Информационная перезагрузка. Информационная перегрузка

1 160


Информационная перегрузка. Информационный взрыв. Неэффективное мышление. Скорая помощь.

«Лучше меньше, да лучше» — это лучшее высказывание, что можно привести про информацию сейчас. Её так много, что голова идет кругом. Объем информации удваивается каждые 18 мес. В 2002 г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт) или чуть более 18 миллиардов гигабайтов.

В этом коротком посте хочу обратить внимание на синдромы информационной перегрузки и меры предосторожности при обращении с информацией. Есть еще одно крылатое выражение Н.М. Родштльда: «Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Он, конечно, имел в виду мир внешний. Мы же будем рассматривать мир внутренний. Бесспорно вы согласитесь, что в своей голове нужно иметь своего царя, если, конечно, нет желания, чтобы вами владели всякие Родшельды.

Что такое информационная перегрузка

Определение инфоперегрузки (Information Overload) впервые было дано профессором информационных наук лондонского городского университета Дэвидом Боуденом (David Bawden) в исследовании 2008 года, названном «Темная сторона информации: перегрузка, тревожность и другие парадоксы и патологии» (The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies). Соавтором его выступила коллега Боудена по университету — доктор информатики Лин Робинсон (Lyn Robinson), изучающая влияние получаемой информации на поведение человека.

Боуден и Робинсон определили информационную перегрузку как «состояние цивилизации, при котором объем потенциально полезной и актуальной информации, превышает возможность ее обработки средним человеком и становиться помехой, а не подспорьем». Простой пример. Человеку нужно построить дом, но он его не строит, потому что безнадежно застрял на этапе изучения информации о том, как строить дом.

Виды информационной перегрузки

1. Информационный вампиризм — зависимость от информации, получаемой через Интернет или телевидение. Человек не отрывается от телевизора или не вылезает из глобальной сети, что по сути приобретает форму бегства от личных проблем и компенсации жизненной неустроенности. Это похоже на любую химическую зависимость — алкоголизм, наркоманию и прочие зависимости.

2. Многозадачность — необходимость заниматься несколькими делами одновременно. Но, как уже не раз доказано опытным путём, в один момент времени человек может заниматься лишь одним делом, держа в кратковременной памяти от 5 до 7 элементов. В такой атмосфере человек тратит гораздо больше энергии на переключение внимание между объектами концентрации, чем на саму работу, потому что каждый раз при переключении приходится, как бы, освежать память. Это похоже на работу оперативной памяти компьютера или телефона, когда переключаясь между приложениями происходит их частое обновление. О таком виде инфоперегрузки можно сказать, что человек только «делает вид, что работает», так как его продуктивность невелика.

3. Добывание фактов — ситуация, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно «перелопатить» огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются. Это «куркульный» подход также опасен, так как неизбежно превращает всю потенциально полезную информацию в бесполезный хлам (не применённую).

Информационный взрыв.

Информация в современном мире накапливается угрожающими темпами — согласно словам Эрика Шмидта (Eric Schmidt), бывшего CEO Google, «От начала цивилизации и до 2003 года было создано около 5 Экзабайт (5 000 000 000 Гб) информации. Теперь человечество создает столько данных всего за 2 дня».

Цифровая Вселенная растет быстрее, чем предполагалось в самых смелых прогнозах: специалисты из аналитической фирмы International Data Corporation (IDC) предполагали, что к началу 2011 года человечество накопит до 1,8 Зб информации, однако масштабное исследование корпорации ICANN выявило наличие 2,56 Зеттабайта цифровых данных в мире уже в сентябре того же года. Заметим, что гораздо более ранее исследование Бона и Шорта, указавших объем потребления информации в 3,6 Зеттабайта только для США, учитывало неоднократное обращение пользователя к одному и тому же источнику трафика (например, к серверам многопользовательских игр).

Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30%. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт.

Медитация — пожалуй, самый эффективный из методов эмо-инфочистки и скорая помощь при переживании острого иноформационно-эмоционального перегруза. Перейдите, скачайте, сделайте. Будет еще много полезного, если подпишитесь на рассылку. Никакого спама.

Кстати, полезно будет знать, что в устройстве нашего организма есть система самозащиты от сверх эмоционального раздражения. Она называется «ступор». Если сравнить психику с автомобилем, то ступор будет соответствовать торможению «с полной блокировкой колес». Менее выраженная форма ступора — «легкое притормаживание» — это полюбившаяся многим депрессия. Депрессия — менее выраженная реакция на инфоперегруз.

Вот несколько советов, которые могут помочь в поддержании текущего порядка в голове.

  • Собирайте только полезную информацию. Не пытайтесь узнать все обо всем: при нынешних темпах производства информации это невозможно.
  • Будьте честны с самим собой. Если вас что-то беспокоит, не стоит «топить» свою тревогу в море ненужной информации.
  • Не хватайтесь за несколько дел сразу, работайте над своими задачами поочередно.
  • Планируйте свое время, выделяйте важные и второстепенные, срочные и не срочные задачи.
  • Соблюдайте баланс между работой и отдыхом, высыпайтесь и отдыхайте (это самое сложное).
  • Пользуйтесь прекрасной свойством мозга — забывать все лишнее и само-очищаться.

Ну и напоследок еще несколько любопытных фактов:

По данным экспертов, около 1 петабайта текстовой информации во всем Интернете, а также всё написанное человеком, статьи, книги, учебники и т. д. При этом объем памяти мозга по разным оценкам составляет порядка зетабайта. Однако человека нельзя рассматривать как устройство запоминания, типа как флешку, ведь он может создавать информацию самостоятельно, быть её источником. Флешки и компьютеры на такое не способны, поэтому это сравнение неприемлемо. И вообще, все информация существует по причине существования человека. Он центр, источник, пользователь.

  • информационная перегрузка вызывает серьезный стресс и ведет к общему ухудшению здоровья,
  • а чрезмерное использование социальных медиа может даже привести к потере кратковременной памяти!

По мере возможности избегайте информационной перегрузки. Предупрежден — вооружен.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА

Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличивает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение создает помехи нашей способности «думать». Одни люди реагируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию.

Рациональное поведение, как правило, зависит от непрерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собственных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой человеческой способности предвидеть свое непосредственное личное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.

Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями среду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.

Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше информации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изменения и новизна в окружающей среде, тем в большей информации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.

Однако есть пределы восприятия сенсорной информации, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Классифицируя информацию, реферируя и «кодируя» различными способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны.

Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого организма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала». Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатывается, затем «выходит» в виде поступка, основанного на принятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации.

Информация определяется и измеряется в особых единицах, называемых бит. Теперь эксперименты устанавливают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пианино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мнениях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во–первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во–вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении. Представим себе, например, рабочего сборочного конвейера на фабрике, производящей детские кубики. Его работа - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента конвейера движется с умеренной скоростью, у него не возникает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуждать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет работать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, путаться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.

В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускорения движения линии конвейера.

В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из нескольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число нажатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый–красный–красный–зеленый нажми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый–голубой–желтый–зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабатывать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы. Подобные эксперименты были проведены для того, чтобы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, говорить отдельные фразы, решать головоломки, а также выполнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что–либо делать.

Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не просто из–за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти эксперименты обнаружили также, что чем больше времени давалось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.

Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять известные формы психологических и даже психических расстройств. Руководители озабочены требованиями быстрого, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным машинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность людей думать и действовать существенно ослаблена воздействием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во время сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешественников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.

Один из пионеров изучения информатики, д–р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно заявил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать… ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная перегрузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний.

Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не соединяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормальных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фигур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наводят на меня уныние».

В книге «Беспорядки в информации» Миллер описывает эксперименты, в которых использовались тесты на ассоциации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа работала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыстряющегося поступления информации. Испытуемые, находящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реакции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме. Аналогичные эксперименты, проводившиеся психологами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным более тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения времени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.

«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - …что шизофрения (как все еще непознанный процесс, возможно, связанный с дефектом метаболизма, который усиливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом… испытывают трудности при получении информации, входящей с обычными скоростями, точно так же как нормальные люди испытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают такие же ошибки, какие делают нормальные люди при ускоренных темпах поступления информации». Короче, Миллер доказывает, что механизм человеческого поведения ломается под действием перегрузки информацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изменений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адаптироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабатывать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по меньшей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо определить.

С утра включая компьютер, вы находитесь в предвкушении того потока информации, который вот-вот «выльется» на вас с экрана. Подобные ощущения вы испытываете, когда открываете кран в ванной и уже знаете, что вода не побежит тонкой струйкой, а хлынет из него.

Электронная почта, скайп, новости, вкладки в браузере – это обычное утро мамы, которая работает в интернете, находясь дома. Если неправильно начать разбираться с этими завалами, то можно просто «утонуть» в потоках информации и вдобавок получить информационную перегрузку, последствия которой не такие уж безобидные.

Несколько приемов, которые нужно обязательно сделать до того, как включить компьютер:

    Составить план основных дел с вечера. Это один из ключевых моментов, позволяющий преодолеть информационную перегрузку и повысить результативность работы и в интернете, и в обычной жизни.

    Обязательно с вечера нужно записать самые важные дела, которые запланированы на следующий день, и определить для них конкретное время. Маме желательно привязать выполнение дела хотя бы относительно, например, «до того, как проснется малыш», или «во время обеденного сна ребенка».

    Самые сложные дела, а также те дела, которые все время откладываешь, нужно планировать на утро, чтобы потом весь день можно было спокойно заниматься остальными, более приятными хлопотами. Кстати, старайтесь планировать на бумаге, а не на компьютере, так как это может послужить предлогом, чтобы включить этот самый компьютер.

  • Делать максимум дел оффлайн. Если доступ к бескрайнему интернету отсутствует, то в такой обстановке меньше вероятность отвлечься на постороннюю информацию, которая может свести все планы на нет.
  • Используйте ежедневники, блокноты, тетради, магнитные или пробковые доски и другой подручный материал, который можно приспособить для хранения и обработки информации. Помогут даже кусочки бумаги, если их складывать в определенное место и при возможности информацию с них переносить на более надежный носитель.
  • Не делать несколько дел одновременно. Задания следует выполнять последовательно. Маме выгоднее концентрироваться на одном деле, даже если дети отвлекают и не дают спокойно поработать. А дела, требующие внимания и собранности, продуктивнее и эффективнее делать в «тихое» время.

Если вы знаете, что сегодня днем не получится хорошо поработать, просто посвятите этот день отдыху и игре с ребенком. А вечером, когда вы сможете посидеть не отвлекаясь, у вас получится сделать дела намного быстрее, чем вы могли представить.

Итак, вы все спланировали, нашли время и включили компьютер.

Как справиться с информационной перегрузкой, а еще лучше предотвратить ее?

  • Нужно принять решение.

Вам не остается иного выхода, как принять осознанное решение: пока все запланированное не будет сделано, никакая посторонняя информация не будет вам мешать. Вы просто садитесь за компьютер и начинаете делать то, что написано в вашем плане. Не думайте ни о чем другом, концентрируйтесь и помните, что вы приняли решение и обязательно его выполните.

  • Защитить себя от отвлекающих элементов. Закройте почту , поставьте аськи, скайпы и т.п. в режим «Занят» или просто выключите их. Не проверяйте RSS, не ходите по сайтам и блогам друзей, все это вы еще успеете сделать позже.

Будет отлично, если удастся полностью отключиться от интернета и не использовать браузер для работы.

Например, для написания статьи в блог совершенно не нужно сидеть в Вордпрессе, достаточно установить программу для публикации в блог. И работа делается, и исчезает соблазн поминутно заглядывать в интернет.

Если все же не удержались…

Случается так, что вроде бы настроился на работу, «взял быка за рога», но вдруг какое-то интересное всплывающее окно появляется на экране, или во время поиска информации в гугле привлекает внимание какой-то заголовок. В результате оказываешься через час-другой в непонятном месте и в расстроенных чувствах. Вас это может сильно расстраивать, так как драгоценное время, когда ребенок спит или самостоятельно играет, вы тратите на пустое шатание по интернету, в поисках неизвестно чего.

Поэтому, как только вы понимаете, что вас «понесло» по просторам интернета, вы просто добавляете страницу в специальную папку-закладку «Прочее» и успокаиваете себя тем, что если вам это будет нужно, вы обязательно туда вернетесь. Но практика показывает, что туда возвращаются очень редко.

А знаете ли вы, почему так происходит?

Причина – та же самая, что и у постоянного переключения телевизионных каналов. Когда мы получаем новый глоток информации, выделяются гормоны удовольствия, и мы начинаем снова и снова переключать каналы. Поэтому нам нравится открывать все новые и новые сайты, «зависать» в социальных сетях.

