Гаджет — не помеха, а средство обучения. Обзор мобильных приложений и использование современных гаджетов на уроке музыки

Филинова Наталья Анатольевна

старший преподаватель кафедры Управления и качества образования
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области
г.Караганда, Республика Казахстан

Омаров Данияр Толегенович

начальник отдела информационных технологий
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области
г.Караганда, Республика Казахстан

Современное общество находится на этапе смены технологической парадигмы. Информационные технологии, определившие образ и сущность ХХ века, уступают место SMART-технологиям, которые открывают новые пути развития государств мира. Казахстан, являясь полноправным участником мирового информационного пространства, выстраивает свои стратегические приоритеты в сфере образования в русле развития современных IT- и SMART-технологий.

Это нашло отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, определившей комплекс мер по повышению качества обучения и воспитания:

Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;

Обновление содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения .

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в «Стратегии «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» обозначил следующие приоритеты в образовании: «Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования , создавая региональные школьные центры... Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.., изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации...» .

Становление SMART-общества проявляется как глобальная тенденция. Нидерланды, Австралия, Корея заявили о SMART как о национальной идее и главной политической задаче: в Нидерландах принята Стратегия развития до 2020 г. «Топ-экономика, Смарт-общество», в Австралии – Стратегия-2020 «На пути к более сильной SMART-стране через революцию в образовании», в Республике Корея – «SMART-Education» – базовое системное решение в построении SMART-общества и один из основных способов укрепления конкурентоспособности национальной экономики.

Развитие в данном направлении инициирует IT-индустрия, которая создает инфраструктуру SMART-общества. Концепция SMART-образования возникла как следствие внедрения понятия SMART во все аспекты деятельности современного человека: разнообразных умных устройств, облегчающих процесс профессиональной деятельности и личной жизни (смартфон, умный дом, смарткар – интеллектуальный автомобиль, смартборд – интерактивная интеллектуальная электронная доска и др.).

Применительно к сфере образования SMART-технологии рассматриваются и как использование различных гаджетов (смартфонов, планшетов и иных аналогичных устройств) для доставки знаний учащимся, и как инструмент формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения. Необходимость развития интегрированной интеллектуальной образовательной среды основывается на достаточной степени развития SMART-технологий, интенсивности их проникновения в повседневную жизнь, на закономерности реакции системы образования на постоянно меняющиеся вызовы времени. Основной причиной использования и внедрения SMART-образования является необходимость совершенствования существующей системы образования в соответствии с новыми требованиями SMART-экономики и SMART-общества .

В данной статье мы остановимся на использовании гаджетов в учебном процессе общеобразовательной школы.

Гаджеты способны помочь лучше изучить и понять любой предмет, обеспечивают мобильность и помогают адаптировать новые методики преподавания посредством SMART-технологий. Сегодня трудно представить школу без компьютеров, интерактивных досок и интернета. В каждом классе дети имеют представление о современных средствах коммуникаций и уверенно ими пользуются. Представление о том, что телефон нужен нам только для звонков, отправка письма необходимо только работниками почтовых отделений или поиск информации возможен только после похода в библиотеку, сегодня кажутся уже вчерашним днем. В образовании поток информации под давлением требований современного мира растет из года в год. Типографии не успевают издавать необходимое количество учебных изданий, не говоря о доставке их конечному пользователю. А ведь образование – это кузница нашего будущего. Поэтому современное образование без использования гаджетов в своих новых подходах преподавания сложно представить.

Гаджет (англ. gadget - штуковина, приспособление, устройство, безделушка) устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека .

Гаджеты в современном мире широко применяются во всех областях. Например,

В спортиндустрии это фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы, в том числе и «умная» одежда;

В медицине это электронные пластыри, трикодеры, экзоскелеты;

В сфере развлечений это смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности, а также многое другое.

В программном обеспечении гаджет (виджет) - небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют.

Планшет (англ. Internet tablet или Web tablet - Веб-планшет, или Pad tablet - Pad-планшет (Блокнотный планшет), или Web-pad - Веб-блокнот, или Surfpad - Веб-сёрфинг-блокнот) - мобильный компьютер, относящийся к типу планшетных компьютеров с диагональю экрана от 7 до 12 дюймов, построенный на аппаратной платформе того же класса, что и платформа для смартфонов. Для управления интернет-планшетом используется сенсорный экран, взаимодействие с которым осуществляется при помощи пальцев, без использования физической клавиатуры и мыши. Ввод текста на сенсорном экране в целом не уступает клавиатурному по скорости. Многие современные интернет-планшеты позволяют использовать для управления программами мультитач-жесты .

Планшеты, как правило, имеют возможность быть постоянно подключёнными к сети интернет - через Wi-Fi или 3G/4G-соединение. Поэтому интернет-планшеты удобно использовать для веб-сёрфинга (просмотра веб-сайтов и веб-страниц), запуска веб-приложений и взаимодействия с какими-либо веб-службами.

Необходимо учитывать, что интернет-планшет в данный момент не является полной заменой ПК или ноутбука, так как его функциональность ограничена высокими требованиями к его мобильности (сочетанию низкого энергопотребления и габаритов).

