Юзабилити – истоки возникновения и основы юзабилити. Помочь пользователю понять и исправить ошибку. Принципы юзабилити контента

В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т.д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам. Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.

Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:

  1. Правило 7-ми.
    Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
    С этой точки зрения сайт tutu.ru , безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
    В то время как сайт Российских Железных дорог - отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить.
  2. Правило 2х секунд.
    Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru .
  3. Правило 3х кликов.
    Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
  4. Правило Фиттса
    Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
    Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее.
  5. Перевернутая пирамида
    Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».

Тестирование состоит из четырех этапов:

  1. Подбор фокус-группы. Тестировщики должны соответствовать вашей целевой аудитории. Не стоит просить бабушку протестировать приложение для поиска обновлений драйверов.
  2. Составление плана тестирования – списка задач, для выполнения которых разработан ваш продукт. Именно этому списку будут следовать тестировщики. Если вы делаете интернет-магазин, в список должны быть включены такие задачи как поиск товара, получение информации о товаре, путь от получения информации о товаре к его заказу, удаление товара из корзины.
  3. Выполнение тестировщиками списка задач и фиксирование ошибок. Ошибкой можно считать все что угодно: слишком сложная капча, отсутствие сообщения от сервера о том, что «товар добавлен в корзину», невозможность изменить количество товаров в корзине или отменить действие, и т.д.
  4. После выявления и исправления ошибок цикл тестировки нужно пройти заново. Цикл должен повторяться до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять необходимым требованиям.
Оценка качества интерфейса должна проводиться на каждом этапе проекта. Не откладывайте тестирование юзабилити до самого последнего момента. Серьёзные ошибки просто нельзя будет исправить из-за того, что проект находится на завершающей стадии. И тогда - либо переделывать заново, либо получить низкий показатель юзабилити.
Как правило, достаточно 5 тестировщиков для выявления основных багов.

Пример по теме

Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова . Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.


Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».


Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.


Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!


Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса.

Юзабилити (от английского usability - "удобство использования) - это качественная оценка простоты и комфорта работы с сайтом. Пользователь должен без труда находить нужную информацию, не теряясь в функционале и многочисленных страницах, и при этом получать эстетическое удовольствие от работы с ресурсом.

Почему важно соблюдать принципы юзабилити сайтов?

  • Конверсия. Правильно продуманная навигация подтолкнет пользователя выполнить целевое действие: позвонить в компанию, скачать прайс-лист, заказать товар, воспользоваться услугой и т.д. Важно грамотно выстроить повествование и структуру, ведь если посетитель задумается хотя бы на несколько секунд или не сразу поймет, что делать дальше - можно его потерять. К примеру, если, попав на главную страницу, он с первых же строк не узнает о сфере работы компании, не сориентируется, где находится и что делать дальше - он без сожалений закроет вкладку. Если он не найдет развернутых ответов на интересующие вопросы в виде статьи, видео, графики - произойдет то же самое.
  • Посещаемость. Пользователь вернется на сайт только в том случае, если ему понравится с ним работать. А потому ресурс должен быть удобным и понятным со всех позиций: текст, навигация, интерфейс, последовательность действий и т.д. Благодаря обилию выбора современному потребителю не приходится долго разбираться в тонкостях работы с сайтом: сложно здесь - он перейдет к конкурентам, у которых понятнее и проще.

Принципы юзабилити web-ресурса

Разработка юзабилити сайта базируется на главном правиле: «чем проще - тем лучше». Чем более привычную структуру и интерфейс видит пользователь - тем легче ему сориентироваться и тем меньше времени он потратит, чтобы найти нужный раздел, т.к. будет чувствовать себя более уверенно.

1. Дизайн - залог доверия к сайту

Не перегружайте визуальную часть множеством деталей, цветов и динамичных элементов. Пользователя ничего не должно отвлекать от восприятия информации. А при длительном нахождении на ресурсе он не должен уставать от обилия контраста, плохой читабельности текста, разноплановой графики. Упор - на минималистичный дизайн: в сумме с уникальностью следует продумать сочетание цветов фона и шрифта, число и вид изображений.