Вот здесь нас и поджидает та самая информационная перегрузка, которая может привести к бессоннице, плохому аппетиту и нервному расстройству. Это стало серьезной проблемой в современном обществе. Телевизоры, интернет, социальные сети – все они направлены на то, чтобы постоянно подпитывать нас все новой и новой информацией, которая не совсем безобидна и может на самом деле навредить.

Есть и еще один отрицательный момент, который сильно влияет на успешность работы, в том числе и в интернете. Дело в том, что количество информации зачастую находится в обратной зависимости от результативности. Мы все больше и больше читаем, слушаем, смотрим, но… так ничего и не делаем! Потратив часы и дни на восприятие информации, мы так и не доходим до этапа ее применения и получения результата.

Например, человек очень хочет создать свой блог, прочитал уйму информации о том, что и в какой последовательности нужно делать, от чего зависит успех блога и как привлечь на него читателей, но… блог все еще не создан, а «воз и ныне там». И основная причина в том, что вокруг слишком много информации, в которой непросто разобраться.

Что действительно нужно знать? Что стоит пропустить и не тратить на это время? Как сделать первый шаг? На какие ключевые моменты стоит обратить внимание?

Три кита защиты от перегрузок информацией

Если есть возможность, ищите один хороший источник информации для решения одной конкретной задачи. Получайте результат и только после этого двигайтесь дальше!

Этим вы убьете сразу много зайцев:

  • создадите защиту от информационной перегрузки;
  • составите и приведете в действие пошаговый план достижения цели;
  • получите дополнительную мотивацию, если вы потратили на это деньги;
  • получаете результат от своих действий, так как концентрируетесь на одном шаге, а не на всем пути сразу.

Итак, для защиты от информационной перегрузки нужно:

планировать работу с вечера; по-максимуму ограничить себя от лишней информации доступными способами, и обязательно применять то, что узнали. И тогда у вас не будет проблем с нервами, а будут только отличные результаты!

Видео внизу статьи вкратце расскажет об опасностях информационной перегрузки. Добавляем немного байт своего мнения в общую перегруженность информацией с помощью

При всех преимуществах информационных технологий и революции в средствах связи, нельзя не видеть темную сторону этих явлений. Информационная перегрузка и распыление внимания стали сегодня настоящим бичом управленцев, а им как воздух необходимо, не отвлекаясь, синтезировать информацию из многочисленных источников, размышлять о значении сведений, оценивать, принимать верные решения и формировать распоряжения. И сегодня актуален совет Питера Друкера - в своем расписании резервировать большие блоки времени, не отвечать на звонки сразу, а делать ответные звонки один или два раза в день в специально отведенное время.

Каждый из вызовов менеджеру, описанных Друкером еще в 1967 году, актуален и сегодня. Беспрерывные встречи, постоянное ожидание командировок, беспорядочные обеды-­ужины, неизбежные в силу PR обязанностей. Добавим поток электронной почты, горы прочей информации и растущее разнообразие всякой чуши из блогов, твиттеров, социальных сетей, наполняющее вездесущий мобильный телефон, с помощью которого менеджер надеется общаться со своей организацией. Поэтому в течение дня он пытается втиснуть планы в хаос реальности. Однако, авторы статьи «Выздоровление после информационной перегрузки» Дин Дерек и Кэролайн Уэбб уверены: существует достаточно простое решение этой проблемы. В первую очередь, следует осознать три вещи:

1. Многозадачность - ужасный всепобеждающий механизм, убивающий эффективность и креативность. Остановите его.

2. Чтобы избежать информационной перегрузки, нужна мощная самодисциплина. Менеджеру нужна воля, чтобы сосредоточиться и отбросить неважное. Золотая середина, разумеется, лежит между сохранением выгод общения и излишним нарушением порядка в делах.

3. Обязанность лидера быть хорошим примером никуда не исчезла. Руководитель должен являть собой пример упорядоченности. Поскольку ни один из членов организации не работает в изоляции, опасность информационной перегрузки грозит каждому. Изменение общей культуры внедрением здоровых правил информационного обмена стало новой важной обязанностью руководителя XXI века.

Угрозы многозадачности

Многозадачность замедляет работу. Опыты показали 30% увеличение времени решения задач и удвоение числа ошибок в режиме многозадачности. Многозадачность позволяет быстро решать простые проблемы, сложные требуют концентрации и удержания в памяти значительного объема информации по одной задаче, что сложно при одновременной обработке нескольких задач. Часто многозадачность используют для того, чтобы увильнуть хоть на время от решения сложной или неприятной проблемы.

Многозадачность - помеха креативности. Специалисты Гарвардской Школы Бизнеса провели исследование, охватившее более 9000 специалистов, работавших над проектами, требовавшими творческого подхода. Обнаружено, что вероятность проявления творческого мышления выше, если люди сфокусированы на работе над одной задачей, и сотрудничают только с одним коллегой. Сама природа творческого мышления построена на удержании в сознании нескольких сущностей и поиске связей между ними, а затем в объединении их в новый объект. Многозадачность, переключающая сознание, резко снижает вероятность обнаружения и объединения новых связей.

Многозадачность - источник стресса, исследования Reuters показали заметное снижение удовлетворенности работой и ухудшение рабочих взаимоотношений при перегруженности менеджеров информацией. Кроме того, многозадачность вызывает привыкание, проявляется это, например, в неспособности игнорировать вибрацию смартфона в ходе важной работы.

Важно понимать, что информационные перегрузки - проблема не конкретных сотрудников, а всей организации в целом, и требуется соответствующее решение на уровне команд и всего рабочего коллектива. Для снижения негативного эффекта таких перегрузок необходимо работать на уровне культуры организации и вводить соответствующие нормы, способствующие внедрению более эффективных подходов к работе с информацией.

Сфокусировать усилия

Поток информации, сваливающейся на менеджера в течение дня, способен заглушить любые попытки сконцентрироваться на важных и сложных проблемах, которые к тому же зачастую неприятны. Чтобы не отвлекаться от важных проблем, реализуют стратегию «Время одиночества», когда внешний поток информации выключается. Опросы дают такие примеры реализации: время от 6­.30 до 8.­00; время в пути: любое время в течение дня; радикальный метод «Не отвечаю и не просматриваю любой из мейлов, которые не хочу смотреть, у меня нет мобильного телефона, нет BlackBerry. Мой лозунг: «Не хочу быть коннектед, хочу дисконнекта».