Планшетный компьютер (англ. tablet computer или же электронный планшет) - собирательное понятие, включающее различные типы мобильных устройств с сенсорным экраном (рисунок 1). Планшетным компьютером можно управлять прикосновениями руки или стилуса; клавиатура и мышь доступны не всегда .

Рисунок 1. Планшетный компьютер

Смартфон (англ. smartphone - умный телефон) - мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера (рисунок 2).

Коммуникатор (англ. communicator, PDA phone) - карманный персональный компьютер (КПК), дополненный функциональностью мобильного телефона.

Хотя в мобильных телефонах практически всегда были дополнительные функции (калькулятор, календарь), со временем выпускались все более и более интеллектуальные модели, для подчеркивания возросшего функционала и вычислительной мощности таких моделей ввели термин «смартфон». В эру роста популярности КПК стали выпускаться КПК с функциями мобильного телефона, такие устройства были названы коммуникаторами. В настоящее время разделение на смартфоны и коммуникаторы не актуально, оба термина обозначают одно и то же.

Смартфоны отличаются от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы, открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками (операционная система обычных мобильных телефонов закрыта для сторонних разработчиков). Установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов по сравнению с обычными мобильными телефонами .

Однако в последнее время граница между «обычными» телефонами и смартфонами всё больше стирается, современные телефоны давно обзавелись функциональностью, некогда присущей только смартфонам, например, электронной почтой и HTML-браузером, а также многозадачностью.

Для того чтобы создать из гаджета SMART-инструмент для обучения необходимо установить дополнительное программное обеспечение. При этом возникает ряд вопросов:

  1. Какое программное обеспечение необходимо установить в смартфон или планшет?
  2. Как это сделать?

Для решения вышеуказанных вопросов система Google предлагает приложение «Play Маркет», с помощью которого устанавливается любое SMART-приложение на мобильное устройство.

Play Market – это приложение, установленное в стандартных средствах мобильной операционной системы Android смартфонов и планшетов (рисунок 3). Для того чтобы пользоваться данным приложением необходимо зарегистрировать аккаунт в системе Google. Зарегистрированные пользователи получают доступ ко всем сетевым приложениям системы Google.

Это приложение предлагает пользователю широкий спектр категорий как для досуга, так и для обучения.

В разделе «Образование» можно найти и установить такие программы как «Репетитор по математики», «Англо-Русский переводчик», «История Казахстана ЕНТ», «Тренажёр по ЕНТ», «ЕНТ Биология» и т.д.

Например, при изучении естественнонаучных дисциплинах, есть возможность установки приложений, способных сделать ваш гаджет прибором, таким как линейка, уровнемер, дальномер, высотомер, измеритель шума, люксометр, детектор металла и т.д. Перечисленные инструменты можно установить, использую приложение «smart tools».

Изучая по физике тему «Звуковые волны. Источники звука. Характеристики звука» на смартфоны или планшеты, которыми пользуются учащиеся, устанавливается программа «Шумомер», каждый ученик в классе может выполнить заданную лабораторную работу индивидуально, получив задание из «облака».

Не менее полезны будут гаджеты и при изучении гуманитарных дисциплин. Это тренажеры по проверке орфографии, словари, языковые репетиторы и т.д.

Поняв все функциональные возможности гаджетов, с уверенностью можно сказать, что это универсальный инструмент для доступа к дополнительным ресурсам по освоению предметов общеобразовательной школы.

Список литературы

  1. Государственная программа развития системы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118 .
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14.12.2012 г. Стратегия «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.akorda.kz/ru/
  3. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.akorda.kz/ru/
  4. Официальное представительство компании Samsung в сети интернет. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.samsung.com/kz_ru/
  5. Официальное представительство компании HTC в сети интернет. [Электронный ресурс] // Режим доступа

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов выступил с инициативой запретить школьникам пользоваться электронными устройствами с выходом в интернет в стенах учебного заведения. По его мнению, гаджеты мешают учебному процессу.

Министерство образования и науки РФ его предложение не поддержало, ведь интернет сейчас стал неотъемлемой частью школьного образования. Более того, ведомство развивает это направление. Например, с начала этого года стали доступны электронные учебники, пользоваться которыми может любой школьник со своего мобильного устройства.

В скандинавских странах и Великобритании детям разрешают пользоваться смартфонами лишь в крайних случаях. Впрочем, это ни в каких законах или указах не прописано, об официальном запрете там только задумываются. В некоторых штатах США применение гаджетов на уроках даже поощряется, в других - запрещено. Удивительно, но в самой высокотехнологичной стране мира - Японии - проносить включенную электронику на урок запрещено. Если учитель увидит, как школьник держит в руках смартфон или услышит сигнал, он отберет устройство, и вернуть его можно будет только с родителями. И домашнюю работу там делают исключительно в письменном виде.

Что думают по поводу инициативы запрета гаджетов в Коми?

Алексей Рогачев, учитель истории и обществоведения физико-математического лицея-интерната:

Запрещать гаджеты нельзя, потому что они уже неотъемлемая часть современной жизни. Если проблема в том, что ученики пользуются интернетом на уроках, то можно поставить специальные глушилки. Если проблема в том, что ученики играют на уроках, то в данном случае нет разницы между гаджетами и старыми играми на листочках в морской бой, например. Дело в преподавателе и дисциплине. Плюсы вполне очевидны. Гаджеты можно использовать в учебе. Например, я иногда прошу детей уточнить информацию по уроку в интернете или посмотреть портрет царя или исторического деятеля, пока я показываю на компьютере карты.

