Информационные ресурсы общества. Информационные ресурсы современного общества

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.

В этом аспекте рассмотрения одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространенности и редкости . С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима" . Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
  • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию" .

Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того,

Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.

Литература

    1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 56

    2. Там же. С. 70

    3. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. – с. 419.

    4. Пильцнер П. Безграничное богатство // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. с. 415.

Лаврищева Е. Е.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ФАКТОРЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

В статье приводятся различные подходы к трактовке понятия «информационные ресурсы», а также рассматриваются факторы, повышающие их роль в современном информационном обществе. Ключевые слова: информационные ресурсы, информатизация.

Известная крылатая фраза К. Маркса о превращении «всеобщего общественного знания... в непосредственную производительную силу»1 находит свое подтверждение в настоящее время, в эпоху так называемого информационного общества. К. Маркс показал картину автоматизированного производства, в котором на долю человека остаются информационные и организационные управленческие функции.

А в середине ХХ века начала развиваться теория, в рамках которой информационные ресурсы стали рассматриваться в качестве основы прогресса развития общества - теория информационного общества. Основоположники этой теории Ф. Махлуп и Т. Умасео ввели в обиход термин «информационное общество».2 И.Масу-да, например, утверждает, что «информационное общество- это общество, в котором в большей степени точкой опоры являются информационные ценности, чем материальные, и экономика которого выше оценивает капитал, воплощенный в знаниях, чем капитал в материальной форме»3. О. Тоффлер говорит о том, что в «информационном обществе под воздействием суперсовременной технологии будет снижаться значение бюрократического управления и работники при выполнении своих основных функций будут становиться более самостоятельными в праве принятия стратегических для компании решений»4, а также высказывает идею о том, что мы вполне можем приблизиться к новой форме «кустарного промысла», основанного на суперкомпьютерной технологии.5

Важность информационного ресурса подчеркивается многими авторами. Так лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглер, в своей статье 1961 г. с сожалением констатирует: "Университетским ученым следует осознать, что информация - недооцененный ресурс, а знание -власть. Однако, информация занимает лишь жалкую лачугу в городе экономической науки "6, а Ю.А. Ковалько считает, что «информационные

ресурсы вполне соизмеримы по важности и стоимости с традиционными видами материальных ресурсов»,.

Рассматривая информацию в качестве ресурса в трудах зарубежных экономистов, следует отметить работу Д. Белла « Социальные рамки информационного общества». Согласно ему, «знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентом трансформации постиндустриального общества»7. В конце 90-х гг. ХХ века американский экономист Т.Стюарт рассматривает информацию как «непривычный вид ресурса», отмечая « информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов. Экономисты называют их «общественным благом». Это означает, что знания не убывают по мере их использования. Они неотчуждаемы: приобретение мною некоего объема знаний никоим образом не уменьшает вашей способности приобрести столько же».8 В неоклассической школе информационные ресурсы рассматривались в основном в теориях экономического роста Р. Солоу9, человеческого капитала. Неоклассическая теория роста использовала технологическую константу в известной модели Р.Солоу:

Y = АКЬ1-а, где А - технологическая константа, отражающая влияние информации на экономический рост ■

В трудах отечественных ученых также уделяется большое внимание такому виду ресурса как информационный. По мнению В.Л. Иноземцева, информация - это главный производственный ресурс. Он считает, что «в настоящее время происходит перераспределение все большей части национального богатства в пользу представителей тех социальных слоев, деятельность которых уже сегодня в значительной мере мотивирована потребностью в самореализации и самосовершенствовании. Обладая знаниями и информацией, главными производственными ресурсами нового общества, эти люди присваива-

© Лаврищева Е. Е., 2009

ют все возрастающую долю доходов, хотя приумножение личного материального богатства не входит в число их базовых ценностей».10

«Уникальность информации как производственного фактора обусловлена заключенной в ней дихотомией распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности. Ни одно из ранее известных условий производства не отличалось подобным сочетанием соответствующих свойств и характеристик»11. А. Румянцев полагает, что «информация образует ресурс, выступающий в форме идеи, модели, образца будущего изделия, технологии, организации; становится движителем технологического обновления, источником, питающим производство проектами лучшего удовлетворения существующих и формирования новых потребностей»12. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как «отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, др. информационных систе-мах»13, существуют и другие точки зрения по этому поводу. Так Ю.Д. Денисов в качестве информационных ресурсов рассматривает лишь, «непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны»14. Каныгин Ю.М. отмечает, что «информационные ресурсы - это совокупность фундаментальных и прикладных научных знаний, инженерных и управленческих решений, всего профессионального, образовательного и творческого потенциала населения»15. А автор одной из первых монографий по данной теме Г.Р. Громов, например, приводит такое определение: «Информация -это ресурс, и наравне с другими видами ресурсов (сырьевыми, энергетическими) она требует грамотного подхода к производству, хранению и использованию».16.