Еще один важный момент: грамотно продуманный «внешний вид» сайта - залог доверия со стороны потребителя, попавшего к вам впервые. Простота и доступность использования, цветовые сочетания, стиль, подходящие вашей целевой аудитории картинки, качество контента, отсутствие ошибок - все это влияет на расположение к ресурсу.

Пример сайта, перенасыщенного графикой. Дизайн пестрит рассеивающими внимание цветовыми сочетаниями, обилием картинок.

2. Логичный структурированный контент

Один из главных факторов юзабилити - удобное восприятие текстов. Структура, оформление, информативность, логическая разбивка, оптимизация, отсутствие ошибок - все эти параметры важно учитывать при написании статьи. Если это длинный текст-руководство - сделайте оглавление в виде ссылок, чтобы пользователь мог быстро найти нужный раздел.


Согласно отчетам компаний Clicktale и CX Partners, длина страницы не влияет на то, будет ли пользователь изучать контент ниже или нет. Важнее грамотно продуманная структура графики и текста: выделение приоритетной информации, последовательность расположения.

3. Важная информация - в левом углу

Посетители просматривают web страницу по F-образному шаблону: внимание концентрируется в верхнем левом углу и ограничивается первыми несколькими абзацами текста в убывающем порядке. Потому при распределении важной информации использование такой схему увеличит вероятность того, что посетитель быстро найдет нужные данные, увидит самое важное, бегло пробежавшись по разделу взглядом.


4. Общение с пользователем

Успешная регистрация, принятый заказ, несуществующая страница - человек должен быть всегда в курсе происходящего. Причем во всех подробностях. Если он зарегистрирован в системе - расскажите, что делать дальше, если заказ принят: укажите номер, время ожидания звонка, контактные данные; если попал на страницу 404 - как найти нужную информацию или куда вернуться.


Попав на такую страницу 404, пользователь не растеряется и, скорее всего, не сразу покинет ресурс.

5. Отмена действия

У человека должна быть возможность передумать. К примеру, социальная сеть ВКонтакте позволяет восстановить страницу после ее удаления. Некоторые интернет-магазины - изменить или удалить заказ после его оформления, откорректировать способ доставки и оплаты. Все это - составные части юзабилити веб сайта.

6. Ненавязчивое предложение помощи

Не нужно настаивать на общении. Большие выскакивающие окна с предложением помочь в выборе, цветная полоска с номером телефон, занимающая треть экрана - подобные элементы не только смотрятся навязчиво, отталкивают посетителя, но и закрывают часть функционала. В примере ниже - форму подбора товара. Окно помощи должно легко скрываться, потому крестики и другие подобные значки нужно делать заметными, а не полупрозрачными или сливающимися с фоном.


Лучше, чтобы изначально данная форма была в свернутом состоянии, но при этом заметной - к примеру, в виде яркой боковой вкладки. И при этом не перекрывала часть контента на странице. Последнее относится и к кнопкам социальных сетей.


7. Разговор на понятном языке

Не делайте упор на специализированные термины - говорите проще, чтобы пользователю не пришлось тратить время на толкование непонятного слова. Если без узких понятий, пояснений не обойтись - разрабатывайте всплывающие окна. Это же касается заполнения форм: если вы диктуете определенные условия в виде длины имени, пароля, формата телефона, допустимой географии - укажите это в виде подсказок.





8. Отказ от резких перемен

Это касается пунктов меню, названия и вида кнопок, их расположения. Представьте перестановку в любимом супермаркете: после года ежедневных покупок вы вдруг замечаете, что руководство решило поменять местами отделы, товары, сделать редизайн. И теперь молоко стоит на прилавке для сметаны, каши - там, где раньше были масла, а вместо замороженной вишни вы находите свиные почки. Указатели стали красивее, но совершенно другими - как и привычные значки скидок. Итог: вы теряетесь и тратите намного больше времени, чем обычно, чтобы изучить новое оформление и сориентироваться, заново привыкнуть.

То же самое относится к веб-дизайну: пользователь не только потратит больше времени, но и разочаруется, заметив, что вместо значка корзины теперь - «Добавить товар», вместо «Каталог» - «Продукция», а привычные объемные кнопки обтекаемой кнопки стали плоскими и рублеными. Потому задумав «перестановку», не шокируйте посетителя - изменения должны быть постепенными и не менять кардинально привычную структуру.