Это не проблема школы, а проблема родителей. Мобильный интернет школа контролировать не может. Тем более, что подавляющее число телефонов - это смартфоны с возможностью выхода в интернет. Тогда надо лишать детей телефонов. А это уже другой вопрос, связанный с безопасностью. Что касается школьного интернета, он, конечно же, должен фильтроваться.

Любовь Филиппова, студентка Института гуманитарных наук СГУ:

Считаю, что именно на уроках (во время учебного процесса) использовать гаджеты не нужно. В этом нет необходимости: на уроках есть тетрадь, учебники, дополнительные материалы. Но и отказываться от гаджетов не стоит: с их помощью зачастую легче подготовить домашнее задание (те же самые презентации), да и у детей явно растёт интерес к учебе. К примеру, мой младший брат не хотел писать домашнее сочинение, но когда появилась альтернатива - напечатать его, а не написать от руки - он с радостью выполнил задание. Да, детей привлекает все, что связано с гаджетами, и этот их интерес можно направить в правильное русло.

Мой ответ - да, дома детям стоит пользоваться гаджетами. Но нет, в школе этого делать не нужно, чтобы ребёнка не отвлекали посторонние развлечения и информация, которые есть а телефонах и планшетах.

Думаю, что просто не нужно разрешать свободное использование гаджетов на уроках (захотел - достал). Все должно быть в рамках разумного. Зачитать доклад, показать презентацию - это да.

Я сейчас, например, учусь в вузе и понимаю, что без планшета на парах было бы тяжко. Все время нужно находить новую информацию, приносить какие-то материалы. Поэтому гаджеты всегда под рукой. Школа - немного другое, дети не всегда понимают, что использовать свои телефоны и планшеты нужно лишь в учебных целях. Поэтому и должны быть ограничения, контроль учителя.

Валентина Трошева, завуч школы №1:

Гаджеты - это часть современного информационного пространства. Я считаю, что нельзя полностью их запрещать. Например, у нас в школе нет электронных учебников, и ученики прям о на уроке (если нет книги с текстом на литературе) быстро находят нужный текст. А вот на проверочных и контрольных я бы ограничила наличие гаджетов, это легко сделать: достаточно просто попросить учеников оставить эти предметы на учительском столе.

Ольга Медведева, педагог физико-математического лицея-интерната :

Рассматривать сегодня, в век высоких информационных технологий, вопрос об использовании личных средств связи с выходом в интернет столь категорично - по типу "казнить нельзя помиловать" - нельзя.

Господин Астахов рассматривает гаджеты как средство доступа в интернет, а, следовательно, и все неприятные информационные материалы, которые оттуда идут.

Я бы рассматривала личные средства связи с одной стороны, как возможность родителям всегда иметь доступ к общению с ребенком (и совершено понятно по каким причинам). С другой стороны – возможность получать информацию без вреда для физического здоровья: уж лучше один планшет, чем пять-шесть "бумажных" учебников.

Сложнее всего, на мой взгляд, здесь другая сторона медали: вред "личных средств связи с доступом в интернет" для духовного развития, психологического здоровья, развития социальных навыков, коммуникабельности. Дети и подростки сидят в социальных сетях бесконечно, на уроках нередко можно видеть их "онлайн".

Если говорить о доступе к информации, то грустная ситуация складывается в связи с изучением произведений художественной литературы. Знакомиться с произведением по краткому изложению, в пересказе (часто именно это ищут в интернете к урокам литературы) - то же самое, что слушать музыку не в зрительном зале, а по телевизору, ну, или полистав нотную тетрадь. Читая произведение, ты наслаждаешься языком, словом, мыслью, образами. Работает воображение, сопереживаешь героям. Что дает, например, краткое изложение произведений Пришвина? "Сел мужик на пенек, увидел травку, птичку и небо…" Как-то так представляется. И где здесь любовь к природе, восхищение красотой, неповторимостью цветов и звуков, красок?! Любовь к Родине разве в кратком изложении формируют? Как душа ребенка будет развиваться? А уметь действовать быстро в какой-то непредвиденной ситуации? Ответы на все есть в интернете. Только они далеко не всегда правильные. Да и правильные если и есть, то когда их искать, если проблему решать надо срочно.

О влиянии на зрение – отдельный разговор. А если экран дорогого гаджета разбит от неоднократного падения, то проблема многократно увеличивается.

Самый верный вариант в этом случае – в каждом конкретном учебном заведении самостоятельно решать этот вопрос. С родителями и детьми. Договариваясь.