Забыться

Давать мозгу передышку. И исследователи и практикующие топ-­менеджеры рекомендуют практику принудительного бездействия мозга. Одним помогает йога, другим прогулка, Хороши физические нагрузки, эмоциональное взаимодействие с другими людьми.

Фильтровать информацию

Даже если «выключить» входящий поток информации, накопившиеся сообщения все равно найдут адресата, и некоторые из них станут «посмертными». Поэтому создание стратегии фильтрации совершенно неизбежно.

Здесь важно хорошо налаженное делегирование. Нельзя читать все. Некоторые не отвечают на письма, которые адресованы им как копия, считая, что никаких действий копии не потребуют. Окружающие должны понимать, что заслуживает внимания руководителя, присылать информацию лишь после необходимой обработки и не ждать немедленной реакции.

Очевидно, даже успешное изменение образа действий в отношении обработки и перенаправления информации внутри организации не избавит руководителей от постоянной потребности в точных и своевременных данных и сведениях. Томас Давенпорт и Джим Хагеман Снейб говорят о том, как выстраивать потоки информации, поступающей к менеджерам.

Почти все руководители просят еще и еще информации, и побыстрей. Но быстро получить информацию и быстро принять решение - разные вещи. Компании стремятся выполнить информационные запросы менеджеров, однако доступ к корпоративным данным часто происходит заметно медленнее, чем поиск в сети Интернет.

Распространенной проблемой является гибкость информации. Стандартные отчеты часто читают только их создатели, их информативность в условиях высокой динамики событий невелика, и если руководитель берется за их изучение, он тратит самый важный ресурс - свое время. Это порождает следующий вопрос: «А какую информацию нужно обрабатывать и присылать как срочную?» Опросы руководителей показывают, что они хотели бы получать информацию быстрее, однако требования к ее содержанию разнятся очень сильно. И, как правило, руководители запрашивают намного больше информации, чем они могут использовать. Важно, что узким местом является сам процесс принятия решений, а не скорость информационного потока. Поэтому ориентироваться нужно не на достижение непосредственно гибкости и скорости предоставления информации, а на поддержание за счет такого информационного потока своевременности, гибкости и адекватности решений.

Причины замедления поступления релевантной информации

Первая причина - приоритетность именно высококачественной информации. Стремление избежать «многих версий одной истины» приводит к задержке первичной информации при обработке и изложении ее в форматах стандартных отчетов. Затем данные поступают в информационное хранилище. Получается блок обработанной информации, например «Продажи за квартал». Но подготовка таких блоков должна предшествовать появлению потребности в них. В противном случае полезность сильно сокращается. С другой стороны, многие руководители ограничивают себя в запросах, понимая, какой шторм активности вызывает каждое требование данных.

Часто информация появляется как результат прописанных во времени бизнес­-процессов. Например, финансовая информация готовится по определенному графику, и его изменение требует модификации бюджетирования, отчетов о прибылях и убытках, бухгалтерской системы. Затраты на изменения не должны превышать полученные выгоды.

Своевременность доступа к данным имеет значение

Усвоение данных человеком не происходит мгновенно. Время, необходимое для осознания информации является частью цикла времени, учитываемого информационным менеджментом. Поэтому важно, чтобы руководитель определял свои потребности в информации быстро и гибко, и задавал график предоставления данных. Доступность любой информации в любое время - не лучшая из идей, даже если бы это было возможно.

Сегодня превалирует стиль принятия решений, основанный на фактах. Причем современный подход основан скорее на вытягивании, чем на продвижении информации к потребителю. Менеджеры сами выбирают и скачивают необходимую информацию, которую затем обрабатывают с помощью современного программного обеспечения. Реинжиниринг процессов может радикально снизить время подготовки решения. Но, как и всякий процесс, обеспечение информацией требует ресурсов. Поэтому нужно выявлять, какую именно информацию необходимо предоставлять срочно.

Какая информация важна?

В каждой отрасли есть информация, получать которую критически важно для игроков. Срочность получения определенных данных также определяется отраслевой спецификой.

Кроме того, критерии срочности получения информации зависят от того, на подъеме или на спаде находится экономика. Как показали исследования, стабилен интерес к таким показателям, как качество, доля рынка, новости о конкурентах, удовлетворенность потребителя. Ко всем остальным показателям интерес во время экономического спада выше, чем при растущей экономике, так же как и желание быстрее получать информацию. Во время кризиса самыми важными данными считают: денежный поток, риски, моделирование бюджета/сценариев. В обычных условиях самым важным считают: качество, удовлетворенность сотрудников и их производительность.

Некоторые виды информации просят предоставлять чаще. Самое быстрое движение информационных потоков наблюдается в данных о продажах, новостях конкурентов и потребителей. Самый медленный поток - удовлетворенность сотрудников, доля рынка, удовлетворенность потребителей, сценарии планов и моделирование.

Результаты опросов подтверждают, что нет нужды в предоставлении всей информации в реальном времени. Причинами, исключающими данные из списка срочных, могут также быть:

Ритм информирования коллег и конкурентов, под него подстраиваются менеджеры;

Естественные процессы, например, если состояние продукта изменяется ежегодно, не нужно его контролировать еженедельно.

В трудные времена многие компании ускоряют информационные процессы.

Альтернатива: точность или своевременность

Нередко ускорение движения данных исключает возможность перепроверки и корректировки. Но скорость часто важнее точности. Тем не менее, опросы показали нежелание менеджеров идти на значительное снижение точности во имя скорости.

Для того чтобы информация была признана полезной, она должна быть подтверждена.

Менеджеры требуют 100% точности в отношении наличности, денежного потока, поступлений и оплат, расходования бюджета и затрат.

Как ускорить нужную информацию

Определяют ключевые решения стратегического и операционного уровня и требуемую для этого информацию. Выявляются точки, в которых происходят задержки. После ранжирования категорий информации по срочности рассматривается вопрос о периодичности и необходимой гибкости обработки информации. Определяется, какая информация должна поступать в форме стандартных отчетов и какую менеджерам удобнее получать методом «вытягивания» (эта информация доступна он-лайн). Полезно вместо полных отчетов публиковать предупреждения о том, что какие-­либо параметры вышли за установленные пределы - они будут подталкивать менеджеров к вытягиванию сопутствующих сведений.

После завершения изменений процессов можно сосредоточиться на ускорении и гибком подходе в работе IT­-служб. Вовлекаются два ресурса - люди и техника. Руководители вместе с аналитиками определяют, какая информация должна поступать первой, создают напоминания, опросы, форматы отчетов и предупреждений, которые бы действительно помогали в обосновании решений.