9. Все возможности - на виду

Удачное решение - когда пользователь видит все разделы, в которые может перейти, т.к. в любой момент может быстро сориентироваться, где находится и как вернуться обратно. Если на сайте планируется много контента - резонно предусмотреть горизонтальное верхнее, вертикальное меню (и то, и другое - возможно, с подразделами), а также «подвал». Если речь идет о минималистичной «визитке» или landing page - достаточно только верхнего горизонтального меню.

Если категорий очень много - добавьте пункт «Карта сайта», который позволит пользователю сориентироваться, какие разделы содержит ресурс и как ему туда попасть. Не стоит пренебрегать «хлебными крошками» - навигационной цепочкой в верхней части блока контента, которая подсказывает, по какой схеме человек попал на страницу.

Пример удачной карты сайта

10. Форма регистрации и заказа: чем лаконичнее - тем лучше

Чем больше полей для заполнения - тем меньше пользователю хочется тратить на это время. Причем компоновка полей, надписей, подбор шрифтов могут быть идеальными, а вот длина - отталкивающей. Современные основы юзабилити заставляют веб-разработчиков сокращать длину этих форм до минимума, нещадно выкидывая вопросы об образовании, уровне дохода, профессии и т.д. Но! Сравните две формы: несмотря на наличие всего пары дополнительных полей, заполнять первую хочется меньше, чем вторую. Не говоря уже о требовании обязательно указать номер телефона.


11. Заметное длинное поле поиска

Соответствующая кнопка - лучший помощник посетителя. Особенно если речь идет о крупном ресурсе. Строку поиска пользователь должен обнаружить без труда. Чтобы при первом знакомстве он не тратил на обнаружение соответствующей строки даже несколько секунд.

Еще один важный момент - длина поля поиска. Согласно исследованию Якоба Нильсена, в среднем туда вмещается 18 символов, а оптимальная длина - 27 символов. В 90% случаев сюда поместится даже длинный запрос, чтобы пользователь его полностью увидел и исправил при надобности. Для установки нужной ширины используйте относительную единицу «em», равную размеру используемого шрифта.


Строка поиска - не в шапке сайта, а под презентацией, внизу страницы. Не самый удобный вариант, учитывая, что пользователь автоматически ищет эту опцию в верхней части сайта.

12. Больше свободного пространства

Сайт можно сравнить с жилой комнатой: если каждый квадратный метр чем-то занят - человек будет чувствовать себя неуютно. Аналогично и здесь: если страница будет переполнена полезными блоками, разделами, ремарками и прочей информацией - посетитель потеряется и не поймет, куда устремить внимание в первую очередь. Современный дизайн склонен к минимализму: на странице - только самое важное.


Множество блоков с практически незаметными рамками, обилие разнообразной графики, отсутствие выделения приоритетной информации не дают понять, на что обращать внимание в первую очередь при попадании на сайт.

После того как все принципы юзабилити учтены, переходят к тестированию, которое проводится постоянно, т.к. любая ошибка может оттолкнуть потенциального клиента.

Тестирование юзабилити

Новый интерфейс оценивается с двух позиций:

  • Качественная. В данной категории анализируется функциональность ресурса, целевая направленность, грамотность составления структуры и подготовки контента, а также другие параметры, перечисленные в предыдущем разделе. Важно проверить сайт на ошибки: битые ссылки, редиректы, внешний вид страницы 404 и т.д.
  • Количественная. Здесь оценивается скорость загрузки страниц, время отклика, перехода между страницами, поиска нужного раздела или кнопки.

Тестирование проводится самостоятельно либо при помощи специальных сервисов - к примеру, Яндекс.Метрика. Чтобы оценить юзабилити своими силами, нужно потратить немного времени: набрать группу из 5-6 человек из категории целевых пользователей, подготовить для них задания и вопросы по работе ресурса, сделать выводы из полученных результатов, исправить найденные ошибки. После внесенных изменений следует заново собрать фокус-группу.

Важно применять правила юзабилити не в самый последний момент: чем раньше разработчик начнет планировать структуру и внешний вид будущего ресурса - тем больше аспектов продумает, более качественный результат получит и сможет без спешки внести все коррективы. Предварительно следует проанализировать сайты конкурентов, выявив их слабые и сильные стороны, а также оценить предыдущий ресурс при его наличии, обнаружив моменты, требующие улучшения.