Дмитрий Шатохин, депутат Государственного Совета РК:

Я поддержал инициативу запретить гаджеты на совещании по увеличению уровня преступности в подростковой среде в нашем регионе за последние годы. Я считаю, причина тому, в том числе, - расслоение населения по имущественному принципу и потребительские ценности, которые сейчас прививаются в обществе. Отсюда ряд подростков, которые не могут купить себе планшеты и смартфоны, видя их у других, зарабатывают себе на этом фоне невроз. А что хуже - выливают свою злость на других в виде правонарушений либо просто отбирают эти гаджеты (количество грабежей в дневное время со стороны молодежи за год увеличилось вдвое). Или пытаются заработать деньги незаконным путем для приобретения гаджетов. Поэтому пусть школа будет свободна от культа вещей, первые ласточки уже есть - это введение унифицированной школьной формы. Теперь нет расслоения, приходит ребенок в дорогой одежде или нет. Надо идти дальше и ввести запрет на внос гаджетов в школу. Это мнение не только мое как депутата, но и как папы. Вижу по своему сыну, какими ценностями наполнена сегодняшняя ALma Mater.

Просмотр содержимого документа
«Влияние современных гаджетов в образовательном процессе»

Влияние современных гаджетов в образовательном процессе

Оксана Александровна Шумская

учитель английского языка, МОУ « СОШ №1»,

309996, РФ, г. Валуйки Белгородской области, ул. Толстого , д .10

The influence of modern gadgets in the educational process

Oksana Shumskaya
the teacher of English language, MOU «SOSH №1»,
309996, Russia, Valuiki, Belgorod region, ul. Tolstogo, 10

People in contemporary world can hardly imagine their lives withoutmodern gadgets. Different people appreciate new inventions differently. In spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life. Gadgets make people`s lives easier.

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без современных гаджетов. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более значительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью. Новые устройства делают нашу жизнь легче.

Ключевые слова: гаджет, недостатки, новые изобретения, делают нашу жизнь легче, экономить время, достоинства.

Keywords: a gadget, drawback, new inventions, make people`s lives easier save people`s time, benefits.

Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям, накопленным предшествующими поколениями. В течение многих веков люди учились и развивались. Новые технологии не могли не затронуть сферы образования. В России, сравнительно недавно, стали доступны современные технологии широкому классу населения, поэтому темпы продаж гаджетов с каждым годом всё увеличиваются.

Гаджетом является небольшим устройством, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Цифровые фотоаппараты, коммуникаторы, планшетные компьютеры, мобильные телефоны, GPS-навигаторы, MP3-плееры, флешки - это самые привычные гаджеты для нас.

Слово гаджет с английского переводится, как "портативное техническое приспособление, обладающее определенной функциональностью в какой-либо области". В современном мире люди активно пользуются гаджетами. Высокие технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни и без них трудно уже представить свою жизнь.

Гаджеты в школе – это особая тема для обсуждения и она приводит к горячим спорам как в родительской среде, так и в педагогической. Использование гаджетов имеет ряд преимуществ, но ряд недостатков.Для одних использование гаджета - это показатель того, что они учатся лучше, а для других – это совершенно противоположный процесс.

С одной стороны, все эти средства – это дань моде и этот вопрос более актуален в подростковом возрасте, когда ученик стремится занять свое место под солнцем, поэтому навороченный гаджет повышает его в глазах других. К сожалению, моде на высокотехнологичные гаджеты подвластны как дети, так и взрослые люди. С другой стороны, гаджеты развивают логическое мышление и мелкую моторику, тренируется слуховое и зрительное восприятие того, что происходит на экране, у ребенка сосредотачивается внимание.

Многие современные школьники становятся интернет зависимыми. У них появляется потеря интереса к жизни и возникают проблемы с общением в реальной жизни. Часто интернет становится тем местом, где школьник может быть тем, кем хочет, а не тем, кем его видят. Беспокоиться надо начинать, если вы замечаете, что ребёнок не ходит гулять с друзьями, мало общается с семьей и почти не разговаривает по телефону. Но, если круг интересов школьника не сужен до одного только интернета, то и о зависимости говорить рано.[ 2]

А как обстоит дело со здоровьем, если ребёнок не расстаётся со своим гаджетом? Многие родители конечно же наслышаны о вреде здоровью, в том числе и гаджетами. Но какую в действительности угрозу они несут? Первая проблема – это развитие близорукости, вторая – появляется синдром сухого глаза, когда слезная пленка истончается и глаза краснеют. Кроме того, у детей, которые увлекаются компьютерными играми, повышается возбудимость. От любой техники исходит излучение и это может стать причиной серьёзных заболеваний. Поэтому длительное сидение за компьютером и долгая работа с другими гаджетами вредна как ребенку, так и взрослому.

Порой страшно становится за подрастающее поколение, когда видишь на улице компанию детей, где каждый уткнулся в свой телефон. Но если ребёнок будет только прыгать и бегать, он вырастит необразованным. Поэтому родители должны найти баланс в обращении ребенка с техникой. Главное и это касается любого другого вопроса, должна соблюдаться золотая середина и правильный подход. Каждый из родителей, должен выбрать сам, как воспитывать своего ребенка и когда разрешить ему пользоваться гаджетом.

Гаджет открывает широкие возможности для использования очень полезных для развития и учёбы приложений. Это и электронные книги, которые можно использовать и дома, и на уроке. На многих современных мобильных телефонах и смартфонах школьники смогут не только делать видео и фотографии, но и обрабатывать их. Есть приложения, в которых можно рисовать или сочинять музыку, можно установить игры и приложения, которые развивают логическое и пространственное мышление, память и внимание.