Следующий шаг - исследование возможностей своевременного обеспечения информацией. Аналитики и специалисты IT проводят обучение. В терминах технических инноваций ускорение и обеспечение гибкости информации может означать:

Приложения для быстрых запросов и интерактивного анализа;

Перемещение большей части информации в информационное хранилище с прямым доступом пользователей;

Новые типы баз данных с быстрым доступом, оптимизированные для обслуживания запросов и составления отчетов в большей мере, чем для передачи данных;

Более быстрые процессоры персональных компьютеров и серверов, предназначенных для ответов на запросы и анализа данных;

Простое в использовании программное обеспечение для обращения к базам и анализа, не требующее множества кликов.

Все вместе взятое способно сократить цикл обработки информации, сделать более гибким и быстрым процесс мониторинга и принятия решений, обеспечив быстроту управленческой реакции. Важно помнить: при наступлении кризисной ситуации негибкая и медленная система поступления информации увеличит список ваших проблем.

Необходимость перезагрузки

Нет смысла вздыхать о счастливом времени, когда Питер Друкер давал свои рекомендации. Сейчас совсем другие возможности и стиль жизни. Новые возможности породили новые моральные комплексы. Сегодня менеджер испытывает чувство вины за отсутствие ответа на мейл в течение 24 часов, неприлично «прятаться» от своей команды, даже будучи за рулем, или по вечерам, и постоянные коммуникации порождают гордое чувство необходимости.

Многозадачность не подвиг, а нечто противоположное. Всем ясно, что поджог ресурсов компании вредит ее успеху, это же относится и к интеллектуальным ресурсам.

Руководители должны заниматься только своей зоной ответственности. При этом нужны усилия и умение делегировать полномочия, обучать подчиненных, ставить задачу, и формировать правильные ожидания сторон. Такой подход сработает, только если новые правила работы открыто и честно обсуждены, разработаны и приняты во всем коллективе.

Выгоды облегчения информационных перегрузок, получаемые в эффективности, креативности, морали, значительно превышают затраты усилий. И чем больше нужны выгоды, тем легче идет создание нового стиля работы.

При подготовке статьи также были использованы следующие материалы:

1. Dean, Derek; Webb, Caroline. Recovering from information overload // McKinsey Quarterly. 2011, Issue 1. p. 80­88.

2. Davenport, Thomas H.; Snabe, Jim Hagemann. How Fast and Flexible Do You Want Your Information, Really? // MIT Sloan Management Review. Spring 2011, Vol. 52 Issue 3. p. 57­62. Темы.

Скачков Олег, уч-ся 9б класса

Данная работа представляет собой изучение понятия информационные перегрузки, причины, методы борьбы и профилактики информационных перегрузок. В работе также приводится систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе и в интернете. Работа носит исследовательский характер, имеет четкое оформление. Содержание реферата опирается на материал учебной программы и вместе с тем содержит элемент более глубокого изучения данной темы. Данный реферат правильно оформлен (структурированность, логика, учет требований к оформлению текста, приложений). В процессе работы над рефератом учащийся проявил особый интерес к изучению материала по данной теме, проявил самостоятельность в работе и целеустремленность в достижении главной цели и задач, поставленных перед автором.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение…………..……………………………………………......………..............3

  1. Понятие «информационная перегрузка»……………………….…………..4
  1. Информация и данные в процессе информационного обмена общества………………..……………………………………………...…..6
  1. Причины информационной перегрузки………………………......................7
  2. Методы борьбы с информационной перегрузкой………..............................9
  1. Специфика влияния на психологические процессы и физиологию человека…………………………………………………………………...10
  1. Методы профилактики……..………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………….................16

Список литературы и интернет-ресурсов……………………...............................18

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в мире, который постоянно меняется, совсем за недолгий промежуток времени человек изобрел много нового.

Раньше основным источником информации были газеты и прочие печатные издания, в которых упоминалось совсем о немногих событиях нашей бурной жизни, большая часть информации оставалась под грифом секретно. В наше время, время цифровых технологий, информация из газет не может охватить все области жизни. Информации приобрела независимый статус и может рассматриваться, как что-то материальное. Возросли информационные потоки. Появились телевизоры, компьютеры, телефоны, интернет.

Конечно, это хорошо, что современный человек может иметь такой широкий кругозор, и находиться в гущи событий происходящих в мире. Но так ли это на самом деле полезно? Как чувствует себя наш мозг – главный анализатор данных, поступающих из окружающего мира?

Некоторые учёные пришли к выводу, что человечество почти достигло той точки своего эволюционного развития, когда входящие информационные потоки превысят воспринимающие способности нашего мозга, то есть наступила информационная перегрузка.

Объясняется это просто уже с утра по дороге в школу, на работу, институт современный житель мегаполиса подвергается информобстрелу: телеэкраны в маршрутках и троллейбусах, реклама при спуске по эскалатору в метро. Прошенные и не очень, данные так и сыплются на нас со всех сторон. И поскольку все происходит слишком стремительно, а прогресс не обращает внимания на физическую способность человека развивать характеристики своего мозга с нужной скоростью. У человека начинается нервное истощение, следствие информационной перегрузки.

Просматривая интернет, я нашёл несколько довольно интересных фактов и статей по поводу информационной перегрузки людей. Мне показалось, что данная тема очень актуальна в наше время. Ученые из Шотландии открыли новый недуг, который назвали синдромом суетной жизни. Главный симптом - провалы в памяти. Причина болезни - информационная перегрузка организма.

Во второй половине ХХ века с началом перехода развитых стран мира к информационному обществу стали проявляться негативные стороны этого процесса, а именно – перегрузка информацией. Поэтому перед нами предстоит достаточно трудный вопрос – как снизить информационную перегрузку?

Цель данной работы состоит в углублении разработки одной из проблем курса, представляющейся актуальной и недостаточно исследованной, либо требующей переосмысления в новых условиях.

В связи с этим задачи подготовки данной работы можно свести к следующим задачам:

  1. приобретение навыков работы по изучению литературы и интернет–ресурсов по данной теме;
  2. обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе и в интернете;
  3. выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода;
  4. приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблицы, презентации.

Данная работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» за курс основной школы.