Статью подготовила Виктория Закирова.

Резюме: определение юзабилити (usability). Как, когда и где можно улучшить этот параметр пользовательского интерфейса (UI)? Почему он важен для маркетолога, равно как и для веб-дизайнера?

Данный пост представляет адаптированное к специфике веб-маркетинга изложение статьи крупнейшего мирового авторитета в этой сфере Якоба Нильсена (Jakob Nielsen).

Ниже приводятся ключевые термины и параметры, описывающие дизайн и юзабилити продающего сайта, и даются ответы на основные вопросы, могущие возникнуть и у маркетолога, и веб-дизайнера.

Определение

Юзабилити — это качественный критерий, позволяющий оценить, насколько легко применять пользовательские интерфейсы для использования. Прилагательное «качественный» в дефиниции термина означает, что он не может быть выражен через количественные параметры в отличие, положим, от кликабельности (CTR), коэффициента возврата инвестиций (ROI) или стоимости лида (CPL). Другими словами, мы не сможем вычислить точное значение этого параметра и записать его цифрами. Смысловой перевод Usability — «удобство использования».

Также этот параметр относится к способам упрощения использования пользовательского интерфейса (UI, user interface), применяемых в процессе его проектирования.

Мы предлагаем рассматривать термин UI в узком практическом значении с точки зрения интернет-маркетолога — пользовательский интерфейс есть визуализация лендинг пейдж, страницы сайта eCommerce или SaaS-решения, отображаемая на мониторе представителя целевой аудитории.

В свою очередь, удобство использования определяется 5 качественными компонентами (критериями более низкого уровня):

Обучаемость (Learnability): насколько легко пользователи смогут выполнить конверсионные задачи, в первый раз увидев дизайн лендинга?

Эффективность (Efficiency): после того, как пользователи ознакомились с дизайном веб-ресурса, как быстро они смогут выполнить стоящую перед ними задачу?

Запоминаемость (Memorability): если пользователи вернутся на web-страницу после периода достаточно долгого отсутствия, то как легко они смогут вспомнить алгоритм выполнения конверсионной задачи?

Ошибки (Errors): сколько ошибок во время интеракции с лендингом/сайтом пользователи сделают, насколько серьезными будут эти ошибки, и как легко пользователи смогут оправиться от этих ошибок (т. е. не будут ли разочарованы до такой степени, что попросту покинут веб-ресурс)?

Удовлетворенность (Satisfaction): насколько приятно пользоваться данным UI?

Вот что такое юзабилити программной системы и посадочной страницы.

Существуют и другие важные качественные атрибуты дизайна. Ключевой параметр, относящийся к функциональности пользовательского интерфейса — полезность (утилитарность, utility): отвечает ли дизайн базовым потребностям пользователей?

Юзабилити и полезность одинаково важны, и только через совокупность 2 этих параметров можно определить, является полезным для пользователя: не имеет значения, насколько легко выполнить какое-то действие, если оно вам не нужно.

Однако столь же нехорошо, если посетитель, оказавшийся на целевой странице после поискового запроса, понимает, что теоретически он может совершить желаемое им конверсионное действие, однако на практике желание свое он выполнить не сумеет, просто потому что пользовательский интерфейс слишком сложен.

Для изучения полезности дизайна применяются те же методы, что и для исследования юзабилити (о них мы расскажем ниже).

Итак, сформулируем 3 определения дизайна, способствующего удобству использования условным UI:

Полезность/утилитарность = предоставляет ли дизайн в распоряжение пользователя необходимые функции.

Юзабилити = насколько легко и приятно пользоваться этими функциями.

Полезный дизайн = удобство использования + полезность.

В чем важность юзабилити?

В интернете удобство использования является необходимым условием, особенно в сфере электронной коммерции любого формата. Если продающий лендинг или SaaS-решение трудно использовать, посетители уходят к конкурентам.

Если домашняя страница не в состоянии четко заявить, что компания предлагает, и объяснить, что представители целевой аудитории могут сделать на веб-ресурсе, пользователи «спасаются бегством». Такую же реакцию вызовет отсутствие понятной навигации, неудобство чтения текстового контента (пресловутая «стена текста»), уклончивые, неубедительные или некомпетентные ответы на ключевые вопросы.