Б.С. Елепов и В.М. Чистяков понимают под информационными ресурсами «результаты интеллектуальной деятельности ученых, специалистов и других работников, потенциально пригодные сразу или после соответствующей обработки для использования в общественном производстве при достижении конкретных целей экономического и социального развития.»17 К информационным ресурсам они относят «научные знания, результаты НИР и ОКР, сведения, раскры-

вающие существо открытий, изобретений, рационализаторских предложений, конструкторская, проектно-техническая и нормативно-техническая документация, обобщенные ряды показателей, нормативы, нормы, рекомендации и т.п.».

Опираясь на все вышесказанное, дадим свое видение понятия «информационные ресурсы». Информационные ресурсы - это информация, представленная на различных носителях и имеющаяся в распоряжении предприятия, необходимая для ведения производственно-коммерческой деятельности и принятия управленческих решений.

Выделим основные факторы, влияющие на повышение роли информационного ресурса как одного из видов экономических ресурсов.

1) Рост информационной составляющей в обществе.

В настоящее время ежегодно появляется 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млн. научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и научных отчетов. По данным Всемирного фонда описаний изобретений (патентов) - эти описания насчитывают 500 млн. страниц текста; каждый год этот фонд увеличивается на 1 млн. документов, содержащих информацию о 350 тыс. изобретений.18 Энергопотребление человечества, выраженное через поток информации, уже достигло уровня 1036 бит/с, в то время как вся совокупность имеющихся сейчас в мире компьютеров может перерабатывать не более 16х 1034 бит/с19.

Приблизительно 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную, интеллектуальную часть.20

По мнению П. Друкера произойдет переход от компаний, базирующихся на рациональной организации, к компаниям, базирующихся на знаниях.21

2) Информационные ресурсы повышают эффективность использования других ресурсов

В 1998 г. при участии Мирового экономического форума и компании Pricewaterhouse Coopers проводился опрос генеральных директоров европейских компаний. 60% респондентов ответили, что управление знаниями - это абсолютно необходимый фактор успеха их ком-паний.22 В Европе средний процент валового дохода, потраченного на управление знаниями, составляет 5,5%, что больше, чем доля валового дохода, потраченного на НИОКР (4,5%).

Воплощение знаний в патентах, ГОСТАХ, ТУ, документах, базах данных и описании программ позволяет сократить время и затраты на разработку продуктов, совершенствовать бизнес-процессы предприятия. Опрос управляющих 1626 крупнейших компаний США, проводившийся в 1998-1999 годах журналом Management Reviewи исследовательской организацией AMA Research показал, что более 1/ 3 американских компаний реализуют программы управления знаниями.23 Каждые четверо из пяти опрошенных управляющих компаний, где осуществлялись эти программы, считают управление знаниями существенной частью процесса управления.

Корпорация «ВР» (нефтяной бизнес) создала внутреннюю сеть из 35 тысяч компьютеров, позволяющую персоналу проводить видеоконференции, обмениваться данными, сканировать и пересылать документы. Издержки резко сократились: стало меньше вертолетных рейсов на морские платформы, улучшилась координация работ на строящихся платформах, использование коллективного опыта ускорило решение производственных задач. Корпорация подсчитала, что прибыль от использования ею виртуального коллективного пространства в течение года составила $30млн. 24

3) Изменяется характер трудовой деятельности

Значительная часть высококвалифицированных работников сегодня занята на роботизированных и автоматизированных производственных комплексах. На долю человека остаются функции контроля, наблюдения, исправления ошибок и программирования.

Повышается спрос на специалистов в области маркетинга, менеджмента, программистов и операторов.

55,3% выпускников высших учебных заведений Владимирской области - это специалисты в области гуманитарных наук и экономики.

На базе Ковровской Государственной Технологической Академии им. В.А. Дегтярева было проведено исследование лиц, получающих второе высшее образование по экономическим специальностям. Прежде всего, необходимо отметить все возрастающую тенденцию спроса на второе высшее образование, а также тот факт, что у 90% студентов первое высшее образование было техническим.

4) Информационные ресурсы снижают риск деятельности и неопределенности

Постоянно усложняющиеся технологии в свою очередь создают угрозы для мировой экономической системы и предприятий, как элемента этой системы. Предостережение немецкого социолога У Бека: «В продвинутой современности общественное производство богатства идет нога в ногу с общественным производством риска... Мы являемся свидетелями - субъектами и объектами - образования трещины в сфере современности, которая высвобождается из рамок классического индустриального общества и приобретает новую форму - «общества риска».25 П. Друкер драматически констатирует, что «планирование не срабатывает»26. Руководителям предприятий постоянно приходится сталкиваться с неопределенностью при принятии управленческих решений.