В интервью Figaro Madame один из авторов исследования Академии наук Оливье Удэ сказал:
"Цифровые устройства формируют у подрастающего поколения гибкое, быстрое, дробное, автоматическое и многозадачное мышление. В то же время они не лучшим образом отражаются на способностях к синтезу, абстракции и классификации информации. Отсюда возникает риск формирования поверхностного ума. Поэтому нам нужно сохранить неторопливое, линейное, глубокое или даже глубинное мышление, которое сформировало у нас книжная культура с момента изобретения печатного станка, и по-прежнему передавать его детям. Если они смогут совместить одно с другим, то будут творить чудеса."

Мир не стоит на месте. Не стоит забывать, что специальности в сфере информационных технологий не только самые востребованные, но и самые высокооплачиваемые. Возможно, увлечение гаджетами и компьютерами станет не только времяпрепровождением, но и перерастет в будущую профессию. Так зачем ограждать ребенка от технического прогресса? Надо просто научить ребёнка использовать гаджеты правильно и для него откроется новый мир, мир, в котором ему жить.

Список литературы:

1.Протопопова С. В., Макаренко Т. А. Анализ применения гаджетов студентами в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 264–267. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm.

2. Katz J.E., Rice R.E. Социальные последствия использования Интернета: доступ, участие и взаимодействие. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2002.

3. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2005.-№4.-С.78.

1. Protopopova SV, Makarenko TA Analysis of the use of gadgets by students in the educational process // Scientific and methodical electronic journal "Concept". - 2017. - V. 32. - P. 264-267. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm.

2. Katz J.E., Rice R.E. Social consequences of Internet use: access, involvement, and interaction. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2002

3. The War of Mobile Phones: news about children // Zdorove..2005.- №4.-С.78.

Ребенок просит купить ему крутой мобильный телефон, чтобы похвастаться перед одноклассниками и друзьями? Учителя жалуются, что сын на уроках постоянно играет в планшет? Гаджеты в школе - тема, по которой на сегодняшний день ведутся самые горячие споры как в педагогической, так и в родительской среде. При этом аргументы сторонников и противников звучат достаточно обоснованно.


Музыка скрашивает ожидание
в очереди, путь до учебы
и просто поднимает настроение,
поэтому плеер — один
из самых любимых
детских гаджетов

С одной стороны, высокие технологии стали неотъемлемой частью жизни всего современного мира. Без них не могут обходиться ни взрослые, ни дети. С другой стороны, планшеты, мобильные телефоны и другая техника нередко используются для списывания и зачастую отвлекают от занятий. Кроме того, некоторые медицинские исследования доказали, что частое использование гаджетов может навредить здоровью. Стоит ли купить ребенку детский планшет, разрешать ли носить гаджеты в школу, сколько времени можно с ними проводить и другие вопросы рассмотрим в нашей статье.

Ребенок и техника

Можете ли вы представить себе подростка или ребенка XXI столетия без единого гаджета? Ведь детский планшет, смартфон, компьютер является неиссякаемым источником удовольствий: в них есть игры, интернет и множество интересных приложений. А, вместе с тем, близкие отношения ребенка и техники нередко вызывают беспокойство у родителей и школьных учителей.

Какие гаджеты стоит приобрести школьнику? Как сделать так, чтобы ребенок смог использовать высокие технологии во время учебы во благо? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, разберемся, какая техника вызывает у детей наибольший интерес и почему.

Плеер, или каждый день с музыкой


Мобильный телефон — удобное
средство связи как для
общения с родителями,
так и с одноклассниками

В парке, в магазине, в общественном транспорте каждый день мы встречаем люди с наушниками в ушах. Использование плеера настолько прочно вошло в нашу жизнь, что большинство молодежи, а то и люди постарше, не могут представить себе и дня без этой музыки.

В этом нет ничего удивительного. Ведь музыка способна скрасить ожидание в очереди, сделать приятней дорогу до учебного заведения или работы, да и просто поднять настроение в непогожий день. К тому же, современные плееры настолько малы, что их очень удобно брать с собой. Поэтому плеер - один из любимых гаджетов многих детей.

Приобретая школьнику плеер, важно объяснить ему, что затыкать уши наушниками не всегда вежливо. Он актуален на пробежке или в дороге до учебы, но не на занятиях. А проведение в них большое количество времени не приносит пользы здоровью.

Мобильный телефон - игрушка или средство связи?

В ряду всех видов современной техники мобильные телефоны и смартфоны занимают особое место. Они наиболее компакты и легко поместятся в карман. Так детский мобильный сочетает в себе сразу несколько полезных функций: это удобное средство связи, игрушка, плеер, фотоаппарат и помощник на контрольных в одном.


Электронная книга может
заменить все тяжеловесные
учебники, что положительно
скажется на осанке ребенка

Детский мобильный помогает созваниваться с одноклассниками и друзьями, обмениваться сообщениями и, конечно же, дает родителям знать, где находится их ребенок и все ли с ним в порядке. На телефон с камерой дети делают фотографии и снимают видео, а в интернете они не только находят нужную им информацию, но и общаются в социальных сетях. Смартфоны же не только являются данью моде, но и открывают еще большие возможности.