  1. Понятие «информационная перегрузка»

Основная проблема современного человека - информационная перегрузка. Ежедневно каждого человека в современном обществе атакует масса самой разнообразной информации – текстовой, звуковой, визуальной, расположенной в городской среде или приходящей по e-mail.

Что такое информационная перегрузка и как с ней бороться - вот вопрос, который поднимается все чаще. Я считаю, что за словами "информационная перегрузка" могут стоять два совершенно разноплановых явления.

Первое связано с развитием технических средств, позволяющих невероятным образом ускорить обращение информации. Из-за этого на людей, занимающих ключевые позиции в компаниях и ответственных за принятие решений, обрушился поток информации, с которым они не могут справиться.

Второе явление (понимание) - и об этом говорят мало - может выявить общую основу, общий характер таких явлений, как интернет-зависимость, неумеренное смотрение телевизора и пр., то есть, что можно условно назвать «информационным вампиризмом».

В первом значении информационная перегрузка - явление современное и, возможно, преходящее. Во втором же информационная перегрузка представляется лишь новым проявлением очень старой общечеловеческой проблемы, которую каждый должен решать на личностном уровне, работая над собой.

"Летальную дозу" принимаемой информации определить затруднительно, ясно, что она определяется как самим характером информации, так и режимом ее восприятия, а также индивидуальными особенностями.

Итак, информационная перегрузка – это проблема, с которой сталкиваются люди, получая такое большое количество информации, которое они неспособны переработать .

Суть информационной перегрузки заключается в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком, т.е. человек не способен справляться с информацией огромных масштабов.

  1. Информация и данные в процессе информационного обмена общества

Информационная перегрузка возникает не только из-за большого объема потока получаемой информации, но, может быть, даже в большей мере из-за его непредсказуемости.

Психологи указывают, что единственный выход - внутренняя работа каждого над собой. "Пока человек отказывается заглянуть в себя и разобраться со своими мотивами, побуждениями, он будет вытеснять свою тревогу интенсивным и бессмысленным внешним информационным потоком. Пока он не научится сам организовывать свое информационное поле, влиять на потоки информации, структурировать их, он будет оставаться заложником технического прогресса".

Сегодня даже в школах учат: кто владеет информацией, тот владеет миром. Но как правильно ее усваивать, к сожалению, не учат нигде. Если на человеке лежит ответственность за быстрое и правильное принятие решений, он старается познать максимум информации по интересующему вопросу и быстро ее оценить. Возникает информационная перегрузка, нарушается нормальный ритм, человек не успевает справиться с задачей. А чем выше ответственность (или чем ответственнее данный субъект), тем быстрее он себя "загоняет". Этот тип стресса характерен для любого рода бизнеса в нашей стране, экономическая система которой все еще напоминает мировой хаос.

Сейчас мы живём в обществе информации, в социуме, где информационные контакты превалируют над всеми остальными, где любой контакт, даже физический, имеет информационную окраску. Один и тот же контакт в различной ситуации может иметь различную природу. Одна из особенностей современной ситуации заключается в том, что интенсивность нейтральных, а в ряде случаев и изначально позитивных контактов достигает уровня, при котором мы на выходе имеем контакты негативной окраски.

Общество информации возникло в 60-70 годы ХХ века. Всего за несколько лет развитие различных средств информации и последующее увеличение объёмов коммуникации приобрело взрывной характер. Уже тогда стали появляться робкие опасения, что общество может не справиться с информационной перегрузкой. Однако то, что раньше называлось перегрузкой, сегодня кажется лишь слабым "разогревом". С настоящей информационной перегрузкой мы столкнулись только сейчас.

  1. Причины информационной перегрузки

Сейчас человек информационно крайне перегружен. Вроде бы компьютер, Интернет обеспечивает нам легкое получение информации. И, казалось бы, человек, имея возможность без труда получать информацию, мог бы больше отдыхать, экономить время. Но, на самом деле ничего подобного не происходит, а происходит обратное. Человек, работающий в Интернете, не отдыхает, а еще больше информационно загружает себя, потому что получает гораздо больше информации, чем получал ее раньше. Кроме того, человек, работающий в Интернете, фактически почти не прилагает никаких усилий по получению информации, и он не адаптирован к этому, так как практически не трудится, только грузит и грузит себе информацию на компьютер. Но психические возможности человека не беспредельны. Отсюда – перегрузка.

Количество информации, которое поступает каждому из нас в единицу времени, просто несопоставимо с теми информационными нагрузками, которые испытывали наши предки еще три – четыре поколения назад. Сейчас наш мозг настолько устал от информации, настолько ею перегружен, что теряет способность что – либо воспринимать – обдумать, прочувствовать, пережить, сделать выводы. Разумеется, при этом новая информация кажется нам скучной, неинтересной. А на самом деле больше в нашу голову не влезает – перегрузка. Данное состояние ученые называют гиперстимуляцией. Современный человек стал жертвой избыточного количества информации, которая обрушилась на него подобно снежной лавине.

Мы живем в мире цифровых технологий, где информация получила независимый статус и может рассматриваться как что-то материальное. Возросли информационные потоки – скорости и объемы передачи данных. Если раньше, читая только одни газеты, можно было быть в курсе всех событий, то сейчас и телевидения, и интернета, и всей прессы вместе взятой бывает не хватает для полного обзора имеющихся событий.

Вот несколько факторов, позволяющих осознать всю остроту проблемы:

  1. За последние три десятилетия было произведено больше информации, чем за все предшествующие 5000 лет.
  2. Объём печатной продукции удваивается каждые четыре-пять лет.
  3. В одном выпуске газеты "Коммерсант" содержится больше информации, чем мог получить в 18 веке среднестатистический обыватель.
  4. Каждый день в мире издаётся более 4000 книг.
  5. Прежде чем современный ребёнок достигнет совершеннолетия, он успеет посмотреть более 140 тыс. рекламных роликов.
  6. Если пять лет назад интернет в России ещё был диковинкой, то сейчас средний менеджер средней компании получает десятки и сотни электронных сообщений ежедневно.
  7. Средний европейский потребитель ежедневно получает около 3000 различных коммерческих сообщений.

Перемены, происходящие вокруг нас, приняли лавинообразный характер. Перемен стало больше, и происходят они быстрее. Суть этих перемен - стремительное насыщение информационными контактами. Скорость передачи информации не просто возросла, она уже сейчас вступает в конфликт со скоростью нашей мысли. В условиях переизбытка выбора человек утрачивает навыки самостоятельного мышления, он стремительно деградирует. И эта проблема уже давно перешла из абстрактно этической области в область медицинскую. Избыток информации оказывает разрушающее действие на здоровье человека. Если посмотреть вокруг, мы повсюду обнаружим свидетельства психологического истощения. Мы фактически переживаем распад психосферы Земли. В воздухе ощущается запах болезни. Человечество в растерянности и в ожидании.