Кроме того, стремительное старение оборудования, технологий является причиной воз-

300 250 200 150 100 50 0

число поданных заявлении

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Динамика поданных заявлений на экономические специальности (второе высшее образование)

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

можных кризисных явлений на предприятиях. Признаки этих явлений возникают задолго до того, как наступит банкротство, поэтому ранняя диагностика симптомов кризиса - одна из основных задач управления предприятием. Важным элементом систем и инструментом оценки состояния предприятий становятся модели раннего предостережения и оценки текущей деятельности предприятий и риска.

В последние годы в маркетинге наблюдается тенденция к переопределению категории товара. Физические его свойства уступают место психологическим. Кроме «материальной» в товаре появляется «информационная составляющая», которая формируется главным образом за счет информационно-креативного влияния на сознание потребителя. И хотя еще в 80-е годы XX века Филипп Котлер почти вплотную подошел к этому переопределению, реальным доминирующим рыночным параметром продукта информационная составляющая стала только в последние годы. А «креативная компонента» этой составляющей позволила продукту выделяться на фоне массированного информационного шума.

6) Информатизация как процесс формирования и использования информационных ресурсов.

Эффективное использование информационных ресурсов обеспечивается внедрением информационных технологий в системе управления различных сфер деятельности: территориальное управление, управление промышленными предприятиями и т.д.; этот процесс называют информатизацией.27

Интенсивный рост объемов информации, переработка которых необходима для обеспечения процессов информационного моделирования и поддержки принятия решений, требует использования новых технологий анализа и синтеза. Интенсивное развитие получили архитектуры хранилища данных, средства оперативной аналитической обработки данных (OLAP - Online Analytical Processing), информационные системы руководителя (Executive Information System), средства поддержки принятия решений (Decision Support System).

Достаточно быстрыми темпами растет число организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии.и во Владимир-

ской области. Доля таких предприятий среди обрабатывающих составляла в 2007 г. 91%28..

Таким образом, следует отметить все возрастающую роль информационных ресурсов как фактора производства, а, следовательно, необходимость и целесообразность проработки проблем их формирования и эффективного использования как в обществе, так и на предприятиях.

Примечания

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч. П. С. 215.

2 Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США/ Ф. Махлуп,-М.: Прогресс, 1961. - 270с.

3 Masuda Y. Computopia// The Information Technology Revolution / T. Forrester, ed. Oxford: Blackwell. - P. 623.

4 Тоффлер О. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 453.

6 Stigler G. The Economies of Information // Journal of Political Economy, 1961, vol.69, No 3, p. 213.

7 Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ Д.Белл// Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 300-340.

8 Стюарт Т. Интеллектуальный капитал/ Новая постиндустриальная волна на Западе:Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academic, 1999. - С. 388.

9 См.: Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. - 168с.

10 Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. -М.: Academia ; Наука, 1999. - 724с.

11 Иноземцев В. За пределами экономического общества. - М.: Academia, 1998. -С. 323.

12 Румянцев А. Предмет и задачи «информационной экономики» // Российский экономический журнал. - 1997. - № 3. - С. 89.

13 Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8.

14 Денисов Ю. Д. Информационные ресурсы в японской экономике. - М.: Наука, 1991.

15 Каныгин Ю. М. Индустрия информатики. -Киев: Техника, 1987. С. 37.

16 Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы эксплуатации. - М.: Наука, 1984.

17 Елепов Б. С., Чистяков В. М. Управление процессами использования информационных ресурсов. - С. 7.

18 World Communication and Information Report 1999-2000, UNESCO Statistical Office. Paris, 1999. P. 174.

19 Лазарев И. А., Хижа Г. С., Лазарев К. И. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2008. - 244 c.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

· государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

· библиотечные информационные ресурсы;

· информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

· Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

· Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

· Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

· Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

· Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

· Финансовая и экономическая информация

· Информация о природных ресурсах и т.д.

Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Обсудим вначале само понятие «информационный ресурс». Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые.

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы . Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов .

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем необходимость понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Любая попытка дать классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

Отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, по тому, к чему относится информация);

Форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.) и другие принципы.

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы сети Интернет можно разделять по их назначению и формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы . Это понятие сформировалось не так давно, в начале 1980-х гг., в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки. Классификацию национальных информационных ресурсов можно посмотреть в Таблице классификации информационных ресурсов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то