«Убери телефон», — такая фраза сейчас звучит на уроках все чаще, а количество недовольных учителей по этому поводу только растет. Безусловно, без покупки телефона для ребенка сейчас не обойтись, главное, правильно выбрать модель и научить ребенка использовать его с пользой для него же, не мешая учителям и другим людям.

Электронная книга: забудьте о тяжелых рюкзаках

Многие говорят, что нынешнее поколение совсем перестало читать книги, особенно часто мы слышим такое от пожилых людей. Однако это совсем не так. Конечно, современные школьники и студенты уже не проводят столько времени в библиотеках в обнимку с огромными талмудами. Да и зачем, если вся эта информация легко поместится в небольшой электронной книжке, которую легко взять с собой?

Кто не помнит тяжелые рюкзаки с кучей учебников и тетрадей, которые сложно оторвать от пола даже взрослому человеку? О ребенке и порчи его осанки и говорить не приходится. Электронная книга для школы легко решит эту проблему. А также она позволит значительно сэкономить, ведь печатная продукция нынче стоит недешево.


Некоторые продвинутые
школы используют компьютеры
не только на информатике,
но и многих других уроках

Также не стоит забывать, что сегодня вопросом электронных учебников и необходимости электронной книги в школе занимаются на законодательном уровне. Согласно вступившему в силу Закону об образовании, все ученики и учителя могут сами выбирать, взять ли в руки старую добрую бумажную книгу или же предпочесть современный гаджет.

Компьютеры, ноутбуки и нетбуки

Главная прелесть стационарных компьютеров и ноутбуков заключается в том, что вы можете видеть картинку на большом или относительно большом экране. Конечно, такие типы современной техники ребенок не сможет каждый день таскать с собой, разве что старшеклассник. Но кто из детей не любит поиграть в компьютер дома?!

В школах нужны компьютеры, как правило, на уроках информатики, где обучают детей их использовать и открывают им возможности интернета и программирования. Компьютерный класс есть в каждой современной школе, где ученики также могут искать информацию для докладов, готовить презентации и распечатывать нужные документы.

Некоторые продвинутые образовательные учреждения обращаются к компьютерам не только на информатике, но и на других, не относящихся к технологиям, занятиях. Например, на литературе, биологии или алгебре. Для учеников средних и старших классов вы можете приобрести нетбук, более компактная версия ноутбука, который они смогут взять в школу в случае необходимости.

Такой полезный и нужный планшет для ребенка


Джойстики, тачскрины
и кнопочки развивают логическое
мышление и мелкую
моторику у детей

Наряду с мобильным телефоном планшет особенно любим подрастающим поколением. Детский планшет удобен и практичен, как и смартфон, он соединяет в себе множество различных функций. Такой компьютер еще меньше и легче, чем нетбук, его используют как для игр, так и для учебы. Планшет может применяться в качестве электронной книги для школы.

К радости многих преподавателей, в отличие от мобильного телефона, планшет для ребенка не поместится в карман или сапог, а значит, с него не так легко списывать на контрольных и самостоятельных работах. При этом на уроках не всегда можно уследить, читает ли школьник книгу по уроку или же играет в игру. Поэтому, покупая детский планшет, приучите школьника правильно и уместно его использовать.

Дань моде

Мода всегда особым образом влияла на людей, и это сказывается отнюдь не только на нарядах. Моде на высокотехнологичные гаджеты подвластны как взрослые люди, так и школьники. Этот вопрос наиболее актуален в подростковом возрасте, когда ученик старается быть впереди своих сверстников и стремится занять свое место под солнцем, а владение навороченным гаджетом повышает его в глазах других.

Подружке купили новомодный планшет, и ваша дочь просит такой же? У одноклассника появилось новое приложение на смартфоне, и теперь сын мечтает о нем? Многие родители сталкивались с подобными проблемами. И, если вы не так свободны финансово или же хотите оградить ребенка от влияния техники, он будет чувствовать себя «белой вороной». У всех же есть! Он что, хуже остальных?! А мода - матерый зверь, с ней очень сложно бороться.

Однако в таком модном веянии есть и положительные стороны. Джойстики, тачскрины и кнопочки развивают логическое мышление и мелкую моторику, у ребенка сосредотачивается внимание, тренируется слуховое и зрительное восприятие того, что происходит на экране. При этом он получает и эмоциональное удовлетворение. Получил пятерку за контрольную - почему бы не разрешить поиграть в детский планшет?!

Безусловно, когда видишь на улице компанию детей, где каждый уткнулся в свой телефон, становится страшно за подрастающее поколение. Но если школьник будет все время только бегать и прыгать, то вырастит необразованным. Поэтому в обращении ребенка с техникой родители должны помочь достигнуть баланса, а не пытаться ограждать от неизбежного.


Проведение большого количества
времени с гаджетами чревато
сухостью глаз, близорукостью,
кислородным голоданием мозга
и повышенной возбудимостью

Высокие технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что отказаться от них попросту невозможно. Ребенок просит крутой планшет последней модели, а у вас нет на него денег? Возьмите у более дешевого производителя с теми же функциями планшет для ребенка. Не хотите, чтобы школьник слишком много времени проводил за компьютерными играми? Предложите ему другое интересное занятие или запишите в кружок. И помните, всегда можно прийти к гармонии.