Профессионалы, занятые в области информационных технологий, в один голос утверждают, что с течением времени ситуация в мире, которым правит Internet, становится все более напряженной.

"Довольно часто перед нами возникает задача оценки качества информации, однако в настоящее время эффективных механизмов для этого не существует, - отметил хирург Кристофер Оливер в своем докладе в Американской академии ортопедии. - Люди недостаточно хорошо знают компьютеры, методы управления информацией и ее фильтрации. В результате они оказываются не в состоянии выполнить поставленные перед ними задачи, а информационная перегрузка приобретает ярко выраженные отрицательные последствия".

  1. Методы борьбы с информационной перегрузкой

Как избежать информационной перегрузки? Попробуйте выполнить несколько советов:

  1. Разработайте стратегию управления информацией, которая поможет вам добиваться своих целей.
  2. Отсеивайте ненужную информацию.
  3. Помните, что при больших объемах информации со всеми сведениями, относящимися к определенной тематике, ознакомиться невозможно
  4. Попытайтесь оценить качество поступающих данных
  5. Не выпускайте ситуацию из под контроля

А теперь о том, что делать не следует…

  1. Уезжая отдыхать, не берите с собой сотовый телефон и компьютер
  2. Не старайтесь изучать всю доступную информацию
  3. Не пытайтесь объять необъятное. Нужно быть реалистом и уметь находить главное. Не стоит, в частности, ежедневно просматривать все обновления многочисленных Web-сайтов

Многие из нас до смерти напуганы компьютером. И не зря. Исследования показывают, что он угрожает нашему здоровью. На карту поставлено не только физическое состояние, но и способность разумно мыслить.

Объём сведений, которые изрыгают наши компьютеры, порождает тревогу и даже болезнь, а некоторые люди становятся зависимыми от информации так же, как кто-то становится зависимым от алкоголя или наркотиков.

  1. Специфика влияния на психологические процессы и физиологию человека

Вот к чему ведёт избыток информации:

Замедленная реакция. 43 процента менеджеров считают, что важные решения откладываются, а возможность принимать их уменьшается из-за большого объёма информации.

Стресс. Две трети менеджеров сказали, что стресс, связанный с перегрузкой, вызывает напряжённость в отношениях с коллегами и потерю удовлетворения от работы.

Бессмысленная работа. Один из пяти менеджеров убеждён, что масса времени тратится впустую на сбор и поиск информации.

В ходе опроса тысячи человек в Англии, США, Ирландии, Германии, Сингапуре и Гонконге более половины опрашиваемых сообщили, что страстно жаждут информации. Многие признали, что если бы информацию можно было отнести к разряду наркотиков, то они назвали бы многих "наркоманами".

Марк Граффитс, профессор психологии в университете "Ноттингем Трент" (Англия), называет следующие признаки одержимости информацией (инфоголизма ).

  1. Вы провели много часов в поисках информации, хотя собирались ограничиться несколькими минутами.
  2. Вы дезинформируете людей, говоря, сколько времени провели у компьютера.
  3. Вы чувствуете себя плохо от того, что часами сидите у монитора.
  4. Вы предвкушаете очередной сеанс в Интернете.
  5. Вы часто чувствуете, будто находитесь всего в одном шаге от информации, которую ищите.
  6. Вы пропускаете время обеда, свидания или занятия ради того, чтобы войти в Интернет.
  7. Вы испытываете тягу и одновременно симптом отторжения, когда находитесь далеко от компьютера.
  8. Вы импульсивно проверяете Вашу электронную почту.

Дэниел Борстин, исследователь и сотрудник библиотеки конгресса США, ещё в 1983 году высказал такое пророчество: "Туман информации вытеснит из наших голов знание". Майкл Кричтон, автор сценария к фильму "Парк Юрского периода", высказал ту же мысль: информационном обществе никто не думает, мы собирались изгнать бумагу, а на самом деле изгнали мысль.". Тогда, может быть, нужно вернуть мысль в повседневный оборот? Организовать сырую информацию и факты так, чтобы мы могли их усвоить? К сожалению, это всё очень непросто. Революция в информационной технологии зашла так далеко, что у нас теперь перегрузка не только информацией, но и знаниями.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления. Для библиотечных работников одним из факторов риска может стать избыток информации, полученной через общение (с читателями, документами). Очень часто у менеджера возникает состояние, когда он уставился в стенку офиса, экран компьютера и т.д., вместо того чтобы писать очередной отчет. Очень может быть, что в этот миг он приносит фирме гораздо больше пользы, чем, если бы делал что-то другое. Нет сомнений, он или она в данный момент думает. Это самая трудная, самая важная задача, которую может выполнить человек. Вопрос лишь в том, как данный человек думает, думает ли вообще и не находится ли он в мыслительном ступоре, попав под влияние информационного стресса.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей и не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Информационная перегрузка появляется в условиях дефицита времени, когда при высокой заинтересованности в выполнении данной работы возможности человека по разрешению проблемы не соответствуют сложности поставленной проблемы.

В любой профессиональной деятельности очередная проблема чаще всего приходит из жизни, но в таком виде, что она не соответствует ни традиционным представлениям о способах ее разрешения, ни (чаще всего) конечному результату, который полностью бы устраивал заказчика, того, кто и озвучил данную проблему, и требует ее решения.

Современный человек не просто испытывает стресс, он живет в нем. Ежедневные тревоги и беспокойства по поводу (а порой и без) плюс море, просто океан информации, сопровождающей нас 24 часа в сутки. По исследованиям американцев, один номер "The New York Times" содержит столько фактов, сколько человек XVII века не узнавал за всю свою жизнь!
Новейшие технологии создаются для того, чтобы облегчить жизнь. Благодаря им мы можем делать все гораздо быстрее. Это полезно для работы. А для нас?

Работники одной из западных фирм признавались в том, что ответить за день на 178 электронных писем не представляет для них ничего необычного... Конечно, мы можем уйти с работы вовремя - в пять или шесть часов вечера. Но мобильные телефоны, пейджеры и компьютеры не дают никакого шанса забыть о работе сразу же за дверями офиса. Эти внутренние враги лишают нас сна и покоя в любое время и в любой обстановке. А радио и телевизор ничем не лучше, они ежесекундно снабжают нас информацией как о политической ситуации в Новой Гвинее, так и о последних достижениях в борьбе с кариесом и перхотью. Вспомните, когда вы в последний раз наслаждались тишиной и покоем, а не делали несколько дел одновременно. Ученые констатируют, что каждый третий слушает музыку или радио, когда смотрит телевизор, читает книгу или просто ест. Каждый пятый при этом умудряется еще разговаривать по телефону, делать уборку или готовить. И все это в так называемое свободное от работы время. Во время отдыха!

А ведь помимо информации, подаваемой в качестве развлекательной, есть еще учебная или профессиональная. Та, на восприятие которой мы нацелены. Но так ли нам нужны эти дополнительные знания? Сегодняшние школьники изучают то, что еще полвека назад преподавалось в специализированных вузах. В итоге современное образование расшатывает у детей нервную систему с последующей деформацией их сознания. О чём свидетельствует тот факт, что всё большее количество детей не желает ходить в школу, а так же растущее количество самоубийств среди современной молодёжи. Как показывают исследования, наши дети уже в начальных классах безрадостные, а старшеклассники предпочитают писать сочинения, не требующие проявления воображения.

Ученые считают, что избыток информации, действующий на органы чувств, способен довести до полного нервного истощения и даже сбить наши биологические ритмы. Апатия, приступы беспокойства, вялость или же чересчур быстрая речь, резкие и быстрые движения, эмоциональная подавленность и отсутствие интереса к жизни, - все это признаки информационной перегрузки.

Это влияет и на отношения между людьми: мы все больше общаемся на бегу или по телефону. Мы забыли, что значит быть наедине с самим собой. Мы заменяем реальную жизнь просмотром мыльных опер, а чтение книг - их суррогатом на видео и в журналах. Дети - не исключение. Они не идут играть со сверстниками во двор или на спортплощадку, а проводят целые дни, сражаясь с монстрами компьютерных игр или проводя время в Интернете. Реальный мир все больше уступает место виртуальному. Новейшие компьютерные технологии создали новую реальность. Она живет и развивается, помогая нам заводить знакомства и совершать покупки, узнавать новости и играть в игры. Но, поверьте, отдых - это не простая трата времени. Он поможет вам восстановить силы, сохранить здоровье и бодрость духа. Всем, кто хочет более конкретных советов, предлагаем следующую инструкцию из американского журнала "Zest".

  1. Методы профилактики

Как избежать информационных перегрузок или уменьшить их влияние :
1. Не читайте подряд все письма (как реальные, так и e-mail), приходящие к вам. Сразу же выбрасывайте ненужные.

2. Дома уберите лишний шум и источники постоянной информации. Выключите компьютер, модем и мобильный телефон, когда вы не пользуетесь ими.

3. Займитесь тем, что вам нравится. Потратьте на это столько времени, сколько хочется. Расслабиться помогают настольные игры, прогулки или рисование.

4. Ложитесь спать в определенное время. Также запланируйте себе ежедневный час отдыха каждый вечер.

5. Попробуйте провести вечер без телевизора. Приготовьте еду, пообщайтесь с семьей, почитайте. Возможно, вы удивитесь, получив дополнительную энергию от таких простых занятий.

6. Периодически выезжайте на природу или в сад, чтобы ничего не делать. Просто расслабьтесь, смотрите на небо или лес. И получайте от этого удовольствие. Дела подождут!

«Пора запретить компьютеру решать, как распорядиться вашим временем. Время - это невосполнимый ресурс».

Во-первых, чувствуйте свой предел работы с информацией и не переходите его. Запредельная работа не может продолжаться долго и так или иначе заставит вас отойти на свой посильный уровень.

Во-вторых, если вы поняли, что предполагаемые результаты требуют от вас запредельного напряжения, то переходите к ним, постепенно увеличивая нагрузку. Такая техника постепенности особенно эффективна, так как позволяет выявить и привести в действие необходимые внутренние и внешние резервы.

В-третьих, можно фиксировать в своем дневнике выполненную за неделю информационную нагрузку и отмечать различные оттенки самочувствия. Некоторые брейнбилдеры (включая и меня самого) предпочитают не вести никаких записей по самочувствию, а используют метод «упреждения возможных отклонений». Если раньше у человека возникали какие-то проблемы со здоровьем и он нашел эффективное средство их устранения, то при появлении «ранних сигналов» сразу же начинает его применять.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационная перегрузка – это проблема, с которой сталкиваются люди, получая такое большое количество информации, которое они неспособны переработать

Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его н способствуя развитию различных заболеваний. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Психологи указывают, что единственный выход - внутренняя работа каждого над собой. "Пока человек отказывается заглянуть в себя и разобраться со своими мотивами, побуждениями, он будет вытеснять свою тревогу интенсивным и бессмысленным внешним информационным потоком. Пока он не научится сам организовывать свое информационное поле, влиять на потоки информации, структурировать их, он будет оставаться заложником технического прогресса".

Таким образом, остается лишь гадать, что несет нам Век информации - то ли совершенное преображение человека и общества и победу над известными нам "законами природы", то ли достижение критической "Точки Омега", когда количество накопленных знаний станет бесконечным и мир обратится в хаос и "информации больше не будет"

Очень важно сделать вывод: информационная перегрузка препятствует нормальной деятельности человека. Нет способов решения этой очень важной проблемы, но есть способы борьбы с ней:

Требуется производить отсев информации с выделением наиболее существенного, для решения проблем с отказом от детальной информации;

Проблема перегрузки – это не только социальная проблема, но и физиологическая, и она не менее опасна и глобальна, как та же экологическая проблема. Человек сам себе строит проблемы и решает их героическим путём. По-видимому, сейчас не прилагается особо больших усилий для решения этой проблемы, но будем надеяться на лучшее и мы сумеем хоть как–то улучшить ситуацию.

Подводя итог, надо отметить, что нет конкретных способов решения этой очень важной проблемы, но есть общие рекомендации по поводу борьбы с ней:

Необходимо чёткое определение целей деловой активности;

Использование только необходимой информации;

Требуется производить отсев информации с выделением наиболее существенного, для решения проблем с отказом от детальной «вермишельной» информации;

Необходимы формирование высокой информационной культуры, выработка наиболее рациональных приемов и методов управления информацией. http://popovsergey.com/info-peregruzka-kak-ustranit/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то