолчанию возвращается последняя стабильная версия.

    Одним из способов убить одним выстрелом двух зайцев (предоставлять только стабильные версии для использования pip по умолчанию и обеспечить пользователям возможность устанавливать пакеты разрабатываемых версий) является создание собственного дистрибутивного сервера. Проект Pinax применяет эту технологию для всех своих разрабатываемых версий на сайте http://dist.pinaxproject.com. (См. .)

    Дистрибутивный сервер представляет собой каталог, работающий по протоколу HTTP и предоставляющий доступ к файлам на вашем сервере. Он должен иметь следующую файловую структуру:

    /index-name/package-name/package-name-version.tar.gz

    В дальнейшем при желании сервер можно сделать закрытым путем конфигурирования Basic-Auth на своем Web-сервере. Вы также можете добавить некоторые другие средства для выгрузки дистрибутивов исходного кода. Для этого необходимо добавить код управления выгрузкой, разобрать название файла и создать пути по каталогу, которые бы соответствовали приведенной выше схеме. Такая структура принята для проектов Pinax с использованием нескольких репозиториев.

    pip и virtualenv

    Хотя данная статья посвящена в основном сборке пакетов, дабы отдать должное тем преимуществам, которые сборка пакетов и управление версиями дают вашим пользователям, этот раздел описывает использование пакетов.

    Инструмент pip можно установить напрямую, однако я рекомендую использовать его в рамках функциональности virtualenv . (См. .) Я также советую прибегать к virtualenv во всех случаях, когда вы имеете дело с Python, так как окружение Python при этом остается незагроможденным. Подобно тому, как виртуальная машина позволяет запускать несколько операционных систем одновременно, virtualenv позволяет запускать несколько окружений Python одновременно. Я ничего не устанавливаю в своей системе Python, а просто создаю новое виртуальное окружение для каждого нового проекта или утилиты, над которыми работаю.

    Теперь, когда инструмент virtualenv установлен, можно и немного поиграть:

    $ mkvirtualenv -no-site-packages testing $ pip install Pinax $ pip freeze|grep Pinax $ pip uninstall Pinax $ pip install -extra-index-url=http://dist.pinaxproject.com/fresh-start/ Pinax==0.9a2.dev1017 $ pip freeze|grep Pinax

    Обратите внимание, что первая установка pip загружается и устанавливается с PyPI. Команда pip freeze выводит все версии пакетов, установленных в текущем virtualenv . Команда pip uninstall делает именно то, о чем говорит ее название: удаляет себя из virtualenv . Затем мы устанавливаем разрабатываемую версию из репозитория перезагрузки по адресу http://dist.pinaxproject.com, чтобы получить разрабатываемую версию Pinax 0.9a2.dev1017.

    Переходить на Web-сайт, загружать tar-архивы и создавать коды символических ссылок (symlink) на каталог site-packages не требуется. (Раньше я так и делал, и это вызывало много проблем.) Все это ваши пользователи получают благодаря хорошей сборке пакетов, публикации и управлению версиями созданного проекта.

    Заключение

    Надеюсь, материала, изложенного в данной статье, достаточно для того, чтобы вы смогли приступить к работе. В разделе приведены ссылки на документацию, которая может помочь вам глубже разобраться в упомянутых вопросах. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, заходите на Freenode и ищите меня в таких разделах чата как #pinax и #django-social (по псевдониму "paltman") или в Twitter (@paltman).

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то