Здоровье превыше всего!

Многие современные родители наслышаны о вреде здоровью, который причиняют электроприборы, в том числе, и полезные в школе гаджеты. Но какую в действительности угрозу представляют ноутбук, электронная книга, телефон для ребенка? Рассмотрим подробнее физиологическое влияние гаджетов.

  • Глаза . Слезная пленка на глазу обновляется тогда, когда человек моргает. И, если обычно это происходит 16-18 раз в минуту, то за игрой или чтением с планшета только 2-6 раз. В связи с этим, слезная пленка истончается, а глаза краснеют. Чтобы избежать синдрома сухого глаза, рекомендуется каждые полчаса отвлекаться от гаджета как детям, так и взрослым. Другая проблема глаз, связанная с гаджетами - развитие близорукости. Поэтому при работе с гаджетом, установите его на док-станцию, чтобы изображение было статичным. А также следите, чтобы расстояние между гаджетом и глазами составляло не менее 50 см.
  • Мышцы . Постоянное сидение в одной и той же позе чревато не только сколиозом, но и возникновением спазма мелких мышц. Не стоит удивляться, если после нескольких часов работы за компьютером, у школьника возникнет судорога пальцев, шеи или спины. Чтобы избежать этого, порекомендуйте ему чередовать такой вид деятельности с занятиями спортом, зарядкой или подвижными играми.
  • Кровеносная система . Напряжение мышц, которое возникает из-за сидения в одной позе, неблаготворным образом влияет и на кровеносную систему. Сосуды при напряжении мышц сдавливаются, что, в свою очередь, может послужить причиной кислородного голодания мозга.
  • Психика . Физиологи установили, что у детей, главным развлечением которых являются компьютерные игры, повышается возбудимость. Так они становятся подвержены стрессам больше других своих сверстников.
  • Клетки . От любой техники, будь то микроволновая печь, телевизор или детский мобильный, исходит излучение. Вследствие этого, в организме растет количество свободных радикалов, которые разрушают «правильные » клетки и могут стать причиной серьезных заболеваний. Поэтому длительное сидение за компьютером и долгая работа с другими гаджетами вредна как ребенку, так и взрослому.

Опутанные всемирной паутиной

Интернет-зависимость у ребенка - словосочетание, приводящее в ужас практически каждого современного родителя. Зацикленность на социальных сетях, играх и бесконечный просмотр мультиков и сериалов, безусловно, могут приводить к проблемам в реальном общении и дисциплине. Отношения ребенка с интернетом вызывают ряд опасений и это небезосновательно. Но стоит ли бить тревогу?


Интернет позволяет школьникам
скачивать учебники, готовить
доклады и презентации,
а потому нередко выступает
незаменимым помощников в учебе

Интернет - бескрайнее информационное пространство, где вы можете узнать обо всем на свете. Найти подходящие картинки для презентации, информацию для доклада, скачать учебник или задачник, - в современности интернет стал незаменимым помощником всех школьников и многих учителей. Рассмотрим, какие же проблемы может вызвать чрезмерное увлечение всемирной паутиной.

  • Зависимость от интернета . О такой проблеме как интернет-зависимость слышал каждый современник, при этом многие люди, как взрослые, так и школьники, сами ее признают. И действительно, расставшись с любимым гаджетом, какое-то время ребенок будет чувствовать себя неуютно. На помощь придут различные кружки, секции, мероприятия, общение с друзьями или просто хороший фильм по телевизору. Если круг интересов школьника не сужен до одного только интернета, то о зависимости говорить рано.
  • Проблемы с общением в реальной жизни . Многие современные школьники часто общаются в социальных сетях и на форумах, как со знакомыми, так и незнакомыми людьми. Это вовсе не говорит о том, что ему сложно общаться «в реале». Зачастую интернет выступает местом, где школьник может побыть тем, кем хочет, а не тем, кто он есть на самом деле. К примеру, страница «Вконтакте » со множеством «лайков » и подарков часто придает человеку статусности среди друзей и уверенности в себе. Опасаться за него следует в том случае, если заметите, что он не ходит гулять с друзьями, мало общается с семьей и почти не разговаривает по телефону.
  • Потеря интереса к жизни . Жалобы родителей, что ребенок постоянно сидит в интернете без каких-либо планов на дальнейшую жизнь и устремлений, зачастую бывают гиперболизированы. Ведь многие дети не знают, кем хотят быть и чем заниматься, и интернет - вовсе не причина, пока его жизнь не сводится только к нему одному. Если же занятия с гаджетами, действительно, его единственное и главное увлечение, стоит понаблюдать. Школьник меняет привычный образ жизни ради гаджета, старается меньше спать, прогуливает уроки и секции? Утыкается в гаджеты во время еды и прогулок? Отказывается общаться, гулять и читать без детского планшета? Он в зоне риска!

Гаджеты во благо

Если перед вами встал вопрос, стоит ли покупать школьнику планшет, и нужен ли мобильный телефон для ребенка, обратите внимание на возможности, которые открывают перед вами гаджеты. Ведь технологии - это не только развлекательные игры и мультики, но и масса полезных приложений.



Если вы заметили,
что школьник стал мало
общаться с ровесниками,
не ходит гулять
и не ест без гаджета,
позже ложится спать
и прогуливает ради
того, чтобы в него поиграть,
время бить тревогу

  • Учеба . Как уже указывалось выше, с помощью гаджетов ребенок всегда сможет найти нужную информацию для подготовки к занятиям, полезные обучающие видео и электронные учебники. Особенно хороши электронные книги для школы, которые можно использовать и на уроке.
  • Дисциплина . Благодаря приложениям, ребенок сможет не забыть расписание уроков, вести свой электронный дневник и научиться планировать свой день. Главное, приучите школьника использовать гаджеты по делу, а не только для убийства времени, и тогда смартфон и планшет для ребенка станут очень полезными.
  • Спорт . С гаджетами можно не только сидеть, портив осанку и зрение, но и заниматься спортом. Для детских планшетов и смартфонов есть масса приложений, с помощью которых можно научиться подтягиваться, отжиматься, танцевать. Такие физические занятие будут восприниматься не как изнурительные тренировки, а как развлечение. Также есть приложения по счету калорий и пройденному расстоянию.
  • Творческие способности . На многих современных детских мобильных телефонах и смартфонах школьники смогут не только делать видео и фотографии, но и обрабатывать их. Также есть ряд приложений, в которых можно рисовать или сочинять музыку. Выбирая телефон для ребенка, лучше предпочесть модель с хорошим разрешением экрана, это улучшит картинку и сделает его менее вредным для глаз.
  • Логика и мышление . На планшет и детский мобильный можно установить множество приложений и игрушек, которые развивают логическое и пространственное мышление, память и внимание. Это могут быть викторины, логические игры и многое другое.

В ногу со временем

Рассматривая вопрос современных гаджетов и высоких технологий нельзя не принять во внимание и тот факт, что техника стала неотъемлемой частью нашей жизни. Электроника используется повсеместно, и с каждым годом ее применение становится только обширнее. Так зачем ограждать ребенка от технического прогресса и тянуть в прошлое?

На сегодняшний день многие школьники не только могут пройти игру на компьютере, но и самостоятельно его починить в случае поломки. Возможно, увлечение гаджетами и компьютерами станет не только приятным времяпрепровождением, но и перерастет в будущую профессию. Не стоит забывать, что специальности в сфере информационных технологий и смежных областях не только самые востребованные, но и самые высокооплачиваемые.

Научите ребенка использовать разные примочки и приложения правильно, и для него откроется целый мир, а гаджет станет другом, а не врагом. Приобретая мобильный телефон для ребенка, планшет или электронную книгу, вы позволяете ему и себе идти в ногу со временем.



Для измерений

В компании Variable рассчитывают, что приложение Node скоро найдёт своё место в каждой квартире, классе и офисе. С его помощью можно измерять явления и предметы в любых науках: от археологии до дизайна. Работает Node в нескольких режимах. Базовый предполагает обыденные измерения, необходимые в физике, в климатическом режиме можно узнать скорость ветра или влажность воздуха, а режим «терма» позволяет узнать температуру предмета, даже не касаясь его. Если просто навести Node на предмет, программа подскажет код цвета в RGB, CMYK или Lab.

История Node началась на Kickstarter в 2012 году - американскому предпринимателю Джорджу Ю удалось собрать $76 350 при цели в $50 000.

Для мониторинга окружающей среды

Единственный гаджет в подборке, созданный российскими создателями - Вадиком Мармеладовым и Сергеем Филипповым. «Лапка» присоединяется к iPhone и умеет измерять температуру, влажность и уровень радиации, показывать, сколько химических добавок в любом предмете или веществе. Это устройство создано для мониторинга окружающей среды, поэтому в конце дня вся информация, собранная сенсором, через инфографику показывает, насколько экологически безопасным был день.

По признанию самих основателей, всё, что cоздаёт «Лапка», можно было использовать и до неё, но в этом случае упор делается на форму. Не нужно внедрять процессоры, мониторы или батареи в каждый сенсор, потому что всё есть в телефоне. «Лапка» позволяет получать информацию удобнее и приятнее.

Для сканирования учебников

В Гонконге придумали мышь, которая помогает быстро оцифровать учебники, документы и изображения. Любой текст или фото мгновенно появляются на экране. Сканер поддерживает распознавание 64 языков. После сканирования документ можно отредактировать: сделать ближе, дальше, установить нужную яркость и контрастность. Не забыли и социальную часть: документами и учебниками теперь можно делиться в Facebook.

Химическая лаборатория

Ещё один предмет, подаренный нам Kickstarter. C его помощью можно создать собственную химическую лабораторию. В устройстве находятся 20 сенсоров, которые помогут понять, какой газ выделился во время химической реакции, подобрать значения RGB или измерить артериальное давление, если во время эксперимента вдруг почувствовали сбой. Благодаря тому что гаджет может легко превратиться в метеостанцию, он будет полезен на уроках природоведения. Впервые компания была запущена ещё в 2004 году для помощи R&D американской армии, но затем перезапущена в 2011 уже для обычных пользователей и школ. СМИ называли Sensordone первым настоящим

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то