Таков основной поведенческий паттерн online поведения человека: он не будет читать инструкцию по использованию лендинга/сайта или иным образом тратить свое время, пытаясь выяснить, как устроен и работает конкретный веб-интерфейс. На расстоянии клика мыши есть множество других доступных веб-ресурсов. Уход — это первая оборонительная реакция посетителя, столкнувшегося с трудностями.

А теперь вспомним «первый закон электронной коммерции»:

Если посетители не смогут найти товар, они его и не купят.

Нильсен утверждает, что лучшей практикой на текущий момент является такая — тратить 10% всего бюджета, выделенного на разработку дизайна, на оптимизацию юзабилити.

Подобный подход обеспечивает прирост качественных метрик веб-ресурса более чем в 2 раза (Нильсен в качестве косвенного критерия оценки удобства использования применяет ROI как параметр, имеющий точное числовое значение, а взаимосвязь между удобством использования интерфейса и коэффициентом возврата инвестиций он неоднократно отслеживал в своей обширной долголетней практике).

Удвоение продаж, удвоение количества зарегистрированных лидов, удвоение любого маркетингового результата — неужели недостаточно весомый аргумент для того, чтобы наконец уделить внимание удобству использования посадочных страниц?

Как повысить удобство использования?

Есть много методов изучения этого параметра, но основным и самым полезным является пользовательское тестирование, состоящее из 3 последовательных операций:

  • Привлечение некоторого числа репрезентативных пользователей, представляющих целевой рынок.
  • Выполнение участниками теста типичных конверсионных задач.
  • Наблюдение за ними: что они делают, что им удается, где у них есть трудности во взаимодействии с пользовательским интерфейсом.

Маркетологи не должны никак вмешиваться в ход теста, предоставив участникам решить все проблемы индивидуально. Любая подсказка нивелирует результаты эксперимента.

Для того, чтобы определить наиболее важные проблемы, достаточно 5-10 пользователей. Запускать дорогое широкомасштабное исследование вовсе ни к чему, гораздо эффективнее себя проявит серия тестов с небольшим количеством участников, однако каждое испытание должно проводится после каждого изменения, внесенного в дизайн: так вы сможете исправить недостатки сразу же после их обнаружения.

Напомним, что такой метод называется итерационным дизайном (Iterative design), и он также применяется в процессе редизайна сайта для повышения конверсии, хотя во втором случае дело обстоит гораздо проще: каждая итерация завершается обычным сплит-тестом.

Ну и разумеется, чем больше версий и идей по дизайну интерфейса удастся проверить, тем лучше.

Пользовательское тестирование не следует путать с опросом фокус-группы — это метод хорош для исследования целевого рынка, но не подходит для оценки удобства использования. Маркетологу достаточно получить и проанализировать мнения, поступившие от фокус-группы, дизайнер UI должен лично видеть, как каждый пользователь выполняет конверсионную задачу, пользуясь сконструированным веб-интерфейсом.

Когда начинать работу над оптимизацией юзабилити?

Этот параметр играет свою роль на каждой стадии процесса разработки дизайна веб-интерфейса. Следовательно, возникает потребность в многочисленных тестах, каждый из которых, однако, можно провести быстро и дешево.

Вот основные шаги:

  • Перед тем как начинать разрабатывать новый UI или приступать к его редизайну, протестируйте старый вариант для выявления удобных и полезных пользователя элементов, которые можно применить в дальнейшем.
  • Проведите так называемое полевое исследование (field study) — понаблюдайте, как представители целевой аудитории ведут себя в «естественной среде обитания», т. е. в привычной обстановке при посещении предпочитаемых веб-ресурсов: пользуются ли они , скроллят ли страницу с помощью колеса мыши или движка вертикального скроллбара и т. д.
  • Именно так можно составить примерное мнение о том, как представляют себе удобство пользования будущие посетители.
  • Создайте несколько простых непроработанных эскизов новых вариантов дизайна и приступайте к пользовательским тестам как можно раньше. Не тратьте время на кропотливую проработку дизайнерских идей — вы должны будете изменить их все на основе результатов испытаний.
  • Постепенно переходите от прототипа, отвечающего самым общим требованиям к веб-дизайну, принятым в вашей маркетинговой нише, к кастомизированной высококачественной компьютерной репрезентации вашего лендинга/сайта. Не забывайте проверять каждую итерацию!
  • Проверьте дизайн на соответствие общепринятым правилам (существует множество работ на эту тему, например, того же Якоба Нильсена).
  • Если вы решили, что окончательно завершили новый вариант дизайна, проверьте его еще раз — мелкие проблемы юзабилити всегда «выползают на свет» именно в ходе имплементации нового интерфейса на веб-ресурс.

Не откладывайте пользовательское тестирование до той поры, когда новый вариант дизайна будет полностью «введен в строй». Если вы это сделаете, будет невозможно исправить подавляющее большинство критических проблем.

Вкратце : Что такое юзабилити? Как, когда и где можно его улучшить? Почему вас вообще это должно волновать? Данная статья дает ответы на эти основные вопросы.

Что

Юзабилити это качественный признак , который определяет, насколько интерфейс пользователя легок в использовании. Слово "юзабилити" также обозначает набор методов, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.

У юзабилити есть пять количественных составляющих:

  • Обучаемость : насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?
  • Эффективность : после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?
  • Запоминаемость : После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?
  • Ошибки : сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?
  • Удовлетворенность : насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?

Помимо юзабилити существует еще множество других важных качественных признаков дизайна. Один из ключевых - полезность , который описывает функциональность дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс тем, что пользователю нужно? Юзабилити и полезность одинаково важны: какой толк в программе, пусть даже и удобной в использовании, если она не делает то, что вам нужно? Плоха и та программа, которая гипотетически делает то, что вам нужно, но вы не можете с ней работать из-за ее сложного интерфейса. Для изучения полезности программы вы можете пользоваться теми же методами, что и при изучении качества ее юзабилити.

Почему

В Web-е юзабилити является необходимым условием выживания. Если с веб-сайтом трудно работать, посетители просто уходят с него. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем занимается компания, и что какие задачи сайт позволяет выполнить, посетители уходят . Если сайт запутанный, посетители уходят . Если информация на сайте трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы посетителей, они уходят . Уловили мысль? Не бывает таких посетителей, которые внимательно изучают "справочное руководство по работе с сайтом" или тратят свое время на освоение его интерфейса. В Web-е полным полно других сайтов, поэтому уйти с сайта - первое побуждение, возникающие у посетителей, когда они наталкиваются на трудность.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Думаю все из вас слышали такое слово, как юзабилити. Многие даже знают, что это такое, а какая-то часть только думает, что знает.

Так получилось, что мне в своей практике пришлось очень тесно столкнуться не просто с понятием юзабилити, а именно проанализировать сайт, высказать свое мнение и дать рекомендации по улучшению. Причем анализировала я не с точки зрения веб-дизайна, а с точки зрения эффективности сайта, как инструмента бизнеса.

Самым сложным в этой ситуации для меня оказалось не выявление проблемных моментов на сайте, а сами объяснения, почему это считается проблемным.

Естественно, я не собираюсь претендовать на глубокие знания в юзабилити сайтов и не собираюсь конкурировать с профильными ресурсами по данной теме. Те несколько публикаций, которые я посвящу юзабилити, будут в большей степени для упорядочивания моих знаний, закрепления темы и шпаргалки на будущее.

Также обращаю внимание, что я рассматриваю данную тему не столько с точки зрения веб-разработчика и веб-дизайна, сколько с точки зрения интернет-маркетолога.

Именно поэтому в предыдущей статье я поделилась , которой объясняется и описанный ниже взгляд на юзабилити.

Хотелось бы начать с того, что большая часть информации о юзабилити в различных блогах о веб-дизайне – это только верхушка айсберга. Это обусловлено несколькими причинами, и одна из них заключается в том, что юзабилити – это не какое-то там удобство пользования сайтом, которое может придумать любой веб-дизайнер, это отдельное масштабное направление в разработке программного обеспечения, на службе которого трудятся настоящие профессионалы – юзибилити-инженеры.

Немного из истории возникновения юзабилити

Из всех определений, что я встретила в интернете, по сути ни одно из них не являлось определением. т.е. нельзя сказать, что юзабилити – это наука о…., или юзабилити – это комплекс мер….

Из всего многообразия определений я пока решила остановиться на определении международного стандарта ISO 9241-11, согласно которому:

Юзабилити – это степень , с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью.

Но решила поискать и другие определения, из-за чего я углубилась в истоки возникновения, и выяснила, что юзабилити является частью микроэргономики, которая в свою очередь, является одним из разделов эргономики. Наконец-то я встретила понятное для меня слово, при этом имеющее научную основу и терминологию.

В прошлой жизни я должна была стать художником-дизайнером и в процессе обучения получила знания о том, что такое эргономика – наука, изучающая взаимодействие человека с окружающими предметами (может определение не самое научное, но суть передает).

Вы когда-нибудь задумывались, почему ступеньки в вашем подъезде ровно той высоты, какой есть? Дверные проемы никогда не бывают у же определенного размера, как и односпальная кровать. Все размеры предметов являются следствием науки эргономики, даже не смотря на то, что появились несколькими тысячелетиями раньше неё самой.

Любая современная разработка, во-первых, всегда разрабатывается с учетом размеров среднестатистического человека, во-вторых, проходит тщательное тестирование на предмет удобства использования.

С развитием техники в эргономике выделилось направление – микроэргономика, одним из направлений в которой является проектирование интерфейсов. Вот тут то и возникло такое слово, как юзабилити.

Как уже сказала выше, я не просто так опубликовала прошлую статью о интернет-маркетинге, в которой поделилась своими видением этой темы. И рассуждая на тему юзабилити с точки зрения интернет-маркетинга, я пришла к такому выводу, что в большей степени юзабилити является аналогом нашего слова "качество", т.е. фразы: юзабилити сайта и качество сайта по сути являются равноценными.

Я уже затрагивала такую тему, что для любого бизнеса . Чем более качественным будет ваш инструмент, тем лучших результатов вы сможете добиться.

Т.е. качественный инструмент тот, который выполняет свою функцию: для интернет-магазина это будут продажи; для сайта дизайн студии – прямые заказчики; для блога – подписчики.

Соответственно, с сайтом постоянно взаимодействует пользователь, и чем легче и проще происходит взаимодействие, тем более качественным является ваш инструмент - сайт, значит, тем лучше юзабилити вашего сайта.

Самое главное, почему я столько времени уделила своим размышлениям и поискам, чтобы вы усвоили для себя, что юзабилити не просто "удобное меню на сайте", а мера качества всего сайта с точки зрения использования его человеком.

Результатом взаимодействия является удовлетворение нужд и потребностей интернет-пользователя (), что в итоге приносит прибыль компаниям, которые развивают свой бизнес посредством интернета.
И ещё раз...

нельзя сказать о сайте - "у сайта хорошее юзабилити" до тех пор, пока вы не получите реальное подтверждение тому, что этот сайт приносит пользу пользователю. Соответственно, в зависимоти от сайта пользой является - получение информации, осуществление покупки и т.п., т.е. все то, что приводит к удовлетворению нужд и потребностей интернет-пользователя.

Казалось бы, выводы все сделаны, теперь должно быть все более понятно, но не тут то было. Ведь все люди разные, и у каждого свое мерило качества. Для одних пользователей будет удобным одно, другим – другое. Но юзабилити сайта, как и качество сайта невозможно измерить, все это является относительными величинами. Осталось только понять, относительно чего? Ответ - относительно того, что было или имеется изначально.

И это вторая причина, почему многие о юзабилити имеют самые поверхностные знания. Как я уже сказала – юзабилити – это огромный пласт исследовательской, статистической и аналитической информации в разработке программного обеспечения, в том числе и в веб-разработке.

Для ответа на все возможные вопросы проводятся исследования, опросы, тестирование и анализ данных. Для этого над вопросом юзабилити работают целые группы исследователей и разработчиков, а в тестировании участвуют тысячи пользователей. Но, к сожалению, позволить себе такие масштабные исследования могут только крупные компании. Но, естественно, это не освобождает каждого владельца сайта думать о юзабилити своего ресурса, проводить собственные мини-исследования и тестирования. Для этого нам нужно знать основы юзабили и уметь пользоваться инструментами, с помощью которых можно протестировать ресурс.

Основы юзабилити

Юзабилити строится на основных пяти принципах, в сети вы встретите, что их называют факторами или составляющими юзабилити. На мой взгляд, слово "принципы" более точно передает их сущность.

Принцип первый – обучаемость . Это конечно больше касается сложных интерфейсов, очень актуально для администраторских панелей CMS, аккаунтов в различных биржах, системах статистики.

Например, часто жалуются на интерфейс Google Analytics, что в нем сложно разобраться или, как сложен для многих твитер. Это яркий пример первого принципа юзабилити, когда пользователь испытывает сложности, впервые зарегистрировавшись на каком-нибудь сайте.

Хотя, на мой взгляд, пример не самый удачный, т.к. по моим личным наблюдением сложность заключается не столько в юзабилити, сколько в не самой удачной русификации иностранных ресурсов, ну и частично в менталитете. Для сравнения, интерфейс Яндекс Метрики, на мой взгляд, намного удобнее, и сразу схватываешь на лету, где и что находится, и без проблем начинаешь пользоваться системой.

И тут начинает действовать второй принцип юзабилити - эффективность . Я, как пользователь, могу с уверенностью сказать, что я эффективно использую Яндекс Метрику, единожды обучившись с ней работать. Значит разработчики хорошо справились со вторым принципом юзабилити. Также, единожды разобравшись в твитере, понимаешь, что он очень простой и начинаешь его эффективно использовать. Чего совсем я не могу сказать о Google Analytics, когда я, вроде бы, все изучила, все поняла, но при этом уверена, что не использую его возможности даже на половину.

А каждый раз, когда начинаю с ней работать, обязательно пару раз кликну не туда, куда мне нужно или долго перебираю все меню, чтобы найти нужный мне отчет. Эта ситуация полностью зависит от выполнения третьего принципа юзабилити – запоминаемость . Например, мне, в приведенном примере, плохо удается запомнить, где какой отчет находится. Одни отчеты нахожу быстро и без проблем, а на поиск других трачу время. Что это, моя проблема или проблема разработчиков? На самом деле нельзя дать однозначный ответ, и этот вопрос я рассмотрю в следующей публикации.

Четвертый принцип юзабилити – ошибки . Тут, я думаю, в расчет берутся и такие ошибки, как бесполезные лишние клики, т.е. сам пользователь ошибается из-за плохой обучаемости и запоминаемости, так и серверные ошибки, например, та же является ошибкой сервера и ее отсутствие может повлиять на лояльность пользователя к ресурсу.

Последний, пятый принцип юзабилити – это удовлетворенность . Причем, стоит отметить, что я могу быть удовлетворенной или нет, как процессом использования, так и результатом . И если, например, для меня процесс использования Google Analytics сложен, то результатом взаимодействия с этой системой аналитики я полностью довольна, при этом, в зависимости от поставленных задач, я могу быть удовлетворена в значительно большей степени, чем от использования Яндекс Метрики.

Справляется Google Analytics со своей задачей, когда обучаемость, эффективность и запоминаемость не ахти, но пользователь получает удовлетворенность? Я считаю, что справляется.

Таким образом, разобравшись со всеми основополагающими принципами юзабилити, я возвращаюсь к тому, что юзабилити сайта и качество сайта – это синонимы, которые определяют степень (меру) удовлетворения пользователя сайтом и как следствие – выполнение функций сайта. А как мы с вами уже знаем, выполнение сайтом своих функций сулит хозяину сайта увеличение прибыли.

К слову, из принципов очень ясно видно, что изначально юзабилити не использовалось для веб-ресурсов и видны все проблемы, с которыми сталкивается пользователь именно при работе с интерфейсом программ. С другой же стороны, я привела наглядные примеры тому, что современные веб-ресурсы обладают сложнейшими интерфейсами и очень важно, чтобы разработчики не забывали об основных принципах юзабилити.

Учитывая вышесказанное, чтобы наше представление о юзабилити для веб-сайтов было более полным и понятным, в следующей статье я расскажу, какие правила действуют при разработке качественного сайта. Эти правила будут более ориентированы на веб-сайты и расширяют сами принципы юзабилити.

Оставайтесь на связи и удачи в продвижении